1904 - Родился А.С. Москалёв, авиаконструктор.
После окончания Ленинградского государственного университета (1928) работал на заводе «Красный лётчик», где была построена его летающая лодка МУ-3.
С 1932 года — заместитель начальника ОКБ Воронежского авиационного завода.
В 1930—1945 годах разработал свыше 35 проектов и построил 23 типа лёгких самолётов.
На самолётах Москалева установлен ряд рекордов дальности и продолжительности полёта. Во время Великой Отечественной войны занимался проектированием и производством воздушно-десантной техники.
С 1948 года — на преподавательской работе в Ленинградской военно-инженерной академии им. А. Ф. Можайского.
Автор 35 конструкций и модификаций летательных аппаратов, родоначальник стреловидной формы дельта-крыла, давшей резкий толчок развитию реактивной сверхзвуковой авиации. Создатель уникальных по своим ЛТХ самолетов САМ-5, САМ-7, САМ-10, САМ-13 и т. д.
Группа оригинальных авиационных конструкций созданных им, остаётся во многом непревзойденной на 2007 год по соотношению ЛТХ/мощность моторов (а соответственно и по экономичности).
К ним относятся:
САМ-5 (несколько вариантов; первый появился в 1933 году),
«Сигма» САМ-4 («Сумма»; расчетная скорость с двумя моторами М-34 — 900 км/ч; существовал только проект 1933—1934 гг.),
САМ-6 (свободнонесущий низкоплан с трапециевидным крылом и одноколёсным шасси),
САМ-7 (двухместный бесхвостовый истребитель сопровождения, построен в 1935 году, расчётная скорость — 600+ км/ч),
самолет «Стрела» (1937 год) с крылом свехмалого удлинения и весьма высокой стреловидности (в мировой авиации такие показатели крыла самолета появились только в 1950-е),
САМ-10 — лёгкий деревянный пассажирский самолёт, непревзойденный в классе лёгких самолетов и через 70 лет после своего создания (государственные испытания прошли в 1938 году),
учебный самолёт-амфибия САМ-11,
тренировочный истребитель САМ-12,
САМ-13 — один из лучших предвоенных советских истребителей,
САМ-14, САМ-16, САМ-25,проект истребителя РМ-1 и ряд других.
Ни один из них не пошел в сколько-нибудь значительную серию, и не повлиял сколько-нибудь значительно на развитие отечественной или мировой авиации. Однако это свидетельствует не столько о каких-либо проблемах самолётов Москалёва, сколько о проблемах отечественной и мировой авиации.
С 1948 года Москалёв находился на преподавательской работе в Ленинградской военно-инженерной академии им. А.Ф. Можайского.
Умер 3 января 1982 года.
1909 - В Германии создана компания DELAG - Deutsche Luftschiffahrts - Aktien Gesellschaft, которая первой в мире начала регулярные воздушные перевозки на дирижаблях графа фон Цеппелина.
1919 - Капитан Henry Wrigley и лейтенант Arthur Murphy на самолёте Royal Aircraft Factory BE.2e впервые пересекли Австралию; перелёт из Мельбурна в Дарвин занял 46 часов.
1920 - В австралийском Винтоне, штат Квинсленд основана авиакомпания Qantas Airways. Первым самолетом был на Avro 504 K.
1934 - В Париже открывается 14-я международная авиационная выставка, на которой демонстрируются советские самолеты "Сталь-2", Р-5, АИР-9, модель гондолы стратостата "СССР-1" и другие экспонаты.
1940 - В ответ на удар по Ковентри британская авиация совершила первый налёт на Гамбург.
1946 - Состоялся первый полёт шведского самолёта Saab 90 Scandia. Этот поршневой авиалайнер класса DC-3 некоторое время обслуживал линии скандинавской авиакомпании SAS и бразильской VASP.
1954 - Состоялся первый полёт самолёта Bell 65 Air Test Venicle (ATV) с поворотными турбореактивными двигателями.
1959 - Катастрофа Ан-10 Украинского УГА в а/п Львов. Экипаж был назначен для выполнения четырёх рейсов по маршрутам Киев - Львов, Львов - Москва, Москва - Львов и Львов - Киев. В третьем рейсе взлёт в Внуково произведён в 16:48. Эшелон полёта был 7 000 м. Полёт проходил нормально. Катастрофа произошла из-за недостатков в конструкции, при заходе на посадку. Погибли все 40 человек, находившихся на борту (8 – экипаж, 32 пассажира).
Через три с небольшим месяца в этом же аэропорту произошла катастрофа Ан-10А при аналогичных обстоятельствах. Последующими исследованиями была выявлена склонность Ан-10 при посадке в условиях обледенения с выпущенными закрылками к самопроизвольному резкому переходу в пикирование из-за выхода стабилизатора на закритические углы атаки, вызванного уменьшением критического угла стабилизатора при его обледенении. В РЛЭ были внесены изменения.
1959 - В рамках проекта Excelsior был осуществлен прыжок с парашютом с высоты 23 302 метра из гондолы стратостата. Прыжок совершил американский экспериментатор Джозеф Киттинджер (Joseph Kittinger). После покидания гондолы стратостата испытатель потерял сознание, но его спасла автоматическая система раскрытия парашюта, сработавшая на нужной высоте. Из-за неполадок стабилизирующий парашют не раскрылся, и Киттингер попал в штопор. Его тело вращалось со скоростью 120 оборотов в минуту, перегрузки составляли 22g, и Джозеф потерял сознание. Парашют открылся с помощью прибора автоматического раскрытия парашюта. Установлен новый мировой рекорд для прыжка с парашютом.
1959 - Около Волгограда зенитной ракетой С-75 сбит воздушный разведывательный шар, двигавшийся на высоте 28 км. Эти шары, запускаемые США с секретных военных баз, расположенных вдоль границ бывшего СССР, несли разведывательную фотоаппаратуру и, пролетая над территорией СССР проводили фотографирование районов пролёта. После покидания территории СССР по сигналу с Земли фотоаппаратура с отснятой пленкой приземлялась на парашюте.
Первый боевой пуск С-75 состоялся 7 октября 1959 г., когда в небе над Китаем ракетчики сбили американский высотный самолет-разведчик RB-57D. А первую цель в небе своей страны ракета С-75 настигла 16 ноября 1959 г. около Волгограда. Ею оказался один из американских разведывательных воздушных шаров, летевший на высоте 28 км.
1964 - На базе филиала ГосНИИ НА в Краснодаре создан Всесоюзный научно-исследовательский институт сельскохозяйственного и специального применения гражданской авиации (ныне Федеральное Государственное Унитарное Предприятие Государственный Научно Исследовательский Институт Гражданской Авиации (кратко ГосНИИ ГА).
1965 - запуск АМС «Венера-3», доставившей на поверхность Венеры вымпел СССР. Впервые в мире перелёт КА на другую планету.
1967 - Самолет Ил-18В советской Аэрофлота (CCCP-75538) выполнял рейс по маршруту Свердловск – Ташкент (СССР). На борту находилось 99 пассажиров и 8 членов экипажа.
Вскоре после взлета загорелся один из двигателей. Винт зафлюгировать не удалось. Способность маневрировать в условиях максимального взлетного веса и незафлюгированного винта была ограниченной. На высоте 200 м экипаж потерял управление самолетом, и он упал в поле с креном в 37 градусов на правый борт на скорости 440 км/час.
1970 - Первый испытательный полёт авиалайнера Локхид L-1011 с впп возле завода Локхида в Южной Калифорнии севернее Палмсдейла. Экипаж: летчик-испытатель Генри Бэрд (”Хэнк") Диз, второй пилот Ральф Кокли (бывший летчик-испытатель Boeing 747) вместе с инженерами по летным испытаниям Гленном Э. Фишером и Родом Бреем.
1973 - Стартовала ракета-носитель Сатурн-1Б с миссией Skylab 4. Это третий пилотируемый полёт на первую американскую космическую станцию «Скайлэб». Также имя Скайлэб-4 относят к космическому кораблю серии «Аполлон», совершившему этот полёт. Командир экипажа - Джеральд Карр.
Экспедиция поставила абсолютный рекорд продолжительности пребывания человека в космосе — 84 дня, который был побит первой основной экспедицией на советскую станцию «Салют-6», отправившейся на орбиту на корабле «Союз-26» в 1977 году — 96 дней. Джеральд Карр, Эдвард Гибсон и Уильям Поуг стали первыми астронавтами, которые встретили Новый год в космосе, т.к. стартовали 16 ноября 1973 года, а вернулись на Землю уже в следующем году — 8 февраля 1974 года.
Программа работы была очень напряжённой, и экипаж, состоящий из новичков, жаловался на слишком плотный график. Наземные службы отказывались перепланировать работы, и в конце концов команда объявила незапланированный выходной и отключила радио. Этот случай является первой зафиксированной забастовкой в космосе, названной «Мятеж на Скайлэб». Однако к концу полёта запланированная программа была выполнена
1976 - первый пуск МБР РСМ-50 с разделяющейся головной частью с атомной подводной лодки «К-424» проекта 667БДР «Кальмар».
1979 - Катастрофа Як-40 CCCP-87454 Ленинградского УГА в а/п Вологды
При заходе на посадку в тумане при минимальной видимости в темное время суток на высоте 20 м задел верхушки деревьев, упал в лес в 96 м от БПРМ, прорубив просеку длиной 204 м, разрушился и загорелся. Сговор руководителя полетов с метеослужбой о выдаче ложных, завышенных данных о видимости на ВПП (1 500 м вместо фактических 700 м) с целью приема трех самолетов Як-40 при фактической погоде хуже установленного аэропортом минимума. Кроме того, пилот продолжил снижение после высоты принятия решения, не имея визуального контакта с землей. Перегонялся без пассажиров. Погибло: 3 члена экипажа.
1981 - В аэропорту Норильска потерпел катастрофу Ту-154Б-2 Аэрофлота, при заходе на посадку. В результате чего погибли 99 человек: 4 члена экипажа из 7 и 95 пассажиров из 160... Установленные причины АП - ошибка экипажа и недостатки в конструкции.
Причиной катастрофы является потеря продольной управляемости самолёта на завершающем этапе захода на посадку вследствие: существенного снижения эффективности руля высоты при его отклонении «на себя» на углы более (-20°); перевода двигателей автоматом тяги на режим, близкий к малому газу; переднего эксплуатационного положения центровки самолёта; позднего распознавания экипажем аварийной ситуации и в связи с этим несвоевременного решения об уходе на второй круг.
1982 - Катастрофа Ан-12БК Ивановская область, близ Иваново, Министерство обороны СССР, ВВС, 610 цбп и плс (Иваново)
Экипаж выполнял первый тренировочный полёт на десантирование с заходом на посадку при условном минимуме погоды. Командир экипажа изменил порядок выполнения задания. После взлёта, вместо отхода на маршрут, принял решение на выполнение полёта по "большой коробочке". В процессе выполнения первого разворота в облаках на высоте 450 м на скорости 370 км/ч экипаж создал левый крен до 70 гр. Самолёт вошёл в глубокую спираль с вертикальной скоростью снижения 50 м/с. На удалении 5 800 м от аэродрома в 1 100 м левее оси ВПП самолет столкнулся с землей, разрушился и сгорел. Перед взлетом экипаж не включил питание авиагоризонтов. В результате этого при выполнении первого разворота при неработающих авиагоризонтах лётчики потеряли пространственную ориентировку, самолет был введён в глубокую нисходящую спираль, вывести из которой в сложившейся обстановке его было невозможно. Работоспособность приборов не была проверена при зачитке контрольной карты.
Погибло 7членов экипажа
1985 - Авиакомпания Cessna куплена авиакомпанией General Dynamics
1991 - Катастрофа Ан-12 Архангельская область, НАО, Амдерма, Министерство обороны СССР, ВВС, 24 отаэ (Тикси)
Из-за преждевременного снижения при погодне ниже минимума крылом задел склад ракет и разбился в 1 500 м от ВПП. Склад находился на вершине 60-ти метровой сопки и был освещен. Из-за плохой погоды в Воркуте ушел на запасной аэродром. Груз - 6 тонн сантехнического оборудования и оборудования связи. Курсоглиссадная система не работала из-за неисправности.
Погибло 7 членов экипажа и 13 пассажиров из 15. Всего погибших -20
1992 - запуск с космодрома Плесецк КА «Ресурс-500» с приводнением в районе г. Сиэтл (США). К 500-летию открытия Америки.
2002 - мировой рекорд скорости полёта для автожиров – 207,7 км/ч, К.Х. Уоллис на WA-121/Mc (Англия). Рекорд не превышен.
2009 - Космический полёт MTKK «Атлантис» (STS-129) по программе «Спейс Шаттл». Доставка научного оборудования, материалов и запасных частей для продолжения жизнедеятельности Международной космической станции. 31-й полёт шаттла к МКС. Во время полёта было осуществлено три выхода в открытый космос. Командир экипажа - Чарльз Хобо. В экипаже «Атлантис» - три новичка космических полётов: Барри Уилмор, Роберт Сэтчер и Рэндольф Брезник. На орбиту в шаттле «Атлантис» отправились шесть астронавтов. На Землю вернулись семь астронавтов, вместе с шестью членами экипажа на Землю вернулась Николь Стотт - бортинженер 21-й экспедиции МКС. Посадка корабля - 26 ноября.
Свежие комментарии