На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 19 августа

Этот день в авиации. 19 августа
Этот день в авиации. 19 августа

1871 - Родился американский пионер авиации Орвилл Райт, младший из братьев Райт, совершивший первый полёт на самолёте с двигателем внутреннего сгорания. На протяжении своей жизни занимался издательством, держал мастерскую по изготовлению и ремонту велосипедов, доходы от которой позволили ему с братом Уилбуром вплотную заняться разработкой и созданием самолётов.

 Умер 30 января 1948 года в Дейтоне, Огайо, США.

Этот день в авиации. 19 августа

1887 - Наблюдение солнечного затмения с воздушных шаров, летали Дмитрий Иванович Менделеев, Степан Карлович Джевецкий и Леонид Николаевич Зверинцов.

Этот день в авиации. 19 августа

1898 - Родился Борис Павлович Лисунов — советский авиаконструктор, инженер-полковник, организатор производства самолёта Ли-2 (названного в его честь).Работал главным инженером Харьковского авиационного завода, где познакомился с выдающимся советским лётчиком Валерием Чкаловым. 27 января 1938 года назначен техническим директором авиазавода № 84 в подмосковном городе Химки.11 сентября 1941 в связи с приближением линии фронта принято решение об эвакуации авиазавода в Ташкент. Под руководством Лисунова завод был полностью вывезен, воссоздан на новом месте (ТАПОиЧ) и начал поставлять самолёты для нужд фронта.В Ташкенте здоровье Лисунова ухудшилось, он перенёс инфаркт.

С февраля 1946 г. Б.П. Лисунов был отозван в Москву на должность главного технолога 10-го Главного управления наркомата авиационной промышленности. Скончался 3 ноября 1946 года в Москве в возрасте 48 лет. Похоронен на Донском кладбище.

 

Этот день в авиации. 19 августа

1913 - Первый в мире умышленный прыжок из самолёта с парашютом, пилот Пегу (Франция) с высоты 800 м выбросился с самолёта Блерио. Самолёт, оставшись без пилота, также произвёл сенсацию - он успешно приземлился.

Этот день в авиации. 19 августа

1914 - Родился Митрофан Петрович Нога — советский лётчик-ас истребительной авиации в боях на Халхин-Голе — командир эскадрильи 70-го истребительного авиационного полка 100-й смешанной авиационной бригады 1-й армейской группы, военачальник в годы Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1939). Генерал-лейтенант авиации (1958).

Участвовал в боях с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол с мая по август 1939 года. В этих сражениях совершил 109 боевых вылетов, провёл 22 воздушных боя, сбил лично 9 японских истребителей Ki-27 и в паре 2 бомбардировщика (по данным наградного листа), а по отчетным документам 70 иап сбил даже на 1 самолёт больше, только соотношение побед несколько иное: сбил лично 4 и в составе группы 8 самолётов.

Стал третьим советским асом-истребителем этой войны. 17 ноября 1939 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В сентябре 1939 года назначен командиром 41-го истребительного авиационного полка (ВВС Белорусского Особого военного округа), участвовал в походе советских войск в Западную Белоруссию. В 1939 году вступил в ВКП(б). Командовал полком до января 1941 года. В этом месяце был направлен на учёбу в академию.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, был досрочно выпущен из Военной академии командного и штурманского состава ВВС Красной Армии, тогда же назначен командиром 182-го истребительного авиационного полка ПВО. После завершения формирования, в августе 1941 года полк перелетел из Рязани в Крым, где вошёл в состав ВВС 51-й отдельной армии. С этого времени принимал участие в боях. В декабре 1941 года полк был передан в 105-ю истребительную авиационную дивизию ПВО и действовал в интересах Южного, Северо-Кавказского, Закавказского фронтов. Участвовал в Крымской, Донбасско-Ростовской, Донбасской оборонительных операциях, в Ростовской наступательной операции, в оборонительном этапе битвы за Кавказ. В это время летал на истребителях МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7.

С 30 июля 1942 года подполковник М. П. Нога командовал 144-й истребительной авиационной дивизией ПВО (Саратовско-Балашовский дивизионный район ПВО), отражая частые (в том числе ночные) налёты немецкой авиации на Саратов и другие промышленные центра Среднего Поволжья. С мая 1943 года — командир 322-й истребительной авиационной дивизии 2-го истребительного авиационного корпуса (15-я воздушная армия Брянского фронта, затем 3-я воздушная армия 1-го Прибалтийского фронта). Во главе дивизии участвовал в Курской битве, в Брянской, Невельской, Городокской, Белорусской наступательных операциях. Тогда же освоил новый истребитель Ла-5, на котором летал до конца войны.

С 16 ноября 1944 года до Победы командовал 256-й истребительной авиационной Киевской Краснознамённой орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизией. Дивизия сражалась в составе 2-й воздушной армии на 1-м Украинском фронте. Участвовал в Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской, Пражской наступательных операциях.

Всю войну М. П. Нога прошёл на высоких должностях (командир полка и дивизии), причём командовал весьма успешно, будучи на фронте награждён пятью боевыми орденами. Неоднократно получали награды и удостаивались почётных наименований возглавляемые им авиационные части. Но при этом он и сам много летал, личным примером учил подчинённых сбивать вражеские самолёты. На фронте был дважды ранен. Всего в боях Великой Отечественной войны выполнил 236 боевых вылетов, провёл свыше 40 воздушных боёв. На фронтах Великой Отечественной войны вторично стал асом, но по числу одержанных воздушных побед в разных источниках приводятся разные сведения: по данным М. Ю. Быкова, подтверждены 6 личных побед, по данным наградного листа от 17 августа 1944 года к тому времени сбил лично 9 немецких самолётов, по публикациям в советской прессе в августе-сентябре 1943 года к тому времени сбил 22 немецких самолёта.

Согласно собственной автобиографии М. П. Ноги, написанной в 1976 году, за все войны, в которых он участвовал, выполнил 565 боевых вылетов, провёл 126 воздушных боёв, сбил 27 самолётов лично и 3 в групповых боях.

В 1949 году окончил Высшую военную академию им. К. Е. Ворошилова. С декабря 1949 года — командир 65-го истребительного авиационного корпуса (Прикарпатский военный округ). С февраля 1952 года — командир 52-го истребительного авиационного корпуса (57-я воздушная армия, Прикарпатский и Таврический военные округа). С ноября 1955 года — заместитель командующего по ПВО 29-й воздушной армии (Дальневосточный военный округ). С января 1957 года — командир Сахалинского корпуса ПВО, с апреля 1960 года — командир 12-го корпуса ПВО. Оставаясь летающим командиром, в послевоенное время освоил несколько типов реактивных истребителей. С июля 1963 года генерал-лейтенант авиации авиации М. П. Нога — в запасе.

Жил в Киеве. Работал в авиационной промышленности, вёл активную общественную работу. Умер 22 декабря 1986 года. Похоронен на Берковецком кладбище

k7-1.jpg
1933
 - Первый подлёт самолёта К-7 Константина Алексеевича Калинина, лётчик-испытатель Снегирёв Михаил Артемьевич; подлёт по прямой на высоте 5 метров в течение нескольких секунд. Подлёт выявил новые неприятности - рули самолёта начинали вибрировать с большой амплитудой (до одного метра). За несколько дней хвостовое оперение машины было изменено - оно стало бипланным, кили соединили дополнительной горизонтальной поверхностью - "стабилитроном". Серворули с вертикального оперения сняли, а на горизонтальном установили их вплотную к рулям.

Этот день в авиации. 19 августа
1935
 - Состоялся первый полёт прототипа американского палубного пикирующего бомбардировщика-разведчика XBT-1 Dauntless. Машина показала лётные данные достаточно приемлемые для продолжения испытаний. В декабре 1935 года прототип был оснащён новым 825 л.с. двигателем Пратт-Уитни R-1535-94 "Твин Уосп Джуниор", в результате чего максимальная скорость возросла до 341 км/ч. С новым двигателем самолет мог нести 453 кг бомбу на высоте 6860 м. Для устранения бафтинга при пикировании раскрывающиеся закрылки - тормозные щитки были перфорированы круглыми отверстиями. Это решило не только проблему бафтинга но и позволило достаточно широко раскрывать закрылки, гася скорость пикирования не слишком уменьшая при этом подъёмную силу крыла. Новые пикирующие бомбардировщики летали в составе дивизионов VB-5 авианосца "Йорктаун" и VB-6 авианосца "Энтерпрайз" продемонстрировав при этом целый букет неудовлетворительных лётных характеристик, включая курсовую неустойчивость на малых скоростях, низкую эффективность элеронов и рулей на малых скоростях и тенденцию самопроизвольно крутить бочку при резком увеличении оборотов двигателя, что привело к нескольким катастрофам. Однако к счастью для Нортропа, в контракт на XBT-1 были включены средства на разработку следующего прототипа под обозначением XBT-2. Перед тем как XBT-2 вышел из ворот цеха, Джон Нортроп окончательно сдался фирме Дуглас (до этого в течение ряда лет его компания работала как независимая самолётостроительная фирма, но полностью контролировалась Дуглас). XBT-2 вернулся к фирме Дуглас и был переименован в XSBD-1. Изменение обозначения с B (bomber) на SB (scout bomber - разведывательный бомбардировщик) произошло вследствие желания Бюро Аэронавтики сохранить обозначение "бомбардировщик" для многомоторных машин. Впрочем переобозначение никак не изменило круг предполагаемых задач. Дуглас SBD Даунтлесс (солдатская кличка "Медленно Но Смертельно" - Slow But Deadly).

 
Этот день в авиации. 19 августа

1939 - Родился Игорь Николаевич Егоров — лётчик-испытатель, обладатель Большой Золотой медали абсолютного чемпиона мира, семикратный чемпион мира, дважды абсолютный чемпион СССР, дважды победитель Международных соревнований лётчиков социалистических стран по высшему пилотажу, инженер-конструктор. Заслуженный мастер спорта СССР (1970).

Погиб 10 октября 1981 года при выполнении испытательного полета на самодельном самолёте, разработанном и построенном на станции технического творчества завода «Прогресс» под руководством Василия Семёновича Мирошника.При развороте на небольшой высоте отказал двигатель… Потеря скорости… Штопор… Парашюта на этом самолете не полагалось, так как летает он невысоко. При ударе о землю Егоров получил тяжелую травму и умер.

Игорь Николаевич написал книгу «Право на штурвал», которая была выпущена в 1979 году; издательство: «Молодая гвардия».

Этот день в авиации. 19 августа

1940 - Первый полёт бомбардировщика Норт Америкен В-25 "Митчелл" (США). Самолётом управлял лётчик-испытатель фирмы North American Вэнс Бриз, ему помогал инженер Рой Феррен.

Этот день в авиации. 19 августа


1941 - Постановлением ГКО образован Новосибирский филиал ЦАГИ.

yak6-.jpg
1942
 - Начались и завершились 1 сентября заводские испытания транспортного экземпляра самолёта Як-6.

Этот день в авиации. 19 августа

1944 - Первым трижды Героем Советского Союза стал лётчик-истребитель Александр Иванович Покрышкин.

Этот день в авиации. 19 августа

1947 - Погиб лётчик-испытатель Виктор Григорьевич Масич — капитан Советской Армии, участник советско-финской и Великой Отечественной войн, Герой Советского Союза (1940).

Участник советско-финляндской войны. Совершил 53 боевых вылета, в воздушных боях сбил 4 самолёта противника. Участник Великой Отечественной. В воздушных боях сбил 8 самолётов противника. С августа 1943 – на лётно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС.

Погиб при выполнении испытательного полёта на МиГ-9Ф («ФФ»). МиГ-9 «ФФ» - тот же серийный, но с форсированными двигателями, не отличавшийся внешне от «ФС» с нефорсированными двигателями. МиГ-9 был наряду с Як-15 первым реактивным истребителем, принятым на вооружение, но применялся он недолго, будучи лишь промежуточным типом с прямым крылом, и вскоре сменился истребителем МиГ-15 со стреловидным крылом. Похоронен на кладбище у станции Чкаловская в черте города Щёлково Московской области.

Этот день в авиации. 19 августа

1948 - Первый полёт совершил десантно-грузовой планёр Ил-32 (самолёт-буксировщик Ил-12); лётчики-испытатели Владимир Константинович Коккинаки и Константин Константинович Коккинаки.

Исходя из габаритов грузовой кабины и показателя грузоподъёмности, Ил-32 существенно превосходил отечественные планёры того времени. Его предназначение заключалось в транспортировке десанта (до 60 человек) и крупной военной техники (массой до 7000 кг). Полётная масса планёра в 16,6 т позволяла буксировать машину самолётами типа Ту-4 или Ил-18.

Этот день в авиации. 19 августа

1958 - Первый полёт Lockheed P-3 Orion. История P-3 начинается ещё в конце 1950-х годов, когда фирма Lockheed получила от ВМС США заказ на модификацию самолёта Lockheed L-188 Electra в экспериментальный образец, названный P3V-1, которому впоследствии было присвоено имя «Орион».  Первый полёт прототипа самолёта (переделанного третьего планера Electra c/n 1003), первоначально обозначенного YP3V-1, состоялся 19 августа 1958 года. От гражданской Электры самолёт отличался конструктивно: он имел укороченный на 7 футов (2,1 м) фюзеляж перед крыльями, бомбовый отсек и более заостренный носовой обтекатель, хвостовое «жало» для обнаружения подводных лодок с помощью детектора магнитных аномалий, имел точки крепления для подвесок на крыльях и другие усовершенствования планера.

Этот день в авиации. 19 августа

1958 - Первый полёт Ту-104 по трассе Москва-Дели.

Этот день в авиации. 19 августа

1960 - Советский космический корабль «Спутник-5» с собаками Белкой и Стрелкой на борту совершил суточный полёт с возвращением.

Полёт продолжался более 25 часов. За это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. Белка и Стрелка стали первыми животными, которые совершили орбитальный космический полёт и успешно вернулись на Землю.

Этот день в авиации. 19 августа

1960 - Осуществлён очередной 11-й испытательный полёт ракетного самолёта “Х-15” № 1. Аппарат пилотировал лётчик Джозеф Уолкер (Joseph Walker). Достигнута максимальная высота 23159 м при скорости 3195 км/ч.

Этот день в авиации. 19 августа

1966 - Осуществлён очередной 54-й испытательный полёт ракетного самолёта “Х-15” № 3. Аппарат пилотировал лётчик Уильям Дэйн (William Dana). Достигнута максимальная высота 54250 м при скорости 5804 км/ч.

Этот день в авиации. 19 августа
1972
 - Катастрофа вертолёта Ми-8.
Экипаж выполнял задание по обслуживанию Средне–Ленской нефтеразведочной экспедиции. Через 5 минут после взлёта днём в ПМУ на высоте 400м экипаж услышал резкий металлический скрежет в районе главного редуктора, сопровождавшийся падением оборотов НВ до 82%. Температура газов перед турбиной стала расти. Сбросив полностью «шаг-газ», командир перевел вертолёт на снижение с разворотом на 180° для вынужденной посадки. На снижении обороты увеличились до 90%. На высоте 15–25 м КВС погасил поступательную скорость. С высоты деревьев вертолёт упал на землю и разрушился близ г.Ленск, Якутская АССР. 2 пассажира погибли, остальные находившиеся на борту, 8 человек, получили тяжелые травмы.Выводы комиссии, расследовавшей ЛП: разрушение редуктора ВР–8А.

Этот день в авиации. 19 августа
1980
 - Поднялся в воздух первый вертолёт Model 234LR. Boeing Vertol Model 234 Commercial Chinook - многоцелевой вертолёт, разработанный американской фирмой Boeing Vertol. Вертолёт представляет собой гражданскую версию военного транспортного вертолёта Boeing Model 114 (CH-47) Chinook. Существуют три основных варианта: пассажирский, грузопассажирский (комбинированный) или грузовой гражданский дальний вертолёт. Так же существует вариант для освоения и разработки природных ресурсов, заготовки и транспортировки леса, капитального строительства. Основные выпускаемые модели этой серии - 234LR (Long Range), 234 ER (Extended Range),234 UT(Utility) и 234 MLR( Multi purpose Long Range). 

Этот день в авиации. 19 августа

1980 - Катастрофа L-1011 в Эр-Рияде.

Авиалайнер Lockheed L-1011-385-1-15 TriStar 200 авиакомпании Saudi Arabian Airlines выполнял пассажирский рейс SVA163 по маршруту Карачи—Эр-Рияд—Джидда, но через несколько минут после взлёта из-за неисправности электропроводки на его борту начался пожар. Экипаж сумел совершить вынужденную посадку в Эр-Рияде, однако аварийные службы аэропорта открыли дверь в пассажирский салон только через 23 минуты после приземления самолёта. В результате задержки эвакуации лайнер выгорел полностью, погибли все находившиеся на его борту 301 человек — 287 пассажиров и 14 членов экипажа
Этот день в авиации. 19 августа

1981 - Первый полёт летающей лаборатории «1А» (А-60) ТАНК им. Бериева; лётчик-испытатель Лахмостов Евгений Александрович.

То была летающая лаборатория для испытания лазерного оружия. Работы на летающей лаборатории «1А2» (первый экземпляр самолёта "1А" сгорел на авиабазе Чкаловская /ГК НИИ ВВС, Подмосковье/) по усовершенствованию и модификации специального комплекса и его систем продолжились.

Этот день в авиации. 19 августа

1981 - В ходе учений ВМС США у берегов Ливии американскими перехватчиками F-14A с авианосца «Нимиц» сбиты два ливийских Су-22. В 1973-м ливийский лидер Муаммар Каддафи в одностороннем порядке провозгласил так называемую «линию смерти», объявив залив Сидра (Большой Сирт) ливийскими территориальными водами. США оспаривали этот факт. С 1980-го американо-ливийские отношения приобрели напряжённый характер. В августе 1981-го две авиагруппировки ВМС США демонстративно пересекли «линию смерти» и начали проводить учения в заливе. 18-го, с самого начала учений ливийские самолёты стали выполнять регулярные облёты американских кораблей, однако постоянно перехватывались истребителями и выдворялись за пределы района учений.

Утром 19-го очередной облёт выполняла пара истребителей-бомбардировщиков Су-22. На перехват были отправлены два F-14 «Томкэт». Обе пары сближались на встречных курсах. В этот момент один из Су-22 неожиданно выпустил ракету «воздух-воздух». В ответ оба F-14 заняли удобные позиции для стрельбы и атаковали ливийцев ракетами, в результате чего оба Су-22 были сбиты. Их пилоты катапультировались, и, по сообщению американских источников, были спасены ливийскими катерами. Как выяснилось впоследствии, экипажи F-14 не получали разрешения на открытие огня; они действовали в рамках самозащиты, заметив ливийскую ракету.

Этот день в авиации. 19 августа

1982 – Первый полёт Hawk GAFHawk. («General Aviation Freighter»).

Компания Hawk Industries Inc. не строила самолёты. Она занималась поставкой запчастей и инструмента нефтедобытчикам. При этом наземный транспорт часто был слишком медленным, а перевозка в багаже самолётами была затруднена из-за больших размеров оборудования.

В 1977 году компания приобрела самолёт Piper PA-22-150, но он явно был маловат. И тогда президент компании Эрнест Хаук (Ernest Hauk, не Hawk) принял ну очень нестандартное решение: разработать и построить специальный небольшой самолёт для перевозки громоздких грузов. Самолёт должен был иметь просторный фюзеляж, большие двери, уметь взлетать и садиться на короткие грунтовые полосы. Для экономии решили делать самолёт одномоторным и сертифицировать для полётов с одним пилотом.

Ларри Стюарт (Larry Stewart) был приглашен конструктором. Он начал с полной модернизации PA-22 - в результате получилась летающая модель будущего транспорта, названная MiniHawk. Самолётик с прежним регистрационным номером N6911B (серийный номер 22-4186) взлетел в 1978 году.

Затем началось строительство большого "Ястреба". Первый полёт нового GAF-125 состоялся 19 августа 1982 года. Размер грузовой кабины был 4,72 х 2,08 х 2,13 м, не считая пространства над рампой, а весовая отдача превысила 50%.

Испытания прошли успешно. Компания получила 20 твёрдых заказов и 93 опциона, но... всё упёрлось в бюрократию. Получить сертификат типа так и не удалось, хотя над этим бились до 1989 года.

Прототип N101GH остался единственным в своём роде. В 1992 году турбовинтовой двигатель PT6A-45R на нём заменили на АШ-62ИР польской постройки.

Этот день в авиации. 19 августа

1982 - Запуск КК "Союз Т-7", экипаж: командир корабля — Попов Леонид Иванович (3 полёт), бортинженер корабля — Серебров Александр Александрович (1 полёт),космонавт-исследователь корабля — Савицкая Светлана Евгеньевна (1 полёт).

Этот день в авиации. 19 августа1989 - Воздушный парад состоялся в Жуковском, где испытатели Летно-исследовательского института и нескольких ОКБ продемонстрировали в полёте возможности ряда самолётов, в числе которых был и Су-27.

Этот день в авиации. 19 августа

1990 - Катастрофа самолёта МиГ-31, КК м-р Кудрявцев В. и ШК к-н Кравченко А.

В ходе тактического учения с боевой стрельбой на полигоне Сары-Шаган самолёт, находившийся на высоте 15км, был сбит ракетой Р-33, пущенной с другого МиГ-31, летящего на высоте 4 км, по радиоуправляемой мишени. Лётчик погиб сразу, штурману отсекло осколками несколько пальцев, но несмотря на это, он сумел дернуть ручки и катапультировать себя и погибшего командира.
В соответствии с техническими характеристиками ракеты Р-33 стрельба считалась возможной, если превышение цели над стреляющим самолётом составляло не более 6 км.

Этот день в авиации. 19 августа

1990 - Осуществлён захват и угон в Пакистан самолёта Ту-154 рейса Нерюнгри – Якутск одним преступником (В.А. Евдокимов). Самолёт летел по маршруту Красноярск – Ташкент - Пакистан. Жертв нет.

Этот день в авиации. 19 августа

1997 - Открылся авиасалон МАКС-97 (г.Жуковский).

Участниками "МАКС-97" были более 350 фирм и организаций из 24 стран мира. Российская авиационно-космическая промышленность была представлена свыше 250 участниками, а зарубежная - около 100. Среди зарубежных участников такие признанные авторитеты, как "Боинг", "Эрбас Индастри", DASA, "Дженерал Электрик", "Роллс-Ройс", "Пратт-Уитни", "Аэроспасьяль", "Коллинз", "Белл", "Дассо Авиасьон" и другие. На статической стоянке и в демонстрационных полётах приняли участие свыше 140 различных летательных аппаратов гражданского и военного назначения.

Этот день в авиации. 19 августа
1999
 - Во время проведения 4-го международного авиакосмического салона МАКС-99, было установлено три мировых рекорда. Один из них зафиксирован следующим образом: полезную ракетно-бомбовую нагрузку весом 2,3 т. самолёт Су-34 поднял на высоту 16150 м. Ни один в мире реактивный самолёт со взлётной массой от 35 до 45 т. до этого не достигал такой высоты с указанной полезной нагрузкой. Рекордный полёт выполнили лётчик-испытатель 1 класса Соловьёв Игорь Евгеньевич и штурман-испытатель Владимир Георгиевич Шендрик. Рекорды были зафиксированы в классе реактивных самолётов взлётной массой 35-45 т.

Этот день в авиации. 19 августа

2002 - Катастрофа Ми-26 в Чечне - крупнейшая по числу жертв в истории военной авиации России и крупнейшая в истории мировой авиации.

Ми-26, принадлежащий армейской авиации Сухопутных войск, вылетел из Моздока и взял курс на базу в Ханкале. На борту находились военнослужащие, возвращавшиеся к месту службы после отпуска, а также контрактники и солдаты срочной службы, летевшие в Чечню на замену сослуживцам.
Из-за нелётной погоды в предыдущие дни в Моздоке скопилось много военнослужащих, ожидающих вылета в Чечню. Потому вертолёт и был сильно перегружен. Ми-26 был в нескольких километрах от аэродрома Ханкалы и совершал манёвры, заходя на посадку. В это время командир экипажа майор Олег Батанов передал на землю, что услышал хлопок в районе правого двигателя и получил предупреждение бортовых систем о возникновении пожара. Опасаясь, что огонь перекинется на второй основной двигатель, Батанов срочно пошёл на снижение. При аварийной посадке Ми-26 ударился хвостом о землю и машина развалилась. Военнослужащие, которые находились у дверей, успели выскочить до того, как вертолёт вспыхнул. Экипаж также безопасно эвакуировался - он был в кабине, которая практически не пострадала от удара. Однако по трагическому совпадению посадка была осуществлена прямо на минное поле, защищающее базу в Ханкале от вылазок боевиков. По этой причине тушение горящего вертолёта было невозможно, а эвакуация раненых - затруднена. После того как сапёры проделали в минном поле несколько проходов, тушить было уже нечего…
В результате падения вертолёта, пожара и подрывов на минах в общей сложности погибло 127 человек. 117 человек погибло на месте и ещё 10 скончались впоследствии в госпиталях. Следствие установило, что основной причиной катастрофы является поражение вертолёта чеченскими боевиками ракетой из ПЗРК «Игла», а причиной большого количества жертв - двукратный перегруз вертолёта, из-за которого пилотам было затруднительно совершить безопасную аварийную посадку. В технических документах на Ми-26 записано, что он может при условии полной заправки перевозить 82 человека, или же груз весом 20 тонн. Всего же на борту Ми-26 находилось почти 150 человек.

Этот день в авиации. 19 августа

2003 - 6-й Международный авиационно-космический салон МАКС-2003, 19-24 августа, 700 тыс. посетителей.

Этот день в авиации. 19 августа

2018 - Первый полёт модернизированного вертолёта Ми-26Т2В, созданного для российских ВКС на предприятии «Роствертол». Модернизация значительно расширила возможности применения Ми-26. Машина оборудована интегрированным комплексом бортового оборудования НПК90−2В, который обеспечивает выполнение автоматического полёта по маршруту, выход в заранее заданную точку, заход на посадку, предпосадочное маневрирование и возврат на основной или запасной аэродром. Комплекс обороны Ми-26Т2  обеспечивает защиту вертолёта от поражения атакующими ракетными комплексами противовоздушной обороны.

Картина дня

наверх