Трагедии 76-й эскадрильи
76-я отдельная гвардейская Ленинградская Краснознаменная военно-транспортная эскадрилья в лучшие годы имела на вооружении сразу 29 «Антеев». Машины и экипажи эскадрильи участвовали во многих знаковых операциях. Так, в 1982 году борт 09338 перебросил на Байконур орбитальную станцию «Салют».
Два года спустя «Антеи» перевезли несколько Ми-8 для Эфиопии, а в 1986 году доставили в район Чернобыля тонны свинца и технику для ликвидации аварии.К сожалению, в работе самой 76-й эскадрильи не удалось избежать катастроф. Причиной одной из них стал «тепловой разгон» аккумуляторных батарей НКБН-25 №4, который привел к прогоранию близкорасположенного топливопровода и воспламенению керосина. Случилось это 6 июня 1980 года на маршруте из Багдада в Чкаловский на высоте 5700 метров. Пожар вспыхнул в правом обтекателе шасси и в считанные минуты затянул удушливым дымом грузовой отсек. К тому времени Ан-22 (бортовой №06-01) был уже над Москвой, и командир экипажа принял решение приземляться на ВПП аэропорта Внуково. После безуспешных попыток потушить огонь, машину по инструкции перевели в аварийный режим электроснабжения, что полностью обесточило самолет. Без навигации и связи, с невыпущенным шасси командир экипажа майор Шигаев В. И. во избежание жертв и разрушение отвернул «Антей» от Внуково в чистое поле. На скорости в 290 км/ч гигант сел на фюзеляж, снес кабиной железобетонный столб, упал в овраг и загорелся. Из экипажа погибли командир, бортинженер Свиридов А. А. и переводчик Добролюбова В. Р.
Макет самолета, показывающий особенности размещения груза
После трагедии самолета №06-01 аккумуляторный отсек оснастили противопожарными датчиками и люком, через который можно было оперативно разрядить огнетушитель. Подобная ситуация повторилась десять лет спустя в 1990 году, когда на упоминаемом ранее камуфлированном «Попугае» Ан-22А №05-10 аккумуляторы разогрелись и вздулись. Пожара удалось избежать, однако полетное задание было сорвано. [/justify]
Внутреннее убранство "Антея"
Девяностые годы стали для Ан-22 одним из самых несчастливых периодов. 11 ноября 1992 года случилась первая в десятилетии катастрофа – «Антей» с бортовым №06-10 с перегрузом в 20 тонн упал сразу после взлета в районе аэродрома Мигалово. Это был коммерческий рейс на Ереван, на борту самолета находились вместе с экипажем майора И. Масютина 33 человека, включая детей. Кроме серьезного перегруза, одной из причин катастрофы стало обледенение фюзеляжа. Два года спустя, работая уже в интересах МО РФ, упал Ан-22 №04-08 (командир воздушного судна – майор А. Кредин), нагруженный под завязку военным автотранспортом из немецкого Темплина. Трагические события развивались следующим образом. Машина поднялась в воздух 19 января с аэродрома Ростова-на-Дону, при этом антиобледенительную обработку самолет не прошел. Через несколько минут полета «Антей» стал крениться на крыло, выходя на критические углы атаки. Аварийная посадка не удалась, самолет ударился плоскостью крыла о землю и разрушился. Из экипажа и трех пассажиров в живых остались лишь три человека.
Балтиморская катастрофа
Последняя катастрофа Ан-22 случилась 28 декабря 2010 года с бортом RA – 09343 после взлета с воронежского аэродрома Балтимор. Самолет был задействован в переброске истребителя МиГ-31 для Военного авиационного университета. Спустя час после вылета в обратный путь из Воронежа в Мигалово гигант упал в районе села Малое Скуратово Чернского района Тульской области. Очевидцы рассказывали, что воронка от падения самолета достигала глубины пять и диаметра в двадцать метров, а фрагменты машины находили на удалении в 700 метров от точки падения.
Погибший в 2010 году в Тульской области "Антей"
На борту находились 12 человек – два экипажа Ан-22. Анализ бортовых самописцев показал, что на высоте 7176 метров самолет резко ушел в левый крен со скольжением, который развивался со скоростью 10 градусов в секунду. «Антей» принялся интенсивно снижаться по спиральной траектории. Экстренные меры экипажа ни к чему не привели, и самолет свалился в штопор. При этом перегрузки были таковы, что разрушаться машина начала еще в воздухе. В итоге «Антей» на гигантской скорости и практически вертикально вошел в землю. Причиной стал отказ системы управления, что привело к нарушению работы электромеханизма системы автотриммирования. Также стало известно, что экипаж пренебрег требованиями и не сообщил о сбоях в системе управления этого же борта, которые были замечены двумя неделями ранее. Инструкция экипажа летчика Ан-22 также не содержала никакой информации, касающейся действий в случае отказа системы триммирования. Экипаж самолета был посмертно представлен к государственным наградам за отвод падающего самолета от поселков Чернского района в лесной массив, что исключило жертвы среди гражданских. В предыдущих частях цикла о "летающем соборе" Ан-22 более подробно описана история эксплуатации советского военно-транспортного гиганта.
Мгновения жизни уходящего со сцены героя
Гигант уходит в историю
Ан-22 на Ташкентском авиазаводе сместил с производственной линии младший брат Ил-76, появившийся в 1973 году. «Ильюшин» отличался неплохой грузоподъемностью в 47 тонн, что во многом противопоставило его «Антею». В активе 76-го также реактивные двигатели, сообщающие самолету большую крейсерскую скорость в сравнении с турбовинтовым «Антеем». Ил-76 оказался более выгодной машиной, так как единственным преимуществом «летающего собора» остался просторный грузовой отсек, который был востребован далеко не всегда. Сверху на нашего героя давил Ан-124 «Руслан» со своими беспрецедентными грузовыми способностями. Календарный срок эксплуатации «Антея» закончился еще в 2013 году, но годом ранее Министерство обороны РФ продлило срок службы до 2020 года. В это же время велись переговоры с украинским «Антоновым» о модернизации машин и продлении эксплуатационного ресурса до 40 лет и даже до 50 лет. Но известные события сделали это невозможным.
Единственный в своём роде камуфлированный "Антей"
На авиабазах ВВС сейчас хранится 22 машины, шесть из которых — в ограниченной годности. Надо отметить, что в полной мере использовать весь свой потенциал «Антей» мог в единичных случаях – так сложилась специфика перевозок в мирное время. Средняя загрузка составляла всего 22,5 тонны, и чаще всего это были далеко не габаритные грузы, которые можно было перебросить и на более компактном Ил-76. Большая часть самолетов за несколько десятков лет эксплуатации не налетала даже 5000 часов. И раньше, и сейчас у Министерства обороны нет особого желания тратить деньги на поддержание в надлежащем состоянии всего парка Ан-22. Поэтому часть машин потихоньку погибает на стоянках. Так случилось с «Антеями» под номерами RA-08833 и RA-08835, которые за шесть лет превратились в рухлядь на ивановском аэродроме. Украина желала в середине нулевых купить эти самолеты для коммерческой эксплуатации, но сделка не сложилась. В то же время «Авиалинии Антонова» достаточно успешно эксплуатируют свой единственный «Антей», занявший определенную нишу в мировых авиаперевозках.
Украинский "Антей" в составе "Антоновских авиалиний"
Больший парк тяжелых транспортников вряд ли бы стал рентабелен – рынок перевозки габаритных грузов по воздуху недостаточно емкий, чтобы насытить заказами и «Авиалинии Антонова», и «Волгу-Днепр» с Ан-124. Коммерческое использование таких гигантов возможно только в случае финансирования разработки и производства государственными структурами. Ни одна авиастроительная компания даже в мыслях не рассматривает постройку столько крупных транспортных самолетов в интересах гражданских перевозок. Затраты никогда не отобьются. Причем даже сверхвместительные пассажирские самолеты постепенно уходят со сцены – сначала «Боинг» объявил о скором выходе на пенсию 747, а позже «Эйрбас» свернул производство убыточного 380. Преемники не планируются ни у первого, ни у второго.
Ан-22 в этой ситуации не уникален: гиганты «Русланы» после выработки всех возможных ресурсов в «Волге-Днепре» также отправятся в музеи и на разделку. Чем заменят уникальную технику? Американцы никогда и никому не отдадут под коммерческие перевозки C-5 «Гелэкси», поэтому, скорее всего, ниша рынка сверхтяжелых транспортных самолетов для гражданского сектора исчезнет. Конечно, пока в перспективе Россия не насытит свои ВВС машинами нового поколения и выведет избытки на рынок. Но в это, учитывая современные реалии, верится с большим трудом.
Ан-22 для нас останется памятником безусловного инженерного гения Советского Союза со своими уникальными техническими решениями и непередаваемой харизмой.
Евгений Федоров
Свежие комментарии