На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 25 апреля

Этот день в авиации. 25 апреля

Этот день в авиации. 25 апреля

1896 – Родился Павел Николаевич Куксенко — советский военный деятель и учёный, разработчик систем ПВО. Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1953), генерал-майор инженерно-технической службы (16.11.1950), член-корреспондент Академии артиллерийских наук (19.12.1949), доктор технических наук (1947), профессор (1949).

С 1923 года Куксенко — начальник радиолаборатории НИИ Военно-технического совета связи РККА. В 1924 году назначен постоянным членом технического комитета ВТУ РККА и одновременно заведующим отделом радиоприёмников радиолаборатории НИИ ВТСС РККА, где работал до 3 февраля 1931 года. Затем был переведен в Ленинград. Участвовал в создании первой советской самолётной радиостанции РСБ-5. В 1937 году в связи с отказом радиостанции самолёта Валентины Степановна Гризодубовой во время дальнего рекордного полёта был обвинен во вредительстве и арестован. С 1939 года работал в НИИ радиопромышленности НКВД. Преподавал в ЛВАС имени С. М. Буденного. Доктор технических наук (1947). Руководитель дипломной работы С. Л. Берия. Некоторое время был консультантом лаборатории журнала «Радиолюбитель», автор популярных брошюр и многочисленных статей в «Радиолюбителе». В сентябре 1947 года полковник инженерно-технической службы Куксенко назначен директором СБ-1 и главным конструктором системы КС-1 «Комета». В 1950 году был назначен главным конструктором зенитной ракетной системы ПВО С-25 «Беркут». В 1953 году, после смерти И.В. Сталина и ареста Л. П. Берия, был освобожден от должности главного конструктора и назначен учёным секретарем научно-технического совета КБ-1. Профессор, академик Академии артиллерийских наук, генерал-майор инженерно-технической службы. В 1978 году вышел на пенсию. Умер 17 февраля 1982 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище (2 уч.).

Этот день в авиации. 25 апреля

1907  Вышел первый номер журнала «Двигатель» (12 апреля ст. ст.). Выпускался до 1917 г., возобновлён в 1999 г.

Этот день в авиации. 25 апреля
1910
 - В Петербурге стартовала Авиационная неделя, давшая толчок развитию воздухоплавания в России. В ходе неё на Коломяжском ипподроме впервые прошли международные лётные соревнования. Летали: на аэроплане типа «Райт» - русский лётчик Николай Евграфович Попов, приехали бельгиец Христиансен, французы Эдмонд и Моран, немец Винцире и француженка Раймонда де Ларош, актриса, которая стала первой в истории женщиной-авиатором. Всю спортивную часть, в соответствии с правилами, установленными Международной спортивной комиссией, взял на себя Всероссийский аэроклуб. «Райты», «блерио», «фарманы», «Антуанетта», «Вуазен» выстроились вдоль скакового поля, вблизи зрительских трибун. Н. Е. Попов на первой авиационной неделе в Петербурге блестяще продемонстрировал своё лётное мастерство — на биплане „Райт“ установил рекорд высоты (600 м). В эти годы в Гатчине находилось учебное поле воздухоплавательного парка. Именно здесь Попов летал на „Фармане“, испытывал аэроплан „Райт“, обучал лётному мастерству поручиков Евгения Владимировича Руднева и Николая Николаевича Данилевского.

Этот день в авиации. 25 апреля

1915  Первый боевой вылет летающей лодки М-5 Дмитрия Павловича Григоровича (12 апреля ст. ст.).

Этот день в авиации. 25 апреля
1922
 - Состоялся первый полёт бомбардировщика-торпедоносца Stout ST-1. Бомбардировщик-торпедоносец Stout ST-1 стал первым цельнометаллическим самолётом авиации флота США. Этот моноплан,оборудованный двумя двигателями Packard V-1237 мощностью 400 л.с.,был изготовлен в 1922 году. Согласно предварительному контракту было заказано строительство трёх прототипов самолёта. Первый прототип потерпел аварию после 14 успешных полётов. Это привело к отказу в финансировании заказчиком оставшихся двух ST-1. Высокая стоимость самолёта (приблизительно 160 тыс. долларов) поставили фирму Уильяма Стоута на грань банкротства. Спасение пришло от группы финансистов и промышленников из Детройта, оказавших значительную материальную помощь фирме.

hpw8-1_2012-04-25.jpg

1924 - Для авиакомпании SABENA, решившей открыть линии в Бельгийском Конго Handley Page выбрала вариант самолёта с двумя двигателями Armstrong Siddeley Puma на крыльях и одним Rolls-Royce Eagle IX в носовой части. Эта версия получила название Handley Page W.8e. Первый полёт новый лайнер совершил 25 апреля 1924. Он предназначался для компании SABENA, поэтому носил бельгийский регистрационный номер O-BAHG.

Этот день в авиации. 25 апреля

1928 - Михаилу Михайловичу Громову предложили выполнить на истребителе И-1 штопор. Командование, надеясь на опыт и мастерство Громова, тем не менее обязало его взять в полёт парашют системы "Ирвин". На этот раз присутствие на борту средства спасения оказалось нелишним. Вывести И-1 из штопора не удалось, на высоте 120 м лётчик покинул самолёт и благополучно приземлился. Этот случай стал первым в истории авиации России, когда жизнь пилота была спасена благодаря парашюту.

 Этот день в авиации. 25 апреля

1935  Родился Владимир Иванович Ефимов — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1987), полковник(1978). Мастер спорта СССР международного класса.

Этот день в авиации. 25 апреля
1936
 - Испытатель Николь совершил на французском тяжёлом истребителе Р.630-01 первый полёт. Самолёт тогда имел деревянный стабилизатор без поперечного V, усиленный лентами-расчалками. Р.630-01 имел двигатели Испано HS 14Hbs по 580 л.с. 6 мая в полёте оторвалась лопасть винта. При вынужденной посадке получил повреждения левый мотор. В ходе ремонта на самолёт поставили новое, металлическое, горизонтальное оперение и стойки шасси большей длины.

Этот день в авиации. 25 апреля

1937  Лётчик-испытатель Александр Михайлович Ершов на самолёте АРК-3-1 конструкции Игоря Вячеславовича Четверикова установил мировой авиационный рекорд высоты полёта с грузом 1000 кг — 9190 м (в классе Cbis (гидросамолёты)).

Этот день в авиации. 25 апреля

1939 - Первый полёт французского лёгкого истребителя Arsenal VG-33. Самолёт был по большей части выполнен из дерева (использовалась ель), рама самолёта была закрыта формованной литой фанерой. С августа 1939 по март 1940 проводились испытания. Самолёт показывал себя хорошо, был манёвренным и простым в управлении. В сентябре 1939, до окончания испытаний, был составлен заказ на 200 самолётов, который затем был увеличен ещё на 720. Первые поставки ожидались в январе 1940 года. Из-за задержки поставок древесины первый серийный самолёт совершил первый полёт только в апреле 1940 года. К 22 июня 1940 года только семь самолётов было поставлено ВВС Франции. Приблизительно 160 находились в различных стадиях завершения на заводах SNCAN на севере Франции. Не менее 20,в основном законченных экземпляров,были уничтожены французами прежде, чем немецкие войска смогли захватить их. Ещё 12 самолётов французам удалось перегнать в Шатору. К ноябрю 1942 года немцам удалось захватить около 5 самолётов VG-33, и по крайней мере один из них был испытан в Рехлине, Германия.

Этот день в авиации. 25 апреля

1940  Образование 123 АРЗ (г. Старая Русса).

Этот день в авиации. 25 апреля
1941
 - Самолёт S.25 Sunderlandборт Т9084 под управлением флайт-лейтенанта Г. Ламмонда вывез из бухты Каламата (Греция) 82 человека (при 10 членах экипажа).

Этот день в авиации. 25 апреля

1943  При атаке на немецкий конвой в Конг-фьорде самолёт командира 3-й эскадрильи капитана Василия Николаевича Киселёва был подбит при выходе на цель - корабль «Лииси», но экипаж, совершив героический таран, ценой своей жизни уничтожил транспорт противника.Экипаж в составе капитана В.Н. Киселева штурмана старшего лейтенанта Михаила Фёдоровича Покало воздушного стрелка-радиста старшины И.А. Берденникова и воздушного стрелка сержанта В.И. Жучкова погиб... Торпедоносцы Hampden TB.I использовались англичанами для охраны северных конвоев и базировались на аэродроме Ваенга под Мурманском, после чего были переданы Северному флоту без английских прицелов, фотокамер и части приборов, считавшихся секретными. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года Василию Николаевичу Киселёву и Михаилу Фёдоровичу Покало посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Двое других члена экипажа - воздушный стрелок-радист старшина Берденников И.А и воздушный стрелок сержант Жучков В.И. посмертно награждены орденом Отечественной войны 1-й степени.

Этот день в авиации. 25 апреля

1944 - Первое применение вертолёта в боевых действиях. Вертолёт Sikorsky YR-4B под управлением лейтенанта ВВС США Картера Хартмана принял участие в поисково-спасательной операции. Днём ранее японцы сбили спасательный самолёт Stinson L-1 Vigilant с американским пилотом и тремя ранеными британскими солдатами на борту, и Хартман эвакуировал всех их. Из-за небольшого размера кабины вертолёта спасённых военнослужащих пришлось перевозить в безопасное место по одному. Вертолёт YR-4B был одной из модификаций первого в мире серийного вертолёта Sikorsky R-4. Эти машины использовались вооружёнными силами США и Великобритании. Всего был построен 131 вертолёт R-4 в различных версиях. Вертолёт полной массой около 1,2 тонн оснащался двигателем мощностью 165–200 л.с., имел дальность полёта около 200 км и максимальную скорость до 120 км/ч.

Этот день в авиации. 25 апреля
1944
 - Поднялся в воздух истребитель-перехватчик ХР-55 "Асендер" (набирающий высоту). ВВС довольно высоко оценили лётные данные "Асендера", но отметили слишком большую взлётную дистанцию, высокую скорость сваливания и недостаточную устойчивость (дело в том, что ПГО не демпфирует возмущения по тангажу, как это делает хвостовое оперение самолёта нормальной схемы, а наоборот усиливает его. Эту проблему смогли решить лишь в 70-х годах, когда появились надёжные электронные системы дистанционного управления). Кроме того, отмечалось плохое охлаждение мотора Аллисон и его недостаточная мощность. После чего программа была закрыта.

Этот день в авиации. 25 апреля
1944
 - В лётно-испытательном институте (ЛИИ) НКАП начались испытания "Москито" B.Mk.IV (по 15 мая). Англичане передали Советскому Союзу самолет (заводской номер DK296) с моторами "Мерлин" 21, построенный летом 1942 года, т.е. довольно потрепанный. Внутри бомбоотсека имелись два топливных бака емкостью 550 л, а управление створками люка было демонтировано. Оборонительное вооружение отсутствовало, как и на всех бомбардировщиках "Москито". Не было ни радиолокатора, ни фотоаппарата. В Советском Союзе на DK296 летали ведущий лётчик-испытатель Николай Степанович Рыбко, генералы Павел Яковлевич Федрови и Александр Иванович Кабанов, ведущим инженером был В.С.Панкратов. В ходе испытаний заявленные фирмой тактико-технические данные в основном подтвердились. У земли машина со взлётной массой 8850 кг показала максимальную скорость 467 км/ч (при работе двигателей на пятиминутном военном режиме - 503 км/ч), на первой границе высотности - 538 (557) км/ч, а на второй - 565 (580) км/ч. Испытатели ЛИИ считали, что за счёт длительной эксплуатации скорость DK296 уменьшилась примерно на 10 км/ч. В "Заключении по испытаниям" было записано: "По комплексу лётно-технических характеристик при работе моторов на номинальном режиме представленный вариант "Москито" примерно равен советскому Ту-2 с той разницей, что последний имеет мощное оборонительное вооружение и обладает способностью нести втрое больший бомбовый груз". Такая оценка не совсем справедлива. К 1944 г. современные варианты бомбардировщика "Москито" летали гораздо быстрее серийных Ту-2, к тому же на больших высотах, а нормальная бомбовая нагрузка этих двух машин была примерно одинаковой. Не исключалась возможность поставок по ленд-лизу, хотя английское Министерство авиации уверяло, что, мол, "Мосси" им самим не хватает...

Этот день в авиации. 25 апреля

1945 - "Ланкастеры" из 5-ой группы днём атаковала убежище Гитлера в Берхтесгадене (с эскортом Р-51 "Мустанг" 8-х ВВС США).

Этот день в авиации. 25 апреля

1945 - 8-я воздушная армия ВВС США совершила свой последний налёт на промышленную цель во время Второй мировой войны. В-17 устроили налет на завод по выпуску вооружений «Шкода» в Пльзени, в Чехословакии, а В-24 атаковали железнодорожные объекты вокруг запасного логова Гитлера в Берхтесгадене.

Этот день в авиации. 25 апреля

1947 – Основание ОКБ МЭИ (электроника для РКТ).

Этот день в авиации. 25 апреля

1947 - Взлетел первый послевоенный чехословацкий истребитель S-199. И хотя он первоначально носил название C-10, а спарка C-110, в нём легко узнавался Ме-109. Вскоре началось серийное производство истребителя, получившего новое обозначение S-199 и его двухместного варианта CS-199. 

sik_s-52-1.jpg

1949 - Американский многоцелевой вертолёт S-52-1 побил абсолютный мировой рекорд скорости, ранее принадлежавший британскому экспериментальному винтокрылу фирмы "Джайродайн", специально оснащённому для достижения больших скоростей воздушным винтом и самолётным крылом. На S-52-1 же для побития рекорда установили лишь дополнительные обтекатели и заменили колёса шасси на маленькие. На трёхкилометровой дистанции вертолёт показал 208,6 км/ч.

Этот день в авиации. 25 апреля
1949
 - В Болгарии полковник инж. Петко Попганчев выполняет первый полёт четырёхместного самолёта Лаз-8 с бортовым знаком LZ-ВКР.

Этот день в авиации. 25 апреля

1952 - Катастрофа самолёта Ил-12 СССР-Л1312 Аэрофлота в районе Новосибирска, при которой погибли 8 человек.

Ил-12 выполнял тренировочный полёт в районе Новосибирского аэропорта и взлетел в 14:22. Небо над Новосибирском в это время было полностью затянуто облаками высотой около 200 метров, в которых наблюдалось обледенение, видимость составляла около 2 километров, дул слабый южный ветер, шёл мокрый снег. Для руководителя полётов это было четвёртое самостоятельное дежурство, а командная радиостанция была сломана, поэтому связь с бортом Л1312 не велась. Однако когда через 2,5—3 часа лайнер не вернулся, в аэропорту начали волноваться и даже съездили на площадку самолётов, но пропавшего самолёта там не было. Наконец в аэропорт поступил звонок об авиакатастрофе близ хутора Карманово. На месте был обнаружен разрушенный и частично сгоревший авиалайнер. Непосредственно на месте погибли 7 человек, выжили КВС Баранов и второй пилот Михайловский. Позже Михайловский скончался от полученных травм, став 8-й жертвой катастрофы.

Согласно показаниям Баранова, он сам при взлёте находился в пассажирском салоне слева во втором ряду, тогда как пилотировали самолёт сидевший в левом кресле Бузовир и сидевший в правом кресле Севастьянов. Севастьянов решил сымитировать взлёт с отказавшим мотором и в условиях облачности, поэтому зафлюгировал левый воздушный винт. На высоте 200 метров Ил-12 влетел в облака. Затем на высоте 1200—1250 метров Севастьянов выпустил шасси и щитки, а также снизил мощность работающего правого мотора. Целью было снизить скорость, чтобы затем показать тренируемым экипажам, как выйти из такой ситуации, хотя в задании на полёт такое упражнение не было предусмотрено. Однако потеряв скорость, Ил-12 вошёл в левый разворот. Понимая критичность ситуации, оба бортрадиста выскочили из кабины и побежали один в туалет, а другой в задний багажник. Правый двигатель был выведен на режим форсажа, тогда как бортмеханик Смирнов пытался вывести левый воздушный винт из флюгера. Затем авиалайнер без поступательной скорости врезался хвостовой частью в поле и разрушился. Сам Баранов в момент удара потерял сознание.

Этот день в авиации. 25 апреля

1953  В ходе испытаний первой в СССР системы зенитного управляемого ракетного оружия С-25 «Беркут» НПО «Алмаз» впервые поражён самолёт-мишень Ту-4, две ракеты В-300 ОКБ Семёна Алексеевича Лавочкина. День рождения советского зенитного ракетного оружия.

Этот день в авиации. 25 апреля

1955 - Первый полёт опытного штурмовика FFA P-16-01 (Швейцария), оснащённого турбореактивным двигателем с осевым компрессором Armstrong Siddeley Sapphire тягой 3629 кгc.

1956 - Принято Постановление CM СССР о реорганизации НИИ-88. На его базе создано три ОКБ. Сергей Павлович Королёв назначен начальником и Главным конструктором ОКБ-1, Алексей Михайлович Исаев — Главным конструктором ОКБ-2, Доминик Доминикович Севрук — Главным конструктором ОКБ-3.

Этот день в авиации. 25 апреля

1956 - Совершил первый полёт прототип первого винтокрылого летательного аппарата — в буквальном смысле «летающей лодки» (буксируемый автожир-планер) — машины Bensen B-8B Hydro-Boat.

Этот день в авиации. 25 апреля

1956 - На авиабазе Эдвардс, штат Калифорния, лётчик-испытатель ВВС США подполковник Фрэнк Эверест был отцеплен от Boeing EB-50D Superfortress в ракетоплане NACA Bell X-2. Это был десятый полёт программы X-2, и только третий полёт с включением двигателя. В этом полёте ракетоплан достиг скорости 1,4 М и высоты 50000 футов (15240 м). Это был первый случай, когда X-2 вышел на сверхзвук.

Этот день в авиации. 25 апреля

1958 - Французский самолёт Breguet Br.1001 Taon (овод) установил мировой рекорд на замкнутом маршруте в 1000 км, достигнув скорости 1046,65 км/час на высоте 7620 м. Br.1001 Taon - лёгкий ударный истребитель, разработанный французской фирмой Breguet. В ответ на техническое задание НАТО на лёгкий ударный истребитель, компания Breguet спроектировала среднеплан со стреловидными крылом и оперением. Он имел убирающееся трёхопорное шасси для эксплуатации с неподготовленных ВПП. Фюзеляж был построен с учётом правила площадей и вмещал закрытую кабину пилота в передней части и турбореактивный двигатель Bristol Orpheus BOr.3.

Beriev-10.jpg
1960 - Завершились контрольные испытания (было произведено 20 полётов с налётом 22 ч 52 мин) Испытания доработанного самолёта показали, что с удлиненными воздухозаборниками двигателей Бе-10 допускает взлёты и посадки при высоте полны зыби до 0,8 м и ветровой волне 1,2 м со скоростью ветра до 15 м/с.При этом двигатели работали надёжно и стрельба из носовых пушек с установленными на их стволах газоотводными насадками во всех диапазонам эксплуатационных скоростей и высот полётa на работу силовой установки влияния не имела.Однако из-за удлинения воздухозаборников и, следовательно, увеличения аэродинамических потерь в их каналах заметно снизились лётные характеристики самолёта. Так, максимальная скорость упала до 886 км/ч, а дальность до 2610 км. Поэтому на серийных машинах для защиты воздухозаборников от попадания воды ограничились установкой брызгоотражателей в носовой части лодки.Бе-10 был первым в мировой практике реактивным гидросамолётом, доведённым до серийного производства. О техническом уровне этой машины свидетельствуют 12 официально зарегистрированных мировых рекордов скорости, высоты и грузоподъёмности, установленных в 1961 г. по классу гидросамолётов.

Этот день в авиации. 25 апреля

1961 - В США с космодрома Cape Canaveral (База ВВС США на мысе Канаверал, шт. Флорида, США) ракетой-носителем "Атлас-D" (Atlas) осуществлён третий испытательный полёт беспилотного КК "Меркурий-Атлас-3" ["Меркурий" (Mercury SC8), сер. №8]. Пуск закончился подрывом ракеты на 43-й секунде, офицером безопасности полигона. По программе одновиткового полёта планировалось проведение проверки всех систем корабля, в кресле которого находился "механический астронавт". КК успешно приводнился в океане через 7 минут 19 секунд после старта.

Этот день в авиации. 25 апреля

1962 - Первый полёт разведчика А-12, проходил в обстановке максимально возможной секретности. Сразу же как только лётчик-испытатель Лу Шальк оторвал "Архангела" от земли, начались колебания по каналу тангажа. "Смотреть на это со стороны было ужасно", - вспоминал Джонсон. Налицо - неустойчивость и склонность самолёта к автоколебаниям. По выражению Шалька, самолёт "барахтался в небе", А-12 раскачивался по всем трём осям так, что лётчик уже не чаял благополучно приземлиться. Тем не менее, Шальк приткнул самолёт, благо Грум-Лойк представляет собой высохшее озеро, на котором можно осуществлять прерванный взлёт без особых проблем. В этом полёте система повышения устойчивости не работала, а сам полёт представлял собой скорее скоростную рулежку с кратковременным отрывом машины от земли. Полноценный полёт состоялся 26 апреля, он продолжался 35 минут. Работающая система SOS исключила автоколебания по всем каналам управления. "Прекрасный взлёт, прекрасная посадка", - отметил Джонсон. Второй полёт выполнялся с убранным шасси.

Этот день в авиации. 25 апреля

1963 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной пятнадцатый испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15". Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Джон Бэррон Maккей (John Barron McKay). В ходе полёта достигнута максимальная высота 32160 м и максимальная скорость 5879 км/ч.

Этот день в авиации. 25 апреля

1968  Принят на вооружение самоходный ЗРК «Стрела-1» ОКБ-16 (рук. Александр Эммануилович Нудельман).

Этот день в авиации. 25 апреля

1970 – Запуск одной РН «Космос» восьми ИСЗ: «Космос-336» – «Космос-343».

Этот день в авиации. 25 апреля

1973 - Первый полёт серийного Як-18Т, Смоленский авиазавод.

Этот день в авиации. 25 апреля
1973
 - Катастрофа Ан-12БК 363 втап МО СССР близ Кривого Рога. 
Экипаж выполнял полёт ночью в боевом порядке "поток" на предельно малой высоте в простых метеоусловиях. Получив команду ведущего группы о занятии высоты 300 м по давлению 757 мм.рт.ст., экипаж снизился и выдерживал высоту 240 м (Р=760мм.рт.ст.), при этом высота до поверхности земли была лишь 67-85 м. Предположительно, командир ошибочно установил давление 767мм вместо заданного 757 мм, в результате чего его высотомер показывал высоту 360-370 м. Стремясь занять заданную высоту, командир начал снижение до приборной высоты 300 м без учёта аэродинамической поправки (50 м), допустив при этом вертикальную скорость снижения 14,3 м/с. В процессе вывода из снижения самолёт коснулся земной поверхности и через 350 м столкнулся с опорой ЛЭП. Самолёт разрушился и сгорел, экипаж (6 человек) погиб. Экипаж не использовал сигнализатор опасной высоты на высотомере, штурман самоустранился от контроля за высотой. Необоснованная команда ведущего группы о снижении с 500 до 300 м.

Этот день в авиации. 25 апреля

1976 - Начало эксплуатации Boeing 747-SP (Special Performance) авиакомпанией Pan Am. Вместимость салона до 220 пассажиров. Дальность перелёта 10 500 километров. Крейсерская скорость 980 км/ч.

Этот день в авиации. 25 апреля

1982 - Перехват легкомоторного Cessna-152 D-EIB. Частный самолёт, нарушивший воздушное пространство ГДР, принуждён к посадке транспортно-боевым Ми-24, пилотируемым экипажем капитана Н.Н. Андреева.

Этот день в авиации. 25 апреля

1982 - Первое боевое применение ракет Sea Skua произошло в ходе Фолклендской войны. На остров Южная Георгия, где размещался небольшой аргентинский гарнизон, прибыла подводная лодка Санта-Фе (тип Балао, построена в 1944 г. в США) с грузом боеприпасов и продовольствия. В момент разгрузки лодки со стороны острова из-за холмов внезапно показались 2 английских вертолёта Lynx. Вертолёты выпустили 2 ракеты Sea Skua, которые попали в носовую часть лодки. Аргентинцы немедленно бросили лодку, однако она не затонула. Лишь последующая атака английских вертолётов лодки (торпедой и глубинными бомбами) привели к её затоплению.

Этот день в авиации. 25 апреля
1986
 - Выполнил первый полёт единственный американский лёгкий сельскохозяйственный самолёт AT-503. Позже самолёт продали в Испанию, где его использовали для борьбы с пожарами. Серийный вариант AT-503A был конструктивно близок AT-503, хотя проектировался на основе самолёта AT-502, масса пустого при этом была увеличена до 2032 кг. Было построено три AT-503A, последние из которых заказчик получил в 1991 году.

bch2000-_2012-04-24.jpg
1989
 - Был поднят в воздух первый серийный американский административный самолёт Starship.

Этот день в авиации. 25 апреля

1996  Первый полёт на Як-130Д выполнил с аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском лётчик-испытатель 1-го класса Андрей Александрович Синицын.

Этот день в авиации. 25 апреля
2000
 - Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) стран СНГ и Государственной авиационной администрацией Украины (Укравиация) был вручён сертификат типа на новый региональный пассажирский самолёт Ан-140. Соответствующие сертификаты типа вручены также предприятиям-разработчикам установленных на самолёт маршевых двигателей, воздушных винтов, вспомогательной силовой установки. Самолёт в целом и его комплектующие изделия сертифицированы по Авиационным правилам АП-25, полностью гармонизированным с американскими нормами FAR-25 и европейскими JAR-25.

Этот день в авиации. 25 апреля
2002  В России в 06:26:35 UTC (10:26:35 мск) с 5-й пусковой установке 1-й стартовой площадки 5-го Государственного испытательного космодрома "Байконур" в Казахстане стартовыми командами Российского авиационно-космического агентства при поддержке Космических войск РФ осуществлён пуск ракеты-носителя "Союз-У" (11А511У) ПВБ F15000-675 675, которая вывела в космос пилотируемый космический корабль "Союз ТМ-34" с космонавтами Юрием Павловичем Гидзенко (командир, 3-й полёт), Роберто Виттори (Roberto Vittori, Италия, 1-й полёт) и вторым космическим туристом, первым космонавтом ЮАР Марком Шаттлуортом (Mark Shuttleworth, 1-й полёт) на борту. Полёт в космос первого космонавта ЮАР. Основной задачей полёта является замена космического корабля "Союз ТМ-33", играющего роль спасательной шлюпки в составе Международной космической станции (МКС). Стыковка с МКС 27 апреля. Посадка корабля с другим составом экипажа (Сергей Викторович Залётин 2-й полёт,Юрий Валентинович Лончаков 2-й полёт,Франк Де Винне ESA  Бельгия 1-й полёт) 10 ноября 2002 года.
Этот день в авиации. 25 апреля
2007 - В США с самолёта Lockheed L-1011 TriStar (Stargazer) ракетой-носителем воздушного базирования "Pegasus-XL" запущен научно-исследовательский спутник "AIM" (Aeronomy of Ice in the Mesosphere) для изучения мезосферы, в частности, серебристых облаков.
2009 - В окрестностях города Прайс, шт. Мэриленд, состоялся уникальный "эксперимент" группа энтузиастов во главе со Стивом Ивисом (Steve Eves) запустила модель ракеты-носителя "Saturn-V", с помощью которой американцы смогли в конце 1960-х годов осуществить высадку человека на Луне. Размеры модели составляли 1/10 от реального прототипа. Высота подъема модели "Saturn-V" составила около 1 км. Это самая большая в мире летающая модель космического носителя.
2023 - Турецкий учебно-боевой самолет Hurjet совершил первый полет. AI Hürjet - турецкий сверхзвуковой учебно-тренировочный и лёгкий боевой самолёт, разработанный Turkish Aerospace Industries (TAI).

Hürjet является первым реактивным самолетом, полностью разработанным в Турции. В турецких ВВС он должен сменить учебные T-38 и учебно-боевые F-5, уже заявлено о потребности, как минимум, в 70 самолетах.
Работы над новым учебно-боевым самолетом, способным выполнять задачи легкого штурмовика, начались в 2017 году, в апреле 2018 была завершена разработка концептуального дизайна Hürjet, в 2019 завершилось создание проектной документации. Однодвигательный реактивный самолет является фактически дальнейшим развитием серии турбовинтовых УБС Hurkus.
Заявленные характеристики: длина - 13,4 метра, размах крыльев — 11 метров. Полезная нагрузка - 3000 кг, скорость - 1,2 Маха (1470 км/ч). Высота полета - 14 км. Современные системы вооружения позволят применять как управляемое, так и обычное вооружение.

Картина дня

наверх