На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 707 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Кузьмин
    Ан-2 был создан за полтора примерно года. Антонов вышел в правительство во своим проектом в марте 1946-го, а первый п...«Сталина на них н...
  • Евгений Алексеенко
    Вы говорите в точку,за 25 лет все разбазарили,почти ничего своего нет,одна перепродажа.......!«Сталина на них н...
  • Алексей Миля
    👍«Сталина на них н...

К 40-летию начала арабо-израильской войны 1973 года. ВВС В ВОЙНЕ ''СУДНОГО ДНЯ''

В арабо-израильской войне 1973 г. в очередной раз подтвердилось большое влияние ВВС на возможности и активность сухопутных войск, на достижение целей операций и войны в целом.

Истребители-бомбардировщики  ОКБ Сухого (Су-7 и Су-20) - главная ударная сила ВВС арабских стран в войне ''Судного дня''. Фото US Air Force

Военные действия убедительно продемонстрировали, что только при грамотном и полном использовании боевых возможностей авиационной техники, глубоком знании личным составом противостоящих сил и средств противника, умелом и быстром использовании его слабых сторон, а также при соответствующей боевой выучке и высоком моральном духе летного состава можно обеспечить решительный разгром агрессора.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Боевые действия, продолжавшиеся более двух недель, показали возросшую боеспособность и выучку, более высокий моральный дух армий Египта и Сирии и, прежде всего, летного состава авиации. Авиация арабских стран в ходе боевых действий прикрывала свои войска и объекты тыла, наносила удары по живой силе и боевой технике противника на поле боя, вела воздушную разведку.

Имея общее двукратное превосходство над израильской авиацией (при абсолютном превосходстве в истребительной авиации и равном соотношении сил по ударным самолетам) и используя фактор внезапности, арабы имели реальную возможность разгромить авиационную группировку Израиля, подавить систему ПВО и дезорганизовать систему управления в самом начале военных действий путем согласованных упреждающих ударов по его авиации на аэродромах, средствам ПВО и пунктам управления.

Однако действия авиации Египта и Сирии носили в основном оборонительный характер, на что большое влияние оказал слабый темп продвижения сухопутных войск в наступлении и последующий переход к обороне. Задача же борьбы с воздушным противником была возложена в основном на средства ПВО.

В результате нерешительных и пассивных действий египтян инициатива в воздухе на Египетском фронте оказалась на стороне израильской авиации, которая в первые же дни конфликта завоевала господство в воздухе.

Это позволило войскам Израиля в дальнейшем форсировать Суэцкий канал, расчленить группировку египетских войск и значительно ухудшить их военное положение.

Действия ВВС Сирии, имевших в своем составе несколько эскадрилий ВВС Ирака, носили активный характер. Однако они зачастую были всего лишь ответными на налеты израильской авиации. Именно поэтому 78% усилий сирийской авиации было израсходовано на прикрытие войск и объектов тыла и только 18% – на поддержку войск, 1,8% – на обеспечение боевых действий воздушных десантов, 0,2% – на воздушную разведку и 2% – на перевозки войск, вооружения, эвакуацию раненых и спасение сбитых экипажей.

Необходимо отметить, что действия сирийских летчиков с самого начала вынудили израильтян отказаться от массированных налетов и перейти к действиям мелкими группами по отдельным объектам. Завоевать господство в воздухе на сирийском фронте израильтяне не смогли.

Боевое напряжение авиации сторон было различным.

ВВС Египта производили от 100 до 600 самолето-вылетов. Среднее напряжение составило в ИА – 2,1, ИБА – 0,5, БА – 0,00 и РА – 0,05 боевых вылетов на экипаж. ВВС Сирии производили да 400 самолето-вылетов в сутки при среднем напряжении боевых действий на самолетах: МиГ-21 – 1,4, а в отдельные дни – 4-5: Су-20, Су-7 – 0,8; МиГ-17- 1 вылет на экипаж.

Авиация Израиля, имевшая меньший боевой состав самолетов, делала до 900-1000 самолето-вылетов в сутки, т. е. действовала с большим, чем у арабов, напряжением на каждый самолет. Ее усилия направлялись на прикрытие и поддержку войск на поле боя, на действия по аэродромам, административно-промышленным объектам и средствам ПВО Сирии и Египта.

В результате воздушных боев и действий арабских средств ПВО израильская авиация при первоначальном боевом составе до 480 самолетов потеряла – по арабским данным – свыше 300 самолетов на Сирийском фронте и 290 – на Египетском, т. е. всего более 590. Однако завышенность этих цифр признавало даже египетское командование.

Потери авиации Египта и Сирии за весь период боевых действий от начальной численности составили:

- в ВВС Египта – всего боевых самолетов 52% (от всех потерь в воздушных боях – 32%, от наземных средств ПВО – 22%, от своей войсковой ПВО – 19%, из-за полной выработки топлива в полете – 11%, по неизвестным причинам – 10%). Потеряно летчиков 25%, вертолетов Ми-8 – 35%, кроме того, самолетов "Хантер" – 9 и Л-29 – 3;

- в ВВС Сирии – боевых самолетов 43% (от всех потерь сбито в воздушных боях 18%, средствами ПВО противника – 16% и своими средствами ПВО – 3%, потеряно в результате 52 ударов противника по аэродромам – 6%), летчиков – 16%, вертолетов – 41%.

В ходе боевых действий широко применялась современная авиационная техника, вооружение и оборудование.

В составе израильских ВВС в боях участвовали самолеты "Фантом" F-4, "Мираж" III, "Скайхок" А-4, SR-71, "Стратокрузер", беспилотные самолеты-разведчики, постановщики помех и вертолеты, вооруженные ПТУРСами.

Тактические истребители "Фантом" использовались преимущественно для нанесения ударов но аэродромам, нефтехранилищам, плотинам, позициям зенитных ракет и жилым кварталам городов. Штурмовики "Скайхок" А-4 действовали по поддержке войск и один раз по аэродромам Сирии.

Тактические истребители "Мираж" как истребители прикрытия, беспилотные самолеты-разведчики и пилотируемые стратегические разведчики США SR-71 вели воздушную разведку. Вооруженные вертолеты уничтожали танки, участвовали в непосредственной поддержке сухопутных войск и высаживали тактические десанты. Самолеты "Стратокрузер" вели радиотехническую разведку, ставили активные помехи радиолокационным станциям и вели наблюдение за воздушной обстановкой над районом боевых действий.

Авиация Израиля применяла шариковые, фугасные, бетонобойные, статические, осколочные и телеуправляемые авиабомбы с взрывателями мгновенного и замедленного действия (на 2, 4, 7 и 9 час и более), ракеты "воздух-земля" – "Шрайк", "Мейверик", управляемые ракеты "воздух – воздух" – "Спарроу", "Сайдвиндер", противорадиолокационные снаряды, новейшие средства воздушной разведки и радиопомех.

Со стороны ВВС АРЕ и САР в боевых действиях принимали участие самолеты Ту-16, МиГ-21, Су-7Б, Су-20, МиГ-17, Ан-12ПП, Ан-12РР, вертолеты Ми-8, а также самолеты "Хантер" и Л-29. Самолеты Ту-16, "Хантер" и Л-29 наносили удары с применением бомб и ракет. Истребители МиГ-21 прикрывали войска и объекты тыла, эпизодически привлекались для действий по наземным целям и ведения воздушной разведки. Самолеты Су-7Б и Су-20 наносили удары по объектам и глубине территории Израиля и оказывали поддержку сухопутным войскам. Самолеты МиГ-17 действовали по объектам на поле боя и поддерживали тактические десанты. Вертолеты Ми-8 высаживали тактические десанты, перевозили войска и технику, эвакуировали раненых. Самолеты Ан-12ПП применялись для постановки активных помех.

На самолетах советского производства применялись штатные средства поражения, воздушной разведки и радиопомех, а также бомбы арабского производства.

ХОД БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

6 октября 1973 г. ВВС Сирии и Египта начали боевые действия по заранее разработанному плану. Сирийской авиацией был нанесен массированный бомбо-штурмовой удар по опорным пунктам, радиолокационным постам и пунктам управления противника на Голанских высотах. В этом ударе участвовало 80 самолетов.

Египетская авиация (216 самолетов) нанесла удар по 3 аэродромам, 10 позициям ЗУРС "Хок", 3 РЛС, пункту управления и станции радиопомех. Прикрытие ударных групп осуществляли истребители МиГ-21, часть из которых следовала в общем боевом порядке с истребителями-бомбардировщиками.

На Сирийском фронте в зоны дежурства в воздухе были подняты самолеты-постановщики помех Ан-12ПП. Одновременно в работу были включены наземные станции помех "Смальта" и "Кедр". Это обеспечило успешные действия ударных групп сирийской авиации без боевых потерь. Противнику, оказывавшему неорганизованное сопротивление, был нанесен большой ущерб.

7 октября арабская авиация нанесла повторные удары по ряду объектов, поддерживала и прикрывала свои войска, отражая налеты израильской авиации. В этот день израильская авиация проявила высокую активность, нанося ответные удары по войскам на восточном берегу Суэцкого канала, переправам, шести аэродромам Египта, средствам ПВО г. Порт-Саида, радиолокационным постам и средствам ПВО Сирии. В одновременных ударах участвовало до 60 самолетов "Фантом" и "Мираж" Во вторую половику дня израильтяне действовали мелкими группами одновременно по нескольким объектам. Всего в течение дня только на Сирийском фронте было сбито 43 израильских самолета, из них 12 – в воздушных боях.

8 октября израильтяне нанесли одновременный удар по семи сирийским аэродромам, расположенным в южной части страны. Для бомбардировки каждого аэродрома привлекалось до 12-16 самолетов "Фантом", действовавших без прикрытия. В ходе отражения налета сирийские летчики сбили 10 самолетов. Всего в этот день израильская авиация на Сирийском фронте потеряла 30 самолетов.

9 октября группа "фантомов" нанесла удар по столице Сирии – Дамаску. Объектами ее нападения были здания генерального штаба и штаба ВВС Сирии. В результате удара разрушены здание советского культурного центра и еще несколько домов, расположенных рядом. В этот день продолжались также налеты на аэродромы и другие объекты на территории Египта и Сирии.

10 октября интенсивность действий израильской авиации нарастает. По сирийским (и явно преувеличенным данным) израильская авиация, действующая в этот день против Сирии, потеряла 42 самолета. Сирийская авиация потерь не имела.

В течение пяти дней на египетском фронте (по арабским данным) было сбито до 100 израильских самолетов и 11 вертолетов. Египетская авиация потеряла 40 самолетов и столько же вертолетов.

11 октября в бомбардировках Дамаска, позиций средств ПВО и аэродромов участвовали самолеты "Фантом", не имевшие защитной окраски и опознавательных знаков. Резко повысилась интенсивность постановки помех, были применены противоракетные маневры и другие приемы по типу "вьетнамских". Количество сбитых израильских самолетов в этот день только на сирийском фронте достигло 56 самолетов (по арабским данным).

12 октября истребители МиГ-21 осуществляют прикрытие аэродромов и дежурство в системе ПВО, а истребители-бомбардировщики действуют по объектам на поле боя без прикрытия. Нарастает активность действий "миражей" вблизи линии фронта. "Миражи" включаются также в боевые порядки "фантомов", осуществляющих удары по аэродромам. Количество воздушных боев увеличивается. Израильская авиация, действовавшая против САР, потеряла в этот день 38, а сирийская – 15 самолетов.

13 октября. После утренних ударов по аэродромам прекращаются непрерывные налеты израильской авиации на объекты в глубине территории Сирии и Египта. Интенсивность действий авиации на обоих фронтах снижается.

14-20 октября арабская и израильская авиация продолжает оказывать поддержку сухопутным войскам, эпизодически ведет воздушные бои и воздушную разведку. 14 октября израильские самолеты наносят удар по одному из аэродромов Сирии. 20 октября 2 сирийских самолета Су-20 наносят удар по нефтехранилищу в израильском порту Хайфа.

За эти семь дней произошло "выравнивание" потерь авиации сторон. Возросла активность "миражей". Они внезапно наносили удар по арабским истребителям-бомбардировщикам над линией фронта (у сирийцев из 12 потерянных самолетов, действовавших по поддержке сухопутных войск, 8 было сбито "миражами").

21 октября израильтяне высаживают воздушный десант на гору Джебель-Шейх с целью овладения разведывательным постом, который они оставили 6 октября. Сирийцы также высаживают свой десант на вертолетах Ми-8 при поддержке самолетов МиГ-17, атаки которых пытаются отбить израильские "миражи". С "миражами" вступают в бой сирийские истребители, в результате наращивания сил завязываются крупные воздушные бои, в которых участвует до 50 самолетов с каждой стороны.

22-23 октября продолжаются воздушные бои над Ливаном и Голанскими высотами. В них участвуют "миражи" и "фантомы", снаряженные только ракетами "воздух-воздух". Израильские летчики получают информацию и указания с передовых пунктов управления (корабельных или самолетных), оснащенных радиолокаторами. За три дня в воздушных боях было сбито 21 израильских и 18 сирийских самолетов.

24 октября в соответствии с решением Совета Безопасности ООН боевые действия были прекращены.

Всего с 6 до 24 октября сирийские ВВС произвели 5814 боевых вылетов, из них:

– на авиационную поддержку сухопутных войск – 1044 самолето-вылета;

– на прикрытие сухопутных войск, тыловых объектов и обеспечение ударных групп истребителей-бомбардировщиков – 4658 самолето-вылетов;

– на воздушную разведку – 12;

– на перевозку, спасательные действия и эвакуацию раненых – 70 вертолето-вылетов;

– на высадку тактического воздушного десанта – 30 вертолето-вылетов.

В ходе воздушных боев сирийцами было сбито 103 самолета и 2 вертолета противника. Свои потери истребительной авиации в воздушных боях – 52 самолета.

ВВС Египта за этот период совершили 5970 боевых вылетов, в том числе:

- истребительная авиация – 4747 самолето-вылетов (сбив 76 израильских самолетов и потеряв в воздушных боях 54 самолета);

- истребительно-бомбардировочная авиация – 1164 самолето-вылета (потери – 87 самолетов и 73 летчика);

- бомбардировочная авиация – 32 самолето-вылета (потери – 2 Ту-16 с экипажами);

- разведывательная авиация – 27 самолето-вылетов (потери – 3 самолета).

ТАКТИКА ВВС ИЗРАИЛЯ

В тактике ударных сил израильской авиации можно выделить следующие характерные особенности:

- определенная последовательность действий по ослаблению системы ПВО;

- использование малых высот и рельефа местности для маскировки полета;

- пролет к объектам в глубине территории по коридорам, где средства ПВО предварительно подвергались ударам;

- применение некоторых новых видов противозенитного маневра и способов атак;

- демонстративные действия, предпринимаемые с целью сосредоточения внимания ПВО па ложные направления.

Определенная последовательность действий по ослаблению ПВО выражалась в том, что сначала усилия израильской авиации были направлены на "ослепление" ПВО, т. е. на удары по радиолокационным станциям всех типов, а затем – на бомбардировку огневых позиций средств ПВО и сирийских аэродромов. Исходя из особенностей выполняемых задач, подбирались и средства поражения. В налетах на радиолокационные посты были применены фугасные бомбы и противорадиолокационные ракеты "Шрайк".

При нанесении ударов по огневым позициям ЗРВ и ЗА самолеты снаряжались также контейнерами с шариковыми бомбами, а при бомбардировке аэродромов – крупнокалиберными бетонобойными бомбами. Ожидаемой эффективности в этих налетах израильская авиация не достигла. Ракеты "Шрайк" были, вероятно, старого образца и почти не причинили ущерба радиолокаторам, которые в первый день не переходили даже на работу в режим "Эквивалент".

Радиолокационные посты после бомбардировок пострадали незначительно и продолжали функционировать в течение последующих боевых действий. Ощутимые потери, потребовавшие проведения восстановительных работ, понесли несколько дивизионов зенитных ракетных войск, прикрывавших египетские войска и подступы к Дамаску.

В результате крупных налетов израильской авиации, проводившихся 7 и 8 октября по принципу "ослепление-подавление", система ПВО была несколько ослаблена, но оставалась готовой к отражению ударов агрессора.

В чем причины недостаточной эффективности плановых ударов ВВС Израиля?

Во-первых, действия, направленные на ослабление ПВО, наносились по устаревшим схемам, отработанным еще в 1969 г.

Во-вторых, тактика, разработанная с учетом возможного противодействия со стороны одних средств ПВО, оказалась малопригодной против других средств, имеющих отличные боевые характеристики.

К октябрьской войне 1973 г. основной истребитель ВВС Египта и Сирии МиГ-21 уже не в полной мере соответствовал требованиям современного воздушного боя. Фото US Air Force

Как известно, израильской авиации в 1969 г. удалось вывести из строя почти все египетские зенитные ракетные комплексы, выдвинутые к Суэцкому каналу. После этого "скайхоки" и "фантомы" получили возможность осуществлять налеты па египетские войска, используя высоты за пределами зоны огня малокалиберной зенитной артиллерии.

В 1973 г. израильская авиация в налетах на объекты Сирии встретилась с противодействием системы ПВО, в которой дивизионы были размещены с учетом взаимного прикрытия. По мере углубления израильских самолетов в тыл активность противодействия средств ПВО нарастала, в бой вступали истребители МиГ-21. Положение нападающей стороны резко осложнилось.

В этой связи весьма показательным является состав групп израильских самолетов, наносивших удары по объектам в глубине территории Сирии: сначала в них включалось по 12-16 "фантомов" (8-9 октября), затем по 6-8 (10-11 октября) и, наконец, только по 4-6 (12-16 октября). Это свидетельствовало о росте потерь израильских самолетов при неослабевающем отпоре со стороны ПВО и истребительной авиации САР.

За три года (после боев 1970 г.) сирийская ПВО изменилась и качественно, что не было учтено противником. Обновилась и сирийская авиация. Появились новые типы самолетов. В 1973 г. летчики-истребители Сирии к началу боевых действий (6 октября) провели по 100-120 тренировочных групповых воздушных боев. Готовыми к боям оказались и выпускники колледжей мая 1973 г., тренировка которых также была целенаправленной. Достаточно фундаментальная летная подготовка сирийских летчиков дополнялась их высоким моральным духом.

Попытка израильской авиации действовать в "лоб" против организованной по современному принципу системы ПВО привела к поражению. Тактические приемы, применявшиеся в 1969 г., как и разработанные варианты боевых действий, в изменившейся обстановке оказались малоэффективными.

Завоевать господство в воздухе со стары м тактическим багажом (хотя при наличии значительных сил) израильской авиации на сирийском фронте не удалось. Потери самолетов израильтянами оцениваются дороже причиненного сирийцам ущерба.

Использование малых высот и рельефа местности можно считать основным способом преодоления противодействия ПВО израильской авиацией. Следует отметить, что Голанские высоты и горный хребет, протянувшийся через Ливан вдоль побережья Средиземного моря, были хорошей естественной защитой для "фантомов".

Обнаружение воздушных целей на дальних подступах к объектам в прифронтовой зоне сирийскими РЛС было крайне затруднено. Например, тревога о воздушном нападении в Дамаске нередко объявлялась во время первых разрывов бомб. "Фантомы" выскакивали из-за хребта с северной стороны, продолжая полет на малой высоте вдоль его склонов, сбрасывали бомбы с ходу и снова скрывались за горами, огибая их с южной стороны.

Полет через Голанские высоты осуществлялся в лощинах между горами на высоте 25-30 м. Ввиду сложных условий полета скорость "фантомов" (по докладам зенитчиков) в среднем составляла 200-250 м/сек. Над равнинной местностью "фантомы" увеличивали скорость до 1000-1100 км/час.

На северном направлении Египетского фронта израильтяне действовали, как правило, со стороны моря, а на южном направлении для скрытого подхода использовалась расположенная между гор Сохнинская долина.

Особенности полета на малой высоте определяли и боевой порядок израильских самолетов. Они всегда следовали в "колонне пар" независимо от количественного состава групп. Дистанция между парами составляла 1,5-2,5 км. Если пары действовали самостоятельно, то самолеты выстраивались в острый пеленг на дистанции до 150 м.

Характерно, что на карте сбитого израильского летчика самолета F-4 маршрут полета был нанесен не прямой линией, а огибал превышения, на каждом из которых цифрой была обозначена высота над уровнем моря, а против контрольных ориентиров указывался гарантийный остаток топлива.

Поскольку радиолокационное обнаружение низколетящих целей было затруднено, важную роль в системе ПВО сыграли визуальные посты наблюдения, выдвинутые к Голанским высотам и к побережью Средиземного моря. По сигналу с ВПН, который индицировался (высвечивался) на специальном табло, установленном на ЦКП, приводились в готовность средства ПВО в секторе обнаружения воздушной цели.

Командиры зрдн, исходя из требований обстановки, выставляли также собственных наблюдателей на вероятном направлении пролета воздушного противника. Получив оповещение от наблюдателя, боевые расчеты заранее ориентировали на цель СНР по указанному азимуту. Особое внимание при выставлении ВПН было уделено входам в лощины и тем секторам, которые забивались (на экранах РЛС) интенсивными помехами.

В ходе отражения налетов израильской авиации на малых высотах эффективными оказались модернизированные ЗРК С-125. Используя телевизионный канал (с получением первичной информации с визуальных постов), комплексы С-125 11 октября сбили 8 самолетов "Фантом".

Стрельбы зенитных ракетных войск оказывали сильное психологическое влияние на израильских летчиков. Зафиксировано несколько фактов – обнаружив старт и наведение зенитных ракет, летчики ВВС Израиля вместо применения противоракетного маневра катапультировались из невредимого самолета.

Следует отметить, что большие потери летного состава и техники не приводили к отказу израильтянами от выбранного способа преодоления ПВО. Очевидно, использование малых высот и рельефа местности в данных условиях считалось более выгодным, чем полет на средней высоте под прикрытием помех.

Несмотря на то, что налеты производились только на предельно малых высотах, на экранах РЛС обнаружения и наведения истребителей постоянно наблюдались заградительные шумовые помехи, которые засвечивали сектор 160-280° и большое облако пассивных помех, закрывавшее весь прифронтовой район и медленно смещавшееся к востоку.

Стремясь достигнуть полной внезапности ударов по аэродромам за счет использования малой высоты, летчики "Фантомов" включали бортовые передатчики помех после бомбометания при уходе от цели.

Полет израильских самолетов над территорией Сирии не просматривался радиолокаторами. Однако "фантомы" и "миражи" в районе сбора над морем и территорией Иордании (вблизи границы с Сирией) сводились в единый боевой порядок на высоте 4 000-5 000 м и попадали в зону обзора сирийских РЛС. Затем отметки исчезали с экранов радиолокаторов, но предварительное оповещение служило основанием для принятия решения на подъем истребителей в воздух.

В целом боевые действия авиации на Ближнем Востоке в 1973 г. показали, что применение малой высоты, обеспечивающей скрытность полета и внезапность удара по цели, остается, несмотря на развитие средств радиолокационных помех, одним из основных способов преодоления ПВО.

Пролет израильской авиации к объектам в глубине территории Сирии по двум-трем коридорам применялся на протяжении всего периода боевых действий.

Северный коридор проходил через горы Ливана, западный – через Голанские высоты и южный – через пустынную местность на юге страны, где организовать прикрытие средствами ПВО было сложно.

В первом крупном налете на Сирию 7 октября израильские "фантомы" стремились подавить противодействие средств ПВО огнем именно на этих направлениях. В результате бомбардировок был выведен из строя только радиолокационный пост в горах Ливана, обеспечивавший обзор в сторону моря. Передовые радиолокационные посты на южном и западном направлениях пострадали незначительно, поэтому действия израильской авиации со стороны моря были наиболее интенсивными.

Прорвавшиеся к аэродромам и другим объектам в глубине территории Сирии с юга "фантомы" предпочитали уходить также в западном направлении (в сторону моря), так как у побережья Ливана курсировали катера спасательной службы, подбиравшие катапультировавшихся летчиков с подбитых самолетов. Этот прием был заимствован у американцев, которые в недалеком прошлом при налетах на Ханой и Хайфон также уходили в сторону Тонкинского залива в зону действия спасательных средств.

В этом конфликте еще раз обозначился решительный отказ от преодоления ПВО в "лоб". Несмотря на то, что самый короткий путь пролегал через Голанские высоты, израильские летчики после понесенных потерь не использовали его. Нельзя не отметить, что действия израильской авиации, "привязанные" к определенным направлениям, несколько облегчали организацию отражения налетов, в том числе размещение визуальных постов наблюдения и радиолокационных средств. Значительно затрудняли действия "фантомов" на малых высотах и подвижные зенитные комплексы "Квадрат", производившие смену позиций в зависимости от изменения направления полетов противника.

ВИДЫ ПРОТИВОЗЕНИТНОГО МАНЕВРА И СПОСОБЫ АТАК

Тактические приемы ударных сил израильской авиации не отличались большой разнообразностью. Во всех случаях "фантомы" стремились скрытно выйти к объекту удара за счет использования малой высоты и рельефа местности, а затем провести атаку с ходу. Можно выделить четыре основных способа атак: с горизонтального полета, с боевого разворота, с пикирования после горки (с курсом выхода на цель) и с пикирования после набора высоты (с курсом, обратным выходу на цель).

Отмечалось применение следующих "вьетнамских" приемов: удар по позиции зенитных ракет с применением отвлекающей группы (с одного направления); атака объектов на позиции зенитных ракет с круга поочередно каждым самолетом звена с разного направления; уход от воздушной зенитной ракеты, выстреливание плотных пачек отражателей в переднюю полусферу после обнаружения старта ракеты с земли и "горизонтальные ножницы".

При нанесении ударов "фантомами" по аэродромам Сирии был применен прием, не применявшийся ранее. Самолет выходил в район аэродрома на высоте 25-30 м, затем "подскакивал" на высоту до 500 м и начинал полет в направлении объекта удара по горизонту. На этом участке летчик перекладывал самолет в крены (до 110°) за 4-5 сек. Отвороты по курсу при перекладывании были незначительными и не превышали 10°. Летчик фиксировал положение самолета в развороте, "поддергивал" нос кверху и сбрасывал бомбы. По образному выражению наблюдавших этот маневр, он был похож на "плевок через губу". Следует отметить, что точность бомбометания при этом способе нельзя назвать низкой. Достоинство маневра в том, что в одном заходе сочетался противозенитный маневр с атакой цели.

По причинам, требующим дополнительного исследования, зенитные снаряды, полет которых можно было наблюдать по цветным трассам, в основном проходили рядом с самолетом (или сзади), но с промахом. Маневр такого вида "фантомы" применяли при налете на аэродромы, прикрытые одной зенитной артиллерией. Контейнеры с шариковыми бомбами сбрасывались таким же способом, но падали они по более настильной траектории.

Демонстративные действия с целью сосредоточить внимание ПВО на ложном направлении применялись израильской авиацией часто, и в ряде случаев не без успеха. 10 октября "фантомы" имитировали прорыв ПВО с запада, вторгаясь на небольшую глубину на территорию Сирии в направлении Дамаска. В это время 12 самолетов на предельно малой высоте прошли по южному коридору к одному из аэродромов и внезапно нанесли удар. Звено "миражей", входившее в общий боевой порядок, также внезапно атаковало четверку иракских самолетов МиГ-21, дежуривших над аэродромом. При этом 3 МиГ-21 были сбиты.

Нередко демонстративная и ударная группы действовали с одного направления. Отмечались также случаи, когда одна группа "фантомов" выполняла демонстративный маневр, а затем наносила удар но объекту. Порядок действий был следующим.

Сначала 12-16 "фантомов" вторгались в воздушное пространство САР (обычно со стороны моря) и обозначали попытку прорваться к Дамаску. Полет демонстративной группы осуществлялся на высоте 4-5 тыс. м и обнаруживался сирийскими РЛС. По команде с ЦКП несколько групп МиГ-21 поднималось в воздух, а "фантомы" в это время снижались на малую высоту и выходили из зоны обзора РЛС.

По истечении 30-40 мин группы МиГ-21 из зон по остатку горючего направлялись на посадку, а "фантомы" на малой высоте, оставаясь незамеченными, следовали к аэродрому для нанесения удара. Израильтянам такой прием удавался дважды.

Многие ложные сосредоточения и перемещения, а также обманные маневры, предпринимаемые в боевых действиях вьетнамскими, индийскими, американскими и израильскими ВВС, были достаточно эффективными. Следует отметить, что лишь многократное повторение демонстративных действий по одному плану не приносило успеха, как и любая другая приверженность к шаблону в тактике.

РЕЗУЛЬТАТЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬНО-БОМБАРДИРОВОЧНОЙ АВИАЦИИ
В период с 6 по 24 октября сирийские истребители-бомбардировщики выполнили 1044, а египетские – 1164 боевых самолето-вылета. Подавляющее большинство из них было произведено на авиационную поддержку сухопутных войск. Наносились также удары по аэродромам, нефтеперерабатывающему заводу, мосту через р. Иордан и пунктам управления, расположенным в тылу территории Израиля.
В результате нанесения ударов по объектам в прифронтовой полосе уничтожено большое количество танков и боевой техники противника, разрушены десятки опорных пунктов, успешно осуществлена поддержка тактического десанта, захватившего важный разведывательный пост противника на горе Джебель-Шейх.
В воздушных боях сирийские истребители-бомбардировщики сбили 10 израильских самолетов.
В первые дни в состав ударных групп входили по 6, 8, 12 самолетов Су-7Б, Су-20 или МиГ-17. В общий боевой порядок включались истребители прикрытия МиГ-21. В дальнейшем состав ударных групп был уменьшен до 2-4 самолетов Су-20 (Су-7Б) и до 4-8 самолетов МиГ-17. Истребители прикрытия в каждую группу уже не выделялись, а дежурили в зонах на наиболее вероятных направлениях налетов истребителей противника.
Для снижения эффективности ПВО противника применялись:
– радиопомехи РЛС ЗУРС "Хок" и другим радиолокационным станциям противника с самолетов Ап-12ПП и наземных станций "Смальта";
– радиопомехи по каналам управления израильскими истребителями-перехватчиками;
– огневое подавление радиолокационных постов и средств ПВО противника.
В зонах целеуказания и поражения ЗУРС "Хок" летчики применяли противоракетный маневр, в зоне огня ЗА – противозенитный маневр.
В целях достижения скрытности полета и внезапности ударов при выполнении боевых заданий использовалась только малая высота полета (15-50 м).
При атаках наземных целей применялись фугасные, осколочно-фугасные бомбы, неуправляемые реактивные снаряды и РБК с ПТАБ. Удар, как правило, наносился с одного захода. Опорные пункты поражались фугасными бомбами (ФАБ-500, ФАБ-250, ФАБ-100) с пологого пикирования с углом 10-20° после выполнения горки или маловысотного боевого разворота с высоты 300 м, а также с горизонтального полета с предварительным выходом на высоту 250-300 м на 8-10 сек.
После сброса бомб самолет немедленно снижался на предельно малую высоту с выполнением противозенитного маневра.
По войскам и боевой технике противника применялась осколочно-фугасные бомбы (ОФАБ-250, ОФАБ-250Ш) и неуправляемые реактивные снаряды (С-ЗК, С-5К) с горизонтального полета и пологого пикирования с углом 10-20° с вводом на высоте 100-200 м.
Танки противника уничтожались противотанковыми бомбами ПТАБ-2,5, сбрасываемыми в РБК с углом кабрирования 10-20°, и неуправляемыми снарядами С-5К, пуск которых производился с горизонтального полета на высоте 25-50 м.
При нанесении удара по нефтеперерабатывающему заводу в районе Хайфа применялись зажигательные (ЗАБ-250) и осколочно-фугасные (ОФАБ-250) бомбы, сброс которых осуществлялся с горизонтального полета с предварительным подскоком на высоту 200 м (самолеты Су-20).
Потери сирийских истребителей-бомбардировщиков составили 54 самолета. Анализ потерь, понесенных только одной бригадой самолетов Су-7Б и Су-20, а также одной эскадрильей, вооруженной самолетами МиГ-17 выглядит следующим образом. В бригаде был потерян 21 самолет (8 Су-20 и 13 Су-7Б), из них от атак израильских истребителей над линией фронта – 9, сбито ракетами "Хок" – 5, зенитной артиллерией и снарядами "Ред Ай" – 6, своей зенитной артиллерией – 1.
Эскадрилья, вооруженная самолетами МиГ-17, потеряла 11 самолетов, из них в результате атак "Миражей" над линией фронта – 6, от огня зенитной артиллерии – 3, по одному самолету от снарядов "Ред Ай" и от огня своей зенитной артиллерии.
Таким образом, примерно 50% потерь понесено в результате атак "миражей", действовавших из засад над линией фронта.
Если обратиться к событиям в районе Суэцкого канала в 1969-1970 гг., то там египетские истребители-бомбардировщики потеряли тоже 50% в результате атак "Миражами", главным образом, после отхода от цели. Это говорит о том, что вопрос прикрытия ударных групп истребителей-бомбардировщиков, оказывающих поддержку своим сухопутным войскам, так и остался для арабской авиации открытым. 
Потери египетских истребителей-бомбардировщиков составили 87 самолетов, из них истребителями противника сбито 24, средствами ПВО – 32, своей зенитной артиллерией – 17 и по неизвестным причинам – 14. Потеряно летчиков – 73.
Одной из основных причин неоправданно больших потерь истребителей-бомбардировщиков явилось навязывание им роли дальнобойной артиллерии. Эта ошибка впервые была допущена в индийско-пакистанском конфликте, когда самолетам Су-7Б назначались для уничтожения неконтрастные на фоне местности малоразмерные цели в непосредственной близости от линии фронта. Летчикам для обнаружения этих целей приходилось выполнять несколько заходов, находясь под огнем зенитной артиллерии противника. В результате вынужденного увеличения времени пребывания их над целью индийцами было потеряно около 20 самолетов Су-7Б.
Эта ошибка неоднократно повторялась на Сирийском фронте со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ввиду того, что сухопутные войска не обозначали своего переднего края и не давали целеуказания, летчикам было достаточно сложно ориентироваться в наземной обстановке.
Нежелательное последствие имел отказ от ведения доразведки. Единичные вылеты на разведку прифронтовой полосы наводят на предположение, что в ходе конфликта истребителям-бомбардировщикам отводилась роль средства, оказывающего моральную поддержку сухопутным войскам.
Нельзя отрицать, что, постоянно наблюдая над головой свои самолеты, арабские войска воодушевлялись. В то же время нужно было учитывать, что при позиционном характере боевых действий потеря одного самолета Су-7Б с летчиком обходилась намного дороже одного уничтоженного им танка противника. 
Таким образом, вопрос о роли и месте сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков в непосредственной авиационной поддержке сухопутных войск и об организации взаимодействия авиации и сухопутных войск при уничтожении объектов противника на поле боя однозначного ответа в ходе войны "Судного дня" так и не получил. Об этом свидетельствовали выводы из опыта и других локальных конфликтов того времени.

ТАКТИКА ИЗРАИЛЬСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ
Характерными особенностями тактики израильских истребителей являлись:
– наличие скрытой от наблюдения РЛС группы наращивания усилий (ударной группы), которая вступает в бой, стремясь нанести внезапную атаку снизу;
– преднамеренное размыкание группы в маневренном бою сначала на пары, а затем и на одиночные самолеты;
– действия из засад в воздухе вблизи линии фронта;
– демонстративные действия с целью вызова на себя сирийских истребителей и завязки боя на выгодных условиях;
– применение ракет "воздух-воздух" на встречных курсах для расчленения боевого порядка сирийских истребителей;
– отказ от боя, если внезапность не достигнута и противник имеет равные силы или численное преимущество.
Внезапные атаки снизу остались на тактическом вооружении израильских истребителей после боев 1969-1970 гг. и в целом оправдали себя в конфликте 1973 г. Обязательным условием результативности этого тактического приема является маскировка группы наращивания усилий (ударной группы) от наблюдения радиолокаторами противника. Эта группа может находиться как в своем радиолокационном поле, так и действовать самостоятельно при поддержке тесного контакта с демонстративной группой.
Применение внезапных атак снизу при ведении воздушных боев над Ливаном в 1973 г. облегчалось для израильских истребителей тем, что они непрерывно управлялись с командных пунктов и получали информацию о воздушной обстановке. При этом в поле зрения израильских локаторов находились их демонстративная и ударная группы, а также арабские истребители. В то же время в поле зрения арабских РЛС наблюдались только свои истребители и демонстративная группа противника.
Преднамеренное размыкание группы в воздушном бою израильские истребители применяли также в ходе боевых действий 1969-1970 гг. Однако тогда группы составом по 4-12 самолетов расходились только на пары. В конфликте 1973 г. размыкание производилось вплоть до одиночного самолета. 

При угрозе атаки сзади летчики № 1 и № 2 в звене "миражей" выполняли вираж вправо (влево), а летчики № 3 и № 4 – боевой разворот влево (вправо). Если сирийские истребители производили "ответное" размыкание, то пары "миражей" расходились на одиночные самолеты в таком же порядке.
Противник как бы предоставлял право сирийским летчикам или продолжать преследование одной из групп превосходящими силами (и терять из виду другую), или вести маневренный бой одиночек.
Засады в воздухе израильские истребители использовали для внезапных атак сирийских истребителей-бомбардировщиков, действовавших по поддержке сухопутных войск на поле боя. В засаде постоянно находилось звено "миражей" (по парам) с подвешенными подвесными баками большой емкости. Их типовой прием против самолетов Су-7Б (Су-20) – внезапная атака после получения информации с ПН, а против МиГ-17 – "клещи" (если пара МиГ-17, используя лучшую маневренность, разворачивалась в сторону одной пары "миражей", то попадала под атаку другой пары противника). 
Демонстративные действия над Ливаном израильских истребителей начались после прекращения ударов по сирийским аэродромам. 
Не добившись успеха в уничтожении сирийских самолетов на земле, израильское командование пыталось добиться успеха в воздушных боях 21-23 октября. Вторжением на небольшую глубину в воздушное пространство Сирии "миражи" стремились вызвать на себя группы МиГ-21, а затем ввести в бои замаскированный резерв и получить тактическое преимущество за счет быстрейшего наращивания усилий.
Применение ракет "воздух-воздух" на встречных курсах было отмечено несколько раз. Этот прием нельзя считать типовым, т. е. получившим широкое распространение в воздушных боях. Важно заметить, что пуск ракет в переднюю полусферу производился не с целью поражения МиГ-21, а для расчленения их боевого порядка и нарушения тактических связей в группе. В результате таких пусков ракет ни один арабский самолет не был сбит. 
Отказ от боя, если внезапность не достигнута, а противник имеет численное преимущество или хотя бы равные силы. Этот тактический принцип израильские истребители неукоснительно соблюдали так же, как и в боях над Суэцким каналом в 1969-1970 гг. Следует отметить, что здесь идет речь о "Миражах" и "Фантомах", специально снаряженных ракетами "воздух-воздух" и действовавших в варианте истребителя. "Фантом" с подвешенными бомбами, естественно, во всех случаях избегал встречи с МиГ-21. К одной из характерных особенностей тактики израильских истребителей следует отнести применение смешанных групп "Фантомов" и "Миражей". 

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЙСТВИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ ЕГИПТА И СИРИИ
По данным Каира, египетские летчики провели 20 крупных воздушных боев с одновременным участием в них до 40 самолетов с каждой стороны, а также около 100 воздушных боев с участием мелких групп. В результате по первоначальным докладам было сбито 76 самолетов Израиля и потеряно 28 своих истребителей (соотношение 2,7 : 1).
По данным Дамаска, сирийские истребители провели около 150 воздушных боев, в которых сбили 103 самолета и 2 вертолета противника. Свои потери – 52 самолета (соотношение 2:1).
Истребительная авиация Сирии в ходе боевых действий выполняла задачи по прикрытию войск и объектов тыла страны и обеспечению действий истребителей-бомбардировщиков и воздушных десантов.
При прикрытии войск в воздушных боях над Голанскими высотами (6-8 октября) было сбито 23 израильских самолета и потерян 21 самолет МиГ-21 (соотношение 1,1 : 1).
Аэродромы базирования авиации прикрывались истребителями в течение всего периода боевых действий. На отражение налетов израильской авиации по аэродромам сирийские истребители были переключены полностью в период с 8 по 13 октября. В боях с ударными группами "фантомов" и "миражей", совершавшими налеты на объекты тыла Сирии, сирийские истребители (по данным Дамаска) сбили 55 израильских самолетов, а сами потеряли 9 (соотношение 6:1). 
Истребители Сирии в период 21-23 октября 1973 г. были вынуждены вести интенсивные воздушные бои с большими группами "миражей" и "фантомов" (над Ливаном), срывая их попытки вторгнуться в воздушное пространство Сирии. В этот период было сбито 27 израильских истребителей. Сирийская авиация потеряла 21 самолет МиГ-21 (соотношение 1,3: 1).
Характерными особенностями тактики сирийских летчиков, являются: 
– вступление в бой с заранее разработанным вариантом действий;
– разомкнутые по фронту боевые порядки, позволяющие немедленно развернуться навстречу противнику и облегчающие ведение осмотрительности; 
– стремление держаться внутри разворота противника, даже ценой потери скорости;
– перевод боя на большую высоту, где МиГ-21 имеет преимущество над "Фантомом" и "Миражом";
– взаимная выручка в бою, основанная на дружбе и отработанном тактическом взаимодействии;
– поражающий огонь с малой дальности (ракеты – не далее 1000 м, пушки – не далее 200 м);
– применение в бою отработанных маневров для занятия выгодного тактического положения и выхода из-под атаки.
Плановое вступление в бой выражалось в построении боевых порядков, соответствующих общему заданию и сложившейся обстановке, а также распределению обязанностей между экипажами по выполнению "локальных" тактических задач в бою. 
Например, каждый летчик из шестерки, построенной в боевой порядок "обратный клин", знал свой маневр для условий завязки боя из нескольких стандартных положений (противник сзади, впереди, выше и ниже). 
Командир эвена, следовавший в боевом порядке восьмерки "уступ вперед" сзади с превышением над звеном № 2, размыкал звено или вступал в бой всей группой в зависимости от маневра, предпринятого командиром звена № 1. Плановость боя была отработана в процессе тренировочных полетов и корректировалась в ходе боевых действий.
Разомкнутые боевые порядки сирийские истребители применяли в расчете на автономность действий и условия, исключающие получение информации с земли (в основном об угрозе атаки "миражей" с малой высоты). 
"Поскольку летчики надеются на свои глаза, они должны видеть", – таково объяснение развернутого построения истребителей. Сирийские летчики признавали, что выбранный боевой порядок хорош для осмотрительности и немедленного разворота "все вдруг" на противника, но несколько сковывает действия при атаке. Стремление любой ценой держаться внутри разворота противника считается наиболее выгодным приемом для выхода на дистанцию ведения поражающего огня с малой дальности.
"Вынос" самолета во внешнюю сторону при избытке скорости гасился выпуском воздушных тормозов.
Сирийские летчики освоили пилотирование самолета на критических режимах и уверений применяли маневры на грани срыва. Однако переход на малые скорости считался выгодным только в одиночном бою при затягивании "Фантома" или "Миража" вверх.
Перевод боя на большую высоту был вызван стремлением использовать преимущества своего самолета и поставить противника в невыгодное положение. Однако "чистых" боев на вертикалях было мало, хотя тактическая формула "кто наверху – тот победитель" остается в силе. Очевидно, что "склонность" МиГ-21 к горизонтальному маневру вынужденная. Она объяснялась приверженностью "Фантомов" и "Миражей" вести оборонительный бой на виражах в условиях наступательной тактики сирийских истребителей.
По оценкам арабских летчиков, взаимная выручка в бою резко отличает сирийских истребителей от их противников – израильских летчиков. "Миражи" часто оставались в бою в одиночестве из-за бегства напарника. Для сирийских летчиков отбить атаку противника по товарищу являлось делом чести. Наряду с личной храбростью, коллективизм сыграл большую роль в достижении успеха в. воздушных боях.
Сирийские летчики старались вести огонь только наверняка, с малых дальностей. На контрольных фотопленках дальность пуска ракет редко превышала 1000 м, а дальность стрельбы из пушек – 200 м. Такие условия применения оружия обусловливались также возможным уходом ракеты на нагретую поверхность земли в случаях большой дальности до цели и неустойчивостью работы прицела в положении "гиро" в маневренном бою.
Сирийские летчики имели в своем тактическом арсенале набор готовых приемов, которые применяли в зависимости от обстановки, сложившейся в маневренном бою. Несколько приемов, например, ответное размыкание (вплоть до одиночного самолета) или варианты преследования "фантома" и "миража", были приняты вскоре после получения опыта первых воздушных боев.

Анатолий СЕРГИЕВСКИЙ

наверх