На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 675 подписчиков

Свежие комментарии

  • Семен Смолкин
    Ляпс. ИсправимЭтот день в авиац...
  • Сергей Цыбин
    С каких пор Ми-28 стал первым с продольной компоновкой кабины? А Ми-24Б? Что за безграмотный аффтор пишет такую муть?Этот день в авиац...
  • Семен Смолкин
    А известны даты пусков САС?Этот день в авиац...

Корабль Crew Dragon в космосе, а что с нашим «Орлом»: космическая конкуренция

В NASA и SpaceX продолжают праздновать стыковку Crew Dragon с МКС. Для России же самостоятельный полет американцев на Международную космическую станцию, как и запуск первого в мире частного космического корабля – повод серьезно задуматься о будущем космической отрасли.

NASA и SpaceX есть, что праздновать

Командир Crew Dragon Даг Херли с орбиты уже успел поделиться своими впечатлениями от полета. Со страниц NASA и SpaceX в Twitter не сходят улыбающиеся лица американских астронавтов. Повод для веселья действительно есть, и он очень масштабен. Не зря директор NASA Джим Брайденстайн в своем Twitter сделал заявление не столько даже на тему космоса, сколько политическое по содержанию:
NASA обладает уникальной способностью объединять людей даже во времена больших трудностей. Я надеюсь, что историческая миссия Боба и Дага в субботу напомнила нам о том, что мы можем достичь великих целей, когда мы собираемся вместе как нация.
Астронавт Крис Кэссиди, в свою очередь, подчеркнул важность международного сотрудничества в космической сфере.
Долгое время многие люди в мире были убеждены: Илон Маск блефует, однако он оказался не так прост, как о нем думали. Сотрудничество SpaceX и NASA началось еще в далеком 2008 году, и вот оно, спустя двенадцать лет, принесло столь ощутимые результаты.
Первое и самое главное – американцы могут доставлять людей на МКС теперь самостоятельно, российские корабли более для этого не нужны. Для России такое развитие событий – потенциальная потеря под 100 млн долларов с каждого американского "пассажира". Учитывая, что на МКС обычно летало по 5-6 астронавтов, «Роскосмос» потенциально может остаться без дохода в размере 400-500 млн долларов в год.


Второе и не менее важное последствие полета Crew Dragon – в космос отправился частный космический корабль. И для NASA это уже оказалось дешевле, чем самостоятельно заниматься вопросами доставки астронавтов. В самом ближайшем будущем в космос неизбежно полетит и корабль Boeing, которая давно «наступает на пятки» SpaceX. Пока детищу Маска удалось обойти гиганта американского авиапрома, но кто знает, как будут развиваться события в дальнейшем и кто начнет доминировать в конкурентной борьбе за освоение космоса.
Не стоит забывать и о том, что Crew Dragon в итоговом проекте больше и вместительнее «Союзов»: потенциально до семи человек. Пока кресел меньше.
Но поскольку это коммерческий проект, ничего не стоит организовать постоянные рейсы космических туристов, которых будет предостаточно среди состоятельных людей и всевозможных «звезд, рвущихся к звездам». Что может противопоставить такому развитию событий Россия?

Есть ли у России шанс не остаться в проигрыше в космосе?

Космические корабли «Союз» с невероятным потенциалом и надёжностью, но и они устаревают. Главной надеждой остается корабль «Федерация», он же «Орел». В 2013 г. на МАКС впервые показали модель «Федерации» в пластике. С тех пор «воз и ныне там». В «Роскосмосе» обещают, обещают и обещают, но даже по самым оптимистичным прогнозам полетит «Орел» в космос не ранее 2027 года. То есть, ждать семь лет. А Crew Dragon уже в космосе. И Starliner компании Boeing, скорее всего, также полетит в самом обозримом будущем. Космическая конкуренция только усиливается.


Но главное даже не сроки полета «Орла», по которым мы уже сильно отстали от американцев, а отсутствие четкой космической стратегии. Увы, но системный кризис, поразивший почти все отрасли, оставшиеся современной России в наследство от Советского Союза, не обошел стороной и «Роскосмос».
Какое-то время Россия еще лидировала за счет советских разработок, но всему приходит конец, если не развивать технологии, не уделять внимание фундаментальным научным исследованиям, допускать «утечку мозгов» в те же американские корпорации. Уже сейчас, как утверждают эксперты, у России не остается иного выхода, как предлагать партнерские полеты. Это когда один американский астронавт летит на «Союзе», а наш – на Crew Dragon.
Одной из серьезных ошибок в космическом направлении, вероятно, является чересчур милитаризованное понимание космической отрасли. Власть интересует «военный космос», тогда как в США прекрасно понимают значимость и прибыльность и гражданских космических исследований и проектов. Опыт полета Crew Dragon – прекрасный шанс для России кое-что переосмыслить и переформатировать, если, конечно, это действительно нужно.
Правда, американскому "Дракону" свою надёжность ещё предстоит доказать. До МКС долетел, теперь нужно возвращаться. Это не менее сложная задача в техническом плане.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

Многоразовый пилотируемый космический корабль «Орел»

Космический корабль «Орел» - многоразовый пилотируемый космический корабль, разработанный РКК «Энергия» на смену кораблям «Союз» и грузовикам «Прогресс». Целью создания корабля является обеспечение национальной безопасности, технологической независимости, обеспечение доступа России в космос со своей территории, доставка людей и грузов на орбитальные станции, полет на полярную и экваториальную орбиту, исследование Луны и посадки на ее поверхность. Ранее корабль носил название «Федерация». Спускаемый аппарат КК «Орел» будет из алюминиевых сплавов. Управления корабля проектируется для одного человека. На КК запланирована установка модернизированной системы стыковки «Курс-Л» от «Союзов». Корабль оснастят комбинированным терморегулирующим покрытием «Термалокс» и санузлом. Корабль проектировался с расчетом на возможность глубокой модификации в будущем. Спускаемый аппарат будет приземляться с помощью трех парашютов, реактивной системы мягкой посадки, на амортизированные опоры.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПИЛОТИРУЕМОГО КОРАБЛЯ «ОРЕЛ»

Орбита: 337-430 км

Срок активного существования: до 1 года

Срок автономного существования: до 30 суток

Экипаж: 4-6 человек

Полезная нагрузка на МКС: 500 кг

Полезная нагрузка с МКС: 500 кг+

Двигатель: т.д 22,5 тс и о.д 75 кгс

Двигатели коррекции орбиты: есть

Топливо: перекись водорода, гептил

Длина: 6,1 м

Диаметр: 4,4 м

Полезный объем: 9,3 м3


29 октября 2019 года в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского проведен этап испытаний КК «Орел». Предметом исследований стали аэродинамические характеристики крышки парашютного контейнера в процессе ее отделения от возвращаемого аппарата корабля. Отделение крышки парашютного контейнера напрямую связано с вводом в действие парашютной системы возвращаемого аппарата, поэтому ее надежное и безударное отделение - залог обеспечения безопасности экипажа.

6 сентября 2019 года космический корабль «Федерация» переименован в «Орел», в честь первого российского военного парусного корабля. Название отсылает к главному конструктору ракетно-космической промышленности СССР Сергею Королёву, который называл космонавтов «орлятами».

7 декабря 2018 года проведён первый испытательный полёт на стенде в корпорации Энергия, результатом стал 5 часовой полёт со стыковкой с МКС. Учёные из Научно-исследовательского института пищеконцентратной промышленности и специальной пищевой технологии, рассказали о том что экипаж «Федерации» в полёте будут пить кофе, защищённый от радиации.

29 сентября 2018 года создано новое кресло для корабля, которое назвали «Чегет» в честь одноименной кавказской горы, его испытаниями займется РКК Энергия.

27 июня 2018 года завершились испытания макета возвращаемого аппарата в гиперзвуковых трубах. Также специалистами лётно-испытательного отдела РКК «Энергия» была проведена экспериментальная отработка и макетирование средств фиксации внутри командного отсека, а именно поручней, для того что бы экипажу было удобнее работать.

28 мая 2018 года завершился первый этап испытаний модели корабля в трансзвуковой аэродинамической трубе ЦАГИ. В ходе которых были проведены исследования аэродинамических характеристик, распределения и пульсации давления на исполнительных моделях отдельного возвращаемого аппарата и в составе с ракетой-носителем.

В апреле 2018 года принято решение запускать новый корабль с помощью ракеты Союз-5.

В марте 2018 года было решено переделать уже имеющийся скафандр Сокол-М с гермомолнией, разработанный для корабля, так как его внешний вид и прочие характеристики, не соответствовали заявленным требованиям. 

В 2017 году практически закончена разработка конструкторской документации, началось изготовление отдельных узлов. Проведено макетирование и 3D моделирование санузла.

В 2016 году начато строительство космического корабля «Федерация»; проведены испытания первого в мире углепластикового корпуса командного отсека для КК, изготовлены следующие два полноразмерных макета для лётных и сертификационных испытаний. В первой половине года завершены выбор и сертификация материалов, из которых будет изготовлен корабль.

В 2015 году на авиасалоне МАКС был впервые представлен целиком выполненный из углепластика корпус командного отсека корабля.

В 2015 году завершилось изготовление пилотажно-процедурного стенда корабля. Задача стенда - разработка и экспериментальная отработка человеко-машинного интерфейса, режимов ручного управления и основных алгоритмов деятельности экипажа.

В 2015 году начата разработка следующего этапа создания «Федерации», на котором предстоит выпуск рабочей конструкторской документации и изготовление макетных, опытных и штатных изделий и установок для «Федерации». РКК «Энергия» проведёт наземные автономные испытания изготовленной «материальной части» и отработает основные технологические процессы изготовления корабля. На проектно-компоновочном макете «Федерации» проведена оценка возможных зон размещения спальных мешков для сна экипажа.

В 2014 году завершена разработка технического проекта перспективной пилотируемой транспортной системы первого этапа. В РКК «Энергия» совместно с космонавтами и специалистами НИИ ЦПК проводилась экспертная оценка интегрированной многоканальной ручки управления движением и ориентацией, которая планируется к использованию на ПТК.

В 2013 году на МАКС-2013 показали новый макет. Позднее РКК «Энергия» выполнена разработка эскизного проекта и технического проекта по созданию перспективной пилотируемой транспортной системы нового поколения первого этапа, подписан контракт на дальнейшие этапы работ.

В 2013 году начался выпуск рабочей документации на элементы системы. По этой документации будут изготовлены вначале опытные, а затем лётные экземпляры космического корабля и ракеты-носителя для него. Начались испытания иллюминаторов.

В декабре 2012 года завершено проектирование «Федерации» РКК «Энергия» - объёмом 1666 томов. Техническое проектирование космического корабля проводилось с использованием «цифровых технологий».

В апреле 2012 года «Роскосмосом» утверждено дополнение к исходному техническому заданию на технический проект «Федерации». Основной его задачей стало обеспечение полётов к Луне при сохранении возможности транспортно-технического обслуживания околоземных станций. Участие КК в марсианских экспедициях в качестве межпланетного корабля не предполагается.

В 2011 году выполнены предварительные работы по «Федерации»: разработано и утверждено 118 технических заданий, заключено 102 договора со смежными организациями, выпущено 14 научно-технических отчётов, изготовлено 5 аэродинамических моделей. Проведены исследования, которые подтверждены испытаниями в аэродинамических трубах на изготовленных моделях. Разработано дополнение к ТЗ, включающее Пилотируемый комплекс для полётов к Луне, обеспечивающий доставку на окололунную орбиту и возвращение на Землю до 4-х человек экипажа и 100 кг груза.

В 2011 году полноразмерный макет был впервые показан массовому зрителю на авиасалоне МАКС.

В июне 2010 года завершилось эскизное проектирование корабля. Военные представители в «Энергии» одобрили эскизный проект перспективного пилотируемого космического корабля.

В 2009 году РКК «Энергия» выиграла конкурс на создание корабля нового поколения «Федерация». В апреле специалисты корпорации начали работу над эскизным проектом.

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = == 

Илья Полонский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх