На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 696 подписчиков

Свежие комментарии

  • Анатолий Шихатов
    Тайц - Макс Аркадьевич.Этот день в авиац...
  • Алексей Леонтьев
    лиап - мой друг с компом вместо головы https://proza.ru/2010/02/22/614Этот день в авиац...
  • Алексей Леонтьев
    смерть Клубова поставило точку на переучивание с Аэрокобр.(переднее колесо)Этот день в авиац...

Этот день в авиации. 5 января

Этот день в авиации. 5 января
Этот день в авиации. 5 января


1914 - Учреждён образец формы одежды и знаков различия русских военных лётчиков.

uwd-1.jpg
1916
- Первый полёт морского бомбардировщика-разведчика Gotha UWD (Ursinus Wasser Doppeldecker), компания Gotha, Германия. Первый UWD, оснащенный двумя двигателями Mercedes D.III мощностью 160 л.с., был передан на базу Seeflugzeug Versuchs Kommando в Варнемюнде.

Испытания UWD продлились до 6 февраля 1916 года. Испытания самолета прошли успешно и его приняли в состав флота. В ходе военных действий UWD совершил несколько удачных рейдов, так летом 1916 года он и еще четыре самолета Friedrichshafen FF 33 совершили налет на Дувр. Все FF.33 были перехвачены вражескими Caudron и Sopwith Baby, а UWD сбросил свой бомбовый груз на береговую батарею и успешно вернулся назад. UWD был списан из состава флота 2 октября 1916 года.


1925
- Первый полёт опытной летающей лодки Short S.5 Singapore I (компания Short Brothers, Великобритания). Самолёт неплохо проявил себя в полете вокруг Африки протяженностью 37015 км, но серийного заказа не последовало.


1926
- Первый полёт экспериментального самолета Ape, разработанный английской фирмой Sir W.G. Armstrong Whitworth Aircraft Ltd. Самолет был создан для исследований аэродинамики полета. Для этих целей его фюзеляж и хвостовую часть сделали так, чтоб можно было менять их конфигурацию.

Уже в феврале была начата большая программа исследовательских полетов, однако выполнить ее всю не удалось из-за аварии самолета. Как выяснилось основной причиной аварии стал двигатель Lynx III, мощности которого (180 л.с.) не хватало довольно тяжелой машине. После восстановления самолета двигатель был заменен на более мощный, однако это не решило проблемы, так как и собственный вес двигателя тоже вырос довольно значительно. Несмотря на трудности полеты Ape продолжались еще в течении нескольких лет, после чего он был разобран.

mb174-1.jpg
1939 - Первый полёт бомбардировщика-разведчика Блок MB.174 (компания Bloch, Франция).

Сконструированный под руководством Анри Деплана из бюро концерна SNCASO на заводе в Курбевуа, MB. 174 мог посостязаться с любым самолетом подобного назначения, когда его приняли на вооружение. Эта машина вела свою родословную от MB.170 - многоцелевого двух-трехместного самолета, к работе над которым приступили в конце 1936 г. К моменту, когда МВ.170ВЗ № 02 вышел на испытания, часть требований штаба ВВС претерпела существенные изменения. В ответ конструкторское бюро SNCASO разработало ряд модификаций базовой конструкции. Они имели экипаж из двух или трех человек и различные мотоустановки. Большинство из этих самолетов являлось тяжелыми истребителями, такими как MB.171, МВ.172 и MB.173. Однако, они не ушли дальше проектов. Наивысший интерес у командования ВВС вызвала модификация MB.174. Она предназначалась в основном для разведки и маркировки целей, но могла и ограниченно использоваться в роли бомбардировщика. Окончательную сборку опытного образца нового самолета, MB. 174 № 01, осуществили в Виллакублэ. Там же машина совершила свой первый полет. Крыло, шасси, хвостовое оперение и общая компоновка мало изменились по сравнению с МВ.170ВЗ №02. Зато фюзеляж MB.174 сильно переработали. Увеличенный по высоте фонарь кабины сдвинули назад и весь нос остеклили. На машине смонтировали два двигателя Гном-Рон 14N20/21 по 1030 л.с.

Этот день в авиации. 5 января

1943 - В январе построены модификации истребителя Як-9 — дальний Як-9Д и пушечный Як-9Т с 37-мм пушкой. Як-9 был создан как истребитель для сопровождения бомбардировщиков дальней авиации. Создатели дальнего Як-9 сумели разместить горючее во внутренних баках, и скорость при этом существенно не снизилась (605 км/ч). Радиус виража составлял 290 м, дальность полета увеличилась с 1000 до 2200 км. Мощность моторов — 1180 л.с. Як-9 — один из немногих самолетов Яковлева, который приспосабливали для выполнения различных боевых задач. Например, существовал самолет-разведчик Як-9Р, у которого за кабиной пилота в отсеке помещался фотоаппарат. Существовал также Як-9ПД — самолет-перехватчик. На истребителях Як-9Т ставилась мощная пушка НС-37. Вес снаряда составлял 735 г, а скорострельность равнялась 250 выстрелам в минуту.

Этот день в авиации. 5 января

1954 - Первый полет сверхзвукового истребителя СМ-9-1 (в серии МиГ-19), Г.А.Седов.

dscn1542.jpg
1956
- Первый полёт первого серийного вертолёта SO-1221 Djinn.

Этот день в авиации. 5 января

1957 - С.П.Королев направил докладную записку в Совет Министров СССР. В записке отмечено, что две ракеты, выполненные в спутниковом варианте, «могут быть подготовлены в апреле-июне 1957 года и запущены сразу же после первых удачных пусков межконтинентальной ракеты».

Этот день в авиации. 5 января

1958 - Первый полет самолета Т-47, построенного по программе оснащения РЛС «Орел», первоначально предназначавшейся для самолета Як-27К. Главная изюминка перспективного комплекса – четырехметровая ракета К-8М в вариантах с полуактивной радиолокационной и пассивной тепловой головками самонаведения. Он позволял вести борьбу с нарушителем, летящем на скорости до 1800 км/ч и высоте до 23 км.

Этот день в авиации. 5 января

1959 - Новозеландцы У.Р.Джеллатли и Дж.Г.Мортон устанавливают на конвертоплане Фери «Ротодайн» (Fairey Rotodyne) мировой рекорд скорости полета по замкнутому 100-километровому маршруту для конвертопланов. Хвостовое оперение к началу 1959-го доработали, и теперь верхние панели килевых шайб фиксировались в горизонтальном полете вертикально. Доработка хвостового оперения имела своей целью подготовить "Ротодайн" к установлению мирового рекорда скорости полета в новой категории Е.2 для конвертопланов. В рекордном полете на замкнутом 100-км маршруте получили среднюю скорость 307,2 км/ч. Тем самым был установлен рекорд скорости не только в категории Е.2, но и почти на 80 км/ч превышен прежний рекорд скорости для вертолетов.

Этот день в авиации. 5 января

1960 - Ил-18 совершил первый международный рейс Аэрофлота на линии Москва - Бухарест - София.

Этот день в авиации. 5 января

1961 - Начались войсковые испытания истребителя-бомбардировщика Су-7Б в строевом полку ВВС.

1963 - Катастрофа самолёта Ту-95 зав. № 8802004. Экипаж 7 человек погиб.

Этот день в авиации. 5 января

1964 - Первый полет грузового самолёта SC-5 Belfast британской фирмы Short Brothers. Его полезная нагрузка в полтора раза превышала Lockheed C-130. Однако расплодившийся американский конкурент вполне устраивал потенциальных заказчиков, поэтому в коммерческой авиации нашлось место всего для 5 «Белфастов». Авиакомпания Heavy Lift использовала их для перевозки крупногабаритных грузов.

1967 - катастрофа американского стратегического высотного самолета-разведчика А-12 № 60-6928 (125).
В рутинном тренировочном полете на четвертом прототипе разбился Уолтер Рэй. Отказал расходомер, из-за повышенной подачи топлива сразу же после взлета загорелись двигатели, Рэй катапультировался, но неудачно.

Картинки по запросу "Венера-5"
1969
- в СССР была запущена автоматическая межпланетная станция "Венера-5" для полета к Венере.

16 мая 1969 года, через 131 сутки после старта, станция «Венера-5» достигла окрестностей планеты Венера. Вход в атмосферу планеты Венера произошёл на ночной стороне. После отделения спускаемого аппарата был раскрыт парашют. В течение спуска, который продолжался 52,5 минуты, радиовысотомер передал три значения высоты над поверхностью: 40,4, 31,9 и 23,8 км. Во время спуска проводились измерения температуры, давления, освещенности и химического состава атмосферы. Диапазон изменения температуры составил: от 25 до 320 °C, а давления от 0,5 до 27 атмосфер, диапазон высот от 55 до 18 км.

Во время спуска дважды производился забор и анализ состава атмосферы. Первый раз анализ состава атмосферы производился при давлении 0,6 атмосферы и температуре около 25 °C. Второй раз —5 атмосфер и 150 °C. Спускаемый аппарат перестал передавать информацию на Землю, когда давление достигло значения 27 атмосфер, что превышало расчетные значения для спускаемого аппарата (25 атмосфер). Это произошло на высоте 18 км над поверхностью. Анализ состава атмосферы показал, что она состоит на 97 % из углекислого газа, 2 % азота, не более 0,1 % кислорода, и незначительного количества водяного пара.

Этот день в авиации. 5 января

1972 - Президент США Ричард Никсон (Richard Nixon) дал разрешение НАСА на разработку МТКС "Спейс Шаттл". Программа "Аполлон" была близка к завершению и надо было планировать деятельность на следующее десятилетие. Руководство было озабочено дороговизной космических полетов и стремилось снизить стоимость наиболее дорогого первого шага - выведения аппарата на низкую околоземную орбиту. Оригинальный проект, из которого впоследствии возник "Шаттл", представлял собой полностью многоразовый двухступенчатый летательный аппарат; каждая ступень его была похожа на гигантский реактивный самолет. Первая ступень - ускоритель - должна была с экипажем из двух космонавтов возвращаться на место старта после выведения на большую высоту второй ступени - орбитального корабля, собственные двигатели которого далее выводят его на конечную орбиту. Орбитальный корабль после выполнения программы входит в атмосферу и возвращается для посадки вблизи места старта. Считая, что орбитальный корабль может быть снова готов к повторному полету через две недели, специалисты НАСА предусматривали эксплуатацию "Шаттлов" в самолетном режиме с запусками каждую неделю, стоимостью менее 10 млн. долл. за каждый запуск. Однако при этом требовались очень большие затраты на разработку (по оценкам, от 10 до 12 млрд. долл.). Основным экспертом выступало министерство обороны. Группа его специалистов сформулировала следующие требования к запускаемой полезной нагрузке: диаметр - 5 м, длина - 18 м, масса - 29 000 кг. После одобрения проекта в январе 1972 министерство финансов выделило НАСА на него 5,15 млрд. долл. В середине 1972 инженеры НАСА выбрали конструктивную схему, в которой ускорители и основные двигатели при подъеме работают вместе. Вскоре после начала разработки инженеры НАСА и подрядных фирм столкнулись с трудностями. Разработка основных ЖРД орбитального корабля оказалась более сложной, чем предполагалось, теплозащитные плитки оказались более хрупкими, чем ожидалось, их часто неправильно приклеивали их к алюминиевому фюзеляжу орбитального корабля, кроме того, расчетные нагрузки постоянно менялись. Все это задержало первый полет "Шаттла", который планировался на 1977, а состоялся лишь в 1981. Сначала планировалось построить пять летных орбитальных кораблей: два опытно-конструкторских и три штатных. Из-за бюджетных ограничений строительство пятого корабля было отменено. Руководство НАСА также решило, что переделка корабля "Энтерпрайз" для космических полетов после изменений, внесенных в конструкцию корабля "Колумбия", обойдется слишком дорого. Оно также решило переделать образец для прочностных испытаний в "Челленджер". Два штатных корабля были названы "Дискавери" и "Атлантис".

Этот день в авиации. 5 января
1973 - С самолета Ан-12Б с высоты 800 м впервые в мире проведено десантирование бронетанковой техники (БМД-1) с экипажем, Л.Г.Зуев и А.В.Маргелов (сын командующего ВДВ) с Ан-12Б при помощи системы «Кентавр» парашютодром «Слободка».
Этот день в авиации. 5 января

1977 - В аэропорту «Пулково» введена в эксплуатацию автоматизированная система управления воздушным движением «Старт».

1980 - Директива МО СССР по изменению структуры военной авиации. Объединение ВВС и авиации ПВО. Передача воздушных армий (ВА) в подчинение территориальных военных округов (ВВС ВО).


Этот день в авиации. 5 января

1993 - За 10 час. 25 мин. АН-124 235 втап с двумя экипажами во главе с подполковниками М. Еркиным и М. Нагорновым совершил перелет из Твери через Северный полюс в Эдмонтон (Аляска), доставив на американский континент Ми-8 и Ми-24.

Картина дня

наверх