На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 685 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересный материал.Этот день в авиац...
  • 65alekseysramblerru Леонтьев
    ДА И НЕ ИЛ-85 ЭТО ВОВСЕ!Этот день в авиац...
  • Сергей Гольтяпин
    Спасибо, Семен! Все более-менее, насколько возможно... Самое грустное в таких статьях - что там можно было бы со мног...Разложение инжене...

Аварийная посадка SR-71 в Норвегии после шпионского полёта в районе Мурманска

Воспоминания подполковника ВВС США BC Thomas:
"13 августа 1981 года Jay Reid и я сделали первую посадку самолёта SR-71 в континентальной Европе без предварительного уведомления и согласования".
Практически все газеты в Норвегии на своей первой странице раструбили новость о посадке "самолета-разведчика" в Будё.


Пилоты с норвежской прессой позируют на фоне своего самолёта. 15 августа 1981г.

Все фотографии из архива подполковника BC Thomas

В разгар холодной войны американским пилотам BC Thomas и Jay Reid была поставлена ​​задача провести срочную разведку военно-морской базы в Мурманске.
Эта история записана на основе воспоминаний подполковника Томаса.


МИССИЯ
Создание постоянного базирования SR-71 в Европе с 1982 года (на базе ВВС Mildenhall, Англия).
Цель: фотографировать обьекты советского ВМФ, базирующегося в районе Мурманска (стратегическая база атомных подводных лодок)
Джей Риду и мне была поставлена задача достигнуть этой цели 12 августа 1981 года на самолёте SR-71, бортовой номер 964.


ПОЛЕТ
В 7 часов вечера мы сьели по бифштексу с яйцом, надели скафандры, провели предполетный осмотр.
В 9:47 взлетели, взяв курс в сторону Советов, набрали высоту 24,5 км и разогнались до скорости чуть больше М=3,0.
Маршрут полета включал четыре дозаправки на высоте около 8000 м.


Советский Союз утверждал, что его суверенная территория проходит в 100 морских милях от береговой черты. Международная норма составляет 12 миль.
Мы пролетели в 12,5 милях от советского побережья с правым креном в 30 градусов, чтобы получить радиолокационные и фотоданные.
Это носило несколько провокационный характер: мы стимулировали оборону советских войск, фиксировали данные их радаров.
Мы работали на большом расстоянии от дома, задача была признана жизненно важной, и ни один из членов экипажа никогда и не думал о том, чтобы прервать полёт. Любое отклонение от курса могло спровоцировать международный инцидент.

Мы чувствовали эту ответственность, но безгранично верили в нашу подготовленность, знания, талант и преданность делу.

АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ
Во время четвертой дозаправки я обнаружил мигание "Master Warning light".
Индикатор сообщал о падении давления масла в левом двигателе. Мы поняли, что нужно садиться, и как можно скорее...

ПОСАДКА
Связавшись с норвежским диспетчером, я назвал наш SR-71 как "USA Air Force Tactical "
Мой позывной был "Belmont 86", и радиообмен с норвежским диспетчером был примерно таким:
- "Bodø подход, Belmont 86, шесть-ноль миль к западу, аварийная ситуация в полете, запрашиваю посадку сходу на полосу 07"
- "Belmont 86, сообщите тип воздушного судна, что случилось, количество человек на борту и остаток топлива"
- "Bodø подход, Belmont 86, ВВС США тактический, проблема с двигателем, два, ноль плюс четыре-пять топлива на борту.
- "Belmont 86, еще раз назовите тип воздушного судна."
- "Bodø подход, Belmont 86, ВВС США тактический."
- "Belmont 86, я не понимаю ваш тип самолета."
- "Это Belmont 86, мы приземлимся приблизительно через 10 минут. У меня нет времени, чтобы говорить ".

Мы приземлились в "Будё" 13 августа в 1:12 часа дня по норвежскому времени, после полета продолжительностью шесть с половиной часов.
Какой прием окажут нам норвежцы, обеспечат ли безопасность самолёту, ведь у нас на борту засекреченные данные и электронные записи Мурманской базы ПЛ?
Когда мы были на подходе, у диспетчеров вышки не было никаких проблем, чтобы идентифицировать наш тип самолета и соообщить всем своим, включая местную прессу.


THE RECEPTION
Я попросил и получил разрешение на руление к норвежской военной стоянке, где увидел несколько F-104S, фронтовых истребителей НАТО.
После того как я выключил двигатели и мы открыли кабину, то первым человеком, который приветствовал нас, был норвежский военный летчик.
Он сказал: "Добро пожаловать, вы знаете пилота Bill Groninger?"

Билл Groninger был пилотом SR-71, а до этого - летчиком-инструктором ВВС США.
Норвежский пилот был его учеником. Мы узнали, что многие норвежские летчики получили первоначальную подготовку в США.
Мы были среди друзей!

Нас мигом сопроводили к генералу Олав Aamoth, командующему авиационным крылом в Будё.
Он спросил, есть ли у нас какие-либо особые требования.
Я попросил выставить охрану к нашему самолёту и никого кроме нас туда не подпускать.
Он согласился, и заверил нас, что самолет будет постоянно охраняться.
Затем я попросил закрытый телефон, чтобы позвонить на свой командный пункт.

Генерал Олав Aamoth

Я доложил своему командующему о случившемся. Мы кратко обсудили ситуацию и я заверил его, что самолёт в безопасности.
Он сказал, что мы должны оставаться там, пока воздушное судно не будет отремонтировано, и на это, вероятно, уйдет три дня.
После того как все непосредственные действия, связанные с зачехлением самолета, были выполнены, наш знакомый пилот взял Джей и меня в свою квартиру, где нас встретила его очаровательная подруга.
Потом мы отправились ресторан в центре города Будё, где провели приятный вечер.
На следующий день рано утром он повёл нас в лётную столовую на завтрак. Именно там меня ожидал первый сюрприз поездки: единственная пища была представлена ​​в виде четырех видов ухи, с непривычным для американца ужасным запахом, да еще и рано утром.
К счастью, по моей просьбе нашлись кукурузные хлопья и кофе.
Генерал Aamoth встретил нас с американским атташе ВВС в Норвегии, который только что прилетел из Осло специально, чтобы увидеть нас.
Он спросил о чрезвычайной ситуации, о состоянии самолета и нашем самочувствии.
Я заверил его, что мы в порядке.


РЕМОНТ И ВОЗВРАЩЕНИЕ

В течение следующих двух дней команда обслуживания столкнулась с несколькими проблемами ремонта самолета.
Наконец запчасти были доставлены на самолёте С-130, наш самолёт был отремонтирован и готов к полёту.

ВЫЛЕТ
Экипаж технического обслуживания действовал блестяще, и мы были готовы вылететь в воскресенье, 16 августа.
Предполетная подготовка прошла нормально, за исключением того, что наша первая попытка запуска двигателя не удалась.
Наконец мы взяли курс домой.


 Валерий Шатров (shvp)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх