1784 - На самом большом воздушном шаре, построенном братьями Монгольфье, и третьем по счёту среди аэростатов типа монгольфьер - "Флесселле", объём оболочки которого составлял 23 000 куб. м., - поднялись в воздух 7 пассажиров, среди которых Жозеф Монгольфье и Пилатр де Розе.
1785 - Первая попытка перелететь Ирландское море на аэростате предпринята Ричардом Кросби.
На глазах многотысячной толпы он взлетел на водородном аэростате из Рейнлэнг Гарденс (Ирландия). Начало полёта прошло удачно, но Кросби решил отложить перелёт через море ввиду наступления сумерек и в конечном итоге благополучно приземлился в Клонтарфе.
1896 - Александр Степанович Попов демонстрировал возможность практического использования аппаратуры на море, передавая радиосигналы на расстояние без проводов с использованием в передатчике и приёмнике одинаковых вибраторных антенн, настроенных в резонанс, на заседании Кронштадтского отделения РТО.
1914 - Родился Алексей Николаевич Годовиков — лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, политрук. В 1939 году окончил 1-ю Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова. В составе 148-го истребительного авиационного полка участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня, военный комиссар 1-й эскадрильи 740-го истребительного авиационного полка. 07 февраля 1942 года таранил разведчик Ju-88. Самолёт Годовикова был обнаружен 8 февраля 1942 года в полкилометре от сбитого им «юнкерса». Похоронен в городе Череповце Вологодской области на площади Жертв Революции... Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04 марта 1942 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
1915 - Состоялся первый налет немецких дирижаблей «Цеппелин» на Великобританию. В налёте участвовали L-3, L-4 и L-6. L-6 был вынужден вернуться на базу Норхольт из-за поломки двигателя. В 15 часов 30 минут Цеппелины достигли пригородов Ярмута (Great Yarmouth& King’s Lynn), где располагались военные заводы. Но из-за облачности бомбы были сброшены практически вслепую. 15 фугасных бомб весом по 50 кг. и 18 зажигательных бомб упали практически на центр города. Погибло 4 человека, 16 ранены. Разрушены небольшие здания.
1919 - Родился Лаптев Иван Алексеевич, лётчик-испытатель ЭМЗ В.М. Мясищева. В 1939-1940 обучался в Сталинградской ВАШЛ, в 1941 окончил Чкаловскую ВАШЛ (г. Оренбург). Служил в строевых частях ВВС (Забайкальский ВО). Участник советско-японской войны 1945 в должности командира звена 290-го бомбардировочного авиационного полка (1-й Дальневосточный фронт). После войны продолжал службу в Дальней авиации. В 1954 окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу (г. Иваново). С января 1956 – лётчик-испытатель. Испытывал серийные М-4 (1956-1961), ЗМ (1957-1962), 3МД (1960-1961), Ми-6 (1961-1963) и их модификации. Поднял в небо и провёл испытания 3М-5. Провёл испытания 3М на повторные нагрузки и по определению характеристик на больших углах атаки, ряд испытательных работ на Ил-22, 3М, М-4 и 3МД. С апреля 1975 года-в запасе. Жил и работал в Москве. Умер 17.12.2011 года.Похоронен на Троекуровском кладбище. Колумбарий, секция № 16.
1919 - Французскому авиатору Жюлю Ведрину (Jules Védrines) удалось посадить Caudron G. 3 на крышу универмага Galeries Lafayette в Париже, размером 28 м. (92 фута) на 12 м. (39 футов), выиграв приз в 25 000 франков.
1923 - Родился Клевцов Иван Васильевич, лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. В 1942 году окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов. Участник Великой Отечественной войны с ноября 1942 г. Воевал в составе 131 гв.шап, был зам. командира эскадрильи. Совершил 132 боевых вылета на разведку и штурмовку. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 9020). Всего за годы войны совершил 186 боевых вылетов. Участвовал в Параде Победы. В 1979 году в звании генерал-майора Клевцов вышел в отставку. Проживал в Москве. Умер 10 июня 1999 г., похоронен на Троекуровском кладбище Москвы...
1923 - В США вертолёт выходца из России авиаконструктора Георгия Александровича Ботезата поднял двух человек на 1,2 м.
1923 - Первый полёт многоцелевого вспомогательного самолёта Wolf (компания Armstrong Whitworth, Великобритания). Самолёт имел смешанную конструкцию, каркас фюзеляжа - из стальных труб, а крылья - из дерева.
1926 - Первый полёт пассажирского четырёхмоторного лайнера Udet U-11 Kondor. При проведении испытаний показал плохие характеристики. В серийное производство запущен не был, построен 1 экземпляр, разбился во время доставочного полёта к заказчику. Денег фирма Udet не получила, а затраты на разработку и строительство прототипа превысили миллион марок. В результате компания обанкротилась.
1932 - Первый полёт учебно-тренировочного самолета ДАР-6 (компания ДАР, Болгария), - учебного биплана для начальной подготовки пилотов, для тренировок и фигурного пилотажа.
1937 - Говард Робард Хьюз-младший вылетел из терминала Юнион Эйр, Бербанк, Калифорния, в 2:14 по Тихоокеанскому стандартному времени на борту своего самолёта Hughes Aircraft Company H-1 Racer, NR258Y. Он совершил беспосадочный перелёт через североамериканский континент в аэропорт Ньюарк Метрополитен, Ньюарк, Нью-Джерси, и прибыл в 12:42:25 по восточному стандартному времени.
Хьюз совершил полёт на расстояние 4007,3 км за 7 часов 28 минут 25 секунд со средней скоростью 534 км/ч. Он побил существующий рекорд, который сам же установил чуть более года назад на самолёте Northrop Gamma, более чем на два часа (полёт 1937 года не признан рекордом ФАИ).
1940 - Первый полёт совершил дальний морской гидросамолёт-разведчик Hа.139B/Umbay (Германия). Модифицированный самолёт совершил первый полёт на Балтике после запуска с катапульты «Frisenland». Экипаж состоял из обер-лейтенанта графа Шака и флиг-капитана Шустера. Hа.139B/Umbay после испытаний был поставлен в 1-ю эскадрилью 406-го полка береговой авиации. Эта часть была в основном оснащена летающими лодками Dо.18, которые во время норвежской операции были усилены пятью Do.26. Самолёты 1./Кu.Fl.Gr.406 совершали разведывательные и транспортные полёты во время боёв в Hорвегии. Ha.139B/Umbay вёл в основном разведку погоды в Арктическом секторе.
1941 - Ju.87 из II/SIG2 под командой майора В. Енецера потопил английский крейсер «Глочестер».
1945 - Налёт американских Б-29 полностью стёр с лица земли моторостроительный завод Кавасаки (Kawasaki) в Акаши, и выпуск мотора Ха-140 прекратился. Мотором Ха-140 комплектовался истребитель Ki-79. Завод Кавасаки перешёл на производство Кi.100.
1946 - Родился Александр Владимирович Щукин — лётчик-испытатель 1-го класса, майор, кандидат в космонавты. Окончил Качинское ВВАУЛ. Окончил Школу лётчиков-испытателей, Московский авиационный институт. Провел ряд испытательных работ на самолётах-истребителях по тематике института. Участвовал в испытаниях БТС-002. В 1980 окончил центр подготовки космонавтов. С 1981 - космонавт-испытатель ОКПИ. Прошёл подготовку по программе «Буран», в ходе которой проводил отработку системы ручного управления «Бурана». Погиб 18 августа 1988 года во время подготовки к празднику на спортивном Су-26М. Он совершил на этом самолёте несколько полётов и проводил тренировки к испытаниям на штопор. По свидетельству очевидцев, Щукин сорвался в перевернутый штопор на высоте около 1000 м, некоторое время штопорил на спине, затем вывел самолёт из перевернутого штопора, но вошел в обычный, из которого не вышел - высоты не хватило. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище...
1946 - В США на аэродроме Пинекастл (штат Флорида, США) состоялся первый испытательный полёт ракетного самолёта "XS-1" № 1 (бортовой номер 46-062), аппарат пилотировал лётчик-испытатель Джек Валентайн Вулэмс (Jack Woolams). Этим полётом была начата реализация программы "X-1". Цель программы - преодолеть скорость звука и изучить динамику поведение ЛА на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях. Аппарат представлял собой среднеплан (длина - 9.45м, высота - 3.26м, взлётная масса - 6354 кг, размах крылиев - 8.54м). Самолёт был рассчитан на максимальную скорость 2720 км/ч. Все машины "Х-1" имели четырёхкамерный ЖРД "XLR-11-RM-5" производства компании "Риэкшн моторз" (Reaction Motors) с тягой 2722 кгс.
1947 - Первый полёт Fiat G.212.
Модификация транспортного самолёта Второй Мировой Fiat G.12, получившая наименование G.212, мало чем отличалась от своего предшественника, разве что были проведены доработки в конструкции самолёта, повлекшие за собой удлинение фюзеляжа, и установлено новое оборудование. Опытным экземпляром, который был получен организацией Aeronautica Militair в декабре 1947 г., был единственный самолёт G.212CA с двигателями Alpha Romeo А.128. В нём в зависимости от компоновки салона могли разместиться 24, 30 или 40 пассажиров. Последовавший за этим самолёт G.212CP был оснащён двигателем Pratt & Whitney и получил известность как Monterosa или Aeropullman. Всего было построено 18 машин. Этот самолёт использовался в основном компанией Avio Linee Italianе на авиамаршрутах из Рима и Милана в Швейцарию, Бельгию, Грецию, Испанию и Турцию. Позднее несколько самолётов были проданы французским авиакомпаниям, а остальные использовались расположенным в Египте филиалом фирмы Fiat - Societa Servizi Aerei Internationale d'Egitto, для первых чартерных рейсов. Организация Аэронавтика Милитэйр закупила шесть самолётов G.212CP, один из которых имел внутри комнату для совещаний на четыре человека и салон на 14 человек. Последние два самолёта G.212, переданные военным, использовались с 1951 года в качестве летающих учебных классов.
1949 - Катастрофа Ил-12 (СССР-Л1381), Сталинская область, Сталино , 1-я Московская авиагруппа ГВФ, 42 то в Сталино (Донецке).
Погода в Сталино была следующей: облачность 10 баллов слоисто-дождевая 240 м, видимость 5 км, дымка, слабая метель. В 09:43 экипаж получил разрешение выруливать на старт. На борту находились 5 пассажиров и 880 кг груза. Перед взлетом экипаж дважды проверил работу двигателей – она была нормальной. Взлёт произведён в 10:50 по укатанной полосе с МК=130° (на город). После взлёта на высоте 30-40 м винт правого мотора получил раскрутку. Самолёт уклонился вправо на 15-20°. КВС выровнял направление полёта и продолжил набор высоты со скоростью 190-195 км/ч при наличии раскрутки. На высоте 70-90 м из-за препятствий (заводские трубы, терриконы шахт) прямо и слева по курсу КВС начал разворот вправо с креном 20-25°. В этот момент произошло ухудшение в работе левого двигателя – упало давление наддува, давление топлива и обороты двигателя. Действия экипажа по восстановлению нормальной работы моторов результатов не дали. Продолжая разворот вправо, самолёт перешёл в снижение с вертикальной скоростью 5-6 м/с. Экипаж выбрал триммер руля высоты на себя до 10°. В 100 м от полосы подхода аэродрома самолёт, пролетая над поселком на предельно-минимальной скорости, ударился левой плоскостью о деревянную опору электрической линии. В результате удара самолёт изменил направление полёта влево на 25-30°. В 40 м от столба он ударился левой плоскостью о жилой домик (ул. Крупской, д. 105) и потерпел катастрофу. Дом и самолёт были полностью разрушены. Все находившиеся на борту, кроме второго пилота, а также двое жителей дома, погибли. Главная причина – раскрутка винта правого двигателя и ухудшение работы левого двигателя из-за падения давления топлива. Раскрутка винтов двигателей самолётов Ил-12 носила массовый характер и привела к ряду аварий, катастроф и вынужденных посадок. Всего погибших: 10, экипаж - 3 (4), пассажиры - 5, на земле - 2.
1949 - Первый полёт транспортного самолёта Fouga CM.100 F-WFAV (компания Fouga, Франция). Был оснащён двумя поршневыми двигателями SNECMA (Renault) 12S-02 мощностью 580 л.с. ,приводящими в движение трёхлопастные пропеллеры Ratier.
1950 - Начались лётные испытания первого опытного образца самолёта истребителя Avro Canada CF-100 Canuck на заводском аэродроме в Мэлтоне, близ Торонто.
1955 - Постановлением СМ СССР №127-68 основан филиал Государственного союзного завода №165 МАП в посёлке Тураево Московской области - Лыткаринский машиностроительный завод - филиал ОАО «НПО «Сатурн»с целью расширения испытательной базы авиационных ТРД. Строительство велось интенсивно и уже в январе 1958 года проведено первое испытание двигателя. За 50-летний период ЛМЗ освоил изготовление узлов, общую сборку и испытания нескольких поколений авиационных ГТД, разработанных ОКБ под руководством Генерального конструктора Архипа Михайловича Люльки и вырос в многопрофильное производственное предприятие. Двигатели устанавливались на самолеты Павла Осиповича Сухого, Сергея Владимировича Ильюшина, Андрея Николаевича Туполева, Артёма Ивановича Микояна, Семёна Алексеевича Лавочкина, Александра Сергеевича Яковлева, Георгия Михайловича Бериева и других конструкторов-самолётчиков. На заводе освоено изготовление и испытания сопла для ТРД с отклоняемым вектором тяги. В 1960-70 годах на ЛМЗ производились ответственные узлы, и велась общая сборка жидкостного ракетного двигателя Д57 на криогенных компонентах. В 1970-80 годах совместно с научно- исследовательскими институтами ЦИАМ, ВИАМ, НИАТ, НИИД, ВИЛС, ИЭС имени Евгения Оскаровича Патона, ЦНИИКМ «Прометей» и другими на заводе внедрены прогрессивные технологические процессы и оборудование по аргонодуговой сварке в защитной среде, электронно-лучевые и ионно-плазменные технологии, вакуумно-термическая обработка, штамповка взрывом, виброшлифование лопаток, микропроцессорная техника при испытаниях двигателей, новые методы химических анализов, автоматизированное проектирование и многое другое. В 90-х годах создан стенд для испытаний стационарных ГТД на газообразном топливе-природном газе. На заводе освоено изготовление и испытания сопла для ТРД с отклоняемым вектором тяги. В настоящее время Лыткаринский машиностроительный завод с составе ОАО «НПО «САТУРН» принимает непосредственное участие в создании авиационного двигателя нового поколения.
1956 - Первый полёт совершил прототип палубного истребителя Supermarine Scimitar- N113D (Type 544).
Scimitar-палубный истребитель разработанный английской фирмой Supermarine по заказу Адмиралтейства Великобритании. Проект предусматривал взлёт истребителя с палубы авианосца при помощи катапульты и приземление при помощи гибкого троса. Королевские ВВС не проявили интереса к самолёту и он был изготовлен исключительно для Флота. Первый серийный самолёт взлетел 11 января 1957 года.
1960 - Первый полёт пассажирского самолёта PacAero CV-580 Super Convair. В США компания PacAero Engineering Corporation провела программу модернизации самолетов Convair 340 и 440, которая включала установку турбовинтовых двигателей Allison 501-D13 мощностью 3750 л.с. и увеличение площади рулевых поверхностей. Такие самолёты, обозначенные как CV-580 или отчасти известные как Super Convair, вмещали 56 пассажиров.
1960 - Седьмой прототип многоцелевого штурмовика Buccaneer S.Mk.1 (компания Blackburn, Великобритания), имевший обозначение NA.39 (XK523) совершил первую посадку на палубу авианосца Victorious в Ла-Манше.
1965 - В США с космодрома Cape Canaveral (мыс Канаверал) с помощью ракеты-носителя "Титан II GLV " (Titan) был проведен второй испытательный полёт беспилотного КК "Джемини-2" (Gemini) SC №2А по суборбитальной орбите. Программа полёта включала в себя проверку теплозащиты и других систем корабля. В креслах КК находились манекены. Полёт продолжался 18 мин 16 сек. КК приводнился в океане в 3422 км от места запуска.
1975 - В НПП "Аэросила" впервые создан воздушный винт с композитными лопастями, винт АВ-81 для ЯК-50.
1976 - Задана разработка единого для ВВС ПВО истребителя завоевания превосходства в воздухе Су-27 и учебно-боевого самолёта Су-27УБ.
1985 - Катастрофа Ил-18Д Т899 АК Cubana, р-н Сан-Хосе (Куба) Самолёт выполнил несколько глубоких кренов влево-вправо и столкнулся с землёй. Причины: отказ авиагоризонта, смещение груза в полёте.
1991 - Первый полёт второго прототипа экспериментального самолёта с УВТ Rockwell X-31.
1994 - Катастрофа самолёта Ан-22, RA-09331 (02340408), 8 втап. аэродром Мигалово, КК м-р Кредин А.Я.
Накануне, 18 января, экипаж выполнял полёт из Темплина, принимая участие в выводе наших войск из Германии, в Ростов-на-Дону. По метеоусловиям Ростова-на-Дону экипаж произвёл посадку в Твери. РД были настолько обледенелые, что экипаж не смог зарулить на стоянку и оставил самолёт прямо на РД. Ночью продолжал идти сильный снег.
19 января экипаж продолжил задание и выполнял полёт по маршруту Мигалово – Ростов-на-Дону с посадкой в Воронеже. Взлетный вес - 210т. После взлета и уборки механизации экипаж выполнял первый разворот влево для набора заданного эшелона. В процессе разворота был установлен номинальный режим работы двигателей. На 3 мин. полёта при выводе из 1-го разворота произошло самопроизвольное увеличение левого крена до 50 - 60º . Экипаж энергичным отклонением штурвала пытался вывести самолёт в горизонтальный полёт. Восстановить требуемый режим экипажу не удалось и было принято решение о переходе на сервоуправление, которое так же не дало положительного результата.
Обратный переход на бустерное управление привел к появлению правого крена и увеличению вертикальной V снижения. В создавшейся аварийной ситуации экипаж предпринял все возможные меры по выводу самолёта в горизонтальный полёт, но, в виду её скоротечности, предотвратить столкновение с землей не смог. На то, чтобы вывести машину из снижения экипажу не хватило всего метров десять. Правая плоскость крыла врезалась в землю и разрушилось, после чего «Антей» промчался через деревья на садовом участке и разрушился. В происшествии выжили заместитель командира эскадрильи майор лётчик-инструктор Николайчик А. В. и техник по авиационному оборудованию майор Юровских А. В., а также один из пассажиров. Все остальные 7 человек на борту (5 членов экипажа и 2 пассажира) погибли. Членов экипажа захоронили на Дмитрово-Черкасском кладбище...
Выводы комиссии:Причиной катастрофы явилось разрушение в полёте тяги бустерного управления левым элероном, которое в сочетании с конструктивным недостатком системы управления привело к нарушению поперечной управляемости, что не позволило экипажу при своевременных и правильных действиях предотвратить столкновение самолёта с землёй. С выводом комиссии об отказе управления из-за разрушения тяги управления элероном категорически не согласились представители ОКБ имени О. К. Антонова.Так по данным киевских конструкторов в ходе испытаний «Антей» даже с застопоренным элероном смог благополучно взлететь, а затем совершить посадку. Если бы тяга управления элероном действительно разрушилась, то под действием набегающего воздушного потока элерон должен был занять нейтральное положение, что также не могло привести к появлению крена. Основной причиной катастрофы представители из ОКБ назвали обледенение крыла. которое не было своевременно замечено. В пользу этой версии говорит то обстоятельство, что членов комиссии убеждали в том, что якобы самолёт перед вылетом обработали специальной противооблединительной жидкостью «Арктика». Однако в ходе изучения документов выяснилось, что этой жидкости на самом деле на аэродроме нет уже несколько месяцев...
2006 - В США (мыс Канаверал) двухступенчатой ракетой-носителем "Атлас-5/551" с разгонным блоком "Centaur-3/SEC" осуществлён запуск межпланетного зонда "New Horizons" к Плутону. 14 июля 2015 года, около 11:50 UTC — пролёт на расстоянии около 12,5 тысяч километров от поверхности Плутона. Собрал большой объём данных о планете и её спутниках.
2015 - Представитель Генерального штаба ВС Украины Владислав Селезнёв сообщил, что самолёт Ан-70 принят на вооружение. Но заказов на самолёт так и не последовало, летает в единственном экземпляре. 26 января было объявлено, что ГП «Антонов» начаты переговоры о возможности производства военно-транспортных Ан-70 «в кооперации с зарубежными партнёрами» и с использованием двигателей иностранного производства. В конце февраля 2015 года минобороны РФ исключило Ан-70 из государственной программы перевооружения вооружённых сил Российской Федерации 2011—2020 годов.
Свежие комментарии