1717 - Принята на вооружение русской армии сигнальная ракета. Корни её уходят ещё в допетровские времена, когда русская армия получила на вооружение первые сигнальные ракеты. Петровские гренадёры не только использовали эти вещицы по прямому назначению, но и неоднократно поджигали ими неприятельские обозы и квартиры, где располагались вражеские солдаты. 1905 - Состоялось официальное открытие первого в мире Аэродинамического института в Кучино (построен на средства Дмитрия Павловича Рябушинского). На оборудование института Дмитрий Павлович Рябушинский потратил в первый год 100 тысяч рублей и 36 тысяч рублей ежегодно. |
1907 - Родился Фёдор Фёдорович Опадчий — Герой Советского Союза (7 февраля 1957), заслуженный лётчик-испытатель СССР (17 февраля 1959), лауреат Ленинской премии (1957), полковник (1948). |
1921 - Начался перелёт Бориса Константиновича Веллинга и Н.П.Грунина: Полторацк — Керки — Термез на самолёте "Эльфауге" (За 5 дней, 22 лётных часа 45 мин пройдено 2400 км).
1922 – С заводского аэродрома в Нагоя взлетел первый опытный прототип с обозначением 2МR1 имел автомобильный сотовый радиатор двигателя и отличался характерным тупым носом и фирменным килем фирмы Сопвич, с торчавшим вперёд выступом. После вполне благополучного комплекса испытаний самолёт был принят на вооружение Императорского флота как "Морской разведывательный самолёт Тип 10 модель 1. |
1927 - Родился Георгий Николаевич Захаров - лётчик-испытатель 1-го класса (1963), подполковник. |
1932 - Первый полёт летающей лодки МДР-3 Игоря Вячеславовича Четверикова, лётчик-испытатель Бенедикт Леонович Бухгольц. |
1934 - Родился Евгений Иванович Ларюшин — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1978). Герой Советского Союза (1982).
1934 - Первый полёт самолёта D.H.86 Dragon Express. Австралийское правительство предложило "Де Хевилленду" создать самолёт, столь же простой и дешёвый, как удачный DH.84, но с увеличенной пассажировместимостью и гораздо большей дальностью. Он требовался для линии Мельбурн - Сингапур, которая должна была стать частью трассы до Лондона. В новой машине использовали целый ряд проверенных решений DH.84. Конструкция по-прежнему преимущественно использовала дерево и полотно.
1936 - Говард Хьюз на самолете Northrop Gamma 2G, NR13761 устанавливает трансконтинентальный (от западного до восточного побережья США) рекорд скорости 9 часов 27 минут, в среднем 417,0 километров в час (259,1 миль в час).
|
1941 - Лётчиком-испытателем Андреем Ивановичем Кокиным начаты заводские испытания первого экземпляра самолета-штурмовика Су-6 (А). |
1946 - Экипаж самолёта Ли-2 Аэрофлота (CCCP-Л4150) выполнял рейс по маршруту Харьков — Москва/Внуково (СССР). На борту находилось 17 пассажиров и 5 членов экипажа. При выполнении полёта по маршруту на высоте 400-600 метров самолёт попал в условия интенсивного обледенения, и из-за возникшей исключительно сильной вибрации разрушился в воздухе. Все погибли... |
1950 - Первый полёт опытного самолёта МиГ-17, на котором в этом же году была достигнута скорость звука. Лётчик-испытатель ОКБ-155 Герой Советского Союза Иван Тимофеевич Иващенко впервые поднял его в небо с аэродрома ЛИИ в Жуковском.
1952 - Первый полёт французского самолёта SIPA S.200 Minijet. Предполагался для обучения пилотов реактивных самолётов.
1953 - Первый полёт Convair F2Y Sea Dart. Во время пробежек пилот E. D. "Sam" Shannon совершил непреднамеренный полёт. Первый официальный полёт выполнен 9 апреля 1953 года. Это экспериментальный реактивный гидросамолёт-истребитель. Оснащён водными лыжами для глиссирования на взлёте и посадке. Построено пять прототипов. Предназначался для прикрытия стратегического реактивного гидросамолёта-бомбардировщика Martin P6M SeaMaster, проектируемого параллельно.
1959 - Cамолёты RB-57 Тайваня начали разведывательные полёты над Китаем. Летая на высоте 20 км они были недосягаемы для истребителей НОАК: МиГ-19 (самые современные истребители на тот момент) могли достигать только 18 км.
1960 - Первый полёт опытного четырёхместного спортивно-тренировочного самолёта Piper PA-28 Cherokee, аэродром Веро-Бич (штат Флорида). Множество модификаций производятся до сих пор. Произведено более 20 000 экземпляров.
1961 - Майор ВВС США Г. Конфер (Harold E. Confer) на B-58 превысил рекорд скорости полёта на 1000 км, достигнув средней скорости 2067,57км/ч.
1963 - Катастрофа самолёта Ту-16, аэродром Хорол, КК м-р Попко. Экипаж командира отряда следовал строем по маршруту ночью в ПМУ за экипажем комэски на дистанции 4-5 км, уступом вправо, на эшелоне 9300-9600км. КОУ экипажа командира АЭ п/п-ка Татьянина увидел перемещение с-та м-ра Попко из правого пеленга в левый с прогрессирующим креном и снижением. После чего КОУ наблюдал на земле взрыв и очаг пожара. Экипаж погиб.Состав экипажа: КК м-р Папко Фёдор Дмитриеыич, м-р Фесенко Юрий Михайлович, ст. л-т Аверин Владимир Ефимович, ст. л-т Бекис Василий Гаврилович, ефр. Бащенко Александр Ефимович, ефр. Вередов Виталий Александрович.
1963 - Катастрофа Ли-2 (СССР-71186) после взлёта в СМУ, а/п Тазовский, Уральское территориальное управление ГВФ, 124 ОАО. Всего погибших: 12, экипаж - 4, пассажиры - 8(21).При взлёте с ледовой ВПП (на реке Таз) с МК=310° в 06:41 мск ночью с боковым ветром 12 м/с, под углом к ВПП около 30°, горизонтальной видимости 500-600 м, в условиях низовой метели и морозной дымки, КВС после отрыва не справился с пилотированием по приборам, допустил потерю скорости, вследствие чего самолёт под углом 30-40° к горизонту с правым креном 40-50° и работающими двигателями упал на лёд реки недалеко от берега и разрушился. Фюзеляж разломился пополам, кабина пилотов была смята. Пожара не возникло. Катастрофа произошла на расстоянии 1 865 м от начала ВПП (265 м после её конца) и в 70 м правее её оси. 4 члена экипажа, служебный пассажир (авиамеханик) и 7 пассажиров погибли. 8 пассажиров тяжело ранены, 5 - легко ранены. |
1965 - Мировые рекорды на вертолёте Ми-10 по подъёму груза — 15 т на высоту 2840 м, 5 т — на 7151 м., лётчик-испытатель Рафаил Иванович Капрэлян. |
1965 - Мировой рекорд скорости на Як-32 по замкнутому маршруту 100 км — 724, 43 км/ч.
1966 - Во время операции умер Сергей Павлович Королёв.Остановка сердца произошла спустя 30 минут после окончания операции, ещё на операционном столе, когда Королёв отходил от наркоза. Гроб с телом покойного был установлен в Колонном зале Дома Союзов. Для прощания с покойным был открыт доступ 17 января 1966 года с 12 часов дня до 8 часов вечера. Похороны с государственными почестями состоялись на Красной площади Москвы 18 января в 13 часов. Урна с прахом С. П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене. 1966 - Самолёт Ан-2 (CCCP-02185) выполнял рейс по маршруту совхоз «Коммунизм» — Самарканд (СССР). На борту находилось 9 пассажиров и 2 члена экипажа. При полёте по маршруту экипаж попал в сложные метеоусловия, о которых диспетчерская служба его не предупредила, хотя и имела эту информацию. Самолёт столкнулся с горой, все погибли. 1966 - Катастрофа второго прототипа Ту-134 (СССР- 45076) в районе аэродрома Чкаловский. Самолет выполнял свой 89-й полёт, а пилотировал лётчик-испытатель Валентин Макарович Евсеев. В данном полёте планировалось снять характеристики устойчивости и управляемости самолёта, при этом последовательно выполнялись площадки на высотах 5000, 8000 и 10 000 метрах. По мнению комиссии из конструкторского бюро Туполева, причиной катастрофы стала ошибка экипажа, который с целью быстрого выполнения полёта начал совершать разворот на скорости 0,86 числа Маха. При этом экипаж привык пилотировать тяжёлые самолёты типа Ту-104, Ту-124 и Ан-12, которые не были оборудованы бустерными усилителями, а потому на высоких скоростях набегающий поток воздуха не позволял сильно отклонять руль направления. Однако Ту-134 имел усилители системы управления, поэтому когда командир Евсеев нажал на педаль руля направления, то тот сразу отклонился на все 25°. Из-за высокой скорости полёта авиалайнер вошёл в крен, а незнакомый с таким поведением лётчик попытался выйти из него, но только усложнил ситуацию, введя машину в пикирование. Все находившиеся на борту погибли.В катастрофе погибли: лётчик-испытатель, инженер-подполковник Евсеев Валентин Макарович, лётчик-испытатель, подполковник Рогачев Юрий Иванович, штурман-испытатель, полковник Малыгин Виктор Львович, радист-испытатель, майор Соков Алексей Петрович, инженер-испытатель, ииженер-майор Хитров Святослав Сергеевич, техник-испытатель, капитан Паутов Анатолий Павлович, техник-испытатель, капитан Данилов Евгений Фёдорович, механик-испытатель, старшина Рытванов Павел Петрович. Член экипажа самолёта Ту-134 265076 ведущий инженер ОКБ Туполева Евгений Васильевич Глубоков опоздал к вылету самолёта и самолёт улетел на выполнение задания без него. Весьма вероятно, что находясь на борту самолёта, Евтений Васильевич мог бы предотвратить или не допустить совершения ошибок экипажем, приведших к катастрофе. Детальный анализ в ЦАГИ показал, что при больших скольжениях на стреловидном крыле (х = 35°) при числах М-0,7-0,8 возникают значительные моменты на пикирование, которые практически нельзя было сбалансировать продольным управлением при выбранной площади оперения. Т.е. недоработанное на данном самолёте ГО малой площади стало одной из причин катастрофы., После данной катастрофы на самолётах Ту-134 в систему управления рулём направления включили пружинный загружатель, который снизил по усилиям углы отклонения руля до 5° в каждую сторону. Крейсерская скорость самолёта была снижена до 0,82 числа Маха. Также после данного происшествия государственные испытания авиалайнеров начали проводить гражданские лётчики из ГосНИИ ГА. 1967 - Самолет Ан-12Б Аэрофлота (CCCP-04343) выполнял рейс по маршруту Новосибирск/Толмачево — Красноярск (СССР). На борту находилось 6 членов экипажа. Сразу после взлёта на борту начался пожар. Экипаж предпринял попытку выполнить вынужденную посадку вне аэродрома, во время которой самолет столкнулся с землей, взорвался и при дальнейшем движении полностью разрушился. Самолёт был управляем до столкновения с землей. Следов разрушения в воздухе не обнаружено. Весь полёт продолжался 1 минуту 51 секунду. Все погибли... Причиной лётного происшествия является возникновение пожара на самолёте в полёте, что привело к вынужденной посадке ночью вне аэродрома. Наличие на самолёте пожара подтверждается сильным обгоранием внутренней части фюзеляжа, прижизненным обгоранием бортпроводника, а также показаниями очевидцев. В связи с сильным разрушением и обгоранием самолёта истинную причину возникновения пожара в полёте установить не представилось возможным. |
1969 - Запуск КК «Союз-4», Владимир Александрович Шаталов. На следующий день с космодрома Байконур стартовал «Союз-5», на борту которого находились трое космонавтов. 16 января в 08:20 UTC корабли «Союз-4» и «Союз-5» состыковались. Это была первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей. Во время стыковки активным кораблем был «Союз-4», стыковочный узел которого был оборудован штырём.
1969 - Взрыв на авианосце «Энтерпрайзе» (CVN-65). В результате взрыва ракеты в кормовой части авианосца возник сильный пожар, который, в свою очередь, стал причиной серии взрывов авиационных бомб и неуправляемых авиационных ракет. По собранным комиссией данным и свидетельствам очевидцев, в течение всего лишь 20 минут на полётной палубе атомохода произошло 18 мощных взрывов, в том числе сдетонировали восемь авиабомб калибром 500 фунтов (227 кг). Погибло 27 человек, 343 ранено, потеряно 15 самолётов (стоимостью 5-7 млн долларов каждый).
1975 - Министр военно-воздушных сил США Джон Л. Маклукас объявил YF-16 корпорации General Dynamics победителем конкурса на лучший лёгкий истребитель. Были приняты во внимание более низкие эксплуатационные расходы YF-16, большая дальность полёта и манёвренность, которые были «значительно лучше», чем у YF-17, особенно на сверхзвуковых скоростях. Ещё одним преимуществом YF-16 - в отличие от YF-17 - было его использование турбовентиляторного двигателя Pratt & Whitney F100, такой же силовой установки что и на F-15.
1975 - Подписана Конвенция ООН о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство.
1978 - Новозеландцы Брюс Дрейк, С.Г. "Дик" Джорджсон и Дэвид Слейт вылетают по маршруту Те Анау - Те Арароа на собственных планерах Шемп-Хэрт "Нимбас 2" и покрывают расстояние в 1254,26 километра, установив рекорд дальности полёта к указанной точке для одноместных планеров. |
1983 - Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР система «Тайфун-1Б» разработки КБ «Южное» принята на вооружение. |
1990 - Рекорд дальности полёта до указанной точки устанавливают Ганс-Вернер Гроссе и Карин Гроссе на планере Шлейхер ASH-25 в Австралии. Дальность полёта составила 1092,8 километра. В 1992 году G.Herbaud und J-N Herbaud из Франции установят на этом же планере новый рекорд-1383 километра. 1994 - Издан Указ Президента Российской Федерации о создании федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства. Он предусматривал объединение радиолокационных систем и средств Войск ПВО, Департамента воздушного транспорта, ВВС и ВМФ через систему автоматизации. Руководство Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства было возложено на главнокомандующего Войсками ПВО через командующих зонами противовоздушной обороны. |
2005 - Зонд «Гюйгенс», отделившись от КА «Кассини», совершил посадку на спутник Сатурна Титан после 7 лет полёта, ЕКА... |
Этот день в авиации. 14 января
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии