1910 - Первый полёт в Москве. Ходынское поле - дер. Черемушки (16 км), первый российский авиатор Михаил Никифорович Ефимов на "Блерио".
1912 - Родился Арсений Васильевич Ворожейкин — советский лётчик-истребитель, участник боёв на Халхин-Голе, Советско-финской и Великой Отечественной войн, в годы войны командир эскадрильи 728-го истребительного авиационного полка (256-й истребительной авиационной дивизии, 5-го истребительного авиационного корпуса, 2-й воздушной армии, 1-го Украинского фронта), командир 32-го истребительного авиационного полка (1944), дважды Герой Советского Союза(04.
02.1944,19.08.1944), первый заместитель командующего ПВО Черноморского флота СССР, генерал-майор авиации (31.05.1954), писатель.
Всего на счету лётчика-истребителя А. В. Ворожейкина около 400 боевых вылетов, 52 сбитых лично самолёта противника (из них 6 — на Халхин-Голе) и 14 в группе. Один из наиболее результативных асов советской истребительной авиации.
С октября 1945 года дважды Герой Советского Союза Ворожейкин командовал 9-м гвардейским истребительным авиационным полком в 128-й истребительной авиадивизии. В декабре 1947 — ноябре 1950 года — старший инспектор Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС Советской Армии.
В 1952 году окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. С марта 1953 года командовал 108-й истребительной авиационной дивизией в 76-й воздушной армии Ленинградского военного округа.
В августе 1953 года дивизия в полном составе вместе с командиром была переведена из Советской Армии в Военно-Морской флот СССР и перебазирована в состав ВВС Черноморского флота СССР. С марта 1955 года — помощник командира ВВС 4-го флота СССР. С марта 1956 года — первый заместитель командующего ПВО Черноморского флота СССР. Воинское звание «генерал-майор авиации» присвоено 31 мая 1954 года.
С 1957 года генерал-майор авиации Ворожейкин А. В. в отставке по болезни. Жил в городе Москве, занимался литературной деятельностью. Умер 23 мая 2001 года. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы...
1923 - Совет Труда и Обороны принял постановление «Об отводе земельных участков для устройства аэродромов и посадочных площадок».
1936 - Первый полёт Dornier Do 19-V1 - дальнего тяжёлого бомбардировщика, способного с приличной бомбовой нагрузкой достигнуть с аэродромов Германии севера Шотландии и Урала. Он был оснащён четыремя 9-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения "Брамо" (Сименс)-322H взлётной мощностью 715лс и 600лс на номинале. Вооружение не монтировалось. V2 был запланирован под ВМW-132F мощностью 810лс на взлёте и 650лс на номинале. На VЗ планировалось установить вооружение.
После смерти в июне 1936 года бывшего сторонника строительства стратегической авиации генерала Вефера, новый начальник генштаба люфтваффе Кессельринг заключил, что для войны в Западной Европе достаточен меньший по размеру двухмоторный бомбардировщик. Основная цель люфтваффе определялась скорее на тактическом, чем на стратегическом уровне. Учитывая ограниченные возможности немецкой авиапромышленности, тяжёлый бомбардировщик мог производиться только в ущерб истребителям и тактическим бомбардировщикам. Таким образом, несмотря на протесты Техническом департамента, 29 апреля 1937 г все работы по "уралбомберу" были официально прекращены.
1936 - Первый боевой вылет советских самолётов в Испании, бомбардировщики СБ; командир Э.Г. Шахт.
СБ был первым бомбардировщиком, способным уйти от истребителей (максимальная скорость - 450 км/ч; крейсерская скорость - 375 км/ч).
1936 - Мировой рекорд высоты с грузом 5 т - 8980 м, лётчик-испытатель Герой Советского Союза Андрей Борисович Юмашев на АНТ-6. Четырёхмоторный АНТ-6 мог брать на борт до 5000 кг бомб, его вооружение состояло из носовой, средней и хвостовой турелей, двух подкрыльевых пулемётных башен, выдвигаемых во время полёта. Был налажен серийный выпуск этих самолётов. Разработанная Туполевым схема использовалась при конструировании многомоторных "летающих крепостей" Боинг В-17 и Боинг В-29.
1936 — Первый полёт лёгкого самолёта Hordern-Richmond Autoplane в Великобритании.
В 1936 году два приятеля — Эдмунд Хордерн и Фредерик Ричмонд — разработали небольшой самолёт Autoplane. Хорден был лётчиком-испытателем в компании Heston Aircraft Company, а девятый герцог Ричмонд был известнен как инженер и гонщик. Для будущего серийного производства была основана компания Hordern-Richmond Aircraft Ltd.
Autoplane представлял собой двухместный цельнодеревянный низкоплан с неубирающимся шасси. Для удобства хранения консоли крыла могли складываться. Устанавливались 2 × двигателя Continental A-40-5. Максимальная скорость — 158 км/ч, дальность полёта — 227 км.
К сожалению, заказчиков на этот простой в управлении самолёт не нашлось. Единственный построенный Autoplane был разрушен во время Второй мировой войны. А компания Hordern-Richmond Aircraft Ltd переключилась на производство деревянных пропеллеров, в том числе и для знаменитых истребителей Supermarine Spitfire.
1938 - На Саратовском авиазаводе начато производство Р-10 (ХАИ-5).
1940 - Родился Геннадий Михайлович Стрекалов — советский и российский космонавт-исследователь космического корабля «Союз Т-3» и орбитальной станции «Салют-6»; бортинженер космического корабля «Союз Т-11» и орбитального научно-исследовательского комплекса «Салют-7» — «Союз Т-10», лётчик-космонавт СССР № 49, совершивший пять космических полётов. Заслуженный мастер спорта СССР (1981).Дважды Герой Советского Союза (10 декабря 1980, 11 апреля 1984). Скончался 25 декабря 2004 года в Москве от рака. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище...
1942 - Родился Родился Кондауров Владимир Николаевич — Герой Советского Союза (1988), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (15.08.1980), полковник.
Имеет два высших военных образования. В 1964 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков, оставлен в ней лётчиком-инструктором. В 1973 году окончил Московский авиационный институт.
В 1966—1992 — на лётно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС. Провёл государственные испытания истребителя МиГ-27К, сверхзвукового истребителя палубного базирования МиГ-29К. Провёл большой объём по испытаниям самолётов палубного базирования Су-27К и Су-25УТГ. Участвовал в государственных испытаниях сверхзвуковых боевых самолётов — МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-15, Су-17, Су-24, Су-27 и других.
За мужество и героизм, провяленные при испытании новой авиационной техники, указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1988 года полковнику Кондаурову Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В 1992—1993 — заместитель начальника Государственного авиационного научно-испытательного центра Вооружённых Сил Украины по лётной работе (г. Феодосия).
С 1993 полковник В. Н. Кондауров — в запасе. Живёт в г. Дубна Московской области. Работает инженером в РСК «МиГ».
1943 - Завершена постройка дальнего двухмоторного бронированного штурмовика Су-8 (ДДБШ).
1945 – Первый полёт LWD Szpak. В 1944 году в освобожденном Люблине группа польских конструкторов во главе с инженером Тадеушем Солтыкой (Tadeusz Soltyk) начала разработку проекта лёгкого связного и разведывательного самолёта. Новый самолёт получил наименование Szpak. В 1945 году конструкторское бюро было перебазировано в Лодзь для работы на фирме Lotniczych Warsztatach Doswiadczalnych (LWD). Там на базе проекта Szpak-1 было решено создать лёгкий гражданский самолёт. Новый самолёт получил обозначение Szpak-2. Szpak-2 стал первым самолётом фирмы LWD в Лодзе. Из-за тяжёлых послевоенных условий в конструкции не использовались такие стратегические материалы как алюминий. Поэтому четырёхместный низкоплан был полностью деревянным. Все приборы были сняты с разбитых германских самолётов. Szpak-2 был оснащён двигателем Siemens-Halske (Bramo) Sh-14, тоже трофейным. Работа над проектом началась в марте 1945 года, а впервые прототип поднялся 28 октября всего лишь после 8 месяцев напряженной работы. Szpak-2 (SP-AAA) стал первым польским послевоенным гражданским самолётом.
1948 - В Серпухове сформирована отдельная учебно-тренировочная эскадра, состоявшая из вертолётов. Это считается созданием Армейской авиации, т.е частей авиации в подчинении Сухопутных войск.
Первым вертолётным подразделением ВВС была 26-я отдельная учебно-тренировочная авиационная эскадрилья, которая была сформирована 28 октябре 1948 г. Она положила начало армейской авиации как отдельному роду войск. Эскадрильей командовал подполковник Д. Афонин. 26-я оутаэ базировалась в г. Серпухове Московской области, и отбирались в неё лётчики боевых полков в основном истребительной и штурмовой авиации. Среди первой десятки этой эскадрильи был старший лейтенант Егор Филиппович Милютичев . Одновременно с переучиванием лётчиков на новую технику велись программные полёты войсковых испытаний. В 1951 г на базе эскадрильи сформировали и первый в истории советских ВВС вертолетный полк – 550-й отдельный авиационный полк. Командиром полка был назначен известный лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, выпускник Борисоглебской авиационной школы подполковник Маслов Иван Васильевич. В честь этого события 28 октября считается Днём армейской авиации.
1949 - Первый полёт Millet Lagarde ML-10.
Эта странного вида машинка стала примером реализации концепции, созданной работавшим во Франции выходцем из Сербии инженером Ненадовичем. Ещё в 30-х годах оно разработал и теоретически обосновал идею щелевого крыла, состоящего из двух разнесённых по высоте и длине самолёта частей, которые работали в полёте в весьма хитром взаимодействии, гораздо более интересном, чем просто несколько плоскостей би-, три- и квадропланов.
Результатом стало то, что самолёты с крылом Ненадовича было практически невозможно свалить в штопор или неуправляемое пикирование. Если перезадрать нос и потерять скорость - то самолёт просто плавно опустит нос и начнет разгоняться. Так что даже пилот очень средней квалификации должен сильно постараться, чтобы убиться. В реализации этой концепции принял активное участие инженер Жак Лагард (Jacques Lagarde). В 1948 году он решил построить "самолёт для всех", простое и надёжное летательное средство, которым мог бы управлять чуть ли не фермер с трактора. И это ему почти удалось.
Millet Lagarde ML-10 (регистрационный номер F-WEPK) при взлётной массе 1600 кг брал четырёх пассажиров и с мотором Regnier мощностью 180л.с. мог пролететь со скоростью 210 км/ч до 1200 километров. При почти полностью безопасном пилотаже. Два самолёта (второй F-WEAI, стоился уже под маркой S.C.A.M. C50 "Milane") успешно прошли весь комплекс испытаний, нормально эксплуатировались до 1957 года, когда были списаны по износу - но массовых заказов не воспоследовало. Эпоха реактивной авиации и вертолётов не жаловала странные летательные аппараты с невыдающимися характеристиками. Ну а что не сваливается - так "летать надо уметь".
1949 - Первый полёт Martin ХВ-51. Самолёт был разработан в соответствии с тактико-техническими требованиями ВВС США для специального штурмовика-бомбардировщика, предназначенного для действий с малых и средних высот.
Первый самолёт имел силовую установку из трёх турбореактивных двигателей Дженерал электрик J-47-GE-9 с тягой 2360 кг каждый: два двигателя были установлены в гондолах, крепившихся на пилонах к фюзеляжу, третий двигатель - в хвостовой части фюзеляжа. Второй самолёт ХВ-51 с двигателями типа Дженерал электрик J-47-GE-13 был построен весной 1950-го. ХВ-51 имел максимальную скорость у земли 990 км/час, взлётный вес - около 36300 кг. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 5450 кг.
1952 - Первый полёт палубного штурмовика Douglas А-3D1 Skywarrior. Разработанный для действий с авианосцев-гигантов самолёт мог также использоваться для постановки мин, в качестве торпедоносца и бомбардировщика. Силовая установка первого опытного образца состояла из двух турбореактивных двигателей XJ-40-WE-3 с тягой по 3175 кг кг каждый. Взлётный вес -31 760 кг, Максимальная скорость 1025 км/ч, дальность полёта 2700 км, боевой потолок 13 700 м.
1954 – Первый полёт палубного истребителя North American FJ-4 Fury, лётчик-испытатель Ричард Вензель.
Это четвёртая модификация истребителя Fury (разработанного для ВМС и КМП на основе удачного F-86 "Сейбр") с новым крылом, увеличенным запасом топлива и двигателем J65-W-16A. Внешне машина существенно изменилась, в основном за счёт надстроенного гаргрота, который позволил увеличить объём фюзеляжных топливных баков. Профили крыла и горизонтального оперения конструкторы сделали более тонкими, снизив лобовое сопротивление. Предкрылки убрали, компенсировав их отсутствие изменением формы носка крыла, в результате чего улучшилась управляемость, хотя и несколько возросла посадочная скорость. После непродолжительной доводки силовой установки самолёт приняли на вооружение Первые серийные истребители попали в эскадрилью VMF-451 "Варлордс" авиации морской пехоты в 1956 году.
1957 - Представлен первый Boeing 707 - коммерческий авиалайнер с реактивным двигателем, на заводе Boeing в Рентоне, Вашингтон. Модель 707 была развитием более ранней Модели 367-80. Новый авиалайнер был передан стартовому заказчику - авиакомпании Pan American, сделавшей заказ на двадцать 707 с в октябре 1955.
1960 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (шт. Калифорния, США) состоялся очередной 15-й испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15" № 1. Аппарат пилотировал лётчик Джон Бэррон Маккей (John Barron McKay). Максимальная высота подъёма составила 15453 км при скорости 2145 км/ч.
1962 – Первый полёт Westland Wasp, пилот - Рон Геллатли. Это военный многоцелевой британский вертолёт, разработанный авиастроительной компанией «Westland Helicopters».Небольшой многоцелевой вертолёт модели Westland Wasp стал разрабатываться британскими инженерами из авиастроительной компании «Westland Helicopters» в конце 50-х годов прошлого столетия. Основной целью этого являлся заказ со стороны британских вооружённых сил, которые нуждались в небольшом, но в тоже время многофункциональном воздушном судне, способном перевозить на своём борту как небольшое количество людей и грузов, так и использоваться в качестве патрульного средства, в качестве медицинского вертолёта и т.д.Вертолёт Westland Wasp проектировался на базе модели вертолёта Saro P.531, который так и не смог обрести популярности даже несмотря на свои достаточно высокие лётно-технические характеристики.Свой первый полёт вертолёт модели Westland Wasp произвёл в октябре 1962 года, и благодаря тому, что воздушное судно показало весьма приемлемые лётно-технические качества, уже в 1963 году началось массовое производство этих летательных аппаратов, которые оставались востребованными в вооружённых силах таких стран как Великобритания, Нидерланды, Новая Зеландия и Малайзия, вплоть до 2000 года.
1963 - Решение ГКАТ о прекращении разработки ОКБ Туполева проекта сверхзвукового пассажирского («135П») на базе ударного самолёта «135», с двигателями НК-135.
1963 - В Москве был создан институт космической биологии и медицины.
1969 - Состоялся первый полёт учебно-боевого Е-155ПУ (МиГ-25ПУ); лётчик-испытатель Пётр Максимович Остапенко. Самолёт имеет двойное управление и систему для переговоров экипажа. Оборудование кабин было сделано по типу перехватчика. Из-за того, что передняя кабина заняла место РЛС, на самолёт установили оборудование имитации действия РЛС и учебные варианты ракет Р-40Т (4 шт.).
1970 - Катастрофа Ан-12Б 229 втап, в Ивановской области, близ Иваново.
Разбился при заходе на посадку на аэродром "Северный" ночью при минимальной видимости. При снижении с высоты 400 м на предпосадочной прямой попал в мощный снежный заряд. Пилот продолжил снижение, пытаясь визуально обнаружить ВПП, несмотря на предупреждения руководителя полёта и штурмана о потере высоты. На высоте 25 м в 8 км от ВПП самолёт задел верхушки деревьев. Двигатель №4 загорелся. Пилот начал резкий набор высоты и зафлюгировал винт. На высоте 500 м самолёт потерял скорость, свалился на правое крыло, в перевёрнутом положении упал на землю и загорелся. Пилот выполнял свой 5-ый в течение дня тренировочный полёт для ввода в строй после 2-х месячного перерыва.На борту погибло 6 членов экипажа.
1972 - Первый полёт широкофюзеляжного пассажирского западно-европейского консорциума Эрбас индастри А-300В. Основной серийный вариант при 331 пассажире имеет крейсерскую скорость полёта 917 км/ч на высоте 9145 м. Дальность полёта - 3330 км, максимальная взлётная масса - 142 т.
1974 - Первый полёт французского сверхзвукового палубного штурмовика Dassault-Breguet Super Étendard, разработанного на базе «Этандар» IVM. Уже в первом полёте лётчик-испытатель фирмы Бреге Жесберже на "Супер-Этандар" "01" достиг высоты 13410 метров и скорости 1015 км/ч (М=1.18).
1974 - Запуск автоматической межпланетной станции "Луна-23".
1977 - На Саратовском авиазаводе начат выпуск пассажирского Як-42. Он был разработан для замены прежде всего Ил-18 и уже тогда технически устаревшего Ту-134. Пассажирские перевозки на Як-42 были начаты в «Аэрофлоте» в конце 1980-го. Катастрофа Як-42 с бортовым номером СССР-42529, произошедшая 28 июня 1982-го, на два года прервала производство Як-42 (с 1982 по 1984 годы). В 1988-м было начато серийное производство новой модификации с увеличенными дальностью и максимальным взлётным весом - Як-42Д.
1980 - Потерпел катастрофу Ан-12 борт 11104, принадлежавший ЦУМВС ГА СССР. Самолёт выполнял рейс София - Минводы - Ташкент - Кабул, и на конечном участке пути экипаж столкнулся с ухудшением погоды, низкой облачностью и срывавшимся дождём. При подходе к Кабулу лётчики в поисках видимости снизились менее допустимого и самолёт врезался в гору Вази-Карнибаба в 25 км от Кабульского аэропорта.Все на борту погибли.
2014 - Ракета-носитель Antares, которая должна была вывести грузовой корабль Cygnus с 2296 кг груза для МКС на орбиту, взорвалась прямо на космодроме, расположенном на острове Уоллопс в штате Вирджиния у Атлантического побережья США. Специалисты пришли к выводу, что произошло это из-за "сбоя в работе турбонасоса одного из двух главных двигателей первой ступени AJ-26", которые компания Aerojet Rocketdyne сделала на основе российских НК-33 производства самарского ОАО "Кузнецов".
Свежие комментарии