Приобрести проект в состоянии только госкомпания, отмечает кандидат технических наук, независимый эксперт в сфере космонавтики Вадим Лукашевич. Хотя не исключено, что и государство откажется от такой сделки. «Осилить покупку “Морского старта” может только государство. И неважно, кого оно поставит — “Росатом”, “Роскосмос”, РАО “ЕЭС России”, Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ, потому что ни один здравомыслящий коммерсант не станет вкладывать деньги в предприятие, которое уже официально дважды обанкротилось, и всякий раз со скандалом.
Основное время пользования “Морского старта” уделялось не запуску ракет, а переходам из точки стояния — где-то рядом с экватором порт обслуживания.
Для России это вообще проблема: выйти к экватору по прямой невозможно.
То есть если мы базируем космодром на Дальнем Востоке, то мы должны пройти мимо Японии, Индонезии, Филиппин по проливам — это лабиринт с точки зрения логистики, а с точки зрения экономики — совершенно убыточное мероприятие. Когда мы упоминаем государство, есть же не только Министерство обороны и “Роскосмос”, существует еще и Минфин, и Минэкономразвития, которые денег на это не дают. Сейчас мы с вами можем предполагать все что угодно, запасаться попкорном и наблюдать»,— говорит Лукашевич.
Достроить ракету за три года вряд ли удастся, полагает руководитель Института космической политики Иван Моисеев. Но даже если проект закончат в такие сроки, найти применение аппарату будет непросто. «Таких скоростей в создании ракет мы не демонстрировали никогда в Российской Федерации. Например, “Ангара” у нас начата в 1992 году и до сих пор не построена, первые запуски были только шесть лет назад, и больше их не было. Создание любой новой ракеты — это совершенно ненужная вещь. На 10-15 лет все мировые нагрузки во всех странах уже расписаны по носителям.
SpaceX Маска перетянул на себя все наши заказы.
А чтобы заказчик перешел от испытанной и надежной ракеты к новой — это практически невозможно. Для новой технологии не будет полезных нагрузок. Изначально ракета была предназначена для того, чтобы поднимать корабль нового поколения. Но самого его еще не существует, последнего решения перенести с этой ракеты на “Ангару” даже в чертежах нет, все это еще надо сделать, испытать».
Дмитрий Рогозин в интервью «Комсомольской правде» также рассказал о судьбе космического корабля «Орел», ранее известного как «Федерация». По задумке инженеров, он должен доставлять людей и грузы за пределы околоземной орбиты, в том числе к Луне. По словам главы «Роскосмоса», испытания корабля начнутся также в 2023 году.
Свежие комментарии