В прошлом космоплана «Dream Chaser» есть интригующая история о том, как в первую очередь пришла в Лэнгли идея о его предшественнике HL-20. Корабль разрабатывается компанией Sierra Nevada Corporation для многоразового использования при доставке грузов на МКС.
3 июня 1982 года, когда "Холодная война" подходила к концу, австралийский разведывательный самолет P-3 Orion патрулировал воды в Индийского океана, недалеко от Кокосовых островов, там он заметил советский корабль изо всех сил пытающийся захватить объект в воде и поднять его на борт.
Имитация испытаний космоплана Бор-4 в криотермовакуумной барокамере, фото из открытых источников
Этот объект, Бор-4, был беспилотным прототипом космического корабля, использовавшегося для проверки идей теплозащитного экрана. Именно того, что СССР предполагал использовать для своей программы космических челноков. Когда космический самолет качался в океанических водах, камеры на борту Р-3 запечатлели все в подробностях.
"Это действительно была немая комедия", - сказал Дель Фримен, когда инженер в Лэнгли, участвовавший в программе НАСА по разработке космического такси, был одним из немногих сотрудников центра, имевших достаточно высокий уровень допуска для просмотра фотографий, привезенных в Хэмптон агентами американской разведки. Фотографии Бора-4, как в воде, так и на борту корабля, позволяли определить примерный центр тяжести космического аппарата. Эти знания оказалась отправной точкой для Лэнгли, чтобы получить возможность “перепроектировать" 11-дюймовую модель из вишневого дерева, которая уже прошла гелиевые испытания в некоторых аэродинамических трубах центра. (Использование гелия позволяет проводить высокоскоростные испытания при комнатной температуре.) Были построены новые в том числе и более крупные модели с которыми было проведено больше испытаний. У разработчиков открылись глаза. У аппарата были отличные характеристики входа в плотные слои атмосферы Земли, от Маха 20 (20 ск. звука) до высоких околозвуковых скоростей", - сказал Фримен. "Характеристики были действительно хорошими."
Дополнительные испытания показали, что космический самолет имел естественную точку балансировки и нуждался в небольшом отклонении поверхности управления, чтобы оставаться стабильным. Марк Сиранджело приезжал в Россию и встречался с тремя из пяти русских инженеров работавшими по программе БОР-4, они были удивлены тем что их работа получила продолжение в США. Когда корабль будет закончен Марк заявил, что поставил бы имена российской команды рядом с именами американской.
Фото космоплана Dream chaser, источник NASA
При массе около 11 тонн многоразовый космоплан Dream chaser будет способен доставить на МКС около 5 тонн грузов и вернуть с орбиты 1,8 тонны. В будущем есть планы пилотируемых полетов с экипажем от 3 до 7 человек, руководство компании рассчитывает завершить разработку пилотируемой версии корабля и провести её подготовку к испытаниям в ближайшие 5 лет. В сентябре 2021 года ожидается первый испытательный полет космоплана с собственным именем "Упорство". Он будет оснащен расходуемым грузовым отсеком с солнечными батареями грузоподъемностью около 4,5 тонн в герметичном объеме и около 500 кг в негерметичном. В случае успеха ожидается 6 миссий по доставке грузов на МКС к 2024 году. Для запуска космического самолета на околоземную орбиту предполагается использовать новую ракету-носитель Вулкан от United Launch Alliance в модификации с 4 твердотопливными ускорителями и разгонным блоком Центавр.
Конфигурация РН Вулкан для запуска космоплана Dream chaser, источник ULA
Успехов инженерам Sierra Nevada Corporation's Space Systems с этим амбициозным и зрелищным проектом, будем с нетерпением ждать сентября 2021 года и регулярных рейсов на МКС.
Свежие комментарии