1890 - Родился Макс Иммельман (нем. Max Immelmann) — немецкий военный лётчик, один из основоположников высшего пилотажа и воздушного боя.
Он заложил основы тактики воздушного боя, придавая особое значение факторам высотности и скороподъёмности истребителя, что необходимо для активного, наступательного ведения боя.
О том, что касается искусства ведения воздушного боя, сам Иммельман писал: «Я безоружен, пока я ниже».
Иммельман, получивший вскоре прозвище «Лилльский орёл», летал на Фоккере Е.III и мог выполнять практически все известные сегодня фигуры сложного пилотажа. Именно на Фоккере он обессмертил своё имя, проделав названный впоследствии в его честь боевой разворот — полубочку в верхней части полупетли. Иммельман был столь знаменит по обе стороны фронта, что через 10 минут после его появления в воздухе небо становилось свободным от английских самолётов. Он одним из первых стал использовать тактику внезапности, заходя со стороны солнца. Многие из его жертв понимали что атакованы, лишь когда его пули уже начинали стучать по обшивке. Иммельман был первоклассным стрелком — для победы ему редко требовалось больше 25 выстрелов. Однажды он возвратился с победой, использовав всего 15 патронов.
1895 - Родился Хуан де ла Сьерва (Сиéрва; исп. Juan de la Cierva) — испанский изобретатель, в 1922 году создал автожир, летательный аппарат тяжелее воздуха.
Получил образование в Высшей школе дорожных инженеров в Мадриде. Самостоятельно изучал теоретическую аэродинамику по трудам Ф.Ланчестера и Н.Е.Жуковского. На конкурс боевых самолётов Сиерва представил бомбардировщик-биплан с тремя двигателями и оригинальным профилем крыла. Самолёт был испытан в мае 1919, но при посадке потерпел аварию. Эта неудача привела конструктора к идее более устойчивого и безопасного винтокрылого летательного аппарата. Первые три машины оказались неудачными. На четвертой с измененной конструкцией, в которой лопасти крепились к втулке шарнирно, Сиерва совершил в январе 1923 несколько демонстрационных полётов, в том числе самый продолжительный по замкнутому маршруту длиной 25 км. В 1925 конструктор перебрался в Англию, где основал компанию «Сиерва аутоджайро» по выпуску автожиров. 18 сентября 1928 перелетел на своём автожире через Ла-Манш, а в 1930 совершил перелёт из Англии в Испанию. В 1929 Сиерва демонстрировал автожир на Национальном авиасалоне в Кливленде. Автожиры Сиервы широко использовались во Франции, Германии, США и Японии до Второй мировой войны, когда появились первые вертолёты. Сьерва погиб 9 декабря 1936 года в авиакатастрофе самолёта Douglas DC-2 KLM PH-AKL в Кройдоне, Англия. Его пережили отец и дядя, которые вскоре после этого были убиты республиканцами. В память о его заслугах в 1954 г. Франко пожаловал всем потомкам его вдовы (которые не являются, таким образом, прямыми потомками лётчика) специально учреждённый титул графа де ла Сьерва.
1920 - В Москве на Ходынском поле образован Опытный аэродром (с 1926 - НИИ ВВС РККА).
1933 - На основе Ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и Московской Группы изучения реактивного движения (МосГИРД) приказом №0113 заместителя председателя Реввоенсовета СССР, начальника вооружений РККА Михаила Николаевича Тухачевского был создан Реактивный институт (Реактивный научно-исследовательский институт, РНИИ РККА, с 1937 года - НИИ-3). Это было одно из первых в СССР научно-исследовательских учреждений, разрабатывавших ракетную технику и первой в мире государственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской организацией, объединившей различные направления теоретической и практической разработки проблем ракетной техники.
1937 - Мировой рекорд скорости для лёгких гидросамолётов 2-й категории - 170,196 км/ч; лётчик-испытатель Анатолий Вадимович Кржижевский на «Гидро-1» (СПЛ) конструктора Игоря Вячеславовича Четверикова.
1938 - Лётчики Михаил Николаевич Томилин, Александр Иванович Мохов и Иван Максимович Коротаев на самолёте ПС-7 Н-162 в районе острова Малый Диомид (Крузенштерна) обнаружили, приняли на борт и доставили на базу четырёх гидрологов с полярной станции Уэлен, пропавших семнадцатью сутками ранее, унесённых штормом на катере в Берингов пролив. За успешное выполнение спасательной операции экипаж был отмечен благодарностью начальника Управления полярной авиации и премией. Это был важный знак: лётчики ещё раз доказали, что авиация способна сделать безопаснее работу исследователей в экстремальных условиях Арктики.
1941 - Во время Великой Отечественной войны с помощью первых советских радиолокаторов (РУС-2) началось отражение налёта вражеской бомбардировочной авиации с целью уничтожить Балтийский флот в Финском заливе. Боевой расчёт радиоуловителя «Редут-3» (оператор РЛС Григорий Ильич Гельфенштейн) 72-го батальона ВНОС в районе Ораниенбаума обнаружил на удалении в 200 км первый эшелон вражеских бомбардировщиков. Данные о налёте были выданы на пункт управления ПВО Балтийского флота. 12 налётов вражеской авиации (около 500 самолётов) отражались силами истребительной авиации, огнём зенитных батарей и корабельной зенитной артиллерией. В ходе трехдневных боёв уничтожено 25 самолётов врага и сорван план уничтожения советских кораблей.
На фоне других тогдашних бомбардировщиков В-29 выглядел как пришелец из будущего, поскольку в нём воплотились все новейшие достижения авиационно технической мысли: герметичные кабины экипажа, мощные и высотные 2200-сильные моторы с турбокомпрессорами, радиолокационный бомбовый прицел, сопряженный с автопилотом, позволявший точно бомбить в любое время суток и в любую погоду, дистанционно-управляемые пулемётные турели с бортовым вычислителем, автоматически вносившим поправки на параллакс, направление и силу ветра. Под стать конструкции были и лётные характеристики. На испытаниях XB-29 развил фантастическую для тяжёлого, четырёхмоторного поршневого самолёта скорость 644 км/ч. В серийной конфигурации бомбардировщик разгонялся до 604-607 км/ч на высоте 9 километров. Рабочий потолок превышал 12 километров. Максимальная бомбовая нагрузка - 9 тонн, дальность полёта с такой нагрузкой - 4865 км, а с четырьмя тоннами бомб - 6820 км.
1949 - Первый пуск БРДД Р-2 (эта экспериментальня ракета называлась Р-2Э) Сергея Павловича Королёва с ЖРД РД-101 Валентин Петрович Глушко, Капустин Яр.
1956 — Первый полёт австралийского сельскохозяйственного самолёта Kingsford Smith PL.7 Tanker.
Компания Kingsford Smith Air Service была основана в 1946 году и занималась продажей и обслуживанием лёгких самолётов. В 1955 году она решилась на самостоятельный проект. Под руководством Луиджи Пелларини (Luigi Pellarini) был разработан сельскохозяйственный самолёт PL.7 Tanker.
PL.7 представлял собой биплан с двухбалочным хвостовым оперением и неубираемым шасси. Фактически это был большой стальной бак для химикатов, к которому крепились крылья, кабина и двигатель Armstrong Siddeley Cheetah X (400 л.с.) Крейсерская скорость — 180 км/ч.
Во время испытаний самолёт показал неплохие лётные характеристики. Но потенциальных заказчиков он не заинтересовал. Единственный построенный PL.7 Tanker пострадал во время пожара в 1962 году и вскоре был разобран. Полученный опыт Луиджи Пелларини позже применит при разработке Bennett PL.11 Airtruck и Transavia PL-12 Airtruk.
1962 - Первый полёт разведчика-целеуказателя Ту-95РЦ, лётчик-испытатель Иван Корнеевич Ведерников.
"Валькирия" - экспериментальный стратегический бомбардировщик дальнего радиуса действия. Самолёт имеет дельтавидное крыло и скорость до трёх звуковых. Машина разрабатывалась для замены самолёта В-52. На ХВ-70 было установлено шесть турбореактивных двигателей YJ-93-GE-3 тягой по 14 075 кг. Максимальная скорость на высоте 24 400 м - 3185 км/ч, потолок - 24 400 м, дальность полёта 12 067 км. В июне 1966 г. второй прототип столкнулся в воздухе с истребителем и потерпел крушение. После этого первый прототип передали НАСА, и в 1969 г. программу "Валькирия" закрыли.
1970 - С поверхности Луны стартовала ракета «Луна — Земля» с возвращаемым аппаратом автоматической межпланетной станции «Луна-16», стартовавшей с Байконура на ракете-носителе "Протон К/Д" 12 сентября, при этом двигатель ракеты работал до тех пор, пока скорость аппарата не достигла значения 2,708 км/сек. Масса стартовавшей ступени была 512 кг.
24 сентября 1970 года в 4:50 возвращаемый аппарат станции «Луна-16» массой 35 кг был отделён от ракеты «Луна — Земля», в 8:10 он вошёл в атмосферу Земли, на высоте 14,5 км раскрылся тормозной парашют, который отделился на высоте 11 км, при этом раскрылся основной парашют, и в 8:26 возвращаемый аппарат совершил мягкую посадку на территории СССР в 80 километрах юго-восточнее города Джезказган в Казахстане. Причём возвращаемый аппарат был обнаружен по радиосигналам за 12 мин до посадки и его дальнейший спуск наблюдался с вертолёта. На Землю были доставлены образцы лунного грунта, взятые в районе Моря Изобилия. Общая масса колонки грунта, доставленной на Землю, составила 101 грамм. «Луна-16» стала первым автоматическим аппаратом, доставившим внеземное вещество на Землю.
1974 - На полигоне Капустин Яр был осуществлён первый испытательный пуск БРСД 15Ж45/РСД-10/SS-20 Mod 1/Saber - комплекс "Пионер".
1977 - Новый женский мировой рекорд скорости поставил экипаж Ил-62М под командованием Ираиды Фёдоровны Вертипраховой.
Ил-62М развил скорость 806,272 км/ч на маршруте протяжённостью 10 тысяч километров по замкнутому маршруту. Это был только один из пяти рекордов, которые в 1977 году удалось побить «женской сборной Аэрофлота».
Легендарный ильюшинский лётчик-испытатель и рекордсмен Владимир Константинович Коккинаки восхищался мастерством Вертипраховой, отмечая её умение поднимать и сажать самолёт в трудных условиях.
Ираида Федоровна Вертипрахова освоила пять типов самолётов, совершила более 400 прыжков с парашютом. Единственная женщина, удостоившаяся звания «Заслуженный пилот СССР».
1991 - Лётчик-испытатель Андрей Александрович Синицын впервые посадил Як-141 на палубу ТАКР «Адмирал Горшков». В тот же день ещё один самолёт привёл Владимир Анатольевич Якимов. Целью испытаний было определение совместимости самолёта и его систем с кораблём, а также отработка экстренного старта – поперёк полётной палубы прямо с технической позиции. До второго пункта испытаний дело не дошло из-за тяжелой аварии самолёта В.А. Якимова. 5 октября 1991 года он при подходе к кораблю не сумел вовремя погасить скорость и, чтобы не выйти за пределы палубы, резко увеличил угол тангажа для торможения самолёта. Самолёт просел и ударился опорами шасси о палубу. В результате пробоины в баке начался пожар, и по команде руководителя полётов лётчик привел в действие систему спасения. Пилот не пострадал, но этот самолёт к полётам был уже не пригоден.
1993 - Экипаж самолёта Ту-134А грузинской авиакомпании Transair Georgia (65893) выполнял рейс по маршруту Сочи/Адлер (Россия) – Сухуми/Бабушары (Грузия). На борту находилось 22 пассажира и 5 членов экипажа.
Самолёт заходил на посадку, когда в 16:25 был атакован ракетой ПЗРК Стрела-2, выпущенной с находящегося в море абхазского катера. Потеряв управление, авиалайнер с высоты 300 метров упал в море. Все 27 человек на борту погибли.
Экипаж: Сергей Проковьев, для которого это второй полет. Также в миссии есть два бортинженера, которые летят в космос впервые: Дмитрий Петелин и астронавт NASA Франсиско Рубио (Francisco Rubio).
Полёт корабля прошёл по двухвитковой схеме сближения с МКС и составил около трёх часов. Запуск корабля «Союз МС-22» стал первым в рамках соглашения Роскосмоса и НАСА о перекрёстных полётах.
15 декабря 2022 года произошла разгерметизация внешнего контура системы охлаждения корабля, в результате чего температура на борту поднялась до 30 градусов. Роскосмос принял решение о возвращении корабля на Землю в беспилотном режиме. 28 марта 2023 года спускаемый аппарат корабля «Союз МС-22» в беспилотном режиме приземлился в районе казахстанского города Жезказган.
Свежие комментарии