На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 673 подписчика

Свежие комментарии

  • Семен Смолкин
    А известны даты пусков САС?Этот день в авиац...
  • Юрий Баканов
    Спасибо за хорошую подборку.Этот день в авиац...
  • Юрий Баканов
    24.04.1942г. погиб командующий авиацией ЧФ Остряков в городе Севастополе.Этот день в авиац...

Этот день в авиации. 15 апреля

Этот день в авиации. 15 апреля

undefined

1452 - Родился Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci; 15 апреля 1452) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis).

Его интересовали проблемы полёта. В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений, он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать — и крылья будут!». Сначала Леонардо разрабатывал проблему полёта при помощи крыльев, приводимых в движение мышечной силой человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара. Но затем он дошёл до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплён, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить же себя в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полёте, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху… так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами…».Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает, и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках».

Этот день в авиации. 15 апреля
1784
 - В 14 часов инженер Ричард Кросби и 10-летний мальчик-барабанщик взлетают на воздушном шаре с площади в Наване близ Дублина (Ирландия), совершают двухчасовой полёт и приземляются в Рэтоуте. Во время полёта с борта аэростата звучит музыка, поскольку мальчик около часа выбивает на барабане дробь, чтобы указать местонахождение аэростата собравшейся толпе зрителей. Это - первый в Великобритании и Ирландии пилотируемый полёт на воздушном шаре.

undefined
1875
 - Рекордный высотный полёт (8 600 м) на аэростате «Зенит», Т.Сивель, Ж.Кроче-Спинелли (погибли) и Г.Тиссандье, Франция.

Этот день в авиации. 15 апреля

1877 - Итальянский изобретатель Энрико Форланини продемонстрировал в Милане модель вертолёта с паровым двигателем. Аппарат имел два соосных несущих винта. Нижний был неподвижно закреплён на корпусе, верхний — на валу двигателя. Во время полёта весь аппарат вращался в сторону, противоположную направлению вращения верхнего винта, однако с меньшей, чем у последнего, угловой скоростью. Форланини надеялся, что нижний винт полностью затормозит вращение геликоптера, и счёл его вращение недостатком. Модель поднималась в воздух на высоту до 13 метров, продолжительность полётов составляла до 20 сек.

undefined
1887
 - Российский инженер и архитектор шведского происхождения Фёдор Романович Гешвенд представил в Киеве проект биплана-бесхвостки с паровым реактивным двигателем под названием «Паролёт». Эта конструкция имела крылья в виде элипса и конусоподобный нос.

undefined
1889
 - Родился Георгий Александрович Озеров — авиаконструктор, ведущий специалист в области прочностных испытаний авиационных конструкций. Профессор, доктор технических наук.Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.Лауреат Государственной премии СССР.

Окончил МВТУ в 1921 году. Профессор, доктор технических наук, зам. Генерального конструктора.С 1921 года работает в ЦАГИ ведущим инженером, членом коллегии, директором и заместителем директора по научной части. Являясь руководителем отдела прочности ЦАГИ, проводит ряд фундаментальных исследований в области прочности авиационных конструкций, внёс значительный вклад в дело создания экспериментальной базы ЦАГИ. Участвовал в подготовке рекордных перелётов АНТ-25. После ареста органами НКВД работает в ОТБ НКВД, где с 1939 года занимает должность начальника конструкторской бригады прочности, занимается самолётами «100» (прототип Пе-2), «102» (ДВБ-102) и «103» (прототип Ту-2). В военные годы в ОКБ Андрея Николаевича Туполева был ведущим инженером по прочности самолёта Ту-2 и его модификациям. В послевоенный период под его руководством проводились экспериментальные работы по прочности самолёта Ту-4. Участвовал в создании практически всех боевых послевоенных реактивных и пассажирских самолётов. В ОКБ в качестве ведущего конструктора он осуществлял техническое руководство комплексной научно-исследовательской работой по созданию первого в СССР самолёта-лаборатории, оснащённого ядерной силовой установкой. Много сделал для развития научно-технической базы ОКБ, принимал участие в создании вычислительного центра ОКБ. Умер в Москве 1 января 1977 г. в возрасте 88 лет.

d42f5b81217c.jpg
1896
 - Родился Герхард Физелер (Gerhard Fieseler) — немецкий лётчик-ас Первой мировой войны, авиаконструктор и предприниматель. В 1930 г. Физелер приобрел планерную фирму «Зегель флюгцойгбау Кассель», которая с 1932 г. стала называться «Физелер флюгцойгбау». Вскоре фирма построила свой первый самолёт-биплан F-2, на котором Физелер в 1934 г. выиграл чемпионат мира по воздушному пилотажу. К 1935 г. фирма «Физелер» включилась в государственную программу строительства военной авиации и приступила к лицензионному выпуску самолётов других фирм. Первыми лицензионными самолётами стали Хейнкели He 46, He 51 и He 72. В апреле 1939 г. фирма получила новое название «Герхард Физелер верке ГмбХ» («Gerhard Fieseler Werke G.m.b.H.»). Основную её продукцию составляли самолёты Fi 156, Bf 109 и Fw 190, а также крылатая ракета Fi 103. После окончания Второй мировой войны, отсидев непродолжительный срок, Физелер вернулся к предпринимательству, выпускал автомобильные комплектующие. Умер 1 сентября 1987 года.

Этот день в авиации. 15 апреля

1904 - Зарождение РЭБ ( радиоэлектронной борьбы). При обороне Порт-Артура впервые применены радиопомехи — подавлена радиосвязь корректировщиков артогня. День специалиста РЭБ в ВС РФ

Этот день в авиации. 15 апреля
1909
 - Родился Георгий Николаевич Пашков — организатор оборонной промышленности, зам. председателя Спецкомитета по реактивной технике при Совете Министров СССР (с 1955), заместитель председателя ВПК (1957-1975), доктор технических наук, профессор, Герой Социалистического Труда (1961).

В годы Великой Отечественной войны Пашков участвовал в организации эвакуации предприятий танковой промышленности в Нижний Тагил, Сормово и Челябинск. В январе 1945 года по личному поручению Сталина встречался с разведчиком Кимом Филби для передачи ему задания установить причину гибели в Германии американских лётчиков, одним из которых был Джозеф Кеннеди. После окончания войны Пашков и Дмитрий Устинов руководили вывозом оборудования ракетных предприятий Германии в СССР. Также Пашков вновь встретился с Филби и передал ему задание снять фотокопии с архивов Вернера фон Брауна. В 1950 году Пашков был назначен помощником Лаврентия Берии по ракетно-ядерной тематике. На этой должности он участвовал в организации взрыва водородной бомбы и запуске ракеты с ядерной боеголовкой. С 1955 года он занимал должность заместителя председателя Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР. В его непосредственные обязанности входило курирование Министерств общего, среднего и электронного машиностроения. Он участвовал в планировании строительства ракетных и управляющих комплексов, подготовке к запуску первого искусственного спутника земли и полёту Юрия Гагарина. Работал научным консультантом НИИ электронного машиностроения, был профессором Московского авиационного института и Зеленоградского института электроники. Скончался 20 февраля 1993 года, похоронен на Кунцевском кладбище Москвы...

Этот день в авиации. 15 апреля

1921 - Родился Георгий Тимофеевич Береговой — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (единственный, кто удостоен первой звезды Героя за Великую Отечественную войну, а второй — за полёт в космос), заслуженный лётчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант авиации, кандидат психологических наук, Лётчик-космонавт СССР № 12. Лауреат Государственной премии СССР (1981).

В 1938 году окончил Енакиевский аэроклуб и был призван в Красную армию. В 1941 году окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса. С августа 1942 г. (командир авиазвена 3-й воздушной армии, Калининский фронт).

С марта 1943 г. заместитель, а с сентября — командир эскадрильи 671-го штурмового авиационного полка (с мая 1943 г. — 90-й гвардейский) в составе 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии (5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия) сначала в составе Воронежского, затем 1-го Украинского, а позднее 2-го Украинского фронтов. За годы войны совершил 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Был трижды сбит. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны, 26 октября 1944 г. удостоен звания Герой Советского Союза.
В 1948 окончил высшие офицерские курсы и курсы лётчиков-испытателей. В 1948—1964 работал лётчиком-испытателем. Им было испытано более 60 типов самолётов, в том числе: МиГ-15 (1949), МиГ-19П (1955), СМ-12 (1957), СМ-30 (МиГ-19) (1956), Як-25 (1949), Як-27К (1956), Су-9 (1958), Ту-128 (1962). Первым на практике осваивал гермошлем ГШ-4. В 1949 г., испытывая истребитель МиГ-15, впервые освоил пилотирование реактивного самолёта в условиях штопора. Обучал лётчиков входу в штопор и выводу самолёта из штопора на самолётах Су. В 1956 окончил Военно-воздушную академию (с 1968 имени Ю. А. Гагарина). В 1961 был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».
В 1963 зачислен в отряд советских космонавтов (группа ВВС № 2 — дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа Союз. 26—30 октября 1968 совершил космический полет на космическом корабле Союз-3. В полете была предпринята попытка (неудачная) стыковки с беспилотным кораблём Союз-2 в тени Земли. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полёта награждён 1 ноября 1968 второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.
22 января 1969 во время торжественной встречи космонавтов в Кремле офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева (ошибке способствовало и определённое внешнее сходство Берегового с Брежневым). Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен; сам Береговой был легко ранен осколками лобового стекла.
В 1972—1987 — начальник Центра подготовки космонавтов. Имел научные труды в области космонавтики и инженерной психологии. Защитил кандидатскую диссертацию в Институте физической культуры имени Лесгафта и получил степень кандидата психологических наук. В 1987 году ушёл в отставку в воинском звании генерал-лейтенанта авиации.Скончался 30 июня 1995 во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище...

Этот день в авиации. 15 апреля

1924 - Решением СНК СССР Рабоче-Крестьянский Воздушный Флот переименован в Военно-Воздушные Силы РККА, а Главное управление Воздушного флота – в Управление ВВС, подчиненное РВС СССР

Этот день в авиации. 15 апреля
1926
 - Состоялся первый полёт самолёта авиакомпании «Американ Эйрлайнз». Биплан DH-4 авиакомпании Robertson Aircraft Corporation под управлением ведущего пилота Чарльза Линдберга доставил пакет с почтой из Чикаго в Сент-Луис. "Робертсон Эйркрафт корпорейшн" был одним из нескольких небольших авиаперевозчиков, которые объединившись стали авиакомпанией American Airlines. Этот полёт считается началом регулярных рейсов компании, известной сегодня как American Airlines. К услугам клиентов огромный парк самолётов, доставляющих пассажиров более чем в 250 городов обоих Американских континентов. Обладая более чем 80-летним опытом, Американ Эйрлайнз ежегодно перевозит около 94 миллионов клиентов по всем маршрутам.

Этот день в авиации. 15 апреля

1930 - Постановлением РВС СССР было признано необходимым создание в Штабе РККА управления службы противовоздушной обороны. И 1 мая этого же года дополнением к штату центрального аппарата в составе Штаба РККА было создано управление (6-е), отвечающее за вопросы противовоздушной обороны. Первым начальником 6-го управления (он же начальник службы ПВО) стал Иосиф Францевич Блажевич, опытный боевой командир, выполнявший в Штабе РККА функции инспектора противовоздушной обороны. Под его руководством 6-м управлением уже в 1930 г. был разработан первый план противовоздушной обороны СССР.

Этот день в авиации. 15 апреля

1932 - Родился Витаутас Стасисович Пранцкявичус — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (14.08.1975), майор.

Этот день в авиации. 15 апреля
1932
 - Поднялся в воздух опытный экземпляр летающей лодки-разведчика Potez 452 (Разработчик: Potez, Франция). Гидросамолёт (заводской номер 2661) представлял собой летающую лодку-полутораплан длиной около 10 метров и размахом верхнего крыла 13 метров. Остойчивость на воде обеспечивалась двумя поплавками, прикреплёнными к законцовкам нижнего полукрыла. Опытный образец самолёта был собран в Meaulte. Замеры показали, что его минимальная скорость полёта составляет 72 км/ч, а максимальная скорость достигает 200 км/ч.

Этот день в авиации. 15 апреля
1933
 - Хосе Х.Родригесом поднял в воздух лёгкий транспортный самолёт Ае.Т.1 (Разработчик: FMA, Аргентина). Самолёт был разработан начале 1930-х гг. совместными усилиями инженеров Fabrica Militar de Aviones de Cordoba и Seccion Experimental de Transportes Aereos. Это была чисто коммерческая машина, хотя и строилась на военном предприятии. Испытания прошли вполне успешно, однако заказ на Ае.Т.1 составил всего три экземпляра. Все самолёты поступили в эскадрилью "Sol de Maya" в течении 1933 - 1934 гг., причём каждая машина имела собственное название: "General San Martin", "Dean Funes" и "Jorge Newbery".

undefined
1934
 - В Севастополе погиб инженер-конструктор И.И. Погосский - на морском дальнем разведчике-торпедоносце МДР-4 (АНТ-27). Когда машина с хорошей скоростью вышла из Круглой бухты, её стало бить о волны. Ударившись о первую, она взмыла, а затем со страшной силой врезалась в следующую. Подкосы среднего мотора не выдержали чудовищного удара, переломились, он рухнул на кабину и убил обоих лётчиков. В катастрофе кроме И.И. Погосского погиб и лётчик А.А. Волынский, а также инженер ЗОК ЦАГИ Г.С. Носков и инженер ЦИАМ К.К. Синельников. 
Летающая лодка МДР-4 была первой и единственной туполевской машиной такого класса, принятой на вооружение.

Этот день в авиации. 15 апреля

Этот день в авиации. 15 апреля

1935 - Родился Николай Александрович Бессонов — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (14.08.1981), лейтенант запаса.

Этот день в авиации. 15 апреля
1935
 - Поднялся в воздух D.503 - истребитель, разработанный французской фирмой Dewoitine. Самолёт стал дальнейшим развитием истребителей Dewoitine D.500/501. Главным отличием самолёта стало наличие лобового радиатора и укороченных крыльев. Эта машина проходила испытания, но сочли, что она уже запоздала и уступает по своим данным истребителям нового поколения, созданным по заданию 1934 г.

tbd-8.jpg
1935  - Первый прототип XTBD-1 американского торпедоносца TBD "Devastator" впервые поднялся в воздух с аэродрома Кловер Филд. Впервые в мире палубный самолёт-торпедоносец строился по схеме свободнонесущего моноплана с закрытой кабиной. Конструкция была цельнометаллической с фюзеляжем типа полумонокок. Экипаж, состоявший из лётчика, штурмана-бомбардира и стрелка-радиста, сидел друг за другом в общей кабине, закрытой длинным фонарём со сдвижными секциями. Основные стойки шасси убирались назад по полёту, но колёса не разворачивались и в убранном положении наполовину выступали. В качестве силовой установки выбрали 900-сильный двигатель воздушного охлаждения "Пратт Уитни" ХР-1830-60, вращающий трёхлопастный винт изменяемого шага "Гамильтон Стандарт" диаметром 3,12 м.

Этот день в авиации. 15 апреля

1936 - Поднялся в воздух опытный палубный разведчик-бомбардировщик XSBA-1 (Разработчик: Brewster, США), предназначенный для эксплуатации на борту американских авианосцев "Энтерпрайз" и "Йорктаун", которые предполагалось спустить на воду в 1936 г.
Самолёт появился как среднеплан обтекаемой формы цельнометаллической конструкции, за исключением рулевых поверхностей, имевших полотняную обшивку. Для облегчения эксплуатации на борту авианосцев он имел закрылки. Силовая установка опытного экземпляра состояла из одного двигателя Wright R-1820 Cyclone мощностью 750 л.с. Самолёт имел убирающееся шасси с хвостовым колесом и внутренний бомбовый отсек. Лётные испытания выявили необходимость установки более мощной силовой установки для того, чтобы обеспечить удовлетворительные лётные характеристики. После испытаний у ВМС США не осталось сомнений в необходимости серийного производства самолётов. Серийно изготавливался авиационным заводом ВМС (Naval Aircraft Factory - NAF), который находился в Филадельфии. Построенному на этом заводе самолёту-разведчику/бомбардировщику было дано обозначение SBN-1.

Этот день в авиации. 15 апреля
1936
 - В Москве вышел в свет первый номер газеты «Воздушный транспорт» (начиналась как "Авиационная газета"), он хранится сейчас в фонде Российской государственной библиотеки. Это была газета для авиаторов и об авиаторах. Печатный орган Главного управления Гражданского воздушного флота при СНК СССР и ЦК Союза авиаработников.

Этот день в авиации. 15 апреля
1937
 - На итальянской транспортной летающей лодке Macchi MC.94 (I-NEPI) установлен мировой рекорд высоты в категории летающих лодок – самолёт поднялся с 1000 кг груза в на высоту 6432 метра.

b71.jpg
1937 - Между Советским Союзом и Чехословакией подписан договор о поставке 61 бомбардировщика СБ и развертывании лицензионного производства 161 самолёта (101 бомбардировщика и 60 разведчиков). Первые самолёты, обозначенные в Чехословакии как В.71, начали поступать уже в том же месяце, а серийное производство продолжалось до осени 1938 года, когда в страну прекратила поставки алюминия Швеция. На момент оккупации Чехословакии Третьим Рейхом кроме поставленных 61 самолёта из СССР чехи построили 111 самолётов (единственным отличием был один пулемёт в передней полусфере вместо двух). 45 машин было построено заводом "Аэро" (серийные № 101-151) и 66 √ "Авиа" (152-217). Причём производство продолжалось и под оккупацией с середины 1939 по конец апреля 1941 года. Из этих машин 42 были поставлены в Болгарию и шесть - в Венгрию. Непонятно куда делись ещё четыре машины, так как в 1941 году на вооружение Люфтваффе поступили 120 самолётов. Начиная с 1939 года самолёты использовались в качестве учебных бомбардировщиков в лётных школах. Позже они были переданы в следующие Luftdienst-Kommandos: 1\6, 2\6, 1\7, 2\7, 1\11, 2\11, 1\12, 2\12, 1\13, 1\67, 1\68 и 4\68. В апреле 1944 года Luftdienst-Kommandos были преобразованы в Fliegerzielgeschwader. На 30 апреля 1944 года в составе Люфтваффе числилось только 42 В.71. Причём они числились даже в I.\KG 200 и использовались для заброски агентов в тыл советских войск. Большинство из оставшихся машин были списаны летом 1944 года и на 30 сентября 1944 года в составе Люфтваффе числилось всего 9 машин.

Этот день в авиации. 15 апреля
1937
 - Крейсер испанских мятежников "Альмиранте Цервера" перехватил шедший под панамским флагом транспорт "Гордена" ("Hordena"). По бумагам пунктом назначения числился Сантандер. На борту была "контрабанда" - 22 "эстонских" Aero A.101. Груз формально принадлежал французской фирме "Scotia Corporation", на самом деле контролировавшейся Коминтерном. Самолёты были разгружены и собраны в Леоне. Лёгкие бомбардировщики облетали и приняли на вооружение националистских ВВС. Поступили они на вооружение эскадры 3-G-10 (аэродром Витория) и 4-G-10 (Гранада). Аппараты получили официальное название "Прага" (по названию двигателя) или чаще "Оса" (в переводе с испанского "Гусь"). Лётчикам машины понравились, тем более, если учесть, что пересаживались они со старинных Бреге 19. Aero A.100 двухместный чехословацкий лёгкий бомбардировщик (разведывательный самолёт), оснащённый двигателем Praga Isotta Fraschini Asso мощностью 800 л.с. Вооружение: 2 передних 7.92-мм пулемёта wz. 29 и 2 задних 7.92-мм пулемёта wz. 30 на подвижной турели Skoda Su-31. Бомбовая нагрузка - 500 кг бомб.

Этот день в авиации. 15 апреля

Этот день в авиации. 15 апреля

1939 - Родился Александр Алексеевич Артюхин — Герой Российской Федерации (21.02.1996), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1989), старший лейтенант запаса.

Этот день в авиации. 15 апреля
1940
 - Вышел приказ НКАП СССР об утверждении Павла Осиповича Сухого Главным конструктором завода №289.

undefined
1941
 - На крейсере «Молотов» установлена первая корабельная РЛС «Редут-К» разработки НИИ-20 (ныне ВНИИРТ).

VS-300...jpg
1941
 - Американский рекорд продолжительности пребывания в воздухе - 1 ч 5 мин 14,5 с установлен на вертолёте VS-300 И.Сикорского.

Этот день в авиации. 15 апреля
1942
 - На заводе № 153 начались (по 10 мая) совместные заводские и Госиспытания истребителя Як-7-37, ОКБ Александра Сергеевича Яковлева. Як-7-37 являлся модификацией серийного самолёта Як-7БМ-105ПА и отличался от него более мощным пушечным вооружением. Вооружение: мотор-пушка МПШ-37 Бориса Гаврииловича Шпитального калибра 37 мм, два синхронных пулемёта УБС калибра 12,7 мм и в перегрузку - шесть РС-82 [Изменения в фюзеляже самолёта обеспечивали установку любой из следующих пушек: МПШ-37, ВЯ-23, ШВАК (при двух последних боезапас увеличивался) в сочетании с двумя пулемётами УБС или ШКАС]. Як-7-37 как представлявший для ВВС определенный интерес был выпущен небольшой серией в августе 1942 г. - 22 самолёта, проходил войсковые испытания на Северном фронте в 42 иап 240 иад и хорошо проявил себя в воздушных боях.

r2y-1.jpg
1944 - Поднялся в воздух прототип транспортного самолёта ХR2Y Liberator-Liner (Разработчик: Consolidated, США). Появившийся в 1943 году самолёт Model 39 Liberator-Liner представлял собой моноплан с высокорасположенным крылом из лёгкого сплава с обтянутыми тканью рулевыми поверхностями и силовой установкой из четырёх R-1830-94 Twin Wasp мощностью по 1200 л. с. (895 кВт). "Consolidated" на свои средства построила фюзеляж прототипа и установила на нём хвостовое оперение от PB4Y-2. Самолёт мог перевозить до 48 пассажиров или 8 392 кг полезной нагрузки. В марте 1944 года ВМС США заказали 253 серийных самолёта с поставкой с августа 1944-го по март 1945 года под обозначением R2Y-1. Но спустя всего месяц флот аннулировал заказ, ознакомившись с макетом. Было построено всего два прототипа применявшихся для различных экспериментов (в частности по испытанию закрылков большого размаха). Потом эти самолёты отдали на временное хранение и в конечном итоге разобрали на металл.

Этот день в авиации. 15 апреля
1944
 - Начались заводские испытания истребителя Як-З ВК-107(по 20 ноября), ОКБ Александра Сергеевича Яковлева (ведущий лётчик-испытатель Павел Яковлевич Федрови, ведущий инженер А.М.Дружинин, механик О.В.Яницкий). Опытный Як-З смешанной конструкции с двигателем ВК-107Аи винтом ВИШ-107ЛО диаметром 3,1 м являлся модификацией Як-З ВК-105ПФ2 и отличался от него, главным образом, установкой более мощного и более высотного двигателя ВК-107А. Вооружение состояло из двух синхронных пушек Б-20С калибра 20 мм с боезапасом по 120 снарядов. Спецоборудование не изменилось за исключением того, что установлены однолучевая безмачтовая антенна вместо двухлучевой; вольтметр; генератор ГС-15-500 взамен ГС-10-350. Заводские испытания проводились со снятым вооружением при полётной массе 2800 кг. Было выполнено 38 полётов общей продолжительностью 14 ч 50 мин. Двигатель ВК-107А работал неудовлетворительно и трижды выходил из строя, чему способствовало недостаточное охлаждение воды и масла. Поэтому заводские испытания самолёта свелись по существу к доводке двигателя и ВМГ, и лишь после 25 полётов состояние ВМГ позволило проводить испытания со снятием лётных характеристик.

Этот день в авиации. 15 апреля

1944 - Погиб лётчик-испытатель Андрей Иванович Кокин при выполнении испытательного полёта на Як-9У с М-107А. Неожиданно вспыхнул мотор и пытаясь спасти опытный самолёт лётчик погиб. По мнению аварийной комиссии, причиной катастрофы стала поломка нипеля бензиновой трубки и протечка бензина с его последующим загоранием.

undefined
1945
 - Начало боевого применения штурмовика Ил-10 в составе 78-го гшап. В бою участвовали 15 самолётов, ведущий группы — Герой Советского Союза Михаил Иванович Безух.

Этот день в авиации. 15 апреля
1947
 - Приказом МАП No.210 коллективу, возглавляемому Артёмом Ивановичем Микояном (ОКБ-155, завод No.155), было утверждено задание на разработку фронтового истребителя с герметической кабиной, который требовалось построить в двух экземплярах и предъявить на государственные испытания в декабре. Фактически, работу над новой машиной в ОКБ-155 начали еще в январе 1947 г. Разрабатываемый истребитель, получивший наименование И-310 и заводской шифр "С", должен был иметь весьма высокие лётные характеристики: максимальную скорость 1000 км/ч у земли и 1020 км/ч на высоте 5000 м. Время подъёма на высоту 5000 м - 3,2 мин, практический потолок 13000 м и дальность 1200 км при полёте на высоте 10000 м с наивыгоднейшей скоростью. Разбег должен был составлять 700 м, а пробег 800 м. Его вооружение должно было состоять из трёх пушек: одной 45-мм и двух 23-мм. Кроме этого, вместо подвесных топливных баков предусматривалась возможность размещения бомбовой нагрузки в 200 кг. На новой машине планировалось установить один из закупленных реактивных двигателей "Нин", который позволял обеспечить заданные лётные характеристики.

Этот день в авиации. 15 апреля
1948
 - Завершились заводские лётные испытания истребителя-бомбардировщика Су-11 (Первый), за время которых было выполнено 54 полёта, причем 11 из них - лётчиком-испытателем Сергеем Николаевичем Анохиным. Общий налёт составил 21 час 08 мин. Из акта ОКБ от 25 апреля 1948 г.: ". Самолёт Су-11 ("ЛК") с 2 ТР-1 прошёл и закончил заводские испытания. На самолёте произведено 54 испытательных полёта общей продолжительностью 21 час 08 минут. В связи со снятием с производства двигателей ТР-1 и неудовлетворительными характеристиками продольной устойчивости по М (имеет место изменения знака нагрузок на ручку от руля высоты при числе М=0,75) самолёт на государственные испытания не передавать. Для изучения прочности крыла с изогнутыми лонжеронами крылья с самолёта снять и направить в ЦАГИ. Самолёт списать".

c99-5.jpg
1949
 - На тяжёлом транспортном самолёте С-99 (Разработчик: Convair, США) установлен мировой рекорд с грузом 45400 кг. Создан на базе бомбардировщика В-36. Особенностью самолёта был огромный двухпалубный герметический фюзеляж, имевший длину 55,6 м и диаметр 7,66 м, который мог вместить 50000 кг грузов или 400 полностью вооруженных солдат, или 300 раненых на носилках с сопровождающим обслуживающим медицинским персоналом и оборудованием. Схема самолёта была изменена, он стал среднепланом. Крыло, хвостовое оперение, шасси и силовая установка были взяты аналогичными первым В-36. При модернизации на заводе в Форте Уорт: на нём установили двигатели R-4360-41, четырёхколесные основные шасси и РЛС в носовой части. Масса пустого самолёта определилась как 62000 кг, взлётная 122000 кг. С грузом 45000 кг и запасом топлива 19000 л и десятью членами экипажа дальность составляла порядка 2760 км, с грузом 4540 кг и запасом топлива 72000 л - 13100 км. Крейсерская скорость обеспечивалась равной 436 км/ч, максимальная скорость равнялась 547 км/ч на высоте 9200 м.

undefined
1952
 - Первый полёт реактивного стратегического бомбардировщика Боинг B-52 «Стратофортресс», США.  Постройка первого опытного самолёта ХВ-52, осуществлявшаяся в условиях строгой секретности, была завершена 29 ноября 1951 г., но из-за необходимости внесения в его конструкцию изменений, первым 15 апреля 1952 г. приступил к лётным испытаниям второй опытный самолёт YB-52.  Первый полёт совершался по маршруту Renton Field Рентон (штат Вашингтон) — авиабаза Ларсон. Он продолжался 2 часа 21 минуту. Самолёт пилотировали тест-пилот фирмы Боинг Alvin M. Johnston и подполковник ВВС США Guy M. Townsend.

Этот день в авиации. 15 апреля
1959
 - Первый рейс Ту-104Б Пулковского авиапредприятия Северного управления ГВФ из Ленинграда в Москву, под управлением Леонида Петровича Злобина. Впервые введён в эксплуатацию самолёт Ту-104Б с удлиненным фюзеляжем (на 1,21 м) со стандартным количеством пассажирских мест на 100 человек.

undefined
1959
 - Капитан ВВС США Джордж Эдвардс установил мировой рекорд скорости на дистанции более 500 км на авиабазе Edwards, штат Калифорния. Самолет McDonnell RF-101C-60-MC Voodoo. Рекорд составил 1313,7 километров в час (816,28 миль в час).

Этот день в авиации. 15 апреля
1960
 - Родился Корниенко Михаил Борисович — лётчик-космонавт Российской Федерации, Герой России(12 апреля 2011 года). Совершил два полёта: первый — в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-18» и участника экспедиции МКС-23/24 (2010 г.), второй — в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-16М» и участника «годовой» экспедиции МКС-43/44/45/46 (2015 – 2016 гг.).За два полёта суммарное время в космосе — 516 сут 10 ч 01 мин 08 с. За два выхода в открытый космос суммарное время работы — 12 ч 17 мин.

Этот день в авиации. 15 апреля

1960 - В Советском Союзе аварией 3-й ступени ракеты-носителя "Восток-Л"/Луна/SL-3 закончилась попытка запустить с площадки №1 полигона Тюра-Там (с 1961 г. космодром Байконур) автоматическую межпланетную станцию "Луна-4A" ["Е-3/Е-2Ф", сер. №1] для фотографирования Луны. Неполадки в работе двигателя блока Е, лунного варианта ракеты-носителя "Восток-Л 8К72", не позволили станции набрать необходимую скорость. Третья ступень РН была заправлена не полностью и выключилась на 3 секунды раньше намеченного времени. Станция вышла на высокоэллиптическую орбиту ИСЗ высотой примерно 200000 км и разрушилась при входе в атмосферу в конце первого витка. Это был восьмой запуск советского КА с целью исследования Луны.

undefined
1961
 - Утром 8 бомбардировщиков B-26 Invader опознавательными знаками кубинских ВВС, взлетевших с территории США и пилотируемых кубинскими эмигрантами, нанесли удары по трём аэродромам с целью уничтожить кубинскую авиацию. Однако кубинское военное командование успело рассредоточить и замаскировать самолёты, на аэродромах остались в основном неисправные машины и макеты. В результате, из 24 самолётов ВВС Кубы (15 B-26, 6 Sea Fury и 3 T-33) были уничтожены лишь 2 (по официальным данным правительства Кубы) или 3 (по данным некоторых советских и американских источников). Однако основываясь на сообщениях пилотов, организаторы вторжения сделали вывод, что ВВС Кубы уничтожены. Эта акция предшествовала попытке вторжения 17 апреля на остров Свободы противников Кастро.

Этот день в авиации. 15 апреля
1962
 - Первый дальнемагистральный пассажирский самолёт VC.10 (G-ARTA), Разработчик: Vickers, Великобритания выкачен из ангара завода в Бруклендс. Спроектированный по заказу авиакомпании ВОАС, лайнер VC10 стал последним коммерческим самолётом, созданным и строившимся компанией "Vickers" в одиночку. После наземных испытаний 29 июня поднялся в воздух.

Этот день в авиации. 15 апреля
1964
 - Начались государственные испытания Lim-6bis(по 24 июня), в которых задействовался серийный экземпляр N 1J 05-04. Самолёт имел нормальную полётную массу 5550 кг, максимальную - 6500 кг. Оснащённый внешними подвесками, он показал на высоте 3000 м максимальную скорость 1019 км/ч и смог забраться на 10000м за 8,3 мин. В целом Lim-6bis считался достаточно удачной машиной и в течение ряда лет оставался основным истребителем-бомбардировщиком Польши. Некоторое число этих самолётов было поставлено в ГДР, Египет и Индонезию.

Этот день в авиации. 15 апреля

1965 - Первый полёт вертолёта Aérospatiale SA 330 Puma. В 1962 г. командование французской армии сформулировало требования к среднему транспортному вертолёту, способному выполнять задания при любой погоде днём и ночью. Сначала вертолётостроители попытались удовлетворить запросы военных модернизацией уже состоявшего на вооружении во Франции американского вертолёта Сикорский S-58. По мнению ряда западных экспертов, на конструкцию этой машины большое влияние оказали американский S-61 и советский Ми-8, причём в большей степени именно последний. SA.330 близок к "восьмерке" и по компоновке, и по размерам. Англо-французское соглашение по вертолёту (от 2 апреля 1968 года) положило начало совместному производству вертолётов c фирмой "Westland Helicopters". На первом опытном экземпляре стояли двигатели "Тюрмо" IIIC4 мощностью по 1300 л.с.

Этот день в авиации. 15 апреля
1968
 - С космодрома Байконур ракетой-носителем "Союз 11А511" осуществлён запуск беспилотного космического корабля типа "Союз", сер №7. После выхода на орбиту корабль получил официальное наименование "Космос-213". Осуществлена автоматическая стыковка двух беспилотных космических кораблей "Космос-212" (03183 / 1968 029A) и "Космос-213" (03193 / 1968 030A). Совершив в течение нескольких часов полёт в состыкованном состоянии, корабли расстыковались и продолжили автономный полёт каждый по своей программе.

Этот день в авиации. 15 апреля
1970
 - Закончена постройка и представлен макетной комиссия ВВС, одновременно с макетом самолёта, первый экспериментальный экземпляр Як-36М № 01.

Boeing-737-200-Advanced-Exterior.jpg
1971 - Поднялся в воздух среднемагистральный пассажирский самолёт Boeing 737-200 Advanced (Разработчик: Boeing, США). Боинг 737-200 Advanced - это гражданский, пассажирский, региональный самолёт для авиалиний малой и средней протяжённости. Самолёт является улучшенной модификацией модели 737-200, которая была сертифицирована в декабре 1967 г. В ходе эксплуатации самолёт постоянно усовершенствовался: на него устанавливались более эффективная система реверса тяги, улучшалась местная аэродинамика и повышалась эффективность закрылков. Результатом этих улучшений в 1971 году стало создание новой модификации 737-200 "Advanced". Первые поставки начались в конце мая. Первоначально самолёт 737-200 Advanced выпускался с взлётной массой 54,2 т. В дальнейшем она была увеличена сначала до 56,47, а потом до 58,1 т. Грузопассажирский вариант 737-200С Advanced оборудован грузовой дверью размером 2,14 х 3,4м. Он может перевозить до семи поддонов или два поддона и 76 пассажиров.

Этот день в авиации. 15 апреля
1971
 - Катастрофа самолёта Ту-16, КК Анохин. Самолёт упал в районе Аральского моря. Экипаж погиб.

Этот день в авиации. 15 апреля
1972
 - Катастрофа самолёта ЗМС-2, КК Лыбин. Группе из 5 кораблей ЗМ пришлось садиться на покрытую мокрым снегом ВПП при сильном боковом ветре. Уже первый самолёт сошёл в сторону с полосы, повредив более 2 км боковых осветительных огней. При этом погасли ограничительные огни торца полосы. Выкатилась за пределы бетонки и застряла в грунте ещё одна машина. Но трагичней всех оказалась судьба самолёта, управляемого экипажем м-ра Г.А.Лыбина. "Эмка" приземлилась с перелётом в 1000 м, на повышенной скорости и на переднюю опору шасси. Началось "козление". Во время третьего прыжка самолёт свалился на крыло, после сильнейшего удара разрушился и сгорел. Весь экипаж погиб...

Этот день в авиации. 15 апреля
1981
 - Поднялся в воздух опытный образец самолёта береговой охраны HU-25 Guardian, созданный французской фирмой Dassault (теперь Dassault-Breguet) в соответствии с техническим заданием береговой охраны США на патрульный самолёт средней дальности. В качестве базы использован лёгкий административный самолёт этой фирмы Falcon 20. Самолёт представляет собой свободнонесущий низкоплан со стреловидным крылом и хвостовым оперением, фюзеляжем круглого сечения и убирающимся в полёте трёхстоечным колёсным шасси. От базовой машины он отличается новыми турбовентиляторными двигателями ATF3-6, имеющими на 20 процентов большую тягу и на 20 процентов меньший расход топлива. Кроме того, новые двигатели позволили улучшить скороподъёмность и взлётно-посадочные характеристики. Несколько изменён также фюзеляж самолёта: уменьшено число иллюминаторов, а по обе стороны фюзеляжа сделаны необычайно большие окна для наблюдателей. Экипаж самолёта состоит из шести человек: два пилота (располагаются в кабине лётчиков в передней части фюзеляжа), штурман, два наблюдателя и оператор радиоэлектронной системы поиска и наблюдения Aireye.

Этот день в авиации. 15 апреля

1985 - На планету Венера была осуществлена мягкая посадка СА советской АМС "Вега-2". Во время спуска от посадочного аппарата "Веги-2" в атмосферу планеты был запущен аэростат. "Вега-2" 30-й советский КА осуществивший исследование Венеры.

AnokhinSergNikol20.jpg
1986 - Умер Сергей Николаевич Анохин — советский лётчик-испытатель, полковник (1947), Герой Советского Союза (1953), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), лауреат Сталинской премии второй степени (1953). В декабре 1945 года во время лётных испытаний потерял левый глаз, но после восстановления вернулся к лётной работе.Выполнил первый полёт и провёл испытания Як-25 (2.11.1947), Як-30 (8.09.1948), Як-23УТИ (29.03.1949), Як-50 (9.08.1949), планеров А-13 (1958), А-15 (26.03.1960), «Амур» (1961). Провёл испытания: Як-19 (1947), ЛЛ-1 и ЛЛ-2 (1947-1948), МиГ-15 (1948), Су-15 («П») (1949), Як-20 (1950), МиГ-15 на штопор (1951), КС (1951-1953), Ту-104 на устойчивость и управляемость (1958), Ту-16 на срыв и сваливание (1959). Принимал участие в испытаниях большого количества опытных самолётов различных ОКБ.Умер в Москве от рака желудка, похоронен на Новодевичьем кладбище (участок 7).

Этот день в авиации. 15 апреля

1988 - Первый полёт экспериментального самолёта Ту-155 с двигателем на криогенном топливе, Заслуженный лётчик-испытатель СССР Владимир Андреевич Севанькаев.
С целью летной оценки возможности использования криогенных топлив на Ту-155 по сравнению с базовым самолётом Ту-154Б были выполнены следующие конструктивные изменения:
• в специально выделенном отсеке салона самолёта установили топливный бак с высокоэффективной теплоизоляцией для размещения жидкого водорода с температурой -253ОС или сниженного природного газа с температурой -162ОС;
• доработали топливную систему самолёта;
• экспериментальный топливный комплекс включал в себя систему подачи топлива в двигатель, систему поддержания давления в баке с аварийным предохранительным устройством, систему циркуляции, наддува бака, систему аварийного слива криогенного топлива. Система подачи топлива состояла из центробежных и струйных насосов, теплоизолированных трубопроводов, криогенных агрегатов и клапанов;
• для управления и контроля работы криогенного комплекса на самолёте установили три дополнительные системы: а) гелиевую, управляющую агрегатами силовой установки; б) азотную, замещающую обычную атмосферу в отсеках самолета и предупреждающую экипаж в случае утечки криогенного топлива задолго до взрывоопасной концентрации; в) систему контроля вакуума в теплоизоляционных полостях; г) вместо штатного центрального двигателя НК-8-2У установили экспериментальный двигатель НК-88, созданный в конструкторском бюро под руководством академика Николая Дмитриевича Кузнецова (при этом большое внимание уделили обеспечению взрывопожаробезопасности двигателя).
После 12 полётов самолёт переоборудовался для испытаний двигательной системы на сжиженном газе в интересах европейского концерна Airbus.

Этот день в авиации. 15 апреля
1988
 - Состоялся 24-й, последний, испытательный полёт аналога корабля многоразового использования БТС-002,лётчики-испытатели Римантас Антанас Станкявичюс и Игорь Петрович Волк. Посадка в автоматическом режиме.

1993 - Образовано СП «Локхид-Хруничев-Энергия», где с российской стороны участниками выступали ГКНПЦ имени М.В.Хруничева и РКК “Энергия”, а с американской – корпорация “Локхид”. Предметом деятельности совместного предприятия являлись маркетинг ракеты-носителя “Протон-К” и её использование для запуска спутников зарубежных стран. Логическим продолжением деятельности СП ЛХЭ, после объединения в 1994 году двух американских компаний “Локхид” и “Мартин Мариетта” в одну – “Локхид Мартин”, стало образование в 1995 году, совместного предприятия ILS (International Launch Services).

undefined
1997
 — На АБ Пуна ВВС Индии доставлены последние 2 изделия из первоначальной партии 8 шт. самолетов Су-30К

Dnepr_rocket_lift-off_1.jpg
1998
 - С космодрома Байконур был произведён учебно-тренировочный пуск ракеты Р-36М УТТХ, при котором десять учебных боевых блоков поразили все учебные цели на полигоне Кура на Камчатке.

Этот день в авиации. 15 апреля
1999
 - Катастрофа самолёта Су-24МК, аэродром Толмачёво (Новосибирск),Заслуженный лётчик-испытатель СССР п-к Вячеслав Васильевич Глущенко и штурман-испытатель 1-го класса п-к Алексей Владимирович Кремнев.На взлёте на высоте 60м самолёт выполнил полубочку и столкнулся с землёй. Экипаж погиб. Причина: столкновение с птицами и потеря работоспособности.

Этот день в авиации. 15 апреля
2005
 - Старт 11-й основной экспедиции на МКС, командир корабля — Сергей Константинович Крикалёв (6-й полёт), бортинженер-1 — Джон Филлипс (англ. Phillips, John Linch)  США (2-й полёт) и бортинженер-2 — Роберто Виттори (итал. Vittori Roberto)  Италия (2-й полёт), КК «Союз ТМА-6».

Этот день в авиации. 15 апреля

2005 - В США с самолёта Lockheed L-1011 TriStar (корабль-носитель Stargazer) осуществлен пуск ракеты-носителя воздушного базирования "Pegasus-XL" с экспериментальным спутником "DART" для отработки операций автономного сближения на орбите.

Этот день в авиации. 15 апреля

2010 - После второго извержения Eyjafjallaj'kull в Исландии были закрыты большие площади контролируемого воздушного пространства, что вызвало широкое приостановление авиационных пассажирских услуг по всей Европе.

2016 - Международная авиационная федерация признала и утвердила рекорд под номером 17803 российского космонавта Геннадия Падалки, который провел в космическом пространстве в общей сложности 878 суток. Герой России полковник Геннадий Падалка побил рекорд, принадлежавший российскому космонавту Сергею Крикалёву (803 дня), 29 июня 2015 года, находясь на борту Международной космической станции.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх