Из космоса на Землю спустя 908 суток пребывания на орбите вернулся сверхсекретный американский космоплан Boeing X-37B. В открытом доступе об этом аппарате имеется минимальная информация, однако даже она позволяет сделать весьма интересные выводы. В первую очередь о том, какую угрозу этот спутник представляет для российских космических аппаратов – и не только для них.
В современном космосе сложилась ситуация, которую лучше всего описывает принцип стриптиз-бара – «смотреть можно, трогать нельзя». Попытка украсть или сломать космический аппарат вызовет серьезный международный скандал. А вот подойти к чужому космическому аппарату поближе, сфотографировать его, чтобы потом на Земле дать возможность специалистам понять принцип работы и используемые технологические решения или даже попробовать перехватить радиосигнал – пожалуйста.
Именно этим занимаются так называемые спутники-инспекторы – космические аппараты, которые могут изменять орбиту, приближаться к спутникам противника и обладают инструментами для слежения или вмешательства в их работу. Чаще всего страны негативно относятся к такой работе, при этом всё это происходит в рамках современного правового поля.
При этом американцы часто ставят России в вину наличие спутников-инспекторов и часто публично критикуют их работу. Например, 6 февраля 2020 года генерал НАТО Андре Ланата назвал один из подобных российских спутников «Космос-2542» «угрозой для союзников». При этом сами американцы активно используют такие космические аппараты, не указывают их в списках космических объектов NORAD и искренне считают, что «что позволено Юпитеру»...
И как раз примером американских спутников-инспекторов является аппарат под названием Boeing X-37B. Работы по его созданию начались более двадцати лет назад, в далеком уже 1998 году. Тогда еще на пике находилась программа Space Shuttle, представляющая собой по сути такой же космоплан, только большего размера и с возможностью пилотируемых полетов. Однако специалисты NASA хотели себе небольшой аппарат, для выведения которого на орбиту было бы достаточно обычной тяжелой ракеты.
Создавать X-37 взялась аэрокосмическая компания Boeing. Она же проводила отработку маневрирования и захода на посадку демонстратора космоплана X-40, затем его процентов на тридцать увеличили при сохранении основных пропорций – и получили X-37. Зачем изменили размер? В те времена еще работала программа Space Shuttle и одним из вариантов вывода космоплана на орбиту было использование грузового отсека шаттла.
Изначально предполагалось создание двух экспериментальных аппаратов для атмосферных испытаний и одного для орбитального полета, однако с деньгами стало плоховато – и проект повис в воздухе.
Разработку подхватило Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (DARPA), то есть фактически X-37 тихонько перелетел в руки военных.
В 2006 году прошли испытательные полеты, проверка самых разных параметров. По итогам испытаний мир увидел военную версию орбитальной лаборатории X-37B Orbital Test Vehicle (OTV). Изначально предполагалось, что будет создан еще и вариант X-37 NASA, но, увы, на него не хватило ни сил, ни средств. К настоящему времени существуют как минимум два летных образца X-37B, и оба они работают в интересах министерства обороны США.
Что мы точно знаем о космоплане X-37B Orbital Test Vehicle? Только отрывочные данные. Аппарат представляет собой многоразовый автономный космический челнок. Ракета-носитель «Атлас-5» (в одной из миссий для этого использовался Falcon 9 от SpaceX) запускает его в космос. Затем он, вернувшись в атмосферу Земли, приземляется аналогично обычному самолету.
По ранним документам, дельта-v X-37B составляла 3100 метров в секунду. Для сравнения: американский «Спейс Шаттл» обладал дельтой 305 м/с с максимальным грузом. Созданный для лунных полетов «Аполлон» обладал дельтой 2804 м/с (это четко видно по кораблю – маленькая кабина и огромные баки с топливом), современный «Орион» – 1338 м/с. Не требующий больших маневров на орбите «Союз-МС» обладает дельтой 390 м/с. Иначе говоря, X-37B – это идеальный космический аппарат-инспектор, способный за один полет «навестить» сразу несколько спутников противника.
Грузоподъемность аппарата, по разным источникам, колеблется от 200 до 900 килограммов. Если говорить о выводе на орбиту, то, скорее всего, верна большая цифра, а вот вернуться на Землю, как и шаттл, космический аппарат может с меньшим весом. Длина X-37B около девяти метров, размах крыльев 4,5 м. Общий максимальный стартовый вес 4990 килограммов.
В верхней части фюзеляжа грузовой отсек 2,1 на 1,2 метра. Кроме того, в последней миссии космоплан использовал специальный служебный модуль, добавленный в кормовой части аппарата, что позволило увеличить полезную нагрузку, выводимую на орбиту. Перед посадкой модуль был сброшен с космического аппарата. Приземлился ли он или сгорел в плотных слоях атмосферы, не сообщается.
Главный вопрос, который волнует Россию, Китай и даже некоторых союзников США по НАТО, касается возможности использования X-37B непосредственно в качестве оружия. В ответ на это министерство обороны США настаивает, что аппарат является экспериментальным образцом и даже называет некоторые из экспериментов, проводимых на орбите.
Согласно отчетам ВВС США, полезная нагрузка космоплана испытывает целый ряд совершенно мирных систем. Например, системы наведения, навигации и управления, авионику, системы тепловой защиты, конформную многоразовую изоляцию, легкие электромеханические системы полета, усовершенствованные двигательные установки, передовые материалы и технологии автономного орбитального полета, повторного входа в атмосферу и посадки.
Несмотря на эти прекрасные научные списки, с трудом можно поверить в исключительно мирное использование космоплана.
Например, в последнем полете, который продлился 908 суток, X-37B, используя служебный модуль, развернул небольшой спутник под названием FalconSat-8 массой 136 килограммов. Этот спутник, в свою очередь, содержал пять экспериментальных полезных нагрузок, разработанных НАСА и ВВС США. Это был первый случай, когда военные раскрыли какие-либо подробности о таком грузе.
В 2012 году Китай обвинил США в использовании X-37B для слежения за модулем китайской космической станции «Тяньгун-1». Американцы, правда, уверяли, что для этого космические аппараты находились на неподходящих орбитах, но, как говорится, осадок остался.
В любом случае нет сомнений, что космоплан используется или может использоваться как спутник-инспектор, способный подойти к другому космическому аппарату и попытаться собрать данные о нем или вмешаться в его работу. Все тактико-технические характеристики говорят об этом совершенно определенно.
Может ли быть в использовании X-37B что-то еще? Наверняка. Да, в нынешней версии космоплан обладает слишком низкой грузоподъемностью для какого-то более серьезного вооружения, но его будущие версии наверняка могут использоваться для более агрессивных действий.
Отчасти об этом свидетельствуют и слова бывшего министра ВВС США Хизер Уилсон. На форуме Института Аспена (Aspen Security Forum) она заявила, что X-37B может летать достаточно низко, чтобы использовать атмосферу Земли для изменения своей орбиты. А также совершать маневры, чтобы противники не могли точно предсказать, как будет двигаться аппарат, и поразить его в случае необходимости. С подобными возможностями X-37B в принципе сам становится оружием. Причем непредсказуемым и очень опасным.
Пока же остальным странам остается только наблюдать за полетами американского аппарата и пытаться создать свои. Стоит также попытаться понять, насколько опасными могут быть испытания той или иной полезной нагрузки и не прототип ли это какого-то оружия.
Например, в последнем полете аппарат проводил проверку возможности преобразования солнечной энергии в радиочастотное микроволновое излучение для передачи на Землю в виде электроэнергии. Министерство обороны США заявило, что преобразование солнечной энергии в микроволны планируется использовать исключительно в области мирной энергетики. Однако легко представить, как такое микроволновое излучение на орбите используется против другого космического аппарата – и тогда оно становится просто еще одним видом оружия.
Михаил Котов
Свежие комментарии