1892 - Родился В.П. Яценко. Авиаконструктор, лауреат Сталинской премии (1950). Работал на предприятиях В.В. Слюсаренко, А.А. Пороховщикова и Ю.А. Мюллера. В 20-30-х годах работал в КБ Н.Н. Поликарпова и С.А. Кочеригина. В 1938 г. разработал проект истребителя И-28. С 1937 г. возглавлял КБ на заводе №81 в Тушине, где строились его И-28 и ДИ-6.
С 1949 - зам. А.И. Микояна, с 1953 - зам. В.С. Ильюшина.
1898 - Родился специалист в области радиолокации, Герой Социалистического Труда В.А. Фок.
1909 - Родился летчик-испытатель М.Д.Гуров. В 1929 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 – Борисоглебскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС (Белорусский ВО, бомбардировочная авиация). Был инструктором парашютного дела. Весной 1936 года в Ржеве оборудовал Р-6 системой «Параван» собственной конструкции (устройства для защиты винтов и ножи).
С июля 1937 по январь 1948 – на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС (1-й отдел, с 1941 – 3-й отдел). В июне 1938 был уволен (за связь с врагами народа). Писал И.В.Сталину и К.Е.Ворошилову. В сентябре 1938 восстановлен в РККА по личному распоряжению наркома обороны. Провёл ряд испытательных работ на СБ и ДБ-3. Испытывал Р-6 «Параван», автожир А-7, спец.
оборудованный СБ (прорыв привязных аэростатов).
Участник Великой Отечественной войны - с 1941 - командир штурмового звена. По окончании войны вернулся к испытаниям авиационной техники. Летал на самолетах 37 типов.
С января 1948 – лётчик-испытатель ОКБ Н.И.Камова. Один из основателей ОКБ, близкий друг Николая Ильича. Поднял в небо и провёл испытания вертолётов Ка-8 (12.10.1947), Ка-10 (30.08.1948), Як-100 (5.02.1949).
В 1948 г. впервые продемонстрировал Ка-8 на авиационном празднике в Тушине. Взлетно-посадочной площадкой была платформа грузовика.
Никто из зрителей не обратил внимания, что, когда Ка-8 приблизился к платформе и Гуров сбросил газ, двигатель стал глохнуть. Летчик, прошедший войну, сбивший несколько фашистских самолетов и носивший в себе 42 вражеских осколка, стал «молить бога», на глазах выступили слезы. Весь слившись с машиной, испытатель блестяще посадил вертолет.
Погиб 8 октября 1949 года при выполнении испытательного полёта на вертолёте Ка-10.
Он выполнял на Ка-10 №2 один из последних пунктов программы летных испытаний - полет на продолжительность. Летал он на высоте 200 м над аэродромом «Измайлово». По-видимому, чтобы снизить расход топлива, полет производился на пониженных оборотах. А даже при номинальных оборотах винтов окружная скорость концов лопастей была 118,5 м/сек. При уменьшении оборотов на 5 % на отступающих лопастях происходил срыв потока. Вероятно, именно в такой срыв потока с лопастей и попал летчик в этом полете. Вертолет скабрировал, но Гуров перевел его в планирование. Потом машина скабрировала еще раз, лопасти сложились и она упала. Гуров умер по дороге в больницу.
1916 - Родился летчик-испытатель П.А.Зайцев.
В 1932 окончил 6 классов школы в селе Мартыновка (Ростовская область), в 1937 - Ростовский техникум связи. В армии с сентября 1937. В 1940 окончил Сталинградскую ВАШЛ. Был лётчиком-инструктором в: Сталинградской ВАШЛ (1940-1943), 2-й ВАШПОЛ (г.Балашов, 1943-1945), 8-й ВАШПОЛ (г.Пугачёв, 1945-1946), Тамбовском ВАУЛ (1946-1947), Кировабадском ВАУЛ (1947-1948).
С апреля 1948 по июнь 1959 - лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (Управление испытаний техники ВДВ, с 1953 - Управление спецслужб). Провёл ряд испытательных работ на Ил-12, Ил-14, Ли-2, Ту-2, Ту-4. С июня 1959 - в запасе.
С 1959 по 1975 - лётчик-испытатель НИЛИЦ (НПО «Взлёт»). Провёл ряд работ по испытанию и доводке различного самолётного радиолокационного оборудования на Ан-24, Ил-14, Ил-18, Ил-28, Ту-104, Ту-124.
Жил в городе Жуковский Московской области. Умер 29 декабря 1998 года. Похоронен в селе Островцы Раменского района Московской области.
Награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.
1930 - Состоялся первый полет четырехдвигательного бомбардировщика ТБ-З (АНТ-6) конструкции ОКБ А.Н.Туполева, летчик М. М. Громов. Первый в мире 4-моторный свободнонесущий моноплан-бомбардировщик. Серийное производство самолета осуществлялось в 1932—1937 гг., всего было построено 818 экземпляров.
1934 - Состоялся первый полет учебно-тренировочный самолет C.580, разработанный французской фирмой Caudron. - Самолет разрабатывался специально для подготовки летчиков истребителей.
1935 - Первый вертолет совершивший успешный полет, французский "Жироплан Лаборатуар" конструкции Луи Бреге и Рене Дорана. Имея в качестве силовой установки 350-сильный двигатель Испано-Сюиза 9Q, приводивший в действие два соосных двухлопастных несущих винта, вращавшихся в противоположных направлениях, 22 декабря 1935 г. этот вертолет развил скорость 80км/ч. В 1936 г. он поднялся на высоту 158м и провел в воздухе больше часа, преодолев за это время расстояние в 44 км.
1937 - На итальянском транспортном самолете SM.74, получивший регистрационный код I-ROMA (с/н 21003) установлен мировой рекорд скорости с максимальной нагрузкой. Самолёт развил скорость 322,089 км\ч с нагрузкой 10 тонн, летая по замкнутому маршруту общей протяженностью 1100 км.
1938 - Первый полёт опытного американского истребителя конструкции Северского Republic SEV-AP-4 (Army Purusit 4), оснащался двигателем с турбокомпрессором Pratt&Whitney R-1830-SC Twin Wasp взлетной мощностью 1100 л.с.
1938 - Первый полет de Havilland Flamingo. Машина была рассчитана на перевозку 12-17 пассажиров и трех членов экипажа. DH.95, отличавшийся системой уборки шасси с гидравлическим приводом и разрезными закрылками, первоначально был оснащен двумя радиальными двигателями Bristol Perseus XIIC мощностью 890 л.с. (664 кВт). Прототип, за штурвалом которого был шеф-пилот фирмы Джефри де Хэвилленд-младший, поднялся в воздух в Хэтфилде. Построено 14 машин.
1938 - Родился авиаконструктор Сергей Викторович Михеев. Генеральный конструктор, президент ОАО "КАМОВ" (фирма КАМОВ), доктор технических наук, действительный член Академии Инженерных Наук Российской Федерации, профессор, Герой России, Лауреат Ленинской и Государственной премий, кавалер орденов Ленина и Октябрьской Революции, Лауреат премии имени академика А.Н.Туполева, член Всемирной вертолетной организации, член вертолетных обществ России, США и Европы. Сергей Викторович Михеев родился в Хабаровске. После окончания Московского авиационного института Михеева направляют работать в отдел перспективного проектирования ОКБ Н.И. Камова. В 1974 году Михеева назначают главным конструктором, а в 1987 году он становится генеральным конструктором ОКБ им. Н.И. Камова. За годы работы в ОКБ под руководством Михеева были построены вертолет-кран Ка-25К, Ка-50 "Черная акула", вертолет воздушной радиолокационной разведки Ка-31, гражданские многоцелевые вертолеты Ка-32, Ка-27, Ка-126 и Ка-226, всепогодный круглосуточный двухместный боевой вертолет Ка-52 "Аллигатор", а также перспективный многоцелевой армейский вертолет Ка-60 "Касатка".
1939 - Состоялся первый полет самолета «100» прототипа серийного пикирующего бомбардировщика Пе-2, лётчик-испытатель П.М. Стефановский
1939 - Впервые поднялся в воздух опытный образец итальянского легкого бомбардировщика-разведчика Са.313 (ММ.402).
1941 - Первый полет палубного тяжелого истребителя-разведчика Fairey Firefly. Его поднял в воздух шеф-пилот фирмы Фэйри К.Стэниленд.
1941 - Пекрвый полет американского палубного торпедоносца и бомбардировщика Consolidated TBY Sea Wolf. Производился малой серией, использовался, в основном, для обучения летного состава ВМС США. Вначале планировалось выпустить порядка 1000 самолетов на заводе Consolidated в городе Алентауне, штат Пенсильвания, но ввиду массового производства Grumman TBF к моменту готовности данного завода заказ был урезан до 180 самолетов.
1944 - Начало заводских испытаний Як-ЗРД. В отличие от обычного Як-3 в качестве ускорителя установлен жидкостный ракетный двигатель РД-1 конструкции В.П.Глушко.
1945 - Первый полёт прототипа американского легкого многоцелевого самолета фирмы Beech - Model 35 Bonanza имевший V-образное хвостовое оперение.
1949 - Первый полет истребителя-перехватчика F-86D Sabre Dog.
F-86D имел новый, больших размеров (чем F-86A), фюзеляж, в котором устанавливался двигатель J47-GE-17 (тягой на форсаже 3402 кгc) и радиолокационная станция AN/APG-36. Антенна радиолокатора размещалась в носовой части фюзеляжа, в обтекателе, расположенном над воздухозаборником двигателя. Была увеличена площадь киля, применен цельно поворотный стабилизатор и установлен новый фонарь, откидная часть которого поднималась вверх, а не сдвигалась назад как у предшественников.
Конструкция крыла осталась прежней, однако оно было усилено. Изменения коснулись и вооружения самолета. Произошел отказ от стрелкового вооружения в пользу 24-х неуправляемых реактивных снарядов Mighty Mouse, размещенных в автоматически выдвигаемой пусковой установке, расположенной под воздухозаборником двигателя.
1950 - В ходе Корейской войны состоялся один из первых крупных воздушных боев между советскими и американскими летчиками. Поднявшаяся в воздух с аэродрома Аньшан эскадрилья 177-го истребительного авиационного полка (старший лейтенант М.Я.Фомин) в составе 8 самолетов МиГ-15 в ходе боя с 8 американскими самолетами F-86 «Сейбр» сбила 3 из них, отогнав остальные на территорию Южной Кореи. Наши потери — 2 самолета. Вторая эскадрилья (капитан П.М.Михайлов) сбила 2 F-86 еще одной восьмерки американских самолетов.
1953 - Постановлением Совета Министров СССР от 19 сентября 1953 г. № 2462-1019 и приказом Министерства авиационной промышленности СССР от 22 декабря 1953 г. № 275) на заводе № 16 в Казани было организовано ОКБ по разработке авиационных газотурбинных двигателей для бомбардировщиков и магистральных пассажирских самолетов. Ныне - ОАО "Казанское ОКБ "Союз" в составе концерна ПВО "Алмаз-Антей". Основные направления деятельности: разработка, производство и утилизация ракетных двигателей на твердом топливе.
1960 - С космодрома Байконур состоялся запуск космического корабля «Восток 1К № 6» со спутником «Спутник-7-1», в котором находились собаки Жулька и Жемчужина (имена собак менялись и были — Жулька и Альфа, а также Комета и Шутка). Жулька уже летала на геофизической ракете Р-2А под именами Снежинка и Жемчужная 2 июля 1959 года (вместе с собакой по имени Отважная). Также на борту спутника находились мыши, крысы и другая мелкая живность.
Через некоторое время после старта, из-за разрушения газогенератора третьей ступени ракеты-носителя, корабль отклонило в сторону от курса. Стало очевидным, что в космос она не выйдет, и на высоте 214 км произошло аварийное отделение спускаемого аппарата, который приземлился в 65 км юго-западнее посёлка Тура в Эвенкии (в районе реки Подкаменная Тунгуска). В этот район падения срочно вылетела группа спасателей и учёных, но из-за сложностей поиска и крайне низкой температуры воздуха, спускаемый аппарат был обнаружен только 25 декабря. К удивлению спасателей, Жулька и Жемчужина оказались живы, хотя остальная живность, находящаяся с ними в капсуле, погибла. Впоследствии Жульку взял к себе выдающийся учёный-медик — академик Олег Газенко, и она прожила у него около 14 лет. Ныне чучело Жульки представлено в экспозиции мемориального кабинета Олега Газенко в ИМБП.
1961 - Родился летчик-космонавт Ю.И.Маленченко
1964 - Проведен первый испытательный полет американского стратегического сверхзвукового реактивного самолета разведчика "SR-71". Основное отличие от самолета "Архангел"/"А-12 BlackBird" (Черная птица) созданного фирмой "Локхид", в наличии второго пилота. Самолет пилотировал летчик-испытатель Боб Гиллиленд. В полете была достигнута скорость 1.5М при высоте 15244 м.
1964 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной 38-й испытательный полет ракетного самолета "Х-15" № 3. Аппарат пилотировал испытатель Роберт Расуорт (Robert Rushworth). Достигнута максимальная высота 24750 м при скорости 5781 км/ч.
1964 - Первый полет сцепки разведывательного БПЛА D-21A и самолёта носителя состоялся 22 декабря 1964-го на полигоне в "Грум-Лейк". D-21A оставался на спине носителя во время всего полета, поскольку изучалась аэродинамика сцепки и работоспособность различных систем. Воздухозаборник и реактивное сопло БЛА были закрыты обтекателями. Идея разработки беспилотного летательного аппарата (БЛА) на основе опыта создания сверхзвукового самолета А-12 возникла на фирме "Локхид" в октябре 1962-го. Предполагалось, что БЛА будет запускаться в воздухе с носителя А-12. В качестве силовой установки выбрали прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД). переименованного в D-21 Аппарат задумывался в качестве одноразового, чтобы минимизировать его вес и стоимость. Однако для спасения фотоаппаратуры и дорогостоящей системы навигации в конструкции БЛА предусмотрели сбрасываемый контейнер с парашютом.
1966 - Первый полет ракетоплана с несущим корпусом Northrop HL-10.
Поскольку разработка ракетоплана велась в достаточно жестких финансовых ограничениях, то в целях экономии средств ракетоплан комплектовался уже готовыми элементами и узлами: основное шасси было взято с истребителя F-5 (модификации Т-38), передняя опора -с тренировочного самолета Т-39, катапультируемое кресло- с истребителя F-106, которое обеспечивало покидание аппаратов даже при транспортировке самолетом В-52, и т.п.
Приборное оборудование HL-10 также отличалось простотой - при первых полетах отсутствовали даже датчики пространственного положения. Среди основных измерительных приборов назывались высотомер, акселерометр, датчики скорости, угла атаки и скольжения.
Аппарат оснащался двигателем XLR-11 тягой 3,6 т, применявшимся непродолжительное время на самолете Х-15.
1969 - Создано Научно-конструкторское объединение "Фазотрон", ныне Корпорация "Фазотрон-НИИР"
1970 - Первый испытательный полёт БПЛА Ту-143 «Рейс».
1975 - В Советском Союзе с космодрома Байконур с помощью РН "Протон-К"/SL-12 был осуществлен запуск КА "Радуга-1" (11Ф638 №11Л) - первого штатного аппарата "Грань" в интересах Министерства Обороны, аппарат предназначен для высокоорбитальной системы связи "Радуга".запущен спутник связи нового типа "Радуга-01". КА типа "Грань" был изготовлен в НПО прикладной механики (ныне имени академика М.Ф.Решетнева) и имел закрытое наименование "Грань" (11Ф638).
1976 - Состоялся первый полёт опытного образца самолета Ил-86. Экипаж возглавлял заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Э.И.Кузнецов. Самолет Ил-86 является первым отечественным широкофюзеляжным пассажирским самолетом. Потребность в таких самолетах в СССР возникла в 1967 году, когда "Аэрофлот" выработал требования к самолету на 250-350 мест. В октябре 1967 года было принято Постановление правительства СССР о разработке такого самолета. В ОКБ С.В.Ильюшина первоначально исследовали проект 250-местного варианта Ил-62М-250 с удлиненным на 6,8 м фюзеляжем. Однако проект развития не получил. На основе комплексных исследований для самолета Ил-86 был выбран фюзеляж, позволивший установить в одном ряду девять кресел с двумя проходами, причем ширина проходов была сделана больше, чем на широкофюзеляжных самолетах зарубежных фирм. Шасси с тремя основными опорами позволяет эксплуатировать самолет с ВПП, расчитанной на прием более легких самолетов. В 1980 году завершились сертификационные испытания и началось серийное производство самолета. А 26 декабря 1980 г. рейсом Москва - Ташкент открылась регулярная эксплуатация самолета на воздушных линиях страны. В истории самолета Ил-86 начался новый этап, который, без сомнения, стал и качественно новой вехой в развитии советской гражданской авиации. В течение 1981 г. самолеты Ил-86 были внедрены в эксплуатацию сразу на нескольких внутренних и международных воздушных линиях. Высокие летно-технические данные самолета Ил-86 получили и международное признание. В сентябре 1981 г. на серийном самолете Ил-86 экипаж заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Г.Волохова установил 18 мировых рекордов: с коммерческим грузом 35, 40, 50, 60 и 65 т самолет развил среднюю скорость 971 км/ч на замкнутом маршруте протяженностью 2000 км, а с коммерческим грузом от 35 до 80 т самолет летел со скоростью около 956 км/ч по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км. За 22 года эксплуатации на линиях не было ни одного случая с гибелью пассажиров. (Единственная катастрофа произошла во время технического рейса). Всего было построено 106 самолетов (103 серийных и три прототипа).
1976 - ГНПП "Базальт" сдана на вооружение фугасная термостойкая авиабомба ФАБ-500Т для МиГ-25
1976 - Впервые осуществлен подводный пуск твердотопливной баллистической ракеты Р-31 ракетного комплекса Д-11 из шахты подводного крейсера в Кандалакшском заливе Белого моря. Головной разработчик комплекса – КБ «Арсенал».
1979 - Поднялся в воздух французский учебно-тренировочный самолет TB.30В Epsilon фирмы SOCATA - филиала "Aerospatiale" с двигателем мощностью 300л.с. (224 кВ). Epsilon имел цельнометаллическую конструкцию, убираемое трехколесное шасси, большой откидывающийся фонарь, компоновку кабины и летные характеристики, необходимые для подготовки пилотов к полетам на более сложном реактивном учебном самолете ВВС Alpha Jet.
1980 - Начало регулярной эксплуатации Як-42 на авиалиниях. Состоялся первый рейс по маршруту Москва-Краснодар
1985 - Первый самолет Ан-72, изготовленный на Харьковском авиазаводе, поднялся в воздух.
1987 - Летчик-испытатель Н.Ф. Садовников совершил первый полет на втором опытном самолете Су-33, (Су-27К)
1992 - Первый полёт польского учебно-боевого самолёта I-22 Iryda, оснащенного новыми польскими двигателями К-15 (модернизированная машина, переименована в М-93К).
1998 - Первый полет бизнес-джета Beechcraft 390 Premier I. Летчик-испытатель Charlie Volk и бортинженер Warren Gould. Самолет был разработан как конкурент серии самолетов Cessna CitationJet. Фюзеляж Premier полностью композитный, что исключило необходимость в обычных шпангоутах, позволило уменьшить массу на 20% и увеличить объем салона на 13%. Крыло изготовлено из алюминиевого сплава и почти полностью занято топливными баками-отсеками. Информация в кабине экипажа высвечивается на двух ЖКИ (третий - опционально), являющихся частью комплекта Rockwell Collins EFIS.
1998 - Поднялся в воздух первый серийный испанский средний многоцелевой транспортный самолет С-295 компании "Airbus Military"
2003 - Первый полет вертолета Ми-38 на Казанском вертолетном заводе, экипаж В.Н.Ковтанина
Свежие комментарии