Специально для АВИА.RU
[0:03] Гарри Гарьевич, сегодня у нас экспресс-интервью, даже может беседа, или вы расскажете то, что считаете нужным, ну вот созрел такой вопрос: «Я разговаривал и со Светой Капаниной, и с Халиде Макагоновой, и вот что я услышал: Что авиационный спорт-это спорт, в высших достижениях которого Россия всегда лидирует, построен на “голом” энтузиазме.
В частности, Светлана рассказала, что в этом году ей было просто не на чем тренироваться. Ей нужна была СУ-шка, б/у СУ-шка стоит от 180-ти до 300 тыс. евро, новая стоит 700 тыс. евро. Ей предлагали потренироваться на ‘экстре’, а выступать на СУ-шке, а в результате сейчас, и СУ-шки нет, потому что двигатель в Воронеже, планер неизвестно где. В общем, наверное вы лучше ответите на все эти вопросы, поскольку вы в теме».
[1:09] Да, конечно, мы должны, я считаю выступать на отечественной технике, это есть залог успеха, первое. Второе, это в том числе политический вопрос, очень важный для нашей страны в целом, то что мы все-таки являемся мировой державой авиационной, и мы всегда были впереди планеты всей, и на международной арене мы на первых позициях, Поэтому конечно же, ситуация которая происходит уже длительное время, с отсутствием авиационной техники, это проблема общая. В нашей стране это длится, к сожалению уже давно, и здесь ряд сложных моментов, которые мы никак быстро преодолеть не можем, так называемая машина бюрократии, которая продолжает работать до сих пор, и помощи никакой мы ни от кого не видим, даже не слышим.
[2:17] Гарри Гарьевич, можно я вас сразу перебью.
[2:19] Да.
[2:20] Вот просто хотелось бы, чтоб наши зрители вообще поняли, насколько мы впереди планеты всей. Я может быть сейчас что-то перевру, про вас лично, но мне известно, что с 1996 года, американские пилоты не выступают в вашей дисциплине, сказав, что пока летает Гарри Гарьевич им там делать нечего. Правда ли это?
[2:47] На самом деле, правда, следующая, что действительно, американцы не выступают в вертолетном спорте. По причине того, что они проиграли у себя на родине чемпионат мира и поняли, что сборная команда России по вертолетному спорту до сих пор сильна, и они отслеживают наши выступления до сих пор. Мы и сейчас продолжаем удерживать свои позиции на первом месте. Поэтому, просчитав несостоятельность американской команды в вертолетном спорте, они просто перестали выступать. Думаю, это будет, длится еще некоторое время, пока с этой сцены не сойдут наши лучшие пилоты, и может быть тогда американцы опять включатся в эту тему.
[3:41] Но у вас же есть ученики, и ученицы есть, так что я думаю, мы- то не скоро сойдем с этой сцены, боюсь что вертолеты наши раньше сойдут с этой сцены, чем наши спортсмены.
[3:55] Ну я думаю, что мы конечно будем удерживать наши позиции и, дай бог, что бы наши отечественные вертолеты существовали и модернизировались хотя бы те, которые есть. Ну, это такая тема, наверное, длинного уже рассказа. Ничуть не лучше ситуация в других видах спорта. Мы впереди планеты всей на самом деле по ключевым видам авиационного спорта, это самолетный, вертолетный, планерный, авиамодельный и парашютный, вот основные виды спорта, где мы достаточно сильны, и до сих пор, все чемпионаты мира в которых мы выступаем, мы всегда на передовых позициях. Как и командные, так и личные в зачете. Конечно, проблемой у нас становится отсутствие авиационной техники, уже начинаем летать на импортной, но это не есть хорошо, на мой взгляд, потому что мы должны пропагандировать отечественные самолеты, вертолетостроение.
[5:01] Гарри Гарьевич, я перебью, но какое “отсутствие техники”? У нас на консервации стоит такое количество бортов министерства обороны, что там можно не то, что несколько футбольных полей, так сказать, а небольшой район заставить.
[5:20] Ну, военная техника в нашем виде спорта практически не используется, это в былые года использовались вертолеты МИ-4, как правило, в учебных центрах инструктора выполняли полеты спортивные. На самом деле, мы летаем все в легком классе вертолетной техники, хотя в этом классе самый тяжелый вертолет МИ-2, 3,5 тонны, условно. Но, несмотря на все на это, вертолет МИ-2, 1961 года вошел в серию, и с тех пор он не претерпел никаких изменений, в плане эргономических, и иных технических, я бы так сказал, и мы все равно продолжаем на этой машине выступать достаточно успешно.
[6:14] Ну вот посмотрите, вот эти, ремонторезированные МИ-2 которые, наши украинские друзья показывают, это же, в общем-то, следующий шаг вертолета МИ-2 или это только реклама?
[6:27] Ну на данном этапе это еще сырой вариант, хотя перспектива есть, и мы надеемся тоже, будет то же самое и у нас. Машина с другими двигателями, а так в принципе ничего особенного то и не произошло.
[6:42] Ну 700 кг. полетного веса это не баран чихнул на 3,5 тонны!
[6:46] Да, двигатели легче, мощнее, экономичнее, это как-бы основа, плюс еще есть новый рулевой винт, который тоже достаточно эффективен. В принципе я думаю, что (непонятно) машина МИ-2, она себя еще покажет, и не только на Украине, но и в России, да и вообще в других странах.
[7:08] Я был в этом Московском авиаремонтном заводе, там МИ-2 стоят почти до горизонта, достаточно еще в хорошем состоянии, и все их можно восстановить для спорта, была бы “царская” воля, и деньги то небольшие, все же есть на них.
[7:24] Ну да, я надеюсь, что кто-нибудь проникнется в этой проблеме, и деньги у нас появятся. Порядка 15 миллионов сегодня стоит вертолет МИ-2.
[7:35] Рублей, всего…
[7:37] Да, всего рублей. Да, это скажем в этом кластере самая недорогая машина.
[7:42] То есть как “ушатанный робинс” он стоит.
[7:46] Ну да, можно и так сказать, но робинсон я считаю, по многим позициям уступает вертолету МИ-2.
[7:53] Да нет, он уступает это понятно, мы говорим о цене, о 15 миллионах. “Ушатанный робинсон” стоит 250 тысяч, там без слез не взглянешь на этот вертолет.
[8:03] Ну, да, так что в принципе то, с одной стороны, вроде не так все плохо в мире спорта авиационного, а с другой стороны, очень много достаточных проблем, которые требуют, в общем, наверное, уже на сегодняшний день кардинального решения.
[8:19] Нет, ну если Света Капанина, не имеет своего самолета чтобы производить тренировки, мне кажется это не то что проблема, а это какой-то национальный позор.
[8:32] Вот мы пытаемся достучаться до властных структур, рассказываем им об этих проблемах, в том числе это интервью посмотрят многие, сделают какие-то определенные выводы. Если мы не будем об этом говорить, то конечно ничего не сдвинется, поэтому об этом нужно говорить чаще, больше и не стесняться побед, которые у нас есть. Об этом надо рассказывать.
[8:56] Сейчас будут всемирные авиационные игры в Дубае с 1-го по 12-ое декабря, как обычно российская команда привезет кучу золотых медалей, им за это скажут: “Большое спасибо”. Но, насколько мне, известно, спортсмены частично едут за свой счет?
[9:21] Ну, на самом деле, выезд делегации России оплачивается министерством спорта, конечно не в полной своей части. То, что мы достойно выступим я, конечно, не сомневаюсь, ниже 2-го места мы не упадем, хотя командное первенство там не разыгрывается, там только личное. Но, несмотря на это мы так же можем рассчитать, сколько спортсменов завоюет тех или иных медалей. Здесь можно сделать нехитрый подсчет и в том числе, если бы мы перевели это в тему команды.
[10:05] А вот нельзя ли, как-то поговорить с руководством государства, и взять хотя бы какую-нибудь небольшую цифру, например как годовой гонорар тренера “Спартака” и вот, наверное, всему бы авиационному спорту этого гонорара хватило бы на год в России, такое вот ощущение, нет?
[10:28] В общем, да. Печально смотреть на, те виды спорта, в которые вбухивают, не малые средства, тем временем как, достаточно высокоинтеллектуальный вид спорта, которым является авиационный спорт, он по сути дела находится почти в “загоне”. Надеюсь что ситуация все-таки изменится, может в том числе, по возвращению, со всемирных воздушно-авиационных игр и к нам обратятся совершенно по другому. На нас смотреть будут по-другому. Все конечно познается в сравнении, та проблематика, которая есть, она должна, конечно, решаться. Ну и, в конце концов, мир не без добрых людей, думаю, все получится.
[11:22] Ну да, пойдем все с протянутой рукой, обратимся к нашим друзьям…
[11:29] Я считаю, что с протянутой рукой ходить не нужно, это ничего не дает, опыт показывает, что “ходоков” было много, руки часто мы протягивали, но толку никакого не оказалось. Поэтому нужно надеяться на свои силы, на разум и, правильный ход решения проблем, вот это, наверное, более правильный путь. Потому что когда ты выглядишь в роли нищего, это всегда плохо, мы на самом деле достаточно образованные, грамотные, умные люди. Где мы должны найти пути подхода, чтобы государство, именно государство обратило на нас внимание, к нашим видам спорта как, к значимым, потому что, это есть показатель успешности нашей страны, нашей промышленности в том числе. Это есть показатель наших побед на мировой арене через достижения в авиационной теме.
[12:41] Ну а пока в авиационной теме у нас как в фильме, я жутко извиняюсь, конечно, без всяких намеков, но в бой идут одни старики, это те, кто были воспитаны во времена СССР.
[12:53] Да, мы хорошую школу получили, летая в сборных командах Советского Союза, к сожалению сейчас не те возможности, в том числе и в тренировках. Ну, во всяком случае, нужно успеть передать опыт более молодым и тогда все получится.
[13:16] Ну у вас же есть, например ученица Сашенька Жданова, очень хорошая девочка, на которую вы возлагаете очень большие надежды.
[13:24] Да, я думаю, что через некоторое время, 2-3 года и Александра Жданова будет выступать достойно не только на спортивных упражнениях, но и в целом на различных авиационных шоу.
[13:43] Может это связано с тем, что через 2-3 года, это потому что каждая тренировка Сашеньки это несчастные 50-100 литров керосина, их приходится где-то изыскивать, вот если бы керосинчик то был. У нас же страна добывает большое количество нефти, то может быть, это через годик бы случилось?
[14:04] Нет, быстро ничего не происходит, скажем, так, через определенное время все произойдет вовремя.
[14:13] То есть вам не нужен керосин? У вас изобилие керосина?
[14:17] Я этого не сказал. Дело в том, что даже при наличии многих тонн керосина нельзя воспитать достойного подобно себе, на это требуется время, как и рождение ребенка.
[14:29] А вот при отсутствии керосина вообще нельзя воспитать.
[14:32] Ну у нас же он есть. Поэтому мы периодически летаем, но это говорит о том, что нужно все равно в этом направлении работать и проходить различного рода программы и, добиваться получения необходимого количества топлива для выполнения этих программ.
[14:51] Ну вот ребята в Шевлино, все-таки планеристы, они отдались S7, S7 их спонсирует, я не знаю в каких объемах, да, но, по крайней мере, они подняли голову, у них началось обучение детей, подростков, жизнь как-то закипела.
[15:06] Значит, нам надо перенимать этот опыт, и идти может быть таким же путем.
[15:12] А все-таки, обратиться может быть в правительство, к нашему Владимиру Владимировичу Путину, или все-таки авиация это не дзюдо, мы ничего не получим?
[15:18] Надо обращаться в правительство. Я считаю в большей степени сохранить, как бы самих себя, достаточно опыта, чтобы успеть передать опыт другим, потому что, не сохранив себя как таковых, мы не сможем ничего и передать другим. Поэтому это как в обычной теме, когда вы садитесь в самолет, пассажирский лайнер и собираетесь куда-то улететь, то в процессе рассказа стюардом или стюардессой как правильно пользоваться тем или иным оборудованием, все что касательно кислородной маски, вам говорят: «сначала обеспечьте кислородной маской себя, а потом своего ребенка».
[16:06] То есть сначала мы должны обеспечить деньгами наших олигархов, а потом уже наш спорт, правильно?
[16:11] Нет, мы не про олигархов говорим, мы говорим про спортсменов высокого уровня
[16:17] Которым не на чем летать
[16:19] Про спортсменов и тренеров в большей степени, просто спортсмен он может даже и не смочь передать свой опыт, говорим о тех, которые это могут делать, и заняты этим давно и много лет, которые должны это сделать.
[16:32] Ну Света Капанина, наверное, с удовольствием передала бы свой опыт, у нее не хватает какой-то мелочи, просто самолета, на котором передавать этот опыт.
[16:40] Конечно, нужен не просто самолет, на котором она летает, а самолет с паркой, где бы она это могла передать правильно и грамотно.
[16:48] То есть вот, буквально, миллион евро- это для нашей страны какая-то огромная сумма, чтобы у нас появились новые Светланы Капанины и так далее, да?
[16:58] Я думаю, что новые Светланы Капанины появятся не скоро, а может и никогда, потому что то, что было получено в советское время вряд ли это можно произвести, в ближайшее время сейчас. Так что я думаю что мы, в том числе и со Светланой Капаниной сможем достучаться до нужных дверей, чтобы эту тему представить должным образом и надеюсь, что это произойдет в ближайшие год-два. Общими усилиями, не только мы вдвоем, но и другие ответственные и знаковые лица смогут в этой теме проявить, доказать и, обозначить всю эту проблему. Особенно в нынешнее время внешнеполитической обстановки, все, что касается нашей страны, это мы уже начали ощущать, в том числе и на международных соревнованиях.
[17:58] Я писал статью в свое время, она называлась «Занимательная ушкоматика» о строительстве четвертого транспортного кольца в Москве, так вот, строительство четвертого транспортного кольца в Москве стоит, как двадцать годовых космических программ России. Может быть, нам как-то вот, ну если не космос, а может метров пятьсот четвертого транспортного кольца, может быть, не достроить и вывести наш спорт, на какой-то уровень?
[18:35] Если кольцо не достроить, то кольцо и работать не будет.
Поэтому ломать ничего не надо, надо просто должным образом донести информацию и, чтобы люди ответственные поняли, что это есть необходимость, не только страны в целом, как результат побед, а в том, что здесь есть предмет определенный.
[18:57] А вот вопрос один: «Вы говорили, что на соревнования в Дубае было выделено 15 миллионов рублей, правильно?»
[19:03] На выезд делегации, да.
[19:06] На выезд делегации. Как раз у меня недавно коллега из Воронежа сообщил, что в Воронеже есть прудик, и чтобы там можно было купаться, была произведена бактериологическая очистка пруда, в городе Воронеже, и тоже стоила 15 миллионов рублей. Ну, есть же в стране деньги!
[19:25] Есть в стране деньги, об этом надо говорить и рассказывать и больше делать таких передач.
[19:33] То есть надо в Воронеж ехать?
[19:34] Может быть надо и в Воронеж ехать, и как пример сравнение об этом рассказать. Наверное, что-то получится. Конечно, будем, надеется на положительный результат, вот в принципе и все.
[19:49] Гарри Гарьевич, давайте закончим нашу беседу, но мне вот прям, хочется разрыдаться, хорошо, что меня зрители не видят.
[19:56] Вы не одиноки. (Смеется)
[19:59] Большое спасибо, это была просто такая беседа, разговор вдвоем, просто на эту тему, а выводы пускай делают другие, мы просто поговорили об этом.
[20:07] Да, мы просто поговорили. Всего доброго.
[20:10] Спасибо.
Свежие комментарии