1901 - Родился Василий Андреевич Степанчонок — советский лётчик-испытатель, полковник.
1901 - Родился Михаил Васильевич Хруничев — советский государственный деятель, организатор авиационной промышленности в СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1944 год), Герой Социалистического Труда (1945), дважды лауреат Сталинской премии(3 февраля 1953 года,31 декабря 1953 года).
В 1961 году Московский завод № 23 был преобразован в Московский машиностроительный завод и ему было присвоено имя Хруничева Михаила Васильевича.В 1929-30 помощник директора на заводе имени Артема (Луганск). В 1932-35 помощник и зам. директора завода № 69 (Луганск).
С 1935 директор завода № 184 (Зеленодольск).
С ноября 1937 нач. 12-го главка, с мая 1938 зам. наркома оборонной промышленности СССР.
С января 1939 зам. наркома авиационной промышленности СССР, в 1942-46 зам. наркома боеприпасов СССР.
Во время Великой Отечественной войны руководил эвакуацией отрасли, строительством новых заводов и увеличением производства самолетов.
С января 1946 министр авиационной промышленности СССР. В послевоенный период занимался организацией и развитием ОКБ и институтов авиационной промышленности, серийных заводов, содействовал ускоренному переходу авиации на реактивную технику.
После смерти И.В. Сталина и укрупнения министерств в марте 1953 стал 1-м зам. министра среднего машиностроения.В 1946-50 и 1958-61 депутат Верховного Совета СССР. С 1952 член ЦК КПСС. В дальнейшем занимал крупные посты в правительстве: зам. пред. Совета министров СССР (февраль 1955 - декабрь 1956 и в апреле-июне 1961), Государственной экономической комиссии по текущему планированию народного хозяйства (декабрь 1956 - май 1957), Госплана СССР (май 1957 - июнь 1961), пред. Государственного комитета по координации научно-исследовательских работ (апрель-июнь 1961).Скончался 2 июня 1961 года, похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены...
1914 - В Москве впервые в России шеф-пилот завода "Дукс" лётчик-испытатель Адам Мечиславович Габер-Влынский продемонстрировал весь комплекс фигур высшего пилотажа.
1917 - Cовершил первый полёт опытный самолёт SPAD S.XIII и его значительно улучшенные лётные характеристики обеспечили скорое начало службы. Он отличался от модели S.VII тем, что имел немного увеличенный размах крыла, измененные элероны и другие аэродинамические усовершенствования плюс увеличенную тягу, которую вырабатывал двигатель Hispano-Suiza 8В.
1919 - В Италии открыта пассажирская авиалиния Рим-Неаполь на дирижаблях.
1919 - Лейтенант чилийской армии Кортинес пересекает на моноплане Бристоль Анды на высоте 19800 футов (6040 м).
1924 - Четыре самолёта DWC, специально разработанных для дальних перелётов (Разработчик: Douglas, США), имеющих номера от 1 до 4 и названных Seattle, Chicago, Boston и New-Orlean, начали свой кругосветный перелёт. Их маршрут пролегал с востока на запад через Канаду и Аляску, где машина Seattle разбилась в аварии. Далее путь проходил через Японию, Корею, побережье Китая, Индокитай, Таиланд, Индию, Ближний Восток, южную Европу, Францию и Великобританию. После поломки мотора биплан Boston затонул во время буксировки у фарерских островов, но машины Chicago и New-Orlean пересекли Северную Атлантику через Исландию и Гренландию, достигнув Северной Америки в Пиктоне в Новой Шотландии, затем перелетели США до Сиэтла и успешно завершили свой перелет 28 сентября 1924 года, пролетев 46 582 км. В этом перелёте им также удалось впервые без посадки пересечь Тихий океан.
1932 - Сформирована авиация Тихоокеанского флота.
1933 - Катастрофа дирижабля USS Akron (ZRS-4) в Атлантическом океане, в результате которого погибли 73 из находившихся на борту 76 человек.
1938 - Яков Давидович Мошковский совершил поисковый полёт на самолёте АНТ-6 "АвиаАрктика" Н-212 в район предполагаемой посадки пропавшего без вести советского самолёта Н-209 (с учётом дрейфа льдов). Самолёт прошёл полюс и продолжал полёт по нулевому меридиану в сторону Северной Америки, обследовав район до 88°40 с.ш., лётчики повернули обратно и вернулись на базу.Тогда же лётчик Илья Спиридонович Котов на одномоторном самолёте конструкции Николая Николаевича Поликарпова Р-5, переоборудованном для дальних арктических полётов, выполнил второй полёт в более южный район, куда дрейф мог переместить льдину, на которую, возможно, сел Сигизмунд Александрович Леваневский.
1938 - Поднялась в воздух в Гавре французская разведывательная летающая лодка Breguet Br.730.
1940 - Первый полёт первого серийного Р-40 Warhawk в Буффало (США). Пилот Ллойд Чайлд.
1941 - Родился Феликс Иванович Чуев — советский поэт отечественной авиации, писатель, публицист. Член Союза писателей СССР и России. Лауреат премии Ленинского комсомола (1987). Определяющей для творчества стала тема лётчиков и судьбы послевоенного поколения. Феликс Чуев сочетал поэтический дар с талантом публициста. Он автор документально-художественных повестей о крупнейшем учёном Борисе Сергеевиче Стечкине и выдающемся авиаконструкторе Сергее Владимировиче Ильюшине, документальных повестей "Сто сорок бесед с Молотовым",«Солдаты империи» и других. Скончался 2 апреля 1999 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище...
1942 - Началась операция 1-го воздушного флота фашистской Германии во 2-й мировой войне «Айсштосс» (нем. «Eisstoss» - «Ледовый удар»), кодовое наименование, проведённой в апреле 1942 с целью уничтожить корабли Краснознамённого Балтийского флота (КБФ), скованные льдом на Неве и в Кронштадте. Советское командование, предвидя возможность таких действий противника, приняло необходимые меры для защиты кораблей Краснознамённого Балтийского Флота. Мощный заградительный огонь на подступах к городу вынудил фашистских лётчиков изменить боевой порядок. Часть вражеских машин была рассеяна и к стоянкам кораблей не допущена. Сорвалась ставка гитлеровцев и на блокирование наших аэродромов. В воздух своевременно поднялись истребители КБФ и ПВО, которые вели бой вне зоны огня зенитной артиллерии, главным образом над Финским заливом и на юго-западных подступах к Ленинграду. Лётчики 7-го истребительного авиакорпуса сбили 6 бомбардировщиков противника. Зенитная артиллерия уничтожила 19 вражеских машин. Из 100 немецких бомбардировщиков и штурмовиков к Ленинграду прорвалось 58. Кораблям они не причинили существенных повреждений.В ночь на 5 апреля фашистская авиация вновь совершила налёт 18 бомбардировщиками. Прорвалось к Ленинграду 8. Огонь зенитной артиллерии помешал прицельному бомбометанию, и вражеские самолёты беспорядочно сбросили бомбы в южном секторе города. КБФ не пострадал...
1942 - Состоялся первый полёт прототипа Ba.205 (MM.472) итальянского УТС Caproni Ba.205. Вскоре был закончен и второй экземпляр (MM.473).
1943 - Первый австралийский истребитель СA-12 «Бумеранг» появился на тихоокеанском ТВД. Первым боевым соединением, взявшим на вооружение ''Бумеранги'', стала 84 эскадрилья RAAF, направленная в начале 1943 года на аэродром Ричмонд, штат Новый Южный Уэллс. Первый самолёт прибыл сюда 2 марта 1943 года. Эскадрилья дважды меняла место дислокации: сперва на остров Горн, затем на аэродром Таунсвилль, шт. Куинсленд. Самолёты выполняли патрульные полёты в районе Новой Гвинеи, прикрывая с воздуха базу союзников Мероке, вместе с базировавшимися на том же аэродроме Р-40 ''Киттихок'' 86 эскадрильи.
1944 - Построены дальний истребитель Як-9ДД с дальностью до 2285 км и высотный истребитель Як-9ПД с потолком 13500 м.
1944 - Родился Евгений Георгиевич Ревунов — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (18.12.1991), капитан (1971).
1945 - Первый полёт самолёта с мотокомпрессорной силовой установкой И-250(Н), лётчик-испытатель Александр Павлович Деев, ОКБ "МиГ".
1947 - Создана Международная организация гражданской авиации (ИКАО). 7 декабря 1944 года представителями 26 государств на конференции в Чикаго (США) была подписана Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г.). В октябре 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила решение о предоставлении ИКАО статуса специализированного учреждения ООН. Членами ИКАО являются 188 государств (включая Россию как правопреемницу СССР).
1949 - В Вашингтоне основан военно-политический блок НАТО (NATO - North Atlantic Treaty Organization), объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду с целью защиты Европы от советского влияния. Тогда государствами — членами НАТО стали 12 стран: США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства — члена НАТО или защиты от неё. В настоящее время членами НАТО являются 29 стран.
1956 - Совершил первую посадку на авианосец "Форрестол" палубный многоцелевой штурмовик A3D-1 (№135411) из эскадрильи VAH-1 (в авиации ВМС США эскадрильи обозначались: VAH - тяжёлая штурмовая, VAP- тяжёлая фотораэведы-вательная, VQ радиотехнической разведки и помех), возглавляемой к-ном Томми Блекборном, которая дислоцировалась на базе морской авиации Джексонвилл, штат Флорида.
1956 - На авиабазе Edwards (штат Калифорния, США) состоялся девятнадцатый испытательный полёт ракетного самолёта Х-3 по программе NACA. Самолёт пилотировал лётчик-испытатель Джозеф Альберт «Джо» Уокер (англ. Joseph Albert «Joe» Walker).
1958 - С космодрома Байконур осуществлён очередной испытательный пуск баллистической ракеты "Р-7" № М1-12. Головная часть ракеты достигла поверхности Земли в районе полигона на полуострове Камчатка.
1961 - Родился Александр Васильевич Нерадько — российский авиационный инженер, государственный деятель, руководитель ряда органов исполнительной власти Российской Федерации. С 14 декабря 2009 года руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация). 6 марта 2020 года назначен первым заместителем министра транспорта Российской Федерации, сохранив должность руководителя Росавиации.
1963 - Катастрофа Ил-18В с бортовым номером 75866 авиакомпании Аэрофлот под Казанью, в результате которой погибли 67 человек.
Самолёт выполнял рейс 25 из Москвы в Красноярск. На скорости 650 км/ч проходил высоту 7800 метров, когда на одном из правых двигателей лопасти винта развернуло так, что тот начал создавать обратную тягу. Возник разворачивающий момент, заставляющий самолёт входить в большие углы крена и рыскания, что сильно осложняло пилотирование. В сложившейся ситуации у экипажа не было времени определить, у какого из двигателей произошёл сбой, поэтому были зафлюгированы оба правых двигателя (№ 3 и 4). Потеряв тягу, авиалайнер снизился в облака и на большой скорости понёсся к земле. От высоких аэродинамических нагрузок правый и левый элероны оторвало. Из-за того, что падение происходило в облаках, экипаж был дезориентирован и не мог выровнять авиалайнер.
Наконец на высоте 200—300 метров Ил-18 вышел из облаков и пилоты смогли на высоте 150—200 метров от земли устранить крен. Однако из-за высокой вертикальной скорости им не хватило высоты, чтобы вывести самолёт из снижения. В 04:30 МСК на ориентировочной скорости 500—600 км/ч летящий по курсу 75° Ил-18 в полётной конфигурации без крена и с небольшим углом тангажа ударился о заснеженное поле около деревни Николаевки и близ села Урахча Пестричинского района Татарской АССР в 54,5 километрах восточнее Лаишево и в 82 километрах юго-восточнее Казани. Двигатели при ударе отлетели на 600 метров. Поднявшись в воздух, самолёт пролетел ещё 800 метров и врезался в землю и полностью разрушился.
1965 - Вьетнамские лётчики на МиГ-17 открыли боевой счёт, сбив два американских F-105.
Вьетнамцы, чтобы добиться побед над противником, имевшим полное превосходство в воздухе, сделали ставку на внезапность. Они стали действовать из засад, для чего на ближних подступах к охраняемым объектам барражировали на малых высотах, маскируясь на фоне земли. При подходе американцев МиГи, используя преимущество в манёвренности и скорости на 200-300 км/ч, атаковали инертные ударные самолёты с полной боевой нагрузкой на внешней подвеске и расстреливали их в упор. Именно так 4 апреля 1965 г. к-н Тран Хань и его ведомый сбили два F-105D. Впоследствии уже майор Хань рассказал в интервью корреспонденту газеты "Правда": "Они ещё не... верили, что кто-то отважится приблизиться к ним в воздухе. Естественно, нужно было это использовать.Я открыл огонь со средней дистанции. Видел, как огненные трассы прошили левое крыло одного F-105. Но этого было недостаточно. Поэтому я увеличил скорость и подошёл к нему так близко, что хорошо видел голову в белом шлеме. Американский пилот, видимо, вообще не понял, что произошло с его самолётом. Он повернул голову слева направо, осмотрел крылья, склонился к приборной доске. Я вновь нажал на спуск и дал длинную очередь. Вижу весь каркас борта самолёта. F-105 падает к земле, как камень". Это был первый американский самолёт, уничтоженный в воздухе северовьетнамскими ВВС.
1968 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15". Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Уильям Харви «Билл» Дэйн (англ. William Harvey «Bill» Dana). Достигнута максимальная высота 57150 м и максимальная скорость 5808 км/ч.
1968 - Второй и последний беспилотный экспериментальный полёт ракеты «Сатурн-5» в рамках программы «Аполлон». Из-за целого ряда сбоев, специалисты НАСА официально признали итоги полёта не достигшими поставленных целей ("not a success in accordance with . . . NASA mission objectives"), после чего началась серия пилотируемых запусков.
Во время работы первой ступени S-IC наблюдались продольные колебания корпуса ракеты. Через 2 минуты полёта возникли вибрации, превышающие нормы. Через 4 минуты 38 секунд полёта возникают проблемы в работе второй ступени (уменьшение температуры в главном клапане окислителя, увеличение давления в ЖРД № 2). Затем на второй ступени отключились два двигателя. Через 5 минут 18 секунд в том же двигателе внезапно сократилась тяга на 2500 килограммов. Чтобы компенсировать недостающую скорость, была отделена ступень S-II, но из-за перерасхода топлива кораблю не удалось выйти на высокоэллиптическую орбиту.
После двух витков на низкой орбите, во время которых производились проверки систем ракеты и корабля, должен был повторно включиться двигатель третьей ступени. В лунных экспедициях это включение отправляло корабль с астронавтами к Луне. Однако двигатель повторно включить не удалось, и корабль был отделён от третьей ступени на низкой орбите. Для выполнения задач полёта было решено отправить корабль на эллиптическую орбиту с высоким апогеем с помощью его собственного двигателя. Двигатель корабля был включён примерно на 7 минут 20 секунд (дольше, чем требовалось в любой пилотируемой экспедиции к Луне), в результате апогей увеличился до 22,2 тыс. км. Однако при этом было израсходовано почти всё топливо (его оставалось менее чем на полминуты работы двигателя), и это не позволило в дальнейшем разогнать корабль на нисходящей ветви до второй космической скорости. Скорость входа в атмосферу составила приблизительно 10,0 км/с, на 1,2 км/с меньше расчётной. Место посадки отстояло на 90 км от расчётной точки.
1972 - Вывод на орбиту спутника связи «Молния-1-20».
1975 - Катастрофа C-5 под Таншоннятом — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в окрестностях авиабазы Таншоннят в Сайгоне. В рамках операции «Babylift» военно-транспортный самолёт Lockheed C-5A Galaxy ВВС США эвакуировал беспризорных и детей-сирот из Южного Вьетнама (рейс по маршруту Сайгон—Анхелес), но через 12 минут после взлёта испытал взрывную декомпрессию, в результате чего отказали несколько гидросистем. Это привело к потере возможности управлять самолётом посредством рулей направления и высоты, рабочими были лишь элерон и спойлер на одной из плоскостей крыла, а также было возможно изменять режим работы двигателей. Экипаж попытался вернуться на авиабазу Таншоннят, но из-за значительной потери управления совершил вынужденную посадку на рисовое поле и полностью разрушился. Из находившихся на его борту 328 человек (311 пассажиров и 17 членов экипажа) погибли 155, в том числе 78 детей.Из-за взрывного характера отрыва грузовых створок поначалу рассматривалась версия о диверсии.Ответ на причины дали грузовые створки и бортовой самописец, которые после долгих поисков смогли найти в Южно-Китайском море.Как показало проведённое исследование восстановленных грузовых створок, отдельные скобы, удерживающие их в закрытом состоянии, были взяты либо из запасных частей либо с других самолётов и не подгонялись как положено. В результате некоторые из замков не зафиксировались в закрытом состоянии.
1977 - Катастрофа DC-9 в Нью-Хоупе.Авиалайнер McDonnell Douglas DC-9-31 авиакомпании Southern Airways совершал рейс SO242 по маршруту Масл-Шолсruen—Хантсвилл—Атланта, но через 13 минут после вылета из Хантсвилла (в районе Рома) попал в сильную грозу. Обильный град и ливневый дождь повредили оба двигателя и привели к их отказу. Пилоты приняли решение совершить вынужденную посадку на шоссе в районе Нью-Хоупа, однако при пробеге лайнер врезался в деревья и строения, в результате чего полностью разрушился. В катастрофе погибли 72 человека — 63 человека на борту самолёта из 85 (81 пассажир и 4 члена экипажа) и 9 человек на земле. Уникальный случай отказа сразу обоих двигателей при пересечении грозового фронта.
1980 - Cостоялся первый полёт Ил-18Д "Циклон". Разработка самолёта Ил-18ДЦ "Циклон" началась в ОКБ им. Сергея Владимировича Ильюшина 26 июня 1974 года по заказу Центральной аэрологической обсерватории Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю окружающей среды. Летающая лаборатория должна была исследовать процессы образования облаков, туманов, воздушной турбулентности, колебаний температуры и давления, определять места зарождения циклонов. Кроме того, ставилась задача превращения облаков в дождь или снег и рассеивания тумана. Одновременно разрабатывались аналогичные лаборатории на базе Ан-12БП и Ту-16. В летающую лабораторию был переоборудован Ил-18Д СССР-75442.
1983 - В США с космодрома Cape Canaveral по программе STS-6 запущен космический корабль OV-99 "Challenger №1" с космонавтами Каролем Бобко (Carol Bobko, 1-й полёт), Дональдом Петерсоном (Donald Peterson, 1-й полёт), Полом Вейтцом (Paul Weitz, 2-й полёт) и Стори Масгрэйвом (Story Musgrave, 1-й полёт) на борту. На следующий день с борта КК на орбиту выведен спутник связи "TDRS-1". Посадка 9 апреля.
1984 - На МиГ-31 погибли Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель CCCР Александр Васильевич Федотов и штурман-испытатель Валерий Сергеевич Зайцев. В том полёте произошло ложное срабатывание системы индикации аварийного остатка топлива. Федотов принял решение садиться. Полагая, что на самолёте мало топлива, он совершил резкий манёвр, однако тяжёлый, полный горючего самолёт вышел на закритические углы атаки и свалился в штопор. Ни Федотов, ни Зайцев катапультироваться не успели.
1992 - Катастрофа L-410UVP (регистрационный номер RA-67130) а/к "Камчатавиа". На борту находились 12 человек - два лётчика и 10 пассажиров. При заходе на посадку днём в СМУ в условиях ниже метеоминимума аэродрома Байково, не соответствующего полётам по ПВП, на высоте 300 м экипаж вышел на визуальный полёт. Затем самолёт вошёл в полосу тумана. Нарушая схему захода, экипаж допустил преждевременное снижение с целью установить визуальный контакт с наземными ориентирами. При этом диспетчер а/п Байково не осуществлял радиолокационного контроля за движением ВС при исправных РТС. Внимание экипажа от управления ВС было отвлечено на поиск наземных ориентиров. Снижение не было прекращено и уход на второй круг не был начат даже после срабатывания ССОС. Самолёт столкнулся безлесым, немного повышающимся рельефом местности, в 5 км от ВПП. Оторвавшийся винт разрубил фюзеляж позади кабины пилотов. Погиб пассажир. 2 пассажира получили ранения.
1993 - Первый полёт Fokker 70. Это 70-местная модификация популярной модели Fokker 100. Выпускался серийно в 1994-1996 гг. К сентябрю 1995 г. было продано 67 самолётов. Серийное производство прекратилось в связи с банкротством фирмы Fokker.
1994 - В Киеве совершает первый полёт самолёт Ан-74Т-200, переоборудованный из серийного самолёта Ан-74 № 0404. Он стал первым в СНГ транспортным самолётом с двумя членами экипажа. Самолёт выполнен по схеме высокоплана с двумя турбовентиляторными двигателями Д-36 серии 3А взлётной тягой по 6500 кгс (63,7 кН), установленными над крылом, и Т-образным хвостовым оперением.
1996 - Состоялся первый полёт немецкого лёгкого многоцелевого самолёта Extra Flugzeugbau E400.
1996 - Умер Николай Александрович Шаров — Заслуженный лётчик-испытатель CCCР(18.08.1972), полковник (1964). Похоронен в деревне Леониха Щёлковского района. Награждён орденами Красного Знамени (22.07.1966), Отечественной войны 2-Й степени (11.03.1985), Красной Звезды (30.12.1956), медалями.
2000 - Запуск КК "Союз ТМ-30", командир — Сергей Викторович Залётин(1 полёт), бортинженер — Александр Калери (3 полёт). Было осуществлено последнее экспедиционное посещение (28-я основная экспедиция) орбитальной станции «Мир».
2001 - В воздух впервые поднялся модернизированный противолодочный самолёт Ил-38Н, оснащённый поисково-прицельным комплексом «Новелла».
2006 - Американский административный самолёт Learjet 60XR выполнил свой первый полёт, поставки начались в июле 2007 года.
2007 - Первый полёт австрийского самолёта DA-50 от компании Diamond Aircraft. Однодвигательный пятиместный самолёт предназначен для широкого применения, в том числе для тренировки частных пилотов и медицинской эвакуации.
2008 - Катастрофа тяжёлого бомбардировщика Rockwell B-1 Lancer ВВС США при посадке на военной базе al-Udeid (Катар). Самолёт взорвался. Четыре члена экипажа погибли.
2011 - В России в 22:18:20 UTC (5 апреля в 02:18:20 мск) с ПУ № 5 площадки № 1 космодрома Байконур стартовыми командами предприятий Роскосмоса осуществлён пуск ракеты-носителя "Союз-ФГ" № И15000-036 с пилотируемым космическим кораблем "Союз ТМА-21, Юрий Гагарин" (Союз-ТМА М, сер. № 231) и экипажем в составе: командир — Александр Михайлович Самокутяев (1-й полёт), бортинженеры Андрей Иванович Борисенко (1-й полёт) и Рональд Джон Гаран (GARAN Ronald John, США, 2-й полёт). Стыковка с МКС 6 апреля, посадка 16 сентября 2011 года.
2019 - В России в 11:01:35 UTC (14:01:35 ДМВ) с ПУ №6 31-й площадки космодрома Байконур в Казахстане осуществлён пуск ракеты-носителя "Союз-2.1а" с космическим транспортным грузовым кораблем "Прогресс МС-11" (№ 441). Через 3 часа 20 минут (после двух витков) корабль состыковался к стыковочному модулю "Пирс" МКС став самым быстрым КК в истории полётов к МКС и доставил свыше 2,5 тонн различных грузов. 29 июля 2019 года корабль отстыковался от МКС и был сведен с орбиты...
Свежие комментарии