Авиаторы и их друзья

80 675 подписчиков

Свежие комментарии

• Семен Смолкин
    Ляпс. ИсправимЭтот день в авиац...
  • Сергей Цыбин
    С каких пор Ми-28 стал первым с продольной компоновкой кабины? А Ми-24Б? Что за безграмотный аффтор пишет такую муть?Этот день в авиац...
  • Семен Смолкин
    А известны даты пусков САС?Этот день в авиац...

Чем угрожал Земле астероид под названием 2012 ТС4

12 октября в опасной близости от Земли промчался астероид 2012 ТС4. Небесный объект подлетел к нашей планете на расстояние около 40 тыс. км. Диаметр астероида составил от 14 до 30 м. Почти такого же размера был Челябинский метеорит, который упал на Землю в феврале 2013 года и повредил ударной волной около 7 тыс. зданий города.

О космических угрозах, защите планеты и наиболее вероятной причине конца света — в материале портала iz.ru.

Ближе Луны

2012 ТС4 занимает 13-е место в списке объектов, представляющих угрозу Земле. Ранее астероид уже пролетал недалеко от планеты и в будущем еще не раз повторит свой маршрут. Уже сейчас с определенной долей уверенности можно сказать, что 2012 ТС4 навестит орбиту нашей планеты в 2050 и 2079 годах.

Изображение астероида 2012 TC4, полученное с помощью инструмента FORS2 на ESO телескопе

Фото: esa.int

Понять возможный масштаб угрозы помогут несколько примеров. Те 42 тыс. км, которые отделяли ТС4 от поверхности нашей планеты, — это чуть больше длины экватора Земли, немногим выше орбиты некоторых спутников связи и почти в девять раз ближе расположения Луны.

При этом в начале сентября мимо Земли промчался еще один объект, который считается одним из крупнейших околоземных астероидов за всю историю наблюдений. Космическое тело называется Флоренс — в честь медсестры Флоренс Найтинглейл, которая ухаживала на ранеными в ходе Крымской войны.

Схема сближения астероида с Землей Фото: nasa.gov

Космический исполин диаметром 5 км пролетел в 7 млн км от Земли. Ранее он уже сближался с нашей планетой в 1890 году. Считается, что потенциальную опасность могут нести объекты, пролетающие от нас на расстоянии около 45 млн км. И хотя угроза для жителей Земли была не столь явной, что будет, если однажды такая махина рухнет все-таки на поверхность планеты?

В нем и смерть, и спасение

Такое уже происходило в истории Земли. По мнению ученых, случилось это около 65 млн лет назад. Астероид диаметром от 10 до 15 км буквально пронзил полуостров Юкатан в Северной Америке со скоростью, в 20 раз превышающей скорость пули. Объект пробурил в земле 40 км и оставил после себя кратер диаметром 180 км. Однако динозавры погибли не от самого удара, а от его последствий. Столкновение вызвало по всей планете землетрясения, гигантские цунами, лавины, пожары, а с неба на головы существ сыпались тонны камней.

Кратер, оставшийся после падения астероида

Фото: nasa.gov

Дальше — хуже. Сажа от пожаров и пыль, образовавшаяся в результате удара, поднялись в небо и заблокировали свет солнечных лучей. В итоге Земля погрузилась в долгий зимний мрак. Тех, кого не убил пожар, уничтожил голод.

Несмотря на разрушительные свойства метеоритов, своей жизнью, по мнению некоторых ученых, мы обязаны именно им. Исследовав космические объекты, они пришли к выводу, что падающие астероиды могли содержать в своем составе химические элементы, послужившие строительными блоками для возникновения жизни на Земле. Таким образом, космические объекты, прилетевшие на планету, стали своего рода инкубаторами.

Ударить с небес

Эрос был первым открытым учеными околоземным астероидом. Его в 1898 году обнаружил немецкий астроном Карл Витт. Кроме того, Эрос — первый космический объект, у которого появился искусственный спутник. Им в феврале 2000-го стал аппарат NEAR Shoemaker, совершивший спустя какое-то время первую в истории освоения посадку на астероид.

Астероид Эрос

Фото: wikimedia.org

Диаметр Эроса в самой широкой области составляет около 34 км. Если такой гигант вонзится в Землю, последствия будут катастрофическими. По мнению ученых, человечество разделит судьбу динозавров. Но в ближайшие тысячелетия участь предшественников нас минует. Одна из орбит Эроса может привести к столкновению с Землей через 1614 млн лет. Не меньше шума в свое время вызвал астероид Апофис, но, после того как он прошел мимо нашей планеты в 2013 году, специалисты снизили вероятность удара до минимума.

В декабре 2005 года астрономы обнаружили астероид YU55, который называют также Невидимкой. Объект абсолютно черный и едва заметен в ночном небе. В ноябре 2011 он уже напугал жителей Земли, подлетев на расстояние в 325 тыс. км. Спустя четыре года он повторил свой маршрут, промчавшись мимо нас в 423 тыс. км. По прогнозам ученых, Невидимка еще наведается к нам в 2075-м. В будущем расстояние сократится еще сильнее и составит порядка 150 тыс. км.

Вероятно, самым опасным астероидом для Земли является 2004 VD17. Его диаметр, по оценкам ученых, составляет от 580 до 1,2 тыс. м. В ближайшее время он пролетит мимо нашей планеты в мае 2032 года на относительно безопасном расстоянии — 3 млн км. Настоящую угрозу он представит в начале XXII века. По некоторым данным, наиболее тесное сближение произойдет в 2102 году.

Из огня да в полымя

Постапокалиптический сценарий рано или поздно воплотится. Земля будет уничтожена тем, что ее породило, — Солнцем.

Фото: nasa.gov

Через 5 млрд лет Солнце начнет превращаться в красного гиганта. Его ядро будет сжиматься, а оболочка, напротив, расширится. В своем максимальном значении звезда, вероятно, поглотит Венеру и Меркурий, а ее яркость будет настолько высокой, что Земля полностью испарится.

Но даже в том случае, если человечеству удастся чудом выжить, его ждет новый, уже фатальный удар. Со временем Солнце съежится, превратившись в белого карлика. Оно всё еще будет центром нашей Солнечной системы, но светить станет в разы слабее, из-за чего на Земле наступят холод и мрак.

Если человечество не уничтожит война, пандемия, истощение ресурсов и Солнце, то с этой задачей могут справиться гамма-всплески — масштабные выбросы энергии в отдаленных галактиках. Зачастую они вызваны взрывами сверхновой звезды. За несколько секунд они способны высвободить столько энергии, сколько Солнце будет выделять миллиарды лет. Такие всплески, как правило, возникают в нашей галактике раз в миллион лет. Но если они случатся в нескольких тысячах световых лет от Земли, озоновый свой планеты может быть серьезно поврежден или же полностью разрушен.

Фото: eso.org

На страже дома своего

Против гамма-всплесков мы бессильны, а вот защитить Землю от астероидов можно. Самое главное — обнаружить объект за несколько лет до падения. Одна из самых известных программ, занимающихся наблюдением за космической безопасностью, — проект LINEAR. В свое время на него приходилось до 65% всех новых обнаруженных астероидов. Главное оружие LINEAR — однометровый телескоп, построенный в 1996 году.

В России космос мониторит роботизированная сеть телескопов МАСТЕР, которая занимается созданием обзора всего видимого неба. Устройства размещены не только в разных городах России, но и в других странах — Аргентине, ЮАР и на Канарских островах в Испании. Обнаружив космический объект, машины отправляют информацию ученым. Учитывая, что все устройства связаны друг с другом одной системой, о находке узнают и в других странах. Затем специалисты перепроверяют информацию и, в случае если она верна, заносят в базу.

Телескоп МАСТЕР на астрофизическом полигоне Иркутского государственного университета в Тункинской долине

Фото: ТАСС/Владимир Байкальский

Рассматриваются различные способы борьбы с астероидами: космические буксиры, кинетические тараны, лазеры и ядерные взрывы.

Систему защиты Земли с помощью последнего способа разработал в 2016 году российский Центр планетарной защиты. Программа оценивается в $5,6 млрд, а на ее создание может уйти от 5 до 7 лет. После обнаружения опасного астероида к нему отправят спутник-разведчик, который уточнит траекторию, размер, массу и другие характеристики объекта. Затем он должен будет подорвать рядом с ним заряд. В итоге астероид будет либо уничтожен, либо отклонится от траектории Земли.

Чтобы лучше изучить состав астероидов, в 2020 и 2021 годах Европейское космическое агентство в сотрудничестве с NASA запустят два космических зонда. По плану в 2022 году они подойдут к астероиду под названием Дидим и его спутнику — Дидимуну. Первый аппарат займется исследованием Дидима. Параллельно он будет наблюдать за меняющейся траекторией спутника, когда второй зонд врежется в Дидимун на скорости. С помощью этого эксперимента ученые надеются узнать больше о технологии смены курса небесных тел.