На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 672 подписчика

Свежие комментарии

Этот день в авиации. 3 января

Этот день в авиации. 3 января
Этот день в авиации. 3 января
Этот день в авиации. 3 января
1903 - Родился Николай Берталонович Фегервари — лётчик-испытатель, подполковник (1940).

Этот день в авиации. 3 января

1909 - Изобретатель Алекс Огилви (Alec Ogilvie) запатентовал первый измеритель скорости самолёта.

Этот день в авиации. 3 января

1917 - Первый полёт немецкого дирижабля Zeppelin LZ 88 (L 40).  Совершил 7 разведывательных вылетов; 2 нападения на Англию, сбросив 3105 кг (6845 фунтов) бомб.

Получил значительные повреждения при приземлении 16 июня 1917 года в Нордхольце.

Этот день в авиации. 3 января

1922 - Первый полёт чешского пассажирского самолёта Aero A.10. Это был шестиместный биплан, который получил известность как первый коммерческий самолёт, построенный в Чехословакии. после постройки первого экземпляра последовали четыре серийных А.10, введённые в эксплуатацию в 1924 г. авиакомпанией Чехословацкие национальные воздушные линии (Ceskoslovenske Aerolinie) на маршруте Прага - Братислава.

Fairey Fox.jpg

1925 - Первый полет Fairey Fox. Этот британский биплан с неубирающимся шасси выполнял задачи разведчика, лёгкого бомбардировщика и двухместного истребителя. Создан в КБ фирмы Fairey Aviation под руководством Марселя Лобеля. Серийное производство развернуто в июне 1926 года на заводе Fairey в Хэйси. В апреле 1933 года производство перенесено на завод дочерней фирмы «Авионс Фэйри» в Госселье, Бельгия. Производство прекратилось в мае 1939 года. Всего выпущено 230 экземпляров. Самолёт состоял на вооружении британских королевских ВВС с августа 1926 года, на вооружении бельгийских ВВС с января 1932 года. В Великобритании «Фокс» снят с вооружения в начале 1930 годов. На вооружении ВВС Бельгии стоял до Второй мировой войны. С сентября 1939 по май 1940 года прошли модернизацию с установкой закрытых фонарей кабин.

Этот день в авиации. 3 января

1927 - Основание компании Pan American Airways. Для организации регулярной доставки авиапочты из Флориды на Кубу предприниматель Хуан Триппс основал свою компанию, которая летала на самолётах Fokker F-VII.

Этот день в авиации. 3 января

1932 - Открытие авиалинии Москва—Ленинград.

1934 - В СССР был успешно проведён эксперимент по обнаружению самолёта радиолокационным методом.
Самолёт, летящий на высоте 150 метров, был обнаружен на дальности 600 метров от радарной установки. Эксперимент был организован представителями Ленинградского института электротехники и Центральной радиолаборатории.

1944 - Постановление Государственного Комитета Обороны:
№ 4879 « Об организации авиаремонтного завода № 473 Наркомавиапрома в г. Киеве».
№ 4882 « О неотложных мерах по восстановлению заводов Наркомата боеприпасов и Наркомата минометного вооружения в районах Украинской ССР и Ростовской области под производство снарядов, мин, авиабомб, порохов и взрывчатых веществ».

Этот день в авиации. 3 января

1950 - Родилась Весна Вулович — стюардесса, обладательница мирового рекорда высоты для выживших при свободном падении без парашюта, по версии Книги рекордов Гиннесса. Самолёт McDonnell Douglas DC-9-32 (рейс JAT 367) взорвался на высоте 10 160 метров (33 333 фута) 26 января 1972 года. Весна Вулович не только пережила само разрушение, но и оказалась единственной выжившей из 28 пассажиров и членов экипажа после падения обломков на землю.

Этот день в авиации. 3 января

1951 - Первый полёт лёгкого самолёта Brochet MB.100. 
После достаточно успешного проекта Brochet MB.70 конструктор Морис Броше (Maurice Brochet) разрабатывает более вместительный лёгкий самолёт. Всего за 6 месяцев был построен MB.100, который, в отличие от предшественника, уже не был предназначен для домашней сборки.
MB.100, как и MB.70, был цельнодеревянным высокопланом c закрытой кабиной и неубирающимся шасси. Главное отличие — теперь в кабине помещалось 3 человека (1 пилот и 2 пассажира). Оснащался двигателем Hirth HM 504. Крейсерская скорость — 165 км/ч, дальность полёта — 600 км. Самолёт показал себя надёжным и лёгким в управлении. Служба лёгкой и спортивной авиации (Service de l’aviation légère et sportive) заказала некоторое число MB.100 для французских аэроклубов и для использования в Северной Африке. Всего был выпущен 21 самолёт.

Этот день в авиации. 3 января

1952 - На аэродроме Филтон в Бристоле происходит первый полёт первого двухвинтового двухдвигательного вертолёта, построенного и облётанного в Великобритании – G-ALBN (прототип вертолёта Бристоль тип 173).

Этот день в авиации. 3 января

1953 - Первый полёт прототипа лёгкого многоцелевого самолёта Cessna 310 (компания Cessna, США).

Этот день в авиации. 3 января

1957 - Состоялся первый полёт перехватчика Е-50/2 (вес пустого 4795 кг, топлива - 3450 кг, а взлетный - 8472 кг) конструкции ОКБ Артёма Ивановича Микояна,ведущий лётчик-испытатель Валентин Петрович Васин. Перед высотными полётами, как и прежде, лётчик облачался в скафандр с прозрачным гермошлемом сферической формы и плоским лобовым стеклом.

Этот день в авиации. 3 января

1959 - Родился Фёдор Николаевич Юрчихин — российский космонавт (423-й космонавт мира и 98-й космонавт России). Герой Российской Федерации (23 октября 2008 года № 1520), лётчик-космонавт Российской Федерации (21 сентября 2003 года).

Совершил пять полётов в космос: «Атлантис STS-112»-МКС (2002г, впервые в истории принял участие в перепеси населения, находясь в космосе), "Союз ТМА-10" (2007г), "Союз ТМА-19" (2010г), "Союз ТМА-09М" (2013г) и "Союз МС-04" (2017г). Продолжительность полётов - 672 сут 20 ч 39 мин 34 с. Совершил 8 выходов в космос общей продолжительностью 51 час 57 минут.

Этот день в авиации. 3 января

1960 - Лётчик-испытатель Анатолий Андреевич Кознов совершил первый полёт опытно-экспериментального самолёта Т-49 с боковыми вохдухозаборниками. Т-49 представлял собой дальнейшее развитие сверхзвукового перехватчика Су-9 с измененной компоновкой носовой части, боковыми воздухозаборниками и мощной РЛС.

Этот день в авиации. 3 января1964 - Катастрофа Ан-2 (СССР-23740), Якутская АССР, близ а/п Батагай, Якутское УГА.
Экипаж выполнил взлёт в ПМУ с целью ночной тренировки в зоне захода на посадку по радиосредствам аэропорта Батагай. Выполнив задание над аэродромом на высоте1 800 м, экипаж запросил заход на посадку по схеме с МК=203°. После четвёртого разворота экипаж запросил разрешение на посадку, но затем перестал отвечать на вызовы диспетчера. Разрушенный самолёт был обнаружен на удалении 2 200 м от ВПП и в 205 м правее её оси. В момент происшествия видимость ухудшилась с 7 км до 4 км Погибло 2 члена экипажа
Причиной катастрофы является самовольное изменение экипажем схемы захода на посадку и снижение до недопустимо малой высоты (60 м) по радиовысотомеру в условиях пересечённой местности. Сопутствующей причиной явилось отсутствие чёткого руководства движением самолёта при заходе на посадку диспетчером КДП.

Этот день в авиации. 3 января

1965 - Ан-24 вышел на линию Москва - Ижевск - Тюмень.

Этот день в авиации. 3 января

1965 - После автомобильной аварии в больнице умер Семён Ариевич Косберг — советский инженер, эксперт в области авиационных и ракетных двигателей, доктор технических наук (1959), Герой Социалистического Труда (1961), Лауреат Ленинской премии(1960), главный конструктор Воронежского ОКБ-154 (ныне КБХА, Конструкторское Бюро Химической Автоматики). Под его руководством разработана третья ступень, известная как "блок Е" РН "Восток"/SL-3 для запуска тяжёлых спутников и первых лунных станций. ОКБ С.А. Косберга разработало двигатели для верхних ступеней РН УР-500К/"Протон" Владимира Николаевича Челомея. Четыре двигателя тягой по 60 тс установлены на второй ступени и один - на третьей. Именем конструктора был назван кратер на Луне.Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 6).

Этот день в авиации. 3 января

1966 - North American XB-70 “Valkyrie” в течение 3 минут летел со скоростью 2,000 миль в час (3218 км/ч).

1973 - Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за захват воздушного судна». До того времени Советский Союз оставался как бы равнодушным к неслыханному воздушному терроризму, творившемуся на свете. Террористы в особенности арабские - сплошь и рядом угоняли самолёты - особенно американские и израильские, подкладывали в них бомбы, убивали пассажиров. Но только когда захват самолётов начали практиковать советские граждане, власти забеспокоились. Характерно, что до этого указа лётчики Аэрофлота имели приказ бороться с террористами на борту всеми средствами - силой или обманом, - но не допускать захвата и угона машины, хотя такая безрассудная тактика ставила под угрозу жизнь и пассажиров и членов экипажа. Позже тактику пересмотрели…

Этот день в авиации. 3 января

1974 - Принята на вооружение ракета Р-13M.
В 1956 г. в ходе воздушного боя над Тайваньским проливом американские самолёты F-105 выпустили по китайским МиГам несколько ракет «Сайдуиндер» AIM-9B. которые упали на китайской территории. Китайцы отправили ракеты в Москву, где их старательно изучили в ОКБ-134 и НИИ-2. В 1957 г. было принято решение скопировать «Сайдуиндер» под индексом Р-13. Саму ракету Р-13 делали в ОКБ-134 под руководством Ивана Ивановича Торопова, а инфракрасные головки самонаведения создавали на конкурсной основе ИГС-59 в НИИ-10 и ТГС-13К в ЦКБ «Геофизика». Конкурс выиграло ЦКБ «Геофизика». В 1961 г. началось серийное производство Р-13, а в 1962 г. эта ракета под индексом Р-3С с ТГС-13К была принята на вооружение истребителей МиГ-21Ф-13 и МиГ-21ПФ. 3 января 1974 года был принят на вооружение новый вариант - "изделие 380", он получил обозначение Р-13М - традиция индексов типа Р-3 была прервана. Максимальная дальность пусков в заднюю полусферу была увеличена до 15 км, диапазон ракурсов довели до 3/4. Кроме того, обеспечивалась возможность пусков в переднюю полусферу при ракурсах до 4/4 по цели с двигателем, работающим на форсаже, а также с носителя, маневрирующего с перегрузкой до 3,7 единиц.

Этот день в авиации. 3 января
1976
 - Катастрофа Ту-124В (CCCP-45037), Московская область, дер. Санино, Белорусское УГА, Минский ОАО.
Сразу после взлёта самолёт вошёл в низкую облачность. В этот момент произошёл отказ индикации авиагоризонтов. Экипаж своевременно не распознал отказ приборов и потерял пространственную ориентировку. Самолёт накренился влево и начал быстро снижаться. С креном влево 94-96º и вертикальной скоростью 50 м/с Ту-124 рухнул на землю на территории деревни Санино. Обломками разрушено несколько домов. Всего погибших: 62, экипаж-5, пассажиры-56,на земле-1.
Установленные причины АП: ошибка экипажа, отказ техники, погодные условия, недостатки в конструкции.

Этот день в авиации. 3 января
1984
 - Катастрофа вертолёта Ми-6, Тюменская область, ХМАО, Новоаганск.
Во время взлёта с вертолётной площадки днём в ПМУ вертолёт внезапно перешёл в снижение и столкнулся с землей. Упав на левый бок, Ми-6 разрушился и сгорел. Из 76 человек погибло 38. Самая крупная катастрофа вертолета в СССР.
Расследование установило, что вертолёт был перегружен (экипаж не контролировал процесс загрузки).  На борту находились 75 пассажиров, в том числе 16 неоформленных. Фактическая загрузка была почти вдвое выше заявленной. КВС начал взлёт в неразрешённом для этого месте (имелись препятствия по курсу взлёта). Размеры вертолётной площадки не подходили для выбранного способа взлёта.Причиной катастрофы явились безграмотные действия и грубые нарушения экипажем установленных правил перевозки пассажиров и груза. Происшествию способствовало нарушение Заказчиком предельной коммерческой загрузки вертолёта.

Этот день в авиации. 3 января

1986 - Второй экспериментальный полёт БТС-002 - прототипа орбитального корабля "Буран". Аппарат пилотировали Игорь Петрович Волк и Римантас Антанас Станкявичус. Головная роль в создании орбитального комплекса - НПО "Энергия", сборка планера - Тушинский машиностроительный завод.

Этот день в авиации. 3 января

1994 - Катастрофа Ту-154М авиакомпании «Байкал». Самолёт совершал рейс BKL130 из Иркутска в Москву.
Через 3 минуты 45 секунд после взлёта на высоте 4000 метров произошло нелокализованное разрушение воздушного стартера двигателя №2, не отключившегося после запуска двигателя и продолжавшего работать на высоких оборотах (более 40 000 об/мин) при открытых кранах отбора воздуха от двигателей. Вылетевший из корпуса стартера вращающийся диск турбины попал в зону двигателя и отсека, повредил воздушные, топливные и масляные магистрали двигателя №2, элементы гидросистем, пробил обшивку заднего кожуха камеры сгорания и вышел наружу из двигателя. Прекращение подачи топлива к форсункам вследствие разрушения топливных магистралей привело к остановке двигателя и в отсеке двигателя начался пожар, подпитываемый вытекающими ГСМ при наличии подачи в зону горения воздуха под давлением из-за разрушения обшивки заднего кожуха камеры сгорания.

Обнаружив срабатывание сигнализации о пожаре в двигателе №2, экипаж отключил его и применил все очереди системы пожаротушения. Эти действия к ликвидации пожара не привели, после чего КВС развернул лайнер в сторону Иркутска и запросил аварийную посадку. В процессе захода на посадку, вследствие разгерметизации проложенных в отсеке двигателя №2 магистралей всех трёх гидросистем, произошел полный отказ управления самолётом. Всеми принятыми мерами по поддержанию давления в гидросистемах экипажу не удалось предотвратить катастрофу.

В 12:07:40 второй пилот доложил о полной потере управления. В 12:08:38 IKT (21:08:38 UTC) рейс BKL130 на скорости 510 км/ч, вертикальной 2-4 м/с, под углом тангажа 3-5°, углом наклона траектории -1-2° и небольшим креном вправо врезался в молочную ферму в селе Мамоны в 15 километрах от аэропорта Иркутска. От сильного удара самолёт разрушился на части. Кабина пилотов и первый пассажирский салон разлетелись вдребезги, а часть фюзеляжа (второй пассажирский салон) и хвостовая часть отлетели далеко на склон (их обломки были обнаружены в 400 метрах от места падения). Все находившиеся на борту 116 пассажиров и 9 членов экипажа погибли.

Здание молочной фермы было разрушено. В момент катастрофы в здании находились два человека — один погиб, другой получил ранения, а также погибло несколько десятков голов крупного рогатого скота. Всего погибло 125 человек. Идентифицировать удалось останки 74 человек.

Следственная комиссия установила, что двигатель №2 у борта RA-85656 отказывал не в первый раз. Летом 1993 года он отказал при подлёте к Гуанчжоу (Китай). Экипажу пришлось вырабатывать топливо и садиться на аварийную ВПП. Экипаж неоднократно писал послеполётные рекламации, в которых отмечал неудовлетворительную работу двигателя №2. В день катастрофы его смогли запустить лишь со второй попытки.

Этот день в авиации. 3 января

1999 - Установлен женский мировой рекорд полёта на планере гоночного класса SZD-56 Diana-рекорд скорости на треугольном маршруте свыше 500км (женщины): 136,34 км. Hana Zejdovа (Czech Republic), Tocumwal Aerodrome, NSW (Australia).

Этот день в авиации. 3 января

1999 - Космический аппарат NASA Mars Polar Lander стартовал с мыса Канаверал помощью ракеты-носителя Delta II.
11-месячный перелёт к Марсу прошёл без особых замечаний. 23 сентября 1999-го аварией закончился выход на орбиту вокруг Марса автоматической межпланетной станции Mars Climate Orbiter, «собрата» MPL, которая должна была ретранслировать на Землю до 90 % данных. 3 декабря MPL в последний раз скорректировал свою траекторию и вошёл в атмосферу Марса. Больше ни посадочный аппарат, ни пенетраторы на связь не выходили. Поиски сигнала велись как с Земли, так и с автоматической межпланетной станции Mars Global Surveyor в течение полутора месяцев, но безрезультатно.
Причины неудачи остаются загадкой. Передача телеметрии во время самых напряжённых участков спуска и посадки не предусматривалась, поэтому восстановить ход событий не представляется возможным. Среди вероятных причин аварии называют преждевременное выключение тормозных двигателей (MPL использовал старый метод посадки — торможение ракетными двигателями, как у «Викингов», а не надувные мешки, как у Mars Pathfinder’a или марсоходов). Общий вывод комиссии гласил, что в программу Mars Surveyor 98 изначально были заложены технические решения с высоким уровнем риска, что и привело к аварии сразу двух станций (MCO и MPL).

Этот день в авиации. 3 января

2000 - Американская межпланетная станция "Galileo" (запуск 18.10.1989) совершила пролёт близ спутника Юпитера Европы, пройдя на минимальном расстоянии 351 километр от её поверхности.

Этот день в авиации. 3 января

2002 - Произведен испытательный пуск китайской межконтинентальной баллистической ракеты «Dong Feng-31» ("Ветер с востока-31"). Запуск ракеты, которая должна была поразить условную цель на полигоне Лобнор в Синьцзяне, был сорван. Причина сбоя не сообщается.

Этот день в авиации. 3 января

2017 - В Болгарии на 80-м году жизни скончался Игорь Петрович Волк — лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (29 июля 1984), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (18 августа 1983 года), полковник (1987),Почётный гражданин города Жуковского (25 июля 1986 года), первый в нашей стране (и одиннадцатый в мире) авиатор, награждённым редким призом "Revoredo Trophy".Похоронен в городе Жуковском Московской области, на Мемориальном кладбище "Быково".

Этот день в авиации. 3 января

2019 - Китайский лунный аппарат "Чанъэ-4" (запуск 07.12.2018г) впервые в истории человечества совершил успешную мягкую посадку на обратной стороне Луны. Вечером китайский луноход "Юйту-2" /"Нефритовый кролик-2"/ успешно покинул посадочное устройство космического аппарата "Чанъэ-4". Он исследует окружающую среду, поверхность, грунт, а также проведёт ряд низкочастотных радиоастрономических наблюдений...

Картина дня

наверх