1841 - Родился Михаил Александрович Рыкачёв — русский гидрометеоролог, директор Главной физической обсерватории (с 1899 — Николаевской Главной физической обсерватории; Петербург, 1896—1913), ординарный академик Императорской Академии наук (1900). Автор известных трудов по метеорологии, океанографии, земному магнетизму и физической географии вообще.
Генерал по Адмиралтейству (1909). Основатель службы погоды в России, известен также как «отец русской аэрологии», один из основоположников гидрологических прогнозов, инициатор и руководитель магнитной съёмки поверхности Земли в России. Скончался 14 апреля 1919 года. Похоронен в Санкт-Петербурге, на Смоленском православном кладбище (участок 199, 21-я дорожка). 1914 - Учреждён образец формы одежды и знаков различия русских военных лётчиков. 1916 - Первый полёт морского бомбардировщика-разведчика Gotha UWD (Ursinus Wasser Doppeldecker), компания Gotha, Германия. Первый UWD, оснащённый двумя двигателями Mercedes D.III мощностью 160 л.с., был передан на базу Seeflugzeug Versuchs Kommando в Варнемюнде. Испытания UWD продлились до 6 февраля 1916 года. Испытания самолёта прошли успешно и его приняли в состав флота. В ходе военных действий UWD совершил несколько удачных рейдов, так летом 1916 года он и ещё четыре самолёта Friedrichshafen FF 33 совершили налёт на Дувр. Все FF.33 были перехвачены вражескими Caudron и Sopwith Baby, а UWD сбросил свой бомбовый груз на береговую батарею и успешно вернулся назад. UWD был списан из состава флота 2 октября 1916 года. 1916 - Джозеф Карберри (Joseph E. Carberry) установил рекорд высоты 11 690 футов (3560 м), с капитаном Бенджамином Делахауф Фулуа в качестве пассажира. 1916 - Первый полёт полутораплана Nieuport 11 (Nieuport XI C.1). В 1915 году Гюстав Деляж создал уменьшенный вариант самолёта Nieuport 10, обозначенный как "Ньюпор 11". Это был типичный истребитель: маленький, манёвренный с небольшим силуэтом. На самолёте стоял ротационный двигатель "Ле-Рон" мощностью 60 кВт. Поскольку новый "Ньюпор" был заметно меньше своего предшественника, он получил прозвище "Бебе" (Bebe - ребёнок). Самолёт быстро приобрёл популярность за свои отличные лётные качества. Первая эскадрилья, оснащённая новыми самолётами, приступила к боевым вылетам 5 января 1916 года. К 1 февраля на фронте действовало уже 90 "Ньюпоров 11". Новые самолёты прибыли в апреле. В начале 1916 года "Ньюпор 11С.1" был лучшим истребителем Антанты. 1917 - Первый полёт британского учебно-тренировочного самолёта Sage Type 3. Практически сразу стало ясно, что самолёт перетяжелён и медлителен, даже для учебного самолёта. В ходе модификации уменьшили хвостовое оперение и общий вес конструкции. В новом варианте Type 3b удалось немного улучшить лётные характеристики. Но военные все равно разорвали контракт во время постройки второго прототипа. 1925 - Первый полёт опытной летающей лодки Short S.5 Singapore I (компания Short Brothers, Великобритания). Самолёт неплохо проявил себя в полёте вокруг Африки протяжённостью 37015 км, но серийного заказа не последовало. 1926 - Первый полёт экспериментального самолёта Ape, разработанный английской фирмой Sir W.G. Armstrong Whitworth Aircraft Ltd. Самолёт был создан для исследований аэродинамики полёта. Для этих целей его фюзеляж и хвостовую часть сделали так, чтоб можно было менять их конфигурацию. Уже в феврале была начата большая программа исследовательских полётов, однако выполнить её всю не удалось из-за аварии самолёта. Как выяснилось основной причиной аварии стал двигатель Lynx III, мощности которого (180 л.с.) не хватало довольно тяжёлой машине. После восстановления самолёта двигатель был заменён на более мощный, однако это не решило проблемы, так как и собственный вес двигателя тоже вырос довольно значительно. Несмотря на трудности полёты Ape продолжались ещё в течении нескольких лет, после чего он был разобран. 1935 - Первый полёт беспилотного радиоуправляемого самолёта de Havilland DH.82B "Queen Bee". Обычно при тренировке зенитчиков в 1930-е годы мишень буксировалась другим самолётом и было мало похоже на реальность. Для решения этой проблемы в 1933 году Королевский ВМФ Великобритании заказал de Havilland Aircraft разработку радиоуправляемого самолёта-мишени. Проект получил обозначение DH.82B "Queen Bee". Хотя DH.82B и был похож на учебный биплан DH.82A Tiger Moth, на самом деле это был гибрид — крылья от Tiger Moth + фюзеляж от более дешёвого DH.60 Moth. На самолёт установили усовершенствованный автопилот Smiths Mk la, который управлялся по радио. Пульт управления мог находится на другом самолете, на военном корабле или просто на земле. Максимальная скорость — 167 км/ч. Всего было выпущено 412 самолётов DH.82B "Queen Bee" (в основном — на поплавковом шасси). Один "Queen Bee" сохранился и находится в музее на авиабазе Хенлоу Королевских ВВС. 1938 - Первый полёт Miles Mentor. Разработанный на базе самолёта М.7 Nighthawk, Miles М.16 Mentor был спроектирован под тактико-технические требования Министерства авиации (Air Ministry Specification 38/37) как трёхместный связной моноплан с закрытой кабиной; в требованиях содержалось также условие возможности применения самолёта для обучения работе с радио и приборами днём и ночью. Было заказано 45 самолётов, включая опытные образцы. Этот самолёт был оснащён рядным двигателем de Havilland Gipsy Six I мощностью 200 л.с., который обеспечивал аппарату максимальную скорость 251 км/час на уровне моря. Самолёт использовался Королевскими ВВС в качестве связного и учебно-тренировочного. После войны уцелела только одна машина. 1939 - Первый полёт бомбардировщика-разведчика Блок MB.174 (компания Bloch, Франция). Сконструированный под руководством Анри Деплана из бюро концерна SNCASO на заводе в Курбевуа, MB. 174 мог посостязаться с любым самолётом подобного назначения, когда его приняли на вооружение. Эта машина вела свою родословную от MB.170 - многоцелевого двух-трёхместного самолёта, к работе над которым приступили в конце 1936 г. К моменту, когда МВ.170ВЗ № 02 вышел на испытания, часть требований штаба ВВС претерпела существенные изменения. В ответ конструкторское бюро SNCASO разработало ряд модификаций базовой конструкции. Они имели экипаж из двух или трёх человек и различные мотоустановки. Большинство из этих самолётов являлось тяжёлыми истребителями, такими как MB.171, МВ.172 и MB.173. Однако, они не ушли дальше проектов. Наивысший интерес у командования ВВС вызвала модификация MB.174. Она предназначалась в основном для разведки и маркировки целей, но могла и ограниченно использоваться в роли бомбардировщика. Окончательную сборку опытного образца нового самолёта, MB. 174 № 01, осуществили в Виллакублэ. Там же машина совершила свой первый полёт. Крыло, шасси, хвостовое оперение и общая компоновка мало изменились по сравнению с МВ.170ВЗ №02. Зато фюзеляж MB.174 сильно переработали. Увеличенный по высоте фонарь кабины сдвинули назад и весь нос остеклили. На машине смонтировали два двигателя Гном-Рон 14N20/21 по 1030 л.с. |
1943 - В январе построены модификации истребителя Як-9 — дальний Як-9Д и пушечный Як-9Т с 37-мм пушкой. Як-9 был создан как истребитель для сопровождения бомбардировщиков дальней авиации. Создатели дальнего Як-9 сумели разместить горючее во внутренних баках, и скорость при этом существенно не снизилась (605 км/ч). Радиус виража составлял 290 м, дальность полёта увеличилась с 1000 до 2200 км. Мощность моторов — 1180 л.с. Як-9 — один из немногих самолётов Александра Сергеевича Яковлева, который приспосабливали для выполнения различных боевых задач. Например, существовал самолёт-разведчик Як-9Р, у которого за кабиной пилота в отсеке помещался фотоаппарат. Существовал также Як-9ПД — самолёт-перехватчик. На истребителях Як-9Т ставилась мощная пушка НС-37. Вес снаряда составлял 735 г, а скорострельность равнялась 250 выстрелам в минуту. 1953 - Первый полёт SAI Ambrosini Sagittario. После успешных испытаний крыла стреловидностью 45 градусов на S.7 Сергио Стефанутти (Sergio Stefanutti) разработал самолёт Ambrosini Sagittario ("лучник"), оснащённый турбореактивным двигателем Turbomeca Marbore тягой 3,92 кН. Эта опытная машина, предназначенная для исследования аэродинамики и проблем сжимаемости воздуха на трансзвуковых скоростях, была в основном изготовлена из дерева. Первый полёт самолёт совершил 5 января 1953 года. В конструкции Sagittario новое стреловидное крыло сочеталось с фюзеляжем Super S.7, центральная часть которого была расширена для установки реактивного двигателя. Воздух поступал к двигателю через круглый воздухозаборник в удлиненной носовой части, а выхлопное сопло находилось под центропланом. |
1964 - Первый полёт грузового самолёта SC-5 Belfast британской фирмы Short Brothers. Его полезная нагрузка в полтора раза превышала Lockheed C-130. Однако расплодившийся американский конкурент вполне устраивал потенциальных заказчиков, поэтому в коммерческой авиации нашлось место всего для 5 «Белфастов». Авиакомпания Heavy Lift использовала их для перевозки крупногабаритных грузов. 1967 - Катастрофа американского стратегического высотного самолёта-разведчика А-12 № 60-6928 (125). В рутинном тренировочном полёте на четвёртом прототипе разбился Уолтер Рэй. Отказал расходомер, из-за повышенной подачи топлива сразу же после взлёта загорелись двигатели, Рэй катапультировался, но неудачно. 1969 - В СССР была запущена автоматическая межпланетная станция "Венера-5" для полёта к Венере. 16 мая 1969 года, через 131 сутки после старта, станция «Венера-5» достигла окрестностей планеты Венера. Вход в атмосферу планеты Венера произошёл на ночной стороне. После отделения спускаемого аппарата был раскрыт парашют. В течение спуска, который продолжался 52,5 минуты, радиовысотомер передал три значения высоты над поверхностью: 40,4, 31,9 и 23,8 км. Во время спуска проводились измерения температуры, давления, освещённости и химического состава атмосферы. Диапазон изменения температуры составил: от 25 до 320 °C, а давления от 0,5 до 27 атмосфер, диапазон высот от 55 до 18 км. Во время спуска дважды производился забор и анализ состава атмосферы. Первый раз анализ состава атмосферы производился при давлении 0,6 атмосферы и температуре около 25 °C. Второй раз — 5 атмосфер и 150 °C. Спускаемый аппарат перестал передавать информацию на Землю, когда давление достигло значения 27 атмосфер, что превышало расчётные значения для спускаемого аппарата (25 атмосфер). Это произошло на высоте 18 км над поверхностью. Анализ состава атмосферы показал, что она состоит на 97 % из углекислого газа, 2 % азота, не более 0,1 % кислорода, и незначительного количества водяного пара. 1972 - Президент США Ричард Никсон (Richard Nixon) дал разрешение НАСА на разработку МТКС "Спейс Шаттл". Программа "Аполлон" была близка к завершению и надо было планировать деятельность на следующее десятилетие. Руководство было озабочено дороговизной космических полётов и стремилось снизить стоимость наиболее дорогого первого шага - выведения аппарата на низкую околоземную орбиту. Оригинальный проект, из которого впоследствии возник "Шаттл", представлял собой полностью многоразовый двухступенчатый летательный аппарат; каждая ступень его была похожа на гигантский реактивный самолёт. Первая ступень - ускоритель - должна была с экипажем из двух космонавтов возвращаться на место старта после выведения на большую высоту второй ступени - орбитального корабля, собственные двигатели которого далее выводят его на конечную орбиту. Орбитальный корабль после выполнения программы входит в атмосферу и возвращается для посадки вблизи места старта. Считая, что орбитальный корабль может быть снова готов к повторному полёту через две недели, специалисты НАСА предусматривали эксплуатацию "Шаттлов" в самолётном режиме с запусками каждую неделю, стоимостью менее 10 млн. долл. за каждый запуск. Однако при этом требовались очень большие затраты на разработку (по оценкам, от 10 до 12 млрд. долл.). Основным экспертом выступало министерство обороны. Группа его специалистов сформулировала следующие требования к запускаемой полезной нагрузке: диаметр - 5 м, длина - 18 м, масса - 29 000 кг. После одобрения проекта в январе 1972 министерство финансов выделило НАСА на него 5,15 млрд. долл. В середине 1972 инженеры НАСА выбрали конструктивную схему, в которой ускорители и основные двигатели при подъёме работают вместе. Вскоре после начала разработки инженеры НАСА и подрядных фирм столкнулись с трудностями. Разработка основных ЖРД орбитального корабля оказалась более сложной, чем предполагалось, теплозащитные плитки оказались более хрупкими, чем ожидалось, их часто неправильно приклеивали их к алюминиевому фюзеляжу орбитального корабля, кроме того, расчётные нагрузки постоянно менялись. Все это задержало первый полёт "Шаттла", который планировался на 1977, а состоялся лишь в 1981. Сначала планировалось построить пять лётных орбитальных кораблей: два опытно-конструкторских и три штатных. Из-за бюджетных ограничений строительство пятого корабля было отменено. Руководство НАСА также решило, что переделка корабля "Энтерпрайз" для космических полётов после изменений, внесённых в конструкцию корабля "Колумбия", обойдется слишком дорого. Оно также решило переделать образец для прочностных испытаний в "Челленджер". Два штатных корабля были названы "Дискавери" и "Атлантис". |
Свежие комментарии