На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 672 подписчика

Свежие комментарии

День штурманской службы ВВС РФ

24 марта в России отмечается День штурманской службы Военно-воздушных сил. Появился этот праздник в военном календаре страны недавно – в 2000-м году, когда Главнокомандующий ВВС РФ подписал соответствующий приказ. Сам приказ появился в связи с многочисленными обращениями в главное оборонное ведомство страны представителей штурманской службы ВВС, сообщавших о том, что государство могло бы отметить нелёгкий штурманский труд отдельной датой в праздничном календаре Российской Федерации.

2 августа 2000 года тогдашний Главком ВВС Анатолий Корнуков решил удовлетворить просьбу. День штурманской службы ВВС с 2001 года в России отмечается официально.

День штурманской службы ВВС РФ

Почему именно 24 марта стало датой празднования дня авиационного военного штурмана? Дело в том, что именно в этот день в далёком 1916 году подписан приказ о формировании в России Центральной аэронавигационной станции. Ход Первой мировой войны говорил о существенном военном преимуществе тех государств, которые обладали развитым военно-воздушным флотом, основывающимся на стратегически важной информации, в свою очередь получаемой в ходе аэронавигационных наблюдений. Аэронавигационная служба позволяла определять эффективные варианты использования средств военной авиации в тех или иных условиях. Однако в ходе Первой мировой службе так и не суждено было развиться в полноценный сегмент военно-воздушного флота, так как и сам российский воздушный флот не имел полноценной господдержки, да и развитие событий не столько на фронтах, сколько внутри самой России не позволяли уделять должное внимание такому развитию.
К моменту революции 1917 года, в результате которой к власти пришли большевики, от имевшегося в российской армии отряда осталась лишь его треть, причём уровень подготовки тех, кто поддержал революционный раскол, оставлял желать лучшего. Ещё хуже дела обстояли со штурманами, который в те годы именовались аэронавигаторами. К 1920 году на всю страну таких специалистов было около 46 человек. К 1923 году ситуация стала выправляться, так как в начавшем формироваться Советском Союзе появились первые лётные школы, а также на самом высоком уровне было принято решение о выделении в эскадрильях должностей аэронавигаторов. Эти специалисты готовились по программе так называемых лётчиков наблюдателей, которые накапливали опыт по пилотированию самолётов, придерживаясь наиболее значимых ориентиров на земной поверхности. По понятным причинам, речи о наличии каких-либо "продвинутых" штурманских приборов, которые могли бы в автоматическом режиме помогать лётчику вести самолёт, не шло. Вся навигационная работа велась при помощи инструментов, которые сейчас можно увидеть в музеях военной авиации. Уже через несколько месяцев было принято решение о том, что специальность аэронавигатора должна быть приравнена к лётному составу.


Огромный вклад в развитие штурманской службы ВВС на начальном этапе её становления в Советской России внёс Борис Стерлигов. Его по праву можно назвать отцом-основателем штурманской службы в том виде, в котором она начала своё полноценное развитие в структуре отечественной военной авиации. Борис Васильевич известен своим авиаперелётом по маршруту Москва-Нью-Йорк в 1929 году, совершённом с командиром экипажа С.А.Шестаковым. В начале 1930-х он становится Главным штурманом Военно-воздушных сил. В воздушный флот страны Борис Стерлигов пришёл в 1923 году – после обучения в Петроградской технической артиллерийской школе, боёв на фронтах Гражданской войны, окончания Высшей военно-педагогической школы Москвы и преподавательской деятельности на пехотно-пулемётных курсах в Баку. После того, как Борис Васильевич оказался Главвоздухфлоте Советской России, его назначили на должность заместителя начальника Центральной аэронавигационной станции. Через два с небольшим года Борис Стерлигов с командиром экипажа В.О.Писаренко осуществил перелёт Москва-Севастополь-Киев общей протяжённостью 3000 км. Борис Васильевич прокладывал маршрут, не имея в своём распоряжении ни радиотехнических средств, ни карты, а используя лишь компасный курс и наземные ориентиры.
Борис Стерлигов руководил главной штурманской службой страны до второй половины 40-х годов. За это время он успел разработать собственную методику самолётовождения по компасу (как в дневное, так и в ночное время суток), которая стала единой для лётного состава и штурманов ВВС. Под его руководством были разработаны специальные барометрические измерители высоты и определители скорости самолёта, солнечный курсоуказатель, навигационный визир.
В 1930 году в Советском Союзе появляется, по сути, первое издание, целиком и полностью посвящённое работе авиационных штурманов. Это «Руководство по воздушной навигации», а затем и «Наставление по аэронавигационной службе НАНС-30», которые на несколько лет стали полноценными учебными пособиями для отечественных (и не только отечественных) штурманов. Кстати, именно в этих учебных материалах впервые в СССР упоминается понятие авиационного штурмана.
1930-й год можно считать особым для штурманской службы. Именно в 1930 году благодаря личному обращению Бориса Стерлигова к руководству ВВС устанавливается организация аэронавигационной, аэрофотосъёмочной и метеорологической служб.
Через пару лет появляется НАНС-32, благодаря которому должности лётчиков наблюдателей заменяются должностями штурманов. В 1933 году Борис Стерлигов и получил должность главного штурмана (флагштурмана) ВВС.

Рабочее место штурмана в носовой части кабины торпедоносца Ил-4.
Рабочее место штурмана в носовой части кабины торпедоносца Ил-4.

Нельзя не отметить и ещё одно выдающееся достижение первого главного штурмана военно-воздушного флота страны. Речь о разработке уникальной операции по доставке из США в СССР самолётов по ленд-лизу через Аляску. Это знаменитый Алсиб – воздушная трасса от Аляски до Сибири, начавшая действовать в 1942 году. В США начало трасса брала в городе Грейт-Фолс (Невада), а заканчивалась в Номе и Фэрбанксе на Аляске. Оттуда самолёты двигались до Чукотки и Якутии. Для этого в СССР были построены несколько аэродромов в Сеймчане, Киренске, Уэлькале. Действовали и вспомогательные ВПП – Оймякон, Олёкминск, Марково, Сусуман, Алдан. Ещё целая серия аэродромов готовилась к приёму самолётов в Зырянке, Анадыре и других населённых пунктах северной части Дальнего Востока. Советские лётчики перегоняли американские самолёты, за которые правительство СССР расплачивалось с Вашингтоном золотом и другими материальными ценностями, из Нома и Фэрбанкса на территорию Советского Союза.
В 1944 году по Алсибу перелёт осуществил самолёт, на борту которого находился вице-президент США Генри Уоллес. Всего же за годы существования воздушной трассы (1942-1945) по ней было перевезено 128 371 пассажира, и 18 753 тонн грузов. В Красноярске есть мемориальная доска, посвященная лётчикам, участвовавших в так называемых перегонных командах по Алсибу.

Значимость штурманской службы для ВВС РФ и безопасности страны в целом сложно переоценить. Челябинский филиал Военно-воздушной академии им.проф.Жуковского Н.Е. и Гагарина Ю.А. выпустил 29 штурманов, четверо из них отправились для несения службы на Крымский полуостров.

Главный штурман ВВС РФ Михаил Звягин:

На военном штурмане лежит основная нагрузка по применению оружия, средств разведки, десантированию, применению радиоэлектронных средств борьбы. Поэтому роль штурмана непременно будет повышаться. Те, кто расформировывали училища, или укрупняли образовательный статус подготовки лётных кадров, убирая из этого процесса штурманский вуз, наверное, в этом плане ошибались, считая, что эпоха штурмана заканчивается. К счастью, это не так. Я как руководитель штурманской службы глубоко уверен, что специальность эта будет очень востребована и в настоящем, и в будущем.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх