
Новый список предприятий и лиц, которых коснутся санкции, опубликован в официальном журнале Евросоюза в пятницу, 12 сентября. В их числе "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) и два дочерних общества госкорпорации Ростех: "РТ-Химкомпозит" и корпорация "Оборонпром", включающая в себя "Вертолеты России" и "Объединенную двигателестроительную корпорацию" (ОДК). Так же под санкции попал концерн "Алмаз-Антей" и ряд других компаний оборонного сектора. Для вышеперечисленных корпораций закрыт доступ к европейским инструментам финансирования со сроком погашения, превышающим 30 дней, и ряду других операций на финансовом рынке Европы. Производителю композитов и "Алмаз-Антею" будут запрещены поставки продукции технологий двойного назначения.
Пресс-служба ОАК распространила официальный комментарий вице-президента корпорации по экономике и финансам Дмитрия Елисеева. По словам топ-менеджера, потребность в заемном капитале ОАК покрывает за счет привлечения средств на территории РФ. "Так в структуре консолидированного кредитного портфеля корпорации доля заемного капитала, приходящегося на банки-нерезиденты, составляет менее 1%, - отмечается в заявлении.
Заместитель генерального директора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский напоминает, что санкции распространяются на финансирование российских проектов компаний, попавших в санкционный список, и их дочерних обществ. Таким образом финансировать зарубежные инвестпроекты европейскими средствами авиастроителю ничто не помешает. "Поэтому санкции по отношению к ОАК являются символическими, - говорит эксперт. - Внутрироссийские же проекты ОАК иностранными инвесторами и так не финансируются, поскольку они экономически не рентабельны".
Схоже комментируют ситуацию и в Ростехе. Говоря про "РТ-Химкомпозит", в госкорпорации отмечают, что санкции не окажут влияния на производство продукции в рамках гособоронзаказа, так как в производстве военной продукции не используются какие-либо европейские комплектующие, но повлияют на европейские предприятия ОПК, продукция которых используется в военной продукции, поставляемой "Рособоронэкспортом" на рынки третьих стран. Источники в "РТ-Химкомпозит" подтверждают эту позицию.
Говоря про "Оборонпром", в "Ростехе" отмечают, что "холдинг не привлекал и не привлекает займов и кредитов от европейских банков и других зарубежных финансовых институтов", а его облигационные займы приобретены российскими банками. Источники в ОДК также сообщают, что корпорация не пользуется европейскими финансовыми инструментами. Собеседники "АвиаПорта" в вертолетной отрасли также уверены, что новый пакет санкций не затронет текущие проекты "Вертолетов России", в том числе и проекты с иностранными партнерами.
Тем не менее, российские компании не намерены отходить от стратегии повышения независимости от зарубежных стран. "Я считаю, что в области военной авиации мы однозначно должны не зависеть от зарубежных поставок, и, собственно, эта линия нами четко реализуется, - отметил на прошлой неделе глава ОАК Михаил Погосян. - Говоря о транспортной и гражданской авиационной технике, все таки есть и встречные поставки из РФ, поэтому я думаю, что мы должны увеличивать локализацию, но не должны загонять себя в рамки, когда мы будем принимать решения по локализации в ущерб качеству, в ущерб стоимости, в ущерб эффективности".
Источники на рынке утверждают, что несмотря на то, что санкции затронут российских производителей чисто символически, в компаниях уже начали обсуждать возможность привлечения долгосрочного финансирования на альтернативных рынках. Кроме того, все чаще звучит тезис об увеличении и без того немалого участия государства в авиационных проектах. В частности, источники считают, что санкции, введенные по отношению к ОАК, ускорят процесс принятия решения по гарантиям остаточной стоимости воздушных судов российского производства.
Свежие комментарии