1900 - Родился Павел Фёдорович Жигарев — советский военачальник, Главный маршал авиации (1955). Главнокомандующий ВВС СССР (1941—1942, 1949—1957).
В 1922 году окончил 4-ю кавалерийскую школу комсостава РККА, затем командовал кавалерийским взводом. С 1925 года по личному желанию переведён в авиацию и направлен на учёбу.
В 1927 году окончил Ленинградскую военную школу лётчиков-наблюдателей.
Несколько лет был на преподавательской работе в военно-учебных авиационных заведениях. В 1932 году окончил Военно-воздушную академию РККА имени проф. Н. Е. Жуковского, в 1933 году адъюнктуру при ней. С 1933 года — начальник штаба Качинской высшей авиационной школы лётчиков, тогда же и сам окончил её без отрыва от исполнения служебных обязанностей.
В 1934—1936 годах командовал авиационными частями, от отдельной эскадрильи до авиабригады. В 1937—1938 годах находился в командировке в Китае, возглавляя группу советских лётчиков-добровольцев. Принимал участие в боевых действиях Японо-китайской войны на стороне правительственных войск Чан Кайши, организовывал отражение ударов японской авиации, противовоздушную оборону, обучение китайских лётчиков на советских самолётах.
Действия Жигарева в Китае были оценены высоко, и после возвращения оттуда в сентябре 1938 года он назначен начальником Управления боевой подготовки ВВС РККА.
С 1939 года — командующий ВВС 2-й Отдельной Дальневосточной Краснознамённой армии. С декабря 1940 года — первый заместитель, а с апреля 1941 начальник Главного управления Военно-воздушных сил РККА. Генерал-лейтенант авиации.
Вскоре после начала Великой Отечественной войны на базе Главного управления ВВС был сформирован Штаб ВВС РККА, а П. Жигарев 29 июня 1941 года назначен командующим Военно-воздушными силами РККА. Возглавлял Военно-воздушные силы в самый тяжёлый первый период Великой Отечественной войны. Принимал непосредственное участие в планировании и руководстве боевыми действиями советской авиации в Битве за Москву. Генерал-полковник авиации (22.10.1941).
С апреля 1942 года — командующий ВВС тылового Дальневосточного фронта. С июня 1945 года — командующий 10-й воздушной армией. В августе 1945 года войска армии участвовали в Советско-японской войне в полосе войск Второго Дальневосточного фронта в Маньчжурии, обеспечивали боевые действия на Сахалине и Курильских островах.
В апреле 1946 года Жигарев назначен первым заместителем командующего Военно-воздушными силами СССР. С 1948 года — командующий Дальней авиацией — заместитель главнокомандующего Военно-воздушными силами.
С сентября 1949 года — главнокомандующий Военно-воздушными силами. с апреля 1953 года — главнокомандующий Военно-воздушными силами — заместитель (с марта 1955 года — первый заместитель) Министра обороны СССР. Маршал авиации (3.08.1953). Главный маршал авиации (11.03.1955). С января 1957 года — начальник Главного управления Гражданского воздушного флота СССР. С ноября 1959 — начальник Военной командной академии противовоздушной обороны.
Скончался 2 октября 1963 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы...
1900 - Родился Александр Александрович Новиков — советский военачальник, командующий Военно-Воздушными Силами РККА (1942—1946). Главный маршал авиации (21 февраля 1944). Дважды Герой Советского Союза (1945, 1945). Профессор (1958).
В 1922 году окончил курсы «Выстрел», в 1930 году — Военную академию им. М. В. Фрунзе. С 1933 года служил в ВВС. Участник советско-финской войны, начальник штаба ВВС Северо-Западного фронта. С 1940 года командующий ВВС Ленинградского военного округа.
В Великую Отечественную войну командовал ВВС Северного и Ленинградского фронтов. Инициатор и основной руководитель воздушной операции ВВС РККА против Финляндии в июне 1941 года.
В 1942—1943 годах — заместитель Народного комиссара обороны СССР по авиации.
С мая 1943 по 1946 года командующий ВВС. Как представитель Ставки ВГК координировал боевые действия авиации нескольких фронтов в битвах под Сталинградом и на Курской дуге, при штурме Кёнигсберга, в Берлинской операции. В 1943 А. А. Новикову первому в СССР было присвоено звание «Маршал авиации», в 1944 году, также первому в стране — «Главный маршал авиации», а в апреле 1945 года звание Героя Советского Союза. В сентябре 1945 года «за успешное выполнение операции в боях против империалистической Японии» ему была вручена вторая Звезда Героя Советского Союза. 24 июня 1945 года должен был командовать отменённым из-за дождя воздушным парадом во время Парада Победы.
В 1946—1952 в заключении с санкции А. А. Чепцова по сфабрикованному «авиационному делу» (приговорён к 5 годам заключения 11 мая 1946 года и отбыл год сверх срока). Арест Новикова и министра авиационной промышленности Шахурина иногда объясняют конфликтом Новикова с Василием Сталиным.
Реабилитирован при участии А. А. Чепцова и восстановлен в звании в 1953 году.
После освобождения, в 1953—1955, командующий авиацией дальнего действия, заместитель Главнокомандующего ВВС.
С января 1956 года — в запасе, с августа 1956 года — начальник Высшего авиационного училища Гражданского Флота. Профессор.
Александр Александрович Новиков скончался 3 декабря 1976 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок 7, ряд 12.
1921 - Пилотируемый Бертом Акостой Curtiss CR-1 на гоках на приз Пулитцера в США занял первое место с рекордной средней скоростью 176,75 миль в час (283,49 км / ч).
1922 - Образована авиакомпания Malert (Magyar Legiforgalmi), предшественница авиакомпании Malev.
1927 - Образован ФГУП "ЦНИИ "Электроприбор".
В 1916 г. заложено здание Военно-топографического Отдела Главного Управления Генерального Штаба на пересечении Малой Посадской и Большой Вульфовой улиц в Санкт-Петербурге. В 1926 г. решением Совета Труда и Обороны СССР недостроенное здание на Малой Посадской передано под обустройство завода электроизмерительных приборов. 19 ноября 1927 года завершено строительство и оснащение первого здания завода электроизмерительных приборов «Электроприбор» на Малой Посадской улице. За месяц до этого, в октябре 1927 года завод начал выпускать продукцию. Здесь в 30-е годы были разработаны первые отечественные гироскопические приборы для флота и авиации. Под руководством академика Алексея Николаевича Крылова сложилась российская школа гироскопии. 13.06.1945 г. на базе ВМЧ создано СКБ, положившее начало НИИ "Электроприбор". В 1966 г. институту присвоено название "Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор" как ведущему в стране предприятию по разработке высокоточных навигационных гироскопических комплексов и систем. Ныне Открытое акционерное общество «Концерн «Центральный научно-исследовательский институт «Электроприбор» Государственный научный центр РФ, Россия, Санкт-Петербург.
1932 - Первый полёт скоростного самолёта АИР-7 Александра Сергеевича Яковлева, лётчик-испытатель Юлиан Иванович Пионтковский. 20 ноября достигнута скорость 325 км/ч - наибольшая в СССР.
1932 - Первый полёт французского истребителя ANF Les Mureaux 170. Это подкосный моноплан с крылом типа "чайка", неубирающимися стойками шасси, главные колёса которого были снабжены обтекателями. Вторая машина (Mureaux 170.02) появилась через 16 месяцев после полёта первого прототипа. Эти истребители имели много проектных новшеств и необыкновенно лёгкие конструкции. Например, фюзеляж имел тонкую дюралевую обшивку, а зависающие элероны выполняли ещё и функции закрылков. Вооружение включало два пулемёта Chatellerault калибром 7,5 мм, вмонтированных в крылья. Несмотря на хорошие лётные качества, самолёт не пошёл в серию из-за плохого обзора нижней полусферы, что сильно затрудняло посадку и создавало проблемы во время боя.
1936 - В СССР первый запуск симметричной четырехкрылой твердотопливной зенитной крылатой ракеты 217/II с пороховым двигателем 217/1, прообраза ракеты ПВО (асимметричная была у первого варианта -217/I). В дальнейшем предусматривалась система самонаведения ракеты по лучу прожектора.
1937 - Первый полёт 10-местного транспортного самолёта Savoia Marchetti S.M.83. В общей сложности было построено 23 экземпляра, и практически все они поступили в эксплуатацию до вступления Италии во Вторую мировую войну. Большинство самолётов были закуплены итальянской авиакомпанией Linee Aeree Transcontinentali Italiane (LATI). До начала Второй Мировой войны он летал в авиакомпаниях Италии, Бельгии и Румынии. Затем выполнял военно-транспортные операции.
1939 - Первый полёт бомбардировщика Не 177 V1 (No. 00 001) в Рехлине под управлением экипажа во главе с инженером по проведению лётных испытаний Франке.
1943 - В ЦАГИ образован реактивный отдел под руководством Генриха Наумовича Абрамовича.
1951 - Советские истребители принудили к посадке на венгерском аэродроме Папа транспортный Douglas C-47 Skytrain ВВС США. Экипаж в составе лётчика капитана Дэйва Хендерсона, второго пилота капитана Джона Свифта, сержанта технической службы Джесса Даффа и сержанта Джеймса Элама выполнял рейс из Эрдинга (ФРГ) в Белград с грузом для посольства США. В конце пути самолёт нарушил воздушное пространство Венгрии и был перехвачен.
1951 - На Семипалатинском полигоне осуществлён первый воздушный ядерный взрыв. Бомба РДС-3 была сброшена с Ту-4.
1952 - Установлен рекорд скорости на F-86D “Sabre Dog” - 1124 км/ч.
1960 - Первый свободный полёт СВВП Hawker Siddeley P.1127.
В 1957 году фирма Bristol Engine Company, производившая авиационные двигатели, разработала силовую установку, позволявшую изменять направление вектора тяги. Она представляла собой турбовентиляторный двигатель, снабжённый коленообразными соплами, установленными по бокам агрегата и поворачивавшимися на 90 градусов вниз. Новым двигателем, в дальнейшем получившим обозначение Pegasus, заинтересовалась компания Hawker Siddeley, которая взяла его за основу разработки лёгкого многоцелевого самолёта с вертикальным взлётом и посадкой в соответствии с требованиями НАТО - руководство организации проводило общеевропейский конкурс на создание двух типов самолётов: 1) среднего турбовинтового или турбовентилляторного военно-транспортного самолёта вертикального или укороченного взлёта и посадки, — различными западноевропейскими авиастроительными компаниями было предложено 25 проектов, в финал вышло пять; 2) реактивного разведывательно-ударного истребителя-бомбардировщика В/УВП, — было предложено 11 проектов, в финал вышли два СВВП, французский двухдвигательный Balzac V 001 и британский однодвигательный P.1127.
1967 - Катастрофа Ли-2, СССР-04227, Красноярский край, близ а/п Красноярск, Аэрофлот (СССР), Красноярское УГА, Красноярский ОАО, при заходе на посадку в СМУ. Погиб экипаж в составе 4-х человек. Наиболее вероятная причина катастрофы – преждевременное снижение самолёта до пролёта БПРМ в СМУ ночью вследствие допущенных экипажем ошибок...
1968 - Система "частично-орбитальной бомбардировки" в составе ракеты-носителя "Р-36орб" и орбитального блока 8Ф021 была принята на вооружение. Первый ракетный полк с МБР «Р-36орб» заступил на боевое дежурство 25 августа 1969 года на космодроме Байконур (командир полка - А.В.Милеев).
В состав полка входили 18 шахтные пусковые установки, объединенные в три боевых стартовых комплекса (по 6 ШПУ в каждом БСК). Каждая шахта имела диаметр ствола 8,3 м и высоту 41,5 м. Расстояние между шахтными пусковыми установками составляло 6 –10 км. Полк остался единственным в составе Ракетных войск стратегического назначения, вооруженный этими ракетами.
В последующие годы запуски осуществлялись с частотой один - два раза в год и их задачей было поддержание боеготовности системы. В 1971 году был осуществлен последний запуск по частично-орбитальной траектории. Дальнейшие запуски не проводились. Объяснением этому могут служить несколько причин. Во-первых, система не была настолько эффективной, как хотелось бы. Во-вторых, она была довольно уязвимой в связи с шахтным базированием ракет. В-третьих, в США была создана и введена в эксплуатацию достаточно эффективная система раннего обнаружения и предупреждения, которая была способна зафиксировать ракету в момент ее запуска, а не на траектории подлета. В-четвертых, началась разрядка международной напряженности и советско-американские переговоры о сокращении стратегических вооружений. Система "частично-орбитальной бомбардировки" в составе ракеты-носителя "Р-36орб" и орбитального блока 8Ф021 разработки КБ “Южное” Михаила Кузьмича Янгеля.
1969 - Лунный модуль "Интрипид" (Intrepid) (LM-6) КК "Аполлон-12" (Apollo) с астронавтами Чарльзом Конрадом и АланомБином (Charles Conrad and Alan Bean) совершили вторую в истории человечества посадку на поверхность Луны в районе Океана Бурь в точке с координатами 3 градуса 2 минуты южной широты и 23 градуса 27 минут западной долготы. Через несколько часов астронавты Ч.Конрад и А.Бин совершили первый выход на поверхность Луны. Во время выхода проведена установка комплекта приборов "АЛСЕП", сейсмометра, манометра, детектора ионов, детектора частиц солнечной плазмы. Длительность выхода Конрада 3 час. 56 мин., Бина 3 час. 30 мин. Второй в истории космических исследований выход Землян на лунную поверхность.
1975 - Первый полёт мотопланера AmEagle American Eaglet конструкции Ларри Хейга с двигателем Continental A50 мощностью 50 л.с. и складным винтом.
1987 - Принята на вооружение РСЗО 9К58 «Смерч» — советская реактивная система залпового огня калибра 300 мм.
1990 - Катастрофа Ми-8Т Туркменского УГА в районе Бахардока - отказ в работе главного редуктора. 15 человек на борту погибли, выжил КВС.
1996 - В США с космодрома Cape Canaveral по программе STS-80 осуществлён запуск космического корабля "Columbia №21" с астронавтами Кеннетом Кокреллем (Kenneth Cockrell, 3-й полёт), Кентом Роминджером (Kent Rominger, 2-й полёт), Стори Масгрейвом (Story Musgrave, 6-й полёт), Тамарой Джерниган (Tamara Jernigan, 4-й полёт) и Томасом Джоунзом (Thomas Jones, 3-й полёт) на борту. Выведен на орбиту и возвращён спутник для исследований в области технологии WSF и астрономического спутника ORFEUS-SPAS, отработка инструментов и процедур работ по сборке и обслуживанию Международной космической станции. Приземлились на Авиабазе Эдвардс 7 декабря 1996 года. Самый длительный полёт в истории миссий.
1996 - Состоялась первая демонстрация Ка-52 ("Аллигатор").
1997 - 88-й старт многоразового транспортного космического корабля в рамках программы Спейс Шаттл и 24-й космический полёт «Колумбии», произведен 19 ноября 1997 года. Астронавты провели в космосе около 16 дней и благополучно приземлились в КЦ Кеннеди 5 декабря 1997 года. Экипаж: Кевин Крегель - командир; Стивен Линдси - пилот, Уинстон Скотт - специалист полёта; Калпана Чавла; Такао Дои; Леонид Каденюк (Украина). Вывод на орбиту и возвращение на Землю научного спутника SPARTAN-201-4.
1999 - Первый пуск в автоматическом режиме первого пилотируемого китайского космического аппарата «Shenzhou-1».
1999 - Катастрофа Ми-8МТВ-1 (UN-27035), Астраханская область, близ села Три Протока, 8 км восточнее Астрахани, а/к Kazair West.
Вертолёт, принадлежавший НПО "Панх (Краснодар) с февраля 1998 года находился в аренде в Казахстане. В ноябре 1999 г казахская сторона приняла решение прекратить аренду и вернуть вертолёт в Краснодар. Для приемки вертолёта 17 ноября в Атырау прибыл представитель НПО "Панх", который в этот же день внезапно скончался от инфаркта. В связи с этим вылет, намеченный на 18 ноября, был отложен. 19 ноября вертолёт вылетел из Атырау в Краснодар с запланированными промежуточными посадками в Астрахани, Элисте и Ставрополе. На борту находились три члена экипажа, два инженера и тело скончавшегося представителя НПО "Панх". После дозаправки в Астрахани вертолёт вылетел в 18:10. В связи с тем, что аэропорт Элисты не мог принять борт в тёмное время суток, было принято решение следовать сразу в Ставрополь. После взлёта экипаж по неизвестным причинам не переключился с радиомаяка "Зеленга" на радиомаяк "Зензели" и взял курс на восток. Примерно через 10 минут после взлёта связь с бортом была потеряна. В последнем сообщении от экипажа они передали о наборе высоты до 1 200 м. Ми-8 на большой скорости столкнулся с землей, полностью разрушился и сгорел.
Погибло: экипаж - 3, пассажиры - 2.
2001 - Ил-18 (RA-75840), принадлежащий а/к IRS Aero и выполнявший чартерный рейс по маршруту Хатанга - Москва, упал у деревни Захаровка Калязинского района Тверской области в 24 км к юго-востоку от Калязина. Погибли все на борту - 9 членов экипажа и 18 пассажиров.
Во время полёта по маршруту на высоте 7 800 м с включенным автопилотом самолёт внезапно перешел в пикирование с увеличивающейся скоростью (до 850 км/ч) и нарастающим левым креном до 60º. На органах управления возникли чрезмерные усилия. В последний момент экипаж сумел отклонить руль высоты на кабрирование. Но для полного вывода не хватило высоты. Ил-18 на большой скорости столкнулся с заснеженным полем рядом с окраиной деревни.
В ходе проверок комиссия обнаружила целый ряд нарушений по техническому состоянию самолёта. Комиссия не смогла точно установить причину катастрофы. Наиболее вероятно, что к катастрофе привело сочетание сразу нескольких факторов.
2020 - Военные США успешно провели перехват ракеты в космосе с помощью ракеты "SM-3 Block 2A". Запуск SM-3 произошёл с эсминца USS John Finn в Калифорнии. Ракета, послужившая мишенью, была имитацией межконтинентальной баллистической ракеты. Её запустили не с материковой части США, а с Маршалловых островов в направлении SM-3 состоит на вооружении у ВМС США. Ракету можно установить как на корабли, так и использовать в качестве наземной установки.
19 ноября - День ракетных войск и артиллерии РФ
В календаре праздничных дат дата 19 ноября была выбрана в связи с тем, что в 1942 году именно в этот день началась первая фаза контрнаступления Красной Армии под Сталинградом. С июля по ноябрь 1942 года продолжалась оборонительная операция, которая погасила наступательные порывы противника, измотала его и дала возможность советским войскам в сложных условиях всё-таки подготовиться к решающему удару. Важнейшую роль в операции контрнаступления сыграло использование против гитлеровских войск артиллерии, что в будущем и послужило основой для введения нового праздника в календарь воинских дат.
Свежие комментарии