На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 672 подписчика

Свежие комментарии

Этот день в авиации. 22 ноября

Этот день в авиации. 22 ноября

Garnerin.jpg

1797 - Француз Андре Жак Гарнерен совершил первый в мире удачный прыжок с парашютом, выпрыгнув с высоты 1000м (по другим данным - 680м) с воздушного шара над парком Монсо неподалёку от Парижа.

Этот день в авиации. 22 ноября

1898 - Родился Уайли Гардеман Пост (Wiley Hardeman Post) — американский лётчик.

Работал горняком, потерял левый глаз, принимая участие на выступлениях воздушного цирка в качестве парашютиста. Лётчик с 1924 года, был личным пилотом у миллионера, испытателем самолётов «Локхид». В 1930 году на одномоторном самолёте Lockheed Vega, названном «Уинни Мэй» в честь своей дочери, Пост выиграл Национальное воздушное дерби — воздушные соревнования Лос-Анджелес — Чикаго.

В 1931 году Пост вместе со штурманом Гарольдом Гатти совершил кругосветный перелёт по маршруту Нью-Йорк — Берлин — Москва — Иркутск — Хабаровск — Ном — Кливленд — Нью-Йорк за рекордное время 8 дней, 15 часов и 51 минуту. За что вместе с Гарольдом Гатти был награждён Крестом лётных заслуг. В 1933 году в одиночку совершил кругосветный перелёт Нью-Йорк — Берлин — Москва — Аляска — Нью-Йорк за 7 суток 18 часов 49 минут. За этот перелёт ему была вручена Золотая авиационная медаль ФАИ. В 1934 году разработал специальный костюм для полётов на высоте 9100 м.

Погиб в авиакатастрофе 15 августа 1935 года на пути из Фербенкса в Пойнт Бэрроу, штат Аляска, США. Он намеревался совершить перелёт на гидросамолете «Локхид» с мотором «Pratt & Whitney Wasp» мощностью 550 лошадиных сил по маршруту Аляска — Уэллен — Нагаево — Якутск — Иркутск — Красноярск — Свердловск — Москва с одной посадкой в Якутске, однако из-за плохой погоды пилот Пост сбился с курса. Он смог совершить приводнение в одном из пунктов, чтобы узнать своё местоположение, однако при взлёте мотор отказал и самолёт упал в воду. Пост и сопровождавший его известный писатель-юморист Уилл Роджерс погибли...

Этот день в авиации. 22 ноября

1909 - Родился Михаил Леонтьевич Миль — советский конструктор вертолётов и учёный, доктор технических наук (1945), Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии СССР (1968).

Окончив механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске в 1931 году, Миль работал в ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского, участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15, работал на автожирном заводе заместителем Николая Камова. В это период появилась первая научная публикация М. Л. Миля: «О разбеге автожира» // Техника воздушного флота. — 1934. — № 5.

В годы Великой Отечественной войны, в 1941—1943 годах, Миль работал в эвакуации в посёлке Билимбай, в основном занимаясь усовершенствованием боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости; его деятельность была отмечена пятью правительственными наградами. В 1943 году Миль защитил кандидатскую диссертацию «Критерии управляемости и маневренности самолёта»; в 1945 году — докторскую: «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и её приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера». В декабре 1947 года М. Л. Миль стал главным конструктором опытного КБ по вертолётостроению, созданного на базе завода № 383 МАП.

Первая машина ГМ-1 (Геликоптер Миля-1), созданная в ОКБ, была поднята в воздух 20 сентября 1948 года на аэродроме Захарково лётчиком-испытателем Матвеем Карловичем Байкаловым; в начале 1950 года, после серии испытаний, вышло постановление о создании опытной серии из 15 вертолётов ГМ-1 под обозначением Ми-1. В 1964 году Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и др.

М. Миль умер 31 января 1970 года от инсульта, не дожив до начала эксплуатации и триумфа первого советского ударного вертолёта Ми-24 (эта машина, произведенная в количестве более 3500 экземпляров, приняла участие в десятках конфликтов и состояла на вооружении многих стран; знаменитый «Крокодил» считается самым воюющим вертолетом в мире). Похоронен на Юдинском кладбище, недалеко от железнодорожной платформы Перхушково...

Этот день в авиации. 22 ноября
1911
 - Любовь Александровна Галанчикова, на самолёте известного авиаконструктора Фоккера, поднялась на высоту 2200 метров, в три раза превысив мировой рекорд высотных полётов, установленный Мелли Безе — 820 метров.

Этот день в авиации. 22 ноября

1911 - Первую в России радиопередачу с самолёта на землю осуществил инженер-подполковник Дмитрий Максимилианович Сокольцов с самолёта «Фарман — IV», который пилотировал подпоручик Алексей Васильевич Панкратьев.

Этот день в авиации. 22 ноября

1915 - Приступило к работе Бакинское отделение Петроградской школы морских лётчиков. С 25 февраля 1917 г. Бакинское отделение стало Бакинской школой морской авиации. Обе школы стали существовать самостоятельно.

Этот день в авиации. 22 ноября

1916 - Первый полёт истребителя Royal Aircraft Factory S.E.5.

В 1915 году появился двигатель Hispano-Suiza 8. Во время испытаний его характеристики впечатлили представителей Royal Aircraft Factory. Было решено построить истребитель под новый двигатель. Проект S.E.5 (Scout Experimental 5) возглавили Джон Кенуорти (John Kenworthy), Генри Фолланд (Henry Folland) и Фрэнк Гудден (Frank Goodden).
S.E.5 представлял собой деревянный одноместный биплан. Устанавливались либо двигатели Hispano-Suiza 8, либо Wolseley W4A Viper. Максимальная скорость — 225 км/ч, дальность полёта — 550 км. Вооружение состояло из 2 × 7,7-мм пулемётов — Vickers перед кабиной пилота (стрелял через диск винта с помощью синхронизатора) и Lewis (над верхним крылом).
Выпущенный в количестве 5 205 единиц, S.E.5 считают лучшим британским истребителем Первой мировой войны. Стоял на вооружении в 10 стран мирах. Несколько самолётов сохранилось и сегодня.

Этот день в авиации. 22 ноября

1935 - Гидроплан Martin-130 China Clipper авиакомпании Pan American Airways впервые в мире открыл регулярные почтовые рейсы через Тихий океан по маршруту Сан-Франциско - Гавайи - Филиппины. С пассажирами эти самолёты начали летать 1 октября 1936. Рейсы выполнялись еженедельно, в 1938 линию продлили до Гонконга. В ноябре 1937 открылся ещё один тихоокеанский маршрут - из Сан-Франциско в Новую Зеландию, с рядом промежуточных посадок. Однако линия просуществовала лишь два месяца - летавший здесь Sikorsky S-42 сгорел при дозаправке на Самоа.

Этот день в авиации. 22 ноября

1946 - Первый полёт двухмоторного среднемагистрального лайнера Martin 202, рассчитанного на 40 пассажиров (США).

Этот день в авиации. 22 ноября

1948 - Катастрофа Ли-2 Якутского управления ГВФ на реке Колыма.

Руководство аэропорта Зырянка выпустило рейс на Среднеколымск несмотря на запрет эксплуатации а/п Среднеколымска. Полёт проходил на высоте 400-500 м. Экипажу не удалось связаться с аэропортом Среднеколымска по радио, поскольку радиостанция была занята работой с другими самолётами. Экипаж решил совершить посадку на временную площадку на берегу р. Колыма. Для помощи в кабину был приглашен один из пассажиров – пилот самолёта По-2, выполнявший полёты с этой площадки. При выполнении 4-го разворота с недопустимо глубоким креном самолёт потерял скорость, сорвался в штопор и с креном на левое крыло ударился об лед р. Колыма в 400 м от границы посадочной площадки. Обломки затонули в реке.

Этот день в авиации. 22 ноября

1955 - Испытана первая отечественная авиационная водородная бомба РДС-37. В этот день в 9.47 утра экипажем ТУ-16 во главе с Героем Советского Союза Фёдором Павловичем Головашко "изделие" было сброшено на Семипалатинском полигоне и подорвано системой автоматики на высоте 1150 метров. Его мощность составила 1,7 мегатонны. Существенный вклад в разработку термоядерного заряда РДС-37, основанного на принципиально новом физическом принципе, родившемся в процессе интенсивных работ по другим направлениям конструирования водородного оружия, внесли физики-теоретики КБ-11 (ныне РФЯЦ-ВНИИЭФ) Яков Борисович Зельдович, Андрей Дмитриевич Сахаров, Юрий Алексеевич Трутнев и многие другие. По словам академика А.Д.Сахарова, "испытание было завершением многолетних усилий, триумфом, открывшим пути к разработке целой гаммы изделий с разнообразными высокими характеристиками (хотя при этом встретятся ещё не раз неожиданные трудности)". Впервые СССР опередил США. Испытания термоядерной авиационной бомбы США произвели 20 мая 1956 года, спустя почти полгода после успешного полигонного опыта с РДС-37 в СССР. В конце 50-х годов в КБ-11 было разработано несколько зарядов по новой схеме. Идеология была та же, что и в РДС-37, но за счёт дальнейших усовершенствований добивались постоянного увеличения энерговыделения в единице веса заряда, то есть повышали его эффективность.

Этот день в авиации. 22 ноября

1957 - На полигоне в Белом море с подводной лодки проекта П-613 осуществлён первый пуск крылатой ракеты П-5, разработанной в ОКБ-52 Владимира Николаевича Челомея, на дальность 500 км. В 1959 г. комплекс П-5 принят на вооружение ВМФ.

Этот день в авиации. 22 ноября

1960 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15" N 2. Аппарат пилотировал испытатель Скотт Кросфилд (Scott Crosfield). Достигнута максимальная высота 18867 м при скорости 2665 км/ч.

Этот день в авиации. 22 ноября

1961 - Мировой рекорд скорости F4H “Фантом II” - 2585 км/час на авиабазе ВВС Эдвардс, Калифорния. Пилот - подполковник КМП Роберт Робинсон.

Этот день в авиации. 22 ноября
1962
 - Катастрофа Ан-12 в Витебске, ВВС, 339 втап (Витебск).
Экипаж выполнял заход на посадку ночью при минимуме погоды (видимость - 1,5-2 км, нижняя кромка облаков - 130-150 м). После прохода ДПРМ КК, пытаясь увидеть ВПП и выйти под облака, увеличил вертикальную скорость снижения, отвлёк внимание от приборов и потерял представление о высоте полёта. Самолёт упал, не долетев до БПРМ. Причины: недисциплинированность КК и отсутствие взаимного контроля в экипаже; бездеятельность ПКК, который лишь напоминал о большом снижении; нездоровые отношения в экипаже; неграмотное действие РП, который разрешил посадку при метеоусловиях, не соответствующих уровню подготовки экипажа.Погиб штурман...

Этот день в авиации. 22 ноября

1965 - В Советском Союзе с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Молния-М"/SL-6 был осуществлён запуск КА "Космос-96"/АМС серии "Венера" (изделие 3МВ-4 №6), программой полёта предусматривалось исследование планеты с орбиты искусственного спутника. Однако, из-за сбоя в работе двигателя РБ станция осталось на околоземной орбите. 12-й запуск советского КА с целью исследования Венеры.

Этот день в авиации. 22 ноября

1966 - Катастрофа Ил-18Б, СССР-75665, в а/п Алма-Аты, Аэрофлот (СССР), Казахское УГА, Алма-Атинский ОАО. В процессе разгона по ВПП произошло выключение двигателя № 3 (правый), а воздушный винт зафлюгировался, но экипаж этого не определил. Пробежав по полосе 150 метров по прямой, самолёт из-за возникшего дисбаланса тяги отклонился вправо под углом 1—2°. Ещё через 400 метров на скорости 160 км/ч правая тележка сошла на грунт, при этом самолёт отклонился от курса взлёта уже на 7°. Но при выкатывании самолёта на грунт командир принял решение не прерывать взлёт. При этом он не знал о том, что один из винтов на правом крыле зафлюгирован, то есть тяга упала на четверть. Носовая стойка была оторвана от земли, когда Ил-18 на трёх двигателях продолжал разгоняться по траве, покрытой 7-сантиметровым слоем снега.

Командир экипажа знал, что впереди расположен овраг, поэтому на скорости 180 км/ч он потянул штурвал на себя до предела, надеясь оторвать самолёт от земли. Но вместо этого из-за недостаточной скорости в 704 метрах от точки схода и в 102 метрах правее полосы авиалайнер ударился хвостовой частью о бугор высотой 0,7 метра, при этом конструкция фюзеляжа не выдержала удара, и хвост отделился. Ил-18 перелетел небольшую речку и двигателем № 4 (правый) и передней и правой стойками шасси врезался в её берег, при этом носовая стойка сломалась. Далее самолёт врезался в бугор, сломал часть правой плоскости с обоими правыми двигателями и правой стойкой шасси, после чего, наконец, остановился в 127 метрах в стороне от ВПП и в 1400 метрах от начала разгона. На месте катастрофы возник небольшой пожар. Всего погибли 2 пассажира, а все остальные получили травмы различной степени тяжести. Позже от полученных ранений в больнице скончался бортрадист Рыжковский...

Этот день в авиации. 22 ноября

1972 - Во Вьетнаме в ходе одного из налётов бомбардировочной авиации США на районы, расположенных между демилитаризованной зоной и 20-й параллелью, В-52D впервые получил прямое попадание ракеты комплекса С-75. Американцы не предполагали наличия таких средств ПВО вблизи демилитаризованной зоны. ЗРК вьетнамцы перебросили туда скрытно. Вообще виртуозность маскировки и гибкость использования ракетных комплексов вьетнамцами доставляли массу неприятностей американским лётчикам. Экипаж крепости сумел дотянуть подбитый самолёт до территории Таиланда, после чего выбросился на парашютах. В том же налёте ещё два B-52D получили повреждения осколками от близких разрывов ракет.

Этот день в авиации. 22 ноября

1972 - Первый полёт СВВП Як-36М (Як-38) по полному профилю с палубы корабля; лётчик-испытатель Михаил Сергеевич Дексбах на Як-36М (Як-38), ПКР «Москва». Посадка производилась без использования самолётного посадочного радиотехнического оборудования, которого в то время ещё не существовало. Использовались данные НРЛС "Дон" и устные команды руководителя полётов.

Этот день в авиации. 22 ноября

1977 - Начались полёты «Конкорда» из Парижа и Лондона в Нью-Йорк.

Этот день в авиации. 22 ноября

1988 - Первый опытный образец стратегического бомбардировщика B-2A “Spirit” впервые был представлен в Палмдейле (Калифорния).

Этот день в авиации. 22 ноября
1999
 - РН «Союз» с РБ «Икар» вывел на орбиту четыре КА Globalstar (США) для обеспечения глобальной системы связи (радиовещание, телефония, передача данных, навигация и др.).

DHL A300B4-203F Cargo aircraft.jpg

2003 - Грузовой самолёт Airbus A300B4-203F авиакомпании DHL совершал рейс по маршруту Багдад—Бахрейн, но сразу после вылета из аэропорта Багдада был поражён зенитной ракетой, выпущенной из ПЗРК "Стрела-3". Попадание ракеты повредило левую консоль крыла и её механизацию, что вызвало утечку авиатоплива и потерю гидравлики и, как следствие, потерю управления. Экипаж смог посадить самолёт в аэропорту Багдада, никто из трёх членов экипажа на его борту не пострадал.

Этот день в авиации. 22 ноября

2011 - Первый полёт третьего опытного образца авиационного комплекса пятого поколения (Т-50-3, б/н 53). Самолёт пилотировал лётчик-испытатель Сергей Леонидович Богдан.

Этот день в авиации. 22 ноября
2017
 - Российско-индийский консорциум Brahmos Aerospace провел совместно с ВВС Индии испытания сверхзвуковой крылатой ракеты «БраМос» воздушного базирования. Ракету запустили с модернизированного истребителя Су-30МКИ. Это был первый запуск «БраМос» с самолета. В основу боеприпаса положен проект российской ракеты «Яхонт». «БраМос» способна развивать скорость в 2,5-2,8 числа Маха (3,1-3,5 тысячи километров в час), и поражать цели на дальности до 300 километров...

Картина дня

наверх