1913 - В городе Шпейере на Рейне основана фирма Pfalz (полное название на момент основания - Pfalz Flugzeugwerke Albatros GmbH), основатели - братья Альфред, Эрнст и Вальтер Эверсбурх. Вскоре её название изменили на Pfalz Flugzeugwerke GmbH Speyer am Rhein. По-настоящему серьёзной авиационной фирмой "Пфальц" стала после освоения лицензионного выпуска истребителей "Роланд".
1916 - Первая победа 4 самолётов с авиатранспорта «Орлица» в бою с немецкими самолётами - День рождения морской авиации России!
1917 - Родился Борис Григорьевич Пирожков — командир эскадрильи 787-го истребительного авиационного полка 125-й истребительной авиационной дивизии ПВО, старший лейтенант, Герой Советского Союза(14 февраля 1943 года).
В 1939 году окончил Пермскую военную авиационную школу пилотов. В июне 1940 года младший лейтенант Пирожков прибыл в 124-й истребительный авиационный полк. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Участник обороны Москвы. К сентябрю 1942 года Пирожков Б. Г. совершил 242 боевых вылета, в воздушных боях сбил 5 бомбардировщиков противника. Эскадрилья, которой он командовал, сбила 13 самолётов. 4 сентября 1942 года таранил самолёт противника, но сам получил тяжелейшие ранения и от полученных ран в тот же день скончался. Похоронен на Всехсвятском кладбище в Туле. Звание Героя Советского Союза Борису Григорьевичу Пирожкову присвоено посмертно 14 февраля 1943 года.
1925 - Образовано ОАО «Уфимское МПО» (бывший завод №26). В этот день Совет труда и обороны СССР принял решение о строительстве на базе мелких авторемонтных мастерских бывшего "Русского Рено" в Рыбинске завода по производству авиационных моторов.
1935 - Студентки Государственного центрального института физической культуры (город Москва) О.Яковлева, Н.Бабушкина, С.Блохина, А.Николаева, М.Барцева, М.Малиновская установили мировой рекорд в прыжках с парашютом - 7035 м. (без кислородных приборов).
1936 - Погиб лётчик-испытатель авиазавода №21 Фердинанд Фердинандович Меч (18 февраля 1905 г.р.) на УТИ-3. Ф.Ф.Меч обучал пилотированию на этой машине лётчика Д.М.Чеботенко. Меч проводил на заводском аэродроме учебно-тренировочный полёт по подготовке к полётам на И-16 лётчика Д.М.Чеботенко. УТИ-2 поднялся на высоту 600 м., где произвёл пять-шесть виражей. После этого, по,свидетельству очевидцев, самолёт перешёл в левый штопор, сделал три витка, начал беспорядочно пикировать и врезался в землю. После обследования останков комиссия сделала заключение, что причиной катастрофы стала преждевременная передача управления машиной стажёру. Последний попросту не справился с управлением и сразу перевёл УТИ-2 в штопор. Меч, по всей вероятности, пытался покинуть самолёт, однако из-за малой высоты не успел. Чеботенко же вцепился в ручку управления и давил на неё вплоть до столкновения с землей. Жил в городе Горький (ныне – Нижний Новгород). Похоронен в Нижнем Новгороде...
1936 - Первый официальный мировой рекорд в СССР - высота 11294 м с грузом 500 кг на ЦКБ-26 ОКБ Сергея Владимировича Ильюшина, лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки. В качестве груза в бомбоотсек уложили 500 кг чугунных болванок. Коккинаки вернулся через час. Барограмма показала высоту 11.294 м, почти на километр выше старого рекорда, поставленного во Франции. Это был первый советский авиационный рекорд, официально зарегистрированный международной федерацией (ФАИ). Коккинаки получил персональную поздравительную телеграмму от Сталина. Новый рекорд, с грузом 1000 кг, последовал 26 июля 1936 года.
1936 - Началось восстание испанских военных в Марокко. 19 июля мятеж пришёл в континентальную Испанию. Так началась гражданская война в Испании, охватившая страну на три года. Эта война в итоге привела к ликвидации Испанской республики и установила диктатуру Франсиско Франко. В помощь республиканскому правительству СССР направил около 650 самолётов (И-16, И-15, Р-5, Р-Зет, УТИ-4, СБ). Количество же военных специалистов было в пределах 2—2,5 тысяч. Советские военные участвовали в боевых действиях с конца сентября 1936 года по октябрь 1938 года.
1938 - Начались испытания голландского истребителя Koolhoven FK-58. Оснащённый двухрядным звёздообразным двигателем "Испано-Сюиза" 14 АА-10 (1080 л.с. на высоте 4000 м) в капоте NACA (с регулировкой расхода охлаждающего воздуха) и трёхлопастным винтом с постоянным числом оборотов.
1939 - Поднялся в воздух самолёт Bristol Тип 156 Beaufighter. Самолёт представлял собой свободнонесущий цельнометаллический среднеплан (за исключением полотняной обшивки рулевых поверхностей) с традиционной конструкцией фюзеляжа и оперения и убирающимся трёхопорным шасси с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из двух звёздообразных двигателей Hercules. На четырёх опытных самолётах были установлены три различных модификации этих двигателей; третья и четвертая машины были оснащены двигателями Hercules II. Проект самолёта Bristol Тип 156 Beaufighter родился как плод импровизации конструкторского персонала компании Бристоль, возглавляемого Роем Федденом и Лесли Фрайзом. К тому времени компания Bristol фактически завершила проект торпедоносца-бомбардировщика Beaufort, и их предложение состояло в том, чтобы использовать его главные агрегаты в конструкции нового дальнего истребителя. Суть идеи заключалась в использовании крыла, оперения и шасси самолёта Beaufort в сочетании с силовой установкой из двух бесклапанных двигателей Hercules. Эскизные предложения, скомпонованные в течение нескольких дней и представленные в Министерство авиации Великобритании 8 октября 1938 года, привели к заказу четырёх опытных самолётов, первый из которых и полетел 17 июля.
1940 - Дирижаблестроительный институт им. Константина Эдуардовича Циолковского передан НКАП и реорганизован в Московский авиационно-технологический институт (МАТИ).
1941 - Постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны
№ 175 « О постановке в серийное производство самолёта 103-У».
№ 176 « О производстве самолёта МиГ-3».
№ 181 « О поставке НКБ в III и IV кв. 1941 г. ежемесячно по 50 тыс. авиабомб ФАБ-100, снаряжённых жидким взрывчатым веществом КД, и поставке 1 тыс. т дихлорэтана и 1,5 тыс. т азотной кислоты».
№ 184 Распоряжение. «О поставке 230 тыс. транспортных и малолитражных самолётных баллонов для кислорода, сжатого воздуха, углекислоты, азота и водорода.
№ 185 « О выпуске самолётов Як-1 и Як-3».
№ 186 Распоряжение. «Об организации изготовления специальных машин и оборудования для уборки снега на аэродромах».
№ 188 « Об усилении вооружения самолёта ТБ-7».
№ 189 « Об использовании коксобензола в смеси с авиабензином для нужд авиации».
1942 - Основан Куйбышевский авиационный институт (с 1966 года имени академика Сергея Павловича Королёва. С 1992 года Самарский государственный аэрокосмический университет имени Сергея Павловича Королёва). Занятия начались в октябре 1942 года. С 1957 года в институте началась подготовка специалистов по ракетно-космической технике.
1943 - Постановление ГКО №3754 о запуске в серию самолёта Ту-2 на московском заводе №23. В нём были указаны основные лётно-технические характеристики, которыми должна обладать серийная машина.
1947 - Постановление СМ СССР о разработке первой отечественной бортовой радиолокационной станции перехвата "Торий" в НИИ-17 МАП (главный конструктор Андрей Борисович Слепушкин).
1949 - Совершил первый полёт прототип самолёта Varsity. Varsity - учебно-тренировочный самолёт, разработанный английской фирмой Vickers на базе гражданского транспортного самолёта Vickers Viking. Он стал вторым военным вариантом семейства Viking. Cамолет Vickers Type 648 Varsity T.Mk 1 был предназначен для лётной подготовки экипажей и операторов бомбометания. Он отличался от модели Viking увеличенным размахом крыла, убирающимся трёхколесным шасси с носовой опорой и подфюзеляжной гондолой, в которой размещались оператор бомбометания и 24 учебных бомбы. Varsity T.Mk 1 принят на вооружение ВВС Великобритании в 1951 году. Всего для ВВС Великобритании было построено 163 самолётов Varsity T.Mk 1. Их производство прекратили в 1954 году, но многие оставались в эксплуатации и в 70-е годы.
1952 - Совершил первый полёт лёгкий транспортный самолёт MD.316. MD.316 - лёгкий транспортный самолёт, разработанный французской фирмой Dassault Aviation. Самолёт является модернизированной версией серийного самолёта Dassault MD.315 Flamant. Один самолёт MD.315 был переделан и получил обозначение MD.316. На него были установлены звёздообразные двигатели SNECMA 14Х Super Mars мощностью 830 л.с. Другой, с однокилевым вертикальным оперением, получивший обозначение MD.316T, имел звёздообразные двигатели Wright R-1300-CB7A1 Cyclone мощностью 800 л.с. Ни один из них не производился серийно. Кроме того существовал проект переоборудования M.D.316T в противолодочный самолёт, однако и этот проект не получил развития.
1954 - Пилот Моланди на французском многоцелевом самолёте SNCASE (Sud-Est) SE.5000 Baroudeur на снижении превысил скорость звука.
1962 - В США лётчик-испытатель Роберт Майкл «Боб» Уайт (англ. Robert Michael White) на ракетоплане X-15, запущенном с самолёта-носителя, достиг высоты 95 936 м.
1964 - Катастрофа Як-12 (СССР-05768) Якутского терр. упр-я ГВФ близ Бес Кюэля. Пилот самолёта, базирующегося в Бердигестяхе по выполнению внутрирайонных полётов, выполнил полёт на п.Бес-Кюель, Якутская АССР, по санзаданию. Затем из хулиганских побуждений выполнил несколько полётов на площадки, не предусмотренные заданием, на малой высоте с выполнением глубоких виражей, горками и показом «невесомости» четверым пассажирам. На другой день, самовольно вылетев в Бес-Кюель и высадив пассажирку, при обратном полёте на Бердигестях, в 10 км от Бес-Кюеля пилот задел деревья и самолёт потерпел катастрофу. Пилот и два механика, находившиеся на борту, погибли...
1965 - Совершил первый полёт второй самолёт North American B-70 Valkyrie, но просуществовал он менее года: в 46-м полёте 8 июня 1966 года он разбился в результате столкновения с сопровождавшим его истребителем F-104.
1972 - Посадка Ту-134 (СССР-65607) на Икшинское водохранилище — авиационное происшествие, происшедшее на Икшинском водохранилище с участием самолёта Ту-134 Министерства гражданской авиации, который из-за отключения двигателей совершил вынужденную посадку на воду. В данном происшествии никто не пострадал. В тот день на самолёте проводился испытательный полёт, в котором отрабатывался отказ генераторов и проверялась работа электрооборудования, а особенно - курсо-глиссадной системы при питании от аккумуляторов. Пилотировал КВС Вячеслав Кузьменко. Ту-134 находился в зоне ожидания, когда из-за низкого напряжения (вследствие разряда аккумуляторов) произошла остановка всех топливных насосов, тем самым прекратилась подача топлива в двигатели. В результате оба двигателя остановились. Находясь на малой высоте и с севшими аккумуляторами, экипаж не мог запустить двигатели в полёте, поэтому был вынужден совершить аварийную посадку на наиболее подходящую для этого «площадку» - Икшинское водохранилище. В результате приводнения самолёт не разрушился и никто из 5 членов экипажа серьёзно не пострадал.
1974 - Завершены Государственные совместные испытания фронтового бомбардировщика Су-24 (Т6).
1975 - Впервые в истории космонавтики, в рамках программы "ЭПАС", на околоземной орбите была осуществлена стыковка 2-х пилотируемых КК разных государств: "Союз-19" - СССР и "Apollo" ("Apollo CM-111") - США.
1978 - Первый полёт учебно-боевого самолёта СОКО Г-4 Супер Галеб. В середине 1970-х годов Авиационно-технический институт (Белград) начал работу над проектом замены СОКО Г-2 Галеб, который был основным учебно-боевым самолётом ВВС Югославии. Он получил обозначение Г-4 Супер Галеб и выпускался на авиационной фабрике СОКО в городе Мостар. Г-4 представлял собой двухместный низкоплан со стреловидным крылом и убираемым шасси. Двигатель Rolls-Royce Viper 632-46 (производился в Югославии по лицензии) с тягой 17,8 кН позволял развить скорость до 920 км/ч. Боевой радиус — 1300 км. Вооружение состояло из 23-мм пушки ГШ-23Л + 1280 кг боевой нагрузки на 4 точках подвески (бомбы, ракеты и т.п.) Всего выпустили 85 единиц Г-4 Супер Галеб. Основным эксплуатантом были югославские ВВС, 6 самолётов были проданы в Мьянму. Г-4 активно применялись во время югославских войн. Сегодня, кроме Мьянмы, Супер Галеб стоит на вооружении ВВС Сербии.
1984 - Запуск КК «Союз Т-12». Экипаж: командир корабля — Владимир Александрович Джанибеков (4 полёт), бортинженер корабля — Светлана Евгеньевна Савицкая (2 полёт), космонавт-исследователь корабля — Игорь Петрович Волк (1 полёт). Это была четвёртая экспедиция посещения орбитального научного комплекса «Салют-7» — «Союз Т-11». Космонавт Игорь Волк совершал тренировочный полёт, как пилот будущих советских космических кораблей многоразового использования «Буран». 25 июля Владимир Джанибеков и Светлана Савицкая осуществили выход в открытый космос, продолжительностью 3 часа 35 минут. Во время работы в открытом космосе Владимир Джанибеков и Светлана Савицкая проводили испытания различных инструментов, предназначенных для работы с металлами в открытом космосе. Светлана Савицкая стала первой женщиной, осуществившей выход в открытый космос. 29 июля осуществлена посадка. Непосредственно после посадки корабля Игорь Волк совершил последовательно полёты в качестве первого пилота на вертолёте, пассажирском самолёте Ту-154 и истребителе МиГ-25.
1985 - Катастрофа Ми-6 (СССР-21051) Магаданского УГА на севере Хабаровского края, Охотский район, п.п. Юдома-Крестовская. Экипаж должен был выполнить рейс по доставке продуктов и другого малогабаритного груза с площадки Юдома-Крестовская на площадку в горах по заявке заказчика. Загрузка вертолёта производилась без должного контроля со стороны экипажа, груз не был закреплён страховочными сетками. По расчётам взлётная масса вертолёта составляла 37780 кг и в данных условиях позволяла выполнить взлёт только в зоне влияния «воздушной подушки». Посадочная площадка Юдома-Крестовская подвержена пылеобразованию, при взлёте вертолёта её поверхность создает условия для образования пыльного вихря, что было известно экипажу. Превышение посадочной площадки назначения, 1722 м над уровнем моря, не допускало возможности посадки вертолёта с данной взлётной массой. Командир вертолёта не имел допуска к полётам на площадки с таким превышением, его допуск на производство посадок ограничивался превышением до 1000 м. Перед вылетом ветер был слабым и для уточнения его направления экипаж произвёл пуск ракеты. После отрыва вертолёта от земли экипаж на высоте 3–5 м сразу приступил к выполнению левого разворота для выхода на курс, выбранный для взлёта и разгона с учётом направления ветра. При этом крен на развороте составлял до 7°. Созданный пыльный вихрь лишил экипаж возможности визуального контакта с земной поверхностью и точного выхода на выбранное направление взлёта. Развернувшись примерно на 50° левее намеченного курса взлёта, КВС безостановочно приступил к разгону вертолёта, при этом, пытаясь выйти из пыльного вихря, энергично создал отрицательный угол тангажа - 11°. Увеличив в дальнейшем угол тангажа с одновременным увеличением шага несущего винта, КВС допустил значительное падение оборотов НВ (до 70%), в результате чего вертолёт приземлился на колёса основных стоек шасси с последующим касанием и передней стойкой шасси. При движении по земле вертолёт ударился колёсами основных стоек о лежащий ствол лиственницы и переломил его. Увидев неизбежность столкновения с деревьями высотой 8–12 м, растущими но курсу движения вертолёта, КВС вместо прекращения взлёта увеличил шаг НВ до максимального значения 13,5° и угол тангажа до 28°, пытаясь оторвать вертолёт от земли и перелететь деревья. При этом произошло отделение колёс вертолёта от земли и удар об землю хвостовой пятой и рулевым винтом, в результате которого лопасти винта получили значительные повреждения. У трёх из них были оторваны концевые части различной длины. КВС удалось преодолеть препятствие и с повреждённым хвостовым винтом, непрекращающимся левым разворотом и снижением, вертолёт продолжал полёт береговым склоном вдоль реки. Однако вследствие возникшего аэродинамического и весового дисбаланса произошло отделение от вертолёта ХВ с хвостовым редуктором, после чего вертолёт с левым вращением и потерей высоты столкнулся со склоном берега, разрушился и сгорел. 6 человек погибло, 1 выжил.
Причины ЛП. При выполнении взлёта с площадки Юдома Крестовая командир вертолёта допустил ошибки:
– не зафиксировал устойчивое висение вертолёта на необходимой высоте перед началом разгона;
– в процессе разгона в условиях пыльного вихря допустил перетяжеление НВ, просадку вертолёта и его непреднамеренное приземление;
– не прекратил своевременно взлёт, пытаясь избежать удара лопастями НВ впереди растущих деревьев, допустил удар хвостовой пятой и винтом об землю при создании чрезмерного тангажа, в результате которого произошло разрушение лопастей рулевого винта и его последующее отделение вместе с хвостовым редуктором от вертолёта.
Инструкция по производству полётов на площадку Юдома Крестовая не предусматривает ее пригодность для полётов вертолётов Ми–6. Выводы комиссии по расследованию: ЛП произошло вследствие нарушений и ошибочных действий, допущенных КВС при подготовке к полёту и в процессе выполнения взлёта в условиях пыльного вихря.
1989 - Первый полёт стратегического бомбардировщика Нортроп-Грумман В-2А «Стелс». Самый дорогой военный самолёт в мире (его стоимость 1,3 млрд. долларов).
1992 - Постановление Правительства Российской Федерации о проекте Бе-200.
1996 - Самолёт Boeing 747—131 (бортовой номер N93119) авиакомпнаии Trans World Airlines, летящий по маршруту, взорвался в воздухе и упал в Атлантический океан около East Moriches, штат Нью-Йорк. Все 230 человек, находящихся на борту (два пилота, два бортинженера, 14 бортпроводников, 212 пассажиров), погибли, а самолёт был разрушен. К этому моменту прошло 12 минут как самолёт вылетел из Нью-Йорка.
1997 - Первый полёт российского лёгкого многоцелевого самолёта ( производитель Аэропракт-Самара) "Аккорд-201" с двигателями Teledyne Continental Motors IO 360 ES (210 л.с. каждый). Пассажирскую кабину несколько расширили сзади и снизу, в результата удалось поставить два дополнительных пассажирских кресла туда, где раньше был багажник, и ещё осталось достаточно много места позади них. В процессе его проектирования были учтены и исправлены некоторые конструктивные неувязки, обнаруженные на Аккорде-прототипе, и применены более оптимальные параметры конструкции. Кроме этого, раз уж всё равно приходилось переделывать, была значительно упрощена и удешевлена конструкция. Крылья без сужения и использование плоских панелей и поверхностей одинарной кривизны на большей части обшивки значительно упростили изготовление и сборку, и планер самолёта, при увеличении пассажировместимости, практически оказался дешевле предшественника, при возможности сборки в малооборудованных мастерских.
1998 - Ил-78, принадлежавший Украинской авиационной транспортной компании (МО Украины) и зафрахтованный болгарской Air Sofia, столкнулся с холмом при заходе на посадку в Асмэре (Эритрея). Погибли все 10 человек, находившиеся на борту.
2000 - У города Патна (Индия) разбился самолёт Boeing-737 авиакомпании «Эллайнс эйр», выполнявший полёт на внутренних линиях.
2001 - Погиб заместитель командующего военно-морской авиацией ВМФ Герой Российской Федерации (17.08.1995), лётчик-снайпер. Генерал-майор (15.12.1995) Тимур Автандилович Апакидзе (04 марта 1954 г.р.). Су-33 столкнулся с землей при заходе на посадку по завершении показательного полёта в День 85-летия создания морской авиации, проходившим в гарнизоне «Остров» под Псковом. Апакидзе, выполнив все фигуры высшего пилотажа, заходил на посадку, когда его самолёт Су-33, находившийся в нескольких километрах от взлётно-посадочной полосы, «повёл себя неустойчиво». После доклада об этом на пункт управления полётами, лётчику поступила команда катапультироваться. Однако, Апакидзе решил не катапультироваться и оставался в пилотской кабине до момента удара самолёта о землю и его взрыва, стремясь сохранить самолёт. Однако по мнению госкомиссии, Апакидзе погиб «вследствие психофизической перегрузки»[5]. Пилот отключил ограничители предельных углов атаки и перегрузки, чтобы выполнить сложные фигуры пилотажа. В результате во время одного из манёвров он испытал восьмикратную перегрузку и потерял контроль над машиной. Похоронен 20 июля 2001 год в Москве на Троекуровском кладбище (участок 4).
2007 - Катастрофа A320 в Сан-Паулу. Авиалайнер Airbus A320-233 авиакомпании TAM Airlines выполнял внутренний рейс JJ3054 по маршруту Порту-Алегри—Сан-Паулу, но, приземлившись на скользкую от дождя взлётную полосу аэропорта Сан-Паулу, выкатился за её пределы и врезался в расположенные рядом с ней здания. В катастрофе погибли 199 человек — все находившиеся на борту самолёта 187 человек (181 пассажир и 6 членов экипажа) и 12 человек на земле.
2008 - Умер Заслуженный лётчик-испытатель СССР (13.08.1976) Александр Харламович Пантюхин.
2013 - В провинции Хубэй успешно совершил первый полёт на воде китайский лёгкий самолёт–амфибия «Хайоу-300» («Чайка 300»), который был разработан китайским научно-исследовательским институтом по изучению летательных аппаратов специального назначения. «Хайоу-300» может быть использован для бизнес-полётов, туризма и развлечений, прибрежного патрулирования, поисково-спасательных операций, мониторинга окружающей среды, лесного патруля и т.д.
Свежие комментарии