На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр
    Стерилизовали нас крепко. Но с инфляцией, зато, мы покончим. А что надо - купим.«Аэробусы» крепко...
  • Юрий Слитинский
    Появятся? а кадры откуда возьмут? а вражеские диверсанты из Айрбаса ведь не спят, всё, что творится в авиапроме хорош...«Аэробусы» крепко...
  • Ирина Белова
    Аффтар, посыпь голову пеплом и иди покупай телегу - с таким настроем тебе на самолетах не летать, похоронщик-пустозво...«Аэробусы» крепко...

Этот день в авиации. 14 июня

Этот день в авиации. 14 июня
Этот день в авиации. 14 июня

1911 - Впервые в России установка пулемёта на самолёте, Фарман-VII, один из первых российских авиаторов Борис Семёнович Масленников.

Этот день в авиации. 14 июня

1914 - Первый полёт летающей лодки М-1 Дмитрия Павловича Григоровича, лётчик-испытатель Илья Ильич Кульнев.

Этот день в авиации. 14 июня

1915 - Бомбардировщик "Илья Муромец" "Киевский" совершил удачный налёт на станцию Пржеворск, где метким попаданием пудовой бомбы уничтожил состав с боеприпасами (30 000 снарядов!

). Командир - поручик Иосиф Станиславович Башко.

 

Этот день в авиации. 14 июня

1919 - Английские авиаторы Джон Уильям Элкок и Артур Браун на самолёте компании "Викерс" совершили безостановочный перелёт над Атлантическим океаном из Сент-Джонса (Ньюфаундленд) до Клифдена (Ирландия).Пройденное расстояние составило 3040 км со средней скоростью 190 км/час. Перелёт длился с 16 часов 13 минут 14 июня до 8 часов 40 минут 15 июня.  "Мы носились над Атлантикой в течение 16 часов, и это не было приятным путешествием", — вспоминал позже Браун. Действительно, первый беспосадочный перелёт из Канады в Ирландию, по рассказам лётчиков, был ужасающим. Лететь приходилось в кромешной тьме сквозь дождь со снегом, пилоты то и дело терялись в облаках, кувыркались кверху тормашками, пытались сориентироваться по звёздам, едва не врезались в воду и холмы. В конце концов, биплан с отважными пилотами рухнул в ирландское болото. "Ладно, будем считать, что это только начало, — сказал Браун, выбираясь из-под обломков бомбардировщика. — Я надеюсь, за нами последуют другие". Сейчас, когда перелёты с континента на континет стали привычным делом, эти воспоминания пионеров авиации воспринимаются, может быть, с некоторой иронией. Но тогда это было сродни подвигу.

Этот день в авиации. 14 июня

1921 - Жорж Кирш достигает высоты 32153 футов (9800 м) во Франции.

hotspur-1.jpg
1938
 - Совершил первый полёт двухместный истребитель "Hotspur", чуть раньше истребителя-конкурента. На испытаниях "Hotspur" (К8309) получивший новый фюзеляж, в котором была установлена стрелковая башня, и доработанное крыло, развил максимальную скорость 509 км/ч, обойдя не только будущий "Defiant", но и "Hurricane". Руководство фирмы ожидало подобный успех, поэтому в 1939 году была достигнута договоренность о начале серийного производства истребителя на мощностях фирмы Avro уже по новой спецификации F.17\36. Однако большая загруженность программой строительства и модернизации истребителя "Hurricane" не позволила осуществиться этим планам. Контракт на производство "Hotspur" так и не был подписан и в 1940 году о нём окончательно забыли. Что касается единственного прототипа, то он со снятой турелью продолжал летать до начала 1942 года в исследовательском центре в Фарнборо, где его использовали для различных тестов..

Этот день в авиации. 14 июня

1940 - Рейсовый пассажирский самолёт финской компании «Aero» (будущий Finnair) Junkers-52/3m «Kaleva» был сбит советскими бомбардировщиками при перелёте Таллин - Хельсинки.Рейсовый Junkers-52/3m "Kaleva" взлетает с таллинского аэродрома Юлемисте в 13:54. Линия полёта проходит над побережьем; примерно над Каллавере самолёт поворачивает на север. Между островами Прангли и Акси к нему с обеих сторон пристраиваются советские бомбардировщики. Через несколько минут один из них отходит в сторону, а другой обстреливает финский самолёт из пулемёта. В 14:06 "Калева" падает в море у острова Кери. Гибнут все пассажиры и члены экипажа (9 человек: американский дипкурьер Henry Antheil, два немца (бизнесмены Rudolf Coellen и Friedrich Offermann), три финна (капитан Bo von Willebrand, радист Tauno Launis и пассажирка Maria Luts [эстонка]), два французских дипкурьера (Marty и Longuet) и один швед (Hettinger). На борту было не менее 150 кг. диппочты. Через 50 минут, в 14:55, к месту падения подходит советская подлодка Щ-301 и подбирает из воды предметы со сбитого самолёта. Три лодки с эстонскими рыбаками, подоспевшими на место чуть раньше подлодки, останавливаются и обыскиваются. Все вещи, выловленные рыбаками из воды, конфисковываются. На следующий день выловленные предметы переданы с подлодки на торпедный катер, который доставил их в Кронштадт. СССР не находился 14 июня в состоянии войны ни с Эстонией, ни с Финляндией. Судьба диппочты и её содержание неизвестны до сих пор. Причины, по которым был сбит самолет, также неизвестны. В мире не придали этому событию большого внимания - новость о "Калеве" пришла одновременно с сообщением о взятии Парижа. А ещё через день начался ввод Красной Армии в Прибалтику.

Этот день в авиации. 14 июня

1943 - В соответствии с приказом Наркомата авиапромышленности от 14 июня 1943 г. коллективу ОКБ Артёму Ивановичу Микояна поручалось к 1 сентября построить истребитель-перехватчик с высотой боевого применения 14 000 м. Для ускорения работ в качестве прототипа приняли истребитель МиГ-11 (И-220).

Этот день в авиации. 14 июня

1946 - Первый полёт УТБ-2. Всего же за время испытаний, завершившихся 1 июля, было совершено 24 полёта с общим налётом 15 часов 10 минут. Бригада испытателей завода №134 приступила к испытаниям самолёта в составе: лётчика-испытателя Николая Демьяновича Фиксона, лётчика-штурмана Всеволода Ивановича Фурдецкого, ведущего инженера Ф.М.Фисуна, бортмеханика П.В.Заднепровского.

Этот день в авиации. 14 июня
1947
 - Совершил первый полёт опытный самолёт ХВ-48. В-48 - тяжёлый бомбардировщик, разработанный американской фирмой Martin. В 1944 г. в ВВС США впервые были разработаны тактико-технические требования для большого реактивного бомбардировщика. Одним из соискателей контракта стал самолёт Martin Model 223. Опытный самолёт ХВ-48 - большой моноплан с высокорасположенным крылом, способный нести груз бомб до 9072 кг. Самолёт был оснащён шестью турбореактивными двигателями Allison J35-А-5 с тягой по 1701 кгc, по три двигателя под каждым крылом. Он имел также двухопорное шасси новой конструкции, главные стойки которого находились перед бомбовым отсеком и за ним. Однако бомбардировщик Model 223, имевший крыло размахом 33,04 м, так и не был заказан для серийного производства.

Этот день в авиации. 14 июня

1949 - С ракетного полигона Уайт-Сэндс (шт. Нью-Мексика, США) осуществлён пуск немецкой ракеты "Фау-2" (№ 47). Максимальная высота подъёма ракеты составила 133,9 км. Пуск осуществлён по медико-биологической программе. На борту ракеты находилась макака ALBERT II. При возвращении на Землю из-за отказа парашютной системы обезьяна погибла.

Этот день в авиации. 14 июня
Этот день в авиации. 14 июня

1949 - Родился Андрей Александрович Синицын — Герой Российской Федерации (2 мая 1996 года ), лётчик-испытатель 1-го класса, мастер спорта СССР международного класса (1991).

Этот день в авиации. 14 июня

1953 - Катастрофа Ил-12 под Зугдиди — авиационная катастрофа самолёта Ил-12П(СССР-Л1375) компании Аэрофлот, произошедшая близ Зугдиди, при которой погибли 18 человек.По документам на борту находились 10 пассажиров и 6 членов экипажа, то есть всего 16 человек. Но впоследствии будет установлено, что на самом деле на борту находились ещё два незаконных пассажира: севшая на борт в Москве восьмилетняя дочка главного инженера Грузинского территориального управления гражданского воздушного флота, а в Ростове-на-Дону на борт также сел ещё и второй пилот самолёта Ли-2, также из данного управления.

Выводы комиссии по расследованию: причина ЛП – неожиданное попадание самолёта в грозовую облачность. Способствующие причины:
1) Отсутствие должного руководства полётом со стороны РП аэропорта Сухуми. Он, зная об ухудшении метеообстановки по трассе полёта, пропустил самолёт через свою зону, не принял мер для его посадки в Сухуми, не сообщил в УРДС Тбилиси о данном на борт разрешении на пролёт, не запрашивал от УРДС указаний о дальнейшем полёте самолёта и даже не дал на борт информацию о наличии опасных явлений погоды по трассе.
2) Отсутствие должного руководства полётом со стороны РП аэропорта Тбилиси, который не знал фактического состояния погоды на трассе, не потребовал от АМСГ Тбилиси составления прогноза погоды на участке трассы от Сухуми до Тбилиси. При этом он знал, что два рейса задержаны из-за погоды. Ограничившись формальной дачей разрешения на вход в зону УРДС Тбилиси и следования визуально на эшелоне 2400м, РП аэропорта Тбилиси дальнейшим полётом фактически не руководил. Взаимодействие РП и УРДС аэропорта Тбилиси с АМСГ организовано недостаточно чётко. АМСГ не ставится в известность о предстоящих пролётах самолётов зоны УРДС. Штормовые предупреждения и сведения о фактической погоде несвоевременно попадают к РП и дсипетчерам.
Виновники: руководители полётов аэропортов Сухуми и Тбилиси, а также начальник АДС аэропорта Сухуми, который также не запретил пролёт зоны АДС экипажу самолета Ил-12.

Этот день в авиации. 14 июня

1956 - С ракетного полигона Капустин Яр (Астраханская обл., Россия) был проведён высотный пуск ракеты "Р-1Е" (модификация "Р-1"/SS-1/Scunner) с собаками Альбина и Козявка на борту (первый их совместный полёт 7 июня). В полёте проведены исследования по программе АН СССР, получены физиологические данные. Собаки испытали перегрузку в 5 единиц. Оба раза, в одинаковых условиях, у одной собаки замечалось учащение пульса, у другой — урежение. Этот феномен был зафиксирован, как особая личная переносимость полёта. В настоящее время чучело Козявки находится в Государственном центральном музее современной истории России.

Il-14 LOT (Polskie Line Lotnicze).png
1957
 - Катастрофа самолёта Ил-14П польской авиакомпании LOT. Борт SP-LNF выполнял регулярный международный пассажирский рейс LO232 из Варшавы в Москву, а на его борту находились 5 членов экипажа, 8 пассажиров и 819 килограмм груза (преимущественно почта). Согласно полученному в Варшаве экипажем прогноза погоды, над Москвой ожидались сплошные облака с нижней границей 600 метров, а горизонтальная видимость составляла 4 километра. На подходе к аэропорту Внуково экипаж получил указание снижаться до высоты 400 метров. После прохождения Клементьева экипаж перешёл на связь с диспетчерской вышкой аэропорта и получил указание снижаться до высоты 300 метров. В 23:07 диспетчер передал указание выполнять заход на посадку по приборам. Экипаж подтвердил получение информации. Затем примерно в 23:13 в 4,5 километрах северо-восточнее аэропорта снизившийся под безопасную высоту авиалайнер врезался в деревья и разрушился. В катастрофе погиб почти весь экипаж, кроме стюардессы Евы Федоровски. Она получила травмы, но несмотря на это смогла дойти до дороги и там остановила машину, после чего приехала в аэропорт где сообщила о катастрофе. Прибывшие к месту спасательные службы обнаружили трёх выживших пассажиров-американцев. Всего в катастрофе погибли 9 человек: 4 члена экипажа и 5 пассажиров. Причиной катастрофы послужило столкновение самолёта с землёй из-за полёта на малой высоте, что было вызвано ошибкой экипажа, который выполнял снижение с нарушением схемы, в результате чего оказался на опасно малой высоте. Такое нарушение было вызвано излишней самоуверенностью экипажа в условиях отсутствия контроля за полётом со стороны диспетчерских служб аэропорта. Помимо этого, есть вероятность, что экипаж передавал диспетчеру неверные данные о своём местонахождении и высоте. В конце полёта экипаж также столкнулся со сложными погодными условиями, которые не были указаны в прогнозе. Таким образом, основным виновником катастрофы комиссия назвала польский экипаж. Но значительная доля вины лежала также и на диспетчерской службе аэропорта Внуково.

Этот день в авиации. 14 июня
1960
 - Экипаж в составе командира Юрия Владимировича Курлина, второго пилота Владимира ИвановичаТерского, штурмана-испытателя Владимира Николаевича Попова, бортрадиста П.С. Мельниченко, бортинженера Б.М. Зильбермана, бортэлектрика И.Д. Евтушенко и ведущего инженера по испытаниям А.К. Середы выполнил на Ан-10 два полёта, в которых проводилось выключение трёх двигателей. Антонов писал: "..заказчики всегда требуют, чтобы четырёхмоторный самолёт мог летать даже при двух остановленных двигателях. Как ни невероятен такой случай, но считаются и с такой редчайшей возможностью. А если остановить три двигателя? Расчёты показывают, что это возможно... Курлин выключает первый двигатель, второй, третий. Самолёт уверенно продолжает устойчивый полёт. Наконец лётчик вновь запускает крайний четвёртый двигатель, а останавливает третий, расположенный ближе к фюзеляжу. Большой самолёт уверенно летит с одним работающим двигателем на конце крыла".
В этом полёте "десятку" сопровождал Ан-8 с корреспондентами на борту. Эксперимент проходил на высоте 3500-4000 м с приборной скоростью 320 км/ч, со снижением 1-2,5 м/с. Чтобы усилить впечатления журналистов от увиденного, "восьмерка" сначала снижалась параллельно Ан-10, и казалось, что оба самолёта летят горизонтально. Затем экипаж Ан-8 плавно увеличивал угол снижения, и у корреспондентов возникала иллюзия, что Ан-10 на одном двигателе набирает высоту. Вскоре на страницах центральных и республиканских газет появились полные восторгов публикации. Антонов, узнав, как все происходило на самом деле, долго смеялся. Но как бы там ни было, а одним махом удалось убить двух зайцев: и важный эксперимент выполнили, и громкую рекламную акцию провели.

Этот день в авиации. 14 июня

1963 - С космодрома Байконур в 5-суточный космический полёт отправился корабль "Восток-5" с комонавтом Валерием Фёдоровичем Быковским.

Этот день в авиации. 14 июня

1963 - Во Франции на Dassault Mirage III R (307) над 100-километровой дистанции Жаклин Ориоль устанавливает женский мировой рекорд скорости - 2038,7 километров в час.

1964 - Вышло Постановление СМ СССР о создании 3-х штатных КК "Восход"/"Выход" и решения задачи выхода человека в открытый космос. В открытой печати КК получил название "Восход-2"

Этот день в авиации. 14 июня

1966 - Выпущено Распоряжение Совета Министров СССР о создании Экспериментального машиностроительного завода (г. Жуковский) на базе подразделений ОКБ-23.Инициатором создания был тогдашний руководитель ЦАГИ - Владимир Михайлович Мясищев, возглавивший "ЭМЗ" год спустя.Фактически это было восстановление полноценного КБ (с опытным производством и испытательной базой) под руководством Мясищева.

Этот день в авиации. 14 июня

1974 - Первый полёт Ту-144 № 02-2 (бортовой № 77144). На нём проводились исследования по аэродинамике, прочности, поведению на больших углах атаки, проверялась работа самолётных систем и оборудования в нештатных полётных ситуациях, в 1975 году машина летала в Ле-Бурже.

Этот день в авиации. 14 июня

1975 - В СССР произведён запуск автоматической станции «Венера-10».Несколькими днями ранее к Венере стартовал ещё один космический  аппарат. Полёт станций «Венера-9» и «Венера-10» стал первой в истории космонавтики полностью успешной комплексной исследовательской экспедицией. На счету станций – мягкая посадка на Венеру двух спускаемых аппаратов, передавших первые изображения с поверхности планеты, и почти год уникальных орбитальных исследований.

Этот день в авиации. 14 июня

1977 - В Ирак поставлена первая партия самолётов Су-22.

Этот день в авиации. 14 июня

1981 - Катастрофа Ил-14 на Байкале — авиационная катастрофа, в результате столкновения с горой на полуострове Святой Нос озера Байкал самолёта Ил-14М(СССР-41838), и в результате которой погибли 48 (4 - экипаж) человек.

Внезапно произошло резкое ухудшение погодных условий и экипаж запросил посадку на аэродроме Усть-Баргузин. Выполняя заход, экипаж сообщил диспетчерской службе об установлении визуального контакта с землей, однако на высоте 1300м в сплошной облачности на скорости более 400 км/ч самолёт столкнулся с западным склоном горы полуострова Святой Нос на востоке о.Байкал в 30км от п.Усть-Баргузин, Бурятская АССР. Причиной катастрофы явилось нарушение экипажем требований п.п. 5.5.12, 5.5.15 и 8.12.9.4 НПП ГА-78, что привело к преждевременному снижению при выходе на визуальный полёт и столкновению самолёта со склоном горы. Происшествию способствовало пассивное управление движением самолёта со стороны диспетчерского состава УВД, без учета фактических метеоусловий, а также серьёзные нарушения в организации и выполнении полётов на горных аэродромах в Улан-Удэнском ОАО.

Вертолет «Линкс» завис над палубой авианосца «Инвинсибл», освободив свои внешние подвески от груза

1982 - Капитуляцией аргентинской военной группировки в Порт-Стэнли закончилась война за Фолкленды между Великобританией и Аргентиной. Палубная авиация англичан, особенно истребители "Си харриер" показали себя с лучшей стороны. В воздушных боях "Харриеры" одержали 23 победы и не потерпели ни одного поражения.

Этот день в авиации. 14 июня

1982 - Первый полёт шестиместного Beechcraft Model 38P Lightning (PD.336). По сути это одноместный вариант Beechcraft Baron 58P с крыльями от Beechcraft B36TC Bonanza. Построено два экземпляра.

Этот день в авиации. 14 июня

1988 - Первый полёт Schweizer S333. Это лёгкий многоцелевой вертолёт, разработанный американской фирмой Schweizer Aircraft на базе популярного лёгкого вертолёта Schweizer Model 300SP. Вертолёт может использоваться для перевозки пассажиров, как учебно-тренировочный и для ведения разведки. На вертолёте установлены модернизированные динамические элементы,  новый несущий винт увеличенного диаметра с выпуклыми лопастями и посадочными лыжами нового стандарта. Первый вертолёт Schweizer Model 333 был официально показан публике в январе 2000 года на выставке Heli-Expo в Лас-Вегасе. Серийное производство вертолёта запланировано на конец 2000 года. Параллельно с производством вертолёта проводятся работы по модернизации вертолётов Schweizer Model 300SP до уровня Model 333.

Этот день в авиации. 14 июня

2010 - На 69-м году жизни скончался дважды Герой Советского Союза(10 декабря 1980, 2 октября 1984), лётчик-космонавт СССР,генерал-полковник (5.5.1995) Леонид Денисович Кизим (5 августа 1941 г.р.). Совершил три полёта в космос: 1980г ("Союз Т-3" - "Салют-6"), 1984г ("Союз Т-10" - "Салют-7" - "Союз Т-11"), 1986г ("Союз Т-15" - МИР - "Салют-7" - МИР) общей продолжительностью 374 суток 17 часов 57 минут 42 секунды и восемь выходов в открытый космос длительностью 31 час 29 минут. Похоронен 18 июня 2010 года на Троекуровском кладбище в Москве...

Этот день в авиации. 14 июня

2013 - Первый полёт дальнемагистрального широкофюзеляжного пассажирского самолёта А350 XWB в Тулуз-Бланьяке, Франция. Экипаж: главный лётчик-испытатель Airbus Питер Чендлер и шеф-пилот программы А350 XWB Ги Магрэн. С ними в кабине также находился Паскаль Верно, инженер-испытатель программы А350XWB.

Этот день в авиации. 14 июня

2014 - Авиакатастрофа украинского военно-транспортного самолёта Ил-76МД, выполнявшего задание по ротации личного состава, доставке боеприпасов и бронетехники для группировки Вооружённых сил Украины, осуществлявшей оборону аэропорта города Луганска от формирований Луганской Народной Республики в ходе вооружённого конфликта на востоке Украины. Катастрофа произошла при заходе самолёта на посадку в районе аэропорта. Самолёт сбили из ПЗРК «Игла» на высоте 700—900 метров, на расстоянии 7-9 километров от аэродрома. Ил-76 упал около села Красного, в 2 км от взлётно-посадочной полосы. На борту сбитого самолёта находился экипаж из 9 человек и 40 десантников из состава 25-й отдельной воздушно-десантной бригады. Самолётом управлял экипаж из состава 25-й транспортной авиабригады (город Мелитополь Запорожской области) под руководством заместителя командира авиаэскадрильи подполковника Александра Белого.

Этот день в авиации. 14 июня

2018 - Китайский спутник-ретранслятор "Цюэцяо" (запущен 21 мая с космодрома "Сичан") для лунной миссии "Чанъэ-4" ("Сорочий мост") успешно вышел на точку Лагранжа L2, расположенную в 60 тысячах км от Луны, став первым спутником в мире, функционирующим на гало-орбите возле точки Лагранжа L2.

2020 - Американо-европейский зонд "Solar Orbiter" (запуск 10.02.2020) завершил свой первый близкий проход к Солнцу. Орбитальный маневр привел зонд на расстояние 77 миллионов километров от нашего светила, что примерно равно половине расстояния между Солнцем и Землей. Проведено фотографирование и изучение Солнца различными приборами.Траектория Solar Orbiter позволит ему изучать солнечные полюса, которые никогда не направлены на Землю. Этот этап миссии аппарата продлится до ноября 2021 года, после чего Solar Orbiter начнет дальнейшее приближение к Солнцу на расстояние 42 миллиона километров.

2021 - На 94-м году жизни умер дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР Владимир Александрович Шаталов (8.12.1927-15.06.2021). Генерал-лейтенант авиации. Заслуженный мастер спорта СССР (1969), кандидат технических наук (1972). Совершил три космических полета на "Союз-4" (14-17 января 1969 года), "Союз-8" (13-18 октября 1969 года), "Союз-10" (22-24 апреля 1971 года) общей продолжительностью 9 суток 21 час 57 минут 30 секунд.

2021 - В России с с 1-го Государственного испытательного космодрома Минобороны РФ (космодрома Плесецк) проведен успешный пуск новейшей межконтинентальной баллистической ракеты (МБР, по видимому Ярс-С) разработки Московского института теплотехники. МИТ является разработчиком МБР "Тополь", "Тополь-М", "Ярс" и "Булава". 13 мая институт отметил свое 75-летие. Генеральный конструктор МИТ - Юрий Соломонов.
В рамках модернизации арсенала РВСН МИТ работает над перспективной МБР "Кедр". Также известно, что на базе "Ярса" создается новая МБР РС-26 "Рубеж".

Картина дня

наверх