На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 20 июня

Этот день в авиации. 20 июня

1540 - Жоао Торто, в Визеу, Португалия, строит две пары покрытых тканью крыльев, связанных железными обручами. При подготовке спрыгнуть с собора города к полям соседнего монастыря Св. Матвея, он разбился, упав на крышу, когда сделанный им шлем закрыл глаза.

Этот день в авиации. 20 июня

1803 - Первый полёт на воздушном шаре в России совершил известный французский гастролёр-воздухоплаватель Жак Гарнерен вместе со своей женой.

Этот день в авиации. 20 июня

1911 - Первый в России групповой полёт 5 самолётов с "перехватом" аэростата.

Этот день в авиации. 20 июня
1916
 - Катастрофа самолёта М-5, лётчик прапорщик Горячев Александр Андреевич. Выполнил несанкционированный взлёт и столкнулся с землёй на бульваре в г. Баку, лётчик погиб.Причина - воздушное хулиганство.Как следует из рапорта Содержателя Школы Григорьева П.П.: "20 июня 1916 года прапорщик по Авиационной части А.Горячев, допущенный к самостоятельным полётам 27 апреля 1916 года, вместе с механиком своего аппарата рядовым Левченко опробовали мотор и спустили на воду лодку Щетинина М-5 с бортовым номером №1. Запустив мотор, они по воде направились к острову Нарген, повернули против ветра и попытались оторваться от воды, но это не удалось. Тогда они развернулись и сделали вторую попытку, взлетели с трудом почти в 500м от береговой линии, пролетев над берегом очень низко, около кинематографа Феномен сделали крутой вираж, скользнули на левое крыло и упали на бульвар около решётки, задев серединой за фонарный столб".

Этот день в авиации. 20 июня

1918 - Вышел в свет первый номер журнала "Вестник воздушного флота".

Этот день в авиации. 20 июня

1921 - Родился Анатолий Маркович Маркуша (настоящие имя и фамилия — Арнольд Маркович Лурье) — русский советский писатель, лётчик-истребитель, участник Великой Отечественной войны. Капитан (1954). Автор книг "Вам - взлет!""33 ступеньки в небо" и многих других книг про авиаторов и авиацию. А. Маркуша — автор 106 книг общим тиражом более 15.000.000 экз. Книги переведены на 18 языков мира. Это книги о лётчиках, книги для детей. Умер 30 августа 2005 года. Урна с прахом захоронена в колумбарии на Ваганьковском кладбище... 

Этот день в авиации. 20 июня
1921
 - В Великобритании состоялся первый полёт самолёта Mars I. Компания Gloster построила в начале 20-х годов по проекту Генри Фолланда примечательный самолёт (на основе истребителя Nieuport Nighthawk), принимавший участие в ряде воздушных гонок. Он стал известен, как Gloster Bamel, несмотря на то, что официально он носил имя Gloster Mars I. Гоночная карьера Bamel была настолько успешна, что после её окончания самолёт передали в Исследовательский Центр Морской Авиации в Felixstowe.

Этот день в авиации. 20 июня

1927 - В Москве открылась первая международная выставка по космонавтике.

Этот день в авиации. 20 июня

1929 - Родился Вахтанг Дмитриевич Вачнадзе — советский и российский конструктор ракетной техники, генеральный директор НПО «Энергия» с 1977 по 1991 год, кандидат технических наук (1991).Лауреат:Ленинская премия (1960),Государственная премия СССР (1989).Почётный гражданин г. Королёва (2003).

Окончил Московский авиационный институт им.С.Орджоникидзе. В 1953 году принят на должность мастера в двигательный цех опытного завода № 88 подмосковного Калининграда. В 1965 стал главным инженером завода.В 1974 году назначен начальником 3-го Главного управления Министерства общего машиностроения. С 1977 по 1991 год — Генеральный директор Научно-производственного объединения «Энергия».В 1960 году за участие в работах по достижению второй космической скорости, облёту Луны и фотографированию её обратной стороны получил Ленинскую, а в 1989 году за участие в создание станции «Мир» — Государственную премии.Награждён орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта».Умер 25 октября 2018 года.Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы...

Этот день в авиации. 20 июня

1937 - Триумфальный "прыжок" через Северный полюс завершён: после 63 часов изматывающего полёта самолёт АНТ-25 приземлился на аэродроме Баракс в городе Ванкувер. Протяжённость перелёта составила 8582,96 км. Экипаж: Валерий Павлович Чкалов, Георгий Филиппович Байдуков и Александр Васильевич Беляков. Перелёт стартовал 18 июня.

Этот день в авиации. 20 июня

1938 - Управляя Focke-Wulf FW.61-VI, инженер Карл Боде, устанавливает мировой вертолётный рекорд дальности - 230,25 км от Фассберга до Рангсдорфа, Германия.

Этот день в авиации. 20 июня

1938 -  Поступил на испытания первый и последний опытный образец голландского разведчика и учебного самолёта Koolhoven FK-57. Самолёт имел заводской номер 5701 и гражданское регистрационное обозначение РН-КОК, перешедшее от личного самолёта DH-90 инженера Кока. Испытания FK-57 прошли вполне успешно, однако среди авиакомпаний заказчика на него не нашлось.

Этот день в авиации. 20 июня

1939 - Первый в мире полёт самолёта с ЖРД - Хейнкель Не-176, Германия. Лётчик Эрих Варзиц. Первоначально самолёт отличался необычно коротким, эллиптическим крылом и после продувок в аэродинамической трубе авиационного института и многочисленных доработок совершил свой первый полёт. Испытания закончились полным фиаско — крыло обладало такими плохими несущими свойствами, что маломощного двигателя R I-203 просто не хватало для того, чтобы оторваться от земли. В результате пришлось спроектировать новое крыло большего размаха. Его установили на He.176, который 20 июня 1939 г наконец-то оторвался от земли, совершив 50 секундный полёт. Хотя братья Гюнтер, проектируя He.176, рассчитывали на скорость порядка 1000 км/ч, реально самолёт смог развить до полной выработки топлива только 345 км/ч. Результаты с He.176 на столько разочаровали министерство авиации, что оно полностью утратило интерес к ракетному перехватчику.

Этот день в авиации. 20 июня
1942
 - Торжественно открыта воздушная линия Нью-Йорк - Фойнз (Ирландия), она действовала без перерывов всю войну. Транспортная летающая лодка Sikorsky VS-44 в военное время носила обозначение JR2S-1. Летающая лодка Excalibur (один из трёх заказанных авиакомпанией American Export Airline для трансатлантических маршрутов в Великобританию и Францию) была потеряна в результате аварии при взлёте в 1942 году.

Этот день в авиации. 20 июня
1943
 - Совершил первый полёт прототип D-2 тяжёлого истребителя Huges P-73. Говард Хьюз в этот день дважды поднимал самолёт в воздух. Хьюз отметил большие усилия на элеронах и склонность самолёта переворачиваться на спину при полном газе сразу после уборки шасси. Чтобы исправить эти недостатки было решено увеличить размах крыла, но это мало помогло. Хьюз был вынужден признать, что D-2 требует серьёзных доработок, включая полное перепроектирование крыла и смену его профиля. Центроплан крыла был удлинён, что позволило вместить в него бомбоотсеки. После этих доработок самолёт получил обозначение D-5.Из-за негативной реакции официальных кругов, Хьюз был вынужден продолжать работу на свои собственные средства. В ноябре 1944 г, когда работы по переоборудованию в D-5 всё ещё продолжались, самолёт был уничтожен во время случайного пожара.

Этот день в авиации. 20 июня

1946 - Михаил Васильевич Хруничев представил И.В. Сталину докладную записку "О рассмотрении предложения Михаила Клавдиевича Тихонравова и Николая Гавриловича Чернышёва о создании ракеты для полёта человека на высоту 100-150 километров", впоследствии проект стал известен, как "ВР-190".

Этот день в авиации. 20 июня
1949
 - Cостоялся первый полёт планера IA.34. Первым планером типа летающее крыло, построенным в Южной Америке, стал IA.34 Clen Antu. Он был спроектирован в Instituto Aerotecnico, входящим в состав государственной компании Fabrica Militar de Aviacion (FMA). Руководили проектом братья Хортены, Вальтер и Реймар, а за основу они приняли планер H XVa. Было построено четыре экземпляра планера, один из которых использовался для различных экспериментов в интересах ВВС. В феврале этого же года был выпущен одноместный вариант планера, получивший обозначение IA.34M. В 1954 году этот планер принял участие во всемирном конкурсе проводимом в Испании.

Этот день в авиации. 20 июня
1950
 - Первый полёт английского ВТС Blackburn B-101 Beverley, поднял машину Гарольд Вуд. Никаких сложностей не возникло и в дальнейшей испытательной программе, и уже осенью огромный "Универсальный грузовик" Beverley красовался на выставке в Фарнборо, затмевая в прямом и переносном смысле остальные экспонаты. Построено 49 самолётов. Для серийного "Беверли" максимально перевозимый груз составлял 22680 кг. В этом случав приходилось жертвовать топливом, и дальность достигала лишь 160 км. А с грузом в 13 т. самолёт уже мог отправиться в дальнее путешествие на полторы тысячи миль - 2424 км. Стандартный вариант загрузки включал практически все имевшееся вооружение английской армии. Самолёт мог поднимать два небольших вертолёта 'Сикамор", истребитель "Хантер" с отстыкованными крыльями, пусковую установку ракеты "Блудхаунд" с тягачом, не говоря уже об армейских грузовиках и тракторах.

Этот день в авиации. 20 июня

1951 - Первый полёт экспериментального реактивного самолёте Белл Х-5 с крылом изменяемой стреловидности (20-60 градусов), США.

Этот день в авиации. 20 июня
1952
 - Поднялся в воздух первый прототип испанского многоцелевого самолёта I-115. Многоцелевой тренировочный самолёт I-115 представлял собой вариант самолёта I-11 для испанских ВВС. Его проект так же был разработан первоначально на фирме Iberavia, а затем доведён до серийного выпуска компанией Aeronautica Industrial S.A. (AISA). I-115 представлял собой деревянный двухместный (с тандемной посадкой пилотов) низкоплан и оснащённый четырёхцилиндровым двигателем испанской разработки ENMA Tigre G-IV-B мощностью 150 л.с. 

Этот день в авиации. 20 июня

1956 - Первый полёт серийного реактивного гидросамолёта Бе-10. В состав экипажа вошли лётчик-испытатель подполковник В.В. Курячий, штурман B.C. Фадеев, бортрадист Г.В. Галяткин. Бе-10 стал первым в мире серийным гидросамолётом с ТРД и стреловидным крылом. Серийный выпуск осуществлялся на Таганрогском авиазаводе в 1957-1960 гг., построено более 60 самолётов Бе-10. Летом 1961 года Бе-10 был впервые продемонстрирован широкой публике. Во время празднования Дня военно-морского флота над Невой пролетела строем "ромб" четвёрка реактивных летающих лодок. В августе-сентябре 1961 года лётчики-испытатели Андриевский Николай Иванович и Бурьянов Георгий Иванович на Бе-10 установили 12 мировых рекордов по классу летающих лодок (скорость 912 км/ч, потолок без груза 14 962 м, с грузом 15 т - 11 997 м). Эти рекорды не побиты до сих пор. Самолёт был заявлен в документах FAI как М-10. Самолёты этого типа эксплуатировались до 1963 года. Их быстро сменили противолодочные амфибии Бе-12.

20 июня 1956 года - начало полетов U-2 над Восточной Европой

1956 - Начало полётов U-2 над Восточной Европой.Руководитель проекта U-2, заместитель директора ЦРУ Ричард Бисселл провёл  консультации с командованием ВВС США в Европе, после чего приступил к составлению плана полёта над Восточной Германией, Польшей и Чехословакией. Этому полёту дали кодовое обозначение «Задание 2003» и наметили его на 20 июня. В полёт оправился пилот ЦРУ Карл Оверстрит. Маршрут «Задания 2003» пролегал над Чехословакией, затем поворачивал на столицу Польши, Варшаву. Установленный на U-2 комплект камер А-2 работал нормально. Пролетев над Варшавой, Оверстрит повернул самолёт на запад, прошёл над Берлином и Потсдамом в Восточной Германии. Системы ПВО стран, над которыми пролетал Оверстрит, делали безуспешные попытки перехватить нарушителя, а Оверстрит, завершив успешный полёт, спокойно приземлился в Висбадене.Сразу после его посадки с трёх фотокамер сняли кассеты с плёнкой и отправили их в США на обработку. 22 июня плёнки доставили в отдел аэрофотосъёмки ЦРУ, где эксперты оценили качество сделанных снимков как «хорошее». Первый полёт над СССР состоялся 5 июля 1956 года. Эти полёты происходили безнаказанно до 1 мая 1960 года.

Этот день в авиации. 20 июня

1961 - Первый полёт корабельного вертолёта Ка-25.

Этот день в авиации. 20 июня

1961 - На заводе №22 во время испытательного полёта с выполнением дозаправки в воздухе произошла катастрофа - столкнулись в воздухе и упали самолёт Ту-16К-10 ("заказ 238") и танкер Ту-16. Экипажи погибли.

Выполнялась отработка задания по дозаправке в районе Параньга – Медведки. В полёте экипажи ракетоносцев сделали две неудачных попытки сцепки, после чего командир заправляемого Ту-16 лётчик-испытатель Каримов Анвар Ибрагимович передал по связи о своем решении прекратить эксперимент. Однако его однофамилец - командир заправщика лётчик-испытатель Амир Хабибуллович Каримов предложил попытаться ещё раз. Самолёты снова сблизились, но вышло так, что заправляемый слишком резко накрыл шланг крылом, видимо, сказалось перенапряжение лётчиков. Конец шланга перехлестнул элерон и оказался защемленным в нём. Заправляемый Ту-16 тут же свалился в крутую левую спираль. Команду командира «Прыгайте!» выполнил только ПКК. Он катапультировался, но стабилизатор падающей машины рассек стропы парашюта, и лётчик разбился. Больше никто покинуть машину не смог, включая и командира, который до последнего пытался вывести машину из губительного крена.Комиссия, расследовавшая ЛП, кроме прочего, вынесла вердикт о непригодности заправочного шланга. Обнаружилось так же, что в графе техпаспорта, разрешающей эксплуатацию этого изделия, не оказалось подписи военпреда.

Этот день в авиации. 20 июня

1970 - Завершены Государственные совместные испытания комплекса перехвата Су-15-98М (самолёт Су-15Т).

Этот день в авиации. 20 июня

1972 - Лётчик-испытатель Рой Моксэм на английском вертолёте Westland Lynx HAS установил международный рекорд скорости полёта - 321,74 км/ч на базе 15/25 км.

Этот день в авиации. 20 июня

1977 - Состоялся первый полёт Ту-22М3 («45-03»). После выполнения программы лётно-доводочных испытаний с 1978-го он запускается в серийное производство. До 1983-го Ту-22М3 строится параллельно с Ту-22М2, а начиная с 1984-го в серии идёт только Ту-22М3. Всего на казанском КАПО построили 268 этих машин. Серийное производство было завершено в 1993-м. ОКБ продолжает работы по дальнейшей модернизации типа. Ведутся работы по продлению срока службы до 35 лет. Таким образом, машина ещё долго будет составлять основу ударной мощи наших Дальней авиации и авиации ВМФ.

deHavillandCanadaDHC-8Dash8C-GDNK.jpg

1983 - Первый полёт опытного экономичного короткофюзеляжного транспортного самолёта de Havilland Canada DHC-8 Dash 8 (C-GDNK), способного перевозить 30-40 пассажиров. Он начал эксплуатироваться в следующем году. На его базе была созданна специальная военная модификация DHC-8 Dash 8M обозначенная как СС-142.

Этот день в авиации. 20 июня
1985
 - Первый полёт модернизированного по программе MSIP истребителя F-15C . Программа MSIP включала дальнейшее усиление конструкции планера, обеспечивающее выполнение манёвров с перегрузкой 9g вместо 7g у серийных истребителей F-15A/B/C/D, а также усиление шасси, что позволяло повысить максимальную взлётную массу с 30850 до 36300 кг. Кроме того, на самолёт устанавливалась новая БЦВМ, программируемая система управления вооружением с цветным дисплеем, модернизированная система РЭП, а также устройство предупреждения о применении противником средств радиоэлектронной борьбы.

Этот день в авиации. 20 июня

1986 - В Жуковском состоялся 5-й полёт аналога корабля многоразового использования БТС-002. Пилотировали лётчики-испытатели Анатолий Семёнович Левченко и Александр Владимирович Щукин.

Этот день в авиации. 20 июня
1991
 - Катастрофа Ми-8Т (CCCP-22235 Московская область, 1,8 км от Люберец) Мячковского ОАО близ Люберец
Во время полёта на высоте 150 м из-за отказа одного из авиагоризонтов вертолёт вошёл в режим продольной раскачки. В результате несущий винт отрубил хвостовую балку. Вертолёт потерял управление и разбился и сгорел в 260 м от МКАД. Погибло 3 члена экипажа...

Этот день в авиации. 20 июня

1995 - Первый полёт Boeing 767-300 Freighter - грузового варианта 767-300, оснащённого боковой грузовой дверью, специальным погрузочно-разгрузочным оборудованием и не имеющего окон в грузовой кабине.

Этот день в авиации. 20 июня

1996 - По программе STS-78 с космодрома Cape Canaveral запущен космический корабль "Columbia №20" с астронавтами Теренсе Хенриксом (Terence Henricks, 4-й полёт), Кевином Крегелем (Kevin Kregel, 2-й полёт), Ричардом Линнехэном (Richard Linnehan, 1-й полёт), Сьюзен Хелмс (Susan Helms, 3-й полёт), Чарльзом Брэйди (Charles Brady, 1-й полёт), Робертом Тирском (Robert Thirsk, 1-й полёт, Канада) и Жан-Жаком Фавье (Jean-Jacques Favier, 1-й полёт, Франция) на борту. На борту проводились эксперименты в области биологии и медицины с одной стороны и космического материаловедения и физики невесомости с другой. Посадка 7 июля 1996 года.

Этот день в авиации. 20 июня

2002 - ГНПП "Базальт" сдана на вооружение высокоэффективная универсальная осколочно-фугасная авиабомба ОФАБ-500У.

Этот день в авиации. 20 июня
2003
 - Бе-200чс получил сертификат типа воздушного судна ограниченной категории.

Этот день в авиации. 20 июня
2011 - Катастрофа под Петрозаводском Ту-134А-3 (RA-65691) а/к РусЭйр, выполнявшего рейс Москва - Петрозаводск. Самолёт разрушился на части и загорелся от удара о землю при заходе на посадку в СМУ неподалёку от аэропорта Бесовец (в 600 метрах от торца ВПП). После этого начал разрушаться, загорелся, пробороздил около 150 метров лесной опушки и остановился лишь в 20 метрах от жилых домов посёлка Бесовец. Погибли 47 из 52 находившихся на борту человек (в момент катастрофы и в больницах). Причиной катастрофы самолёта Ту-134А RA-65691 при выполнении захода на посадку в условиях, хуже метеорологических минимумов аэродрома, самолёта и КВС для захода на посадку по системе ОСП с фиксированной ТВГ, явилось непринятие экипажем решения об уходе на второй круг и снижение самолёта ниже установленной минимальной безопасной высоты при отсутствии визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами, что привело к столкновению самолёта с деревьями и землей в управляемом полёте.

Картина дня

наверх