Fw-189
основной разведчик люфтваффе
|
В 1937 году технический отдел Рейхсминистерства авиации выпустил техническое задание на тактический самолёт-разведчик-корректировщик с хорошими возможностями обзора нижней полусферы. В конкурсе приняли участие компании Arado, Focke-Wulf и Blohm & Voss.
Фирма Arado предложила на конкурс самолёт Ar 198. Он представлял собой дальнейшее развитие концепции самолётов He-46 и Hs-126. Это был почти тот же моноплан-парасоль, только лишённый подкосов – крыло его было сверху прикреплено к фюзеляжу, а нижняя часть пилотской кабины для улучшения обзора имела остекление. Однако представленный на конкурс прототип не впечатлил руководство Люфтваффе, и Ar-198 остался в единственном экземпляре.
Blohm & Voss предложила более оригинальный прототип Bv-141 с асимметрично расположенной кабиной и обрубленным горизонтальным оперением, что улучшало обзор. Кабина экипажа была распложена в гондоле, размещённой на правой консоли крыла. Казалось, что асимметричная конструкция опасно дисбалансирует самолёт. Тем не менее, лётные испытания подтвердили отличную устойчивость и маневренность машины. Кроме того, увеличенный вес правой стороны самолёта компенсировал реактивный момент двигателя. Самолёт, облёт которого совершил сам Энст Удет, авиаторам понравился, но выбранный тип двигателя BMW-80 совпал с типом, выбранным для Fw-190, и потому двигателей Блом-унд-Фоссу не выделили, и тираж Bv-141 ограничился 28 экземплярами.
В конце концов официальное одобрение рейхсминистерства получил образец фирмы Focke-Wulf Fw-189.
Конструктивно Fw-189 представлял собой двухмоторный двухбалочный моноплан. За эту двухбалочную схему он впоследствии и получил у наших пехотинцев прозвище рама. Самми же немцы прозвали Fw-189 Uhu – этим звукоподражательным словом немцы называют филинов. При 12,03-метровой длине он имел 18,4-метровый размах крыла, площадь которого составляла 38,8 м2. На самолёте были установлены два двенадцатицилиндровых 11,949-литровых 465-сильных двигателя воздушного охлаждения Argus As 410A-1, сообщавших машине 347-километровую максимальную скорость.
Вооружение рамы составляли лишь пулемёты винтовочного калибра. Первоначально это были два MG-15, но когда боевой опыт поставил на повестку дня вопрос об усилении оборонительного вооружения, то вместо вместо этих пулеметов вскоре начали устанавливать спаренные пулеметы MG-81Z того же 7,92-миллиетрового калибра, но с ленточным питанием вместо магазинного.
Обычно создателем самолёта называют главного конструктора компании Курта Танка. Танк действительно принимал активное участие в проектировании самолёта и даже стал его лётчиком-испытателем, но главным автором проекта был инженер Козел. К нашим козлам его фамилия никакого отношения не имеет, а происходит от названия северогерманского городка. бригаду общих видов возглавлял доктор Йозеф Мюллер, за технологию производства отвечал директор фирмы Ганс Шуберт, за установку вооружения и летные испытания – инженер Готтшалк.
В начале 1940 года на заводе в Бремене началось производство предсерийной партии из десяти Fw-189А-0. В конце лета 1940 года был осуществлён переход на выпуск серийной модели FW-189A-1, и до конца 1940 года было изготовлено 38 самолетов этой серии.
Затем производство Fw-189 перевели в формально оккупированную, а фактически союзную Чехию на завод фирмы Aero в Праге. Это решение оказалось удобным, так как двигатели Аргус по лицензии фирмы Вальтер производились на одном из соседних заводов. Однако производство развивалось медленно, и считается, что к 22 июня 1941 года ни одной рамы в войсках ещё не было. Говорят, что Fw-189 немцы держали про запас, и расходовать его на Восточном фронте не собирались, приберегая для войны с Англией. Правда, в списках потерь Люфтваффе за 22 июня числятся и четыре рамы, вместе с одной из которых с бортовым номером 5D+BH в небе над Гродно погиб Obеrleutnant Зигель. Возможно, первоначально планировалось лишь ограниченноа применение Fw-189, но огромные потери Hs-126 (84 самолёта с 22 июня по 1 июля 1941 года) вынудили немцев пустить Fw-189 в дело.
Свежие комментарии