На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 710 подписчиков

Свежие комментарии

ПЕРВЫЕ РУССКИЕ АВИАТРИСCЫ - 2

ПЕРВЫЕ РУССКИЕ АВИАТРИСCЫ - 2

false


АВИАТРИСCА № 2 царской России - княгиня Шаховская Евгения Михайловна (1889-1920).
Первая в мире женщина - военный лётчик.
Дочь тайного советника, сенатора, князя Михаила Шаховского. Состояла в родстве с царской семьёй Николая II.






Лицензию пилота княгиня Шаховская получила 16 августа (29 августа - по новому стилю) 1912 года в Германии.

Летала как на одиночных, так и на парных аэропланах. Во время одного из полётов в апреле 1913 года в паре со знаменитым русским авиатором Всеволодом Михайловичем Абрамовичем (они вместе на фото) произошла авиакатастрофа, в которой Абрамович погиб, а Шаховская выжила. Многие вину за гибель Всеволода Михайловича возлагали на княгиню Шаховскую.




С началом 1-й Мировой войны княгиня Шаховская подала прошение царю Николаю II об отправке её на фронт в качестве военной лётчицы.




Прошение было удовлетворено и с ноября 1914 года Евгения Шаховская служила в 1-м армейском авиаотряде Северо-Западного фронта. Правда чуть более месяца, так как была арестована по обвинению в шпионаже. И только благодаря личному вмешательству царя избежала смертной казни, последнюю заменили на пожизненное заключение. Княгиню освободили большевики. В 1917-1918 годах работала следователем в Киевской ЧК.




Убита во время случайной перестрелки в 1920 году. Замужем не была, детей не было.



АВИАТРИССА № 3 царской России - Евдокия Васильевна Анатра (?-?).
Родственница известного одесского миллионера, президента Одесского аэроклуба, владельца авиазавода в г. Одессе и аэропланосборочного завода в г. Симферополе Артура Антоновича Анатра.



Евдокия Анатра успешно закончила школу Первого Российского товарищества воздухоплавания (П.Р.Т.В.) «Гамаюн» 3 (16) октября 1911 года. Ей (на фото она стоит и у неё на голове - шапочка с белой каймой) был вручён диплом авиатора за номером 54. Других сведений о Евдокии Анатра найти не удалось.


АВИАТРИССА № 4 царской России - Голанчикова (Галанчикова) Любовь Александровна (1889–1961).

Родилась в бедной петербургской семье. Профессиональная певица и актриса. Выступала под псевдонимом "Молли Море".





9 (21) октября 1911 года окончила авиационную школу Первого российского товарищества воздухоплавания "Гамаюн" и получила диплом пилота – авиатора № 56. И ранней весной 1912 года имя «Молли Море» навсегда исчезает со столичных афиш, зато появляется другое "Любовь Голанчикова. Выступления женщины-авиатриссы".
Она совершает большое турне по российским городам с показательными выступлениями на стареньком аэроплане. Турне заканчивается авиааварией 2 мая 1912 года в Риге. В это же время происходит её знакомство с Антонни Фоккером, известным в будущем авиаконструктором.
Любовь Голанчикова покоряет А.Фоккера мастерством пилотажа, а уже в ноябре 1912 года ставит в Берлине на самолёте "Фоккер" мировой рекорд высоты для женщин - 2200 метров. Так Любовь Голанчикова становится шеф-пилотом фирмы "Фоккер".





Летом 1913 года по предложению известного французского авиаконструктора Морана участвует в перелёте Берлин-Париж на новом двухместном самолете «Моран-Солнье».
"Группа летчиков поздравляет французского авиатора Бриндежон де Мулине (стоит 3-я слева в 1-м ряду Л.А. Галанчикова). Июнь 1913 года."





С началом 1-й Мировой войны Любовь Александровна, вышедшая к тому времени замуж (её муж был богатым купцом), возвращается в Россию, на время отходит от лётного дела, но любовь к небу берёт своё. И вскоре Голанчикова начинает проводить испытания аэропланов, выпускаемых фабрикой Ф.Ф.Терещенко.
Поначалу Голанчикова принимает революцию и даже вступает в тренировочную эскадрилью ВВС Красной Армии, совершает несколько боевых вылетов, но в основном занимается подготовкой красноармейцев-пилотов.
После окончания Гражданской войны Голанчикова вместе с мужем принимает решение эмигрировать сначала в Германию, затем в США. Жила в Нью-Йорке, где с 1942 года подрабатывала шофёром.
Любовь Александровна Голанчикова скончалась в Нью-Йорке в 1961 году.
Ещё находясь в зените своей славы, Любовь Голанчикова делилась с журналистами: «Мы, воздушные странницы, самые смелые люди. Время как будто остановилось для нас. Вечность задевала нас своим крылом. И пусть до звёзд ещё далеко, но „вольный сын эфира“ — аэроплан — поднимет воздухоплавательных Тамар ещё высоко над землей».



АВИАТРИССА № 5 царской России - Долгорукая (Долгорукова) Софья Алексеевна (1887–12.12.1949).
Княгиня, дочь графа А.А.Бобринского- сенатора, обер-гофмейстера, председателя Императорской Археологической комиссии.




В Женском институте изучала медицину. Во время сербско-болгарской войны за работу в холерном лагере награждена сербским королём Петром I.
Княгиня Долгорукая одна из первых в России женщин-автомобилисток и авиатрисс. Состояла членом Императорского Российского Автомобильного Общества. Софья Алексеевна была единственной женщиной среди 48 участников Киевского автопробега протяжённостью 3200 км на приз Его Императорского Величества Николая II, проходившего с 16 по 29 июня 1910 года .
"Княгиня Долгорукая на автомобиле "Делоне-Бельвиль" 18 л.с. Рядом с ней сидит её первый муж, князь Сергей Александрович Долгорукий, флигель-адъютант, полковник Конного лейб-гвардии полка. 1910 год. Киевский автопробег."



"Княгиня Долгорукая за рулем своего "Делоне-Бельвиль" во время Императорского пробега 1910 года на промежуточном финише в Киеве."



В начале 1910-х годов увлеклась авиацией. В 1911 году прошла курс обучения в авиашколе Блерио, во Франции. Вернувшись в Россию, поступила в школу пилотов Императорского Российского Аэро-клуба (ИВАК) и 5 апреля 1914 года получила удостоверение пилота №234. В эти же годы разводится со своим первым мужем.
"Княгиня Софья Алексеевна Долгорукая за штурвалом аэроплана, Франция, 1912 год."




С началом 1-й Мировой войны ходатайствовала о назначении в военную авиацию, но прошение было отклонено и княгиня Долгорукая ушла на фронт сестрой милосердия.
Уже при советской власти в Петрограде (25.11.1918) Софья Алексеевна вторично выходит замуж, за князя П.П.Волконского (1872-1957), а позже уезжает в Англию. В 1921 году возвратилась в СССР, чтобы вызволить из тюрьмы своего мужа и уже вместе с ним вернулась в Лондон. С 1926 года работает водителем такси, секретарём, гидом-переводчиком. Софья Алексеевна - автор книги о Москве, изданной в Париже на русском языке в 1928 г.; публикации-«Горе побеждённым» (1934, Париж), её перу принадлежат статьи и обзоры в «Возрождении» и «Русской мысли». Во время оккупации Парижа в сентябре 1942 года посещала дочь (от первого брака) в немецком плену. Умерла во Франции 12 декабря 1949 г., похоронена на одном из кладбищ Парижа.



АВИАТРИССА № 6 царской России - Самсонова Елена Павловна (1890–1958).
Дочь военного инженера.




Как и Лидия Зверева, окончила курс Белостокского института благородных девиц. Увлекалась автомобилями, а в сентябре 1913 года, участвуя в соревнованиях в пригороде Москвы, даже завоевала специальный приз.
Летом 1913 года Елена Самсонова сдала пилотский экзамен и получила диплом пилота-авиатора ИВАК №167 от 23.08.1913. Елена Павловна Самсонова стала первой женщиной-пилотом, получившей диплом на Московском аэродроме.
После начала 1-й Мировой войны работала сестрой милосердия в военном госпитале в Варшаве, затем служила армейским шофёром.
Весной 1917 года премьер-министр Временного правительства А.Ф. Керенский официально разрешил женщинам служить в армии. Е. Самсонова попала служить в 26-й КАО и, возможно, совершила несколько боевых вылетов на разведку в качестве наблюдателя. После Гражданской войны Самсонова работала преподавателем физкультуры в Сухуми. Умерла в 1958 году.



https://www.liveinternet.ru...

наверх