1783 - В Версале (под Парижем) в присутствии короля Людовика XVI во дворе его замка в час дня воздушный шар взмыл в воздух, унося в своей корзине первых воздушных путешественников. Ими были овца, курица и утка. Шар пролетел 4 километра за 10 минут. Для его наполнения потребовалось 2 пуда (32 кг) соломы и 5 фунтов (2,3 кг) шерсти.
Шар диаметром 12,3 м пробыл в воздухе 10 минут. Что было дальше с шаром и как сложилась судьба первых воздушных путешественников история умалчивает. Через месяц на воздушном шаре поднялись в небо первые люди...
К тому времени основу разведывательной авиации составляли самолёты Р-1 (советская версия DH-9, которые также эксплуатировались в ВВС РККА) и Р-3. Машины это были надёжные, но к концу 20-х гг. они уже начали устаревать. Новый вариант Р-1 – разведчик Р-4 не удовлетворил военных и в результате было выдано задание на современный боевой самолёт. По проекту на Р-5 планировали установить двигатель М-13, но его доводка затянулась и, в конечном итоге, для разведчика выбрали немецкий BMW-6, под который и начали проектировать фюзеляж. Эскиз самолёта прорабатывали в ОСС ЦАГИ с апреля 1927 года. Было предложено два варианта – биплан и полутороплан. Выбрали второй вариант.
Выпускался с 1930 по 1936 год на Авиационном заводе № 31 в Таганроге. Серийные самолёты оснащались двигателем М-17(Ф) (советская лицензионная копия немецкого BMW VI, доработанная Александром Александровичем Микулиным).
В 1933—1934 гг. три Р-5 участвовали в спасении экипажа ледокола «Челюскин». Именно они увезли основную массу людей.
Самолёт имел множество вариантов. Принимал участие во всех вооружённых операциях РККА 1930-х и начала 1940-х годов. На фронтах Великой Отечественной войны эксплуатировался в качестве связного и лёгкого транспортного до 1944 года. Поставлялся в Республиканскую Испанию, Иран, Турцию и Монголию. В ВВС республиканской Испании получил наименование «Rasante» — «Бреющий (полёт)», но применялся без особого успеха, из-за низкой скорости. Рациональная конструкция с большим запасом прочности обеспечила самолёту сравнительно длительную жизнь — вплоть до конца 1940-х годов он использовался в геологии, картографии, как курьерский и санитарный самолёт.
1935 - Скончался основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский. Похороны Циолковского в Загородном саду 21 сентября превратились в грандиозное шествие, в котором, по сообщениям прессы, приняли участие около 50 тысяч человек — чуть ли не всё население Калуги...
1938 - Первый полёт масштабного аналога бомбардировщика Short Stirling (1/2 размера).
Третий, трёхместный прототип «Баклана» WE488 был готов к полётам уже в 1952 году. Он и стал образцом для серии. Руководство флота заказало 172 экземпляра самолёта» Ганнет» AS. 1. Первый из них поднялся в воздух 9 июня 1953 г. под управлением известного лётчика-испытателя, обладателя нескольких рекордов скорости Петера Твисса. А через шесть дней самолёт был впервые продемонстрирован широкой общественности на военно-воздушном параде в честь коронации королевы Англии Елизаветы II.
1957 - На полигоне в Неваде состоялся первый в мире подземный ядерный взрыв.
1958 - Катастрофа Ил-12 Магаданской ОАГ ГВФ в 145 км юго-восточнее Хабаровска. Погибли все 28 человек, находившиеся на борту. Причины: потеря экипажем ориентировки при полёте ночью в СМУ, отсутствие активного руководства и контроля за полётом со стороны службы движения Николаевска, диспетчеры ГКДП и РДС, не зная местонахождения самолёта, снижали его над горным районом в нарушение НПП ГА-58.
1960 - Около 06:00. Аганья, Гуам, Марианские острова. Самолёт «Douglas» «DC-6AB» компании «World Airways», перевозящий американских военнослужащих и членов их семей, через минуту после взлёта врезается в гору Бэрригада и загорается. Из 94 человек на борту погибают 80, из которых большинство скорее из-за пожара, чем непосредственно из-за столкновения. Пилот не соблюдал установленный режим взлёта, начав правый разворот до того, как была набрана высота 1000 футов.
В 1960 году НАСА использовало баржи для транспортировки все более крупных компонентов ракет от производителей на Западном побережье к испытательным и стартовым площадкам на Восточном побережье, что было медленным и дорогостоящим методом. Тем временем американские авиакомпании избавлялись от своих устаревших поршневых самолетов Boeing 377 Stratocruisers в пользу новых авиалайнеров с реактивными двигателями. Бывший пилот ВВС США Джон М. Конрой понял, что эти самолеты могут быть модифицированы для перевозки больших, но относительно легких компонентов ракеты. Конрой представил свои планы по созданию сильно модифицированного Stratocruiser в НАСА, где чиновник прокомментировал, что раздутый самолет напоминает беременную гуппи. Хотя НАСА отнеслось к этой концепции прохладно, Конрой заложил свой дом и основал компанию Aero Spacelines International для постройки и эксплуатации концептуального самолета.
Работы по преобразованию были проведены компанией On Mark Engineering. Pregnant Guppy (N1024V) был построен из бывшего планера Pan Am; 5-метровая секция от бывшего самолета British Overseas Airways Corporation была добавлена сразу за крылом.
Перевозя ступень ракеты S-IV Saturn I, "Гуппи" экономил три недели времени по сравнению с баржей.
Летом 1963 года Pregnant Guppy начал летать с грузом НАСА. Среди его первых обязанностей была транспортировка первой и второй ступеней Titan II программы Gemini с завода Martin Company в Балтиморе, штат Мэриленд, на мыс Канаверал. По мере развития космической программы в конце 1960-х годов стало очевидно, что один оригинальный самолет явно не мог справиться со всей транспортной нагрузкой, поэтому было закуплено еще 25 Stratocruisers и бывших самолетов ВВС США C-97, чтобы построить четыре самолета Super Guppy, которые были еще длиннее и крупнее оригинала.
Различные самолеты Guppy служили на протяжении 1960-х, 1970-х и последующих лет, первоначально перевозя космические компоненты, а позже, когда НАСА сократило свои операции после успеха программы "Аполлон", перевозя секции строящихся авиалайнеров.
За 48 суток дальнего похода крейсер прошёл 11000 миль, а его вертолёты выполнили 497 дневных и ночных вылетов для поиска и слежения за АПЛ 6-го флота НАТО. «Москва» — советский и российский противолодочный крейсер-вертолётоносец, головной корабль «проекта 1123». Строительство было начато в Николаеве 15 декабря 1962 года на Николаевском судостроительном заводе. Корабль получил заводской номер 701. 14 января 1965 года крейсер «Москва» был спущен на воду. 27 января 1992 года ПКР «Москва» под флагом командующего КЧФ адмирала Игоря Владимировича Касатонова совершил переход в город Новороссийск, где корабль посетили президент России Б.Н.Ельцин и министр обороны, маршал авиации Евгений Иванович Шапошников. В этом же году принимал участие в учениях в акватории Чёрного моря. 26 мая 1993 года состоялся последний выход ПКР «Москва» на боевое дежурство в акваторию Чёрного моря. В 1994 году крейсер стоял на рейде в Северной бухте города Севастополя и в море не выходил. 27 апреля 1995 года выведен в резерв 2-й категории. 22 июня 1995 года переименован в «ПКР бортовой № 108». В год 300-летия Российского флота первый отечественный крейсер-вертолётоносец был списан, а 7 ноября 1996 года с флагштока торжественно спущен Военно-морской флаг СССР, так и не заменённый Андреевским. Проданный на слом в Индию, корабль 27 мая следующего года на буксире навсегда покинул Севастополь. В бухте городка Аланг (Индия) он был разрезан на металлолом. Имя «Москва» унаследовал ракетный крейсер «Слава» проекта 1164, ныне являющийся флагманом Черноморского флота России...
1989 - В небе над пустыней Тенере и в окрестностях Бильмы был взорван McDonnell Douglas DC-10-30 французской авиакомпании Union de transports aériens (UTA). В результате погибли 170 человек, что делает данную авиационную катастрофу крупнейшей на территории Нигера.
Как показало изучение обломков и данных бортовых самописцев, в 12:59, на 46 минуте полёта, когда самолёт летел на эшелоне 350, в грузовом отсеке взорвалась бомба, находящаяся в чемодане на месте 13R. Взрывной волной авиалайнер разорвало на несколько частей, которые упали неподалёку от Бильмы. По предварительной версии бомба была заложена в аэропорту Браззавиля, где отсутствовали необходимые меры безопасности.
В ходе дальнейшего расследования удалось установить, что взрыв был организован по указанию властей Ливии в связи с военной помощью Франции Чаду в период чадско-ливийского конфликта.
Следователи получили признание одного из подозреваемых, члена оппозиции в Конго, который помог завербовать другого члена оппозиции, пронесшего бомбу на борт самолёта. Французские власти официально обвинили в преступлении шестерых ливийцев.
2013 - Выполнил первый полёт мишень QF-16 с базы Тиндаль (Флорида). Полёт продолжался в течение часа, самолёт-мишень выполнял маневры и выходил на сверхзвуковую скорость...
2019 - Первый полет беспилотного самолета-заправщика Boeing MQ-25A, аэропорт МидАмерика Сент-Луис в Маскуте, штат Иллинойс. В июле 2021 года MQ-25 Stingray стал первым в истории авиации беспилотным аппаратом, совершившим дозаправку в воздухе другого самолёта.
Свежие комментарии