На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 710 подписчиков

Свежие комментарии

  • oleg perow
    Автор! На иллюстрации к статье о патенте Базарова ТРД - турбореактивный двигатель, а в тексте упомянут ТВД - турбовин...Этот день в авиац...
  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную подборку.Этот день в авиац...
  • Сергей Ковалев
    вот тем китацы от нас и отличаются - берут и делают. а мы сегодня одной говорильней заняты. безответственной.«Если Boeing и Ai...

Ежегодная сдача зачетов.

Рубцов В.П.

Картина Рубцова В.П. "Там ... за облаками" (масло, холст 50х40 см).

Ежегодная сдача зачётов.

 

После окончания лётного училища (КЛУГА –Краснокутское лётное училище гражданской авиации) я был направлен на работу в ЦОАО (Целиноградский объединённый авиаотряд). Работа не «пыльная», но … любимая. Хотя были в ней и отдельные нелюбимые моменты.

И, в первую очередь, это – сдача ежегодных зачётов. Количество сдаваемых дисциплин слегка колебалось … от восьми до десяти, что-то прибавлялось, что-то убиралось, но большая часть из них оставалась неизменной. К этой группе относилось и РАДИО. Вернее, РЭСОС – радио электро связное оборудование самолётов. При сдаче этого экзамена нас не заставляли «привести» на память решения многоформульных задач, как, например, по дисциплине «Самолетовождение», но и тут иногда задавали такие вопросы, ответы на которые можно найти только в … Интернете. Но дело в том, что тогда Интернета ещё и в плане не было! Потому пилоты и чесали свои «репы», то бишь затылки (для тех, кто не знает – задняя часть головы, но чуть повыше!), напрягая до изнеможения свои извилины, и пытались  ответить что-нибудь умное на их взгляд. Но всё равно каждый сдавал РЭСОС только с третьего раза, а то и с большего числа … заходов! И редко кому, ну если только по знакомству, удавалось сдать этот экзамен со второй попытки. Вот так и я, ещё не зная какие подводные камни меня ожидают, «потопал» к начальнику РЭСОС с надежной на получение его заветной подписи у себя в зачётной ведомости. «Садитесь!» - приветствовал меня экзаменующий.
«Я задам Вам только один вопрос – обрадовал он меня – и если Вы на него ответите, то я сразу поставлю Вам … зачтено!». «Добро!» - и я внимательно напряг свои извилины. Начальник РЭСОС спросил: «Как Вы думаете, какой полупроводниковый (транзисторный) переход лучше n-p-n или p-n-p, и чем?». Вот те раз!!! И это он спросил у лётчика, да ещё и … начинающего, птенца, по сути. Он же просто … убил меня этим вопросом … наповал! Да, да, да, он именно так и подумал! Он же не знал, что я радиолюбитель и что РАДИО для меня … любовь (ХОББИ по "забугорному")! Сделав длиннющую паузу, больше для порядка и пущей значимости, чем для «соискания» дополнительного времени на раздумья, я дал следующий ответ: «На мой взгляд, n-p-n переход несколько получше, так как носителями зарядов в нём являются электроны, а они более подвижны и «коммуникабельны», чем дырки (места в атомах покинутые электронами – заряжены положительно), которые являются носителями зарядов в поупроводниковом переходе типа p-n-p. А потому n-p-n переходы более высокочастотны по своим параметрам, у них больше быстродействие, лучше они и по шумовым параметрам». Начальник РЭСОС слегка растерялся – это видно было по затянувшемуся молчанию. Он молча поставил мне в зачётную ведомость свою подпись и даже не дослушав моё «спасибо», сославшись на занятость, удалился. Я не стал ему сообщать инфо о том, что я радиолюбитель – не кому уже было это слушать и ... тоже удалился. В эскадрильи мои коллеги мне так и не поверили, что я сдал экзамен по РЭСОС с первого захода (без ухода на «второй круг»!).

Не для кого не секрет, что в лётном училище обучают ещё и знанию телеграфной азбуки. Но и зачёты по ней приходится сдавать тоже ежегодно. И вот однажды к нам на сдачу зачётов по «Морзянке» пришел новый спец ... в качестве экзаменатора. Для начала он собрал в залу для разборов весь свободный личный состав и показал нам своё «виртуозное» мастерство в познании телеграфной азбуки – очень быстро передавал текст, при этом допустив массу ошибок. Я ему тут же указал на их наличие, чем вызвал его очень сильный гнев. Мужик-то не знал, что у меня по телеграфу первый спортивный разряд – радиолюбитель же в конце-концов! «Вот мы сейчас и посмотрим на зачётах как ты знаешь телеграф!!!» - возмущённо пригрозил экзаменатор. Ну и ... влепил мне двойку по знанию телеграфной азбуки, даже несмотря на то, что я все буквы принял правильно! Ведь скорость передачи была всего тридцать знаков в минуту, а нормы по первому разряду – не менее сто двадцати знаков. Тут уснуть можно между знаками, по пальцам все точки и тире вместе с паузами пересчитать, а не то что ... не принять! Правда, на следующий день ведомость сделали новую, в которой у меня в графе красовалась уже ... четвёрка, ибо я пригрозил экзаменатору раскрутить его на предмет знания телеграфа там, где надо, а моё начальство знало что я «вредный», а так же знало что я и первый спортивный разряд по этому делу имею, а неприятностей и шумихи оно не хотело ..., вообщем, больше этот экзаменатор у нас в эскадрильи никогда не появлялся! И ещё: после этого случая я приобрёл статус «вредины» и «скандалиста». Но и польза от этого тоже была. Мне стали ставить отличные отметки даже по тем дисциплинам, по которым мои познания были далеки от идеальных. А позже, уже даже тогда, когда я стал работать в БЭРТОС, мне постоянно поручали принимать зачеты по телеграфной азбуке у радиооператоров.

Припоминается и ещё несколько забавных случаев в УТО. УТО – эта аббревиатура означает Учебно Тренировочный Отряд, куда пилотов направляют периодически для поддержания и повышения своей квалификации. Правда, бывалые лётчики его слегка переименовали в ... Устал Товарищ – Отдохни. Но сути это не меняет – экзамены нужно сдавать и там в полном объёме. И вот, как-то, стою я у двери – подошла моя очередь захода в аудиторию на предмет сдачи экзамена по дисциплине «Приборы». Вдруг, открывается дверь и выходит сам преподаватель. Он даёт мне ключ от  его рабочего кабинета и просит  принести корпус от самолётного прибора ТУЭ-48, который лежит у него на столе. Я зашел – а там на столе ... полный бардак – куча корпусов от различных самолётных приборов. Я выбрал нужный и принёс его преподавателю. Он поблагодарил – я хотел выйти за дверь, но он остановил меня. «А скажите мне, уважаемый коллега, что Вы мне сейчас принесли?» - спросил он. Я немного растерялся, но, так как, был полностью уверен в своём выборе, то ответил утвердительно: «Корпус от прибора ТУЭ-48!». «Нет! – парировал  преподаватель – Вы принесли мне ... пепельницу ... сделанную из корпуса прибора ТУЭ-48!». И рассмеялся. У меня аж от сердца отлегло! «Считайте что экзамен Вы сдали на отлично! Можете быть свободны! Пригласите следующего!» - с улыбкой попросил меня экзаменатор.

А вот ещё: Снова попал я в УТО. Занятия закончились, осталась только зачётная неделя – восемь экзаменов и то только по теории, практику и тренажеры уже «отлетали». Подходит ко мне начальник УТО и просит ... выручить – надо нарисовать с десяток портретов знаменитых от авиации людей. Об экзаменах «настаивает» ... не беспокоиться – будут все пятёрки, но за неделю надо успеть. Что делать – не отказываться же, себе дороже будет! Согласился, а когда глянул на размеры портретов – чуть не прослезился: метр на «шестьдесят» каждый. Жа ещё и краски с кистями ... явно не профессионал приобретал – ацетоновая и кисти для .. малярных работ. А времени всего неделя! Что делать? Думал-думал я и тут мой взгляд остановился на диаскопе, мирно пылившемся в углу малярной «студии». Попросил его в качестве подручного средства – дали! Укрепил планшет (специально изготовленные для портретов из фанеры и деревянных реек) на стене. У противоположной стены на стол установил диаскоп, вставил одну из открыток с изображением «позируемого» в приёмник диаскопа, прикрыл окна шторами, навёл резкозсть изображения и ... обвёл его контуры на планшете. А затем где кистями, а где и просто пальцами раскрасил изображения красками, а фон – обыкновенной тряпкой, служившей до этого для того, чтобы протирать доску. Получилось чень даже ничего – даже самому понравилось! Но главное – за три дня успел закончить все десять портретов (а без диаскопа дней десять на это ушло бы!). Меня поблагодарили и отпустили восвояси раньше на целых три дня! Ну а на входе в УТО, в его холле, ещё много лет после этого красовалась моя фамилия, выграверованная на больших бронзовых пластинах вместе с другими – так раньше «чествовали» круглых отличников «боевой и политической» подготовки.

Не менее занятный случай произошел и в управлении гражданской авиации, когда я сдавал экзамены на получение звания командира самолёта. Вообще, наиболее трудно сдавать экзамены непосредственно у себя ... в подразделении – на месте. Вывернут на изнанку! А уже дальше по инстанциям – чем выше инстанция, тем легче сдавать экзамены. Так вот, сдаю я экзамен по самолётовождению – подготовился хорошо, исписал целых три листа. И только начал свой рассказ, как экзаменующий останавливает меня, забирает из моих рук исписанные листы и ... предлагает мне вкратце рассказать ... полёт по радиолокатору. Я слегка растерялся – на Ан-2 радиолокатора нет ... ну, разьве что, рассказать про наземный радиолокационный контроль. Ну и начал я говорить о том, что мне известно на эту тему. Экзаменатор снова останавливает меня: «Нет, нет! Вы расскажите нам о полёте с использованием бортового радиолокатора!». О как! Ну не молчать же в ответ и не говорить же, что я об этом ничего не знаю! Тем более, нельзя спорить и с самим экзаменатором. Не тот случай! И стал я экспромтом рассказывать всё, что когда-либо читал на эту тему. А почитать как-то пришлось – чисто из любопытства и интереса. Ну, «слепил» из того что помнил кое как свой ответ. «Ну, что! – говорит экзаменующий присутствующим – В принципе, всё правильно! Я считаю, что Вы достойны быть командиром самолёта Як-40!». «Какого Як-40? Я же на командира Ан-2 сдаю!» - почти возмутился я. И тут все присутствующие весело рассмеялись – они то знают, что на АН-2 локатор не стоит. Засмеялся и экзаменатор: «Что ж Вы сразу об этом не сказали?». Он взял мою зачётную ведомость, написал в строке для оценок букву «Х» и протянул её мне, сопроводив словами: «Допишите сами что Вам хочется». Я дописал: «Хорошо!». Меня поздравили с присвоением ... новой должности «командира самолёта», вручили грамоту – красиво оформленный приказ о присвоении и ... с миром отпустили во свояси!

 

21.08.2009г. Рубцов В.П. UN7BV. Астана. Казахстан.

 

наверх