Россия ответила ассиметрично: полёты будут только к друзьям, импортные аэробусы начнем ремонтировать сами
На днях на них неожиданно снизошло откровение, и одни одномоментно сочли непригодными для полётов более 700 самолётов российских авиакомпаний, приостановив у них действие так называемых СЛГов — сертификатов о лётной годности.
Дело в том, что во время лизинга (долговременного аренды) самолетов владельцы аэробусов предусмотрительно навязали россиянам «бермудскую» прописку воздушных судов.
То есть по условиям контракта именно «пляжники» решали, какие взятые в лизинг самолеты пригодны для полетов, а какие нет.
В итоге, 12 марта «бермудо-авиаторы» скопом приостановили действие всех сертификатов лётной годности воздушных судов, эксплуатируемых по соглашению между Бермудскими островами и Российской Федерацией.
Конечно, когда авиакомпании подписывали такие соглашения, они не думали, что отношения между Россией и Запасом обострятся до такой степени. Они думали о другом — о прибыли. Не думали в те времена и о принципиальной необходимости возрождения гражданского флота РФ. А думать иногда надо. И особенно о плохом. Особливо когда имеешь дело с западными «партнерами».
Согласно «пляжно-авиационному» указу временное приостановление действия СЛГ вступает в силу сразу после посадки судов. То есть взлетел ты к облакам вполне себе исправным самолетом, а приземлился якобы грудой металлолома. И тебя срочно надо ремонтировать. Соответственно, небо для тебя закрывается на неопределенный срок.
Надо признать, Росавиация почувствовала подвох еще в начале марта, когда на Украине вовсю шла военная спецоперация.
И в первых числах месяца сообщила правительству РФ о том, что российским авиакомпаниям уже начали аннулировать СЛГ на самолёты, которые зарегистрированы в иностранных реестрах.
Тогда же российские авиавласти попросили авиаперевозчиков не приостанавливать полёты на этих воздушных судах. А также предложили в срочном порядке перепрописать лайнеры с иностранной регистрацией в российский регистр.
Кроме того, во избежание конфликтов на земле, Росавиация порекомендовала авиакомпаниям с 6 марта не летать в страны, где есть риск ареста или задержки взятого в лизинг воздушного борта.
Формально поводов для «долгой посадки» самолёта в зарубежном аэропорту у «авиапляжников» может быть несколько. Самый очевидный — это прекращение договора лизинга по инициативе лизингодателя («лизуна» — на сленге авиаторов).
Второй — прекращение договора страхования — как из-за санкций, так и из-за военных рисков, которые страховые компании брать на себя не готовы. А они есть даже в мирное время — достаточно вспомнить борт S7, сбитый украинской ракетой в ходе учений.
В первом случае вступает в силу простецкое правило «Попробуй отними!».
Если «пляжники» решат где-то на подвассальной территории «заземлить российский борт», можно прямо в воздухе сделать «петлю Примакова» и вернуться в родные пенаты. Где, предложив «лизуну» «лизнуть леденца на бреющем» (сленг авиаторов), переключиться на внутренние рейсы.
Вторая проблема вполне себе решаема перестрахованием судов в российских страховых компаниях.
Ещё одним способом попытаться не дать самолётам российских авиакомпаний летать, мог бы стать отзыв сертификатов лётной годности, выданных авиационными властями Бермудских островов.
Ведь именно здесь по каким-то хитрым причинам по сей день зарегистрирован практически весь флот иностранного производства.
Для того чтобы нивелировать и эту «пляжно-небесную» проблему, российские авиавласти предписали авиакомпаниям перевести самолёты в российский реестр (вне зависимости от того, что об этом думают «лизуны» из-за рубежа). Соответственно, вопросы поддержания лётной годности автоматически переходят в ведение российских властей.
Тут, правда, возникала еще одна закавыка. Долгое время российское законодательство в области поддержания лётной годности было довольно специфическим. Оно отличалось от принятого в большинстве стран мира большей бюрократизацией. Это вынуждало авиакомпании регистрировать самолёты иностранного производства не в России — иначе после эксплуатации в нашей стране приходилось бы проводить дорогостоящее техобслуживание с фактическим получением заветного сертификата с нуля.
В декабре 2021 года, наконец, случилось чудо. Летную бюрократию после ожесточенной схватки «умов» с «буквоедами» удалось положить на лопатки. И система поддержания лётной годности была гармонизирована-таки с международными правилами.
Однако в полной мере все нововведения вступали в силу лишь с 1 сентября 2022 года. Но гром-то грянул уже сейчас.
Поэтому на днях в спешном порядке правительством был подготовлен проект постановления «О нивелировании последствий ограничительных мер в отношении Российской Федерации в части функционирования гражданской авиации». Он предполагает ускоренную постановку в российский реестр и практически автоматическую выдачу СЛГ уже сейчас. А с сентября этими вопросами будут заниматься российские сертификационные центры.
Этот проект в черновом варианте оказался в распоряжении «СП». Вот он:
Проект постановления правительства «О нивелировании последствий ограничительных мер в отношении РФ в части функционирования гражданской авиации»
1. Продлить на шесть месяцев срок действия СЛГ гражданских воздушных судов иностранного производства, внесенных в Госреестр гражданских воздушных судов РФ.
2. Признать действующими на территории РФ СЛГ разрешения на бортовые радиостанции, выданные авиационными администрациями иностранных государств, в отношении воздушных судов, эксплуатирующихся воздушными эксплуатантами.
3. Разрешить организациями по техническому обслуживанию воздушных судов иностранного производства на выполнение периодического техобслуживания и самостоятельно разрабатывать схемы ремонта и поврежденных элементов конструкции воздушных судов.
4. Разрешить замену компонентов воздушных судов с сопроводительными документами, оформленными в соответствии с Бермудскими авиационными правилами.
Так что теперь заветные СЛГ у самолётов будут даже с учётом того, что они станут в течение какого-то времени обслуживаться по «серым» схемам.
С точки зрения международного права всё это может быть сомнительно. Но в ситуации, когда речь идёт о существовании всей российской гражданской авиации как таковой, священные национальные интересы важнее прямых рейсов «Москва-Париж», которые интересны узкой прослойке людей, бесконечной далеких от всего остального народа страны.
Да и в России есть масса приятных мест для отдыха и бизнеса, где можно великолепно провести время.
В понедельник, 14 марта, Владимир Путин разрешил зарегистрировать в России иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у российских компаний. Выдача российских сертификатов позволит авиакомпаниям использовать иностранные суда на внутренних рейсах
Игорь Моисеев
Свежие комментарии