На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 672 подписчика

Свежие комментарии

История образования праздника Дня Авиации в Российской империи и Советской России


В феврале 1885 года была сформирована Воздухоплавательная команда — первое в русской армии регулярное подразделение такого рода — под началом поручика А.М. Кованько. На протяжении многих лет его деятельность протекала в Гатчине... 
Для служащих, из-за удаленности парка от города, по проекту военного инженера Н.

А. Архангельского была устроена из прежнего барака деревянная церковь с двумя главками и звонницей. Заложение церкви произошло 19 марта, а уже 4 апреля 1899 года она была освящена военным протопресвитером А.А. Желобовским во имя Пророка Божьего Илии. По благословению протопресвитера армии и флота о. Георгия Шавельского Пророк Божий Илия стал покровителем Авиации России. 
Свой профессиональный праздник первые воздухоплаватели отмечали именно в день этого Святого —2 августа. 

 
Церковь во имя св. пророка Илии при Офицерской воздухоплавательной школе 

 
Праздник воздухоплавания в Ильин день 

История Императорского Военно-Воздушного Флота закончилась в 1917 году, но история отечественной авиации продолжалась и уже в декабре 1917 года для надзора за Увофлотом создаётся большевистская коллегия, затем Увофлот переименовывается в Главное управление Рабоче-Крестьянского Воздушного Флота, которое в 1925 году стало Управлением ВВС РККА. 

Игорь Иванович Шелест в книге "Лечу за мечтой" писал: 
"Сама по себе традиция празднования Дня Воздушного Флота возникла не случайно. По этому поводу "Вестник Воздушного Флота" писал в 1920 году: "2 августа, в Ильин день, когда мифический Пророк Илья в огненной колеснице был взят на небо, люди воздуха празднуют свой традиционный праздник… 
Никаких мотивов религиозного свойства в почитании пророка Ильи среди тружеников Воздушного Флота, конечно, не было, и лишь вопрос подобия в способах сообщения побудил приурочить свой праздник к этому дню". 

 
Афиша концерта посвящённого празднику авиации 2 августа 1921 г. 

Интересную историческую подробность удалось найти на страницах Военно-исторического журнала: 
До революции "День авиации" отмечали 2 августа в Ильин день. После революции …"На съездах было рекомендовано День Воздушного флота отмечать 2 августа, в День пророка Ильи. Большевики, придя к власти, называя себя "воинствующими атеистами", стали выступать против этой даты: не к лицу Рабоче-крестьянскому Красному Военному воздушному флоту отмечать свой день в религиозный праздник. 
П.С. Дейнекин писал: "В 1924 году заместитель Реввоеносвета Михаил Фрунзе в разгар борьбы с религиозными предрассудками отменил празднование Дня воздушного флота второго августа и перенес его на 14 июля, когда отмечается день штурма Бастилии(1789г.). Праздновали этот день до 18 августа 1933 года"... 

Примечание: День ВДВ 2 августа официально стали отмечать с 1970г. во исполнении Приказа Министра обороны СССР от 18 июля 1970 года № 165. Эта дата празднования Дня ВДВ выбрана не случайно. 
В 1928 году на совещании руководящего состава ВВС РККА, Леонид Григорьевич Минов, выступил за обеспечение всего лётного состава парашютами... 26 июля 1930 года во время сборов ВВС Московского военного округа на воронежском аэродроме он выполнил показательный прыжок; вслед за ним свои первые прыжки выполнили ещё несколько лётчиков. Выслушав доклад о ходе сборов, командующий ВВС РККА Пётр Баранов предложил «продемонстрировать выброску группы вооружённых парашютистов для диверсионных действий на территории "противника"». 
2 августа 1930 года (по другим данным 5 августа) десант был выброшен в составе двух групп по 6 человек. Одной группой руководил Леонид Минов, другой — его помощник Яков Мошковский. Выброска десанта производилась с самолета "Фарман-Голиаф"под управлением летчика Громова М.М. 
Этот день стали считать днём рождения Воздушно-десантных войск РККА. 
 
Яков Мошковский (слева) и Леонид Минов 

1 мая 1918 года в Москве состоялся первый в Советской России военный и воздушный парад. 

 
Неизвестный художник "Парад 1 мая 1918 г. на Ходынском поле" 

На Ходынском поле, после того как прошли воинские части, Ленин поднялся в Дуксовскую беседку и с балкона наблюдал за полетами. В числе тех, кто демонстрировал высший пилотаж, были лётчики: И.Н.Виноградов, Б. И. Российский, И. У. Павлов, А. М. Габер-Влынский и другие.

История образования Дня Авиации в Советском Союзе. 
В 1920-1930 годах в молодой Советской республике стремительными темпами развивалось авиастроение, авиационный спорт и военное применение авиации. Популярность авиации среди населения не имела себе равных. 
Историк авиации Дёмин А.А. писал: "14 июля 1925 г. (День взятия Бастилии) опубликовали приказ начальника ВВС о праздновании годовщины Красного Воздушного Флота совместно с Авиахимом 14 июля, но праздник 2 августа (Ильин день) также отмечали. В этот день в авиашколе в Серпухове три самолета Р-1 выполняли пилотаж, будучи связанными лентами (впервые в СССР)." 

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДНЯ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СОЮЗА ССР» (Дня Авиации). 
Начальник ВВС РККА Я.И. Алкснис в ноябре 1932 года внёс на рассмотрение Революционного Военного Совета (высшего военного органа СССР) предложение ВВС об учреждении нового праздника - «Дня авиации», «с целью дальнейшей популяризации гражданской и военной авиации в массах» 
Праздник предлагалось проводить ежегодно в августе ("наилучшем времени по метеоусловиям, после подготовки в летних лагерях личного состава ВВС") в виде авиационных парадов, с демонстрацией лучших образцов военной и гражданской авиации, пилотируемых лучшими военными и гражданскими лётчиками, а также с участием выдающихся спортсменов авиаторов и парашютистов. 
Указанное предложение было рассмотрено в Правительстве и ЦК, после чего 28 апреля 1933 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление № 859 «О праздновании дня воздушного флота Союза ССР». 

 
..... 
Одна из версий выбора даты праздника «Дня воздушного флота CCCP» 
В 1933 году И.В.Сталин дал задание начальнику Центрального управления единой гидрометеорологической службы СССР профессору А.Ф. Вангенгейму определить дату «Дня воздушного флота» по следующим критериям: 
1. Наличие хорошей летной, желательно, солнечной погоды на территории европейской части СССР. 
2. Отсутствие крайней жары или мороза (чтобы народ на парадах не мерз и в обмороки не падал, а внимал действу), техника (и техники, что немаловажно) работала в комфортных условиях. 
3. Подтверждение даты результатами многолетних наблюдений. 
Было несколько вариантов, из которых, в том числе и по соображениям набора к этой дате максимальной слетанности личного состава в летних лагерях, “равноудаленности” от других революционных праздников и выбрали третий выходной августа месяца, который выпал на 18 августа по "шестидневке". 
На вопрос Сталина "А гарантируете?" нужно было отвечать утвердительно. 
Хорошую погоду 18 августа 1933 года Вангенгейм рассчитал правильно. 
Но в январе 1934 году, в Ленинграде, на открытии 1 Всесоюзного геофизического съезда, куда были приглашены многие зарубежные гости, Вангенгейм выступил на французском языке. А Сталин давал личное указание прочитать вступительную речь на русском языке, плюс катастрофа стратостата “Осоавиахим-1”, в том числе по причине плохой погоды. Алексей Феодосьевич Вангенгейм в то время возглавлял Гидрометкомитет СССР. В марте 1934 г. ученого арестовали. В Соловках “библиотекарь” Вангенгейм в 1937 году получил дополнительную статью как шпион и был расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1956 году. 
 
Профессор А.Ф. Вангенгейм 
......... 
Так, с 18 августа 1933г. в третий выходной месяца возникла традиция ежегодно проводить празднование Дня Воздушного Флота СССР. 
Следует напомнить, что советский календарь 30-х годов несколько отличался от современного. 
Постановлением СНК СССР от 21 ноября 1931 года «О прерывной производственной неделе в учреждениях», с 1 декабря 1931 года пятидневная неделя была заменена шестидневной неделей, так называемой "шестидневкой", с фиксированным днём отдыха, приходящимся на 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца. "Шестидневка" упоминается в титрах фильма «Волга-Волга», где периодически возникают надписи «1-й день шестидневки», «2-й день шестидневки».... Однако, во время действия советского "революционного календаря" параллельно использовался и общепринятый григорианский календарь. День авиации 18 августа 1933 г. был шестой день "шестидневки" т.е. выходной день, а по "обычному" календарю это была пятница. Что интересно, газеты выходили в тираж с датой по "обычному" календарю. 

  
Табель календарь на 1939 год. /// Календарь на 1933 год (синей краской отмечены выходные дни "шестидневки") 

Официально "шестидневка" была отменена 26 июня 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день…» 
Таким образом с 1933 по 1939 год включительно "День Воздушного Флота СССР" 18 августа всегда был третьим выходным месяца (по "шестидневке"). В праздник авиации предполагалось проведение воздушного парада. А воздушный парад проводили в выходной день, когда возможно присутствие максимального количества зрителей. Отсюда следует логичный вывод: праздник авиации был изначально задуман как "праздник выходного дня". 
Дата 18 августа не была связана ни с каким историческим или авиационным событием нашей страны. В этот день никто не умер, как 21 января В.И. Ленин, никто не выходил на "маёвки", как 1 мая, никто никого не "сверг", как 7 ноября... Именно поэтому, День авиации, с 1941 г., "безболезненно" переносили на разные выходные дни, в основном по погодным условиям или по распоряжению руководства страны. 
 
Газета "Красная Звезда" от 18 августа 1933 года. 

18 августа 1933 г. в День Воздушного Флота СССР на Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе летчики Горошенко, Алексеев, Юрьев и Анисимов, показали искусство высшего пилотажа - сложнейшие виражи, мертвые петли, штопоры и полеты вверх колесами... 62 парашютиста школы ОСОАВИАХИМа совершили с АНТ-14 и АНТ-9 прыжки с высоты 1500 метров. В полете и на земле демонстрировались десятки самолетов, в том числе АИР-5, АИР-6 и АИР-7.... 

В 1934г. воздушный парад обрел на долгие годы постоянную прописку, став легендарным — Тушинским. Стал формироваться и традиционный сценарий праздника. Обязательными элементами стали: воздушные шары с портретами лидеров партии и правительства, пролет самолетов строем, изображающим слова, в зависимости от пожеланий руководителей страны «ЛЕНИН», «СТАЛИН»... В первом отделении Тушинских воздушных парадов свое мастерство демонстрировали летчики и планеристы ОСОАВИАХИМа, показывали свою технику и летчики Гражданского Воздушного Флота. Второе, наиболее яркое, отделение было отдано Военно-воздушным Силам. Безусловно, наиболее ожидаемым был пилотаж знаменитой "Красной пятерки". Но самым масштабным действом была имитация боевых действий. 

  
Газета Правда от 18 августа 1937 и 1939 года (третий выходной августа по "шестидневке") 

 
В.С. Сварог. Сталин и члены Политбюро на аэродроме Тушино 1937 г. 

Видео. Воздушные парады в День авиации, довоенный период: 
 
- 18 августа 1937 г. Тушино 
- 18 августа 1938 г. Тушино 
- 18 августа 1939 г. Тушино 
- 18 августа 1940 г. Тушино 

Военные годы 
В 1941 году День авиации впервые отмечали не 18 августа, а 17 августа, но, как всегда, в третий выходной августа. 
"Красная звезда" №193, 17 августа 1941 года писала: 
Сегодня — День советской авиации. Честь и слава доблестным воздушным бойцам, героически сражающимся против немецких фашистов на фронтах отечественной войны! 
Удалось найти фотографии Детского календаря 1941 года. 
   
Следует обратить внимание, что данный календарь сдан в производство 23/VI 1940 г., а подписан к печати 18/IX 1940 года. Т.е. решение о переносе праздника Дня авиации на 3-й выходной августа 1941 г. было принято не позднее сентября 1940 года. 

В 1942 году день авиации отмечали 18 августа (во вторник), единственный раз с момента образования праздника не в выходной день. 
 
В 1943 году - 15 августа третий выходной августа. 
В 1944 г - 20 августа - третий выходной. 
ПРИКАЗ Верховного Главнокомандующего 20 августа 1944 года № 152 г. Москва 
В 1945 году -19 августа - третий выходной. 
ПРИКАЗ Верховного Главнокомандующего 19 августа 1945 года № 51 г. Москва 

   
Газета Известия от 15 августа 1943 г. /// Газета Правда от 20 августа 1944 г. /// Газета Правда от 19 августа 1945 г. 

Послевоенные годы. 
В 1946 году - День ВФ отмечали 18 августа который был третьим выходным месяца.. 
С 1947 года по 1959 год включительно, на протяжении 13 лет, День Воздушного Флота СССР всегда отмечали в выходной день, и ни разу 18 августа! (из них 6 лет при правлении И.В. Сталина). В 1947 г.- 3 августа, в 1948 г. - 18 июля, в 1949 г. - 17 июля, в 1950 г. - 16 июля, в 1951 г. - 8 июля, в 1952 г. - 27 июля, в 1953 г.- 9 августа, 1954 г. - 20 июня, в 1955 г. - 3 июля, в 1956 г. - 24 июня, в 1957 г. - 30 июня, в 1958 г. - 20 июля, в 1959 г. - 23 августа. 

Ковалёв С.Ю. писал: ...Акцентирую внимание на том, что переносился не воздушный парад, а именно – День Воздушного Флота СССР. ...Могу предположить, что главным доводом в пользу переноса праздника являлась метеорологическая статистика, вероятно, оценивающая июль как наиболее благоприятный период для проведения «авиамассовок». Колебание дат проведения авиационного праздника (см. таблицу), наверное, было связано с планами боевой подготовки (учения, маневры и т.п.) ВВС – основного действующего лица воздушных парадов. Нельзя исключать и субъективный фактор – пожелания «руководителей партии и правительства»." 

   
Газета "Правда" от 3 августа 1947 г./// Газета "Известия" от 16 июля 1950 г. /// Газета "Советская Культура" от 8 августа 1953 г. 

  
Билет для входа на аэродром Тушино без конкретной даты 

7 сентября 1953 г. первым секретарём ЦК КПСС был избран Н.С. Хрущёв, но традиция сталинских времён отмечать День авиации в выходной день продолжалась вплоть до 1959 года. 

   
Газета "Правда" от 24 июня 1956 г. /// Газета "Гудок" от 30 июня 1957 г. /// Газета "Московская Правда от 20 июля 1958 г. 

В 1959 году с Днём авиации произошла интересная история. Осенью 1958 года было принято решение, что в 1959 г. День авиации будет перенесён на 18 августа, вторник. Были заказаны и напечатаны отрывные календари на 1959 год. 
   
Но, "что-то пошло не так", и День Авиации в 1959 году, как и в прошлые годы, провели в выходной день - в воскресенье 23 августа. Праздник прошел без воздушного парада. Ограничились проведением торжественных собраний и народных гуляний. Вечером 23 августа в Москве гремел двадцатью артиллерийскими залпами салют. 
  
Газета "Коммунист" от 25 августа 1959 г. (фото кликабельно) 

Видео. Воздушные парады в День авиации: 
 
- 27 июля 1952 г. Тушино. 
- 3 июля 1955 г. Тушино. 

С 1960 по 1971 год включительно День Воздушного Флота СССР стали отмечать строго 18 августа вне зависимости от дня недели. При правлении Н.С. Хрущёва исключением стал 1961 год (год первого полёта человека в космос) День авиации и воздушный парад в 1961 г. с 18 августа перенесли на 9 июля (воскресенье). Обратите внимание, что на 9 июля перенесли не только воздушный парад, но и сам праздник День воздушного флота СССР! 
 
Газета "Калининградская правда", № 143 от 18 июня 1961 г. 

Отрывные календари: 
  

В дальнейшем, при правлении Л.И. Брежнева (избранного в октябре 1964 г.), воздушные показы новых образцов военной и гражданской авиатехники проводились в Домодедово. Последний такой показ состоялся в Домодедово 9 июля 1967 года в честь 50-летия Октябрьской Революции. 

Видео. Воздушные парады в День авиации: 
 
- 9 июля 1967 г. Домодедово. 

Традиция проведения воздушных праздников, посвящённых Дню Воздушного Флота СССР, сохранилась на региональном (местном) уровне. Ежегодно воздушные праздники проводились в Жуковском (силами лётчиков-испытателей ЛИИ), в Монино, в Кубинке и других авиационных городах. 
Мероприятия посвящённые Дню Воздушного Флота СССР открывались торжественными заседаниями, проводимыми накануне праздника, руководителями ВВС Минобороны, Минавиапрома, Министерства гражданской авиации, ДОСААФ.  состоялось в "Зелёном театре" парка им. Горького в Москве. 

С 1972 года День воздушного Флота СССР стали отмечать строго в третье воскресенье августа: в 1972 г.-20 августа, в 1973 г.-19 августа, в 1974 г.-18 августа, в 1975 г.-17 августа, в 1976 г.-15 августа, в 1977 г.-21 августа, в 1978 г.-20 августа, 1979 г.-19 августа, 1980 г.-17 августа. Основанием стал Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 ноября 1971 года.(?) С тех пор и по сей день мы празднуем День Воздушного Флота СССР/России строго в третье воскресенье августа. 
21 августа 1977 году в Тушино состоялся авиационно-спортивный праздник спортсменов ДОСААФ СССР, посвящённый шестидесятилетию Великого Октября. 

   
Газета "Московская Правда" от 20 августа 1972 г. /// Газета "Правда" от 18 августа 1974 г. /// Газета "Московский Комсомолец" от 15 августа 1976 г. 

В газете "Советская культура" от 17 августа 1973 года, на 8 странице было написано, что "Послезавтра (в воскресенье, 19 августа 1973 г.) советские люди отметят традиционный праздник - День воздушного флота СССР." Ко Дню авиации в газете была опубликована статья "История одного кадра", как снимали эпизод пролёта под мостом в фильме "Валерий Чкалов" 

Отрывные календари: 
  

  

   
День Воздушного флота СССР отмечали в 3-й выходной августа (18 августа будний рабочий день) 

1 октября 1980 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О праздничных и памятных днях» было официально установлено, что День Воздушного Флота СССР отмечается в третье воскресенье августа. Эта традиция была продолжена и в постсоветской России. 
................... 
Сводная таблица даты и места проведения Дня ВФ СССР. Данные из статьи С.Ковалёва,журнал "АиК" август 2013 г. (Данные уточнены и дополнены). Даты подтверждённые фотографиями газет выделены синим цветом (ссылки). 

Год /// Дата проведения Дня ВФ /// Дата и место проведения авиационного праздника Дня Воздушного Флота СССР, или Авиационного праздника.
С 1933 по 1940 гг. День Воздушного Флота всегда отмечали 18 числа в третий выходной августа. (по "шестидневке") 
1933 18 августа 18 августа Центральный аэродром имени М.В.Фрунзе 
1934 18 августа 18 августа Тушинский аэродром 
1935 18 августа 18 августа
1936 18 августа 24 августа Перенос по метеоусловиям 
1937 18 августа 18 августа Тушинский аэродром 
1938 18 августа 18 августа
1939 18 августа 18 августа Аэродром центрального аэроклуба СССР им. В.П. Чкалова
1940 18 августа 18 августа 

С 1941 по 1959 гг. День Воздушного Флота отмечали в один из выходных дней июня, июля, или августа месяца. Исключением был 1942 г. 
1941 17 августа - Не планировался 
1942 18 августа (вторник) - Не планировался 
1943 15 августа - Не планировался 
1944 20 августа Не планировался 
1945 19 августа - Отмена по метеоусловиям. Скорее всего отменили из-за вступления СССР в войну против Японии. 
1946 18 августа 18 августа Тушинский аэродром 
1947 3 августа 3 августа
1948 18 июля 25 июля Перенос по метеоусловиям 
1949 17 июля 17 июля Тушинский аэродром 
1950 16 июля - Отмена по метеоусловиям Скорее всего отменили из-за начавшейся Корейской войны 
1951 8 июля 8 июля Тушинский аэродром 
1952 27 июля 27 июля
1953 9 августа 23 августа Перенос по метеоусловиям 
1954 20 июня 20 июня Тушинский аэродром 
1955 3 июля 3 июляТушинский аэродром 
1956 24 июня 24 июня Тушинский аэродром 
1957 30 июня Отмена по метеоусловиям 30 июня погода в Москве была хорошая, 22-29 июня состоялся известный Пленум ЦК КПСС (Руководству страны было не до авиационных парадов) 
1958 20 июля 20 июля Воздушный праздник в Тушино ДОСААФ, ГВФ 
1959 23 августа - Не планировался 

С 1960 по 1971 гг. — День Воздушного Флота всегда отмечали 18 августа. Исключением были 1961 г. и 1967 г. Воскресенье 18 августа пришлось на 1963 г. и 1968 г. 
1960 18 августа (четверг) 21—28 августа Чемпионат СССР по самолетному спорту на Тушинском аэродроме 
1961 9 июля (воскресенье) 9 июля Тушинский аэродром 
1962 18 августа (суббота) 17—19 августа 2-е всесоюзные соревнований по высшему пилотажу на Тушинском аэродроме 
1963 18 августа (воскресенье) 30 июня — 7 июля Международные товарищеские соревнования по высшему пилотажу на Тушинском аэродроме 
1964 18 августа (вторник) - авиационный парад не планировался, т.к. назревала очередная смена власти
1965 18 августа(среда) 8 августа Тушинский аэродром 
1966 18 августа (четверг) 7—14 августа IV чемпионат мира по высшему пилотажу на Тушинском аэродроме 
1967 9 июля (воскресенье) 9 июля Аэропорт Домодедово 
1968 — 18 августа (воскресенье) 
1969 — 18 августа (понедельник) 
1970 — 18 августа (вторник) 
1971 — 18 августа (среда) 

С 1972 по 1991 гг. — День Воздушного Флота всегда отмечали в третье воскресенье августа. Воскресенье пришлось на 18 августа в 1974, 1985 и 1991 гг. 
1972 - 20 августа 
1973 - 19 августа 
1974 - 18 августа 
1975 - 17 августа 
1976 15 августа 25 июля — 8 августа VIII чемпионат мира по высшему пилотажу в Киеве 
1977 - 21 августа 21 августа Тушинский аэродром 
1978 - 20 августа 
1979 - 19 августа 
1980 - 17 августа 
1981 - 16 августа 
1982 - 15 августа 15 августа Тушинский аэродром 
1983 - 21 августа 
1984 - 19 августа 
1985 - 18 августа 18 августа Тушинский аэродром 
1986 - 17 августа 
1987 - 16 августа 16 августа Тушинский аэродром 
1988 - 21 августа 
1989 - 20 августа 20 августа Тушинский аэродром 
1990 - 19 августа 
1991 - 18 августа 18 августа Тушинский аэродром 
............................... 
Последнее торжественное заседание посвящённое Дню Воздушного Флота СССР состоялось 16 августа 1991 года. Ветеран авиапрома СССР Копылов Е.В. вспоминал: "В самом начале заседания в президиум прошли первые лица руководства страны: Г.И. Янаев (вице-президент СССР), Д.Т. Язов (Министр обороны), О.Д. Бакланов (зам.пред. Совета Обороны), Б.К. Пуго (Министр внутренних дел). Никто из них не выступал. Они ушли раньше других, так же тихо, как и появились. 
В понедельник 19 августа все узнали, что эти самые руководители образовали ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению) и предприняли попытку спасти СССР и КПСС от надвигавшегося разрушения." 
В 1991 году, 18 числа, в третье воскресенье августа, (как и было в 1933 году) закончилась история празднования "Дня Воздушного Флота Союза ССР", но история празднования Дня Авиации продолжилась, но уже, как "День Воздушного Флота РОССИИ". 
......... 

День Воздушного Флота России. 
Успехи, которые имели авиационные парады 1989 г. в Тушино и Жуковском, сподвигли руководство авиации и страны к идее организации регулярной авиакосмической выставки. Первая из них, получившая название "Мосаэрошоу-92" была организована и проведена на территории ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском с 11 по 16 августа 1992 г. 
День Воздушного Флота 16 августа 1992 года был особенным. Дело в том, что официального праздника Дня Воздушного флота России ещё не было, а Дня Воздушного флота СССР уже не было, т.к. уже не было самого СССР, но воздушный парад в Тушино всё же состоялся, о чём свидетельствует "География выступлений" пилотажной группы "Русь". 
Верховный Совет РФ обратил внимание на праздник "День Воздушного флота" в конце сентября 1992 г. Постановлением Президиума ВС РФ от 28 сентября 1992 г. №3564-1 было установлено, что День Воздушного Флота России праздновать ежегодно в третье воскресенье августа. 

  

В 1993 году состоялся первый в России Международный авиационно-космический салон МАКС-1993, местом проведения международных авиационно-космических салонов утвердили территорию ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском. Выставки МАКСа стали регулярно проводиться раз в два года по нечетным годам. 

  
............... 

В заключении, немного "сухой статистики" относительно праздника Дня Воздушного флота СССР/России. 
За 85 лет (1933-2018 гг.) истории Дня Воздушного Флота СССР/России праздник официально отмечали: 
* 18 августа в будний день - 9 лет (1 год при Сталине, 3 года при правлении Хрущёва и 5 лет при Брежневе) 
* День Авиации в выходной день - 76 лет, из них: в третий выходной августа - 55 лет, а из 55 лет в третий выходной августа конкретно 18 числа - 16 лет. Таким образом, получается, что в большинстве случаев День авиации традиционно отмечался в выходной день, и чаще всего в третий выходной августа месяца. К слову, ближайшее 18 число в третий выходной августа будет 2019 году. 
Вывод из вышесказанного каждый может сделать сам, или не делать никаких выводов, а воспринять данную статью, как документально подтверждённую авиационно-историческую информацию. 
....................................................................................... 

День Военно-воздушных сил России. 
Благодаря инициативе Главкома ВВС Петра Степановича Дейнекина в Российской Федерации был установлен новый авиационный праздник День ВВС России. Историческое обоснование даты празднования Дня Военно-воздушных сил России было опубликовано в журнале "Авиация и космонавтика" № 6 1996 года. В статье шла речь о приказе № 397, подписанным временно Управляющим Военным Министерством Инженер-генералом А.П. Вернандером 30 июля (12 августа по новому стилю) 1912 г. по которому, согласно "повелению" Императора Николая II от 22 ноября 1911 года, все вопросы воздухоплавания в армии сосредотачивались в главном управлении Генерального штаба и утверждается штат воздухоплавательной части управления Генштаба. Это подразделение Генштаба возглавил генерал-майор генерального штаба М.И. Шишкевич. 
До 1998 г. своего отдельного праздника у военных летчиков не было. В 1997 г. военные авиаторы обратились с просьбой к президенту страны об учреждении праздника ВВС. И соответствующий Указ был подписан 29 августа 1997 г. 
  
Приказ по Военному ведомству № 397 от Iюля 30-го дня 1912 года 

Впоследствии был издан Указ Президента РФ от 31.05.2006 N 549 (ред. от 21.05.2017) "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации", который гласил: 
"В целях возрождения и развития отечественных воинских традиций, повышения престижа военной службы и в знак признания заслуг военных специалистов в решении задач обеспечения обороны и безопасности государства постановляю: 
1. Установить в Вооруженных Силах Российской Федерации: 
б) памятные дни: 
... День Военно-воздушных сил - 12 августа; 
2. Признать утратившими силу: Указа Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 г. N 949." 
Следует отметить, что Указ устанавливает проведение праздничных мероприятий посвящённых Дню ВВС проводить в День Воздушного Флота России (третье воскресенье августа) 
........................ 

День Воздушно-космических сил России. 
С 1 августа 2015 года в соответствии с указом Президента Российской Федерации приступили к выполнению поставленных задач Воздушно-космические силы (ВКС) — вид Вооружённых Сил Российской Федерации, сформированный в результате объединения Военно-воздушных сил и Войск воздушно-космической обороны. 
17 марта 2016 года Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации Владимир Путин вручил Боевое знамя Воздушно-космических сил Главнокомандующему ВКС генерал-полковнику Виктору Бондареву. 
Профессиональный праздник — День Воздушно-космических сил Российской Федерации отмечается ежегодно 12 августа. 

В разные годы были добавлены и другие праздничные дни и памятные даты имеющие отношение к авиации: 

22 января – День войск авиации противовоздушной обороны 
9 февраля День работника гражданской авиации 
Второе воскресенье февраля - День Аэрофлота 
3 марта - День авиации Внутренних войск МВД России. 
3 марта - День морской авиации Черноморского флота. 
23 марта - День метеоролога 
24 марта - День штурманской службы 
4 апреля - День создание ВВС Тихоокеанского флота СССР и России. 
12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики. 
11 июля - Всемирный день бортпроводника. 
17 июля - День рождения морской авиации ВМФ России. 
21 июля - День авиации пограничных войск. 
2 августа - День Авиации до 1933г. Ильин День. 
12 августа - День Военно-воздушных сил России. День ВВС. С 2015 г. День ВКС 
14 августа - День авиации ФСБ России. 
18 августа - День Воздушного флота СССР. (Праздновался в СССР с 1933-1940 г., и 1960-1971г., перенесён на 3-е воскресенье августа) 
Третье воскресенье августа - День Воздушного флота СССР, День Воздушного флота России. 
20 октября - Международный день авиадиспетчера. 
28 октября - День армейской авиации. 
7 декабря - Международный день гражданской авиации. 
23 декабря - День дальней авиации ВВС России. 

В.Сигаев

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх