1910 - Первый официально зарегистрированный полёт аэроплана русской конструкции - «Гаккель-III». Первые пробежки были сделаны на ипподроме, а затем он был перевезён на Гатчинский аэродром, где комиссия Всероссийского аэроклуба официально зарегистрировала первый полёт по прямой, на расстояние около 200 м. (Позднее выяснилось, что за день до этого совершил подобный полёт князь Александр Сергеевич Кудашев в Киеве). Сколько-нибудь длительных полётов на этом самолёте сделано не было из-за неудовлетворительной работы двигателя: он быстро перегревался и вынуждал идти на посадку. Не оправдал себя и S-образный профиль крыла, от которого Гаккель вскоре отказался.
1910 - Первый полёт первого моноплана Роберта Блэкберна (также известного как Monoplane No 1), британского экспериментального самолёта. Летательный аппарат представлял собой конструкцию, где двигатель и кресло пилота располагались на трёхколесной платформе. Хвостовое оперение располагалось на выдвинутой от крыла открытой ферме. На летательный аппарат был установлен двигатель Green мощностью 35 л.с., который при помощи цепи приводил во вращение пропеллер. Самолёт был спроектирован и построен на фирме Thomas Green & Sons в Лидсе. Первые испытания были проведены на пляже между Солтберном и Марске в апреле 1909 года. Тут были сделаны только несколько пробежек и прыжков, взлететь самолёт не сумел. Единственный полёт моноплана Блэкберна длился 1 минуту и закончился падением летательного аппарата. Он был разрушен и восстановлению не подлежал.
1914 - Лётчик Гаро (Roland Garros) на аэроплане Шмитта No.7 установил рекорд дальности полёта с тремя пассажирами - 67 км.
1914 - Перелёт Киев - Гатчина (1277 км за 7 часов 45 минут лётного времени) Петра Николаевича Нестерова с механиком Геннадием Матвеевичем Нелидовым на Nieuport IV.
1918 - Образовано Главное управление рабоче-крестьянского красного воздушного флота (Главвоздухофлот).
1920 - Совершил первый полёт построенный по заказу первого лётчика-испытателя фирмы Роберта Мантера, в единственном экземпляре (зав. No.199), биплан BB-L6 ( Боинг Модель 8 ). Коробка крыльев была взята почти целиком у ВВ-1, но стабилизатор устанавливался существенно ниже. В передней кабине размещались бок о бок два пассажира, в задней - пилот. Самолёт был оснащён двигателем "Холл-Скотт Л-6". Этот самолёт первым перелетел над пиком Маунт-Рэйнир высотой 4389 м. Увы, самолёт ждала печальная участь: он сгорел при пожаре в ангаре в г. Кент, штат Вашингтон.
1922 - Родился Василий Петрович Колошенко — Заслуженный лётчик-испытатель СССР(1972), Герой Советского Союза(№ 11404; 1971 г.), Мастер спорта СССР международного класса(1971).
1922 - Мастер-сержант Честер Колински на аэродроме Келли Филд, Сан-Антонио, штат Техас, делает прыжок с парашютом с высоты 10600 футов (3230 м).
1934 - Состоялся первый полёт прототипа пассажирского самолёта FK-48, разработанного голландским конструктором Фредериком Кулховеном. Самолёт разрабатывался по заказу авиакомпании KLM, планировавшей использовать его на внутренних авиалиниях. Через месяц FK-48 прошёл лицензирование и получил гражданский регистрационный номер PH-AJX. В KLM самолёт получил неофициальное прозвище Ajax и летал до 1936 года на линии Роттердам - Эндховен. После этого самолёт использовался как аэротакси и самолёт подготовки лётного персонала KLM.
Скончался на 73-м году жизни 27 сентября 2007 года от сердечной недостаточности на полигоне «Капустин Яр».Похоронен с воинскими почестями на Преображенском кладбище Москвы, рядом со своими близкими...
1935 - Cостоялся первый перелив бензина с планера на самолёт-буксировщик. Это произошло на высоте 1200 м, когда из планера Г-14 (планерист Кузьмин) за 15 минут перелили в буксировщик Р-5 (пилот Баранов) 150 кг бензина. После этого было решено построить специальный вариант планера - Г-14 "Летающая цистерна" (Г-14 ЦЛ-2А). В связи с установкой дополнительных бензобаков и увеличением полётного веса до 780 кг заводские конструкторы произвели поверочный расчёт прочности конструкции и на его основании усилили отдельные элементы планера. Горючее разместили в пяти сварных алюминиевых баках: 4 - в корневых частях крыла (по два с каждой стороны) и один бак в фюзеляже на месте задней кабины. Общая ёмкость забираемого "Летающей цистерной" топлива составила 500 л. Баки с помощью системы трубопроводов и кранов соединялись с универсальным буксировочным замком. Буксирная связь представляла собой тонкий дюритовый шланг, по которому переливалось горючее. Внутри его пропустили трос, воспринимавший силовые нагрузки.
1936 - Управляемый пилотом Леонардо Бонци впервые поднялся в воздух итальянский УТС J.6. В 1934 году итальянский инженер Альберто Йона спроектировал экспериментальный биплан J.6, верхнее крыло которого было подвижным. Оно изготовлялось из дерева и крепилось на специальных стойках над фюзеляжем и приводилось в движение посредством комплексной шарнирной конструкции и амортизаторов. Непосредственно фюзеляж изготовлялся из стальных труб, обшиваемых в задней части полотном, а в передней тонкими металлическими листами. На самолёте устанавливался 7-цидиндровый мотор FIAT A.54 (110 л.с.) закрытый кольцом Тауненда и оснащённый двухлопастным винтом фирмы Magni изменяемого на земле шага. После нескольких вылетов самолёт направили в Испытательный Центр в Гвидонии, где планировалось провести его полномасштабные испытания. По прибытию на месту J.6 получил военный код ММ.313 и периодически летал на протяжении с 1936-го по 1941-й гг., причем весной того же года мотор на нём поменяли на Alfa-Romeo D2. По результатам испытаний Министерство Авиации сделало предварительный заказ на 6 предсерийных экземпляров, на которых движущееся крыло предусмотрено не было, а двигатель был заменен на Alfa-Romeo D.2C-30 (120 л.с.) без кольца Тауненда.
1936 - Первый полёт Fieseler Fi 156 Storch. Это немецкий армейский лёгкий самолёт разведки, связи и целеуказания, созданный и широко использовавшийся в Третьем рейхе и союзных с ним странах в период с 1937 по 1945 годы. Уникальные лётные качества самолёта, помимо основного предназначения, позволяли выполнять значительно более широкий круг задач: постановка дымовых завес, сброс различного вида грузов и вооружения, морского патрулирования с применением глубинных бомб, в качестве лёгкого бомбардировщика, для эвакуации раненых и спасения сбитых лётчиков. Его выпуск продолжался до конца 1950-х годов, в основном, для частного рынка авиатехники.
В 1935 году Рейхсминистерство авиации Третьего Рейха разместило тендерный заказ на новый самолёт для люфтваффе, способный выполнять задачи разведки и рекогносцировки местности и эвакуации раненых, в соответствии с нуждами войск, выявленными в ходе некоторых исследований. Конкурс выиграла компания Fieseler — её предложение создания самолёта, отвечающего концепции «короткий взлёт и посадка» оказалось лучшим. Главный конструктор Рейнольд Мевес (нем. Reinhold Mewes) и технический директор компании Эрих Бахен (нем. Erich Bachen) предложили конструкцию, которая обеспечивала возможность практически вертикального взлёта в случае сильного фронтального ветра, крылья на земле у самолёта складывались назад вдоль фюзеляжа, пружинные рессоры подавляли около 45 см амплитуды при посадке. Самолёт мог сесть практически везде — взлётной полосы длиной всего 60 метров оказывалось достаточно, а при посадке со встречным ветром пробег был ещё короче. При транспортировке самолёт можно было перевозить сложенным в кузове грузовика или даже медленно буксировать за собой. Эта модель с лёгкостью выиграла тендер.
1938 - Экипаж военных лётчиц в составе: командир — старший лейтенант Полина Денисовна Осипенко, второй пилот — старший лейтенант Вера Фёдоровна Ломако и штурман-радист — лейтенант Марина Михайловна Раскова удивил мир, пролетев на пассажирской летающей лодке МП-1бис по прямой 1749,23 км.
1939 - Английский Imperial Airways Гидросамолёт Short "Cabot" успешно дозаправился в воздухе от бомбардировщика Handley Page, модифицированного для перевозки 891 галлонов авиационного топлива.
1939 - Совершил первый полёт первый прототип итальянского истребителя Re.2000 Falco с серийным номером ММ408 под управлением Марио Де Бернарди (Mario De Bernardi), выдающегося авиатора, выигравшего Кубок Шнейдера 1926 года на самолёте Macchi M.39.
1939 - Один из самых известных пилотов Мексики, Франциско Сарабиа (Francisco Sarabia) установил новый рекорд скорости на трассе Мехико - Нью-Йорк, пролетев 2350 миль за 10 часов 47 минут на американском спортивном самолёте Gee Bee QED.
1944 - В испытательном центре Пенемюнде был проведён первый испытательно-боевой пуск комплекса "Мистел-1" (Mistel, нем. Mistletoe), также известен как «Папа и сын» (нем. Vati und Sohn) - связка состоящая из пилотируемого истребителя "Bf-109F-4",установленного "верхом" на "Ju-88A-4",начинённого взрывчаткой, фактически являющимся летающей бомбой. Систему пилотировал испытатель фирмы "Юнкерс" З.Хольцбаур. Испытание прошло неудачно. Система предназначалась для поражения наземных объектов в глубоком тылу противника.
1947 - Лётчик-испытатель Виктор Николаевич Юганов выполнил на истребителе И-307 ("ФФ") первый вылет, а через три дня второй. С целью улучшения взлётно-посадочных и лётных характеристик истребитель МиГ-9 был оснащён двумя форсированными двигателями BMW-003с с тягой по 1050 кгс. 19 мая 1947 года, был выпущен из производства и передан на заводские испытания.
1948 - Первое огневое испытание ЖРД РД-100 на стенде №1 ОКБ-456 (НПО «Энергомаш», г.Химки).
1948 - Джеки Кокран устанавливает рекорд скорости на 1000-километровой базе на Р-51В "Мустанг" - 693,78 км/ч.
1949 - Первый запуск по вертикальной траектории геофизической ракеты В-1А.
1952 - Лётчик-испытатель ОКБ Григорий Александрович Седов поднял первый прототип истребителя И-360 (изделие СМ-2/1 ) в воздух. За период с 24 мая по 28 сентября были выполнены 46 полётов и сняты лётно-тактические характеристики самолёта, но из-за недоведённости двигателей лётные испытания закончить не удалось, и 30 сентября машину вернули на завод.
1956 - Колетт Дюваль, французская парашютистка (и модель!), установила рекорд свободного падения среди женщин. Прыгнув с 35000 футов (10668 м) она открывает парашют на высоте 800 футов после более чем 3 мин падения.
1956 - Компания Piper подняла в воздух опытный экземпляр нового одномоторного четырёхместного моноплана с закрытой кабиной Piper РА-24, затем обозначенного РА-24-180 Comanche. Этот самолёт с очень хорошими аэродинамическими обводами был свободнонесущим монопланом цельнометаллической конструкции и имел убирающееся трёхопорное шасси с носовым колесом, цельноповоротный стабилизатор и двигатель Lycoming O-360-A1A мощностью 180 л.с. Первый серийный самолёт совершил полёт 21 октября 1957 года.
С самого начала существовало четыре его варианта: Standard, имевший обязательное основное оборудование, а также Custom, Super Custom и AutoFlite. Возможности самолёта РА-24-180 Comanche были вначале продемонстрированы американцем М. Конрадом, установившим мировые рекорды для этого класса в дальности прямолинейного полёта 11211,83 км, 11138,72 км по замкнутой дистанции в 1959 году и 1960 году соответственно, и в полёте на модели РА-24-250 Comanche в 1959 году в дальности полёта 12341,26 км. Самолёт РА-24-250 Comanche, который вскоре присоединился к модели РА-24-180 (произведено 1143 экземпляра) хотя и был сходен с ней, отличался двигателем Lycoming О-540-А1А мощностью 250 л.с. (произведено 2537 экземпляров).
1957 - В Советском Союзе с ракетного полигона "Капустин Яр" (Астраханская обл., Россия) осуществлён пуск геофизической ракеты Р-2А с собаками Рыжая и Джойна на борту. Обе собаки погибли из-за разгерметизации кабины.
1962 - Лейтенант ВМС США Малькольм Скотт Карпентер, астронавт НАСА, стартовал на борту Mercury-Atlas 7 с мыса Канаверал. Это был четвёртый пилотируемый космический полёт американской космической программы.
1967 - Впервые поднялась в воздух Boeing-377MG "Мини-гуппи", в том же году самолёт участвовал в авиасалоне в Ле Бурже под выставочным номером 207. Впоследствии он был приобретён фирмой "Гольфстрим Америкэн" и зарегистрирован как N422AJ.
1968 - Постановление Совета Министров СССР о проектировании самолёта Е-155МП в трёх модификациях: истребителя-перехватчика Е-155МП как составляющей авиационного всевысотного комплекса перехвата воздушных целей С-155М, фронтового разведчика-бомбардировщика Е-155МРБ и "чистого" разведчика E-155MP с представлением на совместные государственные испытания в 4-м квартале 1971 года. Перехватчик Е-155МП должен был стать первым в мире боевым самолётом, основу системы управления вооружением которого должна была составить РЛС, имеющая фазированную антенную решётку (ФАР) «Заслон». Данная РЛС могла обеспечить истребителю обнаружение воздушных целей различных типов на значительном удалении во всем диапазоне скоростей полёта и высот.
1969 - Совершил первый полёт опытный экземпляр модели SIAI-Marchetti SM.1019. Он представлял собой модернизированный вариант самолёта связи с укороченным взлётом и посадкой Cessna Model 305A/O-1 Bird Dog. Изменения заключались в использовании турбовинтового двигателя Allison 250-B15C мощностью 317 л.с. и новой форме хвостового оперения. Самолёт подтвердил свое превосходство над единственным конкурентом - моделью Macchi AM-3C. Итальянскими вооруженными силами были заказаны 100 экземпляров, которые начали поступать с лета 1976 года. Серийные самолёты имеют более мощные турбовинтовые двигатели Allison 250-В17В мощностью 400 л.с. и носят в компании обозначение SM.1019A, а в армии - SM.1019E.I.
1972 - Родился Максим Викторович Сураев — Герой Российской Федерации и Лётчик-космонавт Российской Федерации (30 октября 2010 года). Совершил 2 космических полёта: 30.09.2009 (Союз ТМА-16) и 28.05.2014 (Союз ТМА-13М). Продолжительность полётов 334 суток 12 часов 10 минут. Совершил 2 выхода в открытый космос суммарной продолжительностью 9 часов 25 минут.23 сентября 2016 года приказом начальника ЦПК освобождён от должности инструктора-космонавта-испытателя 2-го класса и уволен из ЦПК в связи с избранием депутатом Государственной Думы РФ.
1974 - Катастрофа самолета Ту-22П, аэродром Барановичи, КК п/п-к Малышев Г.В.
Метеоусловия: облачность 7 баллов, высота нижней границы облаков 2100м, видимость 10км, ветер справа под 40 град, 5—7 м/с. Экипаж выполнял перелёт с аэродрома Барановичи на аэродром Озерное. На 23-й секунде разбега при скорости около 320 км/ч на удалении 1740 м от начала ВПП в гермокабине возник пожар, создавший аварийную обстановку.
При отсчёте штурманом скорости 300 км/ч лётчик приступил к созданию взлётного угла, через 2с после отсчёта 300 км/ч командир корабля, получив доклад от штурмана: «Пожар у нас, командир, пожар!», прекратил взлёт на скорости примерно 350 км/ч. Убрав РУД обоих двигателей и принудительно опустив переднее колесо, летчик приступил к торможению основными тормозами и доложил руководителю: «Прекратил, убрал, машину», требуя пожарную машину к месту остановки самолёта. В последующем КК, видя неизбежность выкатывания на грунт, выключил двигатели и экипаж обесточил самолёт. При сходе на грунт самолёт получил продольную раскачку, в результате чего за 30 м до железнодорожной насыпи подломилась передняя стойка шасси и самолёт опустился на нос. На скорости 200—220 км/ч самолёт столкнулся с железнодорожной насыпью, находящейся на расстоянии 408 м от торца ВПП, перескочил на другую сторону железной дороги, взорвался и сгорел. Экипаж в составе трёх человек погиб(командир полка Георгий Малышев, старший штурман Эдуард Карташов и начальник связи полка Николай Елифанов). После столкновения самолёта с препятствием большинство элементов конструкции и оборудования гермокабины сгорело, точное место очага пожара установить не представлялось возможным. Наиболее вероятным местом возникновения очага пожара мог быть район левого борта кабины, между сиденьями штурмана и командира корабля.
1975 - Запуск КК "Союз-18" , командир: Пётр Ильич Климук (2-й космический полёт),бортинженер: Виталий Иванович Севастьянов (2-й космический полёт).
Вторая экспедиция на станцию «Салют-4», длительностью 63 дня. Одна из задач полёта — изучение долгосрочного пребывания человека в космосе. Экипаж выполнил ряд биомедицинских экспериментов. Проведены комплексные исследования реакции организма человека на действие факторов длительного космического полёта. Испытаны различные средства профилактики неблагоприятного действия невесомости. Также проведён большой комплекс исследований Солнца, планет и звёзд в широком диапазоне электромагнитного спектра. Впервые выполнены комплексные фото- и спектрографические исследования полярных сияний, а также серебристых облаков. Самостоятельной частью программы полёта «Союза-18» была отработка новых систем и приборов перспективных КК и орбитальных станций.Посадка 26 июля 1975 года.
1976 - Сверхзвуковые авиалайнеры Concorde - один British Airways, другой Air France - приземлились в международном аэропорту Вашингтона Даллес. Это первые Конкорды посетившие Соединенные Штаты.
1986 - Начались Государственные совместные испытания самолёта Су-27УБ (Т-10У).
1991 - Во время операции «Соломон» (военная операция Израиля по вывозу эфиопских евреев в Израиль) «Boeing-747» авиакомпании El Al (борт 4X-AXD) перевёз в Израиль за один полёт 1122 пассажира.
1993 - Огнём с земли сбит гражданский вертолёт Ми-6 №21180 НПО "Взлёт" (Ермолинская ЛИБ). Вертолёт работал по контракту с фирмой "Курьер ЛТД" (г.Черкесск), доставляя грузы в осаждённый город Ткуарчал и эвакуируя гражданское население обратными рейсами. В этот день экипаж Н.М. Касимова выполнял полёт из н.п. Хабез в Ткуарчал с грузом 4 тонн муки и медикаментов, следуя на высоте 3500 м. На траверзе н.п. Сакени, Гульрипшского р-на, по вертолёту была выпущена ракета со стороны грузинских позиций, после попадания которой он загорелся и упал на землю. Экипаж из пяти человек в составе командира Николая Мусаевича Касимова, второго пилота Чупрова Леонида Михайловича (командир Ми-8, полетел заменив второго пилота), штурмана Савельева Александра Валерьевича, бортрадиста Фёдорова Евгения Александровича и бортмеханика Царёва Владимира Александровича погиб...
1995 - Первый полёт фронтового ударного истребителя MIG-21-2000, модернизированного израильской фирмой Lahav Division of Israel Aircraft Industries (IAI).
2019 - Компания SpaceX запустила 60 тестовых спутников системы глобального интернета Starlink на низкую околоземную орбиту высотой 440 км с помощью ракеты-носителя Falcon 9. Все 60 спутников отделились от второй ступени одновременно, используя только инерцию, полученную от вращения ступени. Starlink — проект системы околоземных спутников, разработанный и осуществляемый компанией SpaceX, с целью создания дешёвого и высокопроизводительного спутникового интернет-канала связи и технических передатчиков для приёма и передачи сигнала с земли и орбиты.
Свежие комментарии