На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 5 февраля

Этот день в авиации. 5 февраля

1889 - Родился Константин Алексеевич Калинин — советский авиаконструктор и пилот. Участник Первой мировой и гражданской войн. С 1923 г. занимался конструированием пассажирских и военных самолётов. В 1926 г. возглавил КБ в Харькове. Один из основателей Харьковского авиазавода. Разработал 20 типов самолётов: АК-1, К-1, -2, -3, -4, -5, -6, -7, -8, -9, -10, -12, -13, -14, -15 и др.

Характерной особенностью его самолётов была эллиптическая форма крыла и горизонтального оперения. Калинин был арестован 1 апреля 1938 года в Воронеже.23 октября 1938 года расстрелян в подвале Воронежской тюрьмы НКВД...

Реабилитирован 10 августа 1955 года. В 1972 году, когда не стало Игоря Сикорского, академик Иван Артоболевский сказал: Вот были два великих авиаконструктора — Игорь Сикорский и Константин Калинин. Первого Америка похоронила как национального героя, а второго у нас никто не знает. Его на вершине славы загубили молодым у себя дома...

The Manurewa
1911
 - Вивиан Уолш (Vivian ‘Vee’ Walsh) совершает первый в Новой Зеландии полет на практическом аэроплане. Полет проходил над ипподромом Папакура в Южном Окленде. Самолёт представлял собой биплан Говарда-Райта, который был импортирован из Англии по частям и по окончании сборки назван Manurewa ("парящая птица") № 1.

Этот день в авиации. 5 февраля
1912 - На собрании членов Воздухоплавательного кружка Киевского политехнического института Сикорский публично высказывает идею о создании двухмоторного самолёта.
Этот день в авиации. 5 февраля

1913 - Родился Андрей Александрович Дмитриевский  учёный в области управления летательными аппаратами. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Д.т.н.(1961), профессор (1962). С 1939 года работал в военной промышленности. Главный конструктор минометного завода (1943 - 1948). Заведующий кафедрой "Баллистика"  (впоследствии кафедра динамики полета) с 1956 г. до 1987 г. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Работал в МВТУ с 1944 по 1992 год. Скончался 16.05.1992 года...

Этот день в авиации. 5 февраля

1913 - Греческие лётчики Михаил Мутусис и Аристидис Морайтинис совершили первый в мировой истории боевой полёт военно-морской авиации.Через несколько дней после победы греческого флота при острове Лемнос старший лейтенант Мутусис и мичман Аристидис Морайтинис, находившиеся в Мудрос, остров Лемнос получили приказ произвести воздушную разведку над Дарданеллами, с целью обнаружения расположения отступившего и скрывшегося там турецкого флота. Для этой цели был использован гидроплан, на базе переделанного биплана Farman MF.7. Мутусис - Морайтинис обнаружили турецкий флот в районе базы Нара и, перед уходом из Дараданелл, сбросили на турецкий флот 4 бомбы, правда без серьёзных повреждений для турок. Во время обратного полёта, экипаж гидроплана произвёл вынужденное приводнение в Эгейском море, по причине проблем с мотором, но был подобран и отбуксирован находившимся поблизости греческим "Велос I эсминец". Этот полёт признан первым в мировой истории боевым полётом сотрудничества авиации-флота и ознаменовал рождение первой в мире военно-морской авиации. Мутусис принял участие в Первой мировой войне на македонском фронте, а в годы греко-турецкой войны 1919 - 1922 годов был назначен командиром авиационной базы в городе Пруса Бурса. Мутусис ушёл в отставку в звании бригадного генерала авиации.

Этот день в авиации. 5 февраля

1919 - Открыта первая в Европе регулярная пассажирская авиалиния. Немецкая компания DLR выполняла ежедневные полёты по маршруту Берлин — Лейпциг — Веймар на бипланах AEG J.II и LVG CV – первый полёт из города в город протяжённостью 193 километра длился всего 2 часа 18 минут. Пассажирам перед посадкой приходилось надевать лётные комбинезоны, шлемы, очки и меховые унты, так как линию обслуживали бипланы с открытой кабиной. Именно DLR ввела в практику принятое сегодня авиакомпаниями всего мира правило размещать на корпусе самолёта свой логотип. Это был взмывающий в небо журавль — нынешний фирменный знак авиакомпании «Люфтганза». Так было положено начало гражданским перевозкам людей и грузов по воздуху.

Этот день в авиации. 5 февраля

1922 - В Москве, на Нижней Масловке, была организована мастерская для нужд военно-воздушного флота, ставшая базой для организации завода № 33 по выпуску топливной аппаратуры для авиационных моторов. Впоследствии — Московское машиностроительное ПО "Знамя Революции" — ведущее предприятие агрегатостроения Министерства авиационной промышленности. Ныне — ОАО "Машиностроительное производственное объединение имени Ивана Ивановича Румянцева".

1925 - Родился Евгений Кузьмич Кукушев — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (21.02.1969 г.), полковник.

1926 - Родился Владимир Андреевич Нефёдов — Герой Советского Союза (1.05.1957), лётчик-испытатель 1-го класса (1957), майор.

1927 - Родился Михаил Петрович Киржаев — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (13.05.1970), полковник (1966).

Этот день в авиации. 5 февраля

1929 - Первый полёт истребителя Fairey Firefly IIM. Это был одноместный одномоторный биплан цельнометаллической конструкции в отличие от Fairey Firefly II. Построенный Fairey Aviation Company Limited, он служил в основном в бельгийских ВВС в течение 1930-х годов до начала Второй мировой войны.

Этот день в авиации. 5 февраля

1932 - Происходит первый воздушный бой после вторжения японцев в Китай. Китайцы располагали в районе Шанхая всего двумя истребителями Блэкборн "Линкок". 5 февраля они пытались перехватить очередную волну бомбардировщиков "Мицубиси" В1М с авианосца "Хёсё", но истребители сопровождения "Накадзима" A1N2 отбили атаку, сбив одного из противников и повредив второго. Это были первые воздушные победы японских ВВС. Китайцы заявили, что их пилотам удалось сбить один бомбардировщик, однако японцы это отрицают.

Sierva_c4.jpg
1935
- Поднялся в воздух в городе Ханворс лёгкий автожир C.1(4) (Cierva) со звёздообразным двигателем Pobjoy Niagara.


1937 - Первый полёт штурмовика Петра Дмитриевича Грушина «Тандем-МАИ» (МАИ-3), выполненного по схеме моноплан-тандем.

Этот день в авиации. 5 февраля

1938 - Катастрофа дирижабля ЦАГИ «СССР В-6». Дирижбль выполнял полёт по спасению экспедиции СП-1 исследователя Папанина и 3-х его помощников с дрейфующей льдины. На борту находились большие запасы бензина, свыше 5 тонн, продукты, одежда и пиротехнические средства для поиска лагеря папанинцев в условиях полярной ночи. Полёт проходил на высоте 450 – 500 м в СМУ. Экипаж пользовался картами выпуска 1906 г, которые были крайне неточными. Считая, что летят над болотом, высоту не увеличивали. В разрывах облаков заметили гору, в связи с большой инертностью летательного аппарата избежать столкновения с ней не удалось. Дирижабль загорелся и взорвался в районе Кандалакши, Кольский полуостров. Все, кто находился в кабине, 13 человек, погибли. Спаслись только шестеро аэронавтов, находившиеся в мотогондолах и в хвосте дирижабля.

Этот день в авиации. 5 февраля

1941 - Первая попытка спастись с вертолёта на парашюте. Focke Achgelis Fa 223 V1 падает, когда правый двигатель отрывается в полёте. Лётчик-испытатель Карл Боде успешно прыгает с парашютом с высоты 700 метров, но пассажир д-р Инг. Хайнц Баер погиб.

Этот день в авиации. 5 февраля
1942 -
Завершились совместные заводские и государственные испытания эталонного самолёта Як-7Б М-105ПА (самолёт N14-13),начавшиеся 28 января 1942 года на аэродроме новосибирского завода N153. В отчёте по госиспытаниям Як-7Б отмечалось, что по сравнению с самолётом Як-1, хорошо зарекомендовавшим себя на фронте, самолет Як-7Б в конструктивном отношении является более совершенным и перспективным. Основные недостатки Як-7Б: 1. Тяжёл, что затрудняет быстрый набор скорости. 2. Имеет большое сопротивление за счёт водяного и масляного радиаторов. 3. Не имеет обзор назад. 4. Плохой целлулоид в фонаре, что затрудняет наблюдение и не даёт возможности летать с закрытым колпаком. 5. Двигатель (особенно не форсированный) не соответствует по своей мощности массе самолёта. 6. При стрельбе приходится снимать руку с сектора газа и переносить на гашетки, что ухудшает управление самолётом, а также сбивает точность прицела. 7. Длины пробега и разбега самолёта велики, что требует хороших "площадок" по длине.

h8k2.jpg
1942
 - Принята на вооружение летающая лодка-разведчик Kawanishi H8K под обозначением Н8К1 тип 2 модель 11, конструктор доктор Шидзуо Кикухара.

yp59a.jpg
1944
 - В Мюроке провели сравнительные полёты реактивного "Аэрокомета" YP-59A Airacomet и серийных поршневых истребителей Р-47Д "Тандерболт" ("Thunderbolt") и P-38J "Лайтнинг" ("Lightning"). Реактивный первенец вчистую проигрывал своим поршневым конкурентам по всем параметрам - манёвренности, дальности, надёжности и даже скорости. Поэтому доклад командованию ВВС содержал неутешительный отзыв. В нём говорилось, что YP-59A не представляет интереса в качестве боевого истребителя. Правда, тут же отмечалось, что "Аэрокомет" является отличным самолётом для испытания различных реактивных двигателей и оборудования, лёгок в пилотировании и может служить эффективной учебной машиной при переходе на реактивную технику. К тому же два двигателя делают его более надёжным по сравнению с одномоторными реактивными самолётами. Лётные испытания в Мюроке не прекращались. К концу февраля 1944 г. три ХР-59А и шесть YР-59А налетали в общей сложности 242,5 часа без серьёзных происшествий. Первая авария произошла в июне 1944-го, когда во время пикирования на YP-59A от перегрузки выпали и разрушились стойки шасси. Лётчику Джеку Вуламсу пришлось посадить машину на фюзеляж. В конце года все тому же Вуламсу уже пришлось покинуть самолёт и воспользоваться парашютом, когда при пикировании разрушилось хвостовое оперение. В марте 1944 г. был подписан контракт на выпуск ста Р-59А. Поставки первых серийных Р-59А начались осенью 1944 г., но на конвейере "Аэрокомет" продержался недолго. Военные всё больше разочаровывались в новом реактивном истребителе, на который когда-то возлагали большие надежды, и 10 октября серийный выпуск прекратили, построив 39 самолётов.Поскольку на фирме остался большой задел запчастей и почти готовых фюзеляжей, их не стали уничтожать, а собрали ещё ряд машин. Общее количество серийных Р-59 достигло пятидесяти, из них двадцать составлял вариант Р-59А.

Этот день в авиации. 5 февраля

1946 - TWA начинает трансатлантическое сообщение на Lockheed Constellation L-049 по маршруту Нью-йорк-Гандер-Шеннон-Париж. L-049 NC86511 "Star of Paris" с 36 пассажирами преодолел маршрут за 19 часов 46 минут.

Этот день в авиации. 5 февраля
1955
 - С ракетного полигона "Капустин Яр" (Астраханская область) осуществлен второй высотный пуск ракеты Р-1Е - модификация Р-1 по программе Академии Наук СССР. Пуск закончился аварией. Находившиеся на борту собаки Лиса и Бульба погибли. Собаки испытали перегрузку 5.7g.

1960 - Вышло постановление СМ СССР № 138-48, прекращавшее работы по крылатым ракетам «121» и «130» (ОКБ Андрея Николаевича Туполева), «Буря» (ОКБ Семёна Алексеевича Лавочкина) и «Буран» (ОКБ Владимира Михайловича Мясищева).

Этот день в авиации. 5 февраля

1960 - Совершил первый полёт польский УБС TS-11 Iskra с бортовым номером 02, с аэродрома Окэчье, под управлением лётчика-испытателя А.Абрамовича.

Этот день в авиации. 5 февраля
1962
- Постановлением СМ СССР была задана разработка высотного сверхзвукового самолёта оперативной разведки Е-155Р (тем же ПСМ, в соответствии с которым велось создание перехватчика Е-155П, и Е-155Р рассматривался как его модификация). Основные конструктивные отличия разведчика от перехватчика заключались в перекомпоновке носовой части фюзеляжа, в которой вместо бортовой РЛС устанавливалось разведывательное оборудование, и установке на законцовках крыла несбрасываемых топливных баков общей ёмкостью 1200 л с вертикальными "ластами", служившими для повышения путевой и снижения поперечной устойчивости. Основой разведывательного оборудования МиГ-25Р (Е-155Р; изд.02; «FoxBat-B») должны были стать аэрофотоаппараты АФА-70 (АФА-70М), АФА-72, АФА А-Е/10 и НАФА-75 в нескольких вариантах комплектации, устанавливаемые на съёмных люках носовой части фюзеляжа, а также станция общей радиотехнической разведки (РТР) "Ромб-4А" (или "Ромб-4Б"). В дальнейшем предусматривалось применение и другой аппаратуры. Для самолёта была создана система автоматизированного управления САУ-155Р. По сравнению с перехватчиком, разведчик планировалось оснастить комплексной навигационной цифровой системой "Пеленг", в состав которой впервые включалась система инерциальной навигации с цифровой ЭВМ и коррекцией от доплеровского измерителя скорости и угла сноса (ДИСС). Для индивидуальной защиты самолёта-разведчика в состав его оборудования была введена встроенная станция активных помех "Сирень-1Ф" ("Сирень-2Ф", "Сирень-3Ф" в сменной комплектации).

Этот день в авиации. 5 февраля

1962 - Вертолёт Sikorsky HSS-2 “Sea King” военно-морского флота Соединенных Штатов устанавливает мировой рекорд скорости 339 км/ч

Этот день в авиации. 5 февраля

1963 - Cчитается датой создания аэропорта "Архангельск" (Талаги).
Зимой 1963 года в районе деревни Талаги, на месте заболоченного редколесья, военные строители закончили укладку бетонных плит взлётной полосы с искусственным покрытием, на которую 5 февраля впервые приземлился самолёт ИЛ-18. Это был первый технический рейс по маршруту Ленинград-Москва-Архангельск. Руководили перелётом лётчик первого класса, Герой Советского Союза Вячеслав Филиппович Башкиров и начальник Северного территориального управления ГВФ СССР Николай Гаврилович Порфиров. 25 февраля 1963 года начались ежедневные полёты в Москву и Ленинград. 5 ноября 1964 года вступил в строй аэровокзал. С 1966 года начали летать АН-24. В 1969 году в авиапарк прибыл первый ЯК-40, вертолёты МИ-6 и МИ-8. 7 марта 1974 года на трассу встал ТУ-134А.

Этот день в авиации. 5 февраля
1963
 - Началась постановка на боевое дежурство первого ракетного полка (г. Нижний Тагил), вооружённого БРК с МБР Р-16 (8К64), а 15 июля этого же года этот комплекс был принят на вооружение РВСН.

Этот день в авиации. 5 февраля

1967 - В США с космодрома Cape Canaveral (База ВВС США на мысе Канаверал, шт. Флорида, США) ракетой-носителем "Атлас SLV-3" запущена автоматическая межпланетная станция "Lunar Orbiter-3" для фотографирования Луны. 12 февраля вышла на орбиту ИСЛ. Общее количество переданных снимков на Землю - 149 кадров среднего разрешения и 477 кадров высокого разрешения (с деталями поверхности размером до 1 метра). 9 октября 1967 года были включены двигатели и станция упала на обратной стороне Луны.

Этот день в авиации. 5 февраля

1972 - Авиакомпания «Люфтганза» начала выполнять регулярные полёты по маршруту Франкфурт — Москва.

Картинки по запросу "предсерийный истребитель-бомбардировщик Tornado""
1977
 - Вышел на лётные испытания первый предсерийный истребитель-бомбардировщик Tornado (компания Panavia, International).

Этот день в авиации. 5 февраля

1978 - Первый полёт E-3C Sentry. Е-3 может одновременно следить за 400 самолётами. Благодаря усовершенствованной системе идентификации свой-чужой, Сэнтри способен распознавать самолёты противника. В случае обнаружения последних Сэнтри информирует пилота о том, где находится противник и по какому маршруту следует двигаться для его перехвата. Сэнтри может находиться в полёте на высокой скорости в течение 11 часов. Продолжительность полёта Е-3 может достигать нескольких дней при использовании дозаправки в воздухе.

Этот день в авиации. 5 февраля
1982
- Катастрофа самолёта Ту-16К, аэродром Тарту, КК ст. л-т Лаврентьев В.В.,СМУ.В процессе разбега на взлёте с максимальной взлётной массой взлётный угол 8° был создан на малой скорости с последующим его увеличением до 11°. Самолёт коснулся ВПП хвостовой пятой и оторвался на малой скорости с креном, в результате чего самолёт коснулся земли законцовкой правого крыла. Вследствие этого произошло заклинивание элеронов и невозможность уборки крена. Самолёт с увеличением крена, продолжая касание о землю, уклонился от полосы вправо, через 400м после отрыва ударился носовой частью о землю, разрушился и сгорел. Экипаж передней кабины, 4 человека, погиб, КОУ и ВСР выжили.

Этот день в авиации. 5 февраля
1987
- В СССР был запущен космический корабль "Союз ТМ-2", на его борту были лётчики-космонавты Юрий Викторович Романенко(3-й полёт) — командир и Александр Иванович Лавейкин(1-й полёт) — бортинженер. Это вторая экспедиция на орбитальную станцию «Мир». Романенко пробыл в космосе 326 суток, 11 часов, 37 минут, 59 секунд, у Лавейкина проявилась сердечная недостаточность, вынудившая его вернуться на Землю раньше намеченного срока.

58L.jpg

1998 - Проведено первое лётное испытание гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя 58л в диапазоне скоростей полёта 3-6,5 М.Двигатель разработан «КБ химической автоматики» совместно с «Центральным институтом авиационного моторостроения им.Петра Ионовича Баранова».

Этот день в авиации. 5 февраля

2002 - С борта самолёта-носителя L-1011 «Stargazer», взлетевшего с полосы RW13 Станции ВВС США «Мыс Канаверал», стартовыми командами компании Orbital Science Corporation осуществлён пуск ракеты-носителя «Pegasus-XL», которая вывела на околоземную орбиту американский астрономический спутник «HESSI» («High Energy Spectroscopic Imager»).

Картина дня

наверх