На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 15 февраля

Этот день в авиации. 15 февраля

Этот день в авиации. 15 февраля

1899 - Родился Алексей Дмитриевич Чаромский — советский конструктор авиационных и танковых дизелей, генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944).
Окончил ВВИА имени Н. Е. Жуковского в 1928 году. С 1928 года работал в научном автомоторном институте, а затем в ЦИАМ занимался конструированием и созданием дизелей.

Дизели конструкции Чаромского (М-40, АЧ-30Б и АЧ-40) применялись в авиации (в том числе на дальних бомбардировщиках) и в танках. Умер в 1982 году. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище...

 
Этот день в авиации. 15 февраля

1902 - Родился Евгений Ефимович Чертовский — русский советский инженер, изобретатель и разработчик  первого в СССР скафандра.Разработкой скафандров  для высотных полётов инженер Евгений Чертовский стал заниматься в Ленинграде. За 9 лет  работы над  этой проблемой, он представил 7  моделей различных вариантов  по  герметичности костюмов, названных  «Ч».Технические  характеристики моделей были далеки от совершенства — существовала проблема с подвижностью  рук и ног. Дальнейшие разработки  продолжились  и в течении 2-х лет, с 1935-1937 гг. при участии  учёных В. А. Спасского и Алексея Павловича Аполлонова, было принято решение оболочку скафандра изготавливать  из прорезиненной ткани,  учитывая  физиолого-гигиенические требования. Появилась  первая действующая модель  костюма « Ч-3», и в 1937 году  прошли её испытания   в полете на высоте 12 км.  На следующий год  инженер представил  две другие  модели  и  последние усовершенствованные варианты «Ч-6» и «Ч-7» . появились в 1940 году. Впервые в  Советском Союзе  термин “скафандр”  Чертовский  ввёл для высотно-компенсационного костюма. Сегодня слово “скафандр” используется как для костюмов при погружения в водные глубины, так и для снаряжения - в космос и во многих других областях...

Этот день в авиации. 15 февраля

1910 - Во французском аэроклубе авиаторов диплом пилота-авиатора за номером 31 получил Михаил Никифорович Ефимов, став первым дипломированным авиатором России.  

mannm1-1.jpg
1915 - Первый полёт истребителя M.1 (компания Mann, Grimmer, Великобритания). Разработанный инженерами R F Mann и R P Grimmer, двухместный истребитель M.1 был закончен в начале 1915 года. На самолёте установлен десятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения Anzani мощностью 100 л.с. Уже в ходе первых полётов были выявлены недостатки силовой установки и самолёт был направлен на доделку.

Этот день в авиации. 15 февраля

1915 - Российские бомбардировщики конструкции Игоря Сикорского "Илья Муромец" атакуют район Висла-Добржаны в Польше, первая бомбардировка Ильи Муромца.

Этот день в авиации. 15 февраля

1917 - Родился Дмитрий Сергеевич Езерский — советский лётчик гражданской авиации, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (29.06.1945). Капитан (1945). Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Был командиром экипажа 3 тап (2 адон). Совершил около 50 боевых вылетов. Особо отличился при обеспечении боевых действий Народно-освободительной армии Югославии.В 1959 году Дмитрий Езерский по состоянию здоровья был списан с лётной работы и переведён в Главное управление ГВФ (с 1964 года — Министерство Гражданской авиации) инженером, затем старшим инспектором по движению. С 1977 года — преподаватель в учебно-тренировочном отряде Шереметьевского аэропорта. С 1981 года — на пенсии.Жил в Москве.Скончался 22 января 2014 года. Похоронен на Троекуровском кладбище...

Этот день в авиации. 15 февраля

1920 - Родился Фёдор Захарович Калугин — лётчик-ас, полковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года, Герой Советского Союза (1943). Воевал в составе 42 гв.иап, был командиром звена. Всего за время своего участия в боях он совершил 337 боевых вылетов, принял участие в 81 воздушном бою, сбив 18 вражеских самолётов лично и ещё 3 — в составе группы. После войны до 1962 г. служил в ВВС.С 1967 года жил в городе Жуковском Московской области, где работал старшим инженером представительства заказчика в Центральном гидроаэродинамическом институте.Скончался 8 мая 1976 года. Он похоронен на Быковском кладбище г. Жуковского...

 1932 - Комиссия Обороны СССP в своих решениях разработала практические меры по усилению военной авиации на Дальнем Востоке. Сюда перебросили две ТБ эскадрильи. 

Этот день в авиации. 15 февраля
1938
 - Впервые взлетел многоцелевой двух-трёхместный французский бомбардировщик-разведчик Bloch MB.170. Первый опытный самолёт МВ.170АВ2-A3 (двухместный штурмовик - трёхместный самолёт взаимодействия с армией) впервые взлетел в Виллакублэ во Франции.

Этот день в авиации. 15 февраля

1941 - Первый полёт Curtiss XP-46. Несмотря на то, что при проектировании использовался драгоценный опыт боев в Европе ХР-46 не получился таким же успешным, как и его предшественник P-40. Кардинальные изменения сводились к установке нового двигателя и переделке системы охлаждения, получившей новый радиатор. Также изменили форму фонаря кабины пилота и переделали шасси. Фирма Curtiss выпустила всего три самолёта - два вооруженных (ХР-46) и один невооруженный (ХР-46А). Испытания ХР-46 не выявили особых преимуществ перед серийно выпускавшимися истребителями Р-40 той же фирмы и, кроме того, по скорости он уступал многим другим самолётам, как все ещё проходившим испытания, так принятым на вооружение.

Этот день в авиации. 15 февраля
1942
 - Подписан приказ об организации завода № 465 с конструкторским бюро (ныне ОАО "Научно-исследовательский электромеханический институт"). В 1945 году на территории завода № 465 была размещена только что образованная научно-исследовательская организация ЦКБ-20. Научные кадры завода вместе с лабораториями были переведены в ЦКБ-20, при котором завод № 465 стал опытным производством. В 1946 году ЦКБ-20 переименовано в НИИ-20. В августе 1950 года приказом министра вооружения Дмитрия Фёдоровича Устинова НИИ-20 были переведено в город Кунцево Московской области, для чего была выделена часть территории КМЗ (ныне МРТЗ). В 1967 году предприятие переименовано в НИЭМИ. В годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) предприятием были разработаны и внедрены в серийное производство несколько модификаций РЛС «СОН-2», «Нептун» и других видов радиоприборов военного назначения. После войны предприятие разрабатывало радиоприборные комплексы управления огнём зенитной артиллерии (РПК), приборы управления артиллерийским зенитным огнём (ПУАЗО), артиллерийские радиолокационные станции обнаружения минометов (АРСОМ). В их числе «Зенит» (СОН-4), СОН-15 («Гром-12), Комплекс-30, «Ворон», ПУАЗО-5, ПУАЗО-6, АРСОМ-1, АРСОМ-2, «Ваза» и другие. С 1956 года и по настоящее время НИИЭМИ разрабатывает зенитно-ракетные комплексы войсковой ПВО. Выпускаемые серийно с 1964 года ЗРК «Круг» и с 1972 г. ЗРК «Оса» стали надёжным щитом неба страны. 25 зарубежных государств имеют их сегодня на вооружении своих армий.

Этот день в авиации. 15 февраля

1943 - Принята на вооружение и запущена в производство фугасная авиационная бомба ФАБ-5000. 

Этот день в авиации. 15 февраля

1944 - Первый полёт бомбардировщика Ер-2 с авиадизелями АЧ-30Б на Иркутском авиазаводе.

Этот день в авиации. 15 февраля

1944 - Родился Александр Александрович Серебров — советский космонавт. Герой Советского Союза(27 августа 1982). Рекордсмен (до 1997 года) по суммарному налёту на станции «Мир» и количеству выходов (10) в открытый космос. Выполнил четыре полёта на КК "Союз Т-7" - "Салют-7" (1982), на "Союз Т-8" (1983), на КК "Союз ТМ-8" - "Мир" (1989-1990) и "Союз ТМ-17" - "Мир" (1993-1994). Продолжительность полёта - 372 суток 22 часа 53 минуты 49 сек.Совершил 10 выходов в открытый космос продолжительностью 31 час 49 минут. Провел первое испытание отечественной установки для перемещения космонавтов в открытом космосе (СПК) и новой модификации скафандра «Орлан ДМА».Ушёл в отставку 10 мая 1995 года. Вёл телепередачу «Уроки из космоса» для привлечения молодёжи к космосу. Скоропостижно скончался от кишечной дрожжевой инфекции, предположительно, внеземного происхождения 12 ноября 2013 года.Похоронен 15 ноября на Останкинском кладбище...

Этот день в авиации. 15 февраля
1946
 - Состоялся первый полёт опытного транспортного самолёта ХС-112А (компания Douglas, США). Самолёт Douglas ХС-112А разрабатывался как военный транспортник большой вместимости, но, поднявшись в воздух лишь 15 февраля 1946 года, опоздал для участия во Второй мировой войне и был переработан для эксплуатации на авиалиниях под обозначением компании DC-6. Первый из 50-ти лайнеров DC-6, заказанных авиакомпанией American Airlines, поднялся в воздух 29 июня 1946 года.

Этот день в авиации. 15 февраля

1948 - Первый полёт самолёта Кертисс XF-87 «Найтхоук». Опытный истребитель Кертисс XF-87 "Найтхоук" был первым американским многоместным всепогодным реактивным истребителем, оборудованным радиолокационной станцией перехвата и прицеливания. На самолёте были установлены четыре двигателя Вестингауз J-34-WE-30 с тягой по 1450 кг. Первый полёт на самолёте был совершён 15 февраля 1948 г.
Экипаж самолёта состоял из двух человек - лётчика и оператора радиолокатора, размещённых рядом под общим фонарем кабины, находящейся спереди крыла и гондол двигателей. Самолёт имел фюзеляж длиной 19,8 м овального поперечного сечения и среднерасположенное крыло с размахом 18,2 м. Взлётный вес самолёта был более 13 600 кг.Было заказано 58 всепогодных истребителей F-87 "Найтхоук" и 30 фоторазведчиков RF-87A, на которых предполагалось устанавливать двигатели J-47. Серийный образец F-87 "Найтхоук" должен был иметь максимальную скорость 935 км/час и максимальную дальность полёта, превышающую 3200 км/час. В связи с большей перспективностью самолёта Northrop F-89 Scorpion, контракт на постройку Curtiss-Wright F-87 был расторгнут 10 октября 1948 года.

Этот день в авиации. 15 февраля
1949
 - Совершил первый полёт средний двухпалубный транспортный самолёт Breguet Br.761 Deux Ponts (Deux-Ponts — «двухпалубный») с двигателями Gnome-Rhоne 14R мощностью 1590 л.с., построенными фирмой SNECMA. Это был свободнонесущий среднеплан цельнометаллической конструкции. Убирающееся трехопорное шасси имело двухколёсные основные стойки; хвостовое оперение состояло из высокорасположенного горизонтального и разнесенного по концам стабилизатора вертикального.

Этот день в авиации. 15 февраля

1960 - В Далласе(Техас) совершает первый полёт Vought F8U-2N "Crusader". Одна из лучших модификаций Crusader. Оснащённый более мощным, чем у F-8C, двигателем J57 и лишенный вооружения класса "воздух-земля", он считался многими лётчиками самым быстрым из всех Crusader и самым комфортным в полёте.
Этот день в авиации. 15 февраля1960 - Четвёртый полёт американского ракетного самолёта Х-15 № 2. Самолёт пилотировал пилот лётчик-испытатель Альберт Скотт Кроссфилд(Albert Scott Crossfield). В полёте достигнута максимальная скорость 2359 километра в час при максимальной высоте подъёма 26858 метров.

Этот день в авиации. 15 февраля

1961 - Первое в России наблюдение солнечного затмения с самолёта (Ту-104 на высоте 10 км).

Этот день в авиации. 15 февраля
1962
 - Совершил первый полёт вариант дальнего военно-транспортного самолёта C-135B (модель 717-158) с двигателями TF33-P-5 (JT3D-3) и стабилизатором увеличенного размаха.

Этот день в авиации. 15 февраля

1963 - Заводу №39 присвоено наименование «Иркутский машиностроительный завод».

at28e-4.jpg
1963
 - Первый полёт первого прототипа лёгкого ударного самолёта YAT-28E Trojan (компания North American, США). Однако на 13 вылете произошла трагедия - прототип попал в плоский штопор, причём лётчик-испытатель Джордж Хоскинс погиб. В результате программа была закрыта, а два самолёта отправили на хранение.

Этот день в авиации. 15 февраля

1972 - Состоялся первый полёт первого серийного пассажирского самолёта Ил-62М. Командовал экипажем Герой Советского Союза лётчик-испытатель Казанского авиационного завода Борис Вячеславович Машковцев. Полёт был выполнен на аэродроме Казанского авиационного завода имени Сергея Петровича Горбунова.

Этот день в авиации. 15 февраля

1973 - Спутник «Прогноз-3» отправляется на орбиту для исследования солнечных вспышек.

Этот день в авиации. 15 февраля

1975 - Начались войсковые испытания перехвата Су-15-98М (самолёт Су-15ТМ).

Этот день в авиации. 15 февраля
1975
 - Поднялся в воздух первый предсерийный штурмовик YA-10A Thunderbolt II. Заказ на серийное производство штурмовиков А-10А, получивших имя собственное "Тандерболт"2 (в честь одного из самых удачных американских истребителей второй мировой войны), был выдан МО США фирме "Фэрчайлд". В октябре 1975 года взлетел первый серийный A-10A. С марта 1976 года самолёты начали поступать в подразделения авиабазы Девис-Монтен, штат Аризона. Первая эскадрилья A-10 достигла боеготовности в октябре 1977 года. До 1984 года было выпущено, в общей сложности, 713 серийных машин. Стоимость одного самолёта составила 7,3 млн долл. по курсу 1981 года, что приближалось к стоимости сверхзвукового истребителя третьего поколения.

Этот день в авиации. 15 февраля

1977 - Катастрофа Ил-18В (CCCP-75520) Узбекского УГА в районе Минеральных Вод.На борту находилось 92 пассажира, в том числе 4 ребёнка. Погода в момент происшествия соответствовала минимуму КВС. Заход на посадку производился с МК=117°. После четвёртого разворота экипаж довыпустил закрылки с 15° до 30° на скорости 290 км/ч. В процессе снижения скорость уменьшилась до 260 км/ч. Пролёт ДПРМ и БПРМ произведён на высотах, соответствующих установленным Инструкцией по производству полётов в а/п МинВоды. В момент пролёта БПРМ экипаж, пытаясь установить визуальный контакт с земными ориентирами, отвлекся от пилотирования по приборам, что привело к уклонению от ЛЗП. Ввиду создавшегося непосадочного положения самолёта КВС принял решение об уходе на второй круг. Свидетели показали, что после ухода на второй круг самолёт вместо набора высоты 300 м по прямой, на высоте 80-90 м произвёл правый разворот с потерей высоты, пролетел через перрон в районе 25-й стоянки, здание АТБ и склад ГСМ с курсом 102°. Самолёт летел с правым креном около 10-30° и небольшим углом тангажа с выключенными фарами. Затем самолёт потерпел катастрофу в 2 км южнее ВПП. КВС и 76 пассажиров, в том числе 3 ребёнка, погибли. Остальные пассажиры и члены экипажа получили ранения.  Причиной катастрофы являются неправильные действия экипажа при уходе на второй круг, выразившиеся в полной уборке закрылков в один приём и резком взятии штурвала на себя с выводом самолёта на критические углы атаки.

Этот день в авиации. 15 февраля

1978 - Первый в СССР лётный эксперимент по одновременному обнаружению и сопровождению 10 воздушных радиоуправляемых мишеней перехватчиком МиГ-31 с РЛС, оснащённой фазированной антенной решёткой.

undefined

1980  Катастрофа самолёта Ту-16, КК к-н Морозов А.В.Экипаж выполнял маршрутный полёт с бомбометанием. Вылет с аэродрома Оленья. После бомбометания Оленья закрывается по метеоусловиям. Запасной – Североморск-3. В развороте на посадочный экипаж не контролировал высоту, снизился ниже установленной и столкнулся с сопкой, имеющей превышение 150 м. 4 человека погибло.Причины: неудовлетворительная организация полётов в полку, выпуск в полёт неподготовленного экипажа, ШК не докладывал высоту.

Этот день в авиации. 15 февраля

1982 - Выкатка первого А-310 на авиазаводе в Тулузе, предназначенного для стартового заказчика Swissair.

Найденная хвостовая часть рейса 090

1982 - Катастрофа Boeing 737 в Вашингтоне. Авиалайнер Boeing 737-222 авиакомпании Air Florida выполнял регулярный рейс QH90 (позывной — Palm 90) по маршруту Вашингтон—Тампа—Форт-Лодердейл, но через 22 секунды после взлёта в условиях сильного снегопада внезапно перешёл в сваливание и, потеряв высоту, врезался в загруженный автомобилями пролёт моста 14-й улицыruen, проходящего через реку Потомак и соединяющего Вашингтон с Арлингтоном, после чего провалился под лёд реки и ушёл под воду. В катастрофе погибли 78 человек — 74 человека на борту самолёта из 79 (74 пассажира и 5 членов экипажа) и 4 человека на мосту; ещё 9 человек получили ранения — 5 человек на борту самолёта (1 член экипажа и 4 пассажира) и 4 на мосту.

В качестве возможных причин катастрофы были приведены следующие:

Экипаж не использовал ПОС двигателей на земле и в процессе выруливания.
Экипаж принял решение выполнять взлёт при наличии снега и льда на аэродинамических поверхностях.
Командир экипажа не прервал взлёт на ранней стадии, когда второй пилот обратил его внимание на аномальные показания приборов, контролирующих работу двигателей.
Среди способствующих катастрофе факторов:

Продолжительная задержка самолёта на земле с момента удаления льда и снега до того, как получено разрешение органа УВД выполнять взлет, причём в течение всего этого времени продолжал идти снег.
Известная особенность летных характеристик Boeing 737 — тенденция к самопроизвольному кабрированию, когда на передней кромке крыла имеется даже небольшое количество снега или льда.
Ограниченный опыт летного экипажа по выполнению полётов на реактивных самолётах в зимних условиях.

Beechcraft_Starship3.jpg
1986
 - Совершил первый полёт административный самолёт Beech 2000 Starship , разработанный американской фирмой Beechcraft. Летательный аппарат схемы "утка", Beech Model 2000 Starship построен с применением системы автоматического регулирования скорости при взлёте и посадке SCAT 1. Он имеет крыло с переменным сужением, на котором установлены два толкающих двигателя. Большие концевые шайбы, два маленьких киля на задней кромке крыла и подфюзеляжный киль обеспечивают путевую устойчивость. Большие носовые рули изменяемой геометрии отклоняются вперёд на 4° при полёте на низкой скорости и назад на 30° при полёте в крейсерском режиме. Внутренняя силовая конструкция самолёта выполнена из сотового графито-эпоксидного композиционного материала Nomex с использованием титана в зонах с высокими температурными напряжениями.

Этот день в авиации. 15 февраля

1989 - Через мост Дружбы на участке Тактабазарского погранотряда в 16 ч 21 мин перешёл последний советский военнослужащий. Завершён вывод советских войск из Афганистана. День памяти воинов—интернационалистов.  По неофициальным данным 16 февраля выходили подразделения ОБАТО и ОБС РТО Кабульского аэропорта и отряды прикрытия.

Этот день в авиации. 15 февраля
1991
 - Немецкая авиакомпания "Люфтганза" получила очередной самолёт 737-500, который стал 2000-м в семействе самолётов 737 с декабря 1967 г.

Картинки по запросу "D-HECX EC135 15 february"
1994
 - Впервые поднялся в воздух один из двух первых предсерийных вариантов многоцелевого вертолёта ЕС.135 (компания Eurocopter, International). На вертолёте ЕС.135, летавшем в этот день и имевшим регистрационный код D-HECX, стояли двигатели Arrius 2В2.Компоновка вертолёта традиционна для машин одновинтовой схемы - фюзеляж с длинной хвостовой балкой, зато несущая система достаточно необычна - четырёхлопастный бесшарнирный несущий винт в комбинации с хвостовым винтом-фенестроном. Использование этой несущей системы в сочетании с аэродинамическим совершенством фюзеляжа позволило резко снизить шум, создаваемый вертолётом. Фюзеляж изготовлен, в основном, из сотовых конструкций на основе кевлара. Кабина лётчиков снабжена двумя дверцами автомобильного типа, которые открываются вперёд. Приборное оборудование комплектуется под требования заказчика; оно может быть выполнено как на основе обычных приборов со стрелками, так и на базе многофункциональных дисплеев Avionique Nou-velle. Для доступа в пассажирскую кабину имеется сдвижная дверь. Грузы, медицинское оборудование или носилки с больными загружаются в кабину через люк в хвостовой части фюзеляжа. Оба газотурбинных двигателя Arrius 2В2 мощностью по 606 л. с. (альтернативный вариант силовой установки - два газотурбинных двигателя PW206B2 мощностью по 621 л. с.) оборудованы цифровой системой управления FADEC. Крейсерская скорость вертолёта - 256 км/ч.Максимальная взлётная масса с полезной нагрузкой на внешней подвеске - 2900 кг, дальность полёта со стандартной заправкой топливом - 650 км.

Этот день в авиации. 15 февраля

1996 - Лёгкий многоцелевой самолёт Ил-103 получил отечественный сертификат типа.

Этот день в авиации. 15 февраля

2004 - 15–27 февраля - американо-индийские учения «Коуп Индия-2004», показавшие превосходство Су-30 МК ВВС Индии над F-15C ВВС США в ближнем манёвренном бою. «Неожиданные победы индийцев на русских самолётах стали по-настоящему отрезвляющим душем». Генерал Х. Хомбург (ВВС США).

Этот день в авиации. 15 февраля

2005 - Компания Boeing представила первый собранный самолёт модификации Boeing 777-200LR Worldliner. Этот лайнер обладает самой большой дальностью полёта среди самолётов гражданской авиации. 

Этот день в авиации. 15 февраля
2008
 - Самолёт Antonov IrAn-140, принадлежащий иранскому эксплуатанту HESA Iran-140, потерпел катастрофу при выполнении тренировочных полётов на аэродроме Isfahan-Shahid Beheshti при заходе на посадку.
Все пять членов экипажа погибли (пилот и четыре стажера).

Этот день в авиации. 15 февраля

2011 - АМС "Stardust-NeXT" (запуск 7.02.1999) совершила пролёт близ поверхности кометы Tempel 1, минимальное расстояние до небесного тела составило 180 км. Зонду удалось сфотографировать след от удара 400-килограммовой медной болванки на комете Темпель-1, оставленный в июле 2005 года зондом "Дип Импакт" (Deep Impact). Stardust передал на Землю 72 снимка своего "свидания" с кометой.

Этот день в авиации. 15 февраля

2017 - В Индии из Космического центра имени Сатиша Дхавана ракетой-носителем "PSLV-XL" (PSLV-С37) Индия успешно вывела на орбиту рекордные 104 спутника: индийские: "Cartosat-2D", "INS-1A", "INS-1В"; 88 американских КА "Flock 3p"; 8 американских КА "Lemur-2"; израильский "BGUSAT", швейцарский "DIDO-2", казахстанский "Al Farabi-1", немецко-израильский "PEASSS" и спутник ОАЭ "Nayif 1".

Картина дня

наверх