Несколько странно, но многие (если не большинство) английские боевые самолеты были “зачаты” не по заданию Министерства обороны, а в качестве частной инициативы фирм-разработчиков. Такой была судьба “Спитфайра”, эти же обстоятельства сопутствовали рождению другой легендарной машины — “Москито”.
В октябре 1938 года De Havilland Co начала разработку проекта легкого бомбардировщика без оборонительного стрелкового вооружения.
Новый проект получил фирменное обозначение DH.98; его возглавил Р. Бишоп. Опираясь на опыт, приобретенный при создании DН.88 Comet —другого знаменитого самолета фирмы,— конструкторы решили старательно “вылизать” новую машину, максимально использовать дерево, а в качестве силовой установки применить рядные двигатели Роллс-Ройс “Мерлин” (из-за их малого миделя). Кстати, этот двигатель (один из выдающихся в истории авиации), устанавливавшийся на “спитфайрах”, “харрикейнах”, “ланкастерах” и “мустангах”, тоже был создан по частной инициативе!
Выбрав в качестве основы конструкции планера дерево, проектировщики убили сразу двух зайцев: получили возможность использовать неквалифицированную рабочую силу, а также обеспечили гладкую наружную поверхность, столь важную для скоростной машины. Кое-кто считал и продолжает считать, что конструкция “Москито” чуть ли не спасла авиационную промышленность от нехватки металла, а сам самолет был якобы абсолютно застрахован от любых сложностей с поставкой материала. Конечно, такие соображения нельзя принимать всерьез: во-первых, британская промышленность вполне могла бы обеспечить дюралюминием и “Дэ Хэвиллэнд”; а во-вторых, дерево для “Москито” приходилось везти из тропиков — в Англии-то бальза не растет!
В мае 1940 года, после эвакуации английских войск с материка и последующей капитуляции Франции, стало не до опытных машин, и проектирование нового самолета прекратили, к счастью, ненадолго. Уже очень скоро конструкторы вновь принялись работать с максимальным напряжением.
Прошло менее 11 месяцев, и 23 ноября 1940 года ярко-желтый прототип, управляемый сыном основателя компании — Джеффри дэ Хэвиллэндом-младшим, ушел в первый полет. Когда эта машина демонстрировала свои возможности военным, последние были удивлены не только невероятной скоростью (более 600 км/ч!), но и тем, что самолет крутил восходящие бочки на одном двигателе!
Тематика серии ограничивает историю “Москито” рассказом лишь о “чистых” бомбардировщиках, оставляя в стороне фоторазведчики, ночные истребители, штурмовики (истребители-бомбардировщики), палубные самолеты и вспомогательные машины.
Тем не менее следует отметить, что приоритет в постановке на производство и принятии на вооружение остался за разведчиками — первый боевой вылет “Москито” PR.Mk.l состоялся в сентябре 1941 года. В это время прототип бамбардировочной модификации еще только испытывался. Приступив к его серийному выпуску, заводы фирмы первые 8 машин перестроили из незаконченных PR.Mk.l, Затем началось производство большой серии (290 штук) слегка модернизированных самолетов: мотогондолы двигателей, не выступавшие до этого за заднюю кромку, были удлинены для улучшения обтекаемости. Эти машины получили, соответственно, названия B.Mk.lV Series 1 и B.Mk.IV Series II. При “обкатке” обнаружилось, что вес бомб (454 кг) лимитирован не грузоподъемностью, а размерами бомбоотсека, и самолет вполне способен нести удвоенную нагрузку. Для “Москито” создали 227-кг бомбы со специальным укороченным стабилизатором — после чего машина смогла возить четыре таких гостинца на внутренней подвеске.
Первые бомбардировщики попали в боевую часть весной 1942 года — в 105-ю эскадрилью. А 31 мая эти машины впервые “понюхали пороху”: после первого “тысячного” рейда английских бомбардировщиков на Кельн предыдущей ночью четверка “четверок” нанесла по городу дневной удар; одна из них не вернулась... Стой поры “Москито” стали единственными самолетами Бомбардировочного командования, регулярно действовавшими днем над территорией Западной Европы. Вскоре машина получила широкую известность, а вместе с ней — патетическое прозвище “Деревянное чудо” и ироничное “Мечта термита”; экипажи предпочитали более краткую кличку: “Мосси”...
Стремительный “Мосси” — бомбардировщик “Москито” B.Mk.IV — представлял собой двухмоторный свободнонесущий моноплан преимущественно деревянной конструкции с экипажем из двух человек. Фюзеляж — цельнодеревянный монокок, без разъемов, подкрепленный между крылом и хвостовым оперением шпангоутами и лонжеронами. Выклеивались две (левая и правая) симметричные половины, соединявшиеся после монтажа системы управления. Обшивка — “сандвич”, образованный бальзовой прослойкой, обклеенной с обеих сторон фанерой. Направление слоев фанеры в средней части преимущественно вдоль фюзеляжа (работа на изгиб); в хвостовой части—диагональное (на изгиб и на кручение), В передней части располагалась кабина экипажа (впереди штурман-бомбардир, за ним и выше, со смещением влево — пилот). Входной люк — в полу, справа от пилота, открывался наружу. До сборки фюзеляж имел большой вырез снизу, в который вкладывалось крыло; под ним размещался бомбоотсек.
Крыло — среднерасположенное, двухлонжеронное, цельнодеревянное, неразъемное. Толстая несущая обшивка изготовлена по тому же принципу, что и у фюзеляжа, сверху оклеена полотном. Между двигателями и фюзеляжем в передней кромке располагались радиаторы масла и системы охлаждения двигателей. Закрылки и элероны — металлический каркас, обтянутый полотном.
Стабилизатор и киль имели деревянный каркас с фанерной обшивкой. Конструкция рулей высоты и направления — такая же, как у элеронов.
Шасси — полностью убирающееся, включая хвостовое колесо. Амортизация основных и хвостовой “ног” — резиновые блоки внутри стоек, работающие на сжатие. Уборка и выпуск шасси — гидросистемой, колеса основных стоек имели пневматические тормоза Бендикс. Хвостовое колесо металлическое, самоориентирующееся.
Двигатели (два) — рядные, V-образные 12-цилиндровые Роллс-Ройс “Мерлин” XXI с жидкостным охлаждением, взлетной мощностью 1280 л. с. Винты трехлопастные, изменяемого шага, “постоянных оборотов”, флюгируемые DH (Hamilton-Standard) Hydromatik.
Топливные баки размещались между лонжеронами крыла вне мотогондол (2х155 л + 2х109 л), между мотогондолами и фюзеляжем (2х298 л + 2х355 л) и внутри фюзеляжа (2х309 л). Все баки протектированные. Под крылом могли крепиться дополнительные несбрасываемые (227 л) баки-“наплывы”.
Бомбы размещались внутри бомбоотсека. Максимальная нагрузка (неспециальных вариантов) составляла 4 бомбы по 113 кг или 4 специальные (укороченный стабилизатор) бомбы по 227 кг. Стрелковое вооружение отсутствовало.
После удачного дебюта новый бомбардировщик стали получать и другие эскадрильи, но в течение 1942 года к 105-й добавились лишь две — 139-я и 109-я. Выдающиеся качества “Мосси” дали возможность (и в то же время заставили) искать и разрабатывать новые тактические приемы, позволяющие в максимальной степени использовать возможности удачной конструкции дэ Хэвиллэнда. Через некоторое время основными для “Москито” стали сверхмалые высоты, причем не только атака, но и весь полет к цели совершался буквально на высоте верхушек деревьев. Это давало возможность укрыться от РЛС противника (или хотя бы сократить до минимума время предупреждения) и создавало определенные трудности для зенитной артиллерии. А от перехватчиков спасал великолепный серо-зеленый камуфляж. Разумеется, считать “Мосси” неуязвимым для истребителей было бы преувеличением. Но благодаря скорости, маневренности и малозаметности его шансы уцелеть были существенно выше, чем у “классических” машин, облепленных пулеметными точками.
Еще одним достоинством атак с бреющего полета было заметное повышение точности “укладки” бомб. “Москито” стали попросту специалистами точных бомбовых ударов, можно даже сказать — “хирургических” бомбовых операций. В этом отношении самолет вполне соответствовал своему имени “Комар” (более логичный вариант перевода для Англии). “Дэ Хэвиллэнд” не могла обеспечить (даже вместе с подключенными к производству фирмами Standard Motors, Percival и Airspeed) количества машин, достаточного для массированного применения. Эскадрильям “Комаров” поручали сложные, “деликатные” задания, требовавшие мгновенного появления, точного и быстрого удара и молниеносного исчезновения. И в большинстве случаев эти поручения успешно выполнялись: можно вспомнить удары по верфям подводных лодок во Фленсбурге, зданию гестапо в Осло или комплексу добычи молибдена в Кнабене (Норвегия). Наиболее искусными в атаках такого рода стали 105-я и 139-я эскадрильи, заслужившие большую популярность и часто действовавшие совместно. Они же разработали специальную атаку двумя группами: одна сбрасывала бомбы с высоты крыш домов, а через несколько секунд появлялась вторая и накрывала цель с пологого пикирования. Эти эскадрильи провели одну из самых известных (хотя и чисто пропагандистскую) атак — дневной налет на здание “Спортспаласт” в Берлине 30 января 1943. года. В тот день отмечали 10-летие прихода нацистов к власти, но выступить Герингу удалось лишь через час после объявления диктора...
В то время, когда экипажи оттачивали свое мастерство, развитие “Москито” шло своим чередом. Создание высотных разведчиков дало жизнь и новой бомбардировочной модификации B.Mk.lX, выпущенной в марте 1943 года. Под ее крылом появились 2 специальных узла — каждый можно было использовать как для подвески бака (454 л), так и бомбы (227 кг). Кроме того, от привычных “четверок” эти машины отличались более мощными и высотными двигателями Роллс-Ройс “Мерлин 72”. В результате “девятки” получили возможность идти к цели на высоте 9500 м, а сбросив бомбы, забирались даже на 11 000 м. Впрочем, выпуск B.Mk.lX продолжался недолго, и по числу построенных машин (54) эта модификация оказалась самой малочисленной среди бомбардировщиков. Причиной, видимо, были работы над новой, более совершенной и перспективной B.Mk.XVI.
Летом 1943 года в судьбе “Мосси” произошла значительная перемена— от дневных налетов эскадрильи перешли к ночной работе. Это вовсе не было вынужденной мерой—уровень потерь держался довольно низким — просто по соглашению между Королевскими ВВС и ВВС США вводилось разграничение боевых операций по времени — англичане действовали ночью, американцы — днем. В связи с этим имевшиеся в наличии силы “Мосси” (13 эскадрилий) свели в специальную 8-ю группу. По характеру выполняемых задач они делились на “легкие ночные ударные силы” (проведение “тревожащих” налетов, державших в напряжении или отвлекавших силы ПВО) и маркировщиков целей (три упоминавшиеся выше эскадрильи).Сами маркировщики входили в состав элитных Pathfinder Force (“Следопыты”).
Другие модификации самолета:
Mosquito PR.Mk IV - созданный на основе B.Mk IV разведывательный вариант, на котором устанавливалось до четырех фотокамер.
Mosquito B.Mk V - усовершенствованный вариант B.Mk IV с подкрыльными подвесками; построен только один опытный самолет.
Mosquito FB.Mk VI - наиболее интенсивно производившийся вариант, который представлял собой либо самолет для захвата аэродромов неприятеля, либо истребитель-бомбардировщик, разработанный на основе опытного экземпляра истребителя F.Mk II; мог переносить внутри фюзеляжа и под крылом бомбы, а с 1944г. и реактивные снаряды.
Mosquito B.Mk VII - вариант, построенный в Канаде на основе опытного самолета B.Mk V.
Mosquito PR.Mk VIII - разведывательный вариант, подобный самолету B.Mk IV, но с двигателями Мерлин с двухступенчатыми нагнетателями.
Mosquito PR.Mk IX - разведывательный вариант с моторами, оборудованными двухступенчатыми нагнетателями, и увеличенным запасом топлива.
Mosquito B.Mk IX - высотный бомбардировщик; с 1944г. стал способен нести одну сверхмощную фугасную бомбу массой 1814 кг.
Mosquito NF.Mk X - ночной истребитель с двигателями с двухступенчатыми нагнетателями; не был построен.
Mosquito FB Мк XI - истребитель-бомбардировщик с двигателями с двухступенчатыми нагнетателями; не был построен.
Mosquito NF.Mk XII - обозначение самолета NF.Mk II после установки сантиметрового радара AL Mk VIII.
Mosquito NF.Mk XIII - новый серийный ночной истребитель, эквивалентный переделанным самолетам NF.Mk XII.
Mosquito NF.Mk XIV - был предложен как усовершенствование самолета NF.Mk XIII; не был построен.
Mosquito NF.Mk XV - высотный ночной истребитель с увеличенным размахом крыла, герметичной кабиной, радаром AL Mk VIII и с двухступенчатыми нагнетателями у двигателей.
Mosquito B.Mk XVI - развитие самолета D.Mk IX с герметичной кабиной и способностью нести бомбу массой 1814 кг (4000 фунтов).
Mosquito PR.Mk XVI - разведывательный вариант самолета B.Mk XVI с маленьким астрокуполом; первый герметичный вариант самолета PR.
Mosquito NF.Mk XVII - обозначение самолета NF.Mk II после установки радара AL Mk X.
Mosquito FB.Mk XVIII - модификация самолета FB.Mk VI, оборудованная 57-мм пушкой Молинз, ракетными снарядами и усиленной броней; использовалась главным образом против подводных лодок и кораблей.
Mosquito NF.Mk XIХ - ночной истребитель на основе самолета NF.Mk XIII с "универсальной" носовой частью для установки радаров AL.
Mosquito В.Mk XХ - бомбардировщик, построенный в Канаде.
Mosquito FВ.Mk 21 - канадский эквивалент самолета FB.Mk VI.
Mosquito Т.Mk 22 - канадский эквивалент самолета T.Mk III.
Mosquito В.Mk 23 - канадский эквивалент самолета B.Mk IX; не был построен.
Mosquito FВ.Mk 24 - канадский истребитель-бомбардировщик с двигателями, оснащенными двухступенчатыми нагнетателями; не был построен.
Mosquito В.Mk 25 - построенная в Канаде модификация самолета В.14 Mk XX с двигателями Packard-Merlin.
Mosquito FВ.Mk 26 - построенная в Канаде модификация самолета FB.Mk 21 с двигателями Packard-Merlin.
Mosquito Т.Mk 27 - построенная в Канаде модификация самолета T.Mk 22 с двигателями Packard-Merlin.
Mosquito Т.Mk 29 - тренировочные самолеты, переделанные из FB.Mk 26.
Mosquito NF.Mk 30 - высотный ночной истребитель с двигателями Мерлин с двухступенчатыми нагнетателями, с оборудованием для электронного противодействия ECM.
Mosquito NF.Mk 31 - вариант NF.Mk 30 с двигателями Паккард-Мерлин; не был построен.
Mosquito PR.Mk 32 - высотный разведывательный самолет, сходный с моделью NF.Mk XV.
Mosquito TR.Mk 33 - морской торпедоносец, разведчик, истребитель Sea Mosquito для использования с авианосцев; сходный с самолетом FB.Mk VI, со складывающимися крыльями и тормозным крюком.
Mosquito PR.Mk 34 - дальний разведчик с дополнительным топливом в бомбовом отсеке.
Mosquito В.Mk 35 - дальний высотный самолет на основе модели B.Mk XVI с герметичной кабиной.
Mosquito NF.Mk 36 - в основном схож с вариантом NF.Mk 30, но с высотными двигателями Merlin.
Mosquito TR.Mk 37 - вариант самолета TR.Mk 33 с радаром.
Mosquito NF.Mk 38 - вариант NF.Mk 30 с радаром.
Mosquito ТТ.Mk 39 - вариант B.Mk XVI после переделки для буксировки мишеней.
Mosquito FВ.Mk 40 - построенный в Англии вариант самолета FB.Mk VI.
Mosquito PR.Mk 40 - австралийский авиаразведчик, переделанный из варианта FB.Mk 40.
Mosquito FВ.Mk 41 - австралийский истребитель-бомбардировщик, сходный с самолетом FB.Mk 40, но с двухступенчатыми нагнетателями.
Mosquito PR.Mk 41 - австралийский разведывательный самолет; развитие модели PR.Mk 40, но с двухступенчатыми нагнетателями.
Mosquito FВ.Mk 42 - единственная австралийская модификация самолета FB.Mk 40 с двигателями Мерлин 69.
Mosquito Т.Mk 43 - построенный в Австралии тренировочный вариант T.Mk III.
Тактико-технические характеристики: Год принятия на вооружение - 1941 Размах крыла - 16,5 м Длина - 12,55 м Высота - 3,81 м Площадь крыла - 42,18 кв.м Масса, кг - пустого самолета - 6638 - нормальная взлетная - 9894 - максимальная взлетная - 10152 Тип двигателя - 2 ПД Merlin 21 Мощность - 2 х 1480 л.с. Максимальная скорость - 549 км/ч Крейсерская скорость - 491 км/ч Практическая дальность - 1786 км Максимальная скороподъемность - 816 м/мин Практический потолок - 9150 м Экипаж - 2 чел
Вооружение: Бомбовая нагрузка до 1820 кг. 1 х 454 кг бомба и 2 х 227-кг бомб или 4 х 227-кг бомбы или 1 х 1816-кг бомба, бомбардировочный прицел "Обое".
Свежие комментарии