На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

«Изделие 305» загасит американское «Адское пламя»

У модификации ударного вертолета Ка-52М существенно возрастают боевые свойства


На фото: вертолет Ка-52 «Аллигатор» (Фото: Гавриил Григоров/ТАСС)

Министерство промышленности и торговли сообщает: «В Арсеньевской авиационной компании „Прогресс“ им. Н.И.Сазыкина холдинга „Вертолеты России“ состоялся первый полет опытного образца новейшего модернизированного вертолета Ка-52 „Аллигатор“.

На данной машине будут применены все лучшие технические решения, ранее проверенные на вертолетах, выпускаемых как в рамках гособоронзаказа, так и на экспорт».

Ранее Национальный центр вертолетостроения имени Миля и Камова разместил заказ на изготовление и испытания двух опытных образцов Ка-52М. Передача винтокрылых машин на летные испытания должна произойти в мае 2021 года. Предварительные и последующие за ними государственные испытания Ка-52М должны завершиться в сентябре 2022 года. После чего начнется серийное производство этих разведывательно-ударных вертолетов. Планируется построить для Вооруженных сил России 114 Ка-52М. Они дополнят парк Ка-52, который насчитывает 127 машин.

Итак, что же нового предполагается использовать в модернизированном вертолете? Должна значительно обновиться авионика. Появятся новая навигационная система, комплекс связи, система управления огнем, куда входит существенно обновленная РЛС. Будет усилено бронирование, а также установлен новый комплекс обороны. Но главная идея модернизации заключается в оснащении вертолета новой ракетой.

Все эти модернизационные мероприятия были затеяны по результатам испытаний Ка-52 в реальных боевых условиях на «сирийском полигоне». Где были претензии к защите ударной машины, работающей в непосредственной близости и на незначительных высотах от противника. Усиление бронирования, безусловно, очень полезно. Как и внедрение более эффективного комплекса самообороны. Но вопрос заключается в том, а где же его взять — новый.

На Ка-52 установлен «Витебск», принятый на вооружение в 2015 году. И других комплексов для ударных летательных аппаратов концерн «Радиоэлектронные технологии» не создал. Однако КРЭТ специально для Ка-52М модернизировал «Витебск» за счет расширения номенклатуры расходуемых средств — отстреливаемых и буксируемых ловушек для ракет как с инфракрасными, так и с радиолокационными головками самонаведения.

Но главным оборонительным средством для Ка-52М должна стать новая ракета «воздух-поверхность», как ни парадоксально это звучит. На Ка-52 используются две противотанковые управляемые ракеты — «Атака» и «Вихрь». Причем «Вихрь» был введен в состав вооружения позже.

Максимальная дальность полета «Атаки» — 6 км. Это означает, что вертолет для обстрела противника должен приблизиться к нему на расстояние, на котором он может быть подбит переносным зенитно-ракетным комплексом типа «Стингер» или «Игла», которых у террористов более чем достаточно. При использовании ракеты «Вихрь», имеющей максимальную дальность полета 10 км, Ка-52 становится недоступным для ПЗРК.

Американцы решили остаться на этом рубеже, обезопасив свои ударные «Апачи» от ПЗРК. Вертолетная ракета обеспечила для McDonnell Douglas AH-64 Apache «разумную безопасность» — дальность полета ракеты AGM-114 Hellfire («Адское пламя») — 11 км.

Российские конструкторы корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) решили пойти дальше, обеспечив возможность использования вертолетом Ка-52М ракетного оружия с расстояния, недоступного для наземных ЗРК малой дальности. А они, как правило, контролируют небо в радиусе, не превышающим 20 км.

Было принято решение оснастить не только Ка-52М, но и второй российский ударный вертолет Ми-28НМ «Ночной охотник» ракетой универсального тактического ракетного комплекса «Гермес». В этом семействе ракет есть наземные, воздушные, морские и береговые крылатые ракеты. Наибольшую дальность в 100 км имеет наземный комплекс. Это обеспечивается тем, что при запуске ракеты со стационарной пусковой установки используется мощный пороховой ускоритель.

Дальность комплекса воздушного базирования «Гермес-А» существенно скромнее — 20 км. Именно эта ракета используется в морской модификации вертолета Ка-52К «Катран». Максимальная скорость ракеты достигает 3 М, бронепробиваемость — 1000 мм.

Любопытно, что на информацию об оснащении «Аллигатора» «Гермесом» подавляющее большинство СМИ откликнулось сообщениями о том, что у вертолета появилась ракета со 100-километровой дальностью.

Вскоре ряд источников в ОПК прояснил ситуацию, заявив, что новой ракетой будет не «Гермес-А», а пока еще разрабатываемое, но уже испытываемое «изделие 305». Данному изделию СМИ немедленно приписали 100-километровую дальность по аналогии с «Гермесом». При этом еще один источник сообщил ТАСС, что в процессе испытаний в августе прошлого года с борта вертолета «Ночной охотник» «изделие 305» поразило цель на расстоянии в 25 км. Но на это СМИ не обратили внимание — ведь 100 км значительно красивее, чем 25 км.

Однако и 25 километров для «Аллигатора» в его немодернизированном виде — это слишком много. Дело в том, что для того, чтобы направить ракету в цель, необходимо эту цель видеть. Разумеется, не визуально, а при помощи РЛС. На Ка-52 используется РЛС «Арбалет» с основным режимом работы в миллиметровом диапазоне волн. Она способна обнаруживать цели типа «танк» на расстоянии до 12 км. Этого недостаточно.

У Ка-52 есть и еще один «орган зрения» — оптико-локационная система ГОЭС-451, имеющая телевизионный и тепловизионный каналы. Она позволяет обнаружить танк днем на расстоянии в 20 км и распознать его за 16 км. Ночью эти параметры соответственно 16 км и 10 км.

Выжать из ОЛС большую дальность обнаружения наземных целей практически невозможно. Остается надежда на РСЛ. Собственно, об этом и сообщается — Ка-52М должен получить новую систему управления вооружением. Однако известно лишь, что компания «Фазотрон-НИИР», создавшая «Арбалет», осуществила его модернизацию. О новых разработках для ударных вертолетов ничего не сообщалось. Но за счет модернизации «Арбалета» вдвое увеличить его дальность также нереально.

Остается другой путь — использовать другую РЛС. И, в общем-то, понятно какую. Ту, которая используется на морском Ка-52К, — «Жук-АЭ» с активной фазированной антенной решеткой. Эту РЛС используют на многоцелевом истребителе МиГ-35. «Жук-АЭ» способен обнаруживать наземные цели на расстоянии до 70 км. И вот в этом случае все сходится — и дальность полета ракеты, и управление ее полетом до момента захвата цели головкой самонаведения, и «острота зрения» РЛС.

А это дает модернизированному «Аллигатору» существенное увеличение боевых возможностей за счет резкого повышения его защищенности от систем ПВО противника. Возрастает и ударная мощь машины благодаря тому, что «изделие 305» атакует военную технику, включая танки, под углом 70−80 градусов. С одной стороны это существенно снижает вероятность перехвата противником такой ракеты. С другой, атака производится в верхнюю проекцию танка, наименее защищенную.

 Владимир Тучков

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх