На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Кто кого: последний бомбардировщик голландцев против вермахта

Вторая мировая война. Наступающие немецкие танки переходят реку по захваченному мосту. Его необходимо уничтожить любой ценой — несмотря господство противника в воздухе. Миссия абсолютно самоубийственная, но выбора нет, и на задание вылетает бомбардировщик. Последний бомбардировщик ВВС Нидерландов.


Бомбардировщик поневоле

К началу Второй мировой войны, несмотря на свою политику нейтралитета, Нидерланды обладали собственной авиапромышленностью, специализировавшейся на производстве боевых самолётов.

Она досталась стране «по наследству» от кайзеровской Германии, когда после подписания перемирия с союзниками ведущий создатель немецких самолётов Антон Фоккер вспомнил о своих голландских корнях и перевёз завод на территорию соседей.

В 1933 году компания начала разработку оригинальной машины — так называемого воздушного крейсера Luchtkruiser. Это должен был быть скоростной двухмоторный самолёт с мощным бортовым вооружением из двух 20-мм пушек и нескольких пулемётов. Большая продолжительность полёта требовалась для длительного патрулирования и перехвата вражеских бомбардировщиков на дальних подступах. К тому же значительный боевой радиус делал возможным применение самолёта для обороны обширных владений в Голландской Ост-Индии. В планах компании была поставка 130 боевых машин для ВВС Нидерландов, однако планы планами, а реальность реальностью.

Главный герой нашего рассказа — машина с бортовым номером 856

Главный герой нашего рассказа — машина с бортовым номером 856

К 1938 году ТТХ машины уже не отвечали современным реалиям, и в ВВС Нидерландов поставили только десять таких самолётов. Машины, получившие наименование «Фоккер T.V», свели в отдельную бомбардировочную эскадрилью BomVA. Они должны были временно использоваться в качестве ударных самолётов ВВС Нидерландов, пока военные выбирали им замену в виде нового полноценного среднего бомбардировщика.

Завтра была война

По иронии судьбы боевое крещение пилоты бомбардировочной эскадрильи получили как истребители — их боевые машины вынужденно использовались в роли тех самых воздушных крейсеров. Нападение на Нидерланды началось с массированной воздушной атаки люфтваффе, при этом основными целями гитлеровцев были аэродромы голландцев, которые требовалось либо захватить силами ВДВ, либо надёжно нейтрализовать ударом с воздуха.

Кто кого: последний бомбардировщик голландцев против вермахта

Немецкая агрессия, вопреки часто встречающемуся заблуждению, не была внезапной для Нидерландов. Благодаря действиям агентурной разведки военное командование знало о готовящемся вторжении за сутки до его начала. Войска были приведены в полную боевую готовность.

В ожидании вторжения голландские лётчики встречали утро десятого мая 1940 года в кабинах своих самолётов с заранее прогретыми двигателями. Но машин было слишком мало.

На вооружении ВВС Нидерландов имелось всего 75 современных боевых единиц, включая девять «фоккеров T.V.» В этих условиях любой голландский самолёт, вне зависимости от своего предназначения, превращался в истребитель.

«Фоккер T.V.»

Бомбардировочная эскадрилья базировалась на главном аэродроме Нидерландов — Скипхоле. Этот аэродром стал главной целью для бомбардировщиков из 4-й эскадры люфтваффе. В первой волне его атаковали 35 Хе-111 и Ю-88, которые прикрывались не менее чем 20 Ме-109.

Несмотря на принятые меры, немцам удалось достичь внезапности: первая пара бомбардировщиков скрытно подошла к аэродрому на бреющем полёте и сбросила свои бомбы на ангары и аэродромные постройки. Взрывы послужили голландцам сигналом на взлёт. Восемь «фоккеров T.V» смогли подняться в небо и вступить в бой с немцами наравне с товарищами из 2-й истребительной эскадрильи.

Голландцы дрались отважно. Пилоты BomVa сбили четыре немецких самолёта и претендовали ещё на три победы. Первым отличился главный герой нашего рассказа — лейтенант резерва Бернард Свагерман. Он сбил немецкий Хе‑111.

Эскадрилья не понесла потерь в бою, однако была рассеяна атаками немецких истребителей. На аэродром смог вернуться только самолёт Свагермана, остальные машины садились в других местах. Из-за боевых повреждений и вынужденных посадок на неприспособленные для таких тяжёлых машин площадки после первого боя в составе эскадрильи оставалось всего пять боеготовых самолётов. Через час — уже четыре: «Фоккер» с боевым номером 858, севший во Флиссингене после заправки, попытался вернуться в Скипхол, но был сбит собственной зенитной артиллерией. 

Мы сделаем, что сможем

Через несколько часов после первой встречи с противником остаткам эскадрильи дали задание нанести бомбовый удар по захваченному германскими парашютистами аэродрому Оккенбург. Возможности «Фоккера» в роли бомбардировщика были ограниченными. Но выбирать было не из чего.

Групповой снимок пилотов BomVA — Слева направо: Эйлдерс, Стинбек, Руйгрок, Ансо, Бекхоут, Свагерман, Френкен, Малдер и Зелстра

Первым атаковал цель самолёт Свагермана, взлетевший из Скипхола. Подойдя к цели на малой высоте и благополучно преодолев ПВО, он сбросил бомбы, уничтожившие четыре транспортных Ю-52 и повредившие ещё несколько вражеских машин.

На обратном пути его «Фоккер» над Северным морем настигли и сбили немецкие истребители.

Трое из пяти членов экипажа успели выпрыгнуть с парашютами в море, но до берега смог доплыть только Свагерман. «Он был очень спортивным парнем. Всё время играл в футбол, боксировал, бегал. Когда его сбили в первый раз, он смог в воде избавиться от парашюта и проплыл не менее полумили в лётной куртке и кожаных ботинках».

К вечеру лётчик пешком вернулся на свой аэродром.

Спустя полчаса после самолёта Свагермана над Оккенбургом появилась тройка T.V, вылетевшая из Руйгенхоека. На сей раз голландцы сбросили бомбы с высоты около 2000 метров. Эта атака была чрезвычайно удачной — бомбы уничтожили и серьёзно повредили около трёх десятков «юнкерсов», кучно стоявших на лётном поле. Все три «фоккера» благополучно приземлились в Схипхоле, а после дозаправки и подвески бомб вылетели на новое задание. Целью стал аэродром Ваалхавен в окрестностях Роттердама.

Из этого вылета в Схипхол смог вернуться только борт № 856. Вечером к нему присоединилась машина № 850, которую после ремонта удалось перегнать из Бергена.

Таким образом, к концу первого дня боевых действий в составе BomVa осталось всего две боеспособные единицы. А к вечеру 11 мая, после бомбёжки мостов через Маас в распоряжении ВВС Нидерландов был лишь один бомбардировщик.

Последний бой, он трудный самый

В 4:30 утра 13 мая 1940 года в штаб эскадрильи пришёл срочный приказ из штаба ПВО Нидерландов:

«Немедленно оснастите T.V двумя 300-килограммовыми бомбами с задержкой. Для размещения бомб приказываю снять с самолёта всё лишнее. Действуйте безотлагательно. Уведомите, когда самолёт будет готов».

В течение получаса на машину установили бомбодержатели, в роли боеприпаса выступали глубинные бомбы с импровизированными ударными взрывателями. В 5:05 командир эскадрильи доложил о готовности бомбардировщика.

Последний бомбардировщик «Фоккер T.V.» ВВС Нидерландов за несколько часов до вылета 13 мая 1940 года

Ранним утром лётчики получили задачу:

«Атака дорожного моста в Мурдейке с максимально возможной точностью бомбами по триста килограмм с задержкой по времени. В качестве эскорта использовать два истребителя G-1, которые обязаны обеспечить безопасность T.V до и во время бомбардировки. Удар по мосту имеет первостепенное значение. После этого экипажи T.V и G-1 должны по возможности сообщить, были ли обнаружены большие колонны бронетехники на мостах или вблизи них».

Мост в Мурдейке, ведущий с континента на остров Дордрехт, был ключевым объектом, обеспечивающим успех немецкой операции. Утром десятого мая он был захвачен атакой воздушного десанта, и теперь к нему рвалась 9-я танковая дивизия вермахта. По этому мосту гитлеровцы попадали в самое сердце Нидерландов.

Немецкие танки на мосту в Мурдейке

Миссия была абсолютно самоубийственная — немцы надёжно прикрывали стратегический мост с воздуха. Командир корабля № 856, лейтенант Жерар Руйгрок, готовился к последнему вылету, когда к нему подошёл Свагерман и заявил, что полетит вместо него.

В ответ на возмущение товарища, лётчик сказал: «Подумай о своей жене».

Руйгрок женился буквально за месяц до этого, война прервала его медовый месяц. Точку в споре поставил командир эскадрильи, капитан Сиссинг: «Лейтенант Свагерман, принимайте машину».

Лейтенант Свагерман

Свагерман немного посовещался с пилотами истребителей прикрытия о плане действий. Понимая, что небо кишит немецкими самолётами, лётчики решили дойти до цели на бреющем полёте, ориентируясь по карте. Затем истребители должны будут набрать высоту, отвлекая внимание немцев на себя, и у бомбардировщика появится шанс атаковать цель без помех. Свагерман сказал, что будет сбрасывать бомбы по очереди, ему надо сделать два захода на мост, после чего «истребители эскорта освобождаются от задачи защищать бомбардировщик и должны уходить». В воздухе над мостом кружились 12 Ме-109 из 26-й эскадры, которые были полны решимости не допустить атаки противника. Однако замысел голландцев сработал. Нидерландские истребители вступили в неравный воздушный бой, стянув на себя алчных до побед пилотов люфтваффе, после чего Свагерман стал набирать высоту. Первый заход на цель оказался неудачным, бомба упала в воду в 50 метрах от моста и взорвалась. Несмотря на то, что немецкие истребители немедленно оценили угрозу и переключили своё внимание на наглый бомбардировщик, лейтенант спокойно развернул машину и со второго захода добился попадания в опору моста. Но бомба не взорвалась.

Немецкий лётчик Карл Эббингхаузен, сбивший самолёт Свагермана. 16 августа 1940 года он сам будет сбит над Дувром

Никаких шансов у голландцев не оставалось. Буквально через минуту охваченный пламенем «Фоккер» Свагермана врезался в землю, весь экипаж погиб мгновенно. Недалеко от места падения полыхал ещё один пожар: в землю врезался один из истребителей сопровождения.

Память жива

Лейтенант Свагерман посмертно был награждён высшей военной наградой Нидерландов, его имя носит транспортный самолёт ВВС Нидерландов Hercules G-273 Ben Swagerman. Жерар Руйгрок, который должен был лететь вместо него, назвал своего первого сына в честь погибшего боевого товарища. «Он был молод, весел и остроумен, все любили его. Телом и духом лейтенант Свагерман являлся блестящим образцом офицера». На следующий день, 14 мая 1940 года, после варварской террористической бомбардировки Роттердама, главнокомандующий вооружёнными силами Нидерландов генерал Винкельман принял немецкие условия капитуляции. Боевые действия на Зеландском полуострове продолжались до 17 мая.

Памятник погибшим лётчикам. Экипаж бомбардировщика T.V: Бернард Свагерман, командир корабля; Виллем Ансо, 2-й пилот; Олаф Деккер, штурман; Ван Ринсдайк, радист; Иоахим Вийнстра, бортстрелок. Экипаж истребителя: Пол Шуте, пилот; Ханс Линднер, стрелок

Но даже после этого для ВВС Нидерландов, в том числе для бомбардировочной авиации, война не была закончена. Множество голландских лётчиков смогли разными путями бежать в Великобританию, где уже первого июня 1940 года была сформирована 320-я эскадрилья RAF (голландская). Первого октября 1940 года эскадрилья была переформирована в бомбардировочную и вплоть до 1945 года принимала участие во Второй мировой войне под оперативным управлением RAF. 

Алексей Котов



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх