1899 - Родился лётчик-испытатель Попов Константин Константинович.
1903 - Первая попытка взлёта самолёта «Флайер» (Wright Flyer, пилот - Орвилл Райт). Промозглым пасмурным утром на песчаной косе Китти-Хок, у атлантического побережья США, близ местечка Килл-Девил-Хилл, штат Северная Каролина, (США), один из братьев Райт, 32-летний Орвилл, поднял в воздух самолёт «Флайер».
Машина с 12-сильным мотором пролетела 36,5 метра (это чуть больше плоскости авиалайнера «Боинг 747-400»). Высота полёта 2,5—3,5 метра над землей, а скорость — 48 километров в час. Пилот находился в воздухе 12 секунд. «Вообразите локомотив, который вдруг оторвался от рельсов и поднялся вверх и все выше, в воздух… и без колёс, а вместо них — белые крылья… и вы тогда поймете, что я увидел». Так изложил свои впечатления А.П.Рут, бизнесмен из штата Огайо, наблюдавший первый полёт одного из сыновей евангелистского епископа, занимавшихся производством велосипедов. Всего братья Райт 17 декабря выполнили ЧЕТЫРЕ успешных полёта. Первый длился 12 секунд. А вот четвёртый, самый длинный, 59 сек и 260 м.
1915 - Первый полёт Handley Page Type O. Handley Page Type O был бомбардировщиком, который использовался Великобританией во время Первой мировой войны. На момент постройки Type O был самым большим самолётом, построенным в Великобритании, и одним из крупнейших в мире. Существовало два основных варианта: Handley Page O / 100 (H.P.11) и Handley Page O / 400 (H.P.12).
Самолёт использовался во Франции для тактических ночных атак по целям в оккупированной немцами Франции и Бельгии и для стратегической бомбардировки промышленных и транспортных целей в Рейнской области. Некоторые самолёты были временно переведены на противолодочную разведку и бомбардировки в устье Тисы в 1917 году, а два самолёта летали в восточной части Средиземного моря. Впечатление от Type O было таким, что в течение многих лет после войны любой крупный самолёт в Британии назывался «Handley Page».
1917 - Родился Юрий Александрович Гарнаев — советский лётчик. Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1964), Герой Советского Союза (1964).
1923 - Первый полёт Carley C.12A. Голландский моноплан конструкции Юопа Карли. Изготовлен один прототип (H-NACB).
1932 - В составе Главсевморпути СССР основана Полярная Авиация. Основная цель - воздушные перевозки в полярных областях СССР и обеспечение проводки судов в Северном Ледовитом океане. Это предприятие прославилось в 1934 спасением полярной экспедиции с затонувшего парохода “Челюскин”. Полярная Авиация успешно обслуживала северные районы до января 1960, когда была передана в состав Аэрофлота.
1935 - Первый полёт совершил самолёт Douglas DST (DST - «Douglas Sleeper Transport») DC-3, созданный по просьбе авиакомпании «American Airlines», нуждавшейся в дополнительных спальных местах на трансконтинентальных рейсах. DC-3 имел цельнометаллическую конструкцию, за исключением полотняной обшивки на рулевых поверхностях, фюзеляж почти круглого поперечного сечения, убирающееся трехопорное шасси с самоориентирующимся хвостовым колесом и свободнонесущее цельнометаллическое оперение. В последующие пять лет пассажиропоток в США вырос почти в 6 раз в основном благодаря DC-3, чья безопасность стала почти легендарной. Использовался самолёт и как военный транспорт, для чего производилось усиление задней части фюзеляжа и пола кабины, а также оснащение большими грузовыми дверями. Эти самолёты, получившие обозначение C-47 «Skytrain», принимали участие в боевых операциях в Сицилии, Бирме и Нормандии, поставлялись по ленд-лизу в Великобританию, где были названы «Дакота». В США было выпущено 10692 таких самолёта; ещё 5207 были построены по лицензии в СССР под обозначением Ли-2.
1937 - Первый полёт летающей лодки Consolidated PB2Y Coronado.
1938 - Первый полёт истребителя Canadian Car & Foundry FDB-1 «Грегор», спроектированным Майклом Грегором (был рожден в Грузии как Михаил Леонтьевич Григорашвили).
1939 - При МАИ организовано ОКБ-3 по вертолетам, Б.Н.Юрьев, с 1940 г. - И.П.Братухин
1940 - Массированная бомбардировка британскими ВВС Мангейма. В ночь с 16 на 17 декабря 1940 года была проведена операция «Abigail». В налёте на Мангейм приняли участие 134 самолёта Wellington, Whitley и Hampden, а также четыре Blenheim Mk IV. Первыми в дело вступили 14 Wellington с самыми опытными экипажами -они сбросили осветительные и зажигательные бомбы. Налёт при ясной погоде и полной луне длился почти шесть часов. 103 самолёта сбросили 89 т фугасных бомб и более 14000 зажигательных бомб. Потери англичан составили 10 самолётов. В наибольшей степени разрушениям подверглись жилые районы и пригороды Мангейма.
1944 - Майор ВВС США Ричард Бонг одержал свою 40-ю и окончательную воздушную победу, что сделало его лучшим американским асом Второй мировой войны. Все свои победы Ричард одержал на Р-38 «Лайтнинг».
1946 - С ракетного полигона "Уайт-Сэндс" (штат Нью-Мексика, США) осуществлён пуск Баллистической ракеты "V-2", сер. 17. Максимальная высота подъёма ракеты составила 184 км.
1947 - Первый полёт бомбардировщика Боинг В-47 "Стратоджет" - первого в США большого реактивного самолёта со стреловидным крылом.
Проектирование опытного образца самолёта ХВ-47 было закончено в июне 1946 г. Первый из двух опытных образцов самолёта совершил полёт 17 декабря 1947 г. На этом самолёте были установлены шесть турбореактивных двигателей Аллисон J-35-A с тягой 1650 кг каждый. Позднее на опытных образцах самолёта двигатели J-35-A были заменены двигателями Дженерал электрик J-47-GE-3 с тягой 2270 кг каждый. Самолёт ХВ-47 с новыми двигателями J-47 совершил первый полёт 7 октября 1949 г.
1952 - Начались Государственные испытания самолёта-снаряда 10Х со своим ПуВРД Д-3 конструкции Владимира Николаевича Челомея.
1953 - Родился Николай Николаевич Мельник — советский лётчик-испытатель, ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС, Герой Советского Союза (1987). После распада СССР, в 1995 году, Н. Н. Мельник был приглашён на работу в качестве проводника вертолётов в Испанию, закупившую несколько машин «Ка-32», и переехал в город Аликанте. Умер от рака в Аликанте 26 июля 2013 года на 60-м году жизни...
1955 - Мировые рекорды на вертолёте Як-24: подъём наибольшего груза на 2 км - 4000 кг, высота с грузом 2 т - 5082 м, лётчики-испытатели Егор Филиппович Милютичев и Георгий Александрович Тиняков.
1956 - Установлена должность "Генеральный конструктор" в основных ОКБ МАП. Первыми назначены: Андрей Николаевич Туполев, Владимир Михайлович Мясищев, Павел Осипович Сухой, Александр Сергеевич Яковлев, Артём Иванович Микоян, Сергей Владимирович Ильюшин, Семён Алексеевич Лавочкин, Владимир Алексеевич Добрынин, Владимир Яковлевич Климов, Архип Михайлович Люлька, Николай Дмитриевич Кузнецов, Сергей Константинович Туманский, Виктор Васильевич Тихомиров.
1956 - Первый полёт палубного самолёта ДРЛО Grumman E-1 Tracer.
Конструкторы фирмы Grumman использовали для переделки поршневой противолодочный S-2F Tracker. Новый вариант самолёта получил фирменное обозначение G-117. Антенны РЛС AN/APS-82 разместили в обтекателе каплевидной формы размерами 9,76x6,0x1,25 м, который приподняли над фюзеляжем на пилоне высотой чуть больше метра. Это позволило уменьшить "мертвую зону" локатора, определяемую влиянием металлических частей конструкции. Антенна вращалась внутри обтекателя со скоростью 6 об/мин. Для обеспечения нормальной путевой устойчивости хвостовое оперение сделали двухкилевым, задняя часть обтекателя антенны опиралась на остатки прежнего киля.
1958 - Первый полёт истребителя J-6, китайского МиГ-19 (лётчик Ванг Юхуай).
1959 - В Советском Союзе постановлением ЦК КПСС №254 был создан новый вид Вооруженных сил - Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Первый главнокомандующий - Митрофан Иванович Неделин. С 1995 г. - день РВСН.
1959 - Ан-10 совершил первый перелёт за океан. В США были перевезены 44 саженца деревьев и кустарников, растущих в СССР, в подарок президенту США Д.Эйзенхауэру от Н.С.Хрущёва.
1961 - Катастрофа Ил-18Б (СССР-75654) МУТА ГВФ в Тарасовском районе Ростовской области. Из-за непроизвольного полного выпуска закрылков на крейсерской скорости самолёт затянуло в пикирование. Погибли все 59 человек, находившиеся на борту. Выпуск закрылков произошёл в результате перемещения рычага управления закрылками при случайном его задевании одним из членов экипажа и оказался возможным из-за конструктивного дефекта рычага управления закрылками, не имеющего надёжной защиты от такого перемещения (в отличие от самолётов Ил-14 и Ил-28).
1962 - Начало серийного производства двигателя Р-15Б-300 на авиазаводе №45 ( ныне ММПП "Салют").
1963 - Первый полёт военно-транспортного самолёта Lockheed C-141.
1963 - Первый полёт Moynet M.360 Jupiter.
Французский инженер Андре Муане (André Moynet) в начале 60-х годов представил свой проект лёгкого многоцелевого самолёта M.360 Jupiter. Это был пятиместный низкоплан, с с тандемной силовой установкой, состоящей из двух двигателей Lycoming IO-360-A1A мощностью 200 л.с. Постройка первого прототипа самолёта M.360-4 велась на заводе компании Matra. В следующем году самолёт прошёл сертификацию и получил регистрационный номер F-WLKE, который затем сменили на F-BLKE. 23 мая 1965 года в небо поднялся второй прототип M.360-6 (F-WLKY, а затем F-BLKY). Это был уже удлиненный вариант на семь человек, силовая установка состояла из двух 290-сильных Lycoming IO-540. Развития проект не получил, а вариант M.360-6P с герметичной кабиной остался только на бумаге, хотя планировался его серийный выпуск компанией Sud-Aviation.
1964 - Посадка вертолёта Ми-4 на крышу 12-этажного здания почтамта на Комсомольской площади.
1968 - Начались заводские лётные испытания самолёта Су-15 с двигателями Р13Ф-300.
1969 - ВВС США получили первый серийный стратегический военно-транспортный самолёт повышенной грузоподъёмности C-5A Galaxy.
1971 - Первый полёт предсерийного Concorde (построила BAC). Вслед за первыми опытными образцами, были построены два предсерийных «Конкорда» и два для статических и испытаний на усталость. Третий экземпляр «Конкорда», о котором идет речь, построенный в Филтоне, значительно отличался от опытных. Его конфигурация уже была предсерийной, с удлиненным фюзеляжем, видоизмененной передней кромкой крыла и двигателями с увеличенной тягой. Максимальная взлётная масса возросла со 148 до 162,5 тонн. Машина получила буквенный индекс G-AXDN и номер 01.
1971 - Индо-Пакистанская война 1971 года подходит к концу. ВВС Индии потеряли 72 самолёта и 94 самолёта потеряли ВВС Пакистана.
1974 - Первый полёт пассажирского самолёта для авиалиний малой протяжённости DC-9-50, последней серийной модификации в семействе самолётов DC-9.
1976 - Катастрофа Ан-24 (СССР-46722) Аэрофлота в Киеве. Погибли 48 человек, выжило 7. При заходе на посадку в СМУ, проходя высоту принятия решения (100 метров), экипаж не увидел световые ориентиры аэродрома, но не стал уходить на второй круг. На высоте 30–35 метров над землёй сработал сигнал «опасная высота». Осознав опасность ситуации, экипаж через три секунды потянул штурвалы «на себя», из-за чего самолёт испытал перегрузку в 1,9 g. Но из-за высокой вертикальной скорости и недостаточного запаса высоты, через 2 секунды авиалайнер врезался в бетонное ограждение БПРМ.
1976 - Катастрофа Як-40 (СССР-88208), а/п Усть-Кут, Восточно-Сибирское УГА, Братский ОАО.
Экипаж 245 лётного отряда выполнял полёт по перевозке груза промтоваров весом 1 200 кг. На борту находились пассажиры: два авиатехника Братского ОАО, взятые для обслуживания самолёта вне базы, и две женщины – сопровождающие груз. Самолёт находился в а/п Усть-Кут в ожидании загрузки и вылета в общей сложности 2 часа 50 мин. Несмотря на температуру воздуха -36°С, в нарушение НТЭВС-71, экипаж кабину перед вылетом не подогревал. Продолжительность рабочего времени экипажа к моменту взлёта составила 10 часов 35 мин. Взлёт с МК=300° произведён в 14:39 мск (19:39 мест. вр.). Выруливание на старт и взлёт произведены в спешке: Скорость руления достигала 30-50 км/ч. Исполнительный старт занят в 350 м от начала ВПП. Фактическая погода на 14:25 была: облачность 9/2 балла, кучево-дождевая 600 м, верхняя средняя, поземок, видимость 10 км, ветер 240° 4-7 м/с, давление 703,5 мм рт.ст. В результате поспешности при подготовке к взлёту барометрическое давление на левом высотомере ошибочно было установлено на 10 мм рт.ст. выше фактического. Контрольная карта проверок перед взлётом на исполнительном старте выполнялась не в полном объёме. Отклонение рулей не проверялось. Стабилизатор был установлен на -6° вместо расчетных -3,6° для данной центровки. В процессе разбега, в момент появления продольной раскачки из-за неровностей ГВПП, штурвал был энергично взят «на себя» с отклонением руля высоты до 14,5°, что привело к преждевременному отрыву самолёта на скорости 155-160 км/ч при расчётной 185 км/ч с углом атаки около 15°, чему способствовала неправильная установка стабилизатора на -6°. На высоте 100-120 м при скорости 210-220 км/ч (на 20 км/ч меньше установленной РЛЭ) экипаж приступил к уборке закрылков, одновременно уменьшая угол тангажа для разгона скорости. В условиях безлунной ночи, отсутствия визуальных ориентиров в направлении взлёта и холодной кабины, продолжая разгон скорости уменьшением угла тангажа по авиагоризонту, экипаж своевременно не определил по другим приборам переход самолёта на снижение. Имея ложную информацию о запасе высоты по показаниям левого высотомера (с ошибкой на 100 м), КВС энергичных мер по прекращению снижения не принял. Самолёт, увеличивая скорость и теряя высоту, через 1 минуту после взлёта столкнулся с деревьями на удалении 1 500 м от конца ВПП и правее ее оси на 71 м. Первое столкновение с деревьями произошло на высоте 11 м (4 м выше уровня ВПП от начала взлёта) с углом снижения -5°. Затем самолёт упал в тайгу, полностью разрушился и загорелся. Столкновение с землей произошло в 77 м от места первого столкновения с препятствиями. Разброс обломков составил 300х50 м. Второй пилот подавал признаки жизни, но через несколько часов скончался в больнице. Остальные пассажиры и члены экипажа погибли на месте. Всего погибших - 7, экипаж - 3, пассажиры - 4.
1979 - 12-я ВТАД была поднята по тревоге. После загрузки десантом и военной техникой 52 из 59 "Антеев" перелетели в Ташкент, где следующие сутки дивизия провела в "положении выжидания". Затем её перебросили в Поволжье на аэродром Энгельс. А в ночь с 26 на 27 декабря дивизия в боевых порядках группами по 5-6 самолётов с интервалами в 2 минуты осуществила перелёт по маршруту Энгельс-Ташкент-Кабул. Посадка и взлёт в аэропорту афганской столицы проходили в сложных условиях. Полоса была затемнена, фары на самолётах не включались, и лишь в торце ВПП стояли две автомашины, которые подсвечивали её начало. На пробеге при включении реверса отмечалось запаздывание появления отрицательной тяги из-за разреженности атмосферы. Выгрузка людей и техники проходила без выключения двигателей. Уборка закрылков после взлёта выполнялась на высоте не менее 3000 м над уровнем аэродрома (обычно на 500 м). На обратном пути, после посадки в Ташкенте, ввиду сложных метеоусловий на родных базах, самолёты вынуждены были приземлиться в Мелитополе, Кривом Рогу и на других аэродромах.
1980 - Принята на вооружение МБР Р-36М УТТХ в варианте, оснащённом десятью ядерными боевыми блоками индивидуального наведения, а также комплексы МР-УР-100УТТХ и УР-100Н УТТХ.
1981 - В воздух поднялся первый однороторный вертолёт, летающий без рулевого винта - экспериментальный вертолёт NOTAR (No-Tail-Rotor) фирмы «Хьюз», модифицированный ОН-6.
1981 - Первый полёт сельскохозяйственного самолёта NDN 6 Fieldmaster. Он представлял собой подкосный низкоплан с засыпным бункером для химикатов из титанового сплава, встроенным в конструкцию фюзеляжа, и имел неубирающееся трёхопорное шасси с носовым колесом.
1984 - Первый полёт пассажирского MD.83.
1985 - Первый полёт легкого многоцелевого штурмовика MB.339C.
1993 - Завершены статические испытания планера и агрегатов самолёта Су-35 (изделие 10М-0).
1996 - Катастрофа Ан-12БП МО РФ близ Андреаполя. После взлёта в условиях обледенения и уборки шасси экипаж противообледенительной системой крыла не воспользовался. В 2-3 км от ВПП Ан-12 попал в снежный заряд. На скорости 310 км/ч была начата уборка закрылков. Во время уборки возникла просадка самолёта, которую парировали взятием штурвала "на себя". Скорость полёта уменьшилась, но экипаж не оценил опасность этого и не прекратил уборку закрылков. В момент её окончания началась раскачка самолёта по крену (из-за значительного ухудшения аэродинамических характеристик в условиях обледенения крыла и недостаточной скорости). КК стал парировать крен энергичным отклонением штурвала. Однако в результате обледенения изменились шарнирные моменты элеронов и услилия на штурвале уменьшились. В результате он отклонил элероны больше, чем нужно, и самолёт получил крен в противоположную сторону. Скорость при этом уменьшилась ещё и стала менне 300 км/ч. Энергичные отклонения штурвала привели к дальнейшей раскачке самолёта, затягиванию его в прогрессирующий крен и увеличению вертикальной скорости снижения. Самолёт продолжал снижение с креном до 50°. Управление штурвалом стало неэффективным. Имея положительный угол тангажа и большой крен, Ан-12 упал в лес в 8 км от ВПП, разрушился и сгорел. На борту находился командующий Ленинградским военным округом. Неиспользование ПОС и нарушение требований РЛЭ по порядку уборки закрылков. Сопутствующий фактор - взлётный вес превышал максимальный на 1 500 кг. По неофициальной версии экипаж был вынужден начать взлёт в условиях обледенения и с перегрузом под давлением командующего ЛенВО, находившимся на борту. На борту также, помимо военного груза, находились стройматериалы для его дома, строившегося в Краснодарском крае, а также личный автомобиль.
1997 - Катастрофа Як-42 (UR-42334) близ Катерини, Авиакомпания: Aerosweet (Аэросвит), рейс: 241.
Рейс Киев-Салоники выполнялся авиакомпанией Аэросвит на ВС Боинг-737. Во время промежуточной посадки в Одессе на борту были обнаружены неисправности, исключавшие продолжение полёта на данном воздушном судне. Авиакомпания Аэросвит, не имея возможности заменить неисправный самолёт собственным ВС, заключило договор с авиакомпанией Air Lviv об аренде их самолёта Як-42 для выполнения полёта в Салоники. Экипаж перегнал самолёт из Львова и произвёл посадку в Одессе в 15:23. Рейс на Салоники был продолжен в 17:23. После входа в зону контроля аэропорта Салоники экипаж получил разрешение на снижение и заход на посадку на ВПП 16 по установленной схеме VOR/DME и ILS. Погодные условия были выше минимума аэропорта, но темное время суток и облачность не давали возможность видеть землю. Экипаж значительно уклонился от схемы захода и подошёл к аэропорту на слишком большой высоте и прошёл над аэропортом. Согласно записям кабинного речевого магнитофона вследствие потери ориентировки экипаж даже не понял этого, узнав затем о пролёте аэропорта от диспетчера. Экипажу было дано указание правым разворотом с набором высоты до 1 800 м выходить на радиомаяк аэропорта. Экипаж подтвердил. В то же время в кабине продолжалось начавшееся ещё при первом заходе на посадку замешательство. В результате экипаж не последовал установленной схеме ухода на второй круг и не выполнил правый разворот. Доклад о потере пространственной ориентировки экипаж не сделал. В связи с отсутствием радиолокатора диспетчеры не могли проверить сообщения от экипажа о местонахождении, в основном неправильные. Находясь вне схемы захода на высоте ниже безопасной, в 19:13 самолёт столкнулся со склоном горы Пенте-Пигадия на высоте 1 050 м в 69 км юго-западнее аэропорта. Место катастрофы было обнаружено через 3 дня. Во время поисков, проходивших в условиях очень плохой видимости, потерпел катастрофу самолёт С-130 ВВС Греции. Всего погибших - 70, экипаж - 8, пассажиры -62.
1998 - Первый полёт совершил Falcon 900C - дальний административный реактивный самолёт, разработанный французской фирмой Dassault Aviation.
2004 - Первый полёт пассажирского самолёта Ан-148 с ТРДД Д-436-148, лётчик-испытатель Александр Васильевич Галуненко.
2004 - Завершена работа комиссии по эскизному проекту и макету истребителя 5-го поколения ("Су").
2009 - Первый полёт Eurocopter EC.175. Eurocopter EC.175 и Avicopter Z-15 - французский и китайский варианты среднего многоцелевого вертолёта совместной разработки. Проектирование и подготовка производства велись по безбумажной технологии в среде CAD/CAM. "Eurocopter" отвечает за главный редуктор, рулевой винт, авионику, автопилот, гидравлическую и электрическую системы, двери, остекление и является системным интегратором. Первый и третий прототипы собраны "Eurocopter". "Avicopter" отвечает за фюзеляж, хвостовой и промежуточный редукторы, несущий винт, органы управления, топливную систему и шасси. Двигатели оборудованы цифровой системой управления FADEC. Несущий винт - пятилопастный типа Spheriflex, рулевой винт - трёхлопастный. Вариант для нефтегазовой промышленности рассчитан на 16 пассажиров. Пол кабины ровный, без ступеньки между кабиной экипажа и грузопассажирской кабиной. Приборное оборудование кабины выполнено по принципу "стеклянной кабины", комплект авионики близок к установленному на EC225.
2017 - В 07:21:01.127 UTC (10:21:01.127 ДМВ) в России с ПУ №5 площадки №1 (Гагаринский старт) космодрома Байконур в Казахстане ракетой-носителем "Союз-ФГ" (11А511У-ФГ) Р15000-061 стартовыми командами ГК “Роскосмос” осуществлён пуск транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-07» (№ 735, ISS-53S) с экипажем в составе Антоном Николаевичем Шкаплеровым (командир, 3-й полёт), Скоттом Дэвид Тинглом (США, 1-й полёт) и Норишиге Канаи (Япония, 1-й полёт). Через двое суток 19 декабря состыковался с МКС. Возвращение на Землю 3 июня 1918 года.
Свежие комментарии