На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 19 апреля

Этот день в авиации. 19 апреля

eole-i.jpg

1890 - Французская патентная служба регистрирует на имя мсье Адера патент № 205155 "Крыльчатый аппарат для воздушного судоходства, именуемый авионом". В патенте было приведено только общее описание самолёта: "Авион будет состоять в основном из корпуса, крыльев, силовой машины и движителя (пропеллера).

..Силовая машина состоит из парового котла с его топкой, из собственной машины, из парового конденсатора и разных принадлежностей".

Этот день в авиации. 19 апреля

1911  Морской министр России адмирал Иван Константинович Григорович дал «добро» на формирование в Севастополе первой команды военно-морских лётчиков в составе двух отделений, в каждое из которых входило по три аэроплана.

kruten1.gif

1917 - Русский военный лётчик Евграф Николаевич Крутень в чине капитана принял командование боевой авиагруппой Юго-Западного фронта. На фото "Ньюпор-23" Евграфа Крутеня, на котором он летал весной 1917 год.

Этот день в авиации. 19 апреля

1918 - Родился Александр Алексеевич Мироненко — 17 июля 1999; город Москва) — советский лётчик-ас истребительной авиации ВВС Военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны и военачальник, Герой Советского Союза (22.07.1944). Генерал-полковник авиации (16.06.1965), заслуженный военный лётчик СССР (1965), кандидат военно-морских наук (1967),командующий авиацией ВМФ (1974 —1982)

В ВМФ с августа 1937 года. В 1940 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище имени И. В. Сталина. Сначала был оставлен младшим лётчиком и лётчиком-инструктором в училище, но затем в том же 1940 году направлен лётчиком в 5-й истребительный авиационный полк ВВС Балтийского флота.В июне-сентябре 1941 — командир звена 5-го истребительного авиационного полка ВВС ВМФ, в сентябре 1941 — августе 1942 — командир звена 71-го истребительного авиационного полка ВВС ВМФ, в августе 1942 — январе 1943 — командир авиаэскадрильи 11-го истребительного авиационного полка ВВС ВМФ.В январе-мае 1943 — командир 12-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ВВС ВМФ, в июне 1943 — мае 1945 — командир 13-го (с июля 1944 — 14-го гвардейского) истребительного авиационного полка ВВС ВМФ. Воевал в составе ВВС Балтийского флота.Участвовал в обороне Таллина и Ленинграда, снятии блокады Ленинграда, Выборгско-Петрозаводской операции, освобождении Прибалтики, Восточно-Прусской операции и блокаде курляндской группировки противника. За время войны совершил 671 боевой вылет на истребителях И-15бис, МиГ-3, Як-7Б и Як-9, в 74 воздушных боях сбил лично 16 и в составе группы 5 самолётов противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года подполковнику Мироненко Александру Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза.

До октября 1945 года продолжал командовать истребительным авиаполком (ВВС Балтийского флота). В 1948 году окончил Военно-морскую академию. С декабря 1948 года командовал 7-й истребительной авиадивизией (ВВС Тихоокеанского флота). С февраля 1949 — помощник командующего ВВС Тихоокеанского флота, с сентября 1952 — командир 106-го истребительного авиакорпуса ПВО (ВВС Тихоокеанского флота), с августа 1954 — вновь помощник командующего ВВС Тихоокеанского флота. В мае 1956 — январе 1971 — командующий ВВС Черноморского флота. В 1969 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. Генерал-лейтенант авиации (18.02.1958).В январе 1971 — августе 1974 — начальник штаба авиации ВМФ, а в августе 1974 — июле 1982 — командующий авиацией ВМФ. С 1982 года — научный консультант в Научно-техническом комитете ВМФ. С декабря 1987 года генерал-полковник авиации А. А. Мироненко — в отставке.Работал референтом в Научно-техническом комитете ВМФ. Жил в Москве. Умер 17 июля 1999 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве...

Этот день в авиации. 19 апреля
1921
 - Состоялся первый полёт многоцелевой летающей лодки Cromarty. В 1918 году Королевский Военно-Морской Флот Великобритании заказал фирме Short многоцелевую летающую лодку по спецификации Адмиралтейства N.3. При разработке проекта была использована конструкция хорошо зарекомендовавшей себя летающей лодки Felixtowe F.3/F.5, производимой по лицензии фирмой Short. Испытания лодки выявили серьёзные недостатки и Адмиралтейство приняло решение отказаться от заказа. Второй экземпляр лодки Cromarty так и осталась недостроенной.

Этот день в авиации. 19 апреля

1922 - Родился Эрих Альфред Хартман (г. Вайсах, Вюртемберг), немецкий лётчик-ас, наиболее успешный и результативный пилот-истребитель за всю историю авиации.В ходе Второй мировой войны совершил 1404 боевых вылета, одержав 352 воздушные победы (из них 344 над советскими самолётами и 8 над американскими) в 802 воздушных боях.Свою 352-ю и последнюю победу в воздухе Эрих Хартманн совершил 8 мая 1945 года. Эрих и оставшиеся военнослужащие из JG 52 сдались американским войскам, но были переданы Красной армии. Как военнопленный обвинённый в порче социалистического имущества (так как фактов о его причастности к военным преступлениям не было) и приговорённый к 25 годам заключения в лагерях строгого режима, Хартманн провёл в них 10 с половиной лет, до 1955 года. В 1956 году он присоединился к перестроенным Люфтваффе Западной Германии и стал первым командиром эскадры JG 71 «Рихтгоффен». В 1970 году он ушёл из армии, во многом из-за неприятия им американского истребителя Lockheed F-104 Starfighter, которым тогда укомплектовывались войска ФРГ, и постоянных конфликтов с вышестоящими начальниками. Умер Эрих Хартманн 20 сентября 1993 года...

Этот день в авиации. 19 апреля
1923
 - Поднялся в воздух первый экземпляр английского многоцелевого вспомогательного самолёта S.3 Springbok/Chamois (J6975). В ходе испытаний второй экземпляр (J6975) потерпел катастрофу и в результате первый экземпляр был возвращён на фирму на доработку.

Этот день в авиации. 19 апреля
1932
 - Состоялся первый полёт самолёта Dewoitine. D.535, оборудованного двигателем Hispano-Suiza 12Xbrs мощностью 500 л.с.. D.535 - истребитель, разработанный французской фирмой Dewoitine. D.535 является дальнейшим развитием истребителя Dewoitine D.27. По результатам испытаний было решено работы над самолётом не продолжать.

Этот день в авиации. 19 апреля

1932 - Роберт Годдард произвёл запуск ракеты, управляемой при помощи гироскопа. Ракета, оснащённая гирорулями, стабильно пролетела по заранее заданной траектории. Это было выдающимся достижением в области ракетной техники. Работы Годдарда в период 1930-1935 годов показали, что стабилизация ракет в полёте с помощью гироскопов является более эффективной по сравнению с другими методами.

Этот день в авиации. 19 апреля
1936
 - Первый литовский планер BRO-3 ("Pukas") литовского авиаконструктора Бронюса Ошкиниса (Bronius Oskinis) поднялся в воздух с Каунасского аэродрома. В ходе его проектирования Ошкинс решил доказать, что планеры с более коротким крылом могут иметь лётные характеристики не хуже чем с длинными крыльями. Для BRO-3 конструктор выбрал крылья с размахом в 10 метров и популярным на то время профилем GO-535.

 Этот день в авиации. 19 апреля

1937 - Первый полёт цельнометаллической амфибии АНТ-44 (МТБ-2) с колёсным шасси, лётчики-испытатели Тимофей Владимирович Рябенко и Георгий Михайлович Шиянов. Затем заводские испытания проводились на Химкинском водохранилище. В испытательных полётах приняли участие также известные лётчики - Михаил Михайлович Громов и Андрей Борисович Юмашев. По оценкам испытателей, самолёт хорошо маневрировал на воде, взлёт и посадка были просты и доступны, управляемость на всех режимах полёта - нормальная. Продольная и поперечная устойчивость оценивались как вполне приемлемые. В июле 1938 г. летающая лодка с четырьмя двигателями М-87 была передана на госиспытания. При взлётной массе 18 500 кг дальность полёта была 2500 км, потолок - 6600 м, максимальная скорость на высоте 3750 м - 355 км/ч. На самолёте установлено четыре рекорда по классу "амфибия". АНТ-44 участвовал в ВОВ, серийно не выпускался.

Этот день в авиации. 19 апреля
1938
 - Начались войсковые испытания разведывательного гидросамолёта ОКБ Георгия Михайловича Бериева КОР-1 (Бе-2) в морском варианте. Они проводились в Таганроге и Севастополе. Они закончились 20 июня и показали, что, хотя часть дефектов удалось устранить (в частности, двигатель работал в нормальном тепловом режиме), самолёт так и не соответствовал всем требованиям, предъявляемым к корабельному разведчику. Сменив поплавки на колёсное шасси, с 14 по 23 июля провели войсковые испытания сухопутного варианта КОР-1. Летал лётчик-испытатель Семён Афанасьевич Коровицкий, который в целом дал положительный отзыв, однако отметил неудовлетворительные штопорные качества машины. Из-за этого выполнять фигуры высшего пилотажа на КОР-1 было запрещено до проведения соответствующих доработок.

i180-2.jpg
1939
 - Лётчик-испытатель Евгений Георгиевич Уляхин совершил на И-180-2 первый полёт. Вторая опытная машина И-180-2(Е-2) была построена на заводе № 1. По сравнению с первым экземпляром она имела крыло увеличенного размаха и площади, а также более доведенный, хотя и менее мощный мотор М-87А, замененный в дальнейшем на М-87Б. 1 мая 1939 года Степан Павлович Супрун продемонстрировал И-180-2 на воздушном параде над Красной площадью.В процессе испытаний И-180-2 показал скорость 540км/ч. Самолёт был рекомендован к серийному производству с мотором М-88, который к тому времени прошёл госиспытания.

Этот день в авиации. 19 апреля
1940
 - В НИИ ВВС завершились государственные испытания(с 31 марта1940 года) бронированного штурмовика ЦКБ Сергея Владимировича Ильюшина БШ-2 (ЦКБ-55) № 2 (ведущий инженер - военинженер 1-го ранга Н. С. Куликов, ведущий летчик-испытатель - майор Александр Кузьмич Долгов и штурман-испытатель - майор Иван Дмитриевич Соколов). На самолёте было выполнено 38 полётов с общим налётом 19 часов 20 минут.

Этот день в авиации. 19 апреля
1940
 - Поступил на испытания первый прототип французского легкого истребителя MB.700-01 (MB.700 No.01). Первые полёты провел на нем лётчик Даниэль Растел. Примерно за месяц МВ.700 налетал 10 часов, пока его не эвакуировали подальше от быстро продвигающихся немцев. На испытаниях удалось достичь скорости 533 км/ч и это при составе вооружения соответствующем МВ.151 или MS.406 с более мощным мотором. Пилотажные характеристики тоже оказались на высоте, хотя были жалобы на излишне большую нагрузку на крыло, составлявшую 148,95 кг/м2. Фирмой был также предложен морской вариант истребителя, получивший обозначение МВ.720, но на его постройку уже не оставалось времени. После оккупации Франции следы МВ.700 теряются и в дальнейшем возобновлять программу строительства лёгких истребителей не стали.

Этот день в авиации. 19 апреля

1946 - Первый полёт первого серийного Як-11 (Саратовский авиазавод). Этот самолёт с цельнометаллическим крылом стал важной ступенью для перехода в будущем на производство реактивной авиационной техники. 30 апреля 1949 года над территорией завода промчался первый реактивный истребитель конструкции Семёна Алексеевича Лавочкина ЛА-15. Он имел необычайно малый вес для реактивного самолёта - 3850 кг, максимальную скорость - 1026 км/ч, был лёгок в управлении. Ещё более высокие боевые качества имел одноместный многоцелевой истребитель МИГ-15. Он оказался исключительно удачным и быстро приобрёл мировую известность.

Этот день в авиации. 19 апреля
1949
 - Впервые в СССР штурман 196-го истребительного авиаполка майор Константин Зотов применил катапультное кресло в качестве средства спасения. Кресло конструкции ОКБ Семёна Алексеевича Лавочкина на Ла-15. Ещё до начала войсковых испытаний, во время тренировочного полёта при подготовке к первомайскому параду, на одном из истребителей-перехватчиков ЛА-15 произошёл пожар в воздухе. Пилотировавший его майор Константин Зотов впервые в стране вынужденно воспользовался катапультной установкой и благополучно приземлился, за что был награждён орденом Красного Знамени.

Этот день в авиации. 19 апреля

1950 - Первый полет разведчика Ил-28Р с двигателями ВК-1,лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки.
Самолёт предназначался для выполнения тактической и оперативной воздушной разведки в интересах фронтов, флотов и воздушных армий. В соответствии со своим назначением он имел разнообразную аппаратуру для фоторазведки днём и ночью. Оборудование дневного фотографирования состояло из трёх аэрофотоаппаратов АФА-33 с фокусным расстоянием 100, 75, 20 см и одного АФА-РБ для маршрутной, плановой и перспективной съёмок. Ночное фотографирование обеспечивалось двумя аэрофотоаппаратами НАФА-Зс и комплектом осветительных бомб, в который могли входить ФОТАБ-100-60, ФОТАБ-50-35, САБ-100-55 и САБ-100-35. Аппаратура размещалась в бомбоотсеке в автоматической качающейся установке АКАФУ и специальном фотоотсеке в хвостовой части фюзеляжа. Контейнеры аэрофотоаппаратов обогревались тёплым воздухом, отбираемым из системы обогрева и наддува кабины экипажа. Конструкция самолёта и его систем давала возможность проводить в полевых условиях быстрый монтаж фотооборудования различного типа в зависимости от задания. Для увеличения дальности полёта на самолёте установили дополнительные топливные баки в бомбоотсеке и два сбрасываемых ПТБ на законцовках крыла. Общая ёмкость топливной системы возросла на 2660 л, что дало возможность увеличить дальность полёта "по потолкам" Ил-28Р до 3150 км.

Этот день в авиации. 19 апреля

1951 - Впервые взлетел в Хатфилде первый прототип "Си Венома", созданного для замены поршневого истребителя "Си Хорнет". В марте 1947 года английское Адмиралтейство выдало заказ на постройку первых 30 "Си Вампиров". Одновременно на фирме "Де Хевиленд" построили двухместный "Веном" NF.Мк.2, создававшийся как всепогодный ночной истребитель с РЛС наземного базирования. Его испытания проходили вполне успешно, и вскоре появился и двухместный палубный вариант - "Си Веном" NF.Мк.20. Две первые опытные машины оснащались узлами для запуска с катапульты и тормозным гаком, а устройство складывания законцовок крыла появилось начиная с третьего "Морского Злодея". Кроме этого, амортизаторы основных стоек шасси получили больший ход, а под килями установили небольшие бамперы, защищавшие хвостовое оперение на взлёте и посадке. Лётчик и штурман-оператор радара сидели рядом в общей кабине с откидным назад фонарём.

Этот день в авиации. 19 апреля
1951
 - В Таганроге завершились Государственные контрольные испытания летающей лодки Бе-6М. Ведущим летчиком-испытателем был п-к Иван Моисеевич Сухомлин, ведущим инженером - инженер - м-р А.К.Подторжнов.  Именно этот вариант гидросамолёта под обозначением Бе-6 запустили в 1952 года, в серийное производство на заводе № 86 в Таганроге.

Этот день в авиации. 19 апреля

1953 - В Советском Союзе с ракетного полигона "Капустин Яр" (Астраханская обл.) осуществлён первый успешный пуск стратегической баллистической ракеты "Р-5" на дальность полёта 1200 км. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности минус 7,540 км, по направлению вправо 0,954 км. Масса ракеты 28,57 т. Масса ГЧ 1,4 т.

Этот день в авиации. 19 апреля

1953 - В Тамбове был сформирован 4-й Центр боевого применения ВВС (первоначальное наименование). В настоящее время(с 1960) – Государственный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ имени В. П. Чкалова г.Липецк. За 60 лет в нём прошли подготовку более 60 тыс. офицеров.

Railan_AleksMaksim.jpg
1954
 - Родился Александр Максимович Райлян — Герой Советского Союза (25.02.1988), полковник (1991), Заслуженный военный лётчик Российской Федерации (11.05.1995).В 1974 году окончил Саратовское военное авиационное училище лётчиков.В 1987-1988 годах проходил службу в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане (Джелалабад пров. Нангархар).2-я эскадрилья десантно-транспортных вертолётов Ми-8 335-го отдельного вертолётного полка ВВС 40-й армии, которой командовал Александр Райлян, за это время выполнила ночных заданий больше, чем все полки ВВС СССР вместе взятые. При этом эскадрильей не было потеряно ни одного человека.Участвовал в боевых действиях в Таджикистане, Косово и Чечне.Совершал вылеты в Чернобыльскую зону, принимал участие в миротворческих операциях на территории Абхазии, Югославии (Косово), в миссии ООН в Анголе и Сьерра-Леоне.В 1992—1994 годах — старший лётчик-инспектор отдела боевой подготовки Управления Авиации Сухопутных войск. С 1994 года — заместитель начальника, а в 1995—1999 годах — начальник отдела боевой подготовки Управления Авиации Сухопутных войск (с декабря 1997 года — Управления Армейской авиации). В июле — августе 1993 года участвовал в боевых действиях в Таджикистане, в ноябре-декабре 1994, январе — феврале 1995 и мае 1996 года — в боях в Чечне. В 1999—2003 годах — заместитель начальника боевой подготовки Управления Армейской авиации. С мая 2003 года полковник Райлян А. М. — в запасе. За годы службы Александр Райлян совершил более 1100 боевых вылетов. Освоил вертолёты: Ми-1, Ми-4, Ми-8, Ми-6, Ми-22, Ми-26, Ка-27 и их модификации.Живёт в Москве.

Этот день в авиации. 19 апреля

1957 - Состоялся первый полёт истребителя СМ-12 (вариант МиГ-19) конструкции ОКБ Артём Иванович Микояна.

alize.jpg

1957 - Состоялся первый полёт прототипа Вr.1050-03 французского палубного противолодочного самолёта Br.1050 Alize. В конце 1958 года Вr.1050-03 так же, как и первый Alize, перелетел в Англию, где на авиабазе в Бедфорде провёл новый цикл испытаний по катапультному взлёту и посадке с использованием авианосной системы торможения. Вr.1050-03 изначально комплектовался двигателем Rolls-Royce Dart R. Da 20. Но ещё до начала полётов на самолёт установили Dart 21 (R.Da 21) мощностью 1950 л.с. и новый масляный радиатор. Двигатель комплектовался новым четырёхлопастным винтом Breguet-Rotol BR.4, разработанным одним из подразделений фирмы Breguet.

Этот день в авиации. 19 апреля

1960 - Шеф-пилот фирмы Grumman Боб Смит поднял в воздух первый опытный образец штурмовика А-6 "Интрудер". В двухместной кабине он находился один. Самолёт легко поднялся в воздух после разбега по полосе заводского аэродрома в Калвертоне. Шасси в полёте не убиралось. Заходя на посадку, лётчик отклонил сопла двигателей на максимальный угол, снизил скорость до 195 км/ч и приземлился. Испытательные полёты показали, что, благодаря мощной механизации крыла, взлётно-посадочные характеристики вполне удовлетворяют заказчика и без применения системы отклонения вектора тяги. Горизонтальная и вертикальная составляющая посадочной скорости не превышали 204 км/ч и 4 м/с соответственно.

Этот день в авиации. 19 апреля

1960 - В Советском Союзе  аварией первой ступени ракеты-носителя "Восток-Л 8К72"/Луна/SL-3 закончилась попытка запустить с космодрома Байконур автоматической межпланетной станции "Луна-4B" ["Е-3/Е-2Ф", сер. №2] для фотографирования обратной стороны Луны. Из-за уменьшения тяги на 25% РД 8Д74 на блоке "Д" он на 0.02с полёта отделился от пакета. На высоте около 200 метров произошло аварийное отделение оставшихся трёх боковых блоков ракеты, которые продолжили неуправляемый полёт, один из боковых блоков упал всего в 100 метрах от монтажно-испытательного корпуса. Взрыв нанес корпусу значительный ущерб, но, к счастью здание не было разрушено и жертв не было. Разрушение МИКа могло сказаться на задержке проведения пусков КК по пилотируемой программе. Это был девятый запуск советского КА с целью исследования Луны.

Этот день в авиации. 19 апреля

1964 - Экипаж лётчика-испытателя Василия Петровича Колошенко установил на В-8АТ (В-8, Ми-8 ) два мировых рекорда: рекорд дальности по замкнутому маршруту (2465,7 км) и рекорд скорости на базе 2000 км (201,8 км/ч).

Этот день в авиации. 19 апреля

1965 - Первый пуск МБР УР-100 ОКБ Владимира Николаевича Челомея. Самая массовая отечественная МБР.

Этот день в авиации. 19 апреля

1966 - с космодрома «Ванденберг»(США) был запущен разведывательный спутник KH 7-27.

Этот день в авиации. 19 апреля

1967 - Первый полёт серийного четырёхмоторного транспортного укороченного взлёта и посадки Breguet Br.941S. Все четыре экземпляра поступили на эксплуатацию в ВВС Франции, но больше машин построено не было. 

Этот день в авиации. 19 апреля

1971 - Выведена на орбиту ракетой-носителем «Протон-К» впервые в мире долговременная орбитальная станция «Салют-1» – станция первого поколения («Изделие 17К» или № 121). Существовала до 11.11.1971.

В середине 1960-х годов конструкторское бюро Владимира Николаевича Челомея, имея собственную тяжёлую ракету-носитель «Протон», приступило к разработкам орбитальной станции военного назначения и транспортного космического корабля. Однако работа шла медленно, возникла задержка с системами жизнеобеспечения и двигательными установками. Константину Петровичу Феоктистову пришла идея установить на будущей станции системы и агрегаты от корабля «Союз», тем самым первыми в мире создать орбитальную станцию. Феоктистов обратился с этим предложением к секретарю ЦК КПСС Устинову, курировавшему ракетно-космическую промышленность. Дмитрий Фёдорович поддержал проект и вынес его на рассмотрение в Политбюро ЦК КПСС. Члены Политбюро одобрили план и вынесли соответствующее постановление, тем более, что в СССР планировали отпраздновать трудовыми достижениями 100-летнюю годовщину со дня рождения Ленина, а также близился XXIV съезд КПСС. Несколько корпусов орбитальных станций были переданы из КБ Челомея в КБ Королёва. Владимир Николаевич Челомей впоследствии оценил это действие как «пиратский набег на его остров». Планировалось присвоить орбитальной станции название «Заря». Однако незадолго до запуска «вспомнили», что такое же наименование носит китайский искусственный спутник. В сообщении ТАСС станция была названа «Салют», однако летала с надписью «Заря» на борту. Из-за секретности, присущей всей космической программе СССР, доступных фотографий станции нет. В дальнейшем название «Салют» использовалось и для других станций.

Этот день в авиации. 19 апреля

1975 - Ракетой-носителем Космос-3М с космодрома Капустин Яр на орбиту Земли выведен первый спутник Индии «Ариабата».Спутник был построен в Индийской организации космических исследований для получения опыта в создании и эксплуатации космических аппаратов. С его помощью предполагалось проведение экспериментов в рентгеновской астрономии и физике Солнца и исследование верхних слоёв атмосферы. Космический аппарат был изготовлен в виде 26-стороннего многогранника диаметром 1,4 метра. Все стороны (за исключением верхней и нижней) были покрыты солнечными элементами.На четвёртый день полёта сбой питания остановил эксперименты; на пятый день связь со спутником была потеряна. Спутник сошёл с орбиты и сгорел в атмосфере 11 февраля 1992 года.

Этот день в авиации. 19 апреля

1977 - Катастрофа Ан-24 в Моэ — авиационная катастрофа, произошедшая у деревни Моэ волости Тапа уезда Ляэне-Вирумаа ЭССР с самолётом Ан-24Т Министерства обороны СССР, в результате которой погибли все находящиеся на борту 21 человек.При заходе на посадку в Тапа самолёт, из-за малоопытности командира экипажа, шёл ниже глиссады и прошёл дальний приводной радиомаяк (ДПРМ) на высоте 100 метров. Тут Ан-24Т попал в мощный снежный заряд, но командир, приняв решение не уходить на второй круг, продолжил снижение. Пролетая над посёлком Моэ, «Ан» зацепил дымовую трубу (высота 60 метров) местного спиртзавода. От удара машина перевернулась, а через 300—400 метров врезалась в землю и загорелась.На борту находились лётчики 656 ИАП ПВО, которые перегнали на другой аэродром, в Пярну, истребители-перехватчики Су-9 и теперь возвращались за их новой партией...

Этот день в авиации. 19 апреля
1979
 - Поднялся в воздух первый из двух опытных самолётов Learjet 55. Learjet 55 Longhorn - административный самолёт, разработанный американской фирмой Learjet (входящей в корпорацию Bombardier Aerospace). Модель Learjet 55 Longhorn стала единственным построенным самолётом из серии Learjet 50, названная так благодаря усовершенствованному крылу с крылышками, разработанными NASA. Learjet 55 вмещала экипаж из двух человек, располагавшийся в отдельной кабине, и до десяти пассажиров в основном салоне. Производство первого планера началось в апреле 1978 года.

Этот день в авиации. 19 апреля

1980 - Впервые в мире боевое применение самолётов вертикального взлёта и посадки(19 апреля-29 мая): четыре Як-38(борта "25", "53", "54", "55") в Афганистане (операция «Ромб»).В состав группы под командованием генерал-майора Владимира Васильевича Алфёрова(зам. на­чальника ГНИКИ по науке) вошли около двухсот человек, представители ОКБ Сухого, ОКБ Яковлева и ГНИКИ ВВС(руководитель от ОКБ – В.Н. Павлов).Всего на Як-38 выполнили в Афганистане 107 полётов в боевых условиях парами и в одиночку в сопровождении Су-17.В одном из таких боевых вылетов 29 мая 1980 года был потерян один из Як-38. Самолёту полковника Юрия Козлова во время взлета не хватило тяги и он упал с высоты десяти метров. Взлёт производился с полным боекомплектом и при ударе о землю он сдетонировал. Реактивные снаряды стали взрываться и разлетаться во все стороны. Только чудом никто не пострадал, Юрий Козлов с компрессионным переломом позвоночника был отравлен в госпиталь в Кабул, а затем в Москву.После этого инцидента работа группы в Афганистане завершилась.

Этот день в авиации. 19 апреля

1982 - Ракетой-носителем «Протон» запущена долговременная орбитальная станция «Салют-7», станция ДОС второго поколения. За время эксплуатации на станции работали 6 основных экипажей и 5 экспедиций посещения. В состав экспедиций посещения входили первые космонавты Франции (Жан-Лу Кретьен) и Индии (Ракеш Шарма). Всего на станции работал 21 космонавт (три космонавта по два раза и один трижды). К станции летали 11 пилотируемых кораблей «Союз Т», 12 автоматических грузовых кораблей «Прогресс» (11 под своими названиями, один под названием «Космос-1669») и 2 автоматических грузовых корабля («Космос-1443», «Космос-1686»), соизмеримые с самой станцией по массе и размерам, но использовавшихся как модули. Продолжительность самых длительных экспедиций на станции «Салют-7»: 211 суток и 237 суток.Из станции «Салют-7» было осуществлено 13 выходов в открытый космос общей продолжительностью 48 часов 33 минуты. Прекратила существование в ночь с 6 на 7 февраля 1991 года.

Этот день в авиации. 19 апреля

1983 - Катастрофа Як-40 под Ленинаканом — авиационная катастрофа, произошедшая в окрестностях Ленинакана с самолётом Як-40 с бортовым номером 87291 (заводской — 9320628) авиакомпании Аэрофлот, в результате которой погиб 21 человек.

Экипаж выполнял рейс Е-46 Волгоград-Нальчик-Ленинакан. Самолёт отклонился влево от трассы на 29 км, но экипаж не принял никаких мер для возвращения на неё и, не зная своего точного положения, начал снижение до 3300 м вне схемы захода. Диспетчер, не определив положения самолёта, разрешил ему снижение до 900 м к третьему развороту (фактически в этот момент самолёт находился в 40 км от аэропорта). Вскоре он столкнулся с окутанной облаками горой Шиштепе на высоте 2523 м (высота горы - 2836 м) в 41км от аэропорта, выполняя правый разворот. Диспетчер не смог своевременно определить положение самолёта и дать распоряжение занять безопасную высоту для его выяснения.Катастрофа самолёта Як-40 произошла по причине грубого нарушения диспетчерами службы УВД и экипажем ВС НПП ГА-78 и Инструкции по производству полётов на а/д Ленинакан, что привело к преждевременному снижению самолёта вне схемы аэродрома и его столкновению со склоном горы.

Этот день в авиации. 19 апреля

1988 - Установлен мировой рекорд скороподъёмности на П-42 ОКБ Сухого на высоту 6000 м с полезной нагрузкой 1000 кг; Заслуженный лётчик-испытатель СССР Олег Григорьевич Цой.

Этот день в авиации. 19 апреля
1988
 - Катастрофа Л-410УВП ВС УГА в Бурятии. Экипаж допустил значительное отклонение от установленной трассы. Снижение в облаках было продолжено, несмотря на отсутствие видимости земли. Самолёт столкнулся с горой во время снижения в облаках с высоты 3600 м при сильной метели в условиях ограниченной видимости в 74 км от п.Багдарин, Бурятская АССР. Погибло 17 человек. Причина: экипаж не располагал метеопрогнозом. Также имело место неудовлетворительная штурманская подготовка.

Этот день в авиации. 19 апреля
1993
 - Французский многоцелевой истребитель "Рафаль" М01 впервые совершил посадку на палубу авианосца "Фош". Пилотировал истребитель шеф-пилот фирмы "Дассо Авиасьон" Ив Керерве.

Этот день в авиации. 19 апреля

1996 - Совершил первый полёт истребитель J-8IIM, ставший первым китайским современным многоцелевым боевым самолётом. Его основными задачами являются всепогодный перехват воздушных целей, ведение борьбы за завоевание господства в воздухе, эскортирование ударных самолётов, воздушное патрулирование, атака наземных и надводных целей. Основным отличием новой машины от самолёта J-8II стала многофункциональная импульсно-доплеровская радиолокационная станция "Жук-8II", разработанная российским объединением "Фазотрон" и относящаяся к станциям семейства "Жук", предназначенным для установки на модернизированных самолётах МиГ-29, Су-27, а также корабельном истребителе Як-41М. По своим возможностям станция "Жук-8II" несколько уступает БРЛС "Жук-27", которую предполагается, в частности, устанавливать на модернизированных самолётах Су-27 китайских ВВС. При этом обе станции имеют значительную техническую общность, что должно облегчить и удешевить эксплуатацию парка "тяжёлых" китайских истребителей.

Этот день в авиации. 19 апреля
1999
 - Начались лётные испытания самолёта L-159 (Aero Vodochody L-159 Alca) на полигоне в северной Норвегии по программе Nordic Sea Test Range(по 28 мая). В этот период он находился на авиабазе Андойя. В норвежской командировке участвовал и самолёт L-139, служивший для сопровождения и изучения района полётов. Команда испытателей состояла из пилотов и наземного персонала "Аэро Водоходов", представителей Allied Signal (на тот момент - разработчика двигателя), Министерства обороны Чешской Республики, военных специалистов и вооруженцев. Целью испытаний была проверка влияния на работу двигателя пуска ракет и стрельбы из пушек. Было выполнено 45 полётов и стрельб с одним, двумя и тремя контейнерами с 20-мм пушкой Plamen. 15 вылетов потребовалось для пуска 227 НАР типа CRV-7 из подвесных пусковых установок LAU-5002 и LAU-5003, а также учебной подвесной пусковой установки SUU-5003. А в последующих полётах был произведён пуск четырёх УР "воздух-земля" AGM-65B Mawerick и семи УР класса "воздух-воздух" AIM-9P Sidewinder. В ходе испытаний пришлось демонтировать поврежденный двигатель, что позволило проверить время на его замену в полевых условиях. Повреждение не было связано с отстрелом оружия, а явилось следствием попадания постороннего предмета во входное устройство. В середине сентября 1999 г. были успешно закончены испытания на определение воздействия вибрации от стрельбы из пушки на приборное оборудование и системы самолёта.

Этот день в авиации. 19 апреля

2001 - В США в 18:40:42.044 UTC из Космического центра имени Кеннеди (NASA Kennedy Space Center, шт. Флорида, США), стартовый комлекс LC39A (72-е использование стартового комплекса), подвижная стартовая платформа MLP-2, осуществлён пуск космической системы многократного использования "Space Shuttle" (104-й полёт МТКК; программа полёта STS-100 [International Space Station 6A]), во время которого на околоземную орбиту выведен космический корабль OV-105 “Endeavour” ("Индевор", 16-й полёт ОС) с семью членами экипажа: командир Кент Роминджер (Kent Rominger, 5-й полёт), пилот Джеффри Эшби (Jeffrey Ashby, 2-й полёт); специалисты полёта Крис Хэдфилдом (Chris Hadfield, 2-й полёт), Скотт Паразински (Scott Parazynski, 4-й полёт), Джон Филлипс (John Phillips, 1-й полёт), Умберто Гуидони (Umberto Guidoni, 2-й полёт) и Юрий Лончаков (1-й полёт). Стыковка шаттла с МКС (девятая) 21 апреля. Корабль доставил на МКС итальянский модуль материально-технического обеспечения "Raffaello" и канадский дистанционный робот-манипулятор SSRMS ("Canadarm-2" ) длиной 18 метров. Посадка 1 мая 2001 года.

Этот день в авиации. 19 апреля

2004 - В России с космодрома Байконур в Казахстане ракетой-носителем "Союз-ФГ" на орбиту выведен пилотируемый космический корабль "Союз ТМА-4" (Союз-ТМА, сер. № 214) с космонавтами: командир — Геннадий Иванович Падалка (2-й полёт), бортинженеры — Эдвард Майкл Финк (англ. Edward Michael Fincke) (1-й полёт, США) и Андре Кёйперс (нидерл. André Kuipers) (1-й полёт, Нидерланды) на борту. Стыковка с МКС 21 апреля. Посадка 24 октября 2004 года.

Этот день в авиации. 19 апреля

2012 - Индия впервые испытала межконтинентальную баллистическую ракету "Agni-5", потенциально способную поразить территорию Европы и Китая. Ракета была запущена утром с полигона на острове Уилер у побережья восточного штата Орисса. "Agni-5" - трёхступенчатая твёрдотопливная ракета. Её длина - 17 метров, вес - около 50 тонн. Она может поражать цели различными видами боеголовок, в том числе ядерными, на дистанции более 5 тысяч километров, что приближается к межконтинентальной дальности.

Этот день в авиации. 19 апреля

2012 - Один из самых известных биологов Словении Матеуш Ленарчич закончил свое кругосветное путешествие, которое длилось общей сложностью 103 дня. Особенностью данного путешествия стало то, что Матеушу Ленарчичу удалось облететь земной шар на сверхлёгком летательном аппарате, чего не делал еще ни один человек в мире. Именно по этой причине полёт этого учённого, был занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый продолжительный полёт на сверхлёгком самолёте в истории человечества. Матеуш Ленарчич, отправился в свое путешествие 8 января 2012 года. Весь полёт, который длился 103 дня, потребовал от спонсоров данного проекта 2 миллиона евро. Матеуш Ленарчич пролетел над шестью континентами, тремя океанами и шесть раз пересек линию экватора. Что же касается самолёта, на котором Матеуш совершил кругосветное путешествие, то ним стал продукт компании Пипистрель под названием Virus SW 914. Этот небольшой летательный аппарат, весом в 290 килограммов, способен развивать скорость до 300 км/час, и имеет запас хода при полной заправке бака 4000 километров. Примечательно, что для того чтоб пролететь 4000 километров, Virus SW 914 необходимо всего 350 литров топлива.

Вертолет Ingenuity впервые поднялся в небо Марса

2021 - Первый марсианский вертолёт Ingenuity успешно совершил свой тестовый полёт. Он поднялся на высоту около 3 метров, а затем продемонстрировал мягкую посадку. Весь полёт занял около 40 секунд. Вертолёт готовили к тесту 15 суток. Чтобы подчеркнуть символичность полёта, на марсолёте закрепили кусок ткани с первого в мире самолёта Flyer 1 братьев Райт. Для полёта использовались длинные винты с диаметром  1,2 м, которые вращаются со скоростью более 2400 оборотов в минуту. Вес вертолёта 1,8 кг.

Картина дня

наверх