Многие люди боятся летать, потому что не понимают, как такая многотонная огромная машина поднимается в воздух и не падает! Тем не менее самолёт считается одним из самых безопасных видов транспорта. Каждый день совершается более 100 тысяч рейсов, а авиакатастрофы случаются крайне редко. Да и то, часто виной не отказ техники, а ошибка пилотов. Самолёт вообще машина очень надёжная. Это автомобиль, которому 50 лет, будет постоянно глохнуть и разваливаться. Пятидесятилетний самолёт, который эксплуатируется практически непрерывно, при правильном обслуживании будет отлично себя чувствовать.
Сегодня я хочу показать вам, как собирают самолёты! Недавно меня пригласили в пресс-тур в Тулузу, на завод Airbus, где собрали первый самолёт А350 для "Аэрофлота". В Тулузе находится основное сборочное производство "Эирбаса", куда со всей Европы доставляют части самолёта, из которых в итоге и получается готовый лайнер.
У российских авиакомпаний до этого А350 не было, хотя сам самолёт уже лет 5 как летает без серьёзных происшествий. Теперь "Аэрофлот" планирует заменить свои А330 на А350. В новых самолётах полностью обновили салон. Теперь бизнес-класс по комфорту напоминает азиатов, а в экономе стало гораздо больше места.
Но обо всём по порядку.
Изначально его хотели делать на базе А330, но во время обработки комментариев от будущих покупателей стало понятно, что модель надо делать с нуля. На разработку потратили 4 млрд евро.
А350 разрабатывался как самолёт с широким фюзеляжем. Это первый самолёт "Эирбаса", где фюзеляж и крылья сделаны из карбона. Он на 51% состоит из карбона, поэтому получился легче, экономичнее и экологичнее предыдущих моделей. Не знаю, что там по весу, но, как по мне, это самый красивый самолёт. Посмотрите на его мордочку!
На эти невероятно красивые крылья. Неужели вы сможете пройти мимо?
Airbus А350 – дальнемагистральный самолёт. Сегодня покажу вам сразу два самолёта: один ещё только собирают, а второй уже отдают в эксплуатацию "Аэрофлоту" для полётов в Лондон, Дубай, Нью-Йорк, Майами, Осаку и Пекин.
Когда я ехал в Тулузу, я думал, что увижу строительство самолёта с мельчайших деталей. Но оказалось, что завод в Тулузе – это место сборки.
Завод по сборке "Эирбасов" находится на территории аэропорта: с одной стороны гражданский терминал, с другой – производственные мощности.
Но, как я уже сказал, это место заключительной сборки. Так, пилон для подвески двигателя производят неподалёку от Тулузы. Переднюю и центральную части фюзеляжа (корпуса) делают в Сен-Назере. Хвостовую часть – в Мадриде. Крылья – на севере Уэльса (и доукомплектовывают в Бремене).
Почти все компоненты перевозят на грузовом самолёте "Белуга". Это очень странный самолёт. Помните, Андрей Туполев сказал, что некрасивый самолёт не летает? Так вот... Как может летать "Белуга"? Это невероятно уродливый и странный самолёт, который тем не менее летает и перевозит в своём чреве другие самолёты.
Что интересно, загружают компоненты спереди, сама кабина находится как бы под грузовым отсеком – отсюда такая форма морды, как у белуги.
Сборка начинается на станции 59. Здесь все секции подготавливают к сборке.
Обшивают стены, ставят пол, части кабины. Отсеки для отдыха пилотов и бортпроводников. Устанавливают проводку и освещение.
Когда все секции готовы, самолёт переезжает на станцию 50. Здесь секции собирают воедино.
На заводе идеальная чистота и порядок. Не помню, чтобы видел такое стерильное производство.
Устанавливают стойки шасси и носовую часть. Она сделана из сплава алюминия и лития для защиты от птиц. Здесь же ставят защиту от ударов молний.
Устанавливают всю авионику (приборы управления).
Дальше самолёт прибывает на станцию 40.
Здесь расширили окна. Сборщикам гораздо комфортнее работать при естественном освещении, и так завод снижает потребление электроэнергии.
Обшивают кабину. А вот крыло, которое доставили на "Белуге". Оно заезжает в сборочный цех на электротележке.
Вот оно на той же тележке приехало к самолёту "Турецких авиалиний".
И его крепят к фюзеляжу.
Устанавливают киль и рулевые лопасти. Интересно, что киль крепят уже окрашенным в цвета авиакомпании. Весь остальной самолёт красят уже после сборки.
Здесь же прикрепляются шасси. Удалось подойти к ним только на демонстрации готового самолёта. Всё новенькое, только с завода! Кстати, новая машина пахнет новой машиной, а новый самолёт ничем не пахнет.
И подводят пилон для подвески двигателя.
Обшивают кабину пластиком.
В этом здании самолёт находится от 8 до 11 недель. Затем самолёт перегоняют наружу, на станцию 30.
Там полностью устанавливаются кресла и оборудование салона. По заказу авиакомпании может быть любая конфигурация салона. Многие почему-то думают, что это "Боинг" или "Эирбас" делают маленькое расстояние между креслами. Я даже иногда слышу: "На 737 не полечу, там места совсем мало!" На самом деле производителю всё равно, каким будет салон. Вам могут хоть табуретки к полу прибить. Конфигурацию заказывает авиакомпания. Сами кресла и отделку, кстати, разрабатывают отдельные компании и потом всё это доставляют в Тулузу.
На станции 18 проводят тестирование всех систем самолёта. Тест фюзеляжа, коммуникации, топливных систем, электросистемы, авионики, дверей.
Когда всё проверено, самолёт переходит на покраску.
После покраски к нему подводят двигатели. Это фотографию делал уже на готовом самолёте. Уникальная возможность посмотреть и потрогать всё вблизи. Сегодня простому человеку практически невозможно прикоснуться к самолёту. Максимум – подержаться за портал двери у трапа.
Теперь самолёт можно тестировать в небе. Проходят первые тестовые полёты и приглашаются покупатели. Самолёт передают покупателям в Delivery Center. Это специальная площадка для эффектной презентации и передачи готового самолёта.
Самолёт назвали в честь Чайковского, поэтому в презентации участвовала балерина. На пике композиции за ней падает занавес, и в зал попадает свет. А за окном стоит красавец A350.
Селфи на фоне
Снизу самолёт подключается к питанию, чтобы работала вентиляция и свет в салоне.
На борту нас встречают улыбчивые стюардессы.
И небольшой барчик.
В бизнес-классе 28 персональных блоков с раскладывающимися креслами. У каждого пассажира теперь есть большой стол с лампой.
Установлены системы развлечения от "Панасоник" с быстрым откликом и огромным экраном.
Есть ящик для обуви и шкафчик для одежды с вешалкой. Кровать имеет равную ширину по всей длине (раньше ради экономии места в ногах она сужалась до 30 см).
Теперь, если вы спите или работает, никто вас не видит. Можно закрыть дверь, включить режим "не беспокоить".
Места в бизнесе стало очень много.
Сразу скажу, что объединить два кресла в центре и сделать большую кровать не получится. Никакого секса в небе!
Зато теперь у каждого пассажира будет мини-бар!
Комфорт-класс похож на бизнес-класс для коротких рейсов. Здесь 24 места. По два по бокам и четыре в центре.
Под креслами есть розетки, можно лететь с ноутбуком.
В эконом-классе 264 места, с разбивкой по три кресла.
Места для ног хватает, я проверял. Здесь тоже есть планшеты, но экранчики поменьше. В них есть даже порт под USB-C. Чудеса.
Подголовники выполнены из натуральной кожи. А обивка кресел – из ткани. Она быстро изнашивается, зато намного приятнее и удобнее кожи. Плюс легче на 30%. Её будут регулярно менять.
Это не отражение в зеркале! Теперь в А350 есть туалет для пар. Во время долгого полёта можно сходить с подружкой или любимым человеком, посидеть, поболтать... На самом деле это туалет для инвалидов, и перегородка убирается экипажем на случай, когда нужно больше места.
Мне даже удалось пробраться на кухню.
Осмотрел ящики – там, к сожалению, пусто.
И даже в кабину пилотов.
А первый аэрофлотовский борт A350 начал летать уже сегодня.
Илья Варламов
Свежие комментарии