На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 673 подписчика

Свежие комментарии

  • Семен Смолкин
    А известны даты пусков САС?Этот день в авиац...
  • Юрий Баканов
    Спасибо за хорошую подборку.Этот день в авиац...
  • Юрий Баканов
    24.04.1942г. погиб командующий авиацией ЧФ Остряков в городе Севастополе.Этот день в авиац...

Этот день в авиации. 10 ноября

Этот день в авиации. 10 ноября

1888 - Родился Андрей Николаевич Туполев — советский учёный и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1968), доктор технических наук. Академик АН СССР (1953). Герой Труда (1926). Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов. Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль, A. A. Туполев, С. А. Лавочкин, А. С. Шенгардт.

В 1908 году Туполев поступил в Императорское Московское техническое училище, здесь в Воздухоплавательном кружке он познакомился с Николаем Жуковским, основоположником аэродинамики. Знакомство со знаменитым учёным оказало большое влияние на молодого Туполева.«С этого мгновения началась моя авиационная жизнь», - говорил он впоследствии.
Но занятия аэродинамикой пришлось прервать, Туполева как участника студенческих волнений исключили из училища и выслали домой. В училище он восстановился в 1913 году. В Москве Андрей Николаевич участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро, которое производило необходимые расчёты для резко возросших нужд военной авиации – шла Первая мировая война.
Училище Туполев окончил с отличием в 1918 году, вместе с Жуковским выступил организатором Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), в ЦАГИ он возглавил авиационный отдел. Перед ЦАГИ стояла масштабная задача – создание отечественного авиапрома.
А 1923 году Туполев сконструировал свой первый лёгкий одноместный самолёт АНТ-1, в 1924 году АНТ-2, это был первый цельнометаллический самолёт, в следующие годы цельнометаллические самолёты, разработанные конструктором стали выпускаться серийно.Это были надёжные машины, на которых был установлен целый ряд мировых авиарекордов, на низкоплане АНТ-25 Валерий Чкалов совершил перелёт в Америку, на самолётах АНТ-6 была высажена в 1937 году первая экспедиция на Северный полюс.

В 1937 году Туполева, запустившего советский авиапром, арестовали, обвинили в шпионаже и приговорили к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Продолжая работу в заключении, Андрей Николаевич создал фронтовой бомбардировщик «103» (Ту-2). От дальнейшего отбывания наказания Туполева освободила начавшаяся война.
Самолёты-бомбардировщики, торпедоносцы, разведчики разработанные Туполевым, участвовали в боевых действиях и приближали победу 1945 года. Всего конструктор разработал свыше 100 типов самолётов, 70 из них выпускались серийно. Знаменитые Ту вошли в основной состав авиапарка Советского Союза и экспортировались в десятки стран.
Скончался 23 декабря 1972 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Этот день в авиации. 10 ноября

1889 - Родился Борис Николаевич Юрьев — русский и советский учёный-авиатор, действительный член Академии наук СССР (1943), генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1944). Сталинская премия второй степени (1943) Сталинская премия второй степени (1946) Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1940). Ученик и зять Н. Е. Жуковского.В современной России и бывшем СССР считается изобретателем автомата перекоса (1911) — устройства, сделавшего возможным постройку вертолётов с характеристиками устойчивости и управляемости, приемлемыми для безопасного пилотирования рядовыми лётчиками.
С 1907 года учился в Московском техническом училище, где стал активным членом воздухоплавательного кружка Жуковского. В мае 1911 года Б. Н. Юрьев руководил подготовкой полётов аэроплана, построенного кружковцами. В том же 1911 году, в журнале «Автомобиль и воздухоплавание», появилась первая публикация Юрьева «О наиболее полезном грузе, поднимаемом аэропланами и геликоптерами при данной силе мотора». В ней впервые был употреблён термин аэробус. В этом же году Юрьев сделал заявку, патентуя геликоптер своей системы по, ставшей позже — классической, схеме одновинтового вертолёта с автоматом перекоса несущего винта и рулевым винтом. В газетах «Новое время» и «Русский инвалид» в 1912 году появилась заметка о подготовке воздухоплавательного кружка ко второму Всероссийскому воздухоплавательному съезду: «Студент Императорского технического училища Юрьев изобрёл геликоптер, то есть вертикальный винт для аэроплана. Этот винт даёт возможность подняться с места и оставаться на какой угодно высоте. Профессор Жуковский проверил эту работу и одобрил её…». Модель вертолёта в натуральную величину, которая демонстрировалась на международной выставке воздухоплавания и принесла автору золотую медаль за разработку проекта.
С началом Первой мировой войны Юрьева отправили служить в крепость Новогеоргиевск, затем — в эскадру тяжелых самолетов «Илья Муромец». Летом 1915 года при обороне крепости Новогеоргиевск он попал в плен. После возвращения в Россию в декабре 1918 года Юрьев работал над проектом «Четырёхмоторный тяжёлый самолёт», который защитил как выпускной, 5 мая 1919 года. Жуковский оставил его в училище лаборантом, а осенью он начал преподавать в только что основанном Московском авиатехникуме, затем в техническом училище, а с 1920 года — в созданной Жуковским Военно-воздушной академии.
В 1919 году Юрьев начал работать в ЦАГИ: он возглавил группу, которая положила начало экспериментальному аэродинамическому отделу. На основе экспериментов и теоретических изысканий в 1922 году Юрьевым был предложен метод расчёта винтов, позволяющий легко учитывать влияние трения на струю винта и на скорость вращения струи. Он разработал относительную вихревую теорию, издал учебники «Воздушные винты» и «Экспериментальная аэродинамика».
В 1926 году в ЦАГИ была организована группа для разработки геликоптера по схеме, предложенной Юрьевым. В результате были определены три наиболее перспективные схемы: одновинтовой аппарат с рулевым винтом и автоматом-перекосом, двухвинтовой и восьмивинтовой. Эти исследования дали возможность построить геликоптер «ЦАГИ 1-ЭА» (ЭА — экспериментальный аппарат); 14 августа 1932 года первый советский вертолетчик А. М. Черемухин поднял машину на 605 метров и установил рекорд высоты.

Б. Н. Юрьев участвовал в организации МАИ (где преподавал в 1930—1940 годах). Он — основатель кафедры экспериментальной аэродинамики и гребных винтов (позднее — аэродинамики) МАИ и первый её заведующий (1930—1939).
В 1939 году ему присвоили звание бригадного инженера, в 1940 году удостоили звания Заслуженного деятеля науки РСФСР. Летом 1941 года эвакуировался с военно-воздушной академией в Свердловск. В эвакуации он занимался разработкой и строительством аэродинамической лаборатории, научными разработками для нужд обороны.
В 1941 году совместно с И. П. Братухиным построил 2‑винтовой вертолёт «Омега».
В 1942—1949 годах генерал-лейтенант инженерно-технической службы Б. Н. Юрьев был заместителем начальника Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского.
В 1944—1950 годах — председатель Комиссии по истории техники АН СССР, с 1950 года — заведующий лабораторией прикладной аэродинамики в Институте механики АН СССР. Вошёл в Первоначальный состав Национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике (1956)
За свою жизнь Б. Н. Юрьев подал свыше 40 заявок на изобретения, получил 11 патентов, 2 авторских и два охранных свидетельства. Среди его изобретений — ручка управления одновременно несколькими двигателями многовинтового вертолета, привязной геликоптер с реактивным винтом, реактивный винт, новая схема самолета-вертолета и другие.
Скончался 14 марта 1957 года.Урна с его прахом была захоронена на Новодевичьем кладбище в Москве...

Этот день в авиации. 10 ноября

1893 - Родился Аксель Иванович Берг — советский учёный-радиотехник и кибернетик, основоположник отечественной школы биологической кибернетики и биотехнических систем и технологий, адмирал-инженер, заместитель министра обороны СССР. Академик АН СССР (1946, член-корреспондент с 1943). Доктор технических наук (1936), профессор (1930). Член КПСС с 1944 года. Герой Социалистического Труда (1963).

В 1914 году окончил морской корпус. Во время первой мировой войны служил младшим штурманом на линкоре «Цесаревич». С июля 1916 — штурман и офицер связи на английской подводной лодке E8, действовавшей совместно с русским флотом на Балтийском море. В 1918 году участвовал в Ледовом походе Балтийского флота.
В 1919 штурман подводной лодки «Пантера», которая 31 августа 1919 года двумя торпедами у острова Сескар потопила английский эсминец «Виттория». Это стало первой победой подводных сил России. В дальнейшем командовал подводными лодками «Рысь», «Волк». С октября 1921 — командир подводной лодки «Змея», находившейся в ремонте. За три месяца подготовил её к выходу на боевые операции. За самоотверженную работу по восстановлению подводной лодки А. И. Бергу в 1922 году было присвоено звание «Герой труда Отдельного дивизиона подлодок Балтфлота». В 1922 участвовал в разработке «Правил службы на подводных судах». Службу на флоте совмещал с учёбой в 1-м Петроградском политехническом институте, затем на электротехническом факультете Военно-морской академии, которую окончил с отличием в 1925 году.
Готовя «Змею» к отплытию, в результате нарушения техники безопасности потерял палец. Рейд провёл на посту, и только когда лодка возвратилась на базу, обратился к врачам. Инцидент серьёзно ослабил здоровье моряка, и о службе на лодке не было и речи.
После окончания академии преподавал в Военно-морском инженерном училище. С мая 1927 председатель секции радиосвязи и радионавигации Научно-технического комитета ВМС РККА. Как преподаватель ВМИУ создал при училище радиолабораторию и занимался в ней научными исследованиями в области радио. В 1932 году лаборатория была преобразована в научно-исследовательский институт, руководителем которого был назначен Берг. В 1932—1937 — начальник Научно-исследовательского морского института связи и телемеханики (НИМИСТ).
25 декабря 1937 арестован по обвинению во вредительстве, находился в заключении под следствием до 9 мая 1940 года. Был реабилитирован и восстановлен в воинском звании. В 1941 году Бергу было присвоено воинское звание инженер-контр-адмирал.
В начале Великой Отечественной войны жил в эвакуации в городе Самарканде, куда была эвакуирована Военно-морская академия, где он профессорствовал. Во время войны настойчиво продвигал необходимость создания и использования радиолокаторов, возглавлял программу по созданию советских радаров. С июля 1943 по октябрь 1944 года — заместитель наркома электропромышленности. Одновременно в 1943—1947 гг. — зам. председателя совета по радиолокации ГКО (председателем совета был Г. М. Маленков). Являлся инициатором основания (июль 1943) и первым директором «Всесоюзного научно-исследовательского института радиолокации» (теперь ЦНИРТИ).
В сентябре 1943 избран член-корреспондентом АН СССР по Отделению технических наук. Инженер-вице-адмирал (25.09.1944). В 1946 году избран действительным членом АН СССР по отделению технических наук (радиотехника).
В 1946 году параллельно с работой в Совете по радиолокации, входит в состав ракетного комитета. Был одним из создателей, а впоследствии редактором обширной научно-популярной книжной серии «Массовая радиобиблиотека», издававшейся с 1947 г.
С сентября 1953 по ноябрь 1957 — заместитель министра обороны СССР. В 1953 году в составе АН СССР был открыт Институт радиотехники и электроники (ИРЭ). А. И. Берг стал его первым директором, занимая этот пост до 1955 года. Инженер-адмирал (08.08.1955). В мае 1957 года по личной просьбе, в связи с перенесённым двухсторонним инфарктом, освобождён от должности заместителя министра обороны.
С 1950 по 1960 — председатель Всесоюзного научного совета по радиофизике и радиотехнике АН СССР. С 1959 — председатель научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика» при Президиуме АН СССР. Возглавлял координацию исследований по кибернетике. Внёс значительный вклад в становление в СССР бионики, технической кибернетики, структурной лингвистики, искусственного интеллекта.
Аксель Берг умер 9 июля 1979 года в Москве. Он похоронен на Новодевичьем кладбище...

Этот день в авиации. 10 ноября

1895 - Родился Джон Кнудсен Нортроп, американский авиаконструктор.

Получив высшее образование, работал чертежником в фирме "Дуглас", затем инженером, конструктором. В 1927 участвовал в создании компании "Локхид эйркрафт" в Лос-Анджелесе и стал её главным инженером. Во время работы в компании сконструировал и построил самолёты "Воздушный экспресс" и "Локхид вега" - свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом, который установил множество рекордов. В 1928 совместно с У.Джеем Нортроп основал фирму "Авион", которая занималась разработкой самолёта типа "летающее крыло". В 1931 покинул фирму и организовал собственное предприятие "Нортроп корпорейшн", где создал гражданские самолёты "Нортроп гамма" и "Нортроп дельта", а также штурмовики Н-17 и Н-17А. С 1932 в сотрудничестве с фирмой "Дуглас эйркрафт" Нортроп работал над созданием самолётов серии DC. В 1937 его компания вошла в состав "Дуглас эйркрафт", а в 1939 была основана корпорация "Нортроп эйркрафт", директором которой Нортроп оставался до 1952. Среди наиболее известных разработок Нортропа - сотовая конструкция крыла и хвостовое оперение с несущей обшивкой, применение на гражданских самолётах щелевых закрылков, изобретение двойных щелевых закрылков для пикирующих бомбардировщиков.Его идея (самолёт - летающее крыло) спустя несколько десятилетий были использованы при разработке бомбардировщика-невидимки B-2.

Brunov_AG.jpg

1905 - Родился Анатолий Григорьевич Брунов — советский авиаконструктор. Разработчик двух наиболее массовых реактивных боевых самолётов в истории авиации: МиГ-15 (околозвукового; заместитель главного конструктора, ведущий изделие) и МиГ-21 (сверхзвукового; главный конструктор). Герой Социалистического Труда(1957). Лауреат Ленинской премии(1957) и трёх Сталинских премий(1949,1950,1952).

В 30-х года был заместителем авиаконструктора А. А. Дубровина. С 1939 г. работал в ОКБ А. И. Микояна, был зам. Генерального конструктора. Руководил проектированием самолётов, начиная с МиГ-1 и заканчивая МиГ-21.В конце 1966 года Брунов ушёл на пенсию. Умер в 1972 году. Похоронен на Введенском кладбище (29 уч.).

Этот день в авиации. 10 ноября

1907 - Первый полёт первого моноплана Blériot VII с тянущим двигателем, закрытым фюзеляжем, расположенным позади хвостовым оперением и двухколёсным шасси; Луи Блерио.

Этот день в авиации. 10 ноября

1917 - В Петрограде, в Смольном, при Военно-революционном комитете образовывается Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания - первый революционный орган по руководству советской авиацией.

Его председателем был избран Александр Васильевич Можаев, солдат-летчик, коммунист. Началось формирование первых авиационных отрядов, основу которых составляли авиаторы и самолёты дореволюционной России, находившиеся на фронтах продолжавшейся мировой войны. Из Киева и Полтавы самолёты и имущество вывозились под огнём немецких войск и петлюровских банд, 1-й авиационный парк оставил Одессу в тот момент, когда немцы входили в город. В общей сложности с фронтов было выведено более 50 истребительных, разведывательных и воздухоплавательных отрядов, в которых насчитывалось около 300 самолётов 19 различных типов. Это были в основном разведчики типа "Фарман-30", "Сопвич" и "Ньюпор-10", истребители "Ньюпор-17" и "Ньюпор-23". Скорость их полёта не превышала 135-170 км/час, а потолок - 4500-5000 м. К концу 1918 года в составе Красного воздушного флота было 269 лётчиков и 59 лётчиков-наблюдателей. В 1918-1920 годах в стране уже действовало 12 авиационных школ и курсов, подготовивших за годы гражданской войны 1100 лётчиков и 240 лётчиков-наблюдателей. За годы гражданской войны лётчики провели 144 воздушных боя и сбили 21 самолёт противника, было совершено более 20 тысяч самолёто-вылетов, сброшено свыше 95 тысяч бомб и 9 тысяч кг агитационной литературы. Высшей награды того времени - ордена Красного Знамени удостоены 219 лётчиков и лётчиков-наблюдателей, 19 из них - дважды, а Иван Ульянович Павлов, Пётр Христофорович Межерауп, Сократ Александрович Монастырёв, Юрий (Георгий) Игнатьевич Арватов, Яков Николаевич Моисеев и лётчик-наблюдатель Евгений Михайлович Ухин - трижды.

Этот день в авиации. 10 ноября

1919 - Первый полёт Blériot-SPAD S.27. Летом 1919 года, конструктор Андрэ Хербемонт (André Herbémont) работающий на фирме Bleriot, предложил проект лёгкого транспортного самолёта созданного на базе истребителя Первой Мировой - SPAD S.XX.

Он представлял собой трёхместный одностоечный биплан, оснащённый двигателем Hispano-Suiza 8Fa мощностью 300 л.с. Пилот S.27 располагался в открытой кабине, а два пассажира - в закрытой кабине.

Первоначально было выпущено три экземпляра для авиакомпании CMA (Compagnie des Messageries Aériennes), использовавшей S.27 на линии Париж - Лондон. После объединения с Grands Express Aériens в новую компанию Air Union, заказ был расширен до 10 самолётов.

 В 1919 году на S.27 были побиты сразу три рекорда в своём классе - достигнута высота  9520 метров (только пилот) и 7300 метров (с двумя пассажира), а так же развита максимальная скорость в 288 км/ч.

Этот день в авиации. 10 ноября

1923 - Первый полёт планера «АВФ-3 Мастяжарт-1». конструкции Сергея Владимировича Ильюшина, пилот В. Денисов. Лётчик В.Денисов получил ушибы, так как планер заскользил на крыло и упал. Делали его в Лефортовском районе, в Мастерских тяжелой и осадной артиллерии (Мастяжарт) в содружестве с коллективом мастерских, и первый летательный аппарат будущего конструктора, он же третий планер, построенный слушателями академии, стал называться «АВФ-3 Мастяжарт-1». Это был лёгкий учебный аппарат весом два пуда, длиной пять метров, с верхним крылом размахом девять метров. По виду – обглоданный скелет самолёта. До него были построены «АВФ-1 Арап» Михаила Клавдиевича  Тихонравова и «АВФ-2 Стриж» Владимира Сергеевича Пышнова. Вместе с ильюшинским эти аппараты приняли участие в Первом всесоюзном слете планеристов в Коктебеле в ноябре 1923 года.

Этот день в авиации. 10 ноября
1924 - Родился Михаил Фёдорович Решетнёв — советский и российский учёный, инженер-конструктор, один из основоположников советской (российской) космонавтики. Доктор технических наук, профессор. Академик АН СССР/РАН. Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской премии (1980) и Государственной премии РФ (1995). М. Ф. Решетнёву принадлежит более двухсот научных трудов и изобретений. Под его руководством или с его непосредственным участием было разработано около тридцати типов космических комплексов и систем. Количество выведенных с 1959 по 1996 годы на орбиту спутников, созданных возглавляемым им предприятием, — более одной тысячи единиц. Внёс существенный вклад в развитие российских систем спутниковой связи и спутниковой навигации. Оказал значительное влияние на создание сибирской научной школы, объединив вокруг себя талантливых учёных, инженеров, разработчиков ракетно-космической техники. С декабря 1976 по декабрь 1984 года член-корреспондент Академии наук СССР, с 1984 года действительный член АН СССР.
Окончил Московский авиационный институт в 1950 году с отличием. Преддипломную практику прошёл в НИИ-88, под руководством Михаила Клавдиевича Тихонравова; дипломную работу защищал по ракетной тематике. С 1950 по 1959 год работал в «королёвском» ОКБ-1 инженером, ведущим конструктором, заместителем Главного конструктора.
С 1959 года М. Ф. Решетнёв, являясь заместителем Главного конструктора ОКБ-1, Сергея Павловича Королёва, одновременно становится главным конструктором предприятия п/я 80 — начальником «восточного» филиала ОКБ-1 (с октября 1961 года именуется ОКБ-10), размещённого в городе Красноярске-26 (сейчас город Железногорск Красноярского края).
С ноября 1962 года молодой конструкторский коллектив принял от ОКБ-586, возглавляемого Михаилом Кузьмичём Янгелем, проект создания ракеты-носителя лёгкого класса. М. Ф. Решетнёву было 39 лет, когда руководимое им предприятие на основе боевой баллистической ракеты Р-14 завершило разработку универсальной ракеты-носителя «Космос»,. В августе 1964 года с её помощью были выведены на орбиту первые спутники ОКБ-10.
Ярко характеризуют личность Михаила Фёдоровича воспоминания Бориса Евсеевича Чертока об истории передачи в Красноярск-26 семейства спутников «Молния»:
В 1967 году ОКБ-10 перестаёт быть филиалом, и именуется КБ прикладной механики (КБ ПМ), а М. Ф. Решетнёв становится генеральным конструктором самостоятельного конструкторского бюро, основной тематикой которого все последующие годы будет создание информационных спутниковых систем (связи, телевещания, навигации, геодезии) как для военных, так и для гражданских целей. С 1977 года по день смерти — Генеральный конструктор и Генеральный директор НПО Прикладной механики, включившего в свой состав Механический завод и КБ ПМ.
Скончался 26 января 1996 года.Похоронен в Железногорске, на Городском кладбище...
1945 - Первый полёт советского учебно-тренировочного истребителя. Як-11. Планер Як-11 в основном повторял Як-3. Исключением стала двухместная кабина. Вооружение его состояло из синхронного пулемёта УБС калибра 12,7 мм с пневмоперезарядкой и электропневматическим спуском и боезапасом 100 патронов, а также двух 50-кг бомб на крыльевых держателях БД2-45, располагавшихся вне плоскости, ометаемой воздушным винтом, на расстоянии 2055 мм от оси самолёта. Двигатель АШ-21 мощностью 700 л. с.
Самолёт использовался странами социалистического лагеря с 1947 по 1962 годы. Самолёт в своем классе установил ряд мировых рекордов по скорости.
Этот день в авиации. 10 ноября

1948 - Угон Ли-2 ВВС СССР. Авиационный механик л-т Владимир Барашков, совершил побег с одного из дальневосточных аэродромов на японский остров Рисири. При посадке у самолёта подломилась правая опора, сам угонщик не пострадал. Он получил политическое убежище в США

Этот день в авиации. 10 ноября

1949 - Состоялся первый полёт многоцелевого Sikorsky S-55/H-19 Chickasaw Игоря Сикорского S-55.

Этот день в авиации. 10 ноября

1965 - Катастрофа Ту-124В Северного УГА близ Мурманска.

Экипаж 205 лётного отряда выполнил взлёт в 14:21 и после набора высоты занял эшелон 10 000 м. За 7 минут до расчётного времени прибытия в Мурманск, экипаж получил погоду: облачность 10 баллов кучево-дождевая 260 м, снегопад, видимость 1 500 м. Диспетчер КДП разрешил снижение до 2 400 м, затем до 700 м и передал условия посадки. На высоте 800 м КВС выполнил четвертый разворот несколько раньше и вышел из него левее на 800 м. Он продолжил снижение на ДПРМ с поправкой курса для выхода на посадочный. ДПРМ (7 100 м от ВПП) был пройден левее на 400 м. Экипаж продолжил снижение до БПРМ (2 400 м от ВПП) до 180 м.
Самолёт внезапно попал в сильный снежный заряд. КВС продолжил снижение ниже глиссады. От диспетчера экипаж получил неточную по расстоянию (он сказал 2 800 м) информацию о пролёте БПРМ. КВС перенес взгляд на землю и, увидев огни домика БПРМ, принял их за огни начала ВПП. Увеличив вертикальную скорость снижения до 8-9 м/с, он продолжил снижение. В 2 127 м от начала ВПП (273 м после пролета БПРМ) в 15:57 самолёт ударился об лёд озера Килп-Явр. При движении по льду самолёт потерял левую плоскость крыла, а в 620 м от БПРМ фюзеляж раскололся пополам (отделилась пилотская кабина). Затем произошло отделение правой плоскости. Фюзеляж остановился на льду в 1 562 м от начала ВПП (838 м от БПРМ), продавил его и быстро затонул. Солдаты с БПРМ сумели спасти из затонувшей части самолёта нескольких пассажиров. Кабина пилотов остановилась на льду в 166 м левее фюзеляжа и также провалилась под лёд на мелководье у небольшого острова на середине озера. Она затонула частично. Все члены экипажа, кроме штурмана, сумели покинуть её. Из 57 пассажиров погибло 30.

1967 - Американская автоматическая межпланетная станция "Surveyor-6" (запуск 7.11.1967г) совершила мягкую посадку на поверхность Луны.

Этот день в авиации. 10 ноября

1968 - Стартовал корабль 7К-Л1 №12, получивший после успешного выведения на траекторию полёта к Луне, название «Зонд-6». 14 ноября корабль облетел Луну на расстоянии 2415 км от поверхности и два раза сфотографировал её - с расстояния 9000 км и при максимальном сближении. При возвращении корабля произошла разгерметизация корпуса СА до 380 мм рт.ст. Отмечались и другие неисправности, однако это не помешало впервые совершить управляемый спуск в атмосфере Земли с использованием аэродинамического качества и совершить посадку на территории Советского Союза. Но уже на последнем этапе полёта из-за разгерметизации парашютного контейнера возник «коронный разряд», приведший к выдаче высотомером ложной команды на отстрел стренг парашютной системы на высоте 5300 метров.
СА корабля упал на территории космодрома Байконур в 16 км от стартовой площадки (подобных случаев не было ни до, ни после). Корпус СА при падении был смят и разорван, все биологические объекты на борту корабля погибли. Тем не менее из кассет фотоаппарата на борту СА удалось извлечь плёнку и впервые получить высококачественные цветные снимки Земли и Луны из космоса.

434279main soviet rovers lunokhod.jpg
1970
 - С космодрома Байконур РН «Протон» с двигателями КБХА РД-0210, РД-0211, РД-0212 на второй и третьей ступенях запущена АМС «Луна-17» (НПОЛ), доставившая на Луну первый автоматический самоходный аппарат «Луноход-1» (НПОЛ). КА совершил посадку 17 ноября в Море Дождей. Был выведен на поверхность Луны первый самоходный исследовательский планетный аппарат. «Луноход-1» курсировал по поверхности около 300 земных суток (11 лунных), прошел 10,5 км, передал на Землю 20000 снимков, проводил анализ состава грунта и исследования его механических свойств.

Этот день в авиации. 10 ноября

1975 - Завершены испытания опытно-экспериментального самолёта Су-25 (Т8-1). Поднял первую опытную машину в воздух шеф-пилот ОКБ, заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Сергеевич Ильюшин 22 февраля 1975 года. Тогда она шла под наименованием Т8-1. Серийное производство Су-25 началось в 1979 году.

Этот день в авиации. 10 ноября
1982 - Первый полёт боевого вертолёта Ми-28 с ТВлД ТВЗ-117ВМА, лётчик-испытатель Гурген Рубенович Карапетян, штурман-испытатель Виктор Цыганков.
В середине 1970-х годов два главных вертолётных конструкторских бюро СССР параллельно начали работу над проектами перспективных ударных вертолётов. В ОКБ Камова работали над будущим Ка-50, а в ОКБ Миля проектировали Ми-28.
Ми-28 представляет собой одновинтовой вертолёт с рулевым винтом и вспомогательным крылом. Двухместная кабина лётчика и штурмана оператора бронирована. В отличие от Ми-24, у нового вертолёта нет десантно-грузовой кабины. В версии Ми-28Н оснащается 2 × турбовальными двигателями ВК-2500-02 (2200 л.с.) Максимальная скорость — 300 км/ч, дальность полёта — 450 км. Вооружение — 30-мм пушка 2А42 + до 2300 кг боевой нагрузки на 4 точках подвески.
Испытания, доработка и устранение недостатков вертолёта заняли много времени. Лишь в 1996 году разработали модификацию Ми-28Н «Ночной охотник», которую приняли на вооружение ВКС РФ в 2013 году. Также Ми-28Н стоит на вооружении ВВС Ирака и Алжира.
 
Этот день в авиации. 10 ноября
1985 -  Первый полёт БТС-002 - самолёта-аналога орбитального корабля многоразового использования «Буран», созданного под руководством Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского. Экипаж - Заслуженный лётчик-испытатель СССР Игорь Петрович Волк, лётчик-испытатель Римантас Антанас Станкявичюс. Высота полёта составила 1,5 км при скорости 480 км/ч.

Это был полноразмерный самолёт-аналог космического корабля «Буран», предназначенный для наземных испытаний и отработки в атмосфере схем захода на посадку и саму посадку, включая автоматические режимы. При полном соответствии органов аэродинамического управления, массовых и других характеристик с ОК «Буран», имел различия в аэродинамической компоновке.

Этот день а авиации. 10 ноября

1988 - ВВС США впервые представили публике самолёт-невидимку F-117.

Этот день в авиации. 10 ноября

1990 - Катастрофа самолёта Ту-16, аэродром Тарту, КК командир АЭ п/п-к Хакимов. Это была последняя катастрофа с этим типом самолёта.
Экипажу предписывалось перегнать отслуживший своё самолёт на базу разделки и утилизации авиационной техники. Сразу после отрыва самолёт начинает энергично переворачиваться и с креном более 40° сталкивается с землёй правее окончания ВПП в лесополосе. Все, кто находился в передней кабине, погибли, КОУ и ВСР остались живы.
Расследование показало, что произошло разрушение качалки элерона и самолёт стал неуправляем.
Самолёт долгое время находился на базе хранения без эксплуатации. "Коммерсанты" в погонах от МО в поисках лёгкой наживы продавили решение о сдаче в металлолом самолётов, находившихся на базе хранения. Самолёт готовили к полёту ускоренными темпами, причём отказы различных систем устранялись в день вылета путём простой замены агрегатов с других самолётов без детальной проверки. До этой катастрофы с базы был уже перегнан один самолёт, у которого в полёте произошло несколько серьёзных отказов, лишь по счастливой случайности не приведших к ЛП. После этой катастрофы оставшиеся на базе самолёты Ту-16 были разрезаны и утилизированы на месте.

Этот день в авиации. 10 ноября
1994
 - Приказом гендиректора РКА №74 во исполнение постановления Правительства РФ от 29.08.1994 №996 для организации и выполнения работ по эксплуатации объектов НКИ космодромов и оказания полного комплекса услуг по запуску КА на ракетах-носителях всех классов и типов образован Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры при РКА (ЦЭНКИ при РКА– ныне ФГУП «ЦЭНКИ»). За время своего существования ЦЭНКИ принял участие в подготовке и запуске с космодромов Байконур и «Плесецк» более 150 КА различного назначения, в т.ч. – иностранных.

Этот день в авиации. 10 ноября

2003 - Мировые рекорды высоты полёта с коммерческим грузом 35 т, 40 т, 45, 50 т и 55 т - 7355 м, а также самая большая коммерческая нагрузка 55.063 кг поднята на высоту 7355 м;  лётчик-испытатель Виталий Яковлевич Горовенко на Ан-70.

Этот день а авиации. 10 ноября
2005 - Экипаж ведущего лётчика-испытателя Boeing Сюзанны Дарси-Хеннеман установил мировой рекорд дальности полёта коммерческих самолётов. Её Boeing 777-200LR Worldliner пролетел нон-стоп из Гонконга в Лондон 21601,33 километров за в 22 часов 22 минуты. Во время полёта также установлены два рекорда скорости - в среднем 981,57 километров в час из Лос-Анджелеса в Нью - Йорк и 910,54 километров в час из Нью-Йорка в Лондон...

Картина дня

наверх