Авиаторы и их друзья

80 392 подписчика

Свежие комментарии

  • Николай Яковлев
    Большое  СПАСИБО !Этот день в авиац...
  • Господин Никто
    Господин НИКТО. Большое спасибо за интересные материалы,Семён !Этот день в авиац...
  • Иосиф Оганян
    Ха -ха -ха. Посидели ,поболтали ,разошлись.  Пилите щура, пилите. Продолжайте и далее наращивать объемы продажи нефти...Ни станков, ни лю...

Этот день в авиации. 4 июля

Этот день в авиации. 4 июля

Jean Pierre Blanchard

1753 - Родился Жан-Пьер Франсуа Бланшар (фр. Jean Pierre François Blanchard) — французский изобретатель, наиболее известен как пионер авиации и воздухоплавания. Он первым пересёк Ла-Манш на воздушном шаре 7 января 1785 года вместе с американцем Дж. Джеффрисом. 20 февраля 1808 годa Бланшар перенёс сердечный приступ во время полёта на воздушном шаре в Гааге. Он упал с воздушного шара и умер один год спустя (7 марта 1809 года) от серьёзных травм. Его вдова продолжала показательные полёты, пока также не погибла...

Image dans Infobox.

1858 - Родился Поль Лебоди (Paul Lebaudy) — французский промышленник и политик, пионер дирижаблестроения, вместе со своим братом Пьером построивший серию полужестких дирижаблей. Умер в Шато де Рони в Рони-сюр-Сен 17 октября 1937 г....

Этот день в авиации. 4 июля

1908 - Цеппелин LZ-4 совершил 12-часовой перелёт через Альпы. Маршрут составил 378 км от Фридрихсхафена, средняя скорость составила 51,5 км в час.

Этот день в авиации. 4 июля

1908 - Гленн Хаммонд Кёртисс совершил полёт на 1550 м на самолёте June Bug, преодолев это расстояние за 102,2 сек и выиграв приз журнала Сайнтифик Амэрикен, учреждённый за первый в США официальный полёт на расстояние больше 1 км.

Этот день в авиации. 4 июля

1909 - Француз Юбер Латам на аэроплане Антуанетт установил свой первый рекорд: полёт продолжительностью 37 мин.

37 сек. со скоростью 72 км/ч на высоте около 40 метров,став мировым рекордом продолжительности полёта среди монопланов. А заодно Латам установив ещё один: на втором круге, прямо над головами зрителей он отпустил управление, спокойно зажёг сигарету и закурил, став первым человеком, закурившим сигарету в воздухе.

Этот день в авиации. 4 июля

1911 - Состоялся первый в мире коммерческий авиарейс. Пилот Горацио Барбер по заказу General Electric перевёз на самолёте Valciria ящик с лампами накаливания из Шорехэма в Хув, за что получил 100 фунтов стерлингов. 

Этот день в авиации. 4 июля

1924 - Глеб Евгеньевич Котельников подал в Комитет по делам изобретений заявку на "приспособление к одежде авиатора для помещения в ней спасательного парашюта". По этой заявке ему был выдан патент № 1607 (парашют РК-3 - стал первым парашютом с мягким ранцем).

Этот день в авиации. 4 июля

1927 - Впервые поднялся в воздух прототип Lockheed Vega 1. Четырёхместный авиалайнер имел один двигатель Wright Whirlwind J-5. Самолёт Нортропа заметно отличался от своих угловатых собратьев. Он имел красивые округлые формы, гладкую обшивку из многослойной прессованной фанеры, свободнонесущее оперение, у него отсутствовали тормозящие движение распорки, тросы и другие подобные элементы.Тщательная проработка аэродинамики отразилась на лётных качествах машины - скорость достигла 216 км/час, намного больше, чем у других самолётов с подобным двигателем. Необычный внешний вид и прекрасные лётные качества привлекли внимание многих заказчиков. Аппарат получил имя Vega - с тех пор звёздные названия самолётов стали традицией фирмы Lockheed. Машина строилась в голливудском гараже, арендованном Локхидами, в течение 6 месяцев.

Этот день в авиации. 4 июля

1928 - Итальянцы А.Феррари и Д.Прете на самолёте Савойя-Маркетти S64 установили мировой рекорд дальности - 7188,25 км.

Этот день в авиации. 4 июля
1929
 - Первый полёт опытного экземпляра Saro А.17 Cutty Sark, имеющего два двигателя ADC Hermes I мощностью 105 л.с., каждый из которых был установлен при помощи подкосов над крылом и вращал тянущий винт. Saro А.17 Cutty Sark, представлял собой лёгкую летающую лодку-моноплан, вмещавшую пилота и трёх пассажиров. Эта летающая лодка позднее получила возможности амфибии после установки убирающегося шасси, и, поскольку аппарат имел удовлетворительные лётные характеристики, было построено ещё 11 экземпляров. Большинство из них имело два двигателя de Havilland Gipsy II мощностью 120 л.с., но последние три самолёта были оснащены самой мощной силовой установкой, состоявшей из двигателей Armstrong Siddeley Genet Major I. Единственный самолёт (G-ABVF), построенный для перелёта из Сан-Франциско в Японию, имел один двигатель Armstrong Siddeley Lynx IVC мощностью 240 л.с., увеличенный запас топлива и не был амфибией. Большинство самолётов активно использовалось, в том числе как учебно-тренировочные машины до 1938 года.

Этот день в авиации. 4 июля
1934
 - Первый полёт прототипа транспортного самолёта SM.73 (военный рег.номер - MM.265, гражданский - I-SIAI).Первоначально самолёт был оборудован тремя двигателями Piaggio P.IX RC.40, но вскоре их сменили на Alfa Romeo Alfa 126 RC.34 мощностью 750 л.с. SM.73 представлял собой свободнонесущий низкоплан с крыльями деревянной конструкции и вместительным фюзеляжем с конструкцией из сварных стальных труб, с полотняно-фанерной обшивкой. Командир и второй пилот размещались рядом в закрытой кабине, позади них находились отсеки радиста и механика и пассажирский салон для 18 человек.

Этот день в авиации. 4 июля

1937 - Лётчицы Ирина Вишневская и Екатерина Матвеевна Медникова АИР-9 бис с двигателем М-11 установили женский международный рекорд для лёгких самолётов 1-й категории. Они достигли высоты 6518 м. АИР-9 и АИР-9 бис - двухместные низкопланы с двигателем М-11.

Этот день в авиации. 4 июля

1938 - Начало серийного производства бомбардировщика Су-2 (АНТ-51) Павла Осиповича Сухого.

g9-1.jpg

1938 - Планер Г-9 с пилотом Виктором Михайловичем Ильченко отбуксировали субстратостатом "СССР ВР-61" на высоту 5100 м., после чего произошла благополучная отцепка и возвращение планера к месту старта.

Этот день в авиации. 4 июля

1940 - В НИИ ГВФ завершились испытания ПС-5 (пассажирский вариант Р-10, созданного в Харьковском авиационном институте под руководством Иосифа Григорьевича Немана) с двигателем М-25В (с 31 мая). Ведущий инженер С.Д. Спиваковский, лётчик-испытатель Станислав Антонович Табаровский. Предполагалось, что снятые с вооружения Р-10 под маркой ПС-5 будут применяться в Аэрофлоте в качестве почтово-пассажирских. Вооружение и специальное оборудование конструкторы убрали, в фюзеляже оборудовали четырёхместную пассажирскую кабину с 4 окнами и входную дверь по левому борту. К каждому сиденью пассажиров вывели индивидуальную вентиляцию. Предусматривалось место для 50 кг багажа. Самолёт имел полётный вес 2880 кг, вес коммерческой нагрузки 290 кг и практически такие же лётные данные, как Р-10. Самолёт допустили к полётам на дневных линиях ГВФ, но об эксплуатации подобных машин в "Аэрофлоте" сведений нет. Опытный ПС-5 использовался некоторое время для заводских перевозок и вскоре разбился при посадке с пассажирами из-за ошибки лётчика.

Этот день в авиации. 4 июля

1941 - Погиб дважды Герой Советского Союза лётчик-испытатель Степан Павлович Супрун (2 августа (20 июля-ст.ст.) 1907 г.р.). Близкий друг Валерия Чкалова. Проводил испытания самолётов И-16, И-180, Як-1, И-21, ЛаГГ-1, ЛаГГ-3, Supermarine Spitfire, 2PA-L. Первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне (второй раз — посмертно).

Четвёртый вылет в тот день оказался для Супруна последним. Возвращаясь на аэродром, в паре с Остаповым, он произвёл разведку боевой обстановки. Остапов заметил в небе вражеский четырёхмоторный дальний бомбардировщик FW-200 и атаковал его, но был сбит огнём противника (вернулся в полк пешком через 2 суток). Супрун, оставшись в одиночестве, принял решение продолжать полёт. Вскоре он в облаках обнаружил второй "Кондор" (так наши лётчики называли FW-200). Не разглядев сопровождающих бомбардировщик истребителей, Супрун бросился в атаку. Во время выхода из неё пуля немецкого стрелка попала ему в грудь. В это время из облаков вывалилась шестёрка "Мессеров". Будучи уже раненым Супрун не вышел из боя. Очередь "МиГа" прошила фашистский самолёт и тот, загоревшись, резко пошёл к земле. Уже теряя сознание от потери крови, Супрун пропустил атаку другого Ме-109. Его огонь оказался точным. Истребитель загорелся. Напрягая последние силы, пытаясь спасти себя и машину, Супрун сумел посадить самолёт на поляне у кромки леса, но выбраться из горящей машины не смог. В 1960 году было обнаружено захоронение, состоялся перенос праха на Новодевичье кладбище Москвы...

Этот день в авиации. 4 июля

1942 - B-17 ВВС США летят на первую бомбардировку в Европе, - на железнодорожный узел Руан-Соттевиль во Франции.

Этот день в авиации. 4 июля

1943 - В авиакатастрофе самолёта «Либерейтор» в Гибралтаре погибли 15 человек, в т.ч. глава польского правительства в изгнании В.Г.Сикорский.

Этот день в авиации. 4 июля

1943 - Завершились государственные испытания Як-1М. Он отличался от серийного Як-1 прежде всего новым крылом меньшего размаха (9,2 м) и меньшей площади (14,83 м2). Применение металлических лонжеронов крыла, установка вместо четырёх бензобаков двух в крыле и одного, расходного, в фюзеляже и, таким образом, уменьшение запаса топлива, уменьшение площади хвостового оперения и другие конструктивные мероприятия уменьшили полётный вес на 230 кг. Улучшение внешних форм и туннеля водорадиатора (он стал более утоплен в фюзеляж, в связи с чем в стандартную форму Як-1 в районе третьей рамы пришлось внести изменения для его крепления), перенос маслорадиатора в центральную часть крыла, использование индивидуальных на каждый цилиндр мотора реактивных выхлопных патрубков способствовали уменьшению аэродинамического сопротивления и увеличению максимальной скорости. Новый самолёт получил признание пилотов за лёгкость пилотирования, сравнимую со "Spitfire V", хорошие лётные качества и приличную манёвренность. Недостатки самолёта остались наследственными - недостаточно эффективная система охлаждения; забрызгивание фонаря маслом и отсутствие радиостанции. Отдельные машины радиостанцию получили, но она отличалась высоким уровнем шума. Чтобы дать самолётам больше шансов попасть на вооружение, в августе 1943 года прототип отправили в ЦАГИ для обдува в аэродинамической трубе. Результаты испытания оказались обнадёживающими, но требующими радикально изменить конструкцию самолёта. Поэтому от многих идей по улучшению машины пришлось отказаться. Тем не менее, прототип имел значительные конструктивные особенности. Под двигателем снова появился воздухозаборник, а в хвостовой части фюзеляжа полотняную обшивку заменили фанерой.

Этот день в авиации. 4 июля

1945 - Лётчиком-испытателем Александром Павловичем Деевым на самолёте И-250 №01 на высоте 3000 м была достигнута скорость 750 км/ч. Таким образом, установка ВРДК дала прирост скорости почти в 100 км/ч в сравнении с лучшими истребителями того времени.

Этот день в авиации. 4 июля

1956 - Первый полёт над СССР U-2. Он поднялся в воздух с американской авиабазы в Висбадене (ФРГ) и пролетел над районами Москвы, Ленинграда и Балтийского побережья. Качество съёмки было настолько хорошим, что определялись номера наших бомбардировщиков на аэродромах. С тех пор разведывательные полёты стали проводиться регулярно. И не только над европейской частью страны, но и над Средней Азией, Закавказьем, Дальним Востоком.

Этот день в авиации. 4 июля

1957 - Состоялся первый полёт пассажирского турбовинтового самолёта Ил-18 «Москва» с ТВД НК-4, лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки. Серийное производство самолётов с четырьмя двигателями ТВД АИ-20 началось с 1958 г. До середины 1970-х гг. он выполнял львиную долю пассажирских перевозок в СССР и в авиакомпаниях советских союзников. На ряде грузовых и пассажирских линий он продолжает эксплуатироваться по сей день. На Ил-18 совершались успешные перелёты из СССР в Антарктиду, полёты к Северному и Южному полюсам.

Этот день в авиации. 4 июля
1957
 -  Катастрофа самолёта Ту-16, аэродром Болбасово (Орша). Самолёт перегонялся на аэродром Сольцы экипажем 804 ТБАП. После взлёта, пройдя ближний привод на высоте 20-25м, самолёт упал на поле, развалился, загорелся и снёс три дома в деревне Ленковичи. Экипаж, 6 человек, погиб...Экипаж захоронен на воинском участке городского кладбища : к-н Калашников Антон Егорович – командир корабля; ст. л-нт Графуткин Алексей Николаевич; ст. л-нт Кривенко Александр Алексеевич; ст. л-нт Томберг Александр Александрович; серж св/сл Лысенко Михаил Самойлович - стрелок-радист; ряд. Субач Тодий Дмитриевич.

Причина ЛП невыяснена. Аварийная комиссия посчитала причиной ЛП ошибку в пилотировании после отказа одного двигателя, но более позднее расследование не подтвердило этот вывод.

Этот день в авиации. 4 июля

1958 - Вышло постановление СМ СССР о разработке системы радиолокационного наблюдения воздушного базирования.

Этот день в авиации. 4 июля

1962 - Катастрофа самолёта Ан-10, КЭ к-н Владимир Александрович Юкляевский (инструктор м-р Николай Михайлович Голубев).
Выполнялся контрольный полёт по кругу по упражнению с выключением одного двигателя. У двигателя отсекалось топливо и его лопасти шли на нулевой угол. Была авторотация, т.е. огромное сопротивление лопастей винта. Лётчик должен был справиться с авторотацией. Далее давалась команда бортовому технику включить гидрофлюгер отключенному двигателю. Упражнение выполнялось при полёте по кругу между вторым и третьим разворотами.Борттехник по команде командира экипажа на щитке гидрофлюгирования, который находится над головой у СБТ, по ошибке выключил работающий правый двигатель. Самолёт обесточился, столкнулся с лесным массивом и взорвался. Экипаж, 7 человек, погиб. ЛП произошло на аэродроме Иваново-Северный. Весь экипаж, за исключением 2-х человек, похоронен на Богородском погосте близ Иваново...

Этот день в авиации. 4 июля

1967 - Завершено серийное производство истребителя-бомбардировщика Су-7Б.

Этот день в авиации. 4 июля

1973 - Катастрофа Ил-14(СССР-91534) ДВ УГА близ Шахтерска, о. Сахалин Диспетчер КДП аэропорта Шахтерск в ответ на запрос экипажа об удалении от аэропорта ошибочно идентифицировал отметку самолёта на экране радиолокатора и дал удаление со значительной ошибкой (ближе к аэропорту). Экипаж запросил снижение по ПВП и заход на посадку с прямой, намеренно дезинформировав диспетчера, что установил визуальный контакт с землей. Получив разрешение и начав преждевременное снижение в облаках с эшелона 2400 м, экипаж снизился ниже минимально-безопасной высоты 1800 м и на высоте около 950 м столкнулся со склоном горы Краснова (высота - 1093 м) в 53 км от аэропорта Шахтёрска, Сахалинская область. Самолёт полностью разрушился. Все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа, 18(13+5) человек, погибли...

Этот день в авиации. 4 июля

1975 - 25 мировых рекордов с грузами на Ил-76, Заслуженные лётчики-испытатели СССР Александр Михайлович Тюрюмин и Яков Ильич Верников, в т.ч. подъём на 2 км груза 70121 кг.

Этот день в авиации. 4 июля

1975 - Первый полёт пассажирского самолёта Boeing 747SP (Special Performance). Этот специальный вариант для выполнения беспересадочных полётов на маршрутах протяжённостью 11000-12000 км, отличался от предыдущих модификаций укороченным фюзеляжем. Boeing 747SP отличался ещё и увеличенной площадью киля, увеличенным размахом и шириной горизонтального оперения, и двухсекционным рулём высоты. Кроме того, на нём стояли сильно упрощённые закрылки - обычные однощелевые с поворотным шарниром (на базовом 747 - трёхщелевые).

Этот день в авиации. 4 июля

1983 -  С полигона Капустин Яр осуществлён 1-й испытательный пуск по суборбитальной траектории габаритно-весовой модели корабля многоразового использования «Бор-5».

Этот день в авиации. 4 июля
1984
 - Катастрофа самолёта Ан-2П (СССР-07356) Казахского УГА в Карагандинской области.
Экипаж выполнял заказные полёты по обслуживанию нефтеразведочной экспедиции. Представители заказчика накануне пьянствовали в гостинице. Вылет трижды откладывался из-за их неявки. Наконец пассажиры, руководители экспедиции, прибыли в аэропорт. Они находились в состоянии сильного алкогольного опьянения и продолжили распитие спиртных напитков на борту, настойчиво вовлекая в это членов экипажа. Один из пассажиров, с разрешения КВС, занял место второго пилота. Он совершил бесконтрольное воздействие на органы управления, в результате чего самолёт перешёл на пикирование с высоты 100 м. Малая высота полёта и запоздалые действия КВС сделали катастрофу неизбежной. С большим креном самолёт столкнулся с землей, разрушился и сгорел в районе солёного озера Каракоин, Карагандинская область, Казахская ССР. На борту находилось 6 человек, два пассажира погибли, остальные получили травмы...

Этот день в авиации. 4 июля

1986 - Завершился визит шестерки МиГ-29 из Кубинки на финскую авиабазу Куоппио-Риссала(с 1-го июля), и имел большой резонанс, это был первый случай демонстрации за рубежом новейшего советского истребителя.

Этот день в авиации. 4 июля

1986 - Первый полёт Dassault-Breguet Rafale и в первом же полёте превысил скорость звука. Чтобы снизить технический риск, на этом самолёте было решено установить два ТРДДФ Дженерал Электрик F404-GE-400, хорошо зарекомендовавших себя на американских истребителях Макдоннелл-Дуглас F/A-18A/B "Хорнит". Предназначенные для "Рафаля" двигатели SNECMA M88-2 ещё не были готовы.

Этот день в авиации. 4 июля
1986 - Катастрофа вертолёта Ми-6А(СССР-21148), аэропорт Ленск, Якутия.
Экипаж вертолёта произвёл взлёт с загрузочной площадки аэропорта Ленск для доставки на внешней подвеске трактора ДТ–75 в район пожара №25 по маршруту Ленск – точка с азимутом 300° и удалением 70км – Ленск. На борту вертолёта находился лётчик-наблюдатель Ленского авиаотделения Якутской авиабазы охраны лесов. Произошло рассоединение серьги рулевого привода РП-28УШ и рычага ползуна общего шага автомата перекоса из-за выпадания пальца в результате само отворачивания гайки с пальца по причине разрушения внутренней лапки стопорной шайбы. Это привело к самопроизвольному переходу общего шага установки лопастей НВ с 6° на максимальный угол, ограниченный упорами, увеличению оборотов турбокомпрессоров двигателей с 90% до 97%. Вертолёт при этом перешёл в энергичный набор высоты с одновременным увеличением скорости полёта. При выполнении экстренной посадки все члены экипажа и летнаб получили тяжёлые телесные повреждения, от которых штурман и бортмеханик скончались на месте...

Этот день в авиации. 4 июля

1989 - Истребитель МиГ-23М ВВС СССР вылетел с аэродрома Колобжег в Польше, но у него возник временный перебой в работе двигателя (помпаж). После отказа двигателя пилот катапультировался, а неуправляемый самолёт пролетел 901 километр над территорией ГДР, ФРГ, Нидерландов и Бельгии и упал на жилой дом возле франко-бельгийской границы. На земле погиб один человек.Бельгия и Нидерланды направили СССР ноты протеста в связи с полётом и катастрофой истребителя, однако благодаря потеплению отношений двух военных блоков (Организация Варшавского договора и НАТО) ситуацию удалось разрешить благоприятно. Николай Скуридин выразил соболезнования семье погибшего. СССР выплатил Бельгии компенсацию за разрушения в размере $ 685 000.Советские специалисты были допущены к месту катастрофы. Обломки истребителя вывезли в СССР. Причина отказа двигателя не была установлена, хотя в ходе расследования выяснилось, что он за последний год 5 раз был в ремонте.

Этот день в авиации. 4 июля

1997 - Американский межпланетный аппарат «Mars Pathfinder» совершил мягкую посадку на поверхность Марса. На Красную планету доставлен первый марсоход «Sojourner». Аппарат «Mars Pathfinder» (полной массой 895 кг и размерами 1,5 × 2,65 м) был запущен 4 декабря 1996 года НАСА с помощью ракеты-носителя Дельта-2.

Этот день в авиации. 4 июля
1998
 - Первый полёт самолёта ERJ-135. ERJ-135 - среднемагистральный пассажирский самолёт для местных авиалиний, разработанный бразильской фирмой Embraer. Самолёт является прямым наследником самолёта EMB-145 (ERJ-145). Его фюзеляж несколько укорочен (около 3.5 метров) по сравнению со своим предшественником. В производстве самолёта используется 94% комплектующих от EMB-145. Впервые самолёт был представлен 16 сентября 1997 года.

Этот день в авиации. 4 июля

2001 - Первый рейс Ту-214 с пассажирами на борту по маршруту Хабаровск-Москва.

Этот день в авиации. 4 июля

2001 - Катастрофа Ту-154М(RA-85845) под Иркутском. Ту-154М авиакомпании «Владивосток Авиа» совершал рейс ДД-352 по маршруту Екатеринбург—Иркутск—Владивосток, но при заходе на посадку в аэропорту Иркутска свалился в плоский штопор и рухнул на землю. Погибли 145 человек — 136 пассажиров и 9 членов экипажа.

Причиной катастрофы в нём были названы ошибочные действия экипажа:

При заходе на посадку экипаж не смог выдержать режим высоты 850 метров при нахождении самолёта в левом развороте на скорости меньше рекомендованной, что заставляло автопилот отклонять руль высоты на кабрирование для поддержания высоты полёта, что приводило к увеличению угла атаки.

При левом крене 45° второй пилот потянул штурвал на себя. В результате увеличился угол атаки. При большом угле атаки необходима гораздо большая тяга, чем заданная экипажем. В результате самолёт вышел на закритические углы атаки и начал терять подъёмную силу крыла.

Нештатная ситуация продолжила развиваться, после 10-секундного промедления с увеличением тяги двигателей потеряна управляемость. Неправильные действия командира экипажа (инстинктивные, вопреки инструкциям) лишь усугубили ситуацию и в результате самолёт разбился.

Этот день в авиации. 4 июля

2012 - Плюшевый десант. Шведы Томас Мазетти и Ханна-Линна Фрей на одномоторном самолёте Jodel беспрепятственно влетели на территорию Беларуси со стороны Литвы, и в знак протеста против нарушения прав человека в РБ сбросили порядка 880 плюшевых мишек в районе Минска, после чего спокойно вернулись на аэродром в литовском Поцюнае. 

Этот день в авиации. 4 июля

2017 - В Красноярске умер легендарный лётчик гражданской авиации Василий Васильевич Ершов (2 сентября 1944 г.р.). Василий Ершов широко известен, как автор популярных книг, рассказывающих о работе лётчика гражданской авиации. Его книги «Раздумья ездового пса»,«Аэрофобия»,«Таёжный пилот» быстро становились бестселлерами. Некоторые из них переиздаются до сих пор (последний раз – в 2017 году). В 2012 году Ершов выдвигался редакцией журнала «Православное книжное обозрение» на соискание Патриаршей литературной премии. Ершов летал на самолётах типов Ан-2, Ил-14, Ил-18, Ту-154 в течение 35 лет. Его общий налёт составил почти 20 тысяч часов. Был пилотом-инструктором на Ту-154. Василий Васильевич Ершов жил в Красноярске,похоронен на Бадалыкском кладбище... 

Картина дня

наверх