На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 672 подписчика

Свежие комментарии

Этот день в авиации. 5 сентября

Этот день в авиации. 5 сентября

Этот день в авиации. 5 сентября
1908 - Первый полёт полноразмерного триплана - аэроплан Goupy I конструкции француза Амбруаза Гупи.

1923 - Сади Лекуан (Joseph Sadi-Lecointe) на одноместном опытном высотном биплане-истребителе Nieuport-Delage NiD-40R установил новый мировой рекорд высоты полета - 10741 м. Он имел размах крыла 14 м, площадь крыла 34 кв. м, а силовой установкой являлся двигатель с турбонагнетателем Hispano-Suiza 8Fb мощностью 400 л.с.

1924
 - Открытие Вторых Всесоюзных планерных состязаний в Коктебеле. Было представлено 15 планеров. Многие из будущих знаменитых советских авиаконструкторов собрались в сентябре 1924 года на горе Коктебель в Крыму, в состязаниях участвовали С. П. Королев, С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев (АВФ-10), В. Ф. Болховитинов, В. С. Вахмистров (Кондор). Планеры «АВФ-10» и «Кондор» были отмечены среди лучших.

1927
- Состоялся первый полет прототипа самолета (Werk.nr. 3200), оборудованного двумя двигателями Gnome et Rhone Jupiter VI мощностью 590 л.с.. В 1927 году трехместный свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом, получивший обозначение S.36, покинул сборочный цех фирмы Junkers Flugzeugwerke A.G. в Дессау. Это был первый и последний двухдвигательный самолет разработанный под руководством Гуго Юнкерса. S.36 рекламировался как транспортный самолет для перевозки почты, однако наличие двухбалочного хвостового оперения, столь удобного для стрельбы назад, говорило, что самолет планируется использовать и для военных целей. Это подтвердилось после окончания испытаний - опытный экземпляр S.36 был переправлен в Швецию на завод фирмы A.B. Flygindustri в Лимхамне. Там он получил регистрационный номер S-AABL и стал прототипом военного самолета K.37.

Этот день в авиации. 5 сентября

1929 - Родился летчик-космонавт А.Г.Николаев. Дважды Герой Советского Союза. Генерал-майор авиации. Первый космонавт, который работал на орбите без скафандра. Первый космонавт, который участвовал в военном эксперименте в космосе (совместно с П. Р. Поповичем).
Совершил два космических полёта:
с 11 по 15 августа 1962 года на корабле «Восток-3», совершив 64 витка вокруг Земли (первый многосуточный полёт в истории космонавтики и первый групповой полёт космических кораблей, см. «Восток-4»). В этом полёте (о чём общественности сообщили только спустя несколько десятилетий) проведён первый военный эксперимент с участием космонавтов на орбите — по программе создания перехватчика спутников, при этом «Восток-4», пилотируемый Павлом Поповичем, играл роль перехватчика, а пилотируемый Николаевым «Восток-3» — цели. Также в ходе полёта проведены первые эксперименты по радиосвязи между экипажами двух кораблей в космосе, выполнена программа научно-технических и медицинско-биологических экспериментов;с 1 по 19 июня 1970 года в качестве командира космического корабля «Союз-9» (совместно с В. И. Севастьяновым). Корабль сделал 286 оборотов вокруг Земли за 424 ч 59 мин. После возвращения из этого рекордного по продолжительности полёта космонавты испытывали серьёзные трудности при адаптации к земной гравитации («эффект Николаева»).
После первого полёта связал свою жизнь с работой отряда космонавтов. В 1964 году Николаев назначен командиром отряда советских космонавтов.
В 1965—1969 годах Николаев входил в группу космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3.
В 1968—1974 годах работал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Проходил подготовку к полёту по «лунной» программе, являлся командиром одного из экипажей. После смерти С. П. Королёва и закрытия советской «лунной» программы готовился к полётам на кораблях типа «Союз». Являлся командиром дублирующего экипажа корабля «Союз-8» (октябрь 1969 года).
С 1974 года — первый заместитель начальника Центра подготовки космонавтов им. Ю.Гагарина. Параллельно с основной работой был депутатом Верховного Совета РСФСР ряда созывов. В 1981 году за достижения в области космических исследований Николаеву присуждена Госпремия СССР.
Умер 3 июля 2004 года в Чебоксарах, где был главным судьёй V Всероссийских летних сельских спортивных игр, по пути в гостиницу «Спорт», от сердечного приступа, повлёкшего пятый инфаркт.

Этот день в авиации. 5 сентября

1930 - Создан институт авиационных моторов (ЦИАМ)

1933 - Катастрофа самолёта АНТ-7, командир экипажа Дорфман И.М.

Экипаж выполнял перелёт в Крым. На борту находились высшие руководители авиапрома и ГВФ СССР. Через несколько минут после взлёта самолёт в условиях сильного тумана зацепился колесами за канат любительской антенны, укрепленной на высоких шестах, затем задел элероном левой плоскости за верхушку высокой ветлы. Левая консоль крыла отвалилась, самолет носовой частью ударился о землю южнее Подольска около ст.Лопасня и рассыпался. Гибель двух Главнокомандующих ВВС Красной Армии - А.С. Сергеева и П.И. Баранова в авиационной катастрофе самолёта Ант-7 (Р-6). Погибло 8 человек.
Предположительная причина: лётчик выполнял визуальный полёт в условиях недостаточной видимости и не справился с управлением.
Это был единственный опытный экземпляр, переделанный из устаревшего разведчика Р-6. На самолёте убрали все вооружение, в фюзеляже разместили 8 кресел для пассажиров и установили дополнительные баки с бензином. Самолет не был оборудован приборами для полетов ночью и в СМУ.
Сталин, отдыхавший в это время в Сочи, выдал свои рекомендации остававшемуся в Москве вместо себя Кагановичу Л.: "Надо запретить под страхом исключения из партии полеты ответработников-нелетчиков без разрешения ЦК. Надо строжайше проводить в жизнь запрещение и обязательно исключать провинившихся, невзирая на лица".
Политбюро срочно составило и утвердило у Сталина список постов, обладатели которых лишались права свободного полета — от членов ЦК до начальников главных управлений наркоматов. Чуть позднее подготовили и обширный список мероприятий, которые должны были обеспечить безопасность полетов. Так, в СССР ввели ежегодную проверку квалификации летчиков, чего прежде не делалось. Авиапром обязали комплектовать каждый самолет всеми приборами, необходимыми для слепых полетов. А всем авиапредприятиям запретили переделывать машины по собственному разумению. Тем же постановлением категорически запрещалось перевозить пассажиров на не испытанных полностью самолетах, но главное - в стране появились навигационная, метеорологическая и штурманская службы. А также обязательное оснащение высоких объектов, таких как радиоантенны, сигнальными огнями. Произошедшая катастрофа также ускорила создание Воздушного кодекса.




Этот день в авиации. 5 сентября
1936 - Первый полёт бомбардировщика К-13 Калинина c мотором АМ-34Ф. При первых же испытаниях самолёт показал, что значительно уступает по своим лётным качествам ДБ-3 (отчасти, из-за менее пригодных двигателей), а так же он оказался перетяжелённым. Интерес к машине быстро угас... Концов о нём ныне не найти.

1939 - Поднялся в воздух прототип Ме-210-V1 немецкого истребителя-бомбардировщика (тяжелого истребителя) Ме-210.Он оказался очень сырым конструктивно и имел плохие летные качества. Самолётом управлял лётчик-испытатель Герман Вурстер. Первый полёт можно считать успешным только по тому, что самолёт удалось посадить обратно на аэродром без аварии. С двумя двигателями DB-601A-1 взлётной мощностью 1050 л.с. и при весе 5.300 кг самолёт показал очень плохую управляемость, имел продольную и поперечную неустойчивость.


1939
- Состоялся первый полет литовского многоцелевого штурмовика-бомбардировщика ANBO VIII. Самолет предназначался для выполнения ударных операций в роли штурмовика и легкого бомбардировщика, проведения разведки. ANBO VIII - многоцелевой штурмовик-бомбардировщик, разработанный литовской фирмой ANBO. Антанас Густайтис (впоследствии командующего Литовским армейским авиакорпусом, расстрелянным в 1940 году после присоединения Литвы к СССР), уже будучи бригадным генералом, сконструировал в 1939 году двухместный легкий бомбардировщик-штурмовик АNBO-VIII с двигателем Bristol Hercules (на серийных машинах стоял Bristol Pegasus XVIII). Моноплан с низкорасположенным крылом имел закрытую кабину экипажа и неубирающиеся шасси в обтекателях. Это была последняя литовская конструкция. Самолет прошел испытания, но принятию на вооружение помешало присоединение Литвы к СССР.

1939 - При завершении госиспытаний истребителя И-180-2(Е-2) погиб летчик-испытатель Т.П. Сузи. По сравнению с первым экземпляром И-180-2(Е-2) имел крыло увеличенного размаха и площади, а также более доведенный, хотя и менее мощный мотор М-87А, замененный в дальнейшем на М-87Б. Это был 53 по счету полет с заданием достичь потолка". По свидетельству очевидцев, самолет круто снижался (по другим данным - штопорил) с большой высоты. По достижении 3000 м он перешел в горизонтальный полет, какое-то время летел нормально, затем вошел в штопор. На высоте 300 м самолет вышел из него и тут летчик почему-то покинул машину, но парашютом не воспользовался. Высказывались разные предположения причин катастрофы: ослепление пилота маслом из-за разрушения подкапотного маслорадиатора; сердечный приступ; потеря сознания из-за неисправности кислородного прибора. Но истинная причина так и осталась невыясненной.

GAL.45Owlet.jpg
1940
- Состоялся первый полет английского УТС GAL.45 Owlet (G-AGBK). Его разработали конструкторы фирмы General Aircraft Ltd. на базе самолета GAL.42 Cygnet II. Принципиальным оличием самолета стала тандемная открытая кабина. Несмотря на неплохие летные характеристики самолета заказа на серийное производство не последовало. Единственный построенный экземпляр был реквизирован RAF, где получил бортовой номер DP420.

Color Photographed B-17E in Flight.jpg
1941
- Впервые поднялся в воздух опытный образец B-17E. Новая модель немедленно заменила на поточной линии B-17D и производство стали наращивать с максимальной скоростью. Отличался новой хвостовой частью фюзеляжа, увеличенным вертикальным и горизонтальным оперением, усиленным оборонительным вооружением, бронезащитой рабочих мест экипажа. Разрабатывался с августа 1940 года. С сентября 1941 по май 1942 года изготовлено 512 самолётов. 45 самолётов передано Великобритании.

Этот день в авиации. 5 сентября

1944 - Начало боевого применения БР А-4 (Фау-2) по Лондону.

В конце августа 1944 г. началась операция «Пингвин». Ракетные подразделения Фау-2, насчитывавшие до 6 тысяч солдат и офицеров и до 1,6 тысячи различных машин, выдвинулись из мест постоянного базирования в районы проведения боевых пусков. Уже вечером 5 сентября лондонский район Чизвик содрогнулся от удара первой Фау-2, достигшей Британских островов. Ракетное наступление продолжалось с 5 сентября 1944 г. по 23 марта 1945 г. За этот период времени было запущено 1269 Фау-2 по Англии и 1739 — по целям на континенте. По официальным английским данным, на территории Великобритании целей достигли 1054 Фау-2, жертвами которых стали 9277 человек (2754 убитых и 6523 тяжелораненых). В районе Антверпена разорвалось 1265 ракет, которые наряду с Фау-1 стали причиной гибели 6448 человек. Но при всей тяжести людских и материальных потерь, понесенных англо-американскими союзниками от ударов ракетного оружия, это был не тот результат, на который рассчитывало руководство Германии

Этот день в авиации. 5 сентября
1950 - Gloster Meteor T.7 Королевских ВВС Великобритании совершал перегоночный полёт с авиабазы Глочестер в ФРГ. На маршруте лётчик капитан Джон В. Драйвер встретил сложные погодные условия, потерялся и нарушил воздушное пространство ГДР. Выполнил вынужденную посадку на автобан (!) Гамбург - Берлин в 32 км от границы, после чего был арестован советскими войсками. Лётчик освобожден в декабре, а самолёт не возвращён.

Этот день в авиации. 5 сентября
1960 - Мировой рекорд скорости полёта - 1958 км/ч; И. Томпсон на многоцелевом истребителе F-4 Phantom II.

В 1959 году было решено произвести ряд полетов с целью побития мировых рекордов скорости полета, скороподъемности и высоты. Было развернуто несколько программ, в ходе которых использовался неизмененный серийный самолет. И только в операции «Skyburner» машину оснастили системой впрыска воды.
Побитие рекордов решили начать с рекорда высоты в 28851 метр, установленного СССР. Операция получила название «Top Flight», ставшую частью заключительного этапа летных испытаний Фантома на авиабазе Эдвардс. Шестого декабря 1959 года летчик Лоренс Флинт младший поднял в воздух прототип YF4H-1, заправленный минимально необходимым количеством топлива и оснащенный барометрической регистрирующей аппаратурой. Флинт поднял машину на высоту 15240 метров, которая согласная расчетом была оптимальной для начала штурма рекордной высоты. На форсаже, летчик разогнал Фантом до скорости превышавшей 2М, после чего начал плавный набор высоты, контролируя при этом перегрузку. В ходе полета, продолжавшегося 40 минут, аппаратура зарегистрировала новый рекорд высоты 30 040 метров.
Следующим рекордом стал рекорд скорости, установленный летчиком корпуса морской пехоты на замкнутой дистанции 500 километров. Полет осуществлялся с подвешенными подфюзеляжным и подкрыльевыми ПТБ. Полет был осуществлен 5 сентября 1960 года подполковником Томасом Миллером. Самолет прошел 500 километров за 15 минут 19 секунд, установив рекорд 1 958 км/ч. Две недели спустя, 25 сентября 1960 года, летчик ВМФ Дэвис совершил попытку на замкнутой дистанции 100 км. Был установлен рекорд 1459 км/ч.
28 августа 1961 года началась операция "Sageburner", целью которой было побитие рекора на трехкилометровой дистанции при полете на малой высоте. Предыдущий рекорд был установлен на самолете F-100 в 1953 году. Самолет пилотировался лейтенантом Хантингтоном Хардисти и лейтенантом Эрлом Диэшь. Полет осуществлялся вдоль берега реки Рио-Гранде в долине Стеллион Сайт на ракетном полигоне Уайт Сендс. Зафиксированная приборами скорость 1 451 км/ч стала новым рекордом полета на малой высоте.
В ходе операции "Skyburner" 22 ноября 1961 года, на втором опытном самолете YF4H-1, который пилотировал подполковник корпуса морской пехоты Роберт Робинсон, был поставлен рекорд скорости 2 585 км/ч.
Всего с 1959 по 1969 года было поставлено 16 мировых рекордов в различных классах. За исключением операции "Skyburner", все рекорды были поставлены на обычных строевых самолетах.


1967
- Катастрофа самолёта Ту-16ЛЛ. Получивший смертельные травмы лётчик-испытатель Е.С.Молчанов скончался 14 сентября.
 
Этот день в авиации. 5 сентября
1969 - Первый полёт многоцелевого учебно-боевого истребителя «23-51» (МиГ-23УБ).

1972 - Во Вьетнаме на спарке МиГ-21У советский инструктор и вьетнамец-стажер отрабатывали технику пилотирования. Где-то на расстоянии 8 км получили информацию о звене самолетов F-4, которые летели на малой высоте. Управление на себя взял полностью советский пилот. Надо сказать, что вооружения на самолете не было. Летчик исполнил бочку со скольжением. Тем самым избежал удара первой пары. Вторая и третья атаки американцев также остались безрезультатны. Однако маневр с включенным форсажем съел остаток топлива и летчикам пришлось катапультироваться. Только тогда американцам удалось попасть в самолет, но людей в нем уже не было.

1973 - Начались поставки F-4F Люфтваффе и завершились в апреле 1976 года. Свой первый полет F-4F совершил 18 мая 1973 года. Правительством ФРГ было заказано всего 175 самолетов F-4F. Ряд важных агрегатов и узлов планировалось выпускать в Германии, что позволило существенно снизить цену на самолеты. Так же на F-4F отсутствовало оборудование связанное с УР Sparrow, а так же снят топливный бак №7 и аппаратура дозаправки в воздухе. Бортовая РЛС AN/APQ-120 так же была упрощена путем устранения режимов, необходимых для применения AIM-7 или AIM-4. Так же F-4F не мог использовать высокоточные боеприпасы типа AGM-65, AGM-45 и AGM-62. В результате таких "доработок" вес самолета снизился почти на 1500 кг по сравнению с обычным F-4E. Производство в Германии было налажено на заводах фирм MBB и VFW-Fokker. Лицензионное производство двигателей J79-MTU-17A осуществлялось Motoren-und-Turbinenen-Union Munchen GmBH.

Фантомы поступили на вооружение двух полков ПВО ( JG-71 и JG-74) двух бомбардировочных полков (JBG-35 и JBG-36). Двенадцати F-4F было задействовано в качестве учебно-тренировочных самолетов, использовавшихся под неофициальным обозначением TF-4F для обучения немецких экипажей во время подготовки в США.

 
Этот день в авиации. 5 сентября
1977 - Запуск Вояджера-1 - автоматического зонда, исследующего Солнечную систему и её окрестности.
Первоначальная миссия заключалась в исследовании Юпитера и Сатурна. «Вояджер-1» был первым зондом, который сделал детальные снимки спутников этих планет. На борту аппарата закреплена золотая пластина, где для предполагаемых инопланетян указано местонахождение Земли, а также записаны ряд изображений и звуков. По завершении первоначальной миссии аппарат перешёл к выполнению дополнительной миссии по определению местонахождения границ Солнечной системы, включая пояс Койпера.
В ходе выполнения своей миссии «Вояджер-1» стал самым дальним от Земли объектом, созданным человеком. 18 мая 2016 года «Вояджер-1» находился на расстоянии в 135 а. е. (20,2 млрд км, или 0,00213 св. года) от Солнца — расстояние, преодолеваемое лучом света за 18 часов 42 минуты и 45 секунд.

1979
- Первый запуск КА дистанционного зондирования «Ресурс-Ф1»;
Космические аппараты серии "Ресурс-Ф1" использовались с 1979 года по 1993 год.
КА этой серии обеспечивали выполнение разномасштабной, многозональной и спектрозональной космической фотоинформацией высокого пространственного разрешения.
Способ доставки информации: в спускаемом аппарате.

1979
- Катастрофа самолета Ту-22У, КК к-н Литовкин А.Д., инструктор м-р Коршунов.
Метеоусловия: облачность 4 балла, высококучевая. Экипаж выполнял контрольный полет ночью на «сухое» контактирование. Через 8мин полета на высоте 6800м, скорости 820км/ч (М = 0,97) в процессе догона самолета-танкера на самолете возникла тряска, продолжавшаяся в течение 3с. После прекращения тряски появилось скольжение на правое крыло. Скольжение летчики устранили балансировкой самолета. Экипаж выполнил согласно заданию два «сухих» контакта, после чего снизился до высоты полета по кругу 800м, установил скорость по прибору 500км/ч. При выпуске шасси на траверзе ДПРМ начала возрастать боковая перегрузка, достигшая 0,79. Попытки летчиков удержать самолет в прямолинейном полете, были безуспешны. Инструктор принял решение на катапультирование и подал команду. Штурман покинул самолет и благополучно приземлился на парашюте. Летчики тоже катапультировались, но из-за недостатка высоты оба погибли.
Из рапорта ШК: «Взлет, набор высоты проходил без отклонений. После 1-го разворота инструктор увидел справа в развороте самолет-танкер. На прямой на дальности 12км до танкера инструктор дал команду занять по прибору 800км/ч и включить форсаж. Высота была 6300м. Секунд через 30 – 40 инструктор сказал, чтобы капитан Литовкин смотрел за числом М, так как оно подходило к единице. Я посмотрел на КУС-2000: приборная скорость была 800км/ч, истинная – 1080км/ч. Практически сразу же после этого самолет стало резко бросать, ощущалась значительная тряска, затем она прекратилась. На скорости по прибору 780км/ч майор Коршунов сказал, что самолет вроде бы ведет влево, а капитан Литовкин подтвердил это.
Выполнили третий и четвертый развороты и начали пристраиваться к танкеру. Первый контакт и расцеп были нормальными. При расцепе после второго контакта самолет резко бросило в сторону. Майор Коршунов закричал, чтобы Литовкин держал управление, на что он ответил, что держит, но не может и не поймет, что происходит. Затем произошел расцеп, мы отвернули вправо, запросили снижение и по команде РП над ДПРМ заняли высоту 1500м. Затем снизились до высоты 800м на скорости 500км/ч. Коршунов спросил у Литовкина, видит ли он, что шарик ЭУП находится в крайнем правом положении, и предупредил, что тут нужно быть очень внимательным, что-то не то. Капитан Литовкин приступил к выпуску шасси. Сразу же после выпуска шасси самолет резко повело влево с набором высоты. Я увидел на высотомере высоту 1000м и был сильно прижат вправо. Принял решение на катапультирование».
Причина: потеря путевой устойчивости и управляемости самолета из-за разрушения вертикального оперения в результате возникшей в полете скоростной (маховой) тряски на высоте 6800м и числе М=0,97.

1982
- Завершены лётные госиспытания ракеты Х-31 с СПВРД 31ДП разработки Тур. МКБ «Союз».

Этот день в авиации. 5 сентября
1983 - Западные государства вводят 14-дневный запрет на полёты самолётов Аэрофлота в свои страны вслед за тем, как нашим истребителем-перехватчиком Су-15 777 ИАП был сбит южнокорейский Boeing-747 в районе Сахалина...
 
Этот день в авиации. 5 сентября
1984 - Приземление на авиабазе ВВС США Эдвардс космического корабля Discovery, совершившего свой первый полёт (STS-41-D). Общая продолжительность полета составила 6 дней 56 минут. КВС - Генри Хартсфилд
Flight 73.jpg
1986
- Угон самолёта Boeing 747 в Карачи. Boeing 747-121 американской Pan American выполнял пассажирский рейс PA73 из Бомбея (Индия) в Нью-Йорк (США) и во время промежуточной посадки в Карачи (Пакистан) был захвачен группой боевиков Организации Абу Нидаля. Целью угонщиков было направить авиалайнер в Израиль и обрушить его на один из городов. Однако лётный экипаж успел покинуть самолёт, тем самым лишив угонщиков возможности вылететь из аэропорта.
Террористы удерживали самолёт 17 часов, под конец открыв стрельбу по пассажирам, после чего пакистанский спецназ начал штурм. 43 человека погибли (в том числе 12 индусов), 120 были ранены. Сами угонщики выжили и были сперва приговорены пакистанским судом к смертной казни, позже заменённой на пожизненное заключение. В сентябре 2001 года лидер террористов - Зайд Хассан Абд Аль-Латиф Масуд Аль Сафарини был освобожден, но вскоре перехвачен американской стороной. В 2004 году американский суд приговорил его к 160 годам заключения. Его сообщники до сих пор отбывают наказание в пакистанской тюрьме.
 
Этот день в авиации. 5 сентября

1988 - Начались заводские летные испытания самолета Су-25УТГ на комплексе "Нитка"

Этот день в авиации. 5 сентября
1994 - Собран первый серийный экземпляр учебно-тренировочного и спортивного Су-31М, с катапультным креслом и встроенными крыльевыми баками.

Этот день в авиации. 5 сентября
1994 - На авиасалоне в Фарнборо впервые представлен выпущенный ОАО «Авиастар» Ту-204 - в раскраске авиакомпании «Внуковские авиалинии».

2004
- Катастрофа вертолёта Ми-8, КВ м-р Галчин А.
ДСМУ. Экипаж выполнял полёт по маршруту Грозный – Магас на высоте около 200м. Вертолёт столкнулся с горой в 1,5км (по другим данным в 4км) северо-западнее с.Карабулаг. 2 человека погибло, один - борттехник, доставлен в госпиталь в тяжёлом состоянии.
Причины: ошибка в пилотировании и недисциплинированность, выразившаяся в выполнении полёта в облаках на высотах ниже минимально безопасных.

2017
- При пилотировании самолета Су-27 над испытательным полигоном в Неваде погиб летчик ВВС США подполковник Эрик Шульц. 
 

Картина дня

наверх