

1895 - Родился летчик-испытатель И.Ф.Козлов.
В армии с 1915 г. В 1916 г. окончил машинную школу Балтийского флота. Служил мотористом отряда морских самолетов Балтийского флота. Участник Гражданской войны, в 1918-1920 гг. — моторист и бортмеханик 1-го воздушного дивизиона гидроавиации (Восточный и Южный фронты).
В 1921 г. окончил Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу и Зарайскую летную школу первоначального обучения, в 1922 г. — 1-ю Московскую высшую авиационную школу красвоенлетов. В 1922—1924 гг. — летчик-инструктор Севастопольской военной авиационной школы летчиков, в 1924—1925 гг. летчик-инструктор Московской высшей авиационной школы. С 1925 года - лётчик-испытатель НИИ ВВС. Провел испытания Б-1 (1926), И-1 (1927), Р-1 (1928), АНТ-5 (1927), Хейнкель HD-37 (1928), И-4 (1929). В июне 1927 после ряда ночных подготовительных полетов И.Козлов и Б.Стерлигов на Р-1 провели первый ночной полет по компасу из Москвы в Серпухов. 28 февраля 1929 потерпел аварию на И-4 дублере из-за того, что оторвался кок винта. С 1931 года - лётчик-испытатель, зам.начальника ОЭЛИД ЦАГИ (1933-1940). В 1935 подготовил первый выпуск летной школы при ЦАГИ - Ю.К.Станкевич, Н.С.Рыбко, Г.М.Шиянов.Провел испытания АНТ-14 (1931), АНТ-23 (И-12; 29.08.1931), Файрфлай IIM (1931-32), И-14 (АНТ-31; 1933), АНТ-21 (МИ-3; 23.05.1933), Сталь-МАИ (1934), Р-5 с V-образным оперением (1935). 21 марта 1932 после взрыва при стрельбе из 3-дюймовой ДРП сумел посадить АНТ-23 на аэродром, переломил хвостовую балку, но машину спас. 14 сентября 1933 в испытательном полете на МИ-3 2М-34Н (АНТ-21) сломались рули направления и И.Ф.Козлов с трудом посадил самолет, снеся шасси. Освоил 70 типов самолётов, среди них 20 опытных. 31 декабря 1940 назначен начальником летно-испытательной станции (ЛИС) завода №115.
C 1941 - заместитель начальника ЛИС по летной части авиазавода №21 (г.Горький). Начальник ЛИС авиазавода № 293 в г.Москве (до 1953). Умер в 1973 году.

1911 - Первый беспосадочный полёт из Лондона в Париж осуществляет главный пилот-инструктор лётной школы Блерио в Хендоне Пьер Приер на моноплане Blériot XI с двигателем «Гном» мощностью 50 л.с. Он вылетает с аэродрома Хендон и через 3 часа 56 минут приземляется на аэродроме Исси-ле-Мулино. Полёт был выполнен на ныне одной из самых оживлённых трасс в европе. Перелёт занял 3 часа 56 минут.

1915 - Летающая лодка М-5 Д.П. Григоровича в Севастополе прошла боевые испытания. Её только-только выпустили весной и вот она совершила свой первый боевой вылет. В дальнейшем, вплоть до 1923-го, лодка строилась серийно. Всего выпустили около 300 машин.

1928 - Родился авиаконструктор В.И.Близнюк ("Ту").
В 1953 году окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе.
С 1952 года работал в конструкторском бюро А. Н. Туполева, где в первые годы работы принимал участие в разработке тактического ударного самолёта Ту-91 и серийного стратегического бомбардировщика Ту-95.
В 1957 году в ОКБ Туполева было создано подразделение беспилотной авиационной техники под руководством А. А. Туполева. В нём В. И. Близнюк руководил разработкой технических проектов беспилотных комплексов, в том числе Ту-121 «C», Ту-123, Ту-143, Ту-141, а также, с начала 1970-х годов — разработкой воздушно-космических систем — ударной беспилотной Ту-130 «ДП» и орбитального пилотируемого летательного аппарата Ту-136 «Звезда».
Валентин Близнюк внёс значительный вклад в разработку первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 — был начальником отдела «Общих видов» этого проекта, затем заместителем главного конструктора.
Работа над стратегическим авиационным комплексом Ту-160 началась в конце 1960-х годов с активным участием В. И. Близнюка. В 1975 году он становится главным конструктором проекта и заместителем Генерального конструктора ММЗ «Опыт» А. А. Туполева. Валентин Близнюк не только осуществлял общее руководство проектом, но и непосредственно руководил разработкой аэродинамической схемы самолёта, его силовой установки, включая многие инновационные разработки. В 1981 году разработанный Близнюком Ту-160 впервые поднялся в воздух, а в 1987 году поступил на вооружение ВВС СССР.
В последние годы Валентин Близнюк в качестве главного конструктора руководит работами по модификации, модернизации и дооснащению комплекса Ту-160, благодаря которым он до сих пор считается самым мощным в мире. Кроме того, под его руководством разрабатывался проект грузового самолёта Ту-330.

1937 - Родился летчик-испытатель и космонавт И. Волк.
Занимался в Курском аэроклубе, первый полёт совершил в апреле 1954 года.
С 1954 г. — на действительной службе. В 1956 досрочно (за два года) окончил Кировоградское военное авиационное училище лётчиков (КВАУЛ). С 1956 г. служил лётчиком Бакинского округа ПВО, Азербайджанская ССР, летал на самолётах Ил-28, Ту-16. Вышел в запас в 1963 г. в звании старший лейтенант, с 1987 г. — полковник запаса.
Общий налёт более 7000 часов, из них в испытательных полётах более 3500 часов. С 1965 г. лётчик-испытатель 4-го класса, с 22 июля 1966 г. лётчик-испытатель 3-го класса, с 1969 г. лётчик-испытатель 2-го класса, с 16 ноября 1971 г. лётчик-испытатель 1-го класса. С 1984 г. Космонавт 3-го класса.
В 1963—1965 гг. прошёл обучение в Школе лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института имени Громова (ЛИИ), с 1965 г. на лётно-испытательной работе в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ. В 1995—1997 гг. работал начальником этого центра, заместителем начальника ЛИИ. Уволился из ЛИИ 26 февраля 2002 г.
За годы работы летал на всех типах отечественных истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолётов. Особое умение проявил в сложных испытаниях различных самолётов на штопор. Первым в мире провёл испытания поведения самолётов на больших закритических углах атаки (до 90°), выполнив фигуру высшего пилотажа «кобра».
Без отрыва от основной работы в 1969 году окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.
В рамках авиационно-космической программы «Спираль» в мае 1976 года проводил испытания дозвукового аналога орбитального самолёта — МиГ-105.11 (начальный этап)
12 июля 1977 года зачислен в группу специальной подготовки по программе «Буран», 3 августа 1978 года получил положительное заключение Главной медицинской комиссии (ГМК). В конце 1978 года назначен командиром создающегося отряда лётчиков-испытателей № 1 комплекса «А» ЛИЦ ЛИИ.
Приказом Министра авиационной промышленности СССР от 23 июня 1981 года № 263 (приказ начальника ЛИИ от 10 августа 1981 года № 26) в ЛИИ им. М. М. Громова был создан отраслевой Отряд космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР в составе лётчиков-испытателей: Волк И. П. — командир, Левченко А. С., Станкявичус Р. А. и Щукин А. В. (первый набор).
С апреля 1979 по декабрь 1980 года прошёл общекосмическую подготовку в ЦПК им. Ю. А. Гагарина, 12 февраля 1982 года ему присвоена квалификация космонавт-испытатель.
С сентября 1982 по май 1983 года проходил подготовку к космическому полёту в составе основного экипажа совместно с Леонидом Кизимом и Владимиром Соловьёвым, но в связи с изменением программы полётов станции «Салют-7» был выведен из экипажа.
С 26 декабря 1983 года проходил подготовку к полёту на КК «Союз-Т». Совершил космический полёт (с 17 по 29 июля 1984 года) в качестве космонавта-исследователя корабля «Союз Т-12» (экипаж: Джанибеков, Савицкая). Работал на орбитальном комплексе «Салют-7» — «Союз Т-11» (экипаж: Кизим, Соловьёв, Атьков) — «Союз Т-12». Экспедиция посещения вернулась на Землю на КК «Союз Т-11». Продолжительность полёта — 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд. В рамках испытаний сразу после приземления пилотировал вертолёт и самолёты Ту-154 и МиГ-25 по маршруту Байконур — Ахтубинск — Байконур с целью оценки возможностей пилота после нахождения в условиях невесомости.
И. П. Волк в ходе испытаний проекта «Буран» выполнил пять рулёжек и тринадцать полётов на специальном экземпляре корабля. Он должен был стать командиром экипажа первого пилотируемого космического полёта МТКК «Буран» (совместно с Римантасом Станкявичюсом). Однако корабль совершил лишь единственный полёт в автоматическом режиме, после чего программа была прекращена. Огромная заслуга в успешном завершении этого уникального полёта принадлежит И. П. Волку и его товарищам по отряду ЛИИ им. М. М. Громова.
Проходил подготовку в качестве командира экипажа совместно с Александром Иванченковым. До 1995 года оставался в составе отряда космонавтов.
Умер 3 января 2017 года.
1937 - Родился С.Н. Конюхов, Генеральный конструктор -Генеральный директор ГКБ «Южное», д.т.н., академик НАН Украины, лауреат Государственной премии СССР.
1937 - Англичанин Фрэнк Уиттли испытал первый рабочий образец своего турбореактивного двигателя. Сначала при помощи 20-киловаттного электродвигателя турбину с компрессором раскрутили до 2000 об/мин, затем Уиттл открыл кран подачи керосина, и... окрестности Латтенуорта были оглушены неслыханным доселе грохотом. Извергающееся из U.1 пламя производило устрашающее впечатление, тем не менее, двигатель работал! Фрэнк и его друзья искренне радовались своей победе. Однако, как и во всяком новом деле, за первым успехом вскоре последовали сплошные трудности: стали течь топливопроводы, прогорать камера сгорания и сопло, двигатель "шел в разнос", быстро превышая назначенные предельными 8000 об/мин, и т.д.
В 1927 г. Ф. Уиттл, 20-летний кадет училища Королевских ВВС Великобритании, подготовил реферат на тему «Пути совершенствования конструкции самолетов». Он высказал предположение, что вскоре самолеты будут летать со скоростью свыше 800 км/ч (у самых быстрых самолетов того времени скорость не превышала 300 км/ч), на больших высотах и с турбореактивными, а не пропеллерными двигателями. В 1930 г. Уиттл получил патент на газотурбинный реактивный двигатель, который мог работать на дешевом горючем. Но в министерстве авиации не заинтересовались его изобретением. В 1936 г. Уиттл с компаньонами создал фирму «Пауэрджетс», на которой собирались турбореактивные двигатели. Первый из них пред- назначался для оснащения небольшого самолета с взлетной массой менее тонны, но способного развивать скорость ок. 800 км/ч. «Горячий» запуск двигателя (с воспламенением топлива) состоялся 12 апреля 1937 г. После устранения ряда недоработок 15 мая 1941 г. первый английский реактивный самолет Е28/39 с турбореактивным двигателем поднялся в небо. К 1944 г. компания Gloster Aircraft Company собрала первый реактивный истребитель, принятый на вооружение королевских ВВС. С июля 1944 г. они успешно уничтожали немецкие самолеты благодаря высокой скорости. И сегодня авиационные турбореактивные двигатели Уиттла применяются в самолетостроении во всем мире.
1947 - Hодился В.Г. Лысенко, лётчик-испытатель 1 класса, пилот ГА 1 класса, мастер спорта международного класса. Закончив ХАИ в 1971 с отличием, работал инженером на стенде статических испытаний в ОКБ. Затем учился и закончил Кременчугское лётное училище ГА в 1975, Кировоградскую ШВЛП ГА – 1976. 1980—1981 — слушатель Школы лётчиков-испытателей МАП в г. Жуковском. С 1 сентября 1981 года — лётчик-испытатель ОКБ Антонова 3, 2, 1 классов, лётчик-инструктор, заместитель начальника ЛИС по организации лётной работы. Освоил и проводил испытания самолётов: Як-18, Як-12М, Л-13, Як-40, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, Су-15, Су-17, Ил-14, Ил-18, Ил-76, Ту-16, Ту-124, Л-39, Ан-2, Ан-3, Ан-14, Ан-14Ш, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-30, Ан-32, Ан-22, Ан-71, Ан-72, Ан-72П, Ан-74, Ан-124, Ан-225, Ан-70. Общий налёт 8 944 ч, из них испытательный 2 261 ч, в СМУ — 2 671 ч. Погиб 10 февраля 1995 года при испытаниях самолёта Ан-70 (командир экипажа – С.В.Максимов).
1948 - Под управлением Джона Дерри на третьем экспериментальном самолёте D.H.108 Swallow установлен рекорд скорости на стокилометровом замкнутом маршруте, равный 974,02 км/час. От предшественников самолёт отличался остроконечным носом и более обтекаемым фонарем кабины, был оснащён двигателем Goblin 4 с тягой 1701 кгс.
1950 - Начались (по 3 мая) Госиспытания истребителя-перехватчика Ла-200, ОКБ Лавочкина. Госиспытания начались очень энергично, был выполнен 31 полет. Их проводили лётчики-испытатели ГК НИИ ВВС И. М. Дзюба, В. Г. Иванов и В. П. Трофимов. В полётах выявились ненормальности, которые не были обнаружены раньше. Лётчики испытывали самолет на самых неожиданных режимах и выяснили, что при дросселировании заднего двигателя до малых оборотов при полном газе переднего на приборных скоростях выше 650 км/ч возникает тряска хвостовой части фюзеляжа. Другим недостатком было появление кренения самолета влево на скорости выше 820 км/ч по прибору. Кроме того, малонадежными оказались спаренные колеса шасси - они часто выходили из строя. Неустойчиво работала радиостанция РСИУ-3. Ввиду этого, 3 мая госиспытания были прерваны и Ла-200 возвратили на завод для устранения дефектов.

1951 - Советские МиГ-15 сбили 10 бомбардировщиков B-29 и 3 истребителя прикрытия F-80C. В истории ВВС США этот день, 12 апреля 1951 года, именуется «Чёрным четвергом».
1953 - В районе р-н Супхунской ГЭС в воздушном бою сбит лучший американский ас корейской войны капитан Джозеф Кристофер Макконнелл-младший (Joseph Christopher McConnell Jr.), имевший на тот момент 8 побед (к концу войны имел на своём счету 16 побед). Его самолёт подбил капитан Семён Федорец (913-й истребительный авиаполк), МиГ-15 которого затем также был повреждён удачной очередью его жертвы. Это был его пятый сбитый F-86 (всего одержал 7 официальных и 1 неподтвержденную победу).
Оба пилота катапультировались:
Макконнелл предварительно сумел дотянуть на своём «Сэйбре» до Жёлтого моря, и после приводнения его очень быстро эвакуировал вертолёт американской поисково-спасательной службы. Как он сказал своим товарищам, вернувшись на базу: «слегка ноги замочил».
Семён Федорец после месяца лечения и отдыха вернулся в свой полк и до конца войны выполнил еще 20 боевых вылетов, сбив при этом два "Сейбра" (последний - 19 Июля 1953 года, над аэродромом Дапу ).

1961 - Первый в мире космический полет, совершенный Юрием Гагариным.
Эти 108 минут - один виток вокруг Земного шара - возвестили начало пилотируемых космических полетов.
1962 - Последним из рекордов, установленных по программе High Jump, на многоцелевом истребителе F4H-1 стал рекорд скорости подъема на высоту 30000 метров за 371,43 секунду, поставленный подполковником Нордбергом.

1964 - На орбиту вокруг Земли выводится космический аппарат «Полёт-2», способный осуществлять многократные маневры в космосе, что обеспечивало возможность сближения с другими КА. Первый в мире маневрирующий на орбите КА «Полёт-1» был запущен 1 ноября 1963 года. Оба аппарата использовались в рамках отработки КА-перехватчика типа «ИС»
1964 - В Златоусте над городским прудом совершил свой первый полет «Малыш» — легчайший самолет в мире (около 100 кг) конструкции Л.А.Комарова, построенный в 1963–1964 членами авиакружка Златоустовского Дворца пионеров.
1966 - Американские стратегические бомбардировщики "Б-52" впервые бомбили Северный Вьетнам. Новое развитие тактики "ковровых бомбёжек". Широкое применение напалма и кассетных бомб.
1976 - с Ан-12ПС, пилотируемого В.М. Гришиным, был выполнен первый сброс катера с экипажем на борту, по случаю, пришедшийся как раз на День Космонавтики. Экипажи катеров отбирались исключительно из добровольно изъявивших желание испытателей (правда, и материальное поощрение за работу повышенной сложности предусматривалось). Первыми экспериментаторами-десантниками стали четыре человека, имевшие большой опыт парашютной подготовки и прыжков в море: О.А. Иванов, И.Е. Демченко, A.M. Бабырь, К.Г. Анашкин. Организацией и подготовкой испытаний занимались инженеры-испытатели М.С.Суханов и И.Г. Попов. С воздуха за десантированием велось наблюдение и фотосъемка с борта вертолета, он же при необходимости должен был оказать помощь экипажу сброшенного катера. Работа прошла успешно, приводнился "Ерш" в штатном режиме и уже через несколько минут экипаж открыл люки и выбрался на палубу.

1978 - Женский мировой рекорд скорости на замкнутом маршруте 1000 км - 2333 км/ч, С.Е.Савицкая на Е-133 (МиГ-25ПУ)
1981 - Первый орбитальный полет многоразового ВКС "Спейс Шатл". Первый полёт шаттла «Колумбия». Экипаж: Джон Янг — командир, ветеран программ «Джемини» и «Аполлон»; Роберт Криппен — пилот.
1984 - Поднялся воздух серийный истребитель-перехватчик Tornado ADV (Air Defence Variant - вариант самолета ПВО), Разработчик: Panavia, International.
Первые 18 истребителей, поставленные ВВС Великобритании к октябрю 1985 г., были выпущены в варианте Tornado F.2 с двумя двигателями RB.199 Mk.103. В июле 1986 г. начались поставки перехватчиков в варианте F.3 с двигателями RB.199 Mk.104 и усовершенствованным бортовым оборудованием. В дальнейшем на самолетах F.2 также предполагается установить БРЭО истребителя F.3 (без замены двигателей), после чего они получат обозначение F.2A.

1995 - Инженер-испытатель В.Г. Северин осуществил первое катапультирование из самолета Су-29ЛЛ при помощи СКС-94 НПП "Звезда" для легких самолетов
1996 - Образован ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс", Самара
Всемирный День космонавтики
Свежие комментарии