1911 - Начало лётных испытаний самолёта Г-2 конструкции харьковского инженера Степана Васильевича Гризодубова (легендарная Валентина Гризодубова - его дочь).
1916 -
Первый перелёт на воздушном шаре через Анды - Е. Бредли и А.М. Зулоага, вылетев из Сантьяго-де-Чили, через 3 часа приземлились в долине Успаллата (Аргентина).
При этом они поднимались на высоту 8100 метров. 1925 - Cостоялись показательные полёты автожира С-6 бис, пилот Лорига. На этой демонстрации присутствовали король Испании и многочисленная свита. Лорига взлетел, набрал высоту 200 м и после виражей, "восьмёрок" и "горок" сделал несколько бреющих проходов. Завершая пилотаж он, используя ветер, произвел посадку с вертикальным снижением. На испытаниях автожир показал несколько большую скорость полёта по сравнению со своим предшественником и лучше набирал высоту. Благодаря новой конструкции лопастей работа ротора стала мягче, хотя частота его вращения достигла 140≈160 об/мин. Король поздравил конструктора и лётчика с успешным продвижением разработки, что имело свои последствия: совет министров выделил средства на постройку новой модели автожира, а в конце июля Хуану де ла Сьерве был пожалован титул кавалера гражданского ордена Альфонса XII.
1927 - Поставка голландской авиакомпании KLM первого из семи заказанных самолётов Fokker F.VIII. Они использовались исключительно на европейских маршрутах.
1927 - Первый полёт первого варианта учебного самолёта У-2; лётчик-испытатель Михаил Михайлович Громов.Этот многоцелевой биплан стал одним из самых массовых самолётов в мире. Всего было произведено около 33 тысяч экземпляров. В 1943 году число полков, оснащённых У-2, достигло максимума - на фронте действовало до 70 авиаполков ночных бомбардировщиков и разведчиков.
1930 - В США доктор Альберт Тейлор и Лео Янг из исследовательской лаборатории воздушных судов, возле Боллинг Филд, Вашингтон, округ Колумбия, добились успеха в деле отслеживания положения самолётов в полёте с использованием беспроводной сети.
1935 - Пилот Дальневосточного управления ГВФ А.И. Романов на ПС-7 с трёмя пассажирами и 110 кг почты совершил скоростной рейс из Хабаровска в Москву - за 46 часов. Гражданская модификация Р-6 (АНТ-7) для перевозки грузов и пассажиров сначала была с открытой кабиной, но позже начали делать с закрытой. Кабины лётчика и бортмеханика были в передней части самолёта, пассажирский салон вместимостью 8 - 10 пассажиров. Самолёты летали со скоростью 170 - 180 км/час.
1935 - Лётчица Контесса Карина на рекордном итальянском самолёте Caproni Ca.113 AQ (Alta Quota). установила женский рекорд - 12 043 м.
1939 - Pan American World Airways начал запланированное воздушное сообщение из США в Великобританию на гидросамолёте Boeing 314 Yankee Clipper. Первый рейс совершён из Порт Вашингтон, штат Нью-Йорк в Саутгемптон, с промежуточными остановками - Шедиак, Нью-Брунсвик, Ботвуд в Ньюфаундленде и Фойн в Ирландии.
1940 - Впервые взлетел прототип югославского бомбардировщика-разведчика, пилотировал Душан Миливоевич. «Оркан», рассчитывался под 14-цилиндровые двигатели ''Испано-Сьюиза'' 14АВ (670 л.с.), сравнительно небольшого диаметра. Но, после вступления Франции в войну, поставки двигателей из этой страны прекратились. Проблема с двигателями, помимо иных технических трудностей, привела к тому, что доводка ''Оркана'' затянулась. Правда, ''Икарусу'' удалось выиграть некоторое время, использовав патентованное французское шасси ''Мессьер''. Однако, уже в марте 1940 года стало ясно, что самолёт вряд ли удастся вовремя запустить в серию. Тем не менее, руководство ВВС согласилось испытать машину с итальянскими 840- сильными двигателями ''Фиат'' А-74RC-38, большей мощности, но в то же время и большего диаметра. Были установлены итальянские винты изменяемого шага. Схема вооружения претерпела изменения: одна неподвижная пушка и два пулемёта для курсовой стрельбы, 12,7 -мм. пулемёт сверху и пулемёт FN снизу. Боезапас составлял 60 снарядов для пушки и 250 патронов для пулемётов.
1941 - Дальние бомбардировщики Ил-4 с авиамоторами М-88Б производства завода № 29 бомбили Данциг и Кёнигсберг, Варшаву и Люблину. Произведены также налёты на военно-промышленные объекты в Констанце и Сулине, на объекты нефтеносного района Плоешти. Первые боевые вылеты Дальней бомбардировочной авиации по непосредственному профилю оказались для неё на долгое время и последними. Георгий Константинович Жуков требовал от ВВС штурмовок, и вскоре вся эта авиация превратилась в штурмовую.
1943 - Подполковник У. Р. Лавлейс сделал рекордный прыжок с парашютом с высоты 12862,6 метров с самолёта Boeing B-17F Flying Fortress.
1943 -
Лётчик-испытатель Грирсон в Фарнборо достиг на прототипе W4046 истребителя Gloster E28/39 со вторым двигателем W.2B с увеличенной до 690 кгс тягой (первый выдавал только 545 кгс) максимальной высоты 12850 м. Причём Джон был облачён в высотный костюм, а перед стартом полчаса дышал чистым кислородом. После полёта он, как и другие летавшие на "Пионере" пилоты, отмечал, что с подъёмом на высоту эффективность поперечного управления самолётом ухудшается, а само отклонение элеронов затрудняется.
1947 - Первое в СССР катапультирование - из пикирующего бомбёра Пе-2 парашютиста-испытателя Гавриила Афанасьевича Кондрашова. Скорость полёта - 275-310км/ч.; перегрузка в момент выброса кресла -12g.; высота полёта - 2500 м.
1954 - В Советском Союзе с ракетного полигона Капустин Яр осуществлён первый полёт второго этапа исследований (первый в шесть запусков проведён в 1951 году) включал в себя испытания новой системы катапультирования и средств наблюдения за животными. Старт состоялся на геофизической ракете "Р-1Д" с собаками Лиса и Рыжик,совершающими полёт во второй раз. На высоте 75-80 км была катапультирована Лиса. Парашют особой конструкции раскрылся в разрежённых слоях атмосферы. Впервые в истории живое существо побывало в скафандре в открытом космосе, и на парашюте было спущено на Землю. Капсула с Рыжиком, разогнавшись в падении вместе с головной частью ракеты до скорости звука, отстрелилась на высоте 45 км. За 7 км до поверхности Земли раскрылся парашют. Полёт прошёл успешно, собаки живыми возвратились на землю.
1955 - Состоялся первый полёт первого серийного американского истребителя F-102A (53-1791).
1956 - Самолёты Павла Осиповича Сухого С-1 и Т-3 участвовали в воздушном параде в Тушино, который стал триумфом советской сверхзвуковой авиации (лётчики-испытатели Николай Иванович Коровушкин и Владимир Николаевич Махалин).
1960 - Первый полёт Hawker Siddeley HS 748. Был также известен как Авро 748 (Avro 748) — британский ближнемагистральный турбовинтовой самолёт, разработанный компанией Avro в конце 1950-х для замены стареющего парка «Дугласов» DC-3. При его разработке компания сосредоточила свои силы на таких характеристиках, как, например, укороченный взлёт-посадка (STOL). Было построено 380 подобных самолётов.
1961 - Первый раз от земли оторвался многоцелевой вертолёт однодвигательной схемы Ми-8 (он же - В-8) с двигателем АИ-24В,лётчик-испытатель Борис Владимирович Земсков. Заводские испытания проходили успешно. Сразу стало ясно, что машина удалась, но Михаил Леонтьевич Миль не спешил передавать её на государственные испытания. В-8 использовался преимущественно как демонстрационный.
1970 - В Новосибирске заводской лётчик-испытатель Алексей Степанович Грибачев совершил первый полёт на опытной машины У-58Б (учебно-боевой Су-15УБ ). На самолёте стоял полный комплект оборудования, включая РЛС "Тайфун", и центровка этой "спарки" получилась слишком передней. Уже первые полёты подтвердили ожидаемый результат: машина была очень инертной в управлении. 2 августа самолёт перебазировали в Жуковский, но работы на нём приостановили. Аппарат явно не удался. Руководство ОКБ, найдя поддержку в министерстве, предложило заказчику закрыть работы по этой теме, указывая на запущенный в серию Су-15УТ.
1971 -
В ходе испытательного полёта по программе NASA разбился опытный перехватчик Lockheed F-12 Blackbird (60-6936). Первый полёт выполнен экипажем в составе подполковников Роберта Стефенса и Дэниэля Андрэ. 1 мая 1965 г. на этом самолёте экипаж в составе полковника Роберта Стефенса и подполковника Дэниэля Андрэ установил абсолютные рекорды высоты и скорости. После полёта Стефенса и Андрэ, в тот же день на самолёте были установлены мировые рекорды скорости экипажами в составе подполковника Уолтера Дэниэля и майора Джеймса Куни, подполковника Уолтера Дэниэля и майора Ноэля Уорнераю. Суммарный налёт самолёта составил 439,8 ч.
1974 -
Катастрофа Ил-18Е(CCCP-75405) Узбекского УГА в а/п Ташкент (Южный).На 41с после начала взлёта произошло автоматическое флюгирование винта и выключение двигателя №4. КВС, полагая, что оставшейся длины ВПП хватит для безопасной остановки, прекратил взлёт. Из-за поспешных действий экипажа, не использовавших всех возможностей для торможения (тормозами колёс шасси), самолёт выкатился за пределы ВПП. Пытаясь избежать столкновения с противоположным берегом реки Кара-Су шириной 15м, КВС поднял носовую опору шасси. Самолёт перелетел через реку, ударившись об берег хвостовой частью и потеряв шасси. Ил-18 остановился на противоположном берегу с хвостовой частью, висящей над водой. Фюзеляж раскололся пополам. 1 пассажир погиб. Причиной отказа двигателя стало попадание в него птиц. 1974 - По предложению Валентина Петровича Глушко прекращены работы по теме Н1-Л3.
1977 - Первый полёт Т6-8М (прототип фронтового бомбардировщика Су-24М).
1978 - Скончался Мстислав Всеволодович Келдыш (10.02.1911 г.р.) — советский учёный в области прикладной математики и механики, крупный организатор советской науки, один из идеологов советской космической программы. Президент Академии наук СССР (1961—1975).Академик АН СССР (1946; член-корреспондент 1943). Трижды Герой Социалистического Труда (1956, 1961, 1971). Лауреат Ленинской премии (1957) и двух Сталинских премий (1942, 1946). Урна с прахом Келдыша установлена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве...
1980 -
Впервые поднялся в воздух цельнодеревянный опытный образец самолёта Microjet 200. Самолёт Microjet 200 был создан в конце 70-х годов по инициативе французской компании Microturbo SA, ищущей новый рынок сбыта своих малоразмерных газовых турбин. Проект был передан компании Microjet SA (дочерней компании Microturbo SA), и первый из трёх предсерийных усовершенствованных самолётов Microjet 200В совершил свой первый полёт 19 мая 1983 года. Четвёртый предсерийный образец представлял собой низкоплан смешанной конструкции с V-образным хвостовым оперением и убирающимся трёхопорным шасси. Самолёт Microjet 200 оснащался двумя турбореактивными двигателями Microturbo TRS-18-1 с тягой 148 кгс. Серийные машины поднялись в воздух в январе 1985 года и ноябре 1986 года. На этих самолётах был удлинен фюзеляж, увеличена стреловидность хвостового оперения, изменена форма фонаря кабины и увеличена мощность двигателей (установлены двигатели TRS-18-2 с тягой 184 кгс) на последнем образце были установлены подкрыльные узлы подвески оружия и системы UHF, TACAN и IFF. В связи с невысокими лётными характеристиками машины заказов на неё так и не поступило. В конце 80-х гг. все самолёты были поставлены на консервацию. 1982 - Инцидент с Boeing 747 над Явой. Регулярный рейс 9 British Airways на Boeing 747-236B из Хитроу в Окленд, с остановками в Бомбее, Мадрасе, Куала-Лумпуре, Перте и Мельбурне. На высоте около 11000 м ночью лайнер влетел в столб вулканического пепла, выброшенный вулканом Галунггунг на острове Ява. Ни экипаж, ни пассажиры не знали об этом, что повлияло на дальнейшие события. После прохождения через облако вулканического пепла у Boeing отказали все двигатели. На высоте 3000 метров экипажу удалось их запустить. Лайнер благополучно долетел до аэропорта Халим в Джакарте. На посадке обнаружилось, что лобовое стекло потеряло прозрачность. Как выяснилось позднее, полёт на крейсерской скорости через облако вулканического пепла не только повредил стекло, но и почти полностью снял краску с фюзеляжа. Посадка по приборам была невозможна из-за неисправности системы автоматического привода на посадку в аэропорту Джакарты. Экипаж мог смотреть вперёд только через два очень узких сектора лобового стекла. При этом второй пилот отслеживал удаление от полосы, а капитан следил за высотой. Посадочные огни самолёта не работали. Нормальное руление также оказалось затруднённым, поскольку огни ВПП создавали засветку ставшего непрозрачным лобового стекла. После приземления двигатели были демонтированы и отправлены в Англию. При обследовании выяснилось, что все они были повреждены абразивными материалами, которые представляли собой частицы вулканического пепла. Этот инцидент привёл к тому, что информация об извержении вулканов стала оперативно передаваться авиационным службам.
1982 - В Советском Союзе с космодрома Байконур осуществлен запуск космического корабля "Союз Т-6" с космонавтами: rомандир корабля — Владимир Александрович Джанибеков (3-й пол`т), бортинженер корабля — Александр Сергеевич Иванченков (2-й полёт) и первый французский астронавт Жан-Лу Жак Мари Кретьен (фр. Chretien Jean-Loup Jacques Marie) (1-й полёт) на борту. Первый космический полёт гражданина Франции. Стыковка с орбитальным научным комплексом «Салют-7» 25 июня. Посадка на Землю 2 июля 1982 года.
1987 - Первый полёт лёгкого высотного разведчика Grob G 520. Grob/E-Systems/AlliedSignal G 520 Egrett, напоминающий американский U-2R, разработан в 1986 году согласно требованиям Люфтваффе к высотному разведчику с большой продолжительностью полёта. Решение о создании такой машины приняли после отказа ФРГ от закупки эскадрильи Lockheed TR-1. В разработке самолёта приняли участие три фирмы: германская "Grob", американские "E-Systems" и "Garrett" (позже "AlliedSignal"); буквы из названий данных фирм образовали аббревиатуру "Egrett", ставшую наименованием самолёта. Компания "Grob" отвечала на проектирование и изготовление планера из композитных материалов, "Garrett" - за силовую установку, "E-Systems" - за бортовые системы. Концепция Egrett предполагала использование одноместного фюзеляжа с внутренними объёмами, достаточными для размещения заменяемого целевого оборудования (электронное, оптоэлектронное, радиолокационное) в сочетании с крылом очень большого удлинения, практически - как у планера. Силовая установка - один ТВД TPE331. Демонстратор технологий D-450 Egrett I с неубираемым шасси выполнил первый полёт в Германии, в сентябре 1988 года на нём установили мировой рекорд высоты для своего класса - 16394 м.
1987 - Катастрофа вертолёта Ми-26,ВВС, 793 отбвп (Телави), близ пос. площадки Оли (р-н Кутаиси), Грузинская ССР.
Экипаж выполнял перевозку личного состава и технического имущества 283 иад для обеспечения пусков УР Х-23. Через 20 минут после взлёта с аэродрома Миха-Цхакая во время полёта на высоте 3300м произошло разрушение подшипника вала привода хвостового винта. Вертолёт перешёл в неуправляемое снижение и столкнулся с землёй близ посадочной площадки Оли. Штурман, бортмеханик и борттехник выпрыгнули с парашютами, но двое первых погибли, попав под вращающийся винт. На месте падения погиб один ребёнок, второй ребёнок получил сильные ожоги. Всего погибло 18 человек.
1990 - Осуществлён захват и угон в Хельсинки, Финляндия, самолёта Ту-134 рейса Таллинн – Львов одним преступником (М.Варфоломеев). Жертв нет.
1993 - В соответствии с договором между Соединенными Штатами и Советским Союзом о контроле над вооружениями на базе Дэвис-Монтан Air Force, Тусон, штат Аризона началось уничтожение 363 бомбардировщиков Boeing B-52 Stratofortress.
1993 -
Получен сертификат типа на ТВлД ТВЗ-117 разработки "Завода им. Владимира Яковлевича Климова".
1994 - Катастрофа стратегического бомбардировщика B-52 на авиабазе Фэйрчайлд. В результате катастрофы погибли 4 пилота ВВС США. Причиной катастрофы стала ошибка пилота во время тренировочного полёта (подготовка к ежегодному авиашоу).
1999 - Первый полёт Eurocopter EC-130, лётчик-испытатель Стивен Пэйдж.
2001 -
Американский многоцелевой истребитель Х-35В под управлением британского лётчика-испытателя Саймона Харгривза совершил вертикальный взлёт, на 35 секунд перешёл в режим устоявшегося висения на высоте около 8 м, а затем совершил вертикальную посадку. Харгривз отозвался о характеристиках устойчивости самолёта так: "Я ощущал себя скорее не лётчиком, а пассажиром". Двигатель JSF-119-611 (ещё с ранним индексом) показал прекрасную точность управления и приёмистость. 2002 - На аэродроме в пустыне Мохаве, шт. Калифорния, прошло очередное испытание ракетного самолёта "EZ-Rocket", созданием которого занимается компания XCOR Aerospace. Впервые был отработан манёвр "приземления с уходом на второй круг". Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Дик Рутан (Dick Rutan). Десятый испытательный полёт "EZ-Rocket" продолжался 7 минут 47 секунд. Максимальная высота подъёма аппарата составила 1783 м.
2020 - На 95-м году жизни в США скончался в результате обострения многолетнего недуга — сердечно-почечной недостаточности Анатолий Давидович Дарон (26.04.1926 г.р.). В Бостоне, США он жил с 1999 года с семьей. С 1948 по 1998 год работал в ОКБ-456 (НПО "Энергомаш"), пройдя путь от инженера-конструктора до начальника отдела и ведущего конструктора. Дарон внёс большой вклад в разработку первых экспериментальных камер КС-50 и ЭД-140. Был ведущим конструктором при разработке жидкостных реактивных двигателей РД-107 и РД-108 для ракеты Р-7, и созданных на её основе ракеты "Восток", а также ЖРД РД-270 для РН УР-700. Кавалер орденов Трудового Красного Знамени (1957), Ленина (1961), Дружбы (1996), заслуженный конструктор РСФСР (1989), доктор технических наук (1967), профессор (1976)...
Свежие комментарии