1908 – Родился Николай Алексеевич Пилюгин — крупный советский учёный, конструктор, специалист в области систем автономного управления ракетными и ракетно-космическими комплексами. Член-корреспондент АН СССР (1958). Академик АН СССР(1966), член Совета главных конструкторов ракетной и ракетно-космической техники, возглавляемого Сергеем Павловичем Королёвым.
Дважды Герой Социалистического Труда(1956 и 1961). Лауреат Ленинской премии(1957).Лауреат Государственной премии СССР (1967).После окончания 9 классов школы в 1926 г. начал работать слесарем, а затем файнмехаником, в ЦАГИ. В 1930 г. по направлению Андрея Николаевича Туполева, поступает в МВТУ им. Баумана. Дипломным проектом стал прибор «Жирограф», предназначенный для записи результатов измерений угловых скоростей самолёта. Окончил МВТУ им. Баумана в 1935 г., работал в ЦАГИ, Лётно-испытательном институте.
Потом на White Wing летал лейтенант Томас Сэлфридж (став первым офицером армии США полетевшем на самолёте), а затем Гленн Кертисс сделал полёт длиной 1017 футов (310 м). 23 мая был самолёт разбит во время посадки.
1911 – Студент Московского технического училища (впоследствии академик) Борис Николаевич Юрьев опубликовал схему одновинтового вертолёта с рулевым винтом и механизмом циклического изменения угла установки лопастей несущего винта за время одного полного его оборота. Борис Юрьев сделал основные открытия, касающиеся придания машине поступательного движения, создания системы управления ЛА. В 1911 году он изобрел автомат перекоса - одна из самых удачных конструкций в истории вертолётостроения. Юрьев также создал всю схему одновинтового вертолёта, но запатентовать её не смог из-за отсутствия денег. Только в 20-е годы Юрьев, будучи начальником экспериментального аэродинамического отдела ЦАГИ, построил совместно с Алексеем Михайловичем Черемухиным первый советский вертолёт 1-ЭА.
1919 - В апреле 1913 года лондонская газета The Daily Mail предложила приз в размере 10 000 фунтов стерлингов (462 900 фунтов стерлингов в 2020 году) лётчику, который первым пересечёт Атлантический океан на самолёте в полёте из любой точки Соединенных Штатов Америки, Канады или Ньюфаундленда в любую точку Великобритании или Ирландии за 72 часа без перерыва. После паузы, вызванной Первой мировой войной, подготовка к перелёту возобновилась.
С Ньюфауленда, соревнуясь за приз в 10 000 фунтов, в один день стартовали два экипажа. Первый из них - австралийский пилот Гарри Хокер с наблюдателем Кеннетом Маккензи-Гривом на одномоторном Sopwith Atlantic. Второй экипаж - Фредерик Рейнхэм и К. В. Ф. Морган стартовали в «Мартинсайде», но разбились на взлёте из-за перегруза топливом.
Экипажу первого самолёта тоже пришлось несладко. Через четыре часа полёта в 19.00, им пришлось преодолеть атмосферный фронт. Затем двигатель стал перегреваться. Только ночью удалось установить причину неисправности. Виной всему оказалась ржавчина, забившая радиатор. Впрочем, через некоторое время её промыло и двигатель заработал в нормальном режиме. Остаток ночи прошёл без происшествий, однако утром мотор снова стал барахлить, давая перебои и временами останавливаясь совсем. Маккензи-Грив стал подкачивать топливо ручной помпой, но казалось, его усилия были напрасны. Самолёт терял высоту и вспененные воды океана приближались всё ближе и ближе. Вдруг двигатель снова заработал. Им удалось пролететь ещё некоторое время, пока мотор снова не начал давать перебои. Снижаясь, Хоукер и Маккензи-Грив заметили в безбрежных водах какой-то пароход и направили свой самолёт к нему. Им удалось приводнить свой биплан недалеко от борта судна. Самолёт почти сразу пошёл ко дну, а лётчики поднялись на борт датского парохода "Мэри", не долетев до берега 850 миль. И хотя они не выполнили условия перелёта, за проявленную настойчивость и мужество они были награждены премией вполовину от назначенного приза 5000 фунтов.
1931 - На Москве-реке были произведены испытания АИР-2С с "Сименсом" (75-88 л. с.) в поплавковом варианте. За 1 час 10 мин было заменено шасси. Лётчик-испытатель Бенедикт Леонович Бухгольц и авиаконструктор Вадим Борисович Шавров произвели первый взлёт по прямой и сразу же 10-минутный полёт по кругу. Потом летал Юлиан Иванович Пионтковский и Александр Сергеевич Яковлев и другие. Все полёты прошли без малейших недоразумений. Впоследствии на этом самолёте было сделано много полётов над Москвой-рекой у Крымского моста. АИР-1 использовали в поплавковом варианте, для которого мощность 60 л. с. была недостаточна. Поплавки были построены по проекту и чертежам В. Б. Шаврова и отличались простотой конструкции.
1935 – Разбился самый большой советский самолёт АНТ-20 «Максим Горький», погибли 49 чел. Лётчик Благин пытался сделать мёртвую петлю вокруг правой плоскости гиганта АНТ-20. "Максим Горький" - вес 42 тонны, размах крыльев 63 метра. Это был 8-моторный самолёт, самый большой для своего времени с сухопутным шасси. Накануне на нём в качестве пассажира летел Антуан де Сент-Экзюпери.В катастрофе также погибли известные лётчики-испытатели, пилотировавшие АНТ-20, Николай Семёнович Журов(командир корабля, пилот КБ Туполева) Иван Васильевич Михеев(пилот агитационной эскадрильи). Погиб и лётчик-испытатель Николай Павлович Благин (на И-5).Похоронен на Новодевичьем кладбище, как и все жертвы трагедии...
1938 - Поднялся в воздух усовершенствований прототип К8620 английского многоцелевого истребителя Defiant. 30 июня последовала первая серийная машина.
1939 - Начались лётные испытания первой в мире ракеты Р-3 с прямоточным воздушно-реактивным двигателем конструкции Игоря Алексеевича Меркулова. Это была и первая двуступенчатая ракета, на 1-й ступени использовался пороховой ракетный двигатель.
1940 - Первый прототип шведского пикирующего бомбардировщика L10, который переименовали в SAAB 17 (серийный номер 17001) выкатили из сборочного цеха. Первый полёт на нём совершил главный лётчик-испытатель фирмы SAAB Клес Смит (Claes Smith). Из-за технических причин вылет едва не закончился аварией, но в конечном итоге всё закончилось хорошо. Испытания продолжились после доработок вместе с недавно полученным вторым прототипом (с/н 17002) и в целом прошли успешно. Оба самолёта подверглись различным улучшениям, а в ходе тестов SAAВ 17 показал возможность использования его как пикирующего бомбардировщика.
1941 - На Центральном аэродроме в Москве, первый полёт на первом серийном Як-7УТИ N01-02 выполнил лётчик-испытатель Павел Яковлевич Федрови.
1941 - Состоялся первый полёт опытного самолёта "103У" (Ту-2) с двигателями АМ-37, лётчик-испытатель Михаил Александрович Нюхтиков. Через девять дней - 27 мая - Анатолий Васильевич Ляпидевский (директор завода №156), Иван Фёдорович Петров (начальник НИИ ВВС) и Валентин Александрович Кравченко (начальник Особого технического бюро НКВД СССР) уже рапортовали Берии, Шахурину и Жигареву о ходе испытаний самолётов "103" и "103У".
1942 - Впервые поднялась в воздух первая серийная Барракуда 1 - Р9642 (F.4570) с двигателем «Мерлин 30» - английский торпедоносец.
1946 - Начались испытания, и поднялся в воздух прототип многоцелевого истребителя D-3802A (регистрационный номер J-405), Разработчик: FWA (DoFlug), Швейцария. Самолёт был разработан на базе французского истребителя Morane-Saulnier M.S.450 ещё в 1944 году. Полёт первого прототипа состоялся в сентябре 1944 года. Проведённые тесты показали, что D-3802A оказался лучшим из всех серийных модификаций M.S.450, поскольку его максимальная скорость по различным данным составляла от 629 до 638 км\ч, не снизив при этом показатели манёвренности. По достоинству оценив труд авиационных специалистов командование ВВС не стали отменять заказ на постройку 12 серийных самолётов, которые служили в составе Fl.Kp. 17 (Flieger Kompanie 17) с 1947 по 1956 гг. включительно, до их полной замены реактивными истребителями. После списания из состава ВВС большая часть машин была разобрана на металл, однако несколько самолётов передали авиационному музею.
1949 - Первый городской вертодром, построенный на реке Гудзон, открывается в Нью-Йорке.
1951 - Первый полёт опытного образца бомбардировщика Vickers Type 667 Valiant. Экипаж: КВС Joseph "Mutt" Summers и Gabe "Jock" Bryce.
В 1946 году британское авиационное министерство выпустило спецификацию B.35/46 на разработку стратегического бомбардировщика. Это должен был быть четырёхдвигательный реактивный самолёт, способный нести обычные и ядерные бомбы. Компания Vickers-Armstrongs участвовала в конкурсе со своим проектом Valiant. Это был высокоплан со стреловидным крылом, оснащённый 4 × двигателями Rolls-Royce Avon RA28 Mk 204 с тягой 44 кН. Максимальная скорость — 912 км/ч, дальность полёта — 7200 км с дополнительными баками. Мог нести до 9000 кг бомбовой нагрузки. Оборонительное вооружение не ставилось. Valiant стал первым из т.н. V-бомбардировщиков, к которым также относят Handley Page Victor и Avro Vulcan. Они были основой британской программы ядерного сдерживания. Выпустили 107 единиц Vickers Valiant, которые стояли на вооружении Королевских ВВС до 1965 года (в том числе и как самолёты-заправщики).
1953 – Американская лётчица Жаклин Кокран (США) стала первый в мире женщиной, преодолевшей на самолёте звуковой барьер. На реактивном самолёте "F-86" она развила скорость 652,337 миль/ч (около 1090 км/ч).
1953 – Выполнен первый полёт самолёта DC-7. DC-7 - дальнемагистральный пассажирский самолёт, разработанный американской фирмой Douglas. Первый самолёт DC-7 был непосредственным усовершенствованием самолёта DC-6В с фюзеляжем, удлиненным на 1,02 м для установки дополнительного ряда кресел. Применение двигателей R-3350 Turbo-Compound мощностью 3250 л.с. позволило увеличить полётный вес на 6895 кг и потребовало некоторого усиления конструкции шасси. Также было внесено несколько небольших детальных изменений, но внешне DC-7 лишь немного отличался от DС-6В. Всего было построено 105 самолётов DC-7.
1953 - Капитан ВВС США Джозеф С. Макконнелл-младший совершил два последних боевых вылета в Корее, в которых он сбил три вражеских истребителя МиГ-15. В результате чего его список побед составил 16 сбитых самолётов. Макконнелл был ведущим американским асом Корейской войны.
1961 - Состоялось первое испытание в полёте турбовинтового двигателя PT6A, разработанного канадской фирмой Pratt & Whitney Canada.
В качестве испытательного самолёта был выбран Beech 18. После успешных испытаний PT6A был запущен в серийное производство. Первая серийная модель мощностью 410 кВт получила обозначение PT6A-6. Последние модификации двигателя были изготовлены в начале 90-х годов Это были - PT6A-68 мощностью 820 кВт для Beech Pilatus Mk II (JPATS), PT6A-68A мощностью 969 кВт для EMB-312H и 312HJ и наконец PT6A-68-1 мощностью 1193 кВт для Embraer ALX. К 1999 году фирмой Pratt & Whitney Canada было выпущено более 28500 двигателей PT6A (насчитывающих более 50 модификаций). Они поставлялись 6000 заказчикам из 160 стран.
1963 - С 60-й площадки 5-го испытательного полигона Министерства обороны СССР осуществлён залповый пуск трёх межконтинентальных баллистических ракет 8К64У. Стратегический ракетный комплекс Р-16 с ракетой 8К64 (Р-16У/8К64У) [SS-7 "Saddler"].
1964 - Первый полёт совершил RF-4C (RF-110A) - невооруженный разведчик на основе F-4C.
1965 - Первый полёт палубного варианта многоцелевого истребителя-бомбардировщика F-111B. Работы по F-111В были прекращены в июле 1968-го после постройки семи опытных самолётов.
1965 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной испытательный полёт ракетного самолёта "X-15A-2", № 2. Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Джон Бэррон Maккей (John Barron McKay). В ходе полёта достигнута максимальная скорость 5697 км/ч и максимальная высота 31120 м.
1966 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной сорок четвертый испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15A-2", № 2. Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Роберт Эйткен "Боб" Рашворт (Robert Aitken Rushworth). В ходе полёта достигнута максимальная скорость 5936 км/ч и максимальная высота 30170 м.
1967 - Начались и продолжились по 29 октября 1968 года, на машинах Ту-128 (№№0402, 0502, 0602, 0702, 0801, 0802 и 0901) 518 ИАП в посёлке Талаги Архангельской области войсковые испытания комплекса Ту-128С-4.
1970 - В ответ на задержание багамскими властями 14 кубинских рыбаков несколько МиГ-21 совершили переход на сверхзвук над столицей этого небольшого островного государства. Вскоре рыбаки были освобождены.
1972 - Катастрофа Ан-10А, совершавшего рейс Москва - Харьков. В 10:39 самолёт произвёл взлёт из Внуково. Полёт проходил при благоприятных метеоусловиях (ясная погода). В 11:44 на подлёте к аэропорту Харькова экипаж подтвердил диспетчеру полученное указание на снижение до высоты 1500 м в район 3-го разворота, посадочный курс 263°, и это был последний сеанс связи с Ан-10А. В 11:53 метка самолёта исчезла с экрана радара. Во время снижения с высоты 4500 до 1500 м на высоте 1700 м началось разрушение самолёта. Обломки были обнаружены в 20 км от аэропорта, в районе между сёлами Борщевая и Русская Лозовая Дергачёвского района Харьковской области. Среди 122 погибших был и Виктор Чистяков - один из самых талантливых советских пародистов. Крупнейшая, а также последняя катастрофа Ан-10, эксплуатация которых была вскоре прекращена.Причиной стало разрушение центроплана крыла в воздухе из-за разрыва нижней панели центроплана, вызванного усталостными трещинами стрингеров и обшивки...
1973 – Боевым расчётом космодрома «Байконур» произведен первый пуск унифицированной ракеты-носителя «Союз-У». Разработчик и изготовитель РН – научно-производственный центр «ЦСКБ -Прогресс».
«Союз-У» — трехступенчатая ракета-носитель среднего класса из семейства Р-7. Является модификацией ракеты-носителя «Союз», разработанной в 1973 году. Отличие РН «Союз-У» от предшественников заключалось в применении двигателей первой и второй ступеней с повышенными энергетическими характеристиками. «Союз-У», заменившая собой РН «Восход», стал базовой ракетой для запуска космических аппаратов различного назначения (спутников дистанционного зондирования Земли, КА для экспериментов по материаловедению, также космических кораблей «Союз» и «Прогресс»). Запускалась также с космодрома «Плесецк».
1973 - Катастрофа самолёта Ту-104А (СССР-42379). Рейс Москва - Челябинск - Новосибирск - Иркутск - Чита. Угонщик, 32-летний пассажир (азербайджанец, житель Кировабада) Чингис Юнус-оглы Рзаев, севший в Иркутске,требовал лететь в Китай и взорвал бомбу, когда сопровождавший самолёт милиционер Ежиков ранил его выстрелом в спину из пистолета. Самолёт разрушился в воздухе на высоте 9200м. Обломки упали в тайгу в 97км западнее аэропорта Чита. Погибли все находившиеся на его борту 81 человек — 72 пассажира и 9 членов экипажа...
1974 – Индия стала шестым государством, имеющим атомное оружие.В 08.05 18 мая 1974 года Индия произвела своё первое (тайное) испытание ядерного оружия. Операция «Улыбающийся Будда».
1975 - Cостоялась первая посадка двух самолётов Як-36М на ТАКР "Киев" Серийный самолёт No.0201 пилотировал лётчик-испытатель ЛИИ МАП Олег Григорьевич Кононенко, а опытный No.04 - лётчик-испытатель НИИ ВВС полковник Владилен Павлович Хомяков (третий опытный экземпляр Як-36М из-за отказа одного канала САУ-36 был вынужден произвести посадку по самолётному на аэродром Саки). Ведущими инженерами тогда были: от ОКБ - В.И.Латышев, от НИИ ВВС - подполковник Г.М.Маракулин. 20 мая Олег Кононенко продемонстрировал в воздухе возможности Як-36М Министру обороны Андрею Антоновичу Гречко и Главкому ВМФ Сергею Георгиевичу Горшкову. В настоящее время самолёт No.0201 находится в музее ОКБ имени Александра Сергеевича Яковлева.
1982 – Запуск первого геостационарного ИСЗ «Гейзер» («Космос-1366») на высоту 35820 км для ретрансляции телефонно-телеграфной информации в сантиметровом диапазоне.
1988 - American Airlines перевозит 500-миллионного пассажира.
1991 – В Советском Союзе с космодрома Байконур с помощью РН "Союз-У2"/SL-4 был осуществлён запуск пилотируемого КК "СоюзТМ-12" (11Ф732 №62) по программе 9-й основной экспедицией на околоземную орбитальную станцию "Мир", в составе экипажа: командир — Анатолий Павлович Арцебарский (1-й полёт), бортинженер — Сергей Константинович Крикалёв (2-й полёт) и 1-я женщина-космонавт Великобритании Хелен Патрисия Шармен (англ. Helen Patricia Sharman). Стыковка с ОС "МИР" 20 мая. Посадка с А.П.Арцебарским и другими членами экипажа 10 октября 1991 года.
1999 - В США с борта самолёта L-1011 "Stargazer" запущены военно-исследовательские спутники "TERRIERS" и "MUBLCOM".
2001 – Первый запуск ТВД ВК-1500 ЗАО "Двигатели Владимир Климов - Мотор Сич" (ВКМС).
2001 - Подписание генерального соглашения о создании ПАКФА. Он же ПАК ФА, Т-50, И-21 - российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый подразделением Объединённой авиастроительной корпорации - ОКБ Сухого, где он проходит под обозначением Т-50.
2009 - Первый самолет Airbus A320, произведенный в Китае, совершил свой первый 4-х часовой испытательный полет. Это первый лайнер А320, собранный за пределами Европы. Он собран на сборочной линии концерна Airbus в Китае FALC (Airbus Final Assembly Line China). Китайский завод FALC является совместным предприятием концерна Airbus, китайской корпорации AVIC (China Aviation Industry Corporation) и свободной экономической зоны Тяньцзинь TJFTZ (Tianjin Free Trade Zone). Подразделение Airbus China владеет 51% акций предприятия, остальные 49% акций принадлежат китайскому консорциуму. Предприятие начало свою работу в августе 2008 г.
2021 - Самолет Air France А350 выполнил первый полет из Парижа в Монреаль на топливе с растительным маслом. Он был заправлен авиационным керосином с примесью 16 процентов биотоплива. Первый дальнемагистральный рейс «Париж-Монреаль», выполненный с использованием топлива на основе растительного масла, стал символическим этапом в развитии «устойчивого авиационного топлива» (англ: sustainable aviation fuel или SAF) для авиаперевозчика Air France и корпорации Total, наладившей производство такого топлива на своих заводах во Франции.
Свежие комментарии